Способы изучения познавательного интереса

Методы выявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Баранова Наталья Михайловна
Методы выявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Методика изучения и формирования познавательных интересов – вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательных интересов школьников необходимо подходить, на наш взгляд, прежде всего с позиции общей проблемы воспитания и развития, в центре которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.

Процесс формирования познавательных интересов, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.

Главный вид этой деятельности – учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом в мотивы деятельности самого ребенка.

В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов

Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающие себя новообразования.

Педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значительной мере обусловлено активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и создает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающей действительности.

Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях был направлен на выявление и создание условий, ситуаций и системы специальных воздействий, определяющих появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а также на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов в деятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали как процесс деятельности, в которой формируется интерес, так и её результат.

Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции самого ребенка, его активности.

Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.

Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.

Известно, что знания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом.

Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом,но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т. е. отношение к информации, которую ребенок получает – первично, а сама информация – вторична. Учитывая вышесказанное, а также, используя психолого-педагогические подходы к проблеме оптимизации познавательной активности дошкольников, можно определить, что такое познавательная активность дошкольников и в чем она проявляется.

Читайте также:  Способ цепных подстановок используют если

По нашему мнению, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.

Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация, как один из приемов активизации познавательной деятельности детей, которая рассматривается как единство интеллектуальной и мотивационной сферы. Потребность, которая не только переживается, но и осознается как недостаток в чем-то объективном, представляет подлинный мотив целенаправленных действий. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации.

Мы пришли к выводу, что эффективным средством повышения познавательной активности у дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, т. е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу,учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников.

Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, мы опираемся на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создаем для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала).

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т. к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей». Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического.

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Эффективные методы и приемы работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов к ФЭМП В процессе работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов мы используем разнообразные методы обучения (практические,.

Презентация «Центр «Государственной символики и символов», как условие развития познавательных интересов детей» «Детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Читайте также:  Способы движения по склонам

Использование магнитного конструктора в развитии познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста в условиях ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных.

Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звезды. Но когда звезды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка. Звезды.

Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность» Я, Сапронова Екатерина Ивановна, 1987 года рождения, имею высшее образование. Закончила в 2013 году Новосибирский государственный педагогический.

План по самообразованию «Использование ИКТ для развития познавательных интересов дошкольников через экспериментирование» План работы по самообразованию Васильевой Валентины Александровны на 2016-2017 учебный год. Воспитатель детского сада. Среднее специальное.

Значение предметно-развивающей среды для развития познавательных интересов у детей 5–6 лет Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском.

Источник

Методы изучения познавательного интереса

В исследовании ( 2004 – 2005 уч. года ) приняли участие 56 учащихся 9 – х классов: 26 из 9 А класса (экспериментальный) и 30 из 9 Б класса (контрольный). Так как большинство учащихся 9 А класса планировали дальнейшее обучение в 10 классе гуманитарного профиля, поэтому именно данный класс был выбран в качестве экспериментального.

Для поведения исследования были использованы:

1. Наблюдение. Данный метод даёт информацию об уровне сформированности познавательного интереса (ПИ):
а) программа наблюдений за уровнем сформированности ПИ у учащихся:
— как реагирует ученик на новые факты, занимательные явления, фигурирующие в информации?
— проявляет ли интерес к фактическому содержанию учебного материала;
— проявляет ли интерес к самой сути явления?
— любит ли выполнять задания, требующие догадки, самостоятельного поиска?
— умеет ли для решения тех или иных задач привлекать имеющиеся знания, активно оперировать ими?
— интересуется ли установлением причинно-следственных связей между явлениями, стремится ли к выявлению закономерностей, общих принципов явлений?
— любит ли выполнять задания исследовательского, творческого характера?
— проявляет ли интерес к поиску новых способов решения, к совершенствованию известных способов?
— деятельности какого характера: репродуктивно-фактологического, описательно-поискового или творческого — ученик отдает предпочтение?

б) программа наблюдений за протеканием познавательной деятельности:
— может ли ученик сосредоточить свое внимание на объекте деятельности?
— часто ли отвлекается при выполнении задания?
— стремится ли преодолевать трудности, возникающие при выполнении задания?
— пробует ли различные пути для разрешения трудной задачи?
— стремится ли завершить начатое дело во что бы то ни стало или бросает его, столкнувшись с препятствиями?
— реагирует ли при выполнении задания на посторонние раздражители: музыку, голоса, шум и т.п.;
— как реагирует ученик на звонок с урока?
В результате наблюдений делается вывод об уровне развития у ученика ПИ.

