Способы изучения музейных предметов

Изучение музейных предметов

Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечественном музееведении в 1960-е гг. Составляя основу работы по комплектованию фондов, их учету, хранению и использованию, изучение музейных предметов имеет и самостоятельное значение. Оно представляет собой одно из важнейших направлений научно-исследовательской деятельности музея, ставящее своей целью определить музейную ценность предмета.

Музейные предметы изучаются с помощью методик, применяемых профильными музею дисциплинами: для произведений искусства используются методы искусствоведения, для археологических материалов — археологии, для естественнонаучных объектов — естественных наук. Но музееведы изучают предмет не только как источник знаний, но и как культурную ценность, источник эмоций, поэтому принимают во внимание и аттрактивные свойства предмета. Изучение музейных предметов состоит из трех последовательных этапов — атрибуции предметов, их классификации и систематизации, а затем интерпретации.

Атрибуция, или определение ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки — физические свойства, функциональное назначение, историю происхождения и бытования. Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, механический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравюра, литография, письмо, печать и пр.), цвет, форма, размер, вес (в случае с предметами нумизматики и предметами из драгоценных металлов), устройство, авторство, стилистические особенности, время и место создания и бытования предмета, его социальная, этническая, мемориальная принадлежность. Для изобразительных, письменных, фонических, фото- и киноисточников определяются также тема и сюжет. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, марки и другие, нанесенные на предмет знаки, определяется степень его сохранности и описываются имеющиеся на нем повреждения.

В процессе определения музейного предмета проводится сопоставление всех присущих ему признаков, он сравнивается с другими аналогичными и родственными ему предметами. В этой работе большую помощь оказывает научная и справочная литература — монографии, справочники, каталоги, путеводители. Существуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов — определители. Они представляют собой иллюстрированные издания, в которых выделены и описаны признаки, присущие той или иной группе родственных предметов. Одни определители описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования.

Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и научно-справочном аппарате музейных фондов.

Следующий этап изучения музейных предметов — классификация и систематизация— призван установить взаимосвязи предметов. Классификация заключается в делении на группы по признакам родства и различия всего объема, нужных музею предметов. Она осуществляется по классификационным схемам, разработанным самим музеем, и охватывает не только имеющиеся в музее предметы, но и те, которые должны в нем быть. Тем самым она выявляет существующие пробелы в музейном собрании.

Целью классификации может быть поступательное деление предметов на группы в соответствии со всеми существенными признаками (общая классификация) или по одному из них (частная классификация). В зависимости от выбранного принципа это будет хронологическая (по времени создания или бытования предметов) или географическая (по месту создания или бытования предметов), авторская или именная (объединяет предметы, относящиеся к одному лицу), тематическая (устанавливает отношение к темам профильной дисциплины) или предметная (группирует предметы по назначению или сюжету) классификация.

На основе принятых музеем классификаций осуществляется систематизация, то есть группировка реально существующих в музейном собрании предметов с помощью карточек или современных электронных средств систематизации и хранения научной информации. Создается система каталогов, соответствующих классификационной схеме.

Завершающий этап изучения музейных предметов — критический анализ и интерпретация (истолкование) их как источников знаний и эмоций. В его основе лежит синтез результатов атрибуции и систематизации, при этом устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принадлежность к типовым или уникальным предметам и наконец — музейная ценность.

Дата добавления: 2016-07-27 ; просмотров: 4610 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Изучение музейных предметов

Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Изучение музейных предметов состоит из трех последователь­ных этапов: 1) атрибуции предметов; 2) их классифика­ции и систематизации; 3) интерпретации (истолковании).

Атрибуция, или определение ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки – физические свойства, функциональное назначение, историю про­исхождения и бытования. Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, ме­ханический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравю­ра, литография, письмо, печать и пр.), цвет, форма, размер, вес (в случае с предметами нумизматики и предметами из драгоценных металлов), устройство, авторство, стилистические особенности, время и мес­то создания и бытования предмета, его социальная, эт­ническая, мемориальная принадлежность. Для изобра­зительных, письменных, фонических, фото- и кино­источников определяются также тема и сюжет. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, мар­ки и другие нанесенные на предмет знаки, определяет­ся степень его сохранности и описываются имеющие­ся на нем повреждения.

