Способы изучения своих профессиональных конкурентных преимуществ

Как проводится анализ конкурентов компании

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Правильное конкурентное позиционирование позволяет отвоевать большую долю рынка и, следовательно, получить больший коммерческий успех. Анализ конкурентов – маркетинговый инструмент, особенно актуальный при запуске компании.

Цели анализа компаний-конкурентов

Анализ конкурентов необходим для решения следующих задач:

  • Создание стратегии развития компании.
  • Проработка способов привлечения внимания к продукции.
  • Предугадывание ожидаемых объемов продаж.
  • Улучшение продукта.
  • Формирование актуального ассортимента.
  • Формирование разумной стоимости на продукт.

Главная цель анализа – извлечение коммерческой прибыли при помощи изменения политики компании.

Направления исследования конкурентов

В одной сфере, даже узконаправленной, сосуществует множество компаний-конкурентов. Всех их исследовать не нужно. На это уйдет много времени, и такие затраты просто не оправданы. Достаточно выбрать несколько компаний-конкурентов (или вовсе одну компанию). Основной конкурент – эта фирма, которая наиболее похожа на объект исследования. К примеру, в городе есть 7 магазинов, продающих здоровую еду. Только два из них работают только в интернете и поставляют готовые блюда на дом клиенту. Именно они и будут приходиться конкурентами друг другу.

При поиске главного конкурента нужно учитывать целевую аудиторию (ЦА), стоимость продукции. К примеру, две компании занимаются продажей мыла ручной работы. Способы реализации у них одинаковы, но одна компания продает изделия класса люкс по высокой стоимости, а другая – бюджетную продукцию. Несмотря на все аналогии, эти фирмы не будут являться конкурентами друг другу.

Исследование проводят по следующим направлениям:

  • Обнаружение существующих и потенциальных конкурентов. В процессе нужно дать объективную оценку этим компаниям. Анализ проводится методом обзора СМИ.
  • Определение, как компания борется со своими конкурентами. К примеру, она может предельно снижать стоимость. Другая организация делает упор на имиджевые предприятия.
  • Изучение сферы, в которой работает компания: свободная доля рынка, перспективы, ожидаемый поток новых конкурентов.
  • Изучение цен, которые предлагает конкурент. Для этого можно провести аудит розничной сети. Нужно следить за стоимостью продуктов компании. Свежий пример – Сергей Студенников, владелец сети «Красное и белое», включил в перечень обязанностей продавцов ежедневный мониторинг скидок и акций, предлагаемых другими магазинами. Если одна сеть дает скидку, то и «КБ» следует ее примеру.
  • Инновации, вводимые конкурентом. Особенно это важно для технологических областей. Нужные сведения собираются из экспертиз, результатов опросов, анализа публикаций в СМИ. Также часто практикуется промышленный шпионаж.
  • Исследование сильных и слабых сторон конкурента. Компанию можно обыграть, давя на ее слабые стороны. Поэтому их нужно обязательно знать. Для анализа часто используются фокус-группы.
  • Проводится оценка всех составляющих продукта конкурента: стоимость, упаковка, прочие особенности. Для получения информации допускается проведение опросов.
  • Действия компании при появлении на рынке конкурента. Их знание поможет предугадать политику фирмы в отношении своих конкурентов. К примеру, одна фирма в борьбе за часть рынка будет улучшать сервис, а другая – снижать цены.
  • Изучение политики коммуникации компании со своей ЦА. К примеру, изучаются методы увеличения спроса (предоставление скидок, проведение акций).
  • Итоги коммерческой деятельности фирмы. Для получения нужных сведений используются документы для инвесторов, применяется экономический шпионаж.
  • Исследование методов продвижения продукта конкурента.
Читайте также:  Способы смены постельного белья смена нательного белья

Важно проводить всестороннее исследование. Однако для решения конкретных локальных задач допустим анализ одного направления.

