Способы изображения объемных предметов

Способы создания объемных изображений

Голография

Голограмма — объемное изображение предмета, созданное с помощью когерентного (лазерного) излучения. В фотоэмульсионном слое записывается картина интерференции двух лазерных пучков: первый пучок, опорный, — как правило, коллимированный (параллельный), второй пучок, предметный, — отраженный от объекта. Книги с описанием технологии изготовления голограмм вы можете найти в любой публичной научно-технической библиотеке. Но для того, чтобы освоить эту технологию, необходимо иметь соответствующее оборудование и специальное образование.

Рекомендую посмотреть страницы, посвященные голографии: www.holography.ru и www.media-security.ru.

Голограмма наиболее полно передает объемность предмета в сравнении с описанными ниже методами (за исключением интегральной фотографии).

  • В начало страницы

Стереофильмы с использованием поляризационных очков

Сейчас никого не удивляют кинотеатры, в которых можно смотреть стереофильмы. Посетителям кинозала выдаются очки с двумя поляризаторами, ориентированными друг к другу под углом 90 градусов. На экран проецируется два перпендикулярно поляризованных изображения для левого и правого глаза. Правый поляризатор пропускает изображение для правого глаза, левый — для левого. Таким образом создается стереоэффект.

Все кажется простым и понятным, за исключением следующего момента. Кинопроектор проецирует изображение на белый рассеивающий экран. Но если бы это был обычный экран из материи, он бы деполяризовал отраженный свет и стереоочки не смогли бы разделить изображения для левого и правого глаз. В стереокинотеатрах в качестве экрана используются недеполяризующие материалы — серебряная ткань или матированная алюминиевая поверхность.

  • В начало страницы

Стереоскопы

Стереоскопы — несложные устройства для наблюдения объемных изображений, создаваемых двумя слайдами — для левого и для правого глаз. Стереоскоп по своей конструкции и применению сходен с биноклем, состоит из двух окуляров, двух фиксаторов слайдов и двух матированных стекол, которые создают равномерное рассеянное освещение. Расстояние между слайдами и окулярами меняется для каждого человека индивидуально. Каким образом можно получить слайды для этого устройства — смотри здесь.

  • В начало страницы

Стереизображения с использованием дополнительных светофильтров

Дополнительными цветами называются цвета, которые при умножении дают черный цвет, при сложении — белый. Дополнительными цветами являются красный и синий, малиновый и зеленый и много других цветов, которые вы можете получить на экране компьютера, используя функции «выбор цвета» и «негатив» в программах обработки изображения. Сделав негатив какого-либо цвета, вы получите его дополнение. Умножив эти цвета, вы получите черный, сложив — белый.

Для дополнительных светофильтров это означает, что сложенные вместе светофильтры не пропускают видимый диапазон света, сквозь них вы ничего не увидите. А если спроецировать два пучка белого света сквозь дополнительные светофильтры и совместить цвета на одном и том же участке белого экрана, то они, смешавшись, снова дадут белый цвет.

Для того, чтобы получить стереоизображение на мониторе, нужно подобрать на нем два цвета, соответствующие вашим дополнительным светофильтрам. Нужно выбрать цвета таким образом, чтобы сквозь один светофильтр цвет сливался с «белым» фоном, сквозь другой — казался «черным» (смотри рисунок). Слова «белый» и «черный» стоят в кавычках поскольку эти цвета на различных мониторах имеют разные оттенки. И, если у вас возникают трудности с подбором цветов, можно подкорректировать и «белый», и «черный» цвет.

Подобрав цвета и светофильтры, можно создавать объемные изображения, используя программы 3D Studio Max, Corel Dream 3D, CorelDRAW, Adobe Photoshop и т. п.

Приведенный выше рисунок создан с помощью программ Corel Dream 3D и Adobe Photoshop и является симметричным относительно левого и правого глаза, т. е. его можно рассматритвать, меняя местами светофильтры для левого и правого глаз.

Можно создавать объемные изображения реальных объектов, используя снимки, сделанные с разных точек зрения. Можно также преобразовывать плоские фотографии простых объектов в трехмерные.
В начало страницы

Стереотелевидение с использованием стереоочков на жидких кристаллах

Для того, чтобы получить объемное изображение на мониторе компьютера, используются специальные жидкокристаллические стереоочки. На мониторе компьютера с большой частотой меняется изображение для левого и правого глаз. Особый затвор в очках делает прозрачным, попеременно, то левое, то правое стекло. Мы не замечаем этого из-за быстрой смены кадров, и правый и левый глаз видят соответствующие им изображения.

Читайте также:  Способы определения погрешностей средств измерения

Чтобы увидеть объемные изображения на экране ваших мониторов, вам нужны стереоочки, трехмерная видеокарта, особое программное обеспечение и хороший монитор.

  • В начало страницы

Стереограммы

Стереограммы известны давно. Первые стереограммы представляли собой две маленькие картинки для левого и правого глаза, расположенные на расстоянии 6,5 см друг от друга (это среднее расстояние между глазами человека, оно колеблется от 5 до 7 см). Для того, чтобы увидеть объемное изображение, необходимо расфокусировать глаза и попытаться свести два изображения в одно. (Я. И. Перельман «Занимательная физика».)

