Способы изучения поведения животных называются

Содержание
  1. 3.1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
  2. Читайте также
  3. 2. Молекулярные методы изучения изменений ДНК в ядрах
  4. Современные методы выведения новых пород животных
  5. 8.6. Значение материала патологии для изучения системной организации поведения
  6. 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ E ЖИВОТНЫХ
  7. Начало познания поведения животных
  8. Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных
  9. Особенности постнатального развития поведения животных
  10. Разнообразие постэмбрионального развития поведения животных
  11. Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных
  12. Критерий интеллектуального поведения животных
  13. Наследственность свойств поведения у животных[6]
  14. Некоторые этапы интеграции в формировании поведения животных[32]
  15. Генетика и феногенетика поведения животных[39]
  16. Эволюционно-генетические проблемы поведения животных и человека[51]
  17. Генетические методы и проблемы разведения домашних животных
  18. 3. Методы исследования психики животных.
  19. Предмет и методы изучения поведения животных

3.1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

3.1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Понимание различий в психике человека и животных возникло давно, и в противовес культу последних, распространенному в некоторых цивилизациях, сформировалось представление об отсутствии у них разума. Оно прослеживается со времен Аристотеля и в XVII веке было доведено до крайности Р.Декартом, согласно которому животные — суть машины, лишенные способности думать. Справедливости ради следует заметить, что в конце жизни Р.Декарт несколько смягчил свои взгляды, наблюдая поведение собак на охоте. Крупнейший вклад в понимание психики животных внес Ч.Дарвин, предложивший метод ее оценки по объективным признакам поведения — «выразительным движениям». Ему же принадлежит разработка вопроса о «полезных ассоциированных привычках». В России эти идеи были развиты В.А. Вагнером, указавшим, в частности, на пластичность врожденных форм поведения в соответствии с изменениями условий окружающей среды.

Исследование реакций животного на внешние раздражители явилось основным методом, используемым группой американских психологов, называвших себя бихевиористами (от англ, behaviour = поведение). Работая преимущественно на белых крысах, они стремились к максимальной объективизации оценки тех или иных актов, но мало интересовались их центральными механизмами.

Изучение врожденных форм поведения в естественных условиях сделалось основной задачей этологии (от греч. — ethos = привычка + logos = наука) — научного направления, возникшего в 30-х годах XX столетия и продолжающегося успешно развиваться в наше время.

Традиционно зоологи и психологи (зоопсихологи) не были озабочены — выяснением закономерностей работы центральной нервной системы. Иные задачи стояли перед физиологами. И.М. Сеченов распространил понятие рефлекса на деятельность головного мозга, дав толчок для развития области физиологии, изучающей механизмы поведения.

Основы современного учения о высшей нервной деятельности заложил в начале века И.П. Павлов, в течение более чем трех десятилетий вписывавший в него все новые и новые главы. В наше время это учение значительно укрепилось благодаря новым подходам к изучению работы мозга (электрофизиологические, биохимические и фармакологические методы) и расширению диапазона используемых поведенческих тестов.

В ранних представлениях о закономерностях высшей нервной деятельности четко разграничивали врожденные и приобретенные реакции. Позднее были показаны их тесная взаимосвязь и практическая невозможность наблюдать в «чистом виде» врожденную деятельность, не трансформированную внутренним состоянием организма и изменениями во внешней среде. Тем не менее формально принято различать врожденные, выработанные в процессе эволюции, и приобретенные в процессе индивидуального развития формы поведения, обеспечивающие функциональное единство отдельных систем организма и поддерживающие его взаимодействие с окружающим миром. Прежде чем перейти к рассмотрению различных форм поведения, остановимся вкратце на их морфофункциональной основе. При этом частично будут затронуты вопросы возрастных особенностей последней, более полно представленные в главе 9.

Читайте также

2. Молекулярные методы изучения изменений ДНК в ядрах

2. Молекулярные методы изучения изменений ДНК в ядрах В предыдущей главе мы уже говорили о гибридизации молекул ДНК. Этот метод позволяет сравнивать, в частности, ДНК, полученные из разных стадий развития одного вида. Если гибридизация ДНК раннего зародыша и взрослого

Современные методы выведения новых пород животных

Современные методы выведения новых пород животных Дарвин разъяснил историю происхождения домашних животных и культурных растений. Он подвёл итоги замечательным результатам, которых достигло человечество при помощи сперва бессознательного, а потом и сознательного

8.6. Значение материала патологии для изучения системной организации поведения

8.6. Значение материала патологии для изучения системной организации поведения Таким образом, проекция индивидуального опыта на структуры мозга изменяется в филогенезе, определяется историей обучения в процессе индивидуального развития и модифицируется при

