- Методы измерения уровня познавательных процессов
- Методы исследования познавательных процессов
- Изучение методик, предназначенных для изучения процессов восприятия. Рассмотрение методики, позволяющей оценить точность восприятия времени. Разработка методик диагностики внимания и его качеств. Методики изучения способности к умственным операциям.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- Вопрос № 45 Методы исследования познавательных процессов
Методы измерения уровня познавательных процессов
«Анаграммы — 2011. Форма А» (А-2011.А) . Методика предназначена главным образом для выявления комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического мышления. На результат оказывает также большое значение способности к обобщению, умение выделять существенные признаки, объём словарного запаса испытуемого.
«Выделение существенных признаков» . Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
«Вырежи фигуры» . Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.
«Запомни и расставь точки» . С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка 4-6 лет.
«Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) . Данная методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Исследование продуктивности памяти . Процедура исследования включает в себя четыре теста. Цель: изучить особенности кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности.
Исследование смысловой памяти . Методика предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.
«Каков Ваш творческий потенциал» . Опросник позволяет определить уровень творческого потенциала (который составляют следующие способности: любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, зрительная память, слуховая память, стремление быть независимым, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности.)
«Количественные отношения» . Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач.
«Кому чего недостает?» . Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет.
«Куб Линка» Тест специальных способностей . Предназначен для оценки наблюдательности, пространственных представлений, способностей к анализу и синтезу материала, умения находить и формулировать закономерности (приемы сложения куба), психомоторики испытуемого. Методика позволяет также судить и о степени сообразительности при решении простейшей конструктивной задачи.
«Логическое мышление» . Понимание принципов мыслительной деятельности — одно из самых ценных наших познаний. Оно оттачивает ум, делает его последовательным в своих выводах, дает способность доказательно отстаивать свои убеждения. Нелогичное мышление представляет собой сумбур и хаос.
Методика исследования быстроты мышления позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления.
Методика исследования оперативной памяти школьников позволяет определить уровень сформированности оперативной памяти (очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий).
«Найди звук» Тест на проверку фонематического слуха Н.И. Гуткиной . Методика служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха) детей от 5 до 7 лет.
Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник . Экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности.
Построение «заборчика» . Исследование уровня развития мыслительных процессов. Понимание цели задания. Целенаправленность деятельности. Способность удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе всей работы. Внимание. Темп деятельности, ловкость и координированность движений рук. Интерес.
«Пройди через лабиринт» . Методика предназначается для психодиагностики уровня интеллектуального развития детей четырех-пятилетнего возраста.
«Раздели на группы» . Методика, предназначена для диагностики образно-логического мышления, рассчитана на детей в возрасте от 4 до 5 лет.
«Расстановка чисел» . Тест предназначен для оценки произвольного внимания.
«Сложные аналогии» . Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.
«Сравнение понятий» (для детей от 8 до 16 лет) . Методика служит для выявления умения выделить существенные признаки различия или сходства, т.е. умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, осмыслять. Выделяя в предметах и явлениях признаки сходства и различия, ребенок обнаруживает способность к обобщению. Неумение выделять существенное в предметах и явлениях свидетельствует о слабости обобщения.
Тест Мюнстерберга . Тест оценивает избирательность внимания, а также помехоустойчивость.
Тест на логическое мышление (М.Войнаровский) . Тест предназначен для оценки степени развитости логического мышления взрослого человека.
Тест на способности к классификации и анализу . Это тест на мышление, который определит вашу способность классифицировать понятия по общему признаку.
Цепной ассоциативный тест . С помощью теста можно определить динамические особеноости речемыслительной деятельности, связанные с возбуждением либо торможением и направленностью подсознательных и осознанных процессов.
«Четвертый лишний» . Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.
«Числовой квадрат» . Методика предназначена для оценки объема распределения и переключения внимания.
«Что здесь лишнее?» . Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
«Эталоны» (О.М. Дьяченко) . Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.
Источник
Методы исследования познавательных процессов
Изучение методик, предназначенных для изучения процессов восприятия. Рассмотрение методики, позволяющей оценить точность восприятия времени. Разработка методик диагностики внимания и его качеств. Методики изучения способности к умственным операциям.
Рубрика | Психология |
Вид | презентация |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.02.2017 |
Размер файла | 1,3 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Отличительные черты диагностики познавательных процессов в зрелом возрасте. Особенности возрастного подхода к изучению взрослого человека. Обобщение психодиагностических методик для исследования восприятия, внимания, памяти, мышления лиц зрелого возраста.
контрольная работа [35,5 K], добавлен 22.11.2010
Основные теории изучения познавательных процессов: памяти, мышления, ощущуния, восприятия, воображения, внимания, речи. Экспериментальное изучение памяти и мышления: цели, гипотезы, задачи исследования, методика, результат. Соединение действий и операций.
