Способы изучения произведения это

Содержание
  1. Методы изучения литературы
  2. ГЛАВА 5 Методы, приемы и технологии изучения художественного произведения в современной школе
  3. Читайте также
  4. Приёмы и методы
  5. Пути анализа художественного произведения
  6. Трансформация классического художественного текста как феномен современной массовой литературы
  7. ГЛАВА 2 Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования
  8. 2.1. Технологии и методы преподавания литературы в теоретико-понятийном аспекте: сходство и различие
  9. 3.6.2. Традиционные методы и приемы обучения литературе
  10. 5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения
  11. 5.2.2. Анализ эпического произведения в школе
  12. ГЛАВА 6 Методы и технологии преподавания литературы на основе личностно-ориентированного подхода
  13. 8.2. Методы и технологии преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде
  14. 8.3. Методика изучения полиэтнического мира лирического произведения (на примере произведений М. Цветаевой)
  15. Пути и методы анализа художественного произведения

Методы изучения литературы

Одна из ключевых задач теории литературы состоит в определении и построении методологии исследования литературы как явления и объекта интереса литературоведения; а значит, пора приступить к рассмотрению методов изучения литературы. Эти методы, являющиеся принципами, способами и приёмами в исследовании своего актуального предмета, обуславливаются последним, в случае каждого метода своим (но не исключительно). Поэтому, говоря о методике изучения литературы, как в её совокупности, так и при рассмотрении частного метода, следует помнить его связь с своим изыскательным предметом. Нередко, когда метод – это совокупность его специфических предметов внутри объекта или основного предмета(ов) своей науки.

  • Биографический метод (создан Шарлем Сент-Бёвом) заключается в том, что исследование произведения акцентирует внимание на самом авторе, в частности, на его научной биографии. То есть, суть метода в том, чтобы научно соотнести факты биографии и творчество автора;
  • Художественный метод теории литературы изучает влияние художественного мышления автора в создаваемых им произведениях; то, как автор изображает что-либо через призму своего художественного восприятия, субъективное осмысление, создание по-своему на основании отражённого разумом. По сути, эта методика теории литературы изучает метод творческой деятельности, имеющий тот же эпитет;
  • Культурно-исторический метод изучения литературы, созданный Ипполитом Тэном, более интересуется историческими и культурными, например, национальными особенностями, которые влияют на создаваемый литературный продукт. То есть, этот подход предлагает акцентировать внимание на более системных, протяжённых в времени и крупных признаках, критериях, связях и предпосылках, говоря иначе – основательных. Сложно отрицать влияние своего времени, культуры и процессов в социуме, окружающем автора, на его творчество;
  • Сравнительно-исторический метод, кросскультурный или компаративистика (от латинского comparo – сравниваю) – методика изучения литературы, заключающаяся в сравнительном исследовании всех продуктов литературного процесса независимо от национальной, культурной или иной принадлежности автора. Достоинство в том, что исследуется большой объём разнообразных факторов, влияющих на литературный продукт;
  • Социологический или социально-исторический метод – основной подход социологии литературы, изучающий влияние социальных групп и классов на литературу, а также значение и влияние литературы в обществе, как одну из её функций — социальную. Предметами интереса внутри этого метода являются не только рода, виды, жанры литературы или темы, мотивы, изображаемые объекты, а также то, как взаимодействуют публика и автор. Последнее часто далеко не ограничивается созданием произведения с одной стороны и выбором ознакомляться с ним или нет, с другой. Также необходимо отметить, что социология литературы – междисциплинарная научная отрасль;
  • Метод литературной герменевтики состоит в интерпретации литературных произведений согласно рационально выстроенной системе научных знаний. Можно понять, что применяя этот метод с очерченной выше целью к продуктам субъективного производства, неизбежно столкнёшься с проблемой соотнесения системного научного знания, старающегося быть наиболее объективным, с частным опытом и его художественным воплощением различных субъектов литературного процесса (авторов). По мнению Эрика Хирша, являвшегося видным представителем исследователей недавнего прошлого, развивающих данный метод, он (метод) – это нахождение первоначального значения литературного произведения. Хирш уточнил содержание трёх направлений при интерпретации текста: метафизическое – поиск значения текста, следуя концепции историчности (объективное историческое исследование произведения), дескриптивное – описание значения текста как системы знаков, и нормативное – толкование значения текста, исходя из этических ориентиров исследователя, неизбежно. В виду последнего Эрик Хирш призывал отделить дескриптивное измерение, содержащее суть объективного исследования, от нормативного – представляющего её цель в субъективной форме;
  • Формальный метод изучения литературы акцентирует внимание на изучении имманентных, то есть присущих внутренне, свойств литературы; как заявил Роман Якобсон: предмет теории литературы не сама литература, а её литературность, то есть то, что делает произведение литературным. Здесь важно словесное искусство, сам текст, а не особенность отражения чего-либо (например, внутреннего мира автора или эпохи) в литературном продукте. Формалисты настаивают на необходимости уточнения науки литературоведения, акцентирования её внимания на тексте и только на нём, а не обстоятельствах и иных сопутствующих его созданию. Поэтому этот метод изучения литературы называется именно так, ибо он прибегает к исследованию только формы и приёмов текста, игнорируя прочее;
  • Структурный метод теории литературы изучает литературный продукт как системы, состоящие из отдельных элементов, соединённых связями и через них осуществляющих свои частные функции; то есть речь идёт о многообразии структур литературных произведений. Ранее упомянутый Роман Якобсон внёс вклад и в этот метод; последний, как и предыдущий, сформировался в лингвистике, а лишь затем распространил своё влияние в литературоведение. Необходимо отметить то, что структурализм преобразовался в постструктурализм из-за прихода к пониманию того, что значение структур и элементов, их составляющих, может бесконечно меняться, либо отсутствовать вообще, в зависимости от воспринимающего; вышесказанное означает для научной дисциплины непознаваемость предмета с использованием заданного метода.
Читайте также:  Классификация механических передач по способу передачи движения

