Биохимические свойства бактерий. Методы изучения
Блок
Бактериологический метод диагностики. Достоинства и недостатки.
Бактериологический метод – метод идентификации микроорганизмов по их биологических свойствам.
Метод выделения чистых культур позволяет выделить из естественной среды обитания ― тканей и жидкостей организма человека или внешней среды ― отдельные виды микробов. Это достигается посевом материалов в искусственные питательные среды
Чистые культуры патогенных микробов, выделенные от больных людей и животных, позволяют своевременно установить диагноз и определить природу инфекционного заболевания. Они являются исходным материалом для получения бактерийных препаратов (вакцины, токсины, фаги, антибиотики и т. д.) Выделенная чистая культура идентифицируется по морфологическим, тинкториальиым, культуральным, токсигенным и биохимическим свойствам, по антигенной структуре и вирулентности. Идентификация представляет собой комплекс микроскопических, бактериологических, иммунологических и биологических исследований, применяемых для определения типа и вида бактерий.
· высокая информативность, объективность
· высокая чувствительность, специфичность
· возможно определить чувствительность к антибиотикам
· возможно внутривидовое типирование (разделение микроорганизмов на мелкие группы для установления источников заражения)
· не все м.о. растут на питательных средах
· результат зависит от квалифицированности и опыта работника
Условия для культивирования:
Результат: рост колоний. Колония-потомство одной микробной клетки на плотной среде
Для уплотнения среды используют агар-агар, его преимущества:
· Его не переваривают м.о.
· Т плавления=100 градусов
· Т застывания=45 градусов
Полужидкие среды используют для длительного хранения культур, изучения подвижности.
Бактериологический метод диагностики. Основные этапы.
Этап
· Подготовительные мероприятия. Эта стадия включает в себя забор, хранение и транспортировку материала. Также, при необходимости, может проводиться его обработка, в зависимости от свойств изучаемых бактерий. Например, при обследовании материала на туберкулёз, для выявления кислоустойчивых микробактерий используются растворы щёлочи или кислоты.
· Обогащение. Данная стадия не является обязательной и проводится в том случае, если количества бактерий в исследуемом материале недостаточно для проведения полноценного исследования. Например, при выделении гемокультуры, исследуемую кровь помещают в среду в соотношении 1 к 10 и хранят в течение суток при температуре 37о.
· Микроскопия. Мазок исследуемого материала окрашивается и изучается под микроскопом — исследуется микрофлора, её свойства и количество. В дальнейшем из первичного мазка необходимо отдельно выделить все находящиеся в нём микроорганизмы.
· Создание отдельных колоний. На чашку, со специальной, селективной средой, наносится материал, для этого используют петлю или шпатель. Далее, устанавливают чашку вверх дном, для защиты колоний от конденсата, и хранят в термостате около 20 часов, поддерживая температуру 37о. Важно! Следует помнить, что в процессе исследования, необходимо придерживаться правил изоляции. С одной стороны, для защиты исследуемого материала и выводимых бактерий, и с другой стороны, для предотвращения заражения окружающих лиц и внешней среды.
Этап
· Изучение морфологических свойств колоний в средах и их микроскопия. Исследуются чашки и отмечаются свойства микроорганизмов, показатели их количества, темпы роста, а также отмечается наиболее подходящая питательная среда. Для изучения лучше всего выбрать колонии, располагающиеся ближе к центру, и если образуется несколько типов чистых культур, то изучить каждую в отдельности. Для изучения морфотипной чистоты культуры используют мазок колонии, его окрашивают (обычно используется метод по Граму или же любой другой) и тщательно микроскопируют.
· Накопление чистой культуры. Для этого колонии всех морфотипов рассаживают в отдельные пробирки с питательной средой и содержат в термостате при определённой температуре (для большинства микроорганизмов подходящей является температура 37о, но в некоторых случаях может быть иной). Питательной средой для накопления часто служит среда Клиглера. Она имеет «скошенный» вид в пробирках, где 2/3 её части в виде столбика, а 1/3 – скошенная поверхность, окрашена в светло-красный цвет.
