Методы изучения эффективности воспитательной работы и диагностики уровня воспитанности учащихся
Для изучения результатов эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, по мнению М.И.Рожкова и Л.В.Байбородовой, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся.
Для этого используются наблюдения за поведением детей или создаются специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.
Может быть использована следующая схема наблюдения за поведением младших школьников, проявлением качеств личности, отношением к различным видам деятельности и одноклассникам:
ФИО | Утренник | Субботник | Концерт | Турпоход |
Методика «Акт добровольцев». Например, в школе или классе появляется объявление:
«Кто хочет принять участие в разработке и проведении Новогоднего праздника для малышей детского сада, ждем вас в актовом зале….». Или педагог обращается к ученикам: «Ребята, надо помочь убрать пришкольную территорию. Это будет завтра после уроков. Кто хочет потрудиться?»
Для выявления мотивов поведения в ситуации выбора можно также предложить выбрать предмет деятельности из предложенного перечня конкретных дел или выбрать занятие с указанием его главного назначения:
— проявить свои таланты;
— сделать приятный сюрприз для друзей (одноклассников);
— оказать помощь малышам;
— поиграть, весело провести время;
— научиться вступать в контакт с незнакомыми людьми и т.д.
Представления о нравственных нормах, качествах, а также направленность личности, ее ценностные ориентации изучаются с помощью опросных методов (анкетирование, интервьюирование, тестирование, письменный опрос). Используется и метод «недописанный тезис» (предпочтительно проводить в устной форме при условии быстрого ответа). Например, ученику предлагается продолжить предложения:
Добрый человек всегда…
В хорошей школе…
Если бы я был директором…
Самое главное в жизни… (далее от этого…)
Нельзя говорить плохие слова, потому что…
Если я увижу, что сильный обижает слабого, …
Если бы у меня была волшебная палочка,…
Настоящий мужчина никогда…
Тот, кто плохо относится к своим родителям…
Больше всего я люблю…
В опыте работы педагогов используются также следующие методы диагностики: социометрия, ранжирование, анализ школьной документации и продуктов творческой деятельности учащихся, экспертная оценка.
Изучение эффективности конкретной формы воспитательной работы предусматривает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами, усилиями педагогов, организаторов проводимой работы.
Результаты мероприятия характеризуются;
— степенью решения воспитательных задач;
— мерой влияния на развитие отношений между детьми;
— влиянием на развитие активности и творчества учащихся;
— созданием реальных условий для проявления индивидуальности и самореализации.
Для изучения эффективности воспитательных мероприятий используются различные способы.
1)Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия, фиксация позиции каждого ребенка по определенным показателям.
2)Наблюдение за поведением детей, их отношениями после проведения мероприятия. К примеру, если после проведения этического занятия дети продолжают обсуждать затронутую проблему, можно судить о том, что занятие в определенной мере достигло своей цели.
3)Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесообразно использовать часто. Опрос целесообразен в том случае, если мероприятие проходило впервые или есть сомнение в эффективности или целесообразности тех или иных используемых средств.
Можно использовать открытые вопросы: Что получилось, было самым удачным? Что не получилось и почему?
Методом изучения эффективности воспитательной работы может служить коллективный анализ проведенных дел, в целом жизнедеятельности класса (школы) за определенный период. К примеру,можно задать такие вопросы:
— Назовите самые запомнившиеся дела (до этого места…).
— После каких мероприятий улучшились взаимоотношения в классе?
— При проведении каких дел ты был организатором, чему при этом научился?
— Если бы снова проводилось это мероприятие, стал бы ты участвовать в нем?
Примерный план письменного анализа воспитательного мероприятия
1. Соответствие темы возрастным особенностям учащихся; привлекательность, нестандартность и четкость формулировки.
2. Воспитательные задачи (их нацеленность на стержневую идею, воздействие на сознание, чувства и поведение, конкретность формулировок).
3. Оборудование (соответствие содержанию, уместность, нацеленность на решение поставленных задач).
4. Подготовительная работа – степень активности детей, целесообразность, доступность.
5. План (соответствие содержанию, четкость и стилистическая правильность формулировок пунктов, логика и последовательность).
6. Начальный этап мероприятия (организационная четкость, нестандартность, эмоциональность).
7. Основное содержание – соответствие возрасту детей, объем, качество (художественная ценность), доступность, занимательность познавательный потенциал, логика и последовательность, связь с повседневной жизнью учащихся.
8. Разнообразие методов, активность воспитанников.
9. Вопросы к детям (четкость формулировок, последовательность, нацеленность на стержневую идею и внутреннюю активность детей).
10. Нестандартные приемы и методы, элементы образовательных технологий.
11. Завершающая часть (нестандартность, связь со стержневой идеей, повседневной жизнью, рефлексия, недопустимость морализирования).
12. Соответствие разработки основным методическим требованиям к проведению данной формы воспитательной работы.
13. Достигнуты ли поставленные цели и задачи воспитательного мероприятия.
