Способы изучения художественного произведения

Содержание
  1. 5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения
  2. Читайте также
  3. Приёмы и методы
  4. Пути анализа художественного произведения
  5. Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения
  6. 3.6.2. Традиционные методы и приемы обучения литературе
  7. ГЛАВА 5 Методы, приемы и технологии изучения художественного произведения в современной школе
  8. 5.3. Изучение теории литературы как основы для анализа художественного произведения
  9. 8.3. Методика изучения полиэтнического мира лирического произведения (на примере произведений М. Цветаевой)
  10. Читательская лаборатория Как пересказать эпизод художественного произведения
  11. Что такое лирика и особенности художественного мира лирического произведения
  12. Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения?
  13. Пути и методы анализа художественного произведения
  14. Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения
  15. В мастерской художника слова Язык художественного произведения
  16. 1.1. Заглавие художественного произведения: Онтология, функции, типология
  17. Методы и приемы изучения художественного произведения
  18. Структура анализа художественного произведения (упрощенная)
  19. Методы и приемы изучения художественного произведения

5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения

5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения

Опираясь на совокупность научных способов познания литературы, адаптируя их к своим целям и задачам, творчески трансформируя искания методистов прошлого, современная методика изучения литературы в школе выработала свою систему методов работы с художественным произведением, в которой ведущими являются следующие:

чтение литературного произведения;

анализ художественного текста;

комментирование литературного произведения контекстными (внетекстовыми) материалами;

претворение литературных произведений в других видах искусства;

изучение произведения в контексте творчества писателя или сравнительно с произведениями других авторов;

• литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.

Если взять за основу классификации способы работы с текстом художественного произведения, то в современной практике преподавания литературы в школе наибольшее распространение получили следующие методы:

проблемно-тематический, предполагающий изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики;

аналитический, в основе которого – использование приемов анализа художественного произведения, направленных на выявление его идейного содержания и художественного своеобразия;

интерпретационный, сущность которого заключается в истолковании смысла художественного произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия;

исследовательский, имитирующий научное исследование по основному способу деятельности;

интертекстуальный, выявляющий множественные связи данного художественного произведения с другими текстами и явлениями культуры;

интегрированный, в основе которого – изучение произведения с использованием других наук и искусств;

синтетический, соединяющий различные методы и приемы.

Основное внимание в процессе литературного образования уделяется работе со словом в контексте художественного произведения, позволяющей сформировать у учащихся представления:

• о литературе как искусстве слова;

• художественном тексте в теоретико-литературном аспекте;

• слове как социокультурном знаке, смысл которого актуализируется в каждом конкретном художественном тексте.

Работа, проводимая в данных направлениях, станет также основой и способом:

• совершенствования знаний, умений и навыков в области языка;

• развития устной и письменной речи;

• развития орфографической зоркости.

Организация работы со словом может осуществляться на всех этапах изучения художественного произведения в рамках системы уроков с использованием самостоятельной деятельности учащихся. Работа со словом может происходить в процессе:

• выразительного чтения учителя, мастеров художественного слова, учащихся;

• подготовки учащихся к устным ответам на вопросы;

• письменных ответов на вопросы учителя;

• выполнения различных заданий на уроке;

• интерпретационной деятельности учащихся;

• проектной деятельности учащихся;

Большую роль в организации работы со словом в контексте художественного произведения играет самостоятельная деятельность учащихся, которая:

• способствует развитию сформированных на уроке знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста;

• создает дополнительные ситуации для применения полученных на уроке знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста;

• способствует постижению художественного текста в эстетическом аспекте в соответствии с читательскими и исследовательскими интересами и потребностями учащихся.

Читайте также:  Закрепить способы сравнения двух предметов по длине

Очень эффективным является изучение художественного произведения во взаимосвязи с другими видами искусства в целях:

• формирования эстетического восприятия художественного произведения;

• формирования представления о художественном произведении, творчестве писателя, периоде развития литературы в контексте мировой культуры.

Активизация взаимосвязи литературы с другими видами искусства может осуществляться:

• в рамках системы уроков в качестве историко-культурного фона при изучении обзорных тем, биографического материала, а также на всех этапах изучения художественного произведения;

• в рамках системы уроков и как основа самостоятельной деятельности учащихся в качестве учебного задания, построенного на сопоставлении художественного произведения и его интерпретаций в других видах искусства;

• как образец для реализации собственной интерпретации художественного произведения.

Источником информации для работы в данном направлении может послужить также внеклассная работа.

Еще одним важным методом обучения литературе является изучение литературы в контексте междисциплинарных связей с целью:

• формирования и развития всесторонне развитой личности;

• формирования и развития представления художественного произведения, творчества писателя, периода развития литературы в историко-культурном контексте;

• создания учебной ситуации, позволяющей применить полученные в рамках изучения какой-либо смежной дисциплины знания, умения и навыки в новых условиях.