Этап
· Уровень роста и чистоты культуры. В общем порядке, выведенная чистая культура имеет однородный рост и при микроскопическом рассмотрении клетки имеют одинаковое морфологическое и тинкториальное строение. Но встречаются некоторые виды бактерий с ярковыраженным плеофоризмом, при этом, встречаются клетки, имеющие различное морфологическое строение.
Биохимические свойства бактерий. Методы изучения
Биохимические свойства — способность микроорганизмов к ферментации и ассимиляции тех или иных химических веществ. У бактерий различают три основные группы ферментов:
· Конститутивные — постоянно синтезирующиеся в микробных клетках.
· Индуцибельные — синтез которых индуцируется соответствующим субстратом.
· Репрессибельные — синтез которых подавляется в результате избыточного накопления продукта реакции, катализируемой данным ферментом. Для идентификации микроорганизмов — возбудителей инфекционных болезней, кроме морфологических и культурных свойств, необходимо изучение биохимических признаков.
Биохимические признаки
· гликолитические свойства бактерий (бактерии характеризуются неодинаковой способностью использовать различные углеводы. Утилизация углеводов бактериями приводит к образованию органических кислот, либо кислот и газов. Определение сахаролитических ферментов проводится на средах пестрого ряда, средах Гисса. Пестрые ряды, среды Гисса-состав: питательная основа-пептонная вода, любой сахар, индикатор рН
В пробирку с глюкозой помещают «поплавок» для определения продукции газа (изначально все желтое, а потом окрашивается в розовый) Для определения протеолитических ферментов — коллагеназ производят посев уколом исследуемой культуры в столбик мясо-пептонной желатины (МПЖ). Продолжительность культивирования 7-10 суток при комнатной температуре. При положительном результате наблюдается разжижение желатины. Например: возбудитель сибирской язвы образует кратерообразное разжижение МПЖ. В настоящее время для изучения биохимических свойств бактерий используется система индикаторная бумажная (СИБ) СИБ — набор бумажных дисков, пропитанных различными субстратами и индикаторами, которые помещают в пробирки с взвесью изучаемой культуры. Диски фильтровальной бумаги пропитывают индикаторными (дифференциальными) средами. В высушенном состоянии диски можно длительно хранить. Перед использованием диски раскладывают пинцетом в стерильные пробирки и добавляют суспензию идентифицируемой культуры в физрастворе)
· протеолитические свойства бактерий (расщепление желатина, если разжижает-есть активность м.о. Или мясо-пептонный бульон, любая простая среда)
Для определения протеолитических ферментов — коллагеназ производят посев уколом исследуемой культуры в столбик мясо-пептонной желатины (МПЖ). Продолжительность культивирования 7-10 суток при комнатной температуре. При положительном результате наблюдается разжижение желатины. Например: возбудитель сибирской язвы образует кратерообразное разжижение МПЖ. В настоящее время для изучения биохимических свойств бактерий используется система индикаторная бумажная (СИБ) СИБ — набор бумажных дисков, пропитанных различными субстратами и индикаторами, которые помещают в пробирки с взвесью изучаемой культуры. Диски фильтровальной бумаги пропитывают индикаторными (дифференциальными) средами. В высушенном состоянии диски можно длительно хранить. Перед использованием диски раскладывают пинцетом в стерильные пробирки и добавляют суспензию идентифицируемой культуры в физрастворе
·липолитические свойства (желточно-солевой агар, расщепление лецитина)
Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 3980 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Методы изучения биохимических свойств микроорганизмов
В жизнедеятельности микробов ферменты играют большую роль. Они являются обязательными участниками разнообразных биохимических реакций, лежащих в основе функций питания, дыхания, размножения. По характеру связи с цитоплазменными структурами и по месту проявления своего действия ферменты делятся на внутри- и внеклеточные. Каждый вид микроорганизмов продуцирует постоянный для него набор ферментов, одни из которых расщепляют в разной степени белки и углеводы, а другие вызывают окисление и восстановление различных субстратов.
Стабильность ферментативных систем бактерий позволяет использовать биохимические свойства бактерий в сочетании с их морфологическими, культуральными и другими постоянными признаками для определения видов и типов бактерий.
Для обнаружения ферментов исследуемую культуру микробов засевают на специальные дифференциально-диагностические питательные среды.