В процессе определения музейного предмета проводится сопоставление всех присущих ему признаков, он сравнивается с другими аналогичными и родствен­ными ему предметами. В этой работе большую помощь оказывает научная и справочная литература – моно­графии, справочники, каталоги, путеводители. Суще­ствуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов – определите­ли. Они представляют собой иллюстрированные изда­ния, в которых выделены и описаны признаки, прису­щие той или иной группе родственных предметов. Одни определители описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования. Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и науч­но-справочном аппарате музейных фондов.

Следующий этап – классификация и систематизация – призван установить взаимосвязи предметов. Целью классификации является деление предметов на группы в соответствии со всеми существенными признаками (общая классифи­кация) или по одному из них (частная классифика­ция). В зависимости от выбранного принципа это бу­дет:

– хронологическая (по времени создания или быто­вания предметов) или географическая (по месту создания или бытования предметов);

– авторская или именная (объединяет предметы, относящиеся к одно­му лицу);

– тематическая (устанавливает отношение к темам профильной дисциплины) или предметная (группирует предметы по назначению или сюжету) классификация.

На основе принятых музеем классификаций осу­ществляется систематизация, то есть группировка ре­ально существующих в музейном собрании предметов с помощью карточек или современных электронных средств систематизации и хранения научной инфор­мации. Создается система каталогов, соответствую­щих классификационной схеме.

Читайте также:  Изготовление ручным способом деталей цилиндрической формы

Завершающий этап – критический анализ и интерпретация (истол­кование) их как источников знаний и эмоций. В его ос­нове лежит синтез результатов атрибуции и система­тизации, при этом устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принад­лежность к типовым или уникальным предметам и, на­конец – музейная ценность.

Исследователь может изучать не только отдельные предметы, но и их совокупность, которая составляет коллекцию.

Источник

Способы изучения музейных предметов

Изучение музейных предметов

Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечественном музееведении в 1960-е гг. Составляя основу работы по комплектованию фондов, их учету, хранению и использованию, изучение музейных предметов имеет и самостоятельное значение. Оно представляет собой одно из важнейших направлений научно-исследовательской деятельности музея, ставящее своей целью определить музейную ценность предмета.

Изучение музейных предметов состоит из трех последовательных этапов – атрибуции предметов, их классификации и систематизации, а затем интерпретации.

Атрибуция, или определение, ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки – физические свойства, функциональное назначение, историю происхождения и бытования. Атрибуция – установление авторов анонимных и псевдонимных научных и художественных произведений или же времени и места их создания (художественные школы, страны и т.п.). Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, механический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравюра, литография, письмо, печать и пр.), цвет, форма, размер, вес
(в случае с предметами нумизматики и предметами из драгоценных металлов), устройство, авторство, стилистические особенности, время и место создания и бытования предмета, его социальная, этническая, мемориальная принадлежность. Для изобразительных, письменных, фонических, фото- и киноисточников определяются также тема и сюжет. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, марки и другие нанесенные на предмет знаки, определяется степень его сохранности и описываются имеющиеся на нем повреждения.

В процессе определения музейного предмета проводится сопоставление всех присущих ему признаков, он сравнивается с другими аналогичными и родственными ему предметами. В этой работе большую помощь оказывает научная и справочная литература – монографии, справочники, каталоги, путеводители. Существуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов – определители. Они представляют собой иллюстрированные издания, в которых выделены и описаны признаки, присущие той или иной группе родственных предметов. Одни определители описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования.

Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и научно-справочном аппарате музейных фондов.

Следующий этап изучения музейных предметов – классификация и систематизация – призван установить взаимосвязи предметов. Классификация заключается в делении на группы по признакам родства и различия всего объема нужных музею предметов. Она осуществляется по классификационным схемам, разработанным самим музеем, и охватывает не только имеющиеся в музее предметы, но и те, которые должны в нем быть. Тем самым она выявляет существующие пробелы в музейном собрании.

