Способы изучения своих способностей

5 способов узнать свои скрытые таланты и способности

Благодаря этой статье вы сможете лучше понять себя и определить свои сильные стороны

Рассказываем, как определить свои способности с помощью различных упражнений. Это поможет вам определиться, чем заниматься в будущем, какую профессию получить и в какой сфере развиваться.

Интересы

Вспомните, чем вам нравится и интересно заниматься каждый день, что вы всегда делаете с удовольствием, а не по необходимости. Скорее всего, именно эти занятия связаны с вашими способностями и склонностями. Обычно нас привлекают те сферы деятельности, для которых у нас есть данные. Даже если вы заинтересовались каким-то занятием, но вам кажется, что у вас нет способностей, не спешите отказываться от него: способности можно развить упорным трудом, а интерес – лучшая мотивация. Чтобы узнать, какие сферы вам интересны, попробуйте следующие упражнения.

Упражнение 1. Записывайте всё, чем вы занимаетесь в течение дня, а потом оцените каждое занятие по шкале от 0 до 10, насколько оно вам приятно и нравится. Делайте так несколько дней, а потом проанализируйте полученные результаты и определите круг ваших интересов.

Упражнение 2. Человек вдохновляется теми занятиями, которые ему легко даются и хорошо получаются. Понаблюдайте, какие дела в течение дня наполняют вас энергией и дают силы для достижения поставленных целей. Так вы определите ваши склонности и скрытые таланты.

Детские мечты

Наши детские мечты и фантазии часто связаны со способностями и задатками. Дети не скованы ограничениями, не оценивают, насколько реально достичь цели, они просто фантазируют, чем станут заниматься в будущем, опираясь на свои чувства и желания. На склонности и таланты указывают не только детские мечты, но и любимые игры и занятия, необычные увлечения. Всё, что выделяло вас в детстве среди других детей – любовь к животным, тяга к исследованиям или путешествиям, сочинение рассказов – может стать ключом к раскрытию вашего скрытого потенциала.

Упражнение 1. Вспомните хотя бы три детские мечты, кем вы хотели быть, и подумайте, какие качества помогли бы вам этим заниматься;

Упражнение 2. Вспомните три игры, в которые вы любили играть в детстве, или три необычных детских занятия или увлечения, которые у вас тогда были. Какие ваши умения реализовались в этих играх и занятиях?

Оценка со стороны

Собственные сильные стороны человек часто не замечает, а со стороны их видно лучше. Ведь талант бывает не только к рисованию, музыке или иностранным языкам. Возможно, вы здорово умеете смешить и поднимать настроение, способны слушать и понимать другого человека, легко объединяете людей в работоспособную команду. Но если для вас эти умения – нечто само собой разумеющееся, вы не обращаете на них внимания и тем более не используете сознательно. Обнаружить в себе подобные таланты можно с помощью других людей.

Упражнение 1. Разошлите друзьям, родственникам и знакомым список вопросов:

  • Если тебя спросят, кто такой N (ваше имя), что ты ответишь?
  • Какие сильные стороны ты у меня видишь?
  • Какие свои сильные стороны, тебе кажется, я не использую? Как бы я мог(ла) их использовать?
  • Какие свои таланты, тебе кажется, я мог(ла) бы развивать и реализовать, но не делаю этого?
  • В какой ситуации ты бы обратился ко мне за помощью? Почему? Чем я могу помочь?
  • В чём я уникален?

Чем больше людей ответит на вопросы, тем лучше. Хорошо, если среди них будут и те, кто знает вас давно, и те, с кем вы познакомились недавно. Старые друзья помогут вам выявить таланты, которые были у вас в детстве и оказались забыты. Новые знакомые – обратят внимание на ваши качества, к которым давние друзья, возможно, привыкли и не замечают.

Упражнение 2. Вспомните, каким похвалам и комплиментам других людей вы не придаете значения. Например, вам кажется, что это неоправданная лесть и ничего такого вы не умеете. Или вы сами не считаете качество, за которое хвалят, ценным. Запишите хотя бы три таких качества и подумайте, как вы можете их использовать для достижения целей.

Новые занятия

Чтобы выявить свои способности, интересы и скрытые таланты, нужно пробовать себя в разных занятиях и хобби, изучать разные предметы и дисциплины, читать научно-популярную литературу, в которой рассказывается о разных областях человеческой деятельности, предметах и явлениях окружающего мира. Помимо книг, можно смотреть тематические документальные фильмы, лекции и подкасты в интернете.

Упражнение. Изучите три темы, о которых вы мало знаете, из любой сферы человеческой жизни (высокие технологии, медицина, география, кулинария и так далее). Представьте, как вы могли бы реализовать себя в этих сферах. Какие из ваших качеств могут помочь вам достичь в них успеха?

Результаты

Наши способности и таланты помогают нам добиваться высоких результатов, даже если мы этого не замечаем. Попробуйте распознать свои скрытые резервы, ориентируясь на области, в которых вы успешны.