4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ E ЖИВОТНЫХ

4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ E ЖИВОТНЫХ Важная тенденция, которая сформировалась в разработке проблемы природы индивидуально-психологических различий после Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына и была основана на модели поведения, может быть представлена работами

Начало познания поведения животных

Начало познания поведения животных При изучении любой формы психической деятельности прежде всего встает вопрос о врожденном и индивидуально приобретаемом, об элементах инстинкта и научения в поведении животного. В широком плане это вопрос о внешних и внутренних

Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных

Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных Процессы, совершающиеся в ходе онтогенеза, во многом обнаруживают те же закономерности, что и процессы филогенеза. Для понимания сущности формирования индивидуального поведения первостепенное значение

Особенности постнатального развития поведения животных

Особенности постнатального развития поведения животных Пре- и постнатальное развитие психической деятельности Психическая деятельность эмбриона — это поведение и психика в процессе их становления на начальной стадии существования особи. Эмбрион является всего лишь

Разнообразие постэмбрионального развития поведения животных

Разнообразие постэмбрионального развития поведения животных Говоря о постнатальном развитии поведения животных, необходимо прежде всего иметь в виду, что оно протекает по-разному у разных животных и отличается специфическими закономерностями. Особенно это относится

Читайте также:  Способы укладки стерилизационных коробок при видовой укладке

Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных

Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Однако, говоря об интеллекте, «уме» животных, их мышлении необходимо прежде всего отметить, что чрезвычайно трудно точно указать,

Критерий интеллектуального поведения животных

Критерий интеллектуального поведения животных Отличительная особенность интеллекта животных заключаются в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей возникает отражение их отношений и связей (ситуаций). Отчасти это имеет, конечно, место и при некоторых сложных

Наследственность свойств поведения у животных[6]

Наследственность свойств поведения у животных[6] Изучение изменчивости, наследственности и наследственного осуществления свойств поведения является важным вопросом в проблеме исследования поведения животных, и в частности их высшей нервной деятельности.Не случайно,

Некоторые этапы интеграции в формировании поведения животных[32]

Некоторые этапы интеграции в формировании поведения животных[32] Крупнейшим событием в изучении физиологии нервной системы за последние десятилетия явились установленные Павловым и его школой закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе поведения

Генетика и феногенетика поведения животных[39]

Генетика и феногенетика поведения животных[39] Генетические исследования поведения имеют существенное значение для ряда областей биологии и медицины. Во-первых, они должны быть той базой, на которой только и могут развиваться некоторые области физиологии высшей нервной

Эволюционно-генетические проблемы поведения животных и человека[51]

Эволюционно-генетические проблемы поведения животных и человека[51] Известно, что одним из открытий И. П. Павлова явилось обнаружение патологии поведения животных (а также человека) при чрезмерном напряжении высшей нервной деятельности. Большой вклад в исследование

Генетические методы и проблемы разведения домашних животных

Генетические методы и проблемы разведения домашних животных Существует несколько классификаций методов разведения домашних животных. У американского ученого В. Райса пять: поглощение крови, прилитие крови, скрещивание, разведение по линиям и инбридинг. Академик Е. Ф.

Источник

3. Методы исследования психики животных.

МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ — способы изучения поведения животных, включающие наблюдение и эксперимент. Наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания дополняются изучением их отношения к различным, отчасти специально подбираемым экспериментатором предметам, которые иногда предъявляются подопытному животному и в искусственно создаваемых ситуациях; анализируются формы манипулирования этими предметами. В зоопсихологических экспериментах изучается поведение животных в ходе решения различных задач.

В зоопсихологических исследованиях наиболее часто используются следующие методы:

1.Метод “лабиринта”. Суть метода заключается в следующем: подопытному животному ставится задача – найти путь к определенной, непосредственно не воспринимаемой им цели (пища или убежище). В экспериментах используются как двухмерные, одноуровневые лабиринты, где животное перемещается в одной плоскости, так и трехмерные, двухуровневые, где оно может перемещаться в двух плоскостях. При отклонениях от правильного пути иногда используют наказание животного. Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения “цели” и по количеству допущенных ошибок. Данный метод позволяет изучать способности животных к научению, к выработке двигательных навыков, а также способности к пространственной ориентации. При помощи этого метода можно выяснять роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и других психических функций.

2. Метод “обходного пути”. Особенность данного метода заключается в том, что животное непосредственно воспринимает объект, на который направлены его действия уже в начале опыта. Обычно этим объектом является пища. В отличие от метода “лабиринта”, в данном методе животному приходится для достижения объекта обойти одну или несколько преград. В экспериментах с использованием метода обходного пути учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения животного, степень сложности задачи, скорость ее решения при поиске животным обходного пути и достижения результата.