Целью классификации может быть поступательное деление предметов на группы в соответствии со всеми существенными признаками (общая классификация) или по одному из них (частная классификация). В зависимости от выбранного принципа это будет хронологическая (по времени создания или бытования предметов) или географическая (по месту создания или бытования предметов), авторская или именная (объединяет предметы, относящиеся к одному лицу), тематическая (устанавливает отношение к темам профильной дисциплины) или предметная (группирует предметы по назначению или сюжету) классификация.

На основе принятых музеем классификаций осуществляется систематизация, то есть группировка реально существующих в музейном собрании предметов с помощью карточек или современных электронных средств систематизации и хранения научной информации. Создается система каталогов, соответствующих классификационной схеме.

Завершающий этап изучения музейных предметов – критический анализ и интерпретация (истолкование) их как источников знаний и эмоций. В его основе лежит синтез результатов атрибуции и систематизации; при этом устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принадлежность к типовым или уникальным предметам и, наконец, – музейная ценность.

Изучение предметов начинается уже на стадии их выявления в среде бытования и отбора для включения в музейное собрание. Предметы реальной действительности, обладающие определенными ценностными характеристиками, превращаются в музейные предметы, и это происходит в результате осуществления музеем одного из основных видов своей деятельности – комплектования музейных фондов.

Источник

Тема 5. Музейный предмет и способы его изучения. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. 3 часа

Рекомендации по проведению занятия: обратить внимание на различие терминов музейный предмет и экспонат. Привлекая статьи ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ» акцентировать внимание, что хранение и изучение музейных предметов является одной из главнейших функций музея. Дать характеристику методов изучения музейного предмета.

Основные термины: коллекция, музейная коллекция, музейный предмет, экспонат, атрибуция, интерпретация, систематизация.

Практическая деятельность учащихся: составить план изучения музейного предмета.

Примечание: Занятие может быть проведено в школьном музее. При отсутствии музея может быть организована работа с материалами домашнего архива учащихся.

Ключевым понятием для изучения темы являются термины «музейный предмет», «коллекция» и отличие этих понятий от термина «экспонат». Привлекая статьи ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ» акцентировать внимание, что хранение и изучение музейных предметов является одной из главнейших функций музея. Главной целью изучения музейного предмета является определение культурного, исторического, информационного потенциала, который несет в себе музейный предмет. Этот вид деятельности музея способствует организации источниковой базы, на основе которой музеем осуществляются культурно-просветительские задачи.

Изучение музейного предмета можно назвать непрерывным процессом, в ходе которого происходит накопление и фиксация сведений о предмете или коллекции. Однако в процессе изучения музейного предмета условно можно выделить несколько этапов:

Сбор первоначальной информации;

Уточнение и/или дополнение информации, собранной в процессе комплектования;

Каталогизация музейного предмета или коллекции в соответствии с собранными в ходе изучения сведениями.

Музейный предмет или коллекция изучаются с двух сторон: во-первых, как материальный объект деятельности человека; во-вторых, как материальный объект, содержащий информацию об определенном историческом, культурном событии или об историческом периоде. Соответственно можно определить основные позиции, в соответствии с которыми собирается информация о музейном предмете.

Читайте также:  Визуальный способ восприятия информации примеры

q Происхождение предмета – название (научное или местное), функции, автор, дата и место производства, бытование предмета (этническая, социальная среда)

q Историческая или культурная значимость предмета (типовой, редкий, уникальный, мемориальный, связанный с историческим или культурным событием или процессом); информативность предмета, его репрезентативность, аттрактивность;

q Определение материала, техники исполнения предмета, размера, веса, цвета и т.д.;

q Стиль исполнения предмета;

q Определение степени физической сохранности музейного предмета, возможности его длительного хранения, изучения, экспонирования.

Методы изучения музейного предмета: атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация, описание.

В процессе атрибуции составляется общая характеристика музейного предмета. Она включает в себя определение назначения предмета; материала, из которого изготовлен предмет, техники, даты, места создания; размера, цвета; фиксируются и расшифровываются знаки, клейма, печати, надписи, подписи, стиль художественного исполнения предмета (в том числе производится фотофиксация знаков, клейм, печатей). Для письменных источников необходимо раскрыть содержание, значение, репрезентативность информации. При атрибуции музейного предмета необходимо представить характерные признаки в комплексе.

