Способы изображения земной поверхности открытый урок

Технологическая карта урока по теме » Изображение земной поверхности»

Класс: 5.

Цель: Сформировать знания о глобусе, плоских изображениях Земли.

Задачи:

  • обучающие: расширить знания об изображении земной поверхности;
  • развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, выделять в тексте учебника нужную информацию, работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:

  • личностные: учащиеся должны знать основные виды изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности, осознание ценностей географического знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
  • предметные: дать представления о глобусе, роли плоских изображений Земли, аэрофотоснимках и космических снимках. Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический план, географическая карта, легенда карты.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
  • познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

Оборудование: проектор, персональный компьютер, презентация, маршрутные листы, глобус, фломастеры, 3 листа бумаги, пластиковая бутылка.

Источник

Конспект урока по географии на тему «Способы изображения земной поверхности» (5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 76»

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ»

Учебник «География. Землеведение».

Автор: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким . 5-6 класс,

Жидкова Мария Евгеньевна

МНБОУ «Лицей № 76»

Конспект урока по теме : «Способы изображения земной поверхности».

Цель урока: обобщить и проверить усвоения учениками знаний, умений и навыков по теме «Изображение земной поверхности».

· применять знания учащимися при работе с картами и планом;

  • развивать логическое мышление;
  • распознавать различные виды изображения земной поверхности;
  • анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;

Тип урока: Обобщение знаний

Формы работы учащихся : индивидуальная, коллективная.

Оборудование: ноутбук, программа zoom , глобусы, карта полушарий, атласы, презентация, видеоматериал.

Учитель приветствует учеников, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Для того чтобы вспомнить о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке, я предлагаю вам отгадать загадки:

Объемная карта с осью внутри,
Его в географии можно найти.
Крути Ты, как хочешь шар голубой,
Знакомься с любой неизвестной страной. (Глобус)

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах! ( Атлас )

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. ( Географическая карта)

Ребята, что объединяет все эти слова? Изображение земли!

Поэтому тема сегодняшнего урока «Способы изображения земной поверхности».

Цель урока: обобщить и применить усвоенные учениками знания, умения и навыки по теме «Изображение земной поверхности».

Постановка проблемной ситуации.

— Представьте такую ситуацию. Мы с вами отправляемся в поход. Что нам необходимо с собой взять? (еду, спички, компас).

— Зачем нам компас? Как им пользоваться?

— Что делать, если компас забыли? Как ориентироваться в лесу?

— Скажите, а что еще бы нам очень пригодилось в походе, кроме компаса для лучшего ориентирования на местности? (карта)

— А почему не глобус? Он ведь больше похож на нашу планету? Или аэрофотоснимок местности?

— Затрудняетесь ответить? Давайте разберемся в этом вопросе.

Тема нашего урока «Способы Изображения земной поверхности», мы с вами рассмотрели основные понятия и разные виды земной поверхности.

Ваша задача сейчас состоит в том, чтобы сравнить между собой разные виды изображения земной поверхности по предложенному плану, а потом мы попробуем определить, какой вид изображения в какой жизненной ситуации нам поможет. Для этого, посмотрим небольшое видео о способах изображения земли, чтоб актуализировать ваши знания. ВИДЕО

Читайте также:  Ментальность как способ мышления

— Ваша задача ответить на вопросы, представленные в таблице

Объекты более похожи на их реальное изображение, на местности

Можно узнать названия городов, реки и т.д.

Можно определить тип леса, луга, дорог, мостов

Изображены все объекты, видимые сверху

Изображены только важные объекты

Объекты изображены условными знаками

Можно точно измерить расстояния

Выполняется форму и с поверхности Земли

Не видно форму и размеры участка

Ближние предметы заслоняют дальние

Не сохраняются размеры предметов

Выполняется с самолета

Показывает местность сверху

Можно определить расположение объектов, их форму и размеры

Подробность изображения невелика

Показывает местность сверху

Все предметы изображены с помощью условных знаков с пояснениями

Дает много информации, по нему удобно изучать территорию

Размеры изображаемой территории невелики

Показывает всю поверхность Земли или ее большие части

Все объекты изображены с помощью условных знаков

Изображены только самые большие объекты

Точно передает форму и расположение объектов

Не имеет искажений

Объекты показаны с помощью условных знаков

Изображены только крупные объекты

Вывод по таблице (сравнение ): план местности отличается от аэрофотоснимка, тем, что местность на плане изображена с помощью условных знаков, в уменьшенном виде. Отличие карты и глобуса от аэрофотоснимка в обобщении изображенных объектов.

Учитель ставит проблемную задачу: для чего нужны планы местности?

Человек использует планы местности в своей деятельности: строительстве, сельском хозяйстве и т.д. что можно узнать по плану местности?