Упражнение. Вспомните минимум три ситуации успеха. Это могут быть победа в соревновании, на олимпиаде, овладение новым навыком, примирение с другом после ссоры. Запишите ваши качества, которые, по вашему мнению, помогли достичь этого конкретного результата или цели.

Читайте также:  Способы лазания по дереву

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Источник

Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии

Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.

А чтобы не ограничиваться только проверкой, но и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей

Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? Способности – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности. Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое.

Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

  1. Креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
  2. Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).

Критерии оценки творческих способностей

Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:

  • как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)
  • насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)
  • насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).

Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:

  1. Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.
  2. Гибкость (разнообразие ответов).
  3. Оригинальность (редкость идей).
  4. Разработанность идей (детализация).

Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:

  • внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
  • разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
  • гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
  • оригинальность (отказ от шаблона)
  • вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
  • конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
  • абстрактность (умение синтезировать)
  • гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
  • независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
  • открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).

Принципы методики диагностики творческих способностей

При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).

«Рекомендация. Сегодня для оценки уровня креативности в основном применяются диагностические методики Торренса, Гилфорда и Джонсона. Попробуйте выяснить свой уровень креативности с их помощью».

Основные принципы диагностики творческих способностей:

  1. Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
  2. Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
  3. Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).
  4. При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).
  5. Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
  6. Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.

«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».

Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации. Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.

Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.

Читайте также:  Характер износа деталей способы их восстановления

Опросник определения уровня креативности

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

  1. Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
  3. Я не любою выполнять регламентированную работу.
  4. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
  5. Я люблю предаваться фантазиям.
  6. Увлечения обогащают жизнь человека.
  7. Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
  8. Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
  9. Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
  10. Даже к обычному делу я отношусь творчески.
  11. Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
  12. Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
  13. Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
  14. Мне нравится работа дизайнеров.
  15. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности, 6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому

Источник

Методы исследования способностей

Одной из сложных проблем является диагностика способностей. Эта сложность объясняется многоуровневой структурой способностей. На первом этапе диагностирования важно выявить потенциальные возможности развития общих и специальных способностей, т.к. первые являются общими по отношению к любому, виду деятельности, вторые — связаны с конкретным видом деятельности. В том и другом случае широкое применение находят тесты, отличающиеся одномоментным замером тех или иных свойств психической деятельности (познавательных функций и процессов, состояний). В настоящее время психология располагает системой тестов на измерение развития общих и специальных способностей. Но здесь необходимо понимать, что для каждого возраста необходим свой набор тестов для исследования как общих, так и специальных способностей.

Для детей дошкольного возраста возможно применение следующих методик:

Методика 1. «Вырежи фигуры»

Данная методика предназначена для оценки наглядно-действенного мышления. Задание состоит в том, чтобы как можно быстрее и точнее вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры.

Методика 2. «Воспроизведи рисунки»

Задание этой методики заключено в том, чтобы в специальных пустых квадратах, воспроизвести картинки на которых изображены фигуры в таких же квадратах. На выполнение задания отводится пять минут.

Методика 3. «Раздели на группы»

Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, на которой изображены: квадраты, ромбы, треугольники и круги разного цвета. Ребенку предлагают разделить представленные фигуры на как можно большее число групп, На выполнение задания дается три минуты.

Методика 4. «Кому чего не достает?»

Перед началом выполнения задания, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То чего не хватает, изображено отдельно. Задание, полученное ребенка, заключается в то, чтобы быстрее определить, кому и чего не хватает.

Методика 5. «Что здесь лишнее?»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В этой методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, причем один из них лишний.

В связи с возрастными особенностями для детей младшего школьного возраста применяются следующие методики в исследовании способностей:

Методика 1. «Матрица Равена»

Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления у младших школьников. Здесь под наглядно- образного мышлением понимают такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. На выполнение всех десяти заданий отводится десять минут.

Методика 2. «Умение считать в уме»

С помощью данной методики проверяют способность ребенка производить умственные арифметические действия с числами и дробями различного типа: простыми, десятичными, а также со сложными дробно-целыми числами.

Методика 3. Формирование понятий.

Методика представляет собой набор плоскостных фигур – квадратов, треугольников и кругов – трех различных цветов и трех различных размеров. Признаки этих фигур: форма, цвет и величина – образуют трехбуквенные искусственные понятия не имеющие смысловые значения на его родном языке.

Перед ребенком в произвольном порядке рядом друг с другом раскладываются карточки с цветными фигурами на них, таким образом, чтобы все карточки ребенок мог видеть и изучать одновременно. По команде экспериментатора, испытуемый в соответствии с полученным заданием начинает искать задуманное им понятие. Когда все карточки будут отобраны, ребенок должен дать определение соответствующему понятию, то есть сказать, какие конкретные признаки в него входят.

Экспериментатор в начале исследования, задумывает понятие содержащее только один признак, затем – два и, наконец, – три.

На решение каждой из трех задач отводится три минуты.

Методика 4. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах.

Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах – это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов на серию вопросов, которые задает экспериментатор.