В ходе классификации и систематизации музейного предмета проводится сравнительный анализ по характерным признакам с другими аналогичными или сходными по происхождению предметами. Для проведения сравнительного анализа могут быть привлечены подобные предметы, находящиеся в музее, каталоги, определители и т.д. По мере проведения классификации и систематизации выявляются общие и отличительные признаки, которые присущи конкретному музейному предмету.

Путем классификации и систематизации сведения о предмете обобщаются и структурируются, что в свою очередь позволяет более адекватно интерпретировать культурную, социальную, историческую информацию, носителем которой является музейный предмет.

Наконец, завершающим этапом в изучении музейного предмета является составление его научного описания. Описание музейного предмета составляется в соответствии с существующими в музее формами и включает в себя описание предмета и обработанных сведений о нем. Описание музейного предмета может варьироваться в зависимости от цели для которой оно составляется: общемузейная инвентарная карточка, учетная карточка, паспорт, каталог, картотека и т.д. Однако составление научного описания предмета имеет ряд нормативных параметров для различного вида источников. (см. Приложение 1.)

Основные термины: коллекция, музейная коллекция, музейный предмет, экспонат, атрибуция, интерпретация, систематизация.

Примечание: Занятие может быть проведено в школьном музее. При отсутствии музея может быть организована работа с материалами домашнего архива учащихся. практическое занятие по изучению музейного предмета, с использованием основных методов, изученных на уроке.

Тема 6. Фондовая работа. Комплектование музейных коллекций: основные понятия, принципы, методика. 4 часа.

Основные термины: концепция развития музея, типология, персоналии.

Практическая деятельность учащихся: в процессе работы над проектом музея разработать концепцию развития музея и план комплектования фондов, определить тип музейной коллекции.

Главной задачей фондовой работы является учет, комплектование, хранение, изучение, консервация и реставрация музейных предметов и коллекций. Основное отличие фондовой работы музея от деятельности экспозиционного и экскурсионного отдела — строгая регламентация основных видов деятельности нормативными документами, которые определяют порядок учета, инвентаризации, хранения, использования музейных предметов.

Отдел фондов осуществляет следующие виды работ:

q Комплектование фондов

q Проведение учета

q Классификацию и систематизацию музейных предметов по коллекциям, фондам

q Изучение музейных предметов

q Научная инвентаризация

q Организация хранения музейных предметов, в том числе и контроль за состоянием сохранности музейных предметов в помещениях хранилищ, на экспозициях, на выставках.

Комплектование фондов осуществляется целенаправленно в зависимости от профиля музея, что в свою очередь определяет ценность музейного предмета, поступающего в музей. Так, для краеведческого музея ценными являются предметы, имеющие непосредственное отношение к истории и культуре родного края. Для мемориального музея – предметы, связанные с жизнью и деятельностью конкретной личности и т.п. При отборе предметов в фонды музея учитываются информативность источника, его достоверность (репрезентативность), наглядность (аттрактивность) и др.

Основу любого музейного собрания составляют предметы основного фонда. К основному фонду могут быть отнесены только подлинные вещественные, документальные, письменные и др. источники. Копийный материал, муляжи, реконструкции, макеты, новоделы (современная копия, максимально точно воспроизводящая подлинник) относятся к научно-вспомогательному фонду. Одновременно с основным и научно-вспомогательным фондом могут формироваться также фонды временного хранения (предметы, поступившие от организаций или частных лиц для экспонирования на выставках, экспозициях, для изучения и т.п.); обменный фонд (включает предметы, предназначенные для обмена или передачи другим организациям, как правило, это непрофильные предметы) или дублетный (включает в себя предметы, представленные в собрании музея числом не менее 5-6 экземпляров).

Структурирование фондов музея по внешним признакам (по материалу, технике изготовления) – один из видов классификации музейного собрания, на основе которого формируются фонды письменных, документальных, изобразительных, вещественных источников и т.д. Дальнейшая классификация источников проводится в зависимости от состава и численности музейного собрания (например, фонд вещественных источников может разделяться на фонд тканей, керамики, стекла, металла и т.д.).

Наиболее характерными типами музейных собраний (для исторических и краеведческих музеев) являются типологические, тематические или персональные коллекции.