Методы анализа конкурентов

Под методами понимается как применение конкретного инструмента в целях исследования, так и целостная стратегия при анализе. В рамках исследования требуется получить информацию о конкуренте. Сделать это можно разными способами. Самые популярные: изучение публикаций в СМИ, промышленный шпионаж, опросы потребителей, изучение документации, находящейся в открытом доступе. Рассмотрим также комплексные методы анализа.

Сравнительный анализ

При анализе большого количества конкурентов используется следующая тактика:

  1. Классификация фирм в зависимости от их величины.
  2. Выявление сильных и слабых сторон каждой сформированной категории.
  3. Формирование плана противодействия каждой из групп в зависимости от ее специфики.
  4. Продумывание окончательной стратегии конкурентной борьбы.
  5. Всесторонний анализ выбранной стратегии на предмет ошибок и противоречий.

Способ используется при наличии 2 и более компаний.

Метод Майкла Портера

Это метод глубокого анализа, включающий в себя следующие этапы:

  1. Анализ мотивации и долгосрочных целей конкурента.
  2. Исследование нынешней стратегии, а также используемых в ее рамках методах.
  3. Оценка рыночного положения компании-конкурента.
  4. Прогноз относительно будущих действий компании.

Метод Майкла Портера применяется раз в 2-3 года.

Метод «4Р»

Методика «4Р» предполагает анализ концепций конкурентов. Может использоваться в отношении нескольких компаний. Это форма сравнительного метода. Анализ включает в себя исследование следующих факторов:

  • Товар.
  • Стоимость.
  • Территория сбыта.
  • Методы продвижения.

Значение каждого из показателей (их вес) может быть разным. Все зависит от важности показателя в конкретной ситуации. После того как данные были получены, составляется рейтинг фирм-конкурентов.

ВАЖНО! Периодически компания должна проводить глубокое исследование. Однако не стоит пренебрегать и экспресс-анализом, так как его результаты нужны для решения малых задач.

Как добиться конкурентного преимущества?

Существует несколько путей получения конкурентного преимущества. Обычно компания выбирает один из этих путей и концентрируется именно на нем. Рассмотрим основные методы:

  • Повышение качества товара.
  • Повышение качества сервиса (к примеру, увеличение скорости доставки, предоставление гарантии).
  • Технологическое лидерство, постоянное внедрение в продукты различных инноваций.

Можно выделить следующие комплексные пути:

  1. Продуктовое лидерство с учетом особенностей рынка и поведения целевой аудитории. Включает в себя повышение качества товара, сервисного обслуживания, формирование благоприятного имиджа компании. Данная стратегия актуальна при ненасыщенном рынке, небольшой конкуренции.
  2. Ценовое лидерство. Предполагает оптимизацию всех трат с целью уменьшения стоимости продукта. Актуально при зрелом рынке и редких нововведениях.
  3. Лидерство в конкретной нише, закрепление своих позиций в сегменте. Подходит для малого бизнеса. Предполагает улучшение узнаваемости бренда, выявление его сильных и слабых сторон относительно конкурентов.

Редкие компании враз уменьшают цены и совершенствуют обслуживание. Улучшение в каждой из сфер предполагается, однако для достижения конкурентного выигрыша нужно концентрироваться на одном.

Источник

Анализ конкурентов и выявление своих конкурентных преимуществ

Дек 14 2017 Published by igor under Интернет-маркетинг

Почему необходим анализ сайтов конкурентов

Ответ на вопрос: «как найти конкурентное преимущество компании?» начинается с анализа конкурентов. Только оценив свои сильные и слабые стороны и конкурирующих компаний, вы сможете выявить свое конкурентное преимущество и строить маркетинговую стратегию..

Маркетинговый анализ конкурентов необходимо провести до постановки целей создания сайта и задач пред ним. Если работу по целепологанию вы уже провели, то после анализа конкурентов вам необходимо будет подкорректировать задачи сайта, а возможно и цели создания.