14. Общее впечатление, предложения по совершенствованию содержания мероприятия.
При изучении результатов и эффективности воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы бы дополняли друг друга и подтверждали объективность, достоверность результатов изучения.
Тесты и задания для определения уровня методической подготовки студентов
ТЕСТ 1
1. Завершите фразу:
Структура воспитательной деятельности представляет собой совокупность следующих элементов: целеполагание, ….
2. Допишите: Воспитательная технология отличаются от методики тем, что….
3. Допишите: Формализм воспитательной работы заключается в следующем…
4. Выберите характеристики педагогической позиции воспитателя
а) демократическая, либеральная, авторитарная
б) положительная, отрицательная, нейтральная, неустойчивая
в) уровневая, дистанционная, эмпатийная, отношенческая
5. По какому критерию формы воспитательной работы делятся на организуемые взрослыми для детей, совместно проводимые, организуемые самими воспитанниками?
– по субъекту организации
6. Допишите: Воспитательное дело отличается от воспитательного мероприятия тем, что…
7. Какова главная задача классного руководителя?
– проведение воспитательных мероприятий
– создание благоприятных условий для индивидуального развития личности
– сплочение коллектива класса
8. Допишите: Самоуправление в школе – это… Формами его организации являются…
9. Допишите: К диалоговым формам воспитательной работы относятся…
10. Допишите: Совет дела – это… Его воспитательный потенциал состоит в …
11. Допишите: Каждое воспитательное дело, по И.П.Иванову, должно пройти шесть стадий:…
12. Соотнесите название воспитательных технологий и их элементы:
а | Технология создания климата в коллективе | Ты-сообщение |
б | Технология этической защитьы | Визуальный канал |
в | Технология создания ситуации успеха | «Лепка» |
г | Технология педагогической оценки | Авансирование личности |
д | Диалог «педагог-воспитанник» | Время на шум |
е | КТД | Наивное удивление |
ж | Групповая проблемная работа | Накопление согласий |
13. Заполните таблицу:
Направление воспитания | Главная задача, стержневая идея |
14. При проведении воспитательного мероприятия должна быть не только внешняя активность детей, но и внутренняя. Это означает…..
15. Чтобы превратить праздник в шоу, надо….
16. Воспитательные задачи театрализованной деятельности:… Формы ее организации следующие…
17. Формы педагогического взаимодействия с родителями разделяются на: 1… 2. 3…
18. Типичные методические ошибки в проведении родительского собрания…
19. Цель философского воспитания:…
20. Назовите 4-5 актуальных тем этических бесед в начальных классах.
Форма | Основные воспит. задачи | Методические требования | Типичные ошибки |
Утренник | |||
Этическая беседа | |||
Конкурс |
ТЕСТ 2
1. Перечислите 5-6 основных функций классного руководителя: …. Самая важная из них…
2. Проявления формализма в воспитательной работе: а)… б)… в)…
3. Совет дела – элемент технологии… Он представляет собой… Его воспитательное значение…
4. Сформулируйте воспитательные задачи коллективного дела «Защита профессий»
5. Перечислите типичные методические ошибки в проведении праздника для детей:…
6. Выберите, в какой группе наиболее полно перечислены методические требования к проведению конкурса:
а) организационная четкость, грамотные формулировки вопросов, компетентное жюри;
б) справедливое и посильное распределение заданий, четкие критерии оценивания результатов, готовность детей к честному соперничеству; публичное подведение итогов;
в) логика и последовательность мероприятия, объективное судейство, учет возрастных особенностей участников.
7. В какой группе перечислены ведущие методы формирования культурных навыков и привычек:
а) разъяснение, поощрение, пример, беседа;
б) порицание, соревнование, пример, рассказ, убеждение;
в) приучение, игра, упражнение, поручение, педагогическая ситуация, режим.
8. Назовите 4-5 актуальных тем этических бесед в начальных классах.
9. Перечислите формы проведения родительского собрания
10. По какому критерию формы воспитательной работы делятся на: организуемые взрослыми для детей, совместно проводимые, организуемые самими воспитанниками?
а) по продолжительности
б) по содержанию
в) по субъекту организации
11. Выберите, в какой группе перечислены основные методические требования к этической беседе:
а) нешаблонное начало беседы; содержательный, связанный с жизнью детей, материал; логика и последовательность; четкие вопросы; применение активных методов; отсутствие морализирования;
б) интересный материал; активность детей; удачный выбор темы; наглядность;
в) организованность и четкость; участие детей в подготовке беседы; соблюдение принципов воспитания; разнообразие методов.
12. Распределите приведенные ниже приемы по соответствующим воспитательным технологиям (ситуации успеха, этической защиты, педагогической оценки):
«авансирование личности», «я-сообщение», «скрытая помощь», «окультуренное воспроизведение», «неожиданное сравнение», «противопоставление достоинств отрицательному», «взять вину на себя».