Занятие проводится в музее, где на основе знакомства с экспозицией музея попытаться определить основные направления собирательской работы музея, а также предметы, которые могут быть отнесены к основному или научно-вспомогательному фондам. Для закрепления знаний об основном и вспомогательном фонде учащиеся могут на экспонатах определить принадлежность их к основному или вспомогательному фонду, а затем проверить по Книге поступлений (школьного музея) адекватность отношения предмета к фонду, классифицировать предметы по типам материалов и технике изготовления.

Практическая деятельность учащихся: в процессе работы над проектом музея разработать концепцию развития музея и план комплектования фондов, определить тип музейной коллекции.

Учет музейных фондов.

Одно из основных направлений фондовой работы – учет музейных предметов, который обеспечивает юридическую сохранность музейного собрания (включая в том числе учет численности и контроль за движением фондов). Учет музейных фондов регламентируется законодательными и нормативными актами: ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» 1984 г. Важно обратить внимание учащихся, что музейные предметы не подлежат бухгалтерскому учету. В процессе учета музейных предметов фиксируются и документируются следующие данные: прием вновь поступающих предметов, внешняя и внутренняя выдача музейных предметов (внешняя выдача подразумевает выдачу музейных предметов на временное хранение, например на выставку, экспертизу и др., или на постоянное хранение, например, возврат предметов владельцу с временного хранения; внутренняя выдача – передача предметов на выставку, экспозицию, для изучения в пределах музея), списание музейных предметов.

Читайте также:  Схема способы питания растений

Существует две стадии учета музейных предметов:

q Первичная (включает в себя регистрацию и атрибуцию предметов, поступающих в музей);

q Инвентаризация (научная регистрация музейных предметов).

При первичном учете составляется акт поступления на постоянное или временное хранение (или квитанция). В акте должны быть зафиксированы следующие данные:

Номер и дата акта

ФИО, реквизиты владельца предмета

ФИО, должность сотрудника, оформляющего прием предмета

Название и краткое описание предмета

Описание сохранности предмета

История бытования предмета (легенда)

Подписи владельца и сотрудника музея.

После составления акта приема сведения о предмете фиксируются в инвентарной карточке, которая дополняется по мере изучения предмета.

Обязательным для всех предметов, поступающих в музей на постоянное или временное хранение, является прохождение фондово-закупочной комиссии, на которой определяется дальнейший статус предмета. Фондово-закупочная комиссия формируется из научных сотрудников и хранителей музея, с привлечением внешних специалистов, и рассматривает все вопросы, связанные с приемом, списанием, выдачей, хранением, реставрацией музейных предметов.

После прохождения фондово-закупочной комиссии составляется акт приема на постоянное хранение, сведения о предмете заносятся в Книгу поступлений (Главную инвентарную книгу) основного или научно-вспомогательного фонда с присвоением каждому предмету учетного обозначения и номера по Книге поступлений. Запись в Книгу поступление фиксирует окончательную передачу предмета в собственность государства. оформление Книги поступлений согласно инструктивным требованиям. Книга поступлений до заполнения прошивается, листы нумеруются чернилами. Заполняется Книга поступлений синими чернилами, все исправления заносятся красными чернилами, после чего заверяются печатью учреждения. В Книгу поступлений заносятся следующие сведения:

ФИО сотрудника, производящего запись

Номер записи по порядку

Наименование и краткое описание музейного предмета

Материал, техника исполнения предмета

Номер и дата акта поступления

ФИО владельца предмета

Номер записи по порядку одновременно становится инвентарным номером музейного предмета. При поступлении в музей сформированных коллекций, рекомендуется присваивать коллекции один коллекционный номер, с присвоением через дробную нумерацию учетного номера каждому предмету. Например:

№ по порядку Наименование предмета

123 «Коллекция монет Российского государства 1800-1900 гг.»

123/1 «Монета достоинством 5 копеек 1801 г.»

123/2 «Монета достоинством 1 копейка 1900 г.»

123/58 «Монета достоинством 10 копеек 1900 г.»

Подобная нумерация рекомендуется для предметов, имеющих съемные детали.