Здесь перечислены и кратко раскрыты не все методы изучения литературы, но наиболее крупные и знаковые из них. Но сказанного достаточно для создания картины о теме, заявленной в заголовке статьи. А за более детальными и глубокими сведениями следует обратиться к соответствующей литературе, с схожими содержащейся информации размерами; либо к другим статьям по литературоведению по ссылке ниже.

Источник

ГЛАВА 5 Методы, приемы и технологии изучения художественного произведения в современной школе

Методы, приемы и технологии изучения художественного произведения в современной школе

5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения

Опираясь на совокупность научных способов познания литературы, адаптируя их к своим целям и задачам, творчески трансформируя искания методистов прошлого, современная методика изучения литературы в школе выработала свою систему методов работы с художественным произведением, в которой ведущими являются следующие:

чтение литературного произведения;

анализ художественного текста;

комментирование литературного произведения контекстными (внетекстовыми) материалами;

претворение литературных произведений в других видах искусства;

изучение произведения в контексте творчества писателя или сравнительно с произведениями других авторов;

• литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.

Если взять за основу классификации способы работы с текстом художественного произведения, то в современной практике преподавания литературы в школе наибольшее распространение получили следующие методы:

проблемно-тематический, предполагающий изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики;

аналитический, в основе которого – использование приемов анализа художественного произведения, направленных на выявление его идейного содержания и художественного своеобразия;

интерпретационный, сущность которого заключается в истолковании смысла художественного произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия;

исследовательский, имитирующий научное исследование по основному способу деятельности;

интертекстуальный, выявляющий множественные связи данного художественного произведения с другими текстами и явлениями культуры;

Читайте также:  Характеристика запекания как способа тепловой обработки

интегрированный, в основе которого – изучение произведения с использованием других наук и искусств;

синтетический, соединяющий различные методы и приемы.

Основное внимание в процессе литературного образования уделяется работе со словом в контексте художественного произведения, позволяющей сформировать у учащихся представления:

• о литературе как искусстве слова;

• художественном тексте в теоретико-литературном аспекте;

• слове как социокультурном знаке, смысл которого актуализируется в каждом конкретном художественном тексте.

Работа, проводимая в данных направлениях, станет также основой и способом:

• совершенствования знаний, умений и навыков в области языка;

• развития устной и письменной речи;

• развития орфографической зоркости.

Организация работы со словом может осуществляться на всех этапах изучения художественного произведения в рамках системы уроков с использованием самостоятельной деятельности учащихся. Работа со словом может происходить в процессе:

• выразительного чтения учителя, мастеров художественного слова, учащихся;

• подготовки учащихся к устным ответам на вопросы;

• письменных ответов на вопросы учителя;

• выполнения различных заданий на уроке;

• интерпретационной деятельности учащихся;

• проектной деятельности учащихся;

Большую роль в организации работы со словом в контексте художественного произведения играет самостоятельная деятельность учащихся, которая:

• способствует развитию сформированных на уроке знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста;

• создает дополнительные ситуации для применения полученных на уроке знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста;

• способствует постижению художественного текста в эстетическом аспекте в соответствии с читательскими и исследовательскими интересами и потребностями учащихся.

