- Discovered
- О финансах и не только…
- Методы экономики
- Метод наблюдения
- Эксперимент
- Моделирование
- Метод научных абстракций
- Анализ и синтез
- Системный подход
- Индукция и дедукция
- Исторический и логический методы
- Графический метод
- Предмет экономической теории. Методы исследования
- Общая характеристика роли и значения экономической теории в жизни общества
- Термин «экономика» и структура экономической науки
- Предмет, методы и функции экономической теории
- Экономические категории и законы
- Основные этапы развития экономической теории
Discovered
О финансах и не только…
Методы экономики
Слово «метод» происходит от греческого слова «methodos», т.е. «путь к какой-то цели», означающий способы познания, совокупность приемов и инструментов для изучения природных и общественных явлений. Любая наука имеет свой метод, неразрывно связанный с ее предметом. Ведь метод способствует более глубокому и точному постижению предмета науки. Он самостоятельно рождается и развивается, совершенствуясь в процессе получения все новых знаний. В некоторой степени, можно сказать, что предмет сам строит метод и, напротив, метод, который используется при исследовании, все более четче определяет содержание и границы самого предмета.
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т.е. таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие:
Метод наблюдения
Эмпирическая функция экономической науки предполагает наблюдение (т.е. преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятий.
Сбор, анализ и подготовка готовых решений, используемых в экономике, основывается на статистической обработке информации с помощью специальных эконометрических моделей. Они позволяют систематизировать объем информации, сделать фильтрацию случайных событий и выдать исследователю вероятностный исход событий.
Эксперимент
В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников.
Моделирование
Моделирование предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели (от лат. modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на основе современной вычислительной техники, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.
Экономическое моделирование — это процесс воссоздания признаков конкретного экономического объекта на условиях другого объекта, который специально создан для познания этих признаков. Формируемый в результате объект называют экономической моделью.
Метод научных абстракций
Метод научных абстракций, или абстрагирование, – это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории (цена, деньги, рынок, дешевый и др.). Например, понятие товара – как его определить? Если вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем «разнотоварье» – больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих… Как привести все это к «общетоварному знаменателю»? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зеленое?
Только с помощью абстрагирования, т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и пр.). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.
Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций (отвлеченных понятий) на каждом шагу, даже не задумываясь об этом: земля, частная собственность, закон, труд, достаток, лень, бедность, семья, любовь, дети, честность, совесть, молодость – все это живые примеры абстракций.
Анализ и синтез
Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности по стране – это синтез.
Анализ — метод познания, предполагающий разделение одного целого на отдельные составные части и изучение каждого по отдельности. В качестве примера можно привести исследование законов формирования спроса на рынке путем изучения определяющих его факторов — цен, доходов, предпочтений потребителей и пр.
Синтез — метод познания, который основан на соединении отдельных частей процессов в одно целое. Например, рыночный спрос и его динамика могут быть восприняты лишь при его изучении как единого целого в купе с его компонентами – цены, доходы потребителей и т.д. Анализ и синтез являются двумя взаимосвязанными сторонами процесса познания.
Системный подход
Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из о́траслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих се́кторов, ниш, участников и т.д.).
С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греч. micros – малый и macros – большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем.
Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.
В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от лат. aggregatus – присоединенный), т.е. совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.
Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.
Индукция и дедукция
Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от лат. inductio – наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio – выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так факты увеличения цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).
Индукция — это метод познания, который базируется на умозаключениях от частного к общему. Так, полезность для отдельного потребителя каждого последующего вида покупаемого им того же блага уменьшается. Поэтому можно сделать вывод о том, что все потребители этого товара будут готовы приобретать данный товар только в случае снижения его цены.
Дедукция — метод познания, который предполагает умозаключения от общего к частному. Пример, общее заключение: у всех военных отличная заметная осанка. Поэтому, увидев человека на улице с такой осанкой, несмотря на то, что он одет в гражданскую одежду, можно сделать вывод, что он имеет отношение к военным. Кстати, именно так знаменитый сыщик Шерлок Холмс угадал бывшую профессию военного врача доктора Ватсона.
Исторический и логический методы
Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, а товарных дефицитах и пр.) – подход логический.
Графический метод
Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
Яркими примерами графических решений в экономике являются большие и малые циклы Кондратьева, благодаря которым можно достаточно точно предсказать, когда будет следующий экономический кризис.
Источник
Предмет экономической теории. Методы исследования
Общая характеристика роли и значения экономической теории в жизни общества
Экономическая теория как наука входит в основу теоретико-методологического блока гуманитарной направленности. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в России. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на одном листе бумаги, однако их понимают немногие.