№ по порядку Наименование предмета

526 «Чайник с крышкой»

526/2 «Крышка от чайника»

Одновременно с присвоением учетного номера по Книге поступлений, предмету присваивается аббревиатура основного или научно-вспомогательного фонда. Аббревиатура основного фонда, как правило, составляется из начальных букв названия музея. Например: Ярославский художественный музей – ЯХМ; Музей истории города – МИГ и т.п.

Следующим этапом является научная регистрация музейного предмета. Научной регистрации подлежат только музейные предметы основного фонда. Сведения, собранные и обобщенные о музейном предмете или коллекции заносятся в инвентарные книги. Последние оформляются таким же образом, что и Книги Поступлений. В отличие от Книги поступлений, где музейные предметы фиксируются в порядке поступления, в инвентарные книги заносятся сведения о музейных предметах, относящихся к одному из фондов музея. Учетное обозначение проставляется вместе с буквенным обозначением фонда, к которому относится предмет. Как правило, учетное обозначение включает в себя аббревиатуру с обозначением фонда и номер по инвентарной книге. Аббревиатуры фондов как правило составляются из первых букв названия фонда. Например, фонд тканей, текстиля – «Т», керамики – «К», металла – «М», нумизматики – «Нум», документов – «Док» и т.д.. Таким образом, после прохождения двух уровней учета, условные обозначения будут выглядеть следующим образом: «Скатерть» МИГ-324 Т-24, или «Замок секирный» МИГ-178 М-56 и т.д.

Обязательным для каждого музейного предмета является простановка учетных номеров. Номер должен быть хорошо читаем, но в то же время не портить экспозиционный вид предмета и не портить его структуру. На предметы из стекла, керамики, металла, дерева, камня, резины номер проставляется масляной краской красного или белого цвета. Для предметов из ткани учетные номера проставляются на отдельном небольшом куске ткани черной тушью и затем пришиваются к изнаночной стороне предмета. Для предметов нумизматики, фалеристки, сфрагистики т др. мелких предметов, номера проставляются на упаковке. Для крупногабаритных предметов номера могут проставляться на бирках. Для музейных предметов, выполненных из бумаги, номера проставляются на обороте карандашом или чернилами.

Основные термины: временное хранение, постоянное хранение, Книга поступлений, Инвентарная книга, Фондово-закупочная комиссия, музейные предметы основного фонда, музейные предметы научно-вспомогательного фонда.

Практическая деятельность учащихся: определить название проектируемого музея, аббревиатуру учетных номеров на предметы основного фонда, составить Книгу поступлений основного фонда для проектируемого музея.

Примечание: при наличии школьного музея возможно занятие по изучению учетной документации школьного музея, составление замечаний и рекомендаций по их устранению с привлечением нормативных документов.

Хранение музейных фондов.

Хранение музейных предметов также регламентируется «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, хранящихся в музеях СССР». Согласно требованиям «Инструкции» музейные предметы из различных материалов должны храниться отдельно, даже если в силу различных причин раздельное хранение организовать невозможно. Предметы, выполненные из бьющихся материалов должны храниться в застекленных шкафах, отдельно от металлических каменных изделий. Предметы из ткани хранятся в горизонтальном положении в закрытых шкафах, ящиках и т.д. Фотографии, негативы в бумажных непрозрачных пакетах. Документы, изобразительные материалы (кроме живописи) хранятся в папках, переложенные бескислотной бумагой. Предметы живописи могут храниться либо в развешенном виде, либо, если позволяет состояние сохранности, в скрученном виде на валах.

Обязательным для хранения является профилактика заболеваний музейных предметов. Профилактика заболеваний музейных предметов включает в себя комплекс мероприятий: поддержание и контроль за температурно-влажностным режимом в помещении хранилищ (температура не должна превышать 18-21˚С, влажность – 55-65%, ежедневно ведется журнал температурно-влажностного режима), регулярная влажная уборка помещений, очищение музейных предметов от пыли, обработка помещения репеллентами.

Основные термины: температурно-влажностный, биологический режим.

Практическое занятие: разработать правила хранения для коллекции, включающей музейные предметы, выполненные из различных материалов.

Источник

Оцените статью
Разные способы