При помощи плана можно научиться простейшим умениям делать топографическую съёмку, , ориентироваться на местности. Составить план местности (иначе говоря, произвести съёмку местности) — это значит изобразить эту территорию на чертеже в выбранном масштабе при помощи условных знаков.

С помощью чего мы можем прочитать план местности?

Что бы прочитать план местности, необходимо знать легенду.

Легенда карты – это изображение всех условных знаков, которые использованы на данном плане или карте, с объяснением их значений.

Но чтобы правильно ориентироваться на местности, необходимо знать условные знаки! Условные знаки – это символы, обозначающие различные объекты.

С помощью условных знаков можно узнать характеристики географического объекта, определить его положение относительно других объектов.

Используют условные знаки. Находят информацию и передают своими словами содержание. Делают выводы.

Давайте посмотрим на план местности, который находится у вас в атласе: стр. 16-17.

С этими условными знаками мы уже познакомились на прошлом уроке. Сейчас давайте вспомним, что обозначает каждый из знаков.

Задание : С помощью атласа на стр. 16-17 определите, что обозначает каждый условный знак:

1.кустарник 2.овраг 3.фруктовый сад 4.болото 5. тропинка в лесу

А. Б. В. Г. Д.

Зная условные знаки можно даже составлять рассказы-путешествия.

Ребята, попробуйте прочитать рассказ, в котором слова, заменены условными знаками:

Сделайте вывод по уроку. Поставить оценки:

– Чему мы научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

И так, теперь мы с вами знаем не только основные способы изображения земли, но и умеем читать план местности и составлять рассказы, используя условные знаки.

Домашнее задание: § 10 прочитать. Ответить на вопросы на стр. 52 (устно)

Дополнительно: Составить рассказ, используя условные знаки, не менее 10-15 символов.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок географии на тему «Изображение земной поверхности»

Тема урока: » Изображение земной поверхности «

Цель : сформировать знания о глобусе, плоских изображениях земли; расширить знания об изображении земной поверхности; развивать познавательные интересы учащихся, выделять в тексте учебника нужную информацию, работать с учебником, картами; способствовать воспитанию культуры учебного труда.

Формы работы учащихся : коллективная, работа в парах

Оборудование : учебник, карта, глобус, рисунок, план, фотография.

1. Организационный момент.

Читайте также:  Первичная разделка рыбы способы разделки

Приветствие учащихся, проверка готовности к работе.

2. Проверка домашнего задания.

Какая звезда ночью находится на севере?

Куда показывает стрелка компаса?

На какой стороне горизонта встает Солнце?

Какая сторона горизонта будет противоположной юго-западу?

Что будет справа от тебя, если ты станешь лицом на юг?

В полдень Солнце всегда указывает на:

Ветви деревьев длиннее и гуще…

Сколько основных сторон горизонта?

Ствол деревьев зарастает мхами с …

Работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.

Из центра листа последовательно отложить отрезки:

6 клеток на северо-восток;

6 на северо-запад;

Годовые кольца шире

С южной стороны берёз.

Это знают во всем мире —

Говорю я вам всерьёз.

Удалой молодец на тропинке стоит,

Но куда же пойти, он никак не решит.

Посредине тропы серый камень лежит,

Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.

Рядом с камнем дубы на поляне шумят,

И прохожим они свою речь говорят:

«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,

Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.

С юга много ветвей, и длинней, и пышней,

В ту сторонку иди, будь смелей и умней».

Полдень летний, полдень жаркий,

Солнце светит за спиной.

Лето дарит нам подарки,

Справа — запад, юг — за мной

3. Актуализация опорных знаний.

-Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?

— Что является уменьшенной моделью Земли?

Когда и кем был изобретен первый глобус?

Каких материков и океанов нет на нем?

Дайте определение понятию «глобус».

Чем же глобус похож на Землю?

4. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

— Представьте себе, что вы отдыхали на комфортабельном круизном лайнере по Индийскому океану. Проплывая вдоль берегов Африки, ваше судно попало в шторм, в результате корабль сел на мель, к утру, буря утихла и вы увидели какой – то остров. На шлюпках вы высадились на берег. Обследовав остров, вы поняли, что он необитаем. Также все средства связи вышли из строя. Что делать? Остается одно средство – бутылочная почта. Ваша задача изобразить остров, где вы находитесь, чтобы те, к кому ваша записка попадет, поняли, где вы и пришли к вам на помощь.

— Рыбак с рыболовецкой шхуны, с островов поймав эту бутылку, видит некое изображение. На русском языке он не говорит. Господин рыбак, что вы видите на этих изображениях?

— Понятно, что изобразили наши туристы?

А вот наш известный географ Н.Н. Баранский говорил

«…это второй язык географии, без которого эта наука не может обойтись. Это несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь, устная или письменная». О каком языке говорил ученый?

Какая же тема нашего урока?

