Способы изучения характера человека

Методики исследования характера и его отдельных особенностей

Исследование характера может осуществляться различными методами, что определяется задачами его исследования, особенностями выборки, условиями проведения, той научной парадигмой, из которой исходит исследователь, и др. Все методики можно классифицировать по разным основаниям. Например, по основным методам, к которым они относятся: наблюдение, эксперимент, тестирование, проективные методики и пр.

К методикам, основанным на наблюдении, относится удобная и хорошо структуированная «Карта наблюдений (КН) Д. Стотта». Ее адаптация была осуществлена еще советскими психологами в Ленинградском НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева (Рабочая книга школьного психолога, 2991). Методика включает 16 шкал, каждая из которых содержит перечень типичных признаков (фрагментов) поведения, характерных для данного комплекса (особенностей ребенка, проявляющихся в его поведении) и образующих соответствующие симтомокомплексы (СК). Каждая шкала может быть представлена в баллах, на основе которых можно говорить о степени выраженности соответствующего типа поведения. Методика обычно применяется для выявления специфики школьных трудностей ребенка и может свидетельствовать об уровне и характере дезадаптации/адаптации детей. В этом отношении она выявляет как проблемы, представляющие трудности для самого ребенка, так и для других (сверстников, педагогов и пр.), взаимодействующих с ним. Однако она может с успехом применяться и для выявления особенностей характера.

Заполнение КН может осуществляться как психологом, осуществляющим наблюдение, так и учителем, хорошо знающим ребенка. Наиболее предпочтилен вариант совместного заполнения карты.

Достоинство методики состоит в том, что она позволяет перевести интуитивные, субъективные заключения педагога о ребенке в более объективные и измеряемые высказывания, они носят дифференцированный характер, т.е. позволяют выявить доминирующую и сопутствующие проблемы и их взаимосвязи, при этом представления о ребенке складываются на основе информации, полученной в естественных условиях. Результаты методики могут применяться как в практике психологического сопровождения, так и в исследовательских целях.

Примерами тестовых методик являются хорошо известные опросники:

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона). Посредством этого опросника можно выявить высокий, средний, низкий уровень одиночества;

Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн) — к сопереживанию, эмоциональной отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям;

Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан), позволяющая выявить соотношение мотивации стремления к успеху и избегания неудачи;

Методика «Лесенка» (для дошкольников и младших школьников, разработана В.Г. Щур) выявляет систему представлений ребенка о себе (самооценку), в том числе позволяет выявить представления ребенка о том, как его оценивают другие (мама, воспитатель и прочие).

Опросник С. Бэм позволяет выявить такое качество, как соотношение у человека маскулинных, феминных и андрогинных признаков.

Тест «Самооценка силы воли», описанная Н. Н. Обозовым (2004)
предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), разработанный А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым, и применяемый для выявления акцентуаций характера;

Тест Д. Голланда в различных модификациях (например, Г.В Резапкина, 2005), направленный на определение шести типов личности по их социальной направленности: реалистического, интеллектуального, социального, конвенциального, предприимчивого, артистического, активно используемый в профориентации.

В этом списке приведены лишь некоторые известные тесты из множества, направленных на исследование как отдельных свойств, особенностей личности (характера), так некоторой совокупности взаимосвязанных особенностей или типов личности (характера). Этот весьма неполный список всего лишь демонстрирует методологическое, содержательное и методическое разнообразие тестов, которые могут использоваться для диагностики особенностей характера. Это разнообразие востребует тщательного отбора тестовых методик при планировании исследования. Например, в исследовании А. В. Донцова (2011) показано, что адаптированные и хорошо апробированные тесты, разработанные в парадигме гуманистической психологии не являются адекватными для исследований, выполненных в русле христианской психологии, поскольку исходят из соответствующих прессуппозиций о человеке, свойственных гуманистическому направлению. Безусловно, тесты, разработанные для определенного этноса или культуры испытывают на себе влияние обычаев, традиций, норм, правил поведения, характерных для соответствующего социума, и при их применении в иной социокультурной среде должны быть как минимум адаптированы к ней. Нельзя без специальной переработки и стандартизации использовать тесты, ориентированные на другой возрастной период. Необходимо различать также тесты диагностического и исследовательского характера, первые должны быть обязательно стандартизированы, проверены на надежность и валидность. Что касается исследовательских тестов, то требования к ним иные. Исследовательский тест должен быть надежным и внутренне валидным, он применяется для выявления существования, особенностей, динамики того или иного явления, его результаты могут служить основой для разработки стандартизированных тестов. Исследовательская методика может разрабатываться на основе данных наблюдения и эксперимента и предполагает предварительное формулирование критериев, признаков (маркеров) изучаемого явления.

