Способы изучения педагогической действительности это

Методы педагогического исследования (конспект)

Мария Алексеевна
Методы педагогического исследования (конспект)

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных.

1. Анализ – разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю

структуру объекта.Виды анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи, функциональный (определяются функциональные зависимости, причинный (раскрывается причинная обусловленность явлений).

2. Синтез – соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в

единое целое. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поэтому у исследователя должны быть в равной степени развиты навыки владения ими.

3. Сравнение как сопоставление познаваемых с целью выявления

сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями и происходит их классификация. При сравнении исследователь должен прежде всего определить его основу – критерий.

4. Обобщение. Исследуя явление, необходимо не только выделять

главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.

Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Моделирование есть процесс построения модели.

Вторую группу методов составляют эмпирические методы исследования

К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы.

1. Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование.

2. Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.

Основные виды анкет:

— открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);

— закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);

— смешанные (комбинированные, предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.

3. Беседа (диагностическая беседа)метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определённую цель, а её результаты анализируются.

Разновидностью беседы является интервьюирование (придерживание плана, ответы открыто фиксируются).

4. Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения

которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.

5. Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического

исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. Выделяется два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий (преобразующий). При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты. При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса.

«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Люди, научившиеся наблюдениям и опыту, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции» Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида. Цель практического исследования: изучение реализации.

Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.

Конспект интегрированного педагогического мероприятия в группе раннего возраста «На прогулку с Колобком» Воспитатель: Федоренко Н. В. Цель: закрепление представлений воспитанников о хорошо знакомой сказке, сказочных героях; развитие познавательной.

Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе по теме «Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Детский сад № 14 «Медвежонок» — филиал АН ДОО «Алмазик» Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе Почемучки».

Конспект педагогического мероприятия с использованием ИКТ «Сказочное путешествие» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Алёнушка» Конспект педагогического мероприятия с использованием ИКТ.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. — Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Источник

Методы изучения педагогической действительности.

Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

1.Методы организации исследования:

— комплексный (педагогический объект как система);

— сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения);

— лонгитюдный (выявление изменений в течение длительного времени).

2.Методы сбора данных:

— педагогическое наблюдение, самонаблюдение, самоанализ;

-анализ педагогической документации;

— педагогический анализ ситуаций и фактов;

3.Методы обработки данных:

— математические (регистрация, ранжирование, шкалирование);

— качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез, обобщение).

4.Методы интерпретации и оценки данных:

— теоретические (на основе существующей теории, концепции);

— сравнительные (оценка материала в сравнении с ранее полученными или другими результатами исследования);

— системный (выявление взаимосвязи элементов);

— генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций);

— факторный (определение факторов, их роли и влияний);

— структурный (выявление структурных элементов);

— саузальный (констатация и объяснение причин сил, педагогических процессов);

— апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов).

Остановимся более подробно на характеристике некоторых методов сбора данных.

Педагогическое наблюдение— организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений.Цель наблюдения — накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении.

Читайте также:  Как солить осенние опята холодным способом

Наиболее распространенными являются методы письменного или устного опроса. К ним относятся: исследовательская беседа, интервьюирование, анкетирование. С их помощью изучают отношения, мотивы, намерения, мнения, оценочные суждения учащихся, педагогов, родителей и других участников педагогического процесса.

Анкетирование письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет). Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными.

Исследовательская беседа диалог исследователя с испытуемым по заранее состав­ленному плану. Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, цен­ностных ориентации, чувств, переживаний опрашиваемого. Интервьюирование(разновидность беседы), метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью прово­дится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.

К методам опроса тесно примыкают: а) методы обобщения независимых характеристик; б) написание сочинений. В первом случае идет речь о получении характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источни­ков, обрабатывается. Например, изучая личность ученика, исследователь получает сведения о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников и других. Во втором случае группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются.

Метод педагогического консилиумапредполагает коллективное обсуждение результа­тов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.

В педагогических исследованиях довольно часто применяют методы оценивания: рей­тинг и самооценку. Рейтинг — метод субъективной оценки какого-либо явления по задан­ной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Они оценивают те или иные качества в со­ответствии с предложенной оценочной шкалой.

Самооценкапредполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам.

