Способы изучения личного состава
Библиографическая ссылка на статью:
Овасапян Т.У., Макаров В.Н., Алешин А.И. Психологическая работа с личным составом // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/05/23946 (дата обращения: 04.10.2021).
Психологическое изучение военнослужащих является необходимым направлением профессиональной деятельности психолога. Важность данной работы обосновывается потребностью в получении объективных, объемных и достоверных данных о психологических особенностях военнослужащих. Эффективная деятельность может быть обеспечена исключительно целенаправленным и систематическим взаимодействием командиров подразделений и психолога. Последующая работа психолога определяется результатами психологического изучения воинского коллектива.
Выделяют этапы психологического изучения военнослужащих:
- проведение профессионального психологического отбора военнослужащих;
- изучение призывников на этапе приема;
- углубленное изучение военнослужащих;
- дальнейшее изучение военнослужащих.
Рассмотрим подробно этапы психологического изучения военнослужащих.
Рис. 1. Действия по осуществлению профессионального психологического отбора
Психологическое обследование включает в себя оценку общих способностей человека. Выявляется зависимость от общего «контекста» жизнедеятельности и возможность включения в различные виды деятельности. Общие способности являются основанием для осуществления эффективной деятельности, отражают вероятность успешного обучения. При описании способностей учитывается природные психофизиологические особенности человека.
Социально-психологическое изучение на этапе приема предполагает рассмотрение индивидуальных условий развития и воспитания личности, оценку нравственных, социальных качеств личности, анализ организаторских способностей, особенностей поведения в коллективе, уровня профессиональной и образовательной подготовленности.
Психологические изучение военнослужащих проводится в воинской части. Работу по психологическому изучению организует командир части. Первичное изучение личного состава проводится всеми должностными лицами для получения объективной информации о военнослужащих, их способностях, оценки адаптационных возможностей. Основную работу по социально-психологическому изучению воинов выполняет нештатная группа ППО, в которую в обязательном порядке входит психолог.
Углубленное изучение личного состава происходит с учетом данных, полученных на предыдущем этапе исследования. В особом порядке изучают тех военнослужащих, у которых были обнаружены признаки нервно-психической неустойчивости, сложности в адаптации к военной службе.
Последующее социально-психологическое исследование личного состава проводится в процессе повседневной жизнедеятельности офицерами подразделений, психологом воинской части и направлено на изучение качеств личности военнослужащих, которые могут повлиять в процессе выполнения поставленных боевых задач. По итогам изучения личного состава вырабатываются рекомендации должностным лицам, которые направлены на укрепление воинской дисциплины, формирование здорового морально-психологического климата.
Психологическое изучение воинского коллектива включает:
- оценку процессов межличностного общения, восприятия, группообразования, межэтнического взаимодействия, внутриколлективного поведения отдельных представителей воинского коллектива;
- оценку межличностных предпочтений военнослужащих, функционально-ролевых взаимосвязей;
- оценку групповых потребностей воинского коллектива, внутригрупповых ролей, морально-психологического климата, микроколлективов.
Процесс социально-психологического изучения воинского коллектива зависит от решаемых задач, условий деятельности, морально-психологического состояния личного состава, которое определяется готовностью к безотлагательному и добросовестному выполнению поставленных боевых задач.
Основными методами психологического изучения являются: анализ документов, опрос, наблюдение и тестирование.
Работа с документами является важной, трудоемкой частью деятельности психолога воинской части. В процессе анализа документов вырабатывается предварительное представление о социально-психологическом состоянии военнослужащего. К документам относятся анкеты, справки, письма, автобиографии, фотографии, карты профессионального психологического отбора. Анализ и изучение документов позволяет:
- выявить предпосылки к формированию у военнослужащих тех индивидуально-психологических качеств, которые способствуют или ведут к торможению адаптации к военной службе;
- выделить проявления, свидетельствующие об активности различных психических процессов, о степени зрелости, о ценностных ориентациях.
Опрос является методом сбора информации путем общения с респондентами, обращения с вопросами к опрашиваемым. Опрашиваемый может предоставить информацию о своих предпочтениях, интересах, потребностях, жизненных планах, ценностных ориентациях и т.п.
Могут применяться как устные, так и письменные опросы, выборочные, экспертные, стандартизированные и т.д. Более «психологической» формой опроса является индивидуальная беседа, которая применяется для получения информации об индивидуально-психологических качествах опрашиваемого на основе прямого словесного контакта.
Метод наблюдения является одним из наиболее надежных и объективных методов психологии. Представляет собой систематическое изучение действий военнослужащих, поведения в целом, анализ фактов, характеризующих способности, характер и другие личностные качества военнослужащих.
Метод наблюдения может применяться как для выявления действий отдельного человека (индивидуальное наблюдение), так и для определения межличностных контактов членов воинского коллектива (групповое наблюдение).
Метод наблюдения направлен на определение не внешних действий самих по себе, а на их психологическое содержание. Важность метода заключается в том, что в процессе анализа внешней стороны деятельности военнослужащих, вырабатывается психологическая интерпретация поступков наблюдаемого.
Тестирование – метод исследования личности, который может быть построен на ее оценке по результатам стандартизированного задания.