курсовая работа [53,8 K], добавлен 07.07.2008
Практические задания по изучению ощущений и восприятия. Методы диагностики памяти. Методы диагностики мышления младших школьников. Методы изучения воображения. Метод оценки уровня речи. Методы оценки внимания младшего школьника.
практическая работа [2,4 M], добавлен 23.03.2007
Сущность и свойства ощущения и восприятия как познавательных психических процессов, их сходства и различия. Классификация, физиологические механизмы, общие закономерности ощущения. Виды и свойства восприятия пространства, времени, речи; зрительные образы.
курсовая работа [97,9 K], добавлен 01.12.2014
Проблема развития познавательных процессов у детей. Характеристика познавательной сферы. Методы диагностики памяти, речи и мышления. Развитие игровой деятельности и нравственно-волевой сферы. Анализ методик по развитию психических процессов дошкольников.
курсовая работа [1,6 M], добавлен 11.09.2014
Источник
Вопрос № 45 Методы исследования познавательных процессов
Понятие «познавательные процессы. 1
Методики на ощущение. 1
Методики на восприятие. 2
Методики на представление: 2
Методики на внимание. 3
Методики на память.
Методики на мышление. 9
Методики на воображение. 14
Понятие «познавательные процессы.
Познавательные процессы — подкласс психических процессов, отличающиеся тем, что впознавательных процессах отражаются предметы и явления действительности.
В ихструктуре воспроизводятся характеристики и свойства внешних объектов(пространственные, временные и т.п.).
Основная функция познавательных процессов -отражение мира: сохранение следов отражения и преобразование информации.
К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, представление,внимание, память, мышление, речь, воображение.
Для каждого процесса выделяются специфические методики изучения их особенностей.
Методики на ощущение.
— Определение нижнего порога ощущений с помощью рисунков колец Ландольта и рулетки. Оценка зрительной чувствительности осуществляется в условных баллах остроты зрительной чувствительности (если разрыв определен с расстояния пяти метров – средний показатель).
Достоинства: позволяет определить зрительную чувствительность.
— Характеристика кожных ощущений и осязания с помощью набора небольших предметов (скрепка, точилка, кольцо)
Методики на восприятие.
Восприятие — познавательный процесс, состоящий в целостном отражении объектов иявлений окружающей действительности при непосредственном воздействиираздражителей на органы чувств. Используются методики:
• методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков);
• методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);
• методика изучения восприятия времени.
Методики на представление:
— учет различных сфер представления.
— влияние интерференции, внешних факторов
— должна быть дополнена объективными методиками.
— Методика Шепарда – исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий. Оснащение выступает набор изображений 16-ти трехмерных объектов, секундомер.
Методики на внимание.
Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта на данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Большинство специальных тестов для оценки качеств внимания является относительно простыми по процедуре проведения тестами скорости (Корректурная проба и ее различные варианты). Устойчивость и работоспособность — таблицы Шульте, оценка переключаемости внимания — красно-черные таблицы (вариант Горбова). На Западе используют KLT (выполнение простых счетных операций в течение 20 минут). Индивидуальные особенности внимания — тест на импульсивность/рефлективность. Диагностика поддерживаемого внимания — тест непрерывной деятельности, проба парно ассоциативного заучивания. К числу характеристик внимания, определяемых путем экспериментального изучения относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.
Оценка объема производится с помощью тахистоскопа. Так, в классическом варианте для исследования объема внимания человека используется прибор (тахистоскоп), позволяющий предъявлять определенное число раздражителей на такое короткое время, за которое испытуемый не может перевести глаза с одного объекта на другой, исключая движения глаз, а также измерить число единиц, доступных для одновременного восприятия. Тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться, так что рассматриваемый объект появляется на очень короткий промежуток времени от 10 до 50-100 мсек.
Распределение исследуется в условиях одновременного выполнения двух и более числа действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого переключения.
Цель: исследование устойчивости внимания.
Применение: примерно от 5 лет. Это субтест 1 методики Векслера, которая состоит из 12 субтестов. Векслер говорит о детях 8 лет. Для детей же младше 8 лет и для детей старше 8 лет, но которые подразумеваются в умственных отклонениях.
Оборудование: бланки с лабиринтом; карандаш (ручка); секундомер.
Форма проведения: индивидуальная.
Процедура: тест нужно начинать с демонстрации по образцу.
интересный стимульный материал;
математическая обработка; перевод в шкальную оценку;
наличие среднего балла.
на результаты могут повлиять и другие психические явления: например, не развитость моторики.
Для взрослого возраста:
Диагностика концентрации внимания
Цель: исследование внимания; диагностика концентрации внимания.
Применение: взрослый возраст (примерно с 17 лет можно проводить).
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Оборудование: лист со стимульным материалом; ручка (карандаш); секундомер.