2. Беседа поможет уточнить и углубить знания учителя о наличии и степени сформированности у учащихся ПИ:
Вопросы для беседы с целью выявления интересов учащихся:
— какие предметы тебе больше всего нравятся?
— почему тебе нравится именно этот предмет?
— расширяешь ли знания по любимому предмету (кружок, факультатив и т.п.)?
— какие книги читаешь по этому предмету?
— давно ли стал интересоваться им?
— какие отметки по этому предмету? и др.вопросы.
В результате беседы можно сделать вывод о наличии интереса к какому-либо предмету, степени его глубины и устойчивости.

3. Анкетный метод поможет учителю судить об уровне сформированности ПИ:

· Методика изучения отношения к учебному предмету (по Г.Н. Казанцевой)

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.

Читайте также:  Масло рукколы для волос способ применения

Люблю предмет, потому что

1. Данный предмет интересен.

2. Нравится, как преподает учитель.

3. Предмет нужно знать всем.

4. Предмет нужен для будущей работы.

5. Предмет легко усваивается.

6. Предмет заставляет думать.

7. Предмет считается выгодным.

8. Требует наблюдательности, сообразительности.

9. Предмет требует терпения.

10. Предмет занимательный.

11. Товарищи интересуются этим предметом.

12. Интересны отдельные факты.

13. Родители считают этот предмет важным.

14. Хорошие отношения с учителем.

15. Учитель часто хвалит.

16. Учитель интересно объясняет.

17. Получаю удовольствие при изучении.

18. Знания по предмету необходимы для поступления в вуз.

19. Предмет помогает развивать общую культуру.

20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире.

21. Просто интересно.

Не люблю предмет, потому что

1. Данный предмет не интересен.

2. Не нравится, как преподает учитель.

3. Предмет не нужно знать всем.

4. Предмет не нужен для будущей работы.

5. Предмет трудно усваивается.

6. Предмет не заставляет думать.

7. Предмет не считается выгодным.

8. Не требует наблюдательности, сообразительности.

9. Предмет не требует терпения.

10. Предмет не занимательный.

11. Товарищи не интересуются этим предметом.

12. Интересны только отдельные факты.

13. Родители не считают этот предмет важным.

14. Плохие отношения с учителем.

15. Учитель редко хвалит.

16. Учитель неинтересно объясняет.

17. Не получаю удовольствие при изучении.

18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступления в вуз.

19. Предмет не способствует развитию общей культуры.

20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире.

21. Просто неинтересно.

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

2. Хочу стать грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учатся, и я тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравится получать хорошие оценки.

11. Чтоб похвалил учитель.

12. Чтобы товарищи со мной дружили.

13. Для расширения умственного кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

15. Хочу учиться.

Проанализировав результаты данных методик, было выявлено, что предмет русский язык из основных предметов (русский язык, литература, математика, география, биология, история) занимает последнее место. В анкете были названы возможные мотивы изучения русского языка или фиксировалось отсутствие интереса к предмету. Кроме этого, учащиеся отвечали на вопрос: Зачем, по вашему мнению, нужно изучать русский язык? Необходимо было подчеркнуть соответствующие мотивы. Всего их было предложено 15, объединённых в две большие группы: а) познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью и процессом её выполнения;б) социальные мотивы, относящиеся к различным взаимодействиям ученика с другими людьми – родителями, товарищами по классу, формированием гражданских качеств, профессиональных интересов и др. Для более подробного анализа мотивационной сферы возможные ответы были разделены на подгруппы: познавательные мотивы – на широкие познавательные и учебно-познавательные, а социальные – на широкие и узкие.
Выяснилось, что мотивы изучения русского языка постепенно изменяются от класса к классу. Если в VI-VII классах преобладают широкие познавательные мотивы, связанные со стремлением узнать новое, с интересом к русскому языку, к изучению предмета, познанию разнообразных фактов, то в старших классах чаще всего эти мотивы уступают место социальным.

Итоги экспериментального исследования.

Результаты, полученные по методикам Данные по классу
Экспериментальный (9А ) Контрольный (9Б)
Распределение по уровням (в %) низкий
средний
высокий
Анкета Казанцевой на выявление внешней учебной мотивации
внутренней учебной мотивации
Уровень развитости воображения 0,54 0,26

Таблица2.
Количество учащихся, интересующихся предметом «Русский язык» (в %)

Источник

Оцените статью
Разные способы