Междисциплинарные связи литературы могут осуществляться:

• на уроке при изучении обзорных тем, биографического материала, а также на всех этапах изучения художественного произведения (наибольшей степенью реализации междисциплинарных связей характеризуется интегрированный урок);

• как основа самостоятельной деятельности учащихся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Приёмы и методы

Приёмы и методы Метод — поводырь мысли Геннадий Малкин, современный автор Здесь приведены размышления о возможных способах работы, не более того. Чтобы каждый мог присмотреться, что больше всего подходит именно ему. А если ничего не подходит, придумать свой способ

Пути анализа художественного произведения

Пути анализа художественного произведения Какой путь наиболее продуктивен в рассмотрении художественного произведения и усвоении принципов его анализа? При выборе методики такого рассмотрения первое, что надо иметь в виду: в необъятном мире литературных произведений

Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения

Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения Ты можешь удивиться, что с тобой, пятиклассником, я начинаю разговор о том, как научиться читать: ты уже умеешь это делать. Это действительно так. Ты можешь прочитать художественное

3.6.2. Традиционные методы и приемы обучения литературе

3.6.2. Традиционные методы и приемы обучения литературе Объяснительно-иллюстративный методСуть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в

ГЛАВА 5 Методы, приемы и технологии изучения художественного произведения в современной школе

ГЛАВА 5 Методы, приемы и технологии изучения художественного произведения в современной школе 5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения Опираясь на совокупность научных способов познания литературы, адаптируя их к своим целям и задачам, творчески

5.3. Изучение теории литературы как основы для анализа художественного произведения

5.3. Изучение теории литературы как основы для анализа художественного произведения План освоения темы• Сведения теоретико-литературного характера в школьных программах (принципы включения в школьную программу, соотнесенность с текстом изучаемого произведения,

8.3. Методика изучения полиэтнического мира лирического произведения (на примере произведений М. Цветаевой)

8.3. Методика изучения полиэтнического мира лирического произведения (на примере произведений М. Цветаевой) Ключевые слова: полиэтнический мир, лингвокультурология, языковой синтез, межкультурная система, когнитивный, поэтика, семиотика, партитура текста, дотекстовая

Читательская лаборатория Как пересказать эпизод художественного произведения

Читательская лаборатория Как пересказать эпизод художественного произведения Часть художественного произведения, которая обладает относительной самостоятельностью, рассказывает о конкретном событии, происшествии, связана по смыслу с содержанием произведения в

Что такое лирика и особенности художественного мира лирического произведения

Что такое лирика и особенности художественного мира лирического произведения Когда ты слушаешь сказку или читаешь новеллу, представляешь себе и то место, где происходят события, и персонажей произведения, какими бы фантастичными они ни были.Но есть произведения,

Читайте также:  Способы профилактики воздушно капельной инфекции

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения?

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения? Скоро закончится учебный год. Ты многому научился за это время. Ты теперь умеешь читать произведения художественной литературы, а главное, – любишь их читать. Ты уже

Пути и методы анализа художественного произведения

Пути и методы анализа художественного произведения Проблема научного анализа художественного произведения — одна из самых сложных и теоретически мало разработанных проблем.Методика анализа тесно связана с методологией литературоведения. В последнее время все чаще

Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения

Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения Ты получил задание пересказать произведение. Уточни задание, потому что пересказывать можно и сюжет, и фабулу. Это разные виды пересказа. Если ты будешь кратко рассказывать о том,

В мастерской художника слова Язык художественного произведения

В мастерской художника слова Язык художественного произведения Язык литературного произведения – это поистине неисчерпаемая тема. В качестве первого шага на пути ее освоения я предлагаю тебе перелистать одну небольшую статью, написанную еще в 1918 году. Называется она

1.1. Заглавие художественного произведения: Онтология, функции, типология

1.1. Заглавие художественного произведения: Онтология, функции, типология Заглавие открывает и закрывает произведение в буквальном и переносном смысле. Заглавие как порог стоит между внешним миром и пространством художественного текста и первым берет на себя основную

Источник

Методы и приемы изучения художественного произведения

Чтение литературного произведения.
Анализ художественного текста.
Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами

В практике распространена общедидактическая клас­сификация методов, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, в основе которой — степень познавательной активности в учебном процессе:

  1. Догматические методы: материал заучивается без обя­зательного понимания.
  2. Репродуктивные: материал не только заучивается, но и воспроизводится.
  3. Объяснительно-иллюстративные: материал разъяс­няется, иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят учениками.
  4. Продуктивные методы: материал должен быть не толь­ко понят, но и применен в практических действиях.
  5. Эвристические, частично-поисковые методы: отдельные элементы нового знания добывает сам ученик посред­ством целенаправленных наблюдений, путем решения познава­тельных задач, проведения эксперимента и пр.
  6. Проблемные методы: умение осознать проблему, а в от­дельных случаях — и поставить ее, внести вклад в ее разрешение.
  7. Исследовательские методы: высший уровень позна­ния, приближающийся к деятельности научного работника, но в условном ключе субъективно-творческих задач (новое научное знание субъективно ново лишь для ученика, играющего роль ис­следователя).

Высшие ступени в этой типологии (5-7-й методы) вносят творче­ский элемент в деятельность обучающегося через накопление материала, его осмысление, обобщение: самостоятельно выводится новое зна­ние.