Процедура: испытуемому предлагается 10 трехзначных чисел, которые он должен найти среди других сходных чисел и вычеркнуть их как можно быстрее. Регистрируется время поиска каждого числа (при индивидуальном проведении) и ошибки.
возможны индивидуальная и групповая формы проведения исследования;
имеется шкальная оценка.
необходимо создать определенные условия исследования, без посторонних раздражителей, слуховых и зрительных стимулов;
на результаты исследования очень влияет самочувствие, настроение, уровень работоспособности респондента;
фактор времени может быть стрессогенным для некоторых испытуемых.
Методики на память.
Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Используются наиболее часто:
• метод опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому);
• метод Джекобса (объем непосредственного запоминания)
• исследование преобладающего типа запоминания)
• метод пиктограмм (по А.Р.Лурия);
• методика «Запоминание цифр»;
• методика «Запоминание образцов»;
• метод попарного воспроизведения.
Шкала памяти Векслера — методика психометрической оценки памяти.
Тестовая батарея из серий заданий на отдельные мнестические функции (ориентировка и осведомленность, ориентировка во времени и пространстве психологический контроль, логическая память, воспроизведение рядов цифр, геометрических фигур, парных ассоциаций).
• Тест памяти Мейли — изучается зрительная и слуховая память. Пробы памяти по определению количества удержанных членов ряда.
•Субтесты в батареях на интеллект (в Векслере, Стенфорд-Бине, Амтхауэр)
• Исследование оперативной слуховой памяти.
Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.
Применение: примерно с 4 лет.
Оборудование: набор из 10 слов (не окрашенных эмоционально).
Форма проведения: индивидуальная.
Процедура: слова предъявляются в медленном темпе. Примерно 1 слово в секунду. Стимульный материал предъявляется однократно и отчетливо. После этого слова воспроизводятся испытуемым. Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно произнесенных слов.
Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово – 1 балл. Изменение слова считается ошибкой.
Простота проведения и обработки;
Объективность полученных результатов;
Простота для понимания испытуемым инструкции.
Не учитывает индивидуальные особенности испытуемого (например, ситуативная тревожность);
Важна внешняя обстановка и внутренняя настроенность испытуемого;
Субъективность при интерпретации уровней, недостаточно пояснений к каждому из уровней.
Авторы: Луткина М.В.; Лютова Е.К.
Цель: определение объема наглядно-образной памяти.
Применение: от 4 до 7 лет.
Оборудование: бланк, представляющий собой пустой квадрат с 9 пустыми квадратиками.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Простота в проведении и обработке;
Наличие стимульного материала;
Оригинальное преподнесение инструкции в форме игры;
Наличие математической обработки;
Может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Сложная, длинная инструкция.
• Методика 10 слов
Цель: оценка состояния памяти, оценка утомляемости и активности внимания.
Применение: младший школьный, подростковый и юношеский возраста.
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: простые слова (10), односложные и многосложные.
Инструкция: сейчас я прочту тебе 10 слов, слушать нужно внимательно, когда я закончу читать сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можешь в любом порядке, порядок роли не играет.
индивидуальная беседа с ребенком;
количественная и качественная обработка;
можно выявить актуальное состояние ребенка по названным им лишним словам;
комплексная методика, позволяет исследовать несколько познавательных процессов: память, внимание; а также работоспособность ребенка.
очень влияет состояние ребенка на момент проведения исследования;
однотипное задание может быстро утомить ребенка и надоесть ему (особенно если ребенок холерик, отличается импульсивностью, не может сидеть на одном месте долгое время).
Для взрослого возраста:
Определение объема кратковременной памяти на слоги
Цель: исследование кратковременной памяти и определение объема кратковременной памяти у испытуемого.
Применение: юношеский возраст, взрослый возраст (примерно с 17 лет можно применять).
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Оборудование: материал для запоминания 6 слогов; ручки; листы бумаги.
Процедура: экспериментатор засекает время, читает слоги, потом испытуемый воспроизводит их письменно. Засекается время воспроизведения одного элемента, т.е. одного слога.
Инструкция: я сейчас назову вам ряд слогов, их надо запомнить как можно больше, затем записать их на бумаге в любом порядке.
простота в проведении и обработке;
возможна как индивидуальная, так и групповая форма проведения;
перевод в шкальные оценки;
универсальный стимульный материал, может использоваться через некоторое время для исследования кратковременной памяти у того же испытуемого.
нет качественной обработки;
фактор времени может выступать стрессогенным для определенного круга испытуемых.
Методики на мышление.
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление изучается объективными методами. При этом широко применяются все основные методы сбора эмпирической информации: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности. Используются:
• АНАГРАММЫ (исследование рефлексивности мышления)
• методика А. Лаченза и Е. Лачинза (исследование влияния установки на способы решения задач)
• методика «Сложные ассоциации»;
• методика «Матрицы Равена»;
• методика «Анализ отношения понятий»;
• методика «Выявление общих понятий»;
• методика «Количественные отношения»;
• методика «Интеллектуальная лабильность».