Сахаролитические свойства микроорганизмов
Свойство расщеплять углеводы и высокоатомные спирты, которые принято объединять в одну группу, именуемую сахарами, присуще многим патогенным микробам. Под действием сахаролитических ферментов бактерий сахара расщепляются на альдегиды и кислоты. Конечными продуктами их расщепления являются газообразные вещества: СO2 и Н2.
Характерно, что различные виды и даже разновидности микробов относятся по-разному к одним и тем же сахарам. Так, например, одни бактерии, ферментируя лактозу, остаются нейтральными в отношении глюкозы, другие, наоборот, сбраживают глюкозу, а третьи, наиболее активные, вызывают расщепление и глюкозы, и лактозы.
Для обнаружения сахаролитических ферментов исследуемую культуру бактерий засевают в питательные среды Гисса, называемые также «пестрым» рядом. «Пестрый» ряд Гисса содержит обычно 5 пробирок: с глюкозой, лактозой, маннитом, мальтозой и сахарозой. При некоторых исследованиях для более углубленного изучения биохимических свойств выделенного микроба ряд Гисса дополняют дульцитом, сорбитом, ксилозой, арабинозой и некоторыми другими сахарами. Другими словами, есть «большой» и «малый» «пестрый ряд».
Название «пестрый» ряд обусловлено тем, что под действием ферментов микроба одни углеводы остаются неизменными и, следовательно, цвет питательной среды не меняется, в то время как другие сахара расщепляются, образуя кислые продукты распада, которые изменяют цвет индикатора и, соответственно, цвет питательной среды.
Среды Гисса бывают жидкими и полужидкими (с добавлением 0,2—0,5% агар-агара). В пробирки с жидкими средами Гисса для обнаружения газов, являющихся конечными продуктами распада сахаров, опускают «поплавок» — трубочку диаметром 0,5—0,7 см, запаянную с одного конца. «Поплавок» помещают запаянным концом кверху; при стерилизации он полностью заполняется питательной средой. При образовании в среде газообразных продуктов они вытесняют часть жидкости, находящейся в «поплавке», вследствие чего у запаянного конца его собирается воздушный пузырек.
В полужидких средах Гисса газообразование определяют по наличию мелких пузырьков газа в толще среды и стойкой пены на ее поверхности.
Таким образом, при изучении сахаролитических ферментов, выделяемых микробами, учитывают не только явления расщепления тех или иных сахаров по кислотообразованию, но и глубину ферментативного процесса по наличию в питательной среде конечных газообразных продуктов.
Пробирки с набором сред Гисса ставят в штатив в один ряд. На каждой пробирке надписывают название сахара, содержащегося в среде. На первой пробирке каждого ряда, кроме названия сахара, указывают номер или вид исследуемой микробной культуры. Культуру берут на кончик петли в очень небольшом количестве и засевают по общепринятой методике.
Источник
Изучение биохимической активности бактерий
методическая разработка по теме
Учебно-методическое пособие для внеаудиторной и кружковой работы по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» для специальностей 060501 Сестринское дело и 060102 Акушерское дело.
В лабораторной диагностике инфекционных болезней изучение ферментативной активности бактерий имеет огромное значение в ходе бактериологического метода исследования. Изучая биохимическую активность микроорганизмов, студенты не только глубоко познают особенности жизнедеятельности бактерий, но и знакомятся с одним из важнейших методов лабораторной диагностики инфекционных болезней.
Изучение данной темы предполагает использование активных методов обучения в сочетании с традиционными:
в занятии предусмотрены этапы активизации базисных знаний (в данном случае по химии и теории микробиологии),
демонстрация преподавателем результатов опытов с ферментами бактерий, самоподготовка с использованием УМП,
самостоятельное решение проблемы в конкретной ситуационной задаче.
В ходе занятия студенты овладевают навыками исследовательской работы. Решение ряда теоретических вопросов позволяет студентам достичь конкретных практических целей в ходе бактериологического метода исследования.