3. Метод “Дифференцировочной дрессировки”. Данный метод используют для выявления способностей животного к различению объектов и их признаков, при этом объекты предъявляют одновременно или последовательно. При правильном выборе объекта животное вознаграждается, этот способ носит название положительная дрессировка, в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора применяют наказание за неправильный выбор, этот способ носит название положительно-отрицательная дрессировка. Последовательно уменьшая различия между признаками объектов, исследователь может выявить у животного пределы различения (дифференцировки) данного качества предметов. Таким образом изучают особенности зрения у животных разных видов (остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм), процессы формирования навыков, памяти животных (по времени сохранения результатов тренировки), а также способности животных к обобщению.

4. Метод “выбора на образец”. Данный метод является вариантом метода дифференцировочной дрессировки и применяется для изучения сенсорных систем высших животных (обезьян). Животное должно выбрать из ряда объектов тот объект, который соответствует образцу. Образец предъявляется животному в начале эксперимента, при этом в ходе эксперимента правильный выбор обычно положительно подкрепляется.

5. Метод “проблемной клетки (ящика)”. В экспериментах, когда используется данный метод, животному, чтобы получить подкрепления (корм или свободу), необходимо открыть (иногда в определенной последовательности) затворы на дверце клетки или крышке ящика. Этот метод позволяет исследовать сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Особенно продуктивно применение этого метода при изучении животных с развитыми хватательными конечностями (крысы, еноты, обезьяны). При постановке экспериментов для выявления высших психических способностей животных, им обычно для решения задачи предоставляется возможность использовать различные орудия (палки, блоки и тому подобное). Используя этот метод, при постепенном усложнении задачи, в процессе экспериментов, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и сенсорных компонентах интеллекта животных.

6. Метод анализа обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами.

Читайте также:  Способы педагогической работы с помощью которой осуществляется целенаправленное формирование духовно

Данный метод исследования позволяет судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу, а также позволяет проследить предысторию трудовой деятельности человека.

Этими и другими методами изучаются сенсорные и эффекторные способности, ориентировочно-исследовательское поведение, эмоции, память животных, их способность к научению, обобщению и переносу индивидуального опыта, к интеллектуальным действиям и др. Зоопсихологические исследования имеют большое значение и для других психологических наук (особенно общей и детской психологии), для философии (особенно гносеологии), антропологии (предыстория антропогенеза), медицины (моделирование на животных психопатологических состояний человека, психофармакологические эксперименты и т. п.), а также для практики животноводства, борьбы с вредителями сельского хозяйства и опасными для здоровья человека животными (например, крысами), для служебного собаководства, охраны животного мира, акклиматизации и одомашнивания диких животных, зверо- и рыбоводства, зоопаркового дела и др.

Источник

Предмет и методы изучения поведения животных

Безусловно, копья данной науки нацелены на поведение. С одной стороны, даже неподготовленному читателю понятно, о чем может идти речь.

А вот хорошо подготовленные люди почему-то мучаются как над определением самого понятия «поведение животных», так и над определением предмета изучения дисциплины. Некоторое время из-за расплывчатости предмета изучения и применения разных методов исследований ученые, занимавшиеся изучением поведения, делились на чистых поведенцев (Д. Романее), этологов (К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш), психологов (К. Л. Морган), физиологов (К. Бернар, И. П. Павлов). На самом деле у них у всех был один и тот же предмет изучения: разные проявления жизни животных. Это и локомоции (сосание, ползание щенка, плавание гусей, полеты пчел), и секреторные процессы (маркировка территории мочой, выделение слюны при виде пищи собакой), и сосудодвигательные реакции (изменение окраски кожи, эрекция), и сон, и спячка, и чувство боли, жажды, страха, звуковые и химические сигналы. И как бы мы ни старались составить полный перечень явлений и процессов, интересных специалистам по поведению животных, что-то наверняка будет упущено. Поэтому в современной интерпретации большинство специалистов поведение животных как науку отождествляют с термином «этология», под которым понимают биологию поведения.

Человек устроен так, что его любопытство не имеет предела. Это, может быть, одна из отличительных черт человеческой психики. Понаблюдав за стереотипическими локомоциями животного, исследователь на этом не в состоянии завершить изучение поведения животного. Он захочет узнать смысл действий, причину и механизм их возникновения. Получив ответ на одну загадку, ученый-этолог озадачивается массой других. Квинтэссенцию этих вопросов в свое время кратко сформулировал Николас Тинберген и потом повторял во многих работах, например, в своей популярной книге «Поведение животных». Их оказалось всего четыре. Очень красиво и доступно эти основополагающие вопросы классика этологии перефразировал Д. Мак-Фарленд в своей известной книге «Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция» на примере насиживания яиц птицами.