Применение методов высших рангов на протяжении ряда лет обучения обеспечивает умственное развитие. По мнению М.Н. Скаткина (1971), XX век — это век освоения поисковых методов, хотя чис­ленно пока преобладают объяснительно-иллюстративные.

В.Г.МАРАНЦМАН выделил 5 методов изучения литературного произведения, с учетом спе­цифики предмета литературы и характера общения учащегося с лите­ратурным произведением:

  1. Чтение литературного произведения.
  2. Анализ художественного текста.
  3. Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-крити­ческие статьи, научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т.д.).
  4. Претворение литературного произведения в других видах ис­кусства (музыка, живопись, театр, кино и др.).
  5. Литературное творчество учащихся по мотивам литературных произведений или собственных жизненных впечатлений.

Прием изучения литературы — это конкретная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи произведения, применения метода на практике, в конкретной ситуации.

Первая функция приема в обучении — быть средством постиже­ния художественного произведения. Поэтому выбор приема опреде­ляется:

  • 1) родом и жанромхудожественного текста и другими его осо­бенностями;
  • 2) особенностями восприятия произведения и уровнем ли­тературного развития учеников, их возможностями (т. е. целями и задачами урока, которые должны быть решены в ходе анали­за);
  • 3) профессиональными склонностями самого учителя.
Читайте также:  Явочный способ статистического наблюдения пример

В процессе решения задач прием выполняет свою вторую функцию — становится средством формирования аналитических умений, приобретения литературоведческих знаний (на уровне пред­ставлений) и читательского опыта.

Структура анализа художественного произведения (упрощенная)

  1. Определить тему, проблему и идею произведения
  2. Указать средства создания художественного образа (тропы, фигуры)
  3. Определить форму повествования, перечислить персонажей, отметив их статус в структуре произведения
  4. Указать тип конфликта
  5. Охарактеризовать сюжетные элементы (экспозицию, завязку, кульминацию, развитие действия, развязку)
  6. Отметить композиционные приемы

Методы и приемы изучения художественного произведения

  • чтение литературного произведения;
  • анализ художественного текста;
  • комментирование литературного произведения контекстными (внетекстовыми) материалами;
  • претворение литературных произведений в других видах искусства;
  • изучение произведения в контексте творчества писателя или сравнительно с произведениями других авторов;
  • • литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учащихся.
  • проблемно-тематический, предполагающий изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики;
  • аналитический, в основе которого – использование приемов анализа художественного произведения, направленных на выявление его идейного содержания и художественного своеобразия;
  • интерпретационный, сущность которого заключается в истолковании смысла художественного произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия;
  • исследовательский, имитирующий научное исследование по основному способу деятельности;
  • интертекстуальный, выявляющий множественные связи данного художественного произведения с другими текстами и явлениями культуры;
  • интегрированный, в основе которого – изучение произведения с использованием других наук и искусств;
  • синтетический, соединяющий различные методы и приемы.
  • • о литературе как искусстве слова;
  • • художественном тексте в теоретико-литературном аспекте;
  • • слове как социокультурном знаке, смысл которого актуализируется в каждом конкретном художественном тексте.
  • • совершенствования знаний, умений и навыков в области языка;
  • • развития устной и письменной речи;
  • • развития орфографической зоркости.
  • • выразительного чтения учителя, мастеров художественного слова, учащихся;
  • • историко-культурологического комментария;
  • • подготовки учащихся к устным ответам на вопросы;
  • • письменных ответов на вопросы учителя;
  • • выполнения различных заданий на уроке;
  • • интерпретационной деятельности учащихся;
  • • проектной деятельности учащихся;
  • • написания сочинения.
  • • способствует развитию сформированных на уроке знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста;
  • • создает дополнительные ситуации для применения полученных на уроке знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста;
  • • способствует постижению художественного текста в эстетическом аспекте в соответствии с читательскими и исследовательскими интересами и потребностями учащихся.
  • • формирования эстетического восприятия художественного произведения;
  • • формирования представления о художественном произведении, творчестве писателя, периоде развития литературы в контексте мировой культуры.
  • • в рамках системы уроков в качестве историко-культурного фона при изучении обзорных тем, биографического материала, а также на всех этапах изучения художественного произведения;
  • • в рамках системы уроков и как основа самостоятельной деятельности учащихся в качестве учебного задания, построенного на сопоставлении художественного произведения и его интерпретаций в других видах искусства;
  • • как образец для реализации собственной интерпретации художественного произведения.
  • • формирования и развития всесторонне развитой личности;
  • • формирования и развития представления художественного произведения, творчества писателя, периода развития литературы в историко-культурном контексте;
  • • создания учебной ситуации, позволяющей применить полученные в рамках изучения какой-либо смежной дисциплины знания, умения и навыки в новых условиях.
  • • на занятии при изучении обзорных тем, биографического материала, а также на всех этапах изучения художественного произведения (наибольшей степенью реализации междисциплинарных связей характеризуется интегрированный урок);
  • • как основа самостоятельной деятельности учащихся.

05.03.2016, 24051 просмотр.

Источник

Оцените статью
Разные способы