Методы изучения экономических процессов
Экономическая наука использует общенаучные и специфические методы исследования. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Методы экономической науки не только отражают познанные законы мира экономической реальности, но и выступают средством его дальнейшего познания.
Мир экономической реальности сложен и запутан, задача экономической теории в том и состоит, чтобы систематизировать хаотический набор фактов. Экономическая теория устанавливает связи между фактами, обобщает их и выводит на этой основе определенные закономерности. В построении закономерностей используются следующие методы познания:
1. Позитивный метод — это объективное описание и систематизация фактов экономической действительности.
2. Практика показывает, что в экономической науке имеет место также противоположный подход – нормативный анализ, предполагающий использование допущений и оценочных суждений, отражающих субъективную позицию экономиста. Наличие нормативного анализа связано с гуманитарным характером экономической науки и с выполнением ею идеологической функции.
3. Общенаучный метод анализа предполагает разделение исследуемого объекта на отдельные элементы. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.
4. Синтез — противоположный анализу метод, который предполагает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.
5. Метод научной абстракции— это начало любого, в том числе экономического исследования, заключается в отвлечении от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике.
6. Допущение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.
7. Аналогия –метод, основанный на сравнении исследуемого объекта с другими объектами.
8. Метод математического моделирования — описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов. Переменные величины, меняющие свое значение под влиянием различных факторов, обозначаются стандартными буквенными символами. Например, латинскими буквами Р обозначается цена, Д – спрос, S– предложение и т. д. Если две переменные величины экономического исследования xиyсвязаны функциональной зависимостью, то на математическом языке это означает, что y является функцией: x [ y=f(x)].
Для экономического анализа недостаточно показать эту зависимость, надо еще раскрыть каким, образом они связаны, т. е. как меняется y в зависимости от изменения x. Наиболее наглядно характер взаимоотношений двух величин определяет графическая форма функций. В экономической теории широко используется традиционная для математики декартова система координат, представляющая собой две взаимно перпендикулярные оси: ось ординат и ось абсцисс. Зависимость двух величин будет отражать кривая (с известной долей приближения). И чем больше исходных данных для построения графика, тем точнее кривая опишет характер зависимости этих величин (все остальные переменные фиксируются).
Экономическая теория выводит законы на основе двух уровней анализа: микроэкономического и макроэкономического. При микроэкономическом анализе исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма или экономические показатели деятельности отдельной фирмы. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы.
Макроэкономический анализ используется для исследования экономики в целом, либо ее основных составляющих, которые называются агрегированными показателями (например, государственный сектор, национальный продукт, национальный доход). Макроэкономический анализ применяется для характеристики общей картины экономики или связей между отдельными агрегатами. Поэтому макроэкономический анализ оперирует такими величинами, как валовой объем продукции, валовой объем дохода, общий уровень цен и т. д.
Хотя в микро = и макроанализе экономические явления рассматриваются под разным углом зрения, методы и инструменты исследования одни и те же.
Использование микро = и макроэкономического анализа не означает резкого деления экономической теории на отдельные разделы, когда одни темы относятся к микроэкономике, а другие – к макроэкономике. В последние годы в важных областях анализа происходит слияние микро= и макроэкономики. Так, например, современная безработица – проблема не только макроэкономического анализа. Для определения уровня важное значение имеет анализ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.
Источник
Методы исследования экономических процессов
В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология – это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.
Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.
Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.
В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).
Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности — категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию — товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, — это продукция, предназначенная для продажи.
Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.
Широко используются также индукция и дедукция.
Индукция – это процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.
Дедукция–процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
Важнейшим методом эк. теории является системный подход, исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).
Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).
Модели делятся на статические и динамические.
Статические модели — предназначены для изучения явления в определённый момент времени.
Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.
Экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.
Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.
Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков — графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики — изображения зависимости между двумя и более переменными.
Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями — вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).
Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи — рис. 1,а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него — рис. 1,6). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению — кривая Филлипса, рис.1,в).
Рис. 1. Основные виды графиков: а — график обратной линейной зависимости; б — график прямой линейной зависимости; в — график нелинейной зависимости
В рамках графического подхода широко применяются диаграммы — рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2).
Рис. 2. Примеры диаграмм: а — круговая; б — столбиковая
Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером могут быть схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).
Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. Например, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: MV = РТ, где М — объем денежной массы; v — скорость обращения денег; Р — общий уровень цен на товары; Т— объем текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что ,
M = P × T ÷ V
т.е. объем денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объема совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денег. Если далее преобразовать формулу Фишера:
P = M × V ÷ T
то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объема денежной массы и скорости обращения денег, а также объема текущих сделок купли-продажи товаров и услуг.
Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете сложной системой уравнений.
При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всегда можно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения (Р. Оуэн, П. Ж. Прудон).