• Исследование наглядно-образной и наглядно-действенной форм мышления
Авторы: Головей, Рыбалко, Забрамная, Цветкова, Усанова.
Цель: исследование наглядно-образной и наглядно-действенной форм мышления.
Процедура: время выполнения не ограничивается.
Форма проведения: индивидуальная.
Обработка: качественный анализ, сопоставление с нормативными показателями.
1 задание: разбор и складывание матрешек (2, 4, 6 частей).
Применение: с 2 до 4 лет.
Цель: исследование понимания ребенком невербальной инструкции, адекватность, способы деятельности, использование помощи взрослого, развитость операций сравнения, состояние моторики, ловкости ребенка, наличие и стойкость интереса.
Оборудование: 2, 4, 6 составные матрешки.
Процедура: ребенку показывают матрешку, исследователь ее открывает и складывает, потом предлагает ребенку жестом сделать то же самое.
Детям от 3,5 до 4 лет предлагают устную инструкцию: разбери и собери матрешку. Поставь матрешек по росту. Дай самую большую и самую маленькую матрешку.
учитывается возраст детей;
индивидуальное проведение, личностное общение экспериментатора и респондента.
необходимо создать определенные условия работы: доверительные взаимоотношения, благоприятные и комфортные условия; не должно быть посторонних зрительных и слуховых раздражителей;
большие временные затраты;
на результаты влияет ситуативное состояние ребенка: степень утомляемости, настроение, самочувствие.
• Методика “Исключение слов”
Цель: оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков, оценить развитость вербально-логического мышления.
Применение: младший школьный, подростковый и юношеский возраста.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Оборудование: бланк методики с 15 сериями, в каждой по четыре слова; секундомер; протокол исследования.
Инструкция: 3 из 4 слов каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово не соответствует этому требованию и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу в данном ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок.
простота в проведении и обработке;
возможно как индивидуальное, так и групповое исследование;
имеется шкальная оценка.
не учитывается специфическое, индивидуальное мышление испытуемого;
не предполагается качественная обработка;
фактор времени может быть стрессогенным для некоторых испытуемых.
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Авторы: Гуревич К.М.; Акимова М.К.; Борисова Е.М.; Зархин В.Г.; Козлова В.Т.; Раевский А.М.; Логинова В.П.
Цель: диагностика интеллекта.
Применение: подростковый возраст с 11 по 14 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая (при групповом варианте лучше проводить исследование двум экспериментаторам).
Теоретическое обоснование: умственное развитие в основном определяется школьными программами, содержат определенные требования. В основе теста лежит школьная программа, состоящая из трех циклов, трех групп дисциплин: 1) общественно-гуманитарный; 2) естественно-научный; 3) физико-математический. Позволяет оценить зону ближайшего развития ребенка.
Описание: тест состоит из 6 субтестов:
1. осведомленность (2);
5. числовые ряды.
Следует учитывать время выполнения каждого субтеста и соблюдения инструкции.
тест состоит из субтестов, направленных на выявление определенных умений, определение наиболее сформированного умения у конкретного ребенка;
индивидуальное и групповое проведение теста;
количественная и качественная обработка;
имеются средние значения по интеллектуальному показателю, есть с чем сравнивать результаты каждого ребенка.
зависимость от времени – может стать стрессогенным факторам для определенной категории испытуемых.
Для взрослого возраста:
Диагностика логического мышления. Сложная аналогия
Цель:исследование логического мышления.
Применение: взрослый возраст (примерно с 17 лет).
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Оборудование: бланк со стимульным материалом; ручка; секундомер.
Процедура: испытуемому предлагается 16 пар слов и 6 пар слов в качестве образца.
Инструкция: найдите общее в соответствующих 16 пар слов со словами данными, в качестве образца. Поставьте перед каждой парой слов цифру соответствующего образца.
простота в проведении;
имеется шкальная оценка;
возможны как индивидуальная, так и групповая формы проведения.
не учитываются индивидуальные особенности логического мышления испытуемого;
фактор времени может стать стрессогенным для некоторых испытуемых.
Методики на воображение.
Воображение — психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна, в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют действительность, в создании образов, соответствующих описанию объекта. Часто используется методика «Круги», методики с необходимостью придумать как можно больше назначений для предметов.
— Методика трех слов, где необходимо составить как можно больше предложений с тремя словами (в конверте) за 10 минут работы.
Недостаток: нет критериев оценки продуктов творчества воображения.
— Методика неоконченных текстов.
— Исследование индивидуальных особенностей воображения (три листка с геометрическими фигурами), направленное на определение уровня сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость и / или ригидность воображения и степень его стереотипности / оригинальности.
Источник