- Логопедическое обследование безречевых детей
- Карта логопедического обследования безречевого ребенка
- Исследование слуховых функций и фонематического восприятия
- Выявление объема и точности словаря
- Выявление дифференциации элементарных грамматических форм
- Понимание предложений
- Изучение неречевых функций
- Изучение невербальных компонентов коммуникации
- Выводы:
- Логопедическое обследование безречевых детей
Логопедическое обследование безречевых детей
Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем я испытала трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?
В итоге я составила речевую карту, в которую включила все основные моменты, необходимые для получения представления о дефекте. Думаю, она заинтересует начинающих логопедов, как и я, хватающихся за любую «соломинку».
Карта логопедического обследования безречевого ребенка
Подготовительная часть: Сбор анамнеза (анкетирование родителей).
— Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие).
Исследование слуховых функций и фонематического восприятия
1. Наличие реакции на голос.
Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.
2. Различение неречевых звуков.
Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой)
3 игрушки __________ .
Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).
3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи.
Произнесение двух гласных (чтобы не было видно артикуляции) с показом картинки (например, А — плачет кукла, У — скулит собака). «Кто сказал А? Кто сказал У?» (если выговаривает, произносит сам).
Аналогично согласные звуки (если выговаривает, произносит сам).
Выявление объема и точности словаря
1. Показать игрушки:
«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».
Видоизменить задание: «Возьми куклу (матрешку…)».
Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку…).
Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).
Показать обиходные предметы:
стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.
2. Знание слов обобщающего характера:
Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы:
«Найди посуду» (игрушки, одежду и др.).
Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).
«Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?».
3. Соотнесение предметов с их назначением.
Предложить: яблоко, мяч, зубную щетку. Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?».
Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы.
4. Выяснение объема глагольной лексики.
Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос:
«Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».
«Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».
Выкладывается 2 картинки «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).
5. Понимание названий признаков предметов.
«Покажи где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)».
«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)».
«Где красный (желтый, синий) мячик?».
Выявление дифференциации элементарных грамматических форм
1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
«Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».
2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения.
«Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».
3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».
Понимание предложений
Выполнение инструкции «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».
Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».
Изучение неречевых функций
1. Ориентировка в окружающем пространстве.
Показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».
Дать ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).
2. Ориентировка на плоскости.
На глазах ребенка построить домик из заготовленных частей (домик — квадрат, крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложить: «Покажи, где крыша? Где труба?».
3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики).
Предложить ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).
4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению.
Повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки».
Чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».
Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.
5. Оральный праксис.
Предложить ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот; улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; сделать губы как при звуке [о]; высунуть язык лопаткой; поднять кончик языка вверх; опустить кончик языка вниз; поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.
6. Способность к переключению движений.
Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.
7. Конструктивный праксис.
Воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти.
8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности
Сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем; облегченный вариант кубиков Кооса; выполнить вкладки в доску Сегена.
Изучение невербальных компонентов коммуникации
1. Реакция на незнакомого человека.
Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.
В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.
2. Реакция на впечатление.
Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.
3. Способность к подражанию.
Предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.
Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия пить, есть, спать, мыть (руки), чистить (зубы), причесываться, гладить (кошку).
4. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).
Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).
5. Способность изображать и играть роль.
— «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».
Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них может быть минимальной. Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.
Выводы:
Если у безречевого ребёнка нет аутистических проявлений, то нарушения говорят о следующем.
Нарушения слухового восприятия и понимания речи говорит о сенсорной алалии, выраженной в разной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи и даже голосам людей – до некоторой способности улавливать смысл отдельных простых слов и инструкций.
Если ребенок понимает слова и инструкции, но неустойчиво и неточно, у него может быть задержка речевого развития, вызванная некоторым недоразвитием сенсорных функций.
Наличие двигательных затруднений говорит о моторной алалии, выраженной в разной степени: от полной неспособности совершать произвольные движения органами речи (и даже неспособности принимать помощь), до ограничения способности к выполнению действий по подражанию.
Последнее может свидетельствовать и о задержке речевого развития, вызванного моторными трудностями.
При сочетании сенсорных и моторных нарушений нужно говорить о сенсомоторной алалии. В этом случае задержка речевого развития маловероятна.
ЗРР возможна, если сенсорные и моторные нарушения не слишком выражены.
Логопедическое заключение: _______________
Лазарева Ирина Дмитриевна,
учитель-логопед, г. Москва,
ГБОУ детский сад общеразвивающего вида №2583
Источник
Логопедическое обследование безречевых детей
Анна Виль
Логопедическое обследование безречевых детей
Логопедическое обследование безречевых детей[/b]
Уважаемые коллеги! Делюсь составленным протоколом обследования безречевого ребенка. Составила я его по пособию Кирилловой Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. + Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. вопросы дифференциальной диагностики. Учебно – методическое пособие. . Апробировала на детях дошкольного возраста и результаты обследования с заключениями (виды нарушенных анализаторов: речеслуховой или речедвигательный) были подтверждены при медицинском обследовании.
1. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
(импрессивная речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие)
Выполняет С помощью Не выполняет
Выявление объема и точности словаря.
Задание 1. Выявление объема и точности словаря.
«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».
«Возьми куклу (матрешку.)».
Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку.).
Если ребенок справляется то попросить -узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).
Задание 2. Предложите показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.
Задание 3. Выяснение знаний слов обобщающего характера.
Предложите ребенку найти предметы по темам : «Найди посуду (игрушки, одежду, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки.).
Задание 4. Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей
туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).
«Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?»
Задание 5. Соотнесение предметов с их назначением.
Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку. Задайте вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?»
Затем замените предметы на предметные картинки и повторите вопросы.
Задание 6. Выяснение объема глагольной лексики.
сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия. «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».
Задайте вопросы к названиям изображенных на картинке
действий, выраженных возвратными глаголами: «Покажи, кто
умывается (стоит, бежит)».
Две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто
вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).
Задание 7. Понимание названий признаков предметов.
Сравнить предметы в комнате и показать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий /низкий дом)»;
«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)»;
«Где красный (желтый, синий) мячик?».
Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.
Задание 1. Понимание форм ед. и множ. числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки,машина/машины, книга/книги)».
Задание 2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения: «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».
Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов:
«Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».
Понимание предложений
Задание 1. Выполнение инструкции:
«Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».
Задание 2. Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе:
«Возьми мишку и посади его на стул. (Подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».
Иссл-е слуховых функций и фонематического восприятия
Задание 1. Выяснение ориентировочно-поисковой позы на звучание предметов:
найти звучащую игрушку-пищалку в комнате и проследить взглядом за ее перемещением.
Задание 2. Выяснение направленности слухового внимания:
с закрытыми глазами указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.
Задание 3. Узнавание и различение гласных звуков из ряда.
Произнесите ряд гласных звуков (не более трех). Предложите ребенку поднять руку (хлопнуть в ладоши, услышав определенный звук (заранее условленный).
2. НЕРЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ.
(особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте) Выполняет С помощью Не выполняет
Задание 1. Ориентировка в окружающем пространстве.
Попросите ребенка показать «верх/низ», а также направления:
«Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».
Дайте ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).
Задание 2. Ориентировка на плоскости.
На глазах ребенка постройте домик из заготовленных частей (домик — квадрат,
крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложите:
«Покажи, где крыша? Где труба?»
Задание 3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики). Предложите ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).
Задание 4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению. Повторить последовательно позы. Чередуйте по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».
Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.
Задание 5. Оральный праксис. Предложите ребенку по подражанию выполнить несколько действий:
… широко отрыть рот;
… вытянуть губы в трубочку;
… сделать губы как при звуке [о];
… высунуть язык лопаткой;
… поднять кончик языка вверх;
… опустить кончик языка вниз;
… поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.
Задание 6. Способность к переключению движений.
Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.
Задание 7. Конструктивный праксис:
воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу,
создать конструкцию по памяти.
Задание 8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности:
сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем;
облегченный вариант кубиков Кооса;
выполнить вкладки в доску Сегена.
3. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ.
Выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;
изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения
Задание 1. Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.
Задание 2. Реакция на незнакомого человека. В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.
Задание 3. Реакция на впечатление.
Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.
Задание 4. Способность к подражанию: предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.
Задание 5. Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, спать, мыть (руки, чистить (зубы, причесываться, гладить (кошку).
Задание 6. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).
Задание 7. Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).
Задание 8. Способность изображать и играть роль:«Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».
Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ Введение Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и.
Индивидуальное (для малой подгруппы детей) логопедическое занятие Конспект индивидуального (для малой подгруппы детей) занятия с использованием ИКТ, на этапе автоматизации звука Р в словах и предложениях.
Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.
Логопедическое занятие «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста Конспект коррекционного занятия по лексической теме «Насекомые», с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий, элементов мнемотехники.
Наглядно-методическое пособие «Обследование детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 21 «Согласовано»: «Утверждено»: И. о. Заведующего МБДОУ № 21.
Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха 1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит.
Обследование словаря. Словообразование и словоизменение Словообразование и словоизменение Существительные 1. Один — много. Если ребёнок понимает задание, ему предлагается для образования множественного.
Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Как встречала новый год наша.
Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» (2-я неделя) План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Вот и наступила зима в нашем.
Перспективный план «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа: Почему мне нравится весна? Д/И «Повтори и отгадай» Минутки любования природой.
Источник