  • Почему птицы сидят на яйцах?
  • Почему птицы сидят на яйцах?
  • Почему птицы сидят на яйцах?
  • Почему птицы сидят на яйцах?

Из этого примера видно, что один и тот же очень конкретный вопрос может иметь несколько разных по содержанию ответов. Все определяется тем, на каком слове делается ударение. Однако в совокупности ученый-этолог в данной ситуации ставит перед собой задачу изучить разные стороны этого конкретного поведения птиц. А именно, изучить физиологию насиживания, онтогенез, эволюцию и адаптивное значение этого отологического явления. Итак, предметом изучения этологии является поведение животных.

Для экспериментального ответа на все эти сложные по содержанию вопросы необходимы разные приемы и методы исследований поведения.

Самым первым в историческом плане, но не утратившим своего значения и по сей день, является метод наблюдений. Результаты исследований раннего периода развития этологии базировались исключительно на этом методе. Однако, в силу особенностей человеческой психики, одно и то же наблюдаемое явление в поведении животного трактовалось неодинаково. Достаточно вспомнить антропоморфизм, морганизм и религиозно окрашенные оценки поведения животных на определенных этапах эволюции этологии как науки, т. е. наблюдение как метод исследований страдает субъективизмом.

Современные исследователи поведения животных не отказались от данного метода. Достижения научно-технического прогресса позволили избавиться от субъективной оценки при наблюдениях за поведением животных. Все этапы наблюдения от регистрации явления до оценки его биологического значения в современных этологических исследованиях выполняют аппараты. Регистрацию поведенческих актов доверяют фото — и видеотехнике, обработку наблюдений производят при помощи компьютерной техники. Современная регистрирующая аппаратура во многом превосходит возможности сенсорных систем человека-наблюдателя. Оптическая техника имеет большую световую чувствительность, чем глаз человека. Звукозаписывающие устройства не только слышат, но и графически регистрируют звуки животных. Более того, современная оптика и аудиотехника регистрирует сигналы, восприятие которых человеческим глазом и ухом совершенно невозможно. Так, современные видеокамеры и фотоаппараты фиксируют поведенческие акты в инфракрасных лучах в условиях полной темноты (например, в пещерах, норах, под водой на больших глубинах). Звукозаписывающие аппараты регистрируют инфразвук и ультразвук, т. е. звуковые сигналы животных (летучие мыши, дельфины, грызуны, киты, слоны), которыми они пользуются для коммуникации и которые человеческое ухо не воспринимает.

Неограниченные возможности наблюдения за поведением животных у этологов возникли в связи с появлением доступной цифровой техники. Так, один только бытовой цифровой аппарат с 5-мегапиксельной матрицей предоставляет исследователю возможность скрытно (бесшумно) проводить фотосъемку животных. При этом длиннофокусная оптика позволяет вести наблюдение на большом удалении от животного, т. е. фактически исключает эффект присутствия наблюдателя. Большинство аппаратов этого класса сочетают функции видеосъемки и звукозаписи. Большим преимуществом цифровой техники является оперативный просмотр полученного материала в полевых условиях и его срочное редактирование.

Читайте также:  Как быть крутой 10 способов

Последующая компьютерная обработка записей обеспечивает объективную количественную интерпретацию качественных изменений поведения животных. Цифровая обработка результатов наблюдений учитывает и статические явления (позы), и динамику поведения (локомоции, секрецию, сосудодвигательные реакции) и вокализацию поведения. При этом автоматически фиксируется время, место и условия освещенности происходящих событий. Таким образом, применение технических средств при наблюдении за поведением животных обеспечивает высокий уровень объективности и максимальную приближенность к естественным условиям жизни животных.

Другим методологическим подходом к изучению биологии поведения животных является эксперимент, который может быть выполнен в природных условиях, в лаборатории и в частично контролируемой среде.

В условиях лаборатории обеспечивается полный контроль за стимулами поведения — исключаются посторонние раздражители (звуки, запахи, социальные факторы), точная регистрация локомоций и других поведенческих проявлений, а также их беспристрастная интерпретация. Скиннеровская камера обеспечивает длительное наблюдение за поведением животных с немедленным вознаграждением в отсутствие человека.

При изучении закономерностей формирования личного опыта, памяти по-прежнему применяются классический метод лабиринта. В зависимости от вида животных и решаемых задач в лабораториях используют несколько разновидностей лабиринта: радиальный, вертикальный, т-образный, Y-образный. Есть лабиринты с изменяемой ориентацией по сторонам света.