Источник
Методика воспитательной работы
Методика воспитательной работы – самостоятельный раздел теории воспитания, занимающийся изучением специфики организации воспитательного процесса в образовательных, воспитательных учреждениях и детских организациях, разрабатывающий рекомендации по эффективной реализации воспитательной работы.
Классификация методов воспитательной работы
В «Российской педагогической энциклопедии» методы воспитательной работы определяются как совокупность общих способов решения воспитательных задач и воплощения воспитательных взаимодействий.
Классификация методов при этом достаточно затруднительна, поскольку имеет разделение по средствам, целям, последовательности и очередности применения.
Н. И. Болдырев и Н. К. Гончаров выделяют три основные группы методов:
- Убеждение.
- Упражнение.
- Поощрение и наказание.
В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев в свою очередь определяют другие группы:
- Организация детского коллектива.
- Убеждение.
- Стимулирование.
Т. А. Ильина характеризует следующие группы методов:
- Убеждение.
- Организация деятельности.
- Стимулирование поведения.
Г. И. Щукина объединила методы в ряд групп, среди которых многоплановое воздействие на понимание, чувства и волю учащихся, организация работы и формирование опыта социального поведения, регулировка, коррекция и стимулирование поведения и деятельности. Здесь основным аспектом классификации считается функция метода по отношению к деятельности.
Методика воспитательной работы под редакцией В. А. Сластенина определяет способы двусторонней работы педагога и учеников. Он также сформировал группы методов воспитания в 4 составляющих:
- Формирование сознания личности.
- Организация работы, общения, опыта социального поведения.
- Стимулирование, мотивация труда и поведения.
- Контроль, самостоятельный контроль деятельности и поведения.
В современной литературе описаны и другие методы классификации. Так П. И. Пидкасистый определяет метод как средство педагогического управления деятельностью, в процессе которой выполняется самореализация личности и ее многостороннее развитие.
Другой ученый В.А. Караковский предложил классификацию на основе воспитания, а именно воспитание словом, делом, ситуацией, игрой, общением, отношениями.
Виды методов
Методики воспитания в целом определяются как направление или тактика организации этой деятельности, взаимного сотрудничества учителя и учеников, ориентированного на решение задач воспитания.
Добиться положительной динамики в процессе воспитательной деятельности обеспечивает использование таких приемов как убеждение, организация работы, стимулирование поведения и деятельности.
Такой метод, как убеждение, ориентирован на сознание личности. Главным источником является слово, при этом само слово может исходить от любого участника процесса воспитания. Реализация данного метода осуществляется через беседу, рассказ, обоснование, внушение.
Одним из основополагающих средств воспитательной деятельности считается организация самостоятельной работы обучающихся. В основу этой методики входит приучение, педагогические требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое требование используется как представление исполнения определенных норм поведения, положений и правил. При этом требование могут иметь прямое или косвенное значение, где прямые озвучиваются в формате приказа, а косвенные звучат в качестве совета или пожелания.
Общественное мнение принято определять как выражение массового требования, которое используется при обсуждении действий, проведении мероприятий.
Таким образом, главной задачей создания воспитывающей ситуации является погружение личности в состояние затруднения, ситуацию выбора либо побуждения к действию.
Подобные ситуации используются в различных вариациях. Они обеспечивают усвоение ценностей, приобщение к заложенным обществом нормам поведения.
Методы стимулирования поведения и деятельности дают толчок к социально одобряемому поведению. Мотиватором выступает одобрение или осуждение поступка. Эмоциональной основополагающей считается переживание и самооценка учащегося, самостоятельное осмысление поступка на основе критики более авторитетных сверстников. В коллективных рамках личности свойственно ориентироваться на признание, поддержку и согласие с собственным поведением. В таком случае представляется возможным корректировать поведение учащихся на основании оценочных характеристик.
Выбор методов
В процессе воспитательной работы педагог ориентируется на лучшие качества личности учащегося, принимает меры для их воспитания, развития и увиливания уверенности воспитанников в себе и своих возможностях.
Применение тех или иных методов осуществляется зависимо от педагогического опыта, стиля профессиональной работы, сложившейся ситуации.
Выбор методов продиктован некоторыми определенными аспектами:
- Гуманное отношение воспитателя к воспитанникам.
- Комбинированный подход.
- Подготовка и соотношение метода к реальным условиям и средствам его реализации.
Средства воспитательной деятельности всегда зависимы от окружения и уровня становления коллектива.
Выбор того или иного метода воспитания зависит от определенных условий педагогического процесса. Предпочтение отдается основываясь на некоторых аспектах:
- Конкретизированное направление воспитания, продиктованное сложившейся ситуацией.
- Возрастные особенности воспитанников.
- Степень зрелости определенных групп учащихся.
- Личностные характеристики воспитанников.
На основании вышеизложенного формируется вывод: опытный педагог обязан владеть всеми доступными методиками воспитания и применять конкретные способы регулирования учебно-воспитательного процесса сообразно сложившейся ситуации.
Источник