Наука и другие способы познания
Наука имеет значительные отличия от вторых форм публичного сознания — мастерства, философии, религии. От эстетического (художественного) метода освоения действительности, носителем которого есть мастерство, науку отличает стремление к обезличенному, максимально обобщенному объективному знанию, тогда как в мастерстве результаты художественной деятельности неотделимы от лично-неповторимого личностного элемента. Мастерство возможно выяснить как «мышление в образах», а науку — как «мышление в понятиях». Первое развивает в основном чувственно-образную сторону творческой методности человека, вторая — интеллектуально-понятийную сторону.
Наука, ориентированная на критерии разума, по собственной сути антагонистична религии, в базе которой лежит вера. В случае если наука изучает действительность исходя из нее самой и требует рационального практического подтверждения и обоснования взятых знаний, то основаниями религии являются религиозные догматы, откровения, непререкаемость авторитета канонических текстов. Отметим кроме этого философии и сложные отношения науки, разные направления которой по-различному относятся к науке и принятым ею методам построения знания. Самый близок к науке диалектический материализм, что, по сути, связывает себя с наукой, с ее методом и предметом.
направляться отличать научное знание не только от вторых форм публичного сознания, но и от ненаучного (обыденного) знания. Запрещено признать научными знания, каковые приобретает человек только на базе несложного наблюдения. Эти знания играются в жизни людей ключевую роль, но они не раскрывают сущности явлении, их взаимосвязи и причины между ними. Они не разрешают растолковать, из-за чего данное явление протекает в той либо другой форме, каковы его источники, направления и движущие силы предстоящего развития.
Так, наука выступает как один из видов познания, владеющий собственной спецификой. Очевидно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать безотносительными. Законы формулируются в рамках определенных теорий; теории же представляют собой попытки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности и появляются на базе догадок, другими словами догадок довольно свойств и этих связей. Строго говоря, догадки неспециализированного замысла, претендующие на объяснения универсального характера, фактически нереально подтвердить совсем; кроме того в случае если целый обозримый опыт человечества подтверждает правомерность догадки, это не свидетельствует ее универсальной достоверности — неизменно имеется возможность появления новых данных, ей противоречащих, и тогда догадка должна быть пересмотрена. То же и с теорией; она представляет собой систематизированное описание, предсказание и объяснение явлений в определенной области на базе обширно подтверждаемой базисной догадки, она существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории впредь до отказа от нее. Фактически, развитие науки по большей части и воображает развитие и смену теорий; честный ученый (либо группа исследователей), создающий теорию, постоянно осознает ее вероятностный, «неабсолютный» темперамент. Вместе с тем новые теории охватывают все большее количество явлений и все более надежно помогают практике; это разрешает сказать о возрастающей достоверности знания, чем и определяется прогресс в науке. (Наряду с этим достаточно нередки ситуации «возвращения» ветхих и уже как словно бы отвергнутых теорий — они переосмысливаются на новом уровне и раскрываются новыми, дотоле возможностями и потаёнными сторонами.) Но не нужно думать, что наука ограничивается «чистым теоретизированием». Развитие научного знания свидетельствует выход на их области соотнесение и новые явлений с исходными представлениями, другими словами новые сотрудничества с миром. Невозможность растолковать данные в рамках имеющихся представлений порождает познавательное несоответствие, составляющее проблему (в большинстве случаев она формулируется в виде вопроса); потом формулируется догадка, другими словами предположительный ответ на данный вопрос, обоснованный в рамках исходной теории; для проверки догадки организуется получение эмпирических (другими словами умелых) данных, в будущем обрабатываемых и трактуемых. Обозначенные пункты (постановка неприятности, формулирование догадки, получение эмпирических данных, обработка, интерпретация) являются главные этапы научного изучения, в рамках которого реализуются способы изучения, другими словами обоснованные нормированные методы его осуществления. Совершенствованию способов изучения в науке уделяется особое внимание, поскольку для продвижения в познании нужна уверенность в достоверности взятых данных, соответственно, в оптимальности метода их получения.
До сих пор мы говорили о науке по большому счету; это нам пригодилось, дабы выяснить особенности научного способа познания в его сходстве и отличии с другими и тем самым выяснить подход к экономике как к науке. Термином «наука» обозначаются кроме этого отдельные отрасли научного знания (одной из них выступает экономика), отличающиеся друг от друга по последовательности значительных черт. Чтобы в будущем выяснить место экономики в совокупности наук, разглядим это подробнее. В первую очередь, науки различаются по собственному объекту. Под объектом той либо другой науки понимается та сторона действительности, на изучение которой эта наука направлена. Довольно часто объект фиксируется в самом заглавии науки.
К примеру, геология — наука о Земле, биология — наука о живой природе и др./Написать другие примеры/
Вместе с тем ни одна наука не в состоянии обрисовать собственный объект во всей полноте в силу разных обстоятельств: познание вечно, как нескончаем мир, и ни один объект не может быть обрисован во всех отношениях; вследствие этого конкретная наука вынужденно ограничивает сферу собственных заинтересованностей, в другом случае она выясняется в опасности «растечься» на области, каковые не в состоянии охватить. Помимо этого, каждая наука ограничена в собственном подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем категориальным (понятийным) аппаратом, тем языком, что в ней сложился, теми средствами эмпирического исследования и анализа, каковые в ней господствуют, и направляться. д. (Вынужденная специализация наук воображает значительную проблему в плане построения единой научной картины мира: разность подходов и языков затрудняет возможность обобщения; вследствие этого громадную роль играются «пограничные науки»). Вследствие этого от объекта науки отличают ее предмет, другими словами то, какими сторонами представлен в науке изучаемый объект. В случае если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее совокупности категорий. В определенном отношении возможно заявить, что развитие науки имеется развитие ее предмета. Неприятность предмета науки и соотношения объекта — одна из спорных. В литературе возможно встретить вывод, что предмет — это та часть объекта, которая выделяется наукой как своеобразная для себя.
5.7 знание и Научное познание — Философия для бакалавров
Источник
Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.
Содержание:
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
↑ Уровни и формы научного познания
Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
- Научный факт;
- Эмпирический закон.
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
В ходе проверки гипотезы:
- превращаются в теории
- уточняются и конкретизируются
- отбрасываются как заблуждения
Теория — это научно доказанное знание о фактах окружающей действительности или явлений прошлого, систематизированное и зафиксированное научным языком.
Структура теории:
- Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
- Идеализированный объект данной теории.
- Логика и методология, применяемые для построения теории.
- Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
- Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.
↑ Методы научного познания
Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.
Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Характеристики научного метода: строгость и объективность.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.
С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.
Эксперимент — это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.
Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц — этот метод получил название научного описания .
С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы — это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Источник