При работе с агрессивными животными в условиях частичной изоляции, а также при изучении поведения в дикой природе широкое применение получили различные приспособления, постоянно подающие радиосигнал на определенной частоте (радиоошейник, пилюли, клипсы, серьги, кольца). Чувствительные приборы радиопеленгации, установленные на речных и морских судах, самолетах и вертолетах, а также в полевых опорных пунктах позволяют получить достоверную информацию о скрытом от глаз человека поведении даже таких животных, как полярные медведи, гризли, тигры и львы, киты и мигрирующие лососи, кроты и землеройки.

При изучении миграций животных в их естественной среде обитания кроме радиомаяков используют метод кольцевания, лазерную татуировку, проколы ушных раковин.

Не устарел и павловский метод условных рефлексов. Он незаменим при изучении процессов научения животных и разработки приемов управления их поведением. Метод условных рефлексов используют и при исследовании сенсорных систем, например, рецепции магнитного поля или инфразвука, ультразвука животными при миграциях или для общения в группе.

При решении специальных задач этологи прибегают и к чисто физиологическому инструментарию, например, павловской фистуле, комплексному фистулированию (полифистульные животные при изучении пищевого поведения, голода, жажды).

Большие возможности для понимания психики животных предоставляет метод регистрации биотоков мозга. Электроэнцефалография и стереотаксическая техника позволяют регистрировать электрические ответы различных нервных структур на фоне конкретного поведенческого акта. С другой стороны, электростимуляция определенных зон мозга дает возможность выяснить, какие формы поведения регулируются из этих нервных структур.

Магнитоэнцефалография регистрирует неконтактным способом магнитные поля головного мозга.

Психические процессы исследуют и методом компьютерной томографии. Этот метод позволяет визуализировать особенности строения мозга с помощью компьютера и рентгеновских лучей. Этот метод эффективен при изучении развития психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Еще более широкие возможности для изучения психики животных предлагает метод ядерно-магнитного резонанса (ЯМР). Метод визуализирует строение мозга при жизни животного. ЯМР-томограф позволяет вести наблюдения за структурами мозга, которые не визуализируются никакими другими методами.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) оценивает метаболическую активность разных структур мозга. Принцип метода заключается в том, что при повышении активности какой-то мозговой структуры в ней усиливается потребление глюкозы. При введении в кровь производной глюкозы (2-дезоксиглюкозы) с радиоактивным изотопом С 11 , О 15 или другим радиоактивным атомом радиоактивная метка накапливается в той части мозга, которая находится в состоянии повышенной функциональной активности. В отличие от обыкновенной глюкозы, ее производная 2-дезоксиглюкоза не используется клетками мозга и не окисляется, а лишь концентрируется в очаге возбуждения.

Важную для понимания поведения животных информацию получают и методом регистрации кожно-гальванической реакции. Метод предполагает регистрацию двух параметров кожи — ее сопротивление и разность потенциалов в двух удаленных друг от друга точках. И тот, и другой параметры изменяются при физических и психических нагрузках.

Метод электромиографии (ЭМГ) предполагает запись электрической активности мышц. Метод весьма полезен при изучении поведения животных, поскольку любое поведенческое проявление базируется на мышечных сокращениях.

Электроокулография — метод регистрации биотоков, происхождение которых связано с движением глаз. Между роговицей глаза, которая имеет положительный заряд, и сетчаткой существует электрический потенциал, величина которого изменяется при движениях глазного яблока. Поскольку любой поведенческий стереотип начинается с ориентировочной реакции с оценкой обстановки при помощи зрения, то электроокулограмма фактически является графическим отображением поведения животного.

Нервная регуляция поведения связана с гуморальными механизмами. Моделирование гормонального состояния (методом экстирпации желез внутренней секреции или за счет фармакологических нагрузок) дает возможность изучать мотивационные механизмы поведения. Транквилизаторы и нейролептики и миорелаксанты применяются для снижения стрессового состояния животных, их агрессивности, коррекции проблемного поведения.

В последние годы для слежения за миграциями грызунов, саранчи, копытных животных, промысловых рыб применяются космические станции. Космические аппараты используются для изучения поведения и психики животных в условиях невесомости. В космосе побывали собаки, мыши, крысы, перепела, выводились из яиц цыплята.

Таким образом, современная этология использует широкий набор методических приемов и технических средств и постоянно по мере развития научно-технического прогресса ими обогащается, не отказываясь в то же время и от классических отологических методов исследований.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью
Разные способы