Читайте также:  Капиталистические способы ведения хозяйства

Проективные методики основаны на интерпретации психологом личностных проекций на определенный или многозначный стимульный материал, в качестве которого могут выступать: рисунки, имеющие нечеткие очертания или неопределенный сюжет, жесты или действия, высказывания и пр., в качестве проективного материала для интерпретации могут быть использованы и продукты деятельности самого испытуемого (рисунки, истории и пр.) Проективные тесты не задают жестких требований как для испытуемого, так и для интерпретатора, их выполнение позволяет раскрыть индивидуальность, неповторимость внутреннего мира, в том числе и для самого испытуемого, поскольку проекции отражают неосознаваемые установки, представления, опыт человека, его переживания и смыслы. Проективные методики предпочтительно проводить индивидуально, их интерпретация должна осуществляться профессиональными психологами, имеющими соответствующий опыт и способности.

Достоинством проективных тестов является то, что они позволяют понять человека в его целостности, однако их применение может быть сопряжено с проблемами, поскольку им свойственна недостаточная формализованность, их расшифровка зависит от субъективной позиции интерпретатора, от уровня его подготовки и от его пресуппозиций.

Перечислим некоторые из таких тестов. Вербальные: «Тест юмористических фраз», «Ассоциативный цепной тест», «Незаконченные предложения»; рисуночные (изобразительные): «Тест Роршарха», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Человек под дождем», «Сказочный проективный тест для исследования личности детей» и пр.

Принята и другая классификация проективных тестов: конститутивные (от испытуемого требуется увидеть нечто в неопределенном, аморфном по форме и смыслу материале — наиболее демонстративен в этом отношении тест Роршаха);конструктивные (из наборадеталей, предлагаемых испытуемому, требуется сложить некое осмысленное целое и описать его, например, «Тест мира»);интерпретативные (предлагается дать толкование какого-либо события, примером является «Тест тематической апперцепции» — ТАТ); экспрессивные (чаще всего испытуемым предлагается нарисовать что-либо, например, «Рисунок семьи»); импрессивные (выбор предпочитаемого из предложенных вариантов, наиболее типичный пример «Тест Люшера); аддитивные (предлагается завершить высказывание, историю – «Тест незаконченных предложений») (Бурлачук, 1997)

Экспериментальные методики направлены на выявление и анализ тех или иных особенностей характера посредством конструирования специальных (стандартных или варьируемых) контролируемых условий, здесь исследователь может вмешиваться в ход деятельности испытуемого, создавать условия, при которых особенности характера могут выявиться наиболее ярко. Одним из примеров является метод Ф. Хоппе, с помощью которого выявляется уровень притязаний и его динамика, определяемая на основе особенностей поведения испытуемого в ситуации решения задач, различающихся по уровню сложности (Практикум по возрастной психологии, 2006). Эксперимент особенно важен при исследовании детского характера (естественный эксперимент), когда использование ряда методов, например тестирования, практически невозможно или весьма затруднено вследствие возрастной специфики.

Методики исследования характера можно классифицировать также по содержательным основаниям в соответствии с компонентами его структуры: ориентированные на исследование нравственных качеств и ценностно-смысловой сферы (отношение к себе, к людям, к деятельности, к предметному миру); волевых, эмоциональных, интеллектуальных особенностей; проявления характера в деятельности (в поступках) и связь между системой отношений и действием. Можно выделить также методики, направленные на выявление отдельных качеств характера или же типов характера в контексте соответствующей методологии.