Значение экономической теории не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике, а в том, что она, по словам Дж. М. Кейнса, является методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. При этом чрезмерное теоретизирование также нежелательно, ибо бесполезно. Английский экономист И. М. Д. Литте образно назвал таких ученых «неэкономистами» и справедливо утверждал, что «неэкономисты» обычно бывают слишком академичными, они чересчур усердно абстрагируются от реального мира.
В России глубокий системный кризис всех сторон жизни общества не мог не отразиться на современном состоянии экономической науки. Именно такие кризисы служили в прошлом мощными импульсами для развития экономической теории.
Несостоятельность сложившихся в экономической теории взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли – это не локальное явление, а общемировая тенденция XX в., которая отмечается многими выдающимися умами не только России, но и Запада. Так, Дж. Гелбрейт писал: «Экономикс, оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, перестает быть наукой и превращается в консервативно используемую систему верований, претендующих называться наукой». Русские ученые Н. Д. Кондратьев, В. И. Вернандский, А. А. Богданов, Е. Е. Слуцкий, Л. Н. Гумилёв и другие в своих работах также доказывали необходимость пересмотра наших представлений о мире.
Современный кризис экономической теории в России принял конкретную форму кризиса марксизма. Выход из этого кризиса сегодня большинство ученых и практиков видит в переходе к рыночной экономике, ориентированной на рост благосостояния населения, в отказе от закрытой экономики и замене ее открытой моделью, которая получила развитие в ряде стран Запада, США, Японии и др.
Поэтому естественны и наши поиски в богатом мировом опыте преподавания экономической теории. При этом, конечно, не следует слепо копировать достижения западных ученых. Если оценивать западную экономическую науку в целом, признавая ее несомненные достижения, нельзя не видеть, что она в значительной степени математизирована и асоциальна, перегружена графиками, элементарными формулами, абстрактными рассуждениями. Это может привести к опасности чрезмерной формализации и вырождению экономической теории как объективной науки, на что неоднократно обращалось внимание мировой научной общественности.
Термин «экономика» и структура экономической науки
Экономика (экономическая теория) – наука, исследующая способы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей общества. В основе экономических отношений лежат производительные силы и производственные отношения, обусловленные производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.
Экономика как сфера общественных отношений представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских товаров и услуг, способствующих увеличению благосостояния и удовлетворяющих различные запросы общества. Основной целью экономической деятельности является удовлетворение общественных потребностей.
Основным направлением исследования в рыночной экономике является проблема эффективности, т. е. рационального соотношения между результатом деятельности и затратами, обусловившими его получение – максимальная выгода при минимальных затратах в условиях ограниченных ресурсов.
Экономика состоит из следующих экономических объектов:
- трудовые ресурсы;
- природа в той своей части, в которой она вовлечена в хозяйственную деятельность общества, активно используется для производства материальных благ и услуг;
- антропогенная среда – все созданные обществом объекты, включающие средства производства, а также производственную и социальную инфраструктуру.
Экономическая наука в целом представляет сложную систему знаний об общественном производстве, состоящую из двух уровней:
1. Фундаментальная экономическая наука – это экономическая теория.
2. Прикладные экономические науки, которые определяют по отраслевому (экономика промышленности, экономика строительства, экономика сельского хозяйства и др.) и функциональному (бухгалтерский учет, аудит, маркетинг) признакам.
Экономическую теорию подразделяют на следующие составные части:
1. С точки зрения масштаба объекта исследования – микро- и макроэкономика:
- микроэкономика анализирует причины закономерности и последствия функционирования отдельных субъектов рыночной экономики;
- макроэкономика рассматривает хозяйство в целом, а именно совокупные показатели доходов, расходов, занятости, динамику цен, закономерности государственной экономической политики.
2. C точки зрения функционального предназначения используют позитивный и нормативный подходы в экономической науке.
При позитивном подходе экономисты стремятся познать существующий мир, дать ему характеристику, выявить устойчивые связи и определить закономерности, т. е. это непосредственное восприятие экономических явлений, констатация факта.
При нормативном подходе экономисты разрабатывают пути совершенствования экономической системы, исследуют ее переход на новую ступень общественного прогресса, т. е. представляют экономические процессы такими, какими они должны быть.
Предмет, методы и функции экономической теории
Предметом изучения экономической теории является поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов в процессе производства материальных благ для максимального удовлетворения запросов потребителей.
Система методов экономической теории:
1) анализа и синтеза – предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. Благодаря синтезу получают максимально полную картину явления в целом;
2) индукции и дедукции – индукцией предусмотрено исследование определенного набора фактов, принципов и формирование общих научных воззрений на основе полученных результатов (от частного к общему); а дедукцией – исследование от общих принципов, законов к частным случаям их применения (от общего к частному);
3) системного подхода – рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, которые в процессе взаимодействия оказывают влияние на эффективность всей системы в целом;
4) математического моделирования – предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют экономический процесс;
5) научной абстракции – позволяет исключать из рассмотрения несущественные характеристики экономического процесса и концентрировать внимание на существующих в нем наиболее устойчивых и повторяющихся причинно-следственных связях.