Процесс работы над темой организован таким образом, что студент вынужден осмыслить основную проблему темы, найти ключ к её решению, изучив опорный конспект, и сделать вывод на основе логического обобщения результатов исследования. Работа студентов над данной темой не только даёт определённый объём информации, но и решает важнейшую педагогическую задачу – учит активно мыслить, обобщать результаты исследований, делать выводы. Важно, что наряду с коллективной формой обучения учебно-методическое пособие предполагает также индивидуальную самостоятельную работу каждого обучающегося в ходе решения конкретных ситуационных задач.
P.S. К сожалению, при публикации утрачены цветные иллюстрации в пособии. Полную версию работы можно получить при контаткте непосредственно с автором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_bioh_akt_bakt.docx | 287.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Московское медицинское училище № 15
Комитета здравоохранения Москвы»
Учебно — методическое пособие
для проведения внеаудиторной работы и кружковой работы
«Основы микробиологии и иммунологии»
«Изучение биохимической активности бактерий»
АВТОР: Ревягина Зоя Михайловна – преподаватель учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» высшей квалификационной категории ГОУ СПО МУ №15.
Составлено в соответствии
с Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню
по специальностям: Сестринское дело 060501
Акушерское дело 060102
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ
НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК №3 ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
ПРОТОКОЛ № _______ ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
«____» _____________ 2012 г. _____________ /Попова Е. П./
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «____» ______________ 2012 г.
_____________/Парфёнова Л. Ф./
«____» ____________2012 г.
АВТОР: Ревягина Зоя Михайловна – преподаватель учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» высшей квалификационной категории ГОУ СПО МУ №15.
Биохимическая, или ферментативная, активность микроорганизмов лежит в основе тех изменений, которые происходят под влиянием метаболизма бактерий как во внешней среде, так и в организме человека. Ферментативная деятельность бактерий используется в пищевой и фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве и генной инженерии. Ферменты патогенных бактерий участвуют в формировании патологических процессов в органах и тканях при инфекционной болезни. В лабораторной диагностике инфекционных болезней изучение ферментативной активности бактерий имеет огромное значение в ходе бактериологического метода исследования. Изучая биохимическую активность микроорганизмов, студенты не только глубоко познают особенности жизнедеятельности бактерий, но и знакомятся с одним из важнейших методов лабораторной диагностики инфекционных болезней.
Изучение данной темы предполагает использование активных методов обучения в сочетании с традиционными:
в занятии предусмотрены этапы активизации базисных знаний (в данном случае по химии и теории микробиологии),
демонстрация преподавателем результатов опытов с ферментами бактерий, самоподготовка с использованием УМП,
самостоятельное решение проблемы в конкретной ситуационной задаче.
В ходе занятия студенты овладевают навыками исследовательской работы. Решение ряда теоретических вопросов позволяет студентам достичь конкретных практических целей в ходе бактериологического метода исследования.
Процесс работы над темой организован таким образом, что студент вынужден осмыслить основную проблему темы, найти ключ к её решению, изучив опорный конспект, и сделать вывод на основе логического обобщения результатов исследования. Работа студентов над данной темой не только даёт определённый объём информации, но и решает важнейшую педагогическую задачу – учит активно мыслить, обобщать результаты исследований, делать выводы . Важно, что наряду с коллективной формой обучения учебно-методическое пособие предполагает также индивидуальную самостоятельную работу каждого обучающегося в ходе решения конкретных ситуационных задач.
Уметь 1) обнаружить ферменты бактерий с помощью специальных питательных сред;
2) использовать результаты исследования биохимической активности бактерий для определения вида патогенных микроорганизмов.
- особенности белкового и углеводного обмена патогенных бактерий;
- значение изучения биохимической активности патогенных бактерий в лабораторной диагностике инфекционных заболеваний.
Активизация базисных знаний
Освоение теории биохимии бактерий.
Обсуждение основных проблем темы.
Самостоятельная практическая работа с УМП.
Подведение итогов. Обсуждение результатов работы.
Общее время занятия
- Методическое:
- Учебно-методическое пособие «Изучение биохимической активности микроорганизмов».
- Учебники: «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии» под ред.А.А.Воробьёва и Ю.С. Кривошеина. Изд. «Мастерство». Москва, 2012 г.
- Материальное:
- Слайды для интерактивной доски.
- Цветные карандаши.