Очень эффективным является изучение художественного произведения во взаимосвязи с другими видами искусства в целях:

• формирования эстетического восприятия художественного произведения;

• формирования представления о художественном произведении, творчестве писателя, периоде развития литературы в контексте мировой культуры.

Активизация взаимосвязи литературы с другими видами искусства может осуществляться:

• в рамках системы уроков в качестве историко-культурного фона при изучении обзорных тем, биографического материала, а также на всех этапах изучения художественного произведения;

• в рамках системы уроков и как основа самостоятельной деятельности учащихся в качестве учебного задания, построенного на сопоставлении художественного произведения и его интерпретаций в других видах искусства;

• как образец для реализации собственной интерпретации художественного произведения.

Источником информации для работы в данном направлении может послужить также внеклассная работа.

Еще одним важным методом обучения литературе является изучение литературы в контексте междисциплинарных связей с целью:

• формирования и развития всесторонне развитой личности;

• формирования и развития представления художественного произведения, творчества писателя, периода развития литературы в историко-культурном контексте;

• создания учебной ситуации, позволяющей применить полученные в рамках изучения какой-либо смежной дисциплины знания, умения и навыки в новых условиях.

Междисциплинарные связи литературы могут осуществляться:

• на уроке при изучении обзорных тем, биографического материала, а также на всех этапах изучения художественного произведения (наибольшей степенью реализации междисциплинарных связей характеризуется интегрированный урок);

Читайте также:  Способ образования объекта 5 что это такое

• как основа самостоятельной деятельности учащихся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Приёмы и методы

Приёмы и методы Метод — поводырь мысли Геннадий Малкин, современный автор Здесь приведены размышления о возможных способах работы, не более того. Чтобы каждый мог присмотреться, что больше всего подходит именно ему. А если ничего не подходит, придумать свой способ

Пути анализа художественного произведения

Пути анализа художественного произведения Какой путь наиболее продуктивен в рассмотрении художественного произведения и усвоении принципов его анализа? При выборе методики такого рассмотрения первое, что надо иметь в виду: в необъятном мире литературных произведений

Трансформация классического художественного текста как феномен современной массовой литературы

Трансформация классического художественного текста как феномен современной массовой литературы Отечественная массовая литература дает возможность говорить о своеобразном переводе с языка одной культуры на язык другой, упрощенной и тривиальной. Как известно, перевод

ГЛАВА 2 Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования

ГЛАВА 2 Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования Перепробовать десять методов и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственный возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, пробовать,

2.1. Технологии и методы преподавания литературы в теоретико-понятийном аспекте: сходство и различие

2.1. Технологии и методы преподавания литературы в теоретико-понятийном аспекте: сходство и различие Вопросы темы1. Понятия «метод» и «технология». В чем их сходство и различие?2. Каковы причины технологизации современного образовательного процесса?3. «Технология

3.6.2. Традиционные методы и приемы обучения литературе

3.6.2. Традиционные методы и приемы обучения литературе Объяснительно-иллюстративный методСуть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в

5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения

5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения Опираясь на совокупность научных способов познания литературы, адаптируя их к своим целям и задачам, творчески трансформируя искания методистов прошлого, современная методика изучения литературы в школе

5.2.2. Анализ эпического произведения в школе

5.2.2. Анализ эпического произведения в школе План освоения темы• Особенности восприятия эпического произведения учащимися средних и старших классов.• Интерпретация как способ освоения эпического произведения на уроках литературы в средних классах и старших

ГЛАВА 6 Методы и технологии преподавания литературы на основе личностно-ориентированного подхода

ГЛАВА 6 Методы и технологии преподавания литературы на основе личностно-ориентированного подхода Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, смысло-поисковая деятельность, метод проектов, задачно-презентативный метод, коммуникативно-групповой

8.2. Методы и технологии преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде

8.2. Методы и технологии преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде В организации процесса литературного образования школьников в контексте полиэтнической и поликультурной среды актуализируются все группы методов преподавания литературы

8.3. Методика изучения полиэтнического мира лирического произведения (на примере произведений М. Цветаевой)

8.3. Методика изучения полиэтнического мира лирического произведения (на примере произведений М. Цветаевой) Ключевые слова: полиэтнический мир, лингвокультурология, языковой синтез, межкультурная система, когнитивный, поэтика, семиотика, партитура текста, дотекстовая

Пути и методы анализа художественного произведения

Пути и методы анализа художественного произведения Проблема научного анализа художественного произведения — одна из самых сложных и теоретически мало разработанных проблем.Методика анализа тесно связана с методологией литературоведения. В последнее время все чаще

Источник

Оцените статью
Разные способы