Методика 5. «Кубик Рубика»

Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления.

Читайте также:  Способ применения таблеток ципролет

Пользуясь кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени. Дают 9 задач, которые надо решить в течение девяти минут, на каждую задачу — по одной минуте.

Для исследования способностей подростков обычно применяют следующие методики:

Дана таблица с расположенными по определённой закономерности цифрами (размеры, плотность текста, диапазон значений могут значительно варьироваться, так же, как сложность алгоритма запоминания). Задача испытуемого состоит в том, чтобы определить эту закономерность и, пользуясь ею, за минимальное время вычеркнуть заранее известные цифры. Проверяется главенствующий тип мышления, умение выделять и обобщать закономерности. Учитывается время, правильность определения закономерности.

Предлагается пройти тест Айзенка в школьном варианте (может быть использован как российский, так и американский или европейский стандарт). Результатом будет довольно обширный объём данных о мышлении, памяти и других характеристиках интеллекта испытуемых. Можно применять тест и в составе довольно больших групп, возможна интерпретация индивидуальных результатов для всей группы (выяснение средних значений «коэффициента интеллекта» для группы и так далее).

Предлагается лист с рядом понятий. Следует установить логико-количественные соотношения между ними, не используя других понятий и терминов (вариант: с привлечением других терминов и понятий). Принципы упорядочивания могут быть самыми разнообразными – выделить все синонимы, антонимы, слова со схожим лексическим значением, только технические термины, только заимствованные слова и так далее. Оценивается как общий уровень эрудиции испытуемых, так и скорость переключения между различными, порой взаимоисключающими видами деятельности (нахождение синонимов и антонимов).

Методика 4. Тест технического мышления Беннета.

Полученные данные могут определённым образом указать на возможную склонность к техническим специальностям. Позволяет эффективно проверять уровень технического мышления.

Интегрированный комплекс тестов по различным наукам (американская школьная версия). Позволяет точно судить о степени образованности испытуемого по разным предметам школьной программы. В переводном варианте требует адаптации под конкретную школьную программу.

Конкретной задачей в юношеском и взрослом возрасте все тесты исследования общих и специальных способностей является выяснение потенциала каждого испытуемого в той или иной области человеческой деятельности. В связи с этим могут быть использованы следующие методики:

Методика 1. Логико-количественные отношения.

Испытуемому предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений. В каждой из задач необходимо определить, какая величина больше или, соответственно, меньше другой. На решение всех задач отводится 10 минут.

Методика 2. Тест Айзенка

Этот тест состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки общего уровня интеллектуального развития человека, а три — для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех способностей, которые нужны в таких видах деятельности, где активно используется образно-логическое мышление.

Только при условии выполнения всех восьми субтестов можно дать полную оценку, как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него специальных способностей.

Тесты стереометрического характера, связанные с преобразованием пространственных объектов (используется компьютер). Позволяют выяснить уровень развития пространственного мышления и способности к учебным предметам технического характера (физика, геометрические разделы математики, конструирование и тому подобное).

Предлагается подборка вопросов как общеобразовательного, так и морально-этического плана. Учитываются как скорость и правильность ответов, так и согласованность их с моральными и этическими нормами. Тест позволяет определить морально — этический уровень испытуемых, пропорцию между моральным и рациональным мышлением. Подобный тест предлагается при вступлении в специальные отряды армии США и Европы, (находитесь на территории противника, выполняя задание, вашу замаскированную позицию обнаруживает маленькая девочка. Ваши действия).

Методика 5. Оценка уровня развития технического мышления.

Данный тест предназначен, для того чтобы оценивать техническое мышление человека, в частности — его умение читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи.

На всю работу отводится 25 минут. Развитость технического мышления оценивается по количеству правильно решенных за это время задач.

Методика 6. Тест интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). IST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта.

I. Логический отбор — исследование индуктивного мышления, чутья языка.

II. Определение общих черт — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями.

III. Аналогии — анализ комбинаторных способностей.

IV. Классификация — оценка способности выносить суждение.

V. Задания на счет — оценка уровня развития практического математического мышления.

VI. Ряды чисел — анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами.

VII. Выбор фигур — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей.

VIII. Задание с кубиками исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII-м субтестом.

IX. Задания на способность доточить внимание и сохранить в памяти усвоенное.

В геттингенском варианте IST выделяются до 20 профилей, соответствующих различным группам профессий. В данном варианте TSI определенно можно указать, что профиль типа «М» соответствует скорее профессиям гуманитарного плана, а профиль типа «У» — техническим и практическим склонностям.

Что касается специальных способностей, то здесь применяются тесты с целью развития способностей в соответствии с требованиями конкретного вида деятельности, профессии, на которую ориентирован человек. Выявление потенциальных возможностей развития специальных способностей происходит с помощью квалификационной характеристики специалиста, представляющей собой прогностическую модель специалиста, ориентир личности на профессию.

Источник

Оцените статью
Разные способы