Выделяют следующие группы тестов:
- тесты интеллекта – исследование интеллектуальных способностей человека (внимание, мышление, память);
- тесты достижений – оценка того, какими знаниями владеет военнослужащий, навыками и умениями, которые могут быть использованы при решении задач воинской деятельности;
- групповые тесты – изучение аспектов личности: интересов, мотивации, ценностных ориентаций и др.;
- проективные техники – исследуют глубинные индивидуальные способности личности, которые не доступны иным методам психологического изучения. Заключается в предъявлении военнослужащему стимула, порождающего процессы воображения, фантазии, которые могут раскрыть те или иные личностные качества испытуемого.
Выбор методики исследования зависит от объекта, цели и условий исследования, морально-технического оснащения, профессиональной подготовленности психолога.
Грамотная психологическая работа с личным составом способствует росту взаимопонимания, согласованности в воинском коллективе.
Библиографический список
- Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х кн. М.: ВУ, 1998. Кн. 2.
- Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. Учебное пособие. – М., 2005.
- Глебов В.Г. «Психологическая адаптация военнослужащих к служеб- но-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта» // Ориентир – 2005
Количество просмотров публикации: Please wait
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».
Источник
Методы и способы психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
Для выполнения задачи психологического изучения личного состава должностные лица должны владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих.
Основными методами здесь являются:
— анализ документов (биографический метод);
— опрос (беседа, анкетирование);
— наблюдение и тестирование.
1. Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности должностного лица, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора и учетно-послужные карточки, различные справки, отзывы о военнослужащих, дневники, письма, фотографии.
Их изучение и анализ позволяют:
1) выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;
2) выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера.
Предметом изучения являются:
а) социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;
б) особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе,
производственном коллективе, среди сверстников и друзей;
в) содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и
доступной ему информации;
г) основные события его биографии.
Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.
2. Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам).
Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы респондента. С помощью опроса можно получить информацию о фактах и событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т. д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.
Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные опросы, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т. д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета — это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Индивидуальная беседа — метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на основе прямого словесного контакта с ним. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т. д.
Основными диагностическими блоками необходимой информации о военнослужащем могут и должны быть следующие сведения:
1) биографические данные;
2) состав, условия жизни членов семьи;
3) ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом;
4) время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;
5) увлечения в настоящем и прошлом, особые привычки, отношения со сверстниками;
6) нарушения поведения в прошлом (прогулы, мелкое хулиганство, выпивки, побеги из дома, приводы в милицию и т. п.);
7) перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья, нарушение сна, аппетита и т. п.;
8) наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них (мысли о самоубийстве), преобладающие настроения в связи с отрывом от семьи, отношение к трудностям армейской жизни;
9) отношение к военной службе, обоснованность желания овладеть конкретной воинской специальностью;
10) успешность освоения программы общевойсковой подготовки;
11) участие в общественной жизни подразделения;
12) взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и др.
Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого строится индивидуальная работа с военнослужащим и вырабатываются рекомендации командирам и начальникам. Обобщение содержания индивидуальных бесед, проведенных по единому замыслу, позволяет получить пофамильные списки состава микрогрупп, информацию об их лидерах, данные об их направленности, влиятельности, взаимосвязях.
Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку активно используется метод групповой беседы . В начале беседы сообщается, что ее целью является поиск путей создания нормальной морально-психологической атмосферы в коллективе.
В повседневной деятельности не всегда есть возможность для тщательного сопоставления данных, полученных в ходе проведения многочисленных отдельных бесед. Поэтому психологами для получения интересующей информации о взаимоотношениях в коллективе довольно часто применяется социометрия.
Социометрическая методика. Как способ психологического изучения социометрия представляет собой совокупность методических приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений типа «симпатии — антипатии» в группах и коллективах. Достоинством этого метода является возможность за относительно короткое время охватить изучением всех членов группы и получить объемную и разностороннюю информацию.
3. Метод наблюдения — один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности в целях обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужащих, социально-психологические особенности воинского коллектива.
При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. По их характеру судят об отношении человека к военной службе, о сформированности у него моральных, индивидуально-психологических и других качеств, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы.
Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов воинского коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого наблюдение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих: направленности личности, организаторских, педагогических, коммуникативных, эмоциональных, волевых и других качеств.
К изучению военнослужащего методом наблюдения привлекаются самые различные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.
Так, в ходе медицинского осмотра, при помывке в бане необходимо обращать внимание на признаки, указывающие на вероятность девиантного поведения военнослужащего.
Например:
Татуировки на теле могут отражать символику приобщения к криминальной среде, к «свободной жизни», примитивное стремление к самоутверждению, к неподчинению или же инфантильную влюбленность. Следы порезов (чаще на левом предплечье) могут быть следами суицидальных попыток, следами «разрядок» внутреннего напряжения («чтобы успокоиться, увидев собственную кровь») или следами «обряда братания» в полукриминальной подростковой среде.
Следы инъекций на предплечьях, между пальцами, в подмышечных впадинах, на бедрах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутривенных вливаний наркотических веществ.
Признаком злоупотребления наркотиками могут быть также бледность или желтушность кожных покровов, покраснение лица, характерные алые губы на бледном лице («маска клоуна»), широкие или узкие зрачки, дрожание кистей, потливость, слюнотечение, коричневый налет на языке, шаткость походки. Следы повреждений (кровоподтеки, ссадины) должны привлечь внимание к фактам нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужащими в подразделении.
Тест — это метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы, с заранее определенной надежностью.
Тестирование получило достаточно широкое применение в практике работы войскового психолога.
Источник