Источник
Методы изучения экономических явлений и процессов
Под методом исследования вообще понимается последовательность этапов и совокупность способов, приёмов изучения и описания какого-либо явления. Научное познание жизни в отличие от её непосредственного восприятия позволяет проникнуть вглубь процессов и явлений, раскрыть их связи и взаимозависимости, выявить причины и движущие силы развития, если используется надёжный метод исследования.
Рис. 1.4. Методы экономической теории
Подлинно научным и всеобщим методом познания служит диалектический метод. Используя его, наука выработала и применяет различные конкретные способы и приемы познания действительности. К ним относятся: статистическое наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, индукция и дедукция, сочетание исторического и логического, математическое моделирование, постановка экспериментов и др. Эти способы и приемы познания используются как в естественных, так и в общественных науках. Но формы и границы их применения зависят от предмета науки и её характера.
В экономической теории процесс познания состоит из трех этапов:
· эмпирический(сбор и обработка фактов, относящихся к конкретной проблеме, сопоставление фактов с существующими теориями и гипотезами);
· теоретический(выведение общих принципов, закономерностей из известных фактов, создание новых гипотез и теорий);
· практический(формирование на основе выявленных закономерностей принципов, подходов экономической политики).
Учитывая специфику предмета, экономическая теория выбирает и соответствующие ему приёмы исследования. Если, например, в химии первостепенное значение имеет лабораторный эксперимент, в биологии – микроскоп, в ядерной физике – ускорители, то в экономической теории невозможно использовать ни первое, ни второе, ни третье. Здесь основными методами являются научные абстракции, анализ и синтез, сочетание исторического и логического.
На эмпирическом этапе основным способом познания является анализ и синтез собранных фактов. В процессе анализа используются группировки, определяются средние и предельные величины, выявляется динамика и др. В ходе анализа возникают обобщения и формируются новые понятия. При этом используется основной метод экономической теории – метод научной абстракции.
Метод научной абстракциивключает в себя два взаимосвязанных процесса познания:
· движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;
· движение от явления к сущности и от сущности к явлению.
Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего, единичного и выделение с них прочного, устойчивого, типичного. Именно благодаря методу абстракции удается улавливать сущность явлений, формулировать категории и законы, выражающие эти сущности.
В результате абстрагирования выводятся экономические категории, то есть научные понятия, которые выражают суть экономических явлений (например, товар, деньги, кредит, стоимость и т.п.). Дальнейшее углубление познания позволяет формулировать экономические законы, отражающие наиболее объективные и устойчивые взаимосвязи в экономических процессах (например, законы стоимости, спроса и предложения, возвышения потребностей и др.). Однако этим процесс познания не завершается. Движение от конкретного к абстрактному дополняется обратным процессом – восхождением от абстрактного к конкретному, в ходе которого происходит как бы «превращение» простейшей экономической формы (категории) в многогранную реальность, внутренняя структура которой теперь известна. То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных моментов, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом объяснено, начиная от общих основ и заканчивая конкретными формами их проявлений. Но теперь конкретное предстаёт уже не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной экономической жизни.
Другим важным приёмом, которым пользуется экономическая теория на этапе обработки фактов, является сочетание исторического и логического. Вся наша жизнь, особенно экономическая, сплошь состоит из фактов, которые необходимо собирать, классифицировать, анализировать. Факты могут быть самыми разнообразными, поэтому их надо осмыслить, найти принципы их взаимосвязей и выявить объединяющий их смысл. Например, что объединяет все войны, независимо от места и времени их протекания? Что объединяет, допустим, походы Македонского, Наполеона, Гитлера? Анализируя эти войны в историческом плане, экономическая теория отвечает, что целью всех этих и других войн был захват ресурсов. То есть логика поведения всех агрессоров, начинавших войны, одна – захват ресурсов.
Переход от эмпирического к теоретическому этапу познания происходит путём индукции,когда из фактов выводятся новые принципы или гипотезы, и дедукции,когда к сбору фактов подходят с позиции определённой теории (гипотезы). Дедуктивный метод – это способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих положений (из аксиом, законов, правил). Индукция – это способ исследования, идущий от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
Наконец, при переходе от теоретического к практическому этапу познания, то есть при обосновании экономической политики используется позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ имеет дело с фактами, которые уже обработаны и перешли на уровень теории. Такой анализ свободен, независим от субъективных оценочных суждений. Нормативный анализ, напротив, представляет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какие меры, действия следует рекомендовать, основываясь на определённой экономической теории.
Многообразие приемов, используемых учеными, при изучении предмета экономической теории позволяет заключить, что их совокупность является надежным инструментом, позволяющим свести сложные события к простым моделям для того, чтобы обнаружить общие элементы в непохожих на первый взгляд ситуациях.
Источник