Зачастую многие предприниматели, решив перевести свой бизнес в интернет, ведут себя как будто их бизнес в голубом океане, т. е. конкуренции нет вообще. Далеко не всегда это так, поскольку бизнес в offline и бизнес в online – это две большие разницы. У вас на весь город может быть одна компьютерная фирма и здесь вы вне конкуренции. Яндекс же вам выдаст тысячи сайтов с похожим товаром/услугой

Читайте также:  Безреагентный способ очистки регенерации моющего раствора с использованием трубчатых мембран это

В итоге большинство новичков приступают к продвижению самостоятельно, даже не оценив окружающую обстановку. После нескольких неудачных попыток они говорят примерно следующее:

Я вложил в рекламу на Facebook 5000 рублей – результата нет, потом 5000 рублей в рекламу VK – опять безрезультатно. После этого сделал продающую группу в VK, вложил 10000 – нет продаж. Реклама Fb и VK неэффективна. Группа VK – отстой. Или я недостаточно вкладываю в продвижение?

Да, да, господа хорошие, вы мало вкладываете. Но прежде чем вкладывать в рекламу, необходимо вложить в аналитику. Либо, если денег уже не осталось, — учиться самостоятельно. Ибо ваши конкуренты не дремлют, и пока вы сливаете рекламный бюджет – они зарабатывают.

Только представьте: какое конкурентное преимущество вы сможете получить, если хотя бы попытаетесь проанализировать ключевых конкурентов? А если вы будете знать о них все? Или почти все?

Теоретические основы выявления и формирования конкурентных преимуществ.

Сейчас будет немного скучной теории. Но эта скучная теория поможет вам понять сущность понятия «конкурентное преимущество» и с ним связанных понятий. И самое важное — вы поймете, что вы должны получить в результате анализа конкурентов.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях
Википедия

Американский ученый Майкл Портер тесно связывал конкурентоспособность с наличием или отсутствием конкурентных преимуществ.

Конкурентное преимущество фирмы — экономическая категория, означающая наличие у экономического субъекта уникальных характеристик, выгодно отличающих данный экономический субъект от других аналогичных субъектов на рынке.
Википедия

Впервые научно обосновал понятие «конкурентные преимущества» в 70х годах прошлого века Майкл Портер.

В процессе сравнения различных характеристик вашего продукта и деятельности вашей фирмы с аналогичными характеристиками соперников можно выявить конкурентные преимущества и недостатки. Можно сравнить бизнес-модели, маркетинговые стратегии, состав персонала и т. д.

Показатели конкурентных преимуществ могут меняться с течением времени. Поэтому необходимо вести постоянное сравнение с основными конкурентами.

В результате анализа сайтов конкурентов у вас будет рабочая гипотеза о ваших конкурентных преимуществах.

Рабочая гипотеза маркетингового исследования представляет собой вероятностное предположение относительно сущности и возможных путей решения сложившейся хозяйственной проблемы. Это также своего рода алгоритм решения выявленных для исследования проблем. Рабочая гипотеза устанавливает рамки и основные направления маркетингового исследования.
Marketopedia

Гипотеза формирует вероятностные предположения и допущения о конкурентных преимуществах организации, с целью повысить эффективность ее деятельности.

Иными словами, конкурентные преимущества, которые вы найдете в результате анализа, – это не более чем ваши предположения и допущения, которые следует протестировать.

Кого-то сейчас я, возможно, разочаровал. Ведь в результате анализа вы не получите готовых рецептов по улучшению своих позиций относительно конкурентов. Вы только получите гипотезу/гипотезы, задачей которой является повысить эффективность компании и ее конкурентоспособность.

Для маркетологов – это руководство к действию. Мы можем сформулировать сколь угодно много рабочих гипотез и тестированием выбрать рабочие.

Методы анализа конкурентных преимуществ

В рамках данной статьи мы рассмотрим только три метода анализа конкурентных преимуществ.

SWOT-анализ

SWOTанализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
ВикипедиЯ

Сильные (S) и слабые (W) стороны – внутренние факторы объекта анализа, (то есть то, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются внешними факторами (то есть то, на что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).