Так, изучение школьной документациидаст объектив­ные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя, поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, сужде­ний, оценок, уровень сформированности учебных умений и т. д.

Достаточно распространенным методом исследования является педагогическое тести­рование,которое позволяет с помощью специально разработанных заданий объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. В самом общем виде тест — это объ­ективное и стандартизированное измерение знаний, умений, навыков, уровня развития, личностных характеристик испытуемого.

Проективные методы это разновидность тестирования. Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации. Суждения анализируются исследователем.

Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент исследовательская деятельность, осущест­вляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Выделяют разные виды экс­перимента. По условиям организацииразличают эксперимент естественный(в условиях обычного образова­тельного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных).

По конечным целямпедагогический эксперимент может быть констатирующим,устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе, или преобразующим,когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определения условий развития лич­ности школьника или детского коллектива.

Контрольныйэксперименторганизуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые по­лучены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов.

Пилотажный(предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и затем он проводится в полном объеме.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

— теоретический(постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его за­дач и гипотез);

— методический(разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки получен­ных результатов);

— собственно эксперимент проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюде­ние, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

— аналитический количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формули­рование выводов и практических рекомендаций.

Все методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и до­полняя друг друга.

Образование: сущность, свойства, виды.

Образование в буквальном смысле –

• создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной взрослой степенью

• процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Образование как система – специальное организованное взаимодействие культуры. Образование – воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

Национальная система образования включает:

1) участников образовательного процесса

2) образовательные стандарты

3) учебные планы

4) учебные программы

5) учреждения образования и другие организации

6) госорганы управления образованием, включая министерство образования, управления и отделы образования МИРО.

Современное образование развивается в различных направлениях.

1) гуманизация – ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений, взаимного уважения учащихся и педагогов, основанное на уважении прав каждого человека, на сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала

2) гуманитарное – ориентация на освоение социального обитания, независимо от его уровня и типа, позволяет с готовность решать главные социальные проблемы на благо и во имя граждан, свободно общаться с людьми разных национальностей и народов и т.д.

3) дифференциация – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися, студентами при их умении удовлетворения и развития интереса, способности всех участников общественного процесса

4) диверсификация – широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ, госорганов

5) стандартизация – реализация государственных образовательных стандартов: набор обязательных дисциплин с чисто образовательным объемом

6) многовариативность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулированию учащихся

8) индивидуализация – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и внимательность во всех формах взаимодействия с ними в процессе образования и воспитания

9) информационность – широкое использование техники и технологий

10) непрерывность – процесс постоянного самообразования. Вид современного образования определяется типом образовательно-воспитательной системы, от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники

В результате выделяют виды образования:

Читайте также:  Защита прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом диплом

1) по типу и качеству основных научных знаний: биологические, математические и т.д.

2) по виду доминирования содержания

• гуманитарные и научные

• теоретические и прикладные

3) по виду и мастерству освоения человеческой деятельности

4) по типу освоения культурных ценностей

5) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества:

42. Система образования в Республике Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» (2002) государственная образовательная политика основывается на принципах:

— обязательности общего базового образования;

— осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

— доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

— преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

— национально-культурной основы образования;

— приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

— экологической направленности образования;

— демократического характера управления образованием;

— светского характера образования.

Согласно Закону каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования.

Основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. Государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания. Национальная система образования включает:

1.участников образовательного процесса;

2.образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

3.учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

4.государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).

Согласно Закона образование в нашей стране подразделяется на основное и дополнительное.

Основное образование в республике функционирует на следующих уровнях: дошкольное; общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее специальное; высшее; послевузовское.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования

Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования.

В системе образования функционируют учреждения образования, к которым относят:

— учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического;

— учреждения внешкольного воспитания и обучения;

— специальные учебно-воспитательные учреждения;

— научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях.

Дошкольное образование включает следующие ступени: первая раннего возраста (до одного года); вторая раннего возраста (от одного года до двух лет); первая младшая (от двух до трех лет); вторая младшая (от трех до четырех лет); средняя (от четырех до пяти лет); старшая (от пяти до шести лет).

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Структура общеобразовательной средней школы представлена тремя ступенями:

— первая ступень (1—4 классы);

— вторая ступень (5—9 классы);

— третья ступень (10—11 классы).