- Имитация чистых культур микроорганизмов — взвесь в физиологическом растворе; малый цветной ряд Гисса до посева и тот же ряд после суточного культивирования в термостате после посева.
2.3.Пробирки с мясо-пептонным бульоном и индикаторными бумажками для определе-
ния индола и сероводорода до посева чистой культуры и то же после посева через
сутки культивирования в термостате (имитация) .
Биохимическая, или ферментативная, активность микроорганизмов лежит в основе тех изменений, которые происходят под влиянием метаболизма бактерий как во внешней среде, так и в организме человека. Ферментативная деятельность бактерий используется в пищевой и фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве и генной инженерии. Ферменты патогенных бактерий участвуют в формировании патологических процессов в органах и тканях при инфекционной болезни. В лабораторной диагностике инфекционных болезней изучение ферментативной активности бактерий имеет огромное значение в ходе бактериологического метода исследования. Изучая биохимическую активность микроорганизмов, студенты не только глубоко познают особенности жизнедеятельности бактерий, но и знакомятся с одним из важнейших методов лабораторной диагностики инфекционных болезней.
Освоение теории биохимии бактерий.
Письменно ответьте на вопросы, используя опорный конспект:
- Определите понятие «сахаролитическая активность микроорганизмов».
- Какие среды используются для изучения сахаролитических ферментов бактерий?
- Какие ингредиенты входят в среды Гисса?
- Определите понятие «протеолитическая активность микроорганизмов».
- На каких средах можно изучать протеолитическую активность микроорганизмов?
- Какими способами обнаруживают наличие продуктов распада белка в результате действия протеолитических ферментов бактерий?
- О чём свидетельствует разжижение желатина при культивировании на МПЖ некоторых видов бактерий?
Демонстрация углеводных и белковых сред с посевами микроорганизмов.
Обсуждение основных проблем темы.
Устно ответьте на вопросы:
- Как изменяются углеводные среды под воздействием микробов?
- Почему изменяются углеводные среды под воздействием микробов?
- Как изменяются белковые среды под воздействием микробов?
- Почему изменяются белковые среды под воздействием микробов?
- Как обнаруживают изменения в углеводных средах под воздействием бактерий?
- Как обнаруживают изменения в белковых средах под воздействием бактерий?
- Как используют данные о сахаролитической и протеолитической активности бактерий в диагностике инфекционного заболевания?
Решите ситуационную задачу, используя полученную на занятии информацию, данные задачи и справочную таблицу.
Произвели посев культуры бактерий, выделенных у больного, на среды Гисса и на пептонную воду.Через 24 часа культивирования обнаружено: в средах с глюкозой, лактозой, маннитом и мальтозой цвет среды изменился с жёлтого на ярко – розовый и выделились пузырьки газа; в среде с сахарозой произошло помутнение без изменения цвета среды. Реактивная бумажка на сероводород почернела, а реактивная бумажка на индол стала малиновой.
Задание: 1. Зарисуйте результат проведённого исследования (2 –ой день). Расставьте под пробирками значки, обозначающие сахаролитическую и протеолитическую активность бактерий.
2. Используя данные своего исследования и справочную таблицу, определите вид патогенных бактерий, выделенных у больного.
ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
МИКРООРГАНИЗМОВ (1 вариант)
Первый день – посев микроорганизмов на среды Гисса и мясо – пептонный бульон для определения сахаролитической и протеолитической активности.
Глюкоза Лактоза Маннит Мальтоза Сахароза МПБ
Второй день: учёт результатов исследования. Зарисовать согласно условию задачи.
Произвели посев культуры бактерий, выделенных у больного, на среды Гисса и на пептонную воду. Через 24 часа культивирования обнаружено: в средах с глюкозой, маннитом и мальтозой цвет среды изменился с жёлтого на ярко – розовый и выделились пузырьки газа; в среде с лактозой и сахарозой произошло помутнение без изменения цвета среды. Реактивные бумажки для определения сероводорода и индола не изменились.
Задание: 1. Зарисуйте результат проведённого исследования (2 –ой день). Расставьте под пробирками значки, обозначающие сахаролитическую и протеолитическую активность бактерий.