Читайте также:  Способ транспортировки пострадавшего при повреждении позвоночника

К примеру, если компания понижает издержки – это внутренние факторы. Если изменилось законодательство, которое предприятию не может контролировать, – это уже внешние факторы.

SWOT-анализ позволяет выявлять силу и слабость по различным факторам: маркетинговым, организационным, техническим, финансовым, кадровым.

Цели, которые предприниматель ставит по результатам SWOT-анализа, уровень развития компании, до которого он хотел бы дойти при выполнении плана.

Из SWOT факторов можно выделить следующие комбинации:

  1. Комбинации, где есть сильные стороны и возможности, – это стратегии развития
  2. Комбинации, где есть слабые стороны и угрозы, — это ограничения развития
  3. Комбинации, где есть слабые стороны и возможности, — это внутренние преобразования
  4. Комбинации, где есть сильные стороны и угрозы – потенциальные преимущества

Анализ конкурентных преимуществ компании по М. Портеру

Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера является базой для построения маркетинговой стратегии компании. В начале развития своей теории он считал, что существуют всего два вида конкурентных преимуществ:

  1. Лидерство в издержках – компания имеет низкий уровень затрат, который позволяет держать низкую цену
  2. Дифференциация – создание уникальных свойств продукта, которые нужны потребителю и за которые он готов заплатить.

Портер считал, что эти две стратегии подходят как для больших, так и для маленьких компаний, а выбор зависит только от ресурсов и возможностей предприятия. Однако, у малого бизнеса нет и никогда не будет ресурсов чтобы противостоять крупным корпорациям.

Тогда появилось третья стратегия – лидерство в нише, которое проявляется в двух вариантах, которые должны максимально полно удовлетворить потребности узкого сегмента:

  1. Фокус на издержках
  2. Фокус на дифференциации

Все стратегии можно представить в виде таблицы:

1. Лидерство в издержках

2. Дифферен-циация

3. Фокус на издержках

4. Фокус на дифферен-циации

Тип конкурентного преимущества
Преимущество в затратах Преимущество в продукте
Широкий рынок
Узкий рынок

Чтобы было понятнее можно рассмотреть матрицу на примере производителей смартфонов

Лидерство в издержках (недорого и хорошо)– это Lenovo. Эта компания известна во всем мире как производитель недорогих телефонов при достаточно высоком качестве

Дифференциация (разнообразно и хорошо) – это LG и Samsung

Фокус на издержках (дешевле чем у лидеров) – это Xiaomi. Всему миру известна их низкая стоимость

Фокус на дифференциации (сегментация рынка). Всем известна качественная и дорогая продукция Apple, телефоны компании Vertu, сделанные из золота, платины, титана отнюдь не для каждого.

Список конкурентов и и оценка угроз ключевых конкурентов

Теперь переходим к практике. Открываем Exel и записываем в первый столбец всех конкурентов. Свою компанию тоже включите в этот список.

Выберете факторы и характеристики для сравнения. Для каждого пункта отведите отдельный столбец. Оцените все характеристики для каждой компании.

Если у вас нет данных по параметрам, не следует исходить из своих субъективных представлений. Поищите в интернете, проведите опросы, поговорите с покупателями.

В итоге у вас должен получиться файл с численным выражением важных характеристик для сравнения, которые дадут найти места, где вы сильнее конкурентов.

Для большей наглядности можно построить диаграмму в виде многоугольников.

Если вы добавите в свои таблицы технические параметры компаний конкурентов: URL, миссия, сильная сторона, слабая сторона, ключевые моменты и классифицируете конкурентов по видам, то ваши соперники будут как на ладони.

К тому же вы ясно увидите место вашей компании среди конкурентов. Эти таблицы и диаграммы помогут вам в выявлении конкурентных преимуществ и построении маркетинговой стратегии.

Примеры конкурентных преимуществ можно посмотреть здесь

Источник

Оцените статью
Разные способы