Функции экономической теории:
- познавательная – позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи элементов экономической системы;
- методологическая – способствует определению экономической теории как основы формирования и развития других дисциплин, связанных с функционированием экономики (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование);
- практическая – применение экономических закономерностей на практике.
Экономические категории и законы
Экономические законы отражают наиболее устойчивую, причинно-обусловленную связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов, их качественную и количественную стороны.
Они обусловлены эволюцией производственных отношений (по поводу производства, распределения, обмена и потребления) в их взаимосвязи с развитием производительных сил, имеют объективный характер, т. е. действуют независимо от воли и сознания хозяйствующих субъектов. Проявляются они только в процессе экономической активности (на основных этапах производственных отношений) – производстве, распределении, обмене и потреблении.
Группы экономических законов:
- общие, отражающие весь экономический процесс, такие как стоимости, денежного обращения, спроса, предложения;
- специфические, которые предусматривают свойства отдельных экономических отношений, характерных для определенного типа производства, например, прибавочной стоимости, капиталистического накопления, соответствия производственных отношений характеру и степени развития производительных сил.
Экономические законы группируют по стадиям воспроизводственного процесса:
- производства (закон повышающейся производительности труда, закон ограниченности производственных ресурсов), законы распределения (по труду, капиталу, закон частного капиталистического накопления);
- обмена (закон денежного обращения, закон спроса, закон предложения);
- потребления (закон возвышения потребностей, закон убывающей предельной полезности).
Экономические категории – это теоретическое отражение связи реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов с определенным уровнем производительных сил. Познавая объективные экономические законы, ученые в своих теоретических разработках и доктринах отражают эти динамичные и изменчивые категории. Каждым законом объединено определенное количество «обслуживающих» его экономических категорий, являющихся теоретическим выражением отдельных сторон производственных отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, а также некоторых экономических явлений и процессов. Изменение последних (например, развитие отношений собственности) приводит к эволюционному развитию содержания экономических категорий. Так, эволюционируют концепции в рамках определенных экономических школ, в связи с изменяющейся общественно-экономической формацией.
Основные этапы развития экономической теории
Считается, что термин «экономика» был введен древнегреческим поэтом Гесподом (VI в. до н. э.), соединившим два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно обозначает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства.
В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем (430–354 гг. до н. э.). Аристотель разграничивал экономику (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и хрематистику (искусство наживать богатство, зарабатывать деньги).
Экономическая теория как наука, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, возникла в XVI–XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, увеличения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения. В экономической науке эти процессы сказались на появлении школы меркантилизма.
Основные этапы развития экономической теории нашли отражение в последовательном возникновении экономических школ:
- меркантилизма (XVI–XVII вв.); основной представитель Т. Манн (1571–1641);
- физиократов (XVIII в.); основной представитель – Ф. Кенэ (1694–1774);
- классической политической экономики (XVIII–XIX вв.); основной представитель – А. Смит (1723–1790).
- марксизма (XIX–XX вв.); основной представитель – К. Маркс (1818–1883);
- маржинализма (XIX–XX вв.); основной представитель – К. Менгер (1840–1921);
- неоклассической экономической теории (конец XIX–XX вв.); основной представитель – А. Маршалл (1842–1924).
- кейнсианства (XX в.); основной представитель – Дж. М. Кейнс (1883–1946);
- институционализма (XX–XXI вв.); основной представитель – Дж. Гелбрейт (1908–2006).
- монетаризма (XX–XXI вв.); основной представитель – М. Фридмен (1912–2006).
Учение экономической школы меркантилизма сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отождествляли богатство с деньгами, считая, что от количества денег в стране зависит развитие экономики. Основу раннего меркантилизма составляла идея роста благосостояния на основе сохранения денежной базы, запрещения вывоза золота, ограничения импорта, поощрения хозяйственной деятельности.
Для позднего меркантилизма характерно поощрение экспорта и ограничение импорта. Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Манн, А. де Монкретьен. Де Монкретьен ввел в научную терминологию понятие «политическая экономия», что было обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Экономическая школа физиократов отражала интересы крупных землевладельцев. Представители этого направления изучали влияние природных факторов на экономическое развитие общества. Они считали, что источником богатства является труд, связанный с земледелием. Основными представителями этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго.
Классическая экономическая школа получила свое развитие в трудах А. Смита (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823). Смит стал основоположником классической политической экономии. Его идея, опирающаяся на либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, рыночное саморегулировании на основе свободных цен, стала фундаментом теоретических воззрений классиков политической экономии. Смитом были заложены основы трудовой теории стоимости и показана значимость разделения труда как условия повышения его производительности. Д. Рикардо развивал теорию
Смита в области исследования категорий стоимости и цены. Им определена зависимость стоимости товара от количества труда, затраченного на его производство, а прибавочная стоимость – как результат неоплаченного труда наемного работника. Его идеи стали основой утопического социализма.