Таким образом, очевидно, что исследование характера требует тщательного планирования, предполагающего методологическое самоопределение экспериментатора, подбор комплекса взаимодополняющих методик, учитывающий достоинства и недостатки различных методов.

Представим описания некоторых методик исследования характера.

Источник

Характер и его место в структуре личности. Типология характера. Методы изучения характера.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты.

Личность — это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе.

Читайте также:  Способы защиты человека предусматривает

Отношения между характером и личностью фиксируются в формуле: личность в своем развитии отменяет характер. Личность преодолевает те черты характера, которые неприемлемы для ее развития. Описание зрелой личности предполагает переход с языка черт характера на язык свойств личности. Характер определяет, как реализуется процесс взаимодействия человека с миром, а личность – то, ради чего живет человек. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой».

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела п профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Характеристика особенностей поведе­ния в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимический (гиперакгивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенно­го, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немно­гословность, пессимистичность, тяготится шумным обще­ством, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты всту­пает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) цикло­идный – общительность циклически меняется (высокая в пе­риод повышенного настроения и низкая в период подавлен­ности); 4) эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чув­ствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие не­приятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстратив­ный – выражено стремление быть в центревнимания и доби­ваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбуди­мый–повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льсти­вость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в бесе­де. Активно и часто конфликтует; 7) застревающий – “за­стревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склон­ность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, актив­ной стороной; 8) педантичный – выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способен заму­чить посетителей формальными требованиями, изнуряет до­машних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психас­тенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешитель­ность, долго переживает неудачу, сомневается в своих дей­ствиях; 10) экзальтированный (лабильный) – очень измен­чивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчи­вость; 11) интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, об­щение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свой­ственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относит­ся к другим людям, даже к близким; 12) экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотли­вость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не само­стоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочи­тает подчиняться.

Читайте также:  Какие способы конспектирования есть

Методы изучения характера:

1. Наблюдение как объективный метод в психологии определяется как «преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» (словарь под ред. Петровского и Ярошевского).

Виды наблюдения (по кр. психол. словарю под ред. Л. А. Карпенко)

несистематическое и систематическое. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования, здесь важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану;

сплошное и выборочное. В первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определённые параметры поведения или типы поведенческих актов(нужна схема протокола и предварительная подготовка;

включенное и невключенное наблюдение. Во включенном наблюдатель сам включен в процесс.

непроизвольное, вынужденное – отсутствует предварительная подготовка. При наблюдении появляется какой-то факт, который производит эффект неожиданности;

непосредственное и опосредованное. При опосредованном используются средства (камера);

естественное (полевое) и лабораторное;

открытое и скрытое (не знает, что за ним наблюдают).

2. Эксперимент — метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

4 особенности по Рубинштейну:

— в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление;

— экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

— возможно попеременное исключение отдельных условий;

— эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных.

Лабораторный эксперимент – эксперимент в специально созданных условиях, позволяющих выделить так называемую чистую независимую переменную путем контроля всех других условий, с которыми может смешиваться ее влияние.

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, – вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.

3. Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды: Терапевтическая беседа; Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез); Автобиографическая беседа; Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта); Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).

4. Самонаблюдение — наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (ЛСВ). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер. В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю «сырой» эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.

5. Тесты — ряд заданий различного характера, выполнение которых испытуемым оценивается в количественных показателях; при этом устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам.

Относительно новые методики:

Типология Майерс-Бриггс – направление развития типологии Юнга, основанное на серии тестов, известных как Myers-Briggs Type Indicator (MBTI), широко распространенное в США.

Типология основывается на делении всех людей без исключения на четыре дихотомических признака: экстраверсия и интроверсия; ощущение и интуиция; мышление и чувство; оценка и восприятие; итого по четырем дихотомиям получается 16 типов.

Источник

Оцените статью
Разные способы