В соответствии с положением школа может существовать в составе 1—4 классов — начальная школа, 1—9 классов (или 5—9 классов) — базовая школа; 1—11 классов (или 5—11, 10—11классов) — средняя школа.

Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивать приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих. Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего базового и общего среднего образования.

Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям:

1.среднее специальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки;

2.среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки.

Среднее специальное образование может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.

Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации.

43. Социокультурные функции образования.

Образование как социокультурный феномен, выполняет следующие социокультурные функции (по Н. В. Бордовской), являясь:

1.способом вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества, про­цессом трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни;

2.способом социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека;

3.механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны;

4.ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Все вышеназванные функции можно свести к двум основным:

1.воспроизводство культурно-исторического опыта человечества;

2.развитие личности и общества.

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая — универсальной (способностной, или деятельностной).

44. Мировые образовательные тенденции.

Современное состояние образования во многом определяется мировыми образовательными тенденциями, важнейшими из которых являются:

— формирование личности как активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

— ориентация научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

— рост культурного плюрализма, самобытности человека;

— расширение способов передачи-получения культурно-исторического опы­та от поколения к поколению, что предполагает многовариативную модель разви­тия системы образования в обществе.

Читайте также:  Урок способы получения алкенов

Важнейшими тенденциями и особенностями развития си­стемы высшего образования в мире выступают (О. Л. Жук):

1.быстрые темпы развития высшего образования, массо­вость высшей школы.В настоящее время в Рес­публике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10 000 насе­ления, что является высоким показателем для стран Европы;

2.расширение сферы образовательных потребностей обуча­ющихся студентов,что способствует диверсификации(увеличе­нию разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дис­циплин;

3.создание единого образовательного пространства в ус­ловиях его интернационализации.В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999 г., к 2010 г. предполагается созда­ние единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей тру­доустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного про­странства предполагает:

1.признание дипломов, ученых степеней и квалификаций;

2.реализацию двухступенчатой структуры высшего образо­вания, включающей бакалавриат и магистратуру;

3.использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ;

4.разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки;

4.качественное изменение требований к подготовке спе­циалиста для производства.Вузовская наука и практика должна обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый про­цесс совершенствования существующих и создания новых тех­нологий и систем деятельности. Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным», а также обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности;

5.повышение роли непрерывного самообразования;

6.изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе,что предполагает перевод студента из пассив­ной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в ак­тивную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта.

45. Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования.

Позитивные тенденциив развитии системы образования:

— гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

— вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);

— разработкановых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

— дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;

— переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;

— разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

— использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

Негативные тенденциив образовании:

— отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств: неспособность детей справиться с учебной программой; усложненные и перегруженные учебные программы и учебники; чрезмерная учебная нагрузка;

— авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. В современной социокультурной ситуации управление как системой образования в целом, так и конкретным учебным заведением должно носить аналитико-прогностический характер. При этом, например, важным показателем эффективного управления школой выступают демократический стиль педагогического общения, организация сотрудничества всех участников образовательного процесса. В классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше;

— унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ.Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника; в преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий;

— бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме.

Дидактоцентризмопределяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминанием и воспроизведением формальных знаний, проверкой, контролем, оценкой. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности, а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника. Предметоцентризмом обозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин носит, в основном, информативный характер и не отражает межпредметные связи; оно недостаточно служит целям самопознания личности и познания постоянно меняющегося окружающего мира; изучение этих предметов оторвано от нужд и потребностей развивающейся личности;

— недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы. Например, около 30% «медалистов» получают неудовлетворительные оценки на вступительных экзаменах в вузах республики. Падает процент выпускников средней школы, способных выдержать экзамены в вузы без дополнительной подготовки, что служит показателем снижения уровня школьного образования;

— продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса.В учреждениях образования работает значительное число пенсионеров, в школах — менее 15% учителей-мужчин. Слабым является приток молодых педагогов из-за больших перегрузок, невысокой оплаты труда и низкого социального престижа педагогической профессии. В общеобразовательных школах (особенно сельских) не хватает учителей иностранного языка, физкультуры, математики;

— кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.

Наметился кризис дополнительного образования и системы организации досуга детей: сокращаются секции и кружки научно-технического творчества, туризма, спорта.

Источник

Оцените статью
Разные способы