Марксистская экономическая школа базировалась на достижениях классической школы политической экономии. К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895) была разработана теоретическая концепция, связанная с формированием экономической системы общественной собственности на средства производства, предусматривающая отсутствие эксплуатации труда наемных работников, всеобщую и полную занятость. Идея марксизма заключалась в построении экономической системы с ключевой ролью государства в экономике и без учета частной собственности. Главным достижением К. Маркса считается открытие двойственного характера труда и стоимости как меры общественно необходимого труда.
Марксизм обосновывает концепцию прибавочной стоимости, согласно которой ее формы выражаются прибылью, процентом на капитал и рентой. При этом прибавочная стоимость есть неоплаченная часть труда наемного работника. Развитие идей марксистской школы нашло свое отражение в экономической школе научного коммунизма, согласно которой подвергалось критике существующее противоречие капиталистического способа производства (противоречие между общественным характером производства и частным капиталистическим присвоением результатов труда).
Маржиналистская экономическая школа сформировалась как реакция на критическое осмысление марксизма. Идеи маржинализма стали основой современного неоклассического направления в экономической теории, связанного с использованием предельных величин, исследованием зависимости состояния одних экономических явлений от изменения состояния других. Представителями маржиналистской школы являются К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас. Согласно теории предельной полезности, разработанной маржиналистской экономической школой, стоимость товара зависит от его предельной полезности для потребителя.
Неоклассическая экономическая школа сформировалась на основе синтеза идей Д. Рикардо и маржиналистской экономической школы. Основные ее представители – А. Маршалл, А. Пигу. Экономической системой предусмотрена совокупность отдельных производителей, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
В постулатах кейнсианской экономической школы, возникновение которой связывают с именем Дж. Кейнса (1883–1946), обосновывают необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. Благодаря вмешательству государства можно было влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, преодолевать экономические кризисы. Было изучено влияние потребительского спроса на поток инвестиций и создание национального дохода. Теоретиками кейнсианской школы обосновывались такие положения, как:
- емкость рынка;
- принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора;
- общая теория занятости и предельная эффективность капитала.
Экономическая школа институционализма характеризуется изучением хозяйственных процессов в экономике с точки зрения политических, методологических и правовых вопросов. Теоретическая база строилась на главенствующей роли человеческого капитала, как основного экономического ресурса постиндустриального общества.
Представители институциональной школы – Дж. Гелбрейт, Т. Веблен, Дж. Коммонс.
Из институционализма вырос и развивается в самостоятельном направлении экономической мысли неоинcтитуционализм, активно применяющий математические методы. Большинство неоинституционалистов, в отличие от институционалистов, которые отдают предпочтению дирижизму (управленческой экономике), придерживается либерально-экономических позиций. Институционализм очень быстро соединился с иcторическим методом, поскольку в истории все события и тенденции неизбежно рассматриваются многомерно – ведь в историческом процессе практически невозможно разделить экономику, политику, социальные движения, религию, этническое развитие, военное дело и др.
Таким образом, современная экономическая мысль представлена четырьмя основными направлениями, различающимися с точки зрения мировоззренческой и политической ориентации – либерализмом, дирижизмом, социализмом (крайняя форма дирижизма в своей основе), национализмом (также очень тесно связанный с дирижизмом, но придающий государству национально-этнический оттенок или даже цвет).
В монетаристской экономической школе основная идея заключалась в способности экономической системы к саморегулированию и ведущей роли государства, осуществляющего регулирование денежных потоков. Первостепенное значение отдавалось контролю за образованием, распределением и использованием денежной массы в стране. Основным представителем школы является М. Фридмен.
С точки зрения методологии, т. е. системы способов исследования, современная экономическая наука разделяется на неоклассическое направление, неокейнсианское и неомарксистское.
Либералы, как правило, используют неоклассическую методологию, дирижисты – неокейнсианскую, социалисты – неомарксистскую.
Вопросы для самоконтроля
- В чем заключается предмет экономической науки?
- Перечислите основные экономические школы.
- В чем состоит отличие экономических законов от экономических категорий?
- Что является целью экономической деятельности?
- Перечислите основные методы исследования в экономике.
- Назовите основные функции экономики.
- В чем состоит отличие нормативного подхода от позитивного в экономике?
- В чем состоит отличие микроэкономики от макроэкономики?
- В чем заключалась основная идея маржиналистской экономической школы?
- Какая из перечисленных экономических школ была исторически первой?
- В чем заключается основная идея кейнсианской экономической школы?
- В чем заключается основная идея школы физиократов?
Источник