2. Используя данные своего исследования и справочную таблицу, определите вид патогенных бактерий, выделенных у больного.
ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ МИКРООРГАНИЗМОВ (2 вариант)
Первый день – посев микроорганизмов на среды Гисса и мясо – пептонный бульон для определения сахаролитической и протеолитической активности.
Глюкоза Лактоза Маннит Мальтоза Сахароза МПБ
Второй день: учёт результатов исследования. Зарисовать согласно условию задачи.
Произвели посев культуры бактерий, выделенных у больного, на среды Гисса и на пептонную воду. Через 24 часа культивирования обнаружено: в средах с глюкозой, маннитом и мальтозой цвет среды изменился с жёлтого на ярко – розовый и выделились пузырьки газа; в среде с лактозой и сахарозой произошло помутнение без изменения цвета среды. Реактивная бумажка для определения сероводорода почернела, а реактивная бумажка для определения индола не изменилась.
1. Зарисуйте результат проведённого исследования (2 –ой день). Расставьте под пробирками значки, обозначающие сахаролитическую и протеолитическую активность бактерий.
2. Используя данные своего исследования и справочную таблицу, определите вид патогенных бактерий, выделенных у больного.
ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
МИКРООРГАНИЗМОВ (3 вриант)
Первый день – посев микроорганизмов на среды Гисса и мясо – пептонный бульон для определения сахаролитической и протеолитической активности.
Глюкоза Лактоза Маннит Мальтоза Сахароза МПБ
Второй день: учёт результатов исследования. Зарисовать согласно условию задачи.
I. Определение сахаролитических ферментов бактерий.
Сахаролитическая активность микроорганизмов – это способность бактерий с помощью ферментов разлагать сахара до более простых соединений – кислоты, газа, альдегидов. Эти вещества можно обнаружить в питательной среде с помощью специальных химических веществ – индикаторов.
Для определения сахаролитических ферментов исследуемую культуру засевают на среды Гисса. «Пёстрый ряд» Гисса (короткая схема) содержит 5 пробирок с жидкими средами: к пептонной воде добавляют последовательно глюкозу, лактозу, маннит, мальтозу и сахарозу и индикатор Андреде в каждую пробирку. Цвет сред до посева – жёлтый. Исследуемую культуру засевают в среды Гисса и культивируют при 37° 18 – 24 часа. Под действием сахаролитических ферментов бактерий углеводы расщепляются с образованием кислоты и газа. Наличие кислоты определяют по покраснению среды – в кислой среде индикатор Андреде меняет цвет с жёлтого на ярко — розовый . Выделение газа можно определить визуально по образованию пузырьков или более точно – с помощью поплавков, погружённых в среду перед посевом. При отсутствии у бактерий сахаролитических ферментов к данному углеводу рост бактерий выражается в помутнении среды без изменения цвета. Наличие кислоты в среде в схеме бактериологического исследования обозначается « К» , наличие газа – « Г».
II. Определение протеолитических ферментов бактерий.
Протеолитическая активность микроорганизмов – это способность бактерий с помощью протеолитических ферментов расщеплять молекулы белка до аминокислот и простых веществ – сероводорода, индола и др.
Для обнаружения протеолитических ферментов исследуемую культуру засевают на мясо – пептонный бульон или пептонную воду. Под пробки пробирок вводят индикаторные бумажки, пропитанные реактивными растворами.
Если бактерии разлагают белок с образованием сероводорода , то реактивная бумажка окрашивается в чёрный цвет. Некоторые бактерии разлагают белок с накоплением в окружающей среде индола. В этом случае индикаторная бумажка окрашивается в малиновый цвет. Присутствие продуктов распада белка в пробирке — сероводорода и индола — свидетельствует о протеолитической активности бактерий и обозначается на схеме H 2 S (+) и индол (+) соответственно .
III. Протеалитическую активность бактерий можно изучать на желатиновой среде. При посеве на желатин бактерии с сильной протеолитической активностью разжижают его. Форма разжижения желатина характерна для некоторых видов бактерий и используется как видовой признак в лабораторной диагностике инфекций.
«Дифференциация бактерий кишечной группы по биохимической активности на средах Гисса»
Источник