-Что вы знаете об изображении земной поверхности с древних времён? А как сейчас изображают земную поверхность, с помощью чего?

-Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о глобусе, как объемной модели Земли, узнаем о аэрофотоснимках и космических снимках, узнаем о преимуществе географических планов и географических карт. а также узнаете о том. что такое легенда карты.

5. Изучение нового материала.

— Как вы считаете, удобно пользоваться глобусом?

При всех преимуществах глобуса использовать его для решения практических задач неудобно, т.к. он во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что есть на земной поверхности. На глобусе показывают только важнейшие географические объекты6 материки, океаны, реки, горы. равнины и т.д. Поэтому люди используют плоские изображения Земли.

А как создать это изображение, при помощи чего?

Вновь у нас физкультминутка,

наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Какими способами мы можем передать изображение местности на плоскости?

— Рассказы о своих или других землях и народах люди сопровождали рисунками.

Читайте также:  Начисление амортизации линейным способом 2010

— Посмотрите на картину художника Поленова «Московский дворик»? О чем нам может она рассказать?

— Отправляясь в поход или на экскурсию, люди часто берут с собой фотоаппарат или камеру. Рассказывая о тех местах, где побывали, мы показываем друзьям что? Фотографии.

— При этом фотографии могут быть разными

— Выполненными с определенной рабочей целью — например, фотографии, сделанные из самолета или из космоса.

— Такие фотографии называются аэрофотоснимками.

Аэрофотоснимки и космические изображения. Около ста лет назад человек изобрёл новый способ изображения Земли. Если установить на самолёте фотоаппарат, направить его вертикально вниз, то с его помощью можно получать фотографии земной поверхности. Подробность изображения, количество деталей на нём зависит от высоты, на которой находится самолёт. Но в любом случае получается почти готовая карта местности. Такие фотографии, сделанные с самолёта, называются аэрофотоснимками

Аэрофотоснимки широко использовались при составлении подробных карт многих труднодоступных районов планеты. Конечно, когда в космос отправились первые космические корабли и спутники, у учёных появилась возможность получить изображения земной поверхности, сделанные с большой высоты. Такие космические изображения позволяют охватить взглядом огромные участки земной поверхности. Мы уже говорили о том, что многое с большой высоты выглядит более отчётливо, чем на картах и аэрофотоснимках. Знаете почему? Съёмка с космической орбиты, с одной стороны, позволяет получить истинное изображение территории, а с другой — на этом изображении нет подробностей, которые часто мешают разглядеть главное.

— Что изображено на предлагаемых фотографиях?

— А кто узнал объекты, изображенные на этом аэрофотоснимке?

— Итак, второй вид изображений земной поверхности — фотографии (аэрофотоснимки).

— Зафиксируйте в своих рабочих тетрадях

— Но представьте ситуацию — гость вашего города остановил вас на улице и спросил, как пройти к фонтанам на площади Ленина. Как вы поможете ему? (заострить внимание на том, что этот человек хочет пройтись пешком и полюбоваться красотой города)

— Таким образом, еще один из способов изображения земной поверхности — это чертеж и топографический план.

— Чертежи и топографические планы появились очень давно.

— Один из примеров план, которому уже больше 300 лет, и, конечно же, современные топографические планы.

— Откройте, пожалуйста, стр 34. Какие виды изображений земной поверхности вы видите?

— Какие из них дают наиболее полную информацию об изображенных на них объектах?

— Что мы можем узнать, читая, топографический план, но не увидеть на аэрофотосъемке? (название реки, населенного пункта, направление течения реки).

— О каком виде изображений земной поверхности мы с вами сейчас говорили? — Посмотрите внимательно на план местности, который мы собрали и скажите, можем ли мы начертить план России, материка Евразии, планеты в целом? Почему? (слишком большая территория)

— Какие изображения земной поверхности нам могут помочь в таких случаях? (карты, глобус)

— Карты, как и планы, появились очень давно, посмотрите на примеры древних и современных карт и глобусов (древние карты больше похожи на рисунки).

— А теперь откройте ваши атласы и приведите примеры карт, которые в них есть.

6 . Закрепление изученного.

— Итак, с какими видами изображений земной поверхности мы сейчас познакомились?

— Назовите все виды изображений земной поверхности, с которыми мы сегодня познакомились.

— Что вам необходимо сделать? (заполнить таблицу)

— Давайте все вместе заполним первый пустой столбец.

— О каком виде изображения земной поверхности в нем идет речь?

— Дальше будем работать по рядам:

— Давайте проверим, что у вас получилось.

— Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.

— Найдите черты сходства между всеми видами изображений земной поверхности.

— На последующих уроках данной темы вы будете работать с топографическим планом.

— А что же мы можем назвать планом?

— Снова попрошу обратить ваше внимание на таблицу. Найдите в ней характеристики плана (зачитать)

Источник

Оцените статью
Разные способы