Существуют различные методики обучения этому способу рассматривания стереограмм. Но автору этой страницы они не помогли. Если вы овладеете методикой просмотра стереограмм, вы можете увидеть объемные изображения на приведенных ниже ссылках. Современные стереограммы отличаются от самых первых стереограмм и создаются с помощью программного обеспечения на компьютерах.

Ниже приведены ссылки, на которых вы можете увидеть стереограммы:

  • stereo-pictures.virtualave.net и ozma.h1.ru — здесь вы можете получит более подробную информацию о стереограммах.
  • www.chat.ru/

stereo_pictures — стереограммы Дмитрия Багаева.

  • illusions.newdamage.com — здесь вы можете не только увидеть стереограммы, но и узнать много интересного.
  • www.sirds.com — огромная коллекция стереограмм (англоязычный сайт).
  • www.bluemountain.com — англоязычный сервер с открытками, в том числе и стереограммными, которые вы можете послать своим друзьям.
    • В начало страницы

    Растровая стереофотография

    Основа растровой стереофотографии — линзовый растр, или стереорастр, представляющий собой набор тонких цилиндрических линз (см. рисунок ниже). Одна поверхность растра — плоская, к ней приклеивается бумага с изображением. Другая поверхность в разрезе, показанном на рисунке, представляет собой периодическую структуру, состоящую из дуг окружностей. Радиус этих окружностей (R) и толщина линзового растра (t) тесно взаимосвязаны и не являются независимыми параметрами. Радиусы и толщина должны быть такими, чтобы изображение объекта фокусировалось линзами на нижнюю плоскую поверхность растра. Естественно, здесь входит в расчеты и показатель преломления (n) прозрачной полимерной пленки, из которой изготовлен линзовый растр. Показатель преломления лежит в пределах от 1,5 до 1,65.

    В основе стереоэффекта лежит способность растра преломляя световые пучки отклонять их под разными углами — часть стереоизображения, расположенная в правом полупериоде растра отклоняется влево и попадает в левый глаз человека, левый полупериод изображения отклоняется и попадает в правый глаз. Такова упрощенная модель работы стереорастра.

    Способы получения растровых стереофотографий

    В довоенной Франции проводилась выставка поражавших зрителей растровых стереофотографий. На снимках были панорамы Парижа. Когда человек проходил мимо них, здания на этих фотографиях как будто поворачивались.

    Технику изготовления таких стереофотографий автор держал в секрете. Но мы можем предположить, каким образом он их получал. На стеклянную пластинку с одной стороны прикреплялся линзовый растр, на другую сторону была нанесена фоточувствительная эмульсия. С помощью объектива на поверхность эмульсии сквозь стереорастр проецировалось изображение зданий (здесь правильно рассматривать оптическую систему объектив — линзовый растр). После обработки химикатами в фотоэмульсии проявлялось стереоизображение. Изображение было черно-белым, тогда еще не было цветной фотографии. Объектив отличался от фотообъективов, которые сейчас используются в фотоаппаратах — фокусное расстояние было больше, ведь изображение проецировалось не на 35 мм фотопленку, а на пластину больших размеров. Во время экспозиции фотопластинка с линзовым растром поворачивалась на определенный угол, описывая таким образом дугу окружности. Время экспозиции для пластинок с фотоэмульсией больше, чем для фотопленок (не сотые доли секунды, а от нескольких секунд до нескольких минут). Таким образом получалось стереоизображение объекта, которое изначально было согласовано с линзовым растром. Полученные стереофотографии были уникальными и не тиражировались.

    Следующая методика получения стереофотографий появилась позже, с развитием фототехники.

    Два цветных негатива (для левого и правого глаза) проецируются двумя источниками света на цветную фотобумагу, на которой лежит линзовый растр. Главное — правильно выбрать базу (расстояние между негативами) и не перепутать левый и правый негативы. Стереофотографии, полученные таким способом, легко тиражировались и в недалеком прошлом выпускались в больших количествах. Но их качество оставляло желать лучшего.

    При такой методике изготовления стереофотографий ничто не ограничивает нас только двумя ракурсами фотосъемки — для левого и для правого глаза. Такое ограничение дает использование стереоочков. В растровой стереофотографии количество ракурсов может быть увеличено и таким образом более приближено к первой методике.

    Естественно, третья методика — моделирование стереофотографий на компьютере. Появление персональных компьютеров с большим быстродействием позволяет успешно решать эту задачу.

    Самый простой способ моделирования стереоизображений состоит в том, чтобы разрезать изображение для левого и правого глаза на полосы толщиной полупериода растра и совместить изображения, чередуя полосу левого изображения с полосой правого, как показано на рисунке. На изображение накладывается линзовый растр, при этом следует точно совмещать периоды растра и стереоизображения. Таким образом автор получал неплохие стереокартинки.

    Компьютерное моделирование дает нам большие возможности для манипулирования нашими фотографиями. Но это еще не все — с помощью компьютера можно делать стереоснимки не только реальных объектов, но и объемных фигур, созданных с помощью программ 3D Studio Max или Corel Dream 3D, заменяя таким образом фотографию.

    Интегральная фотография

    В своей основе интегральная фотография подобна растровой. Интегральный фоторастр представляет собой набор микролинз или микрообъективов, собранных подобно фасеточным глазам насекомых.

    Каждая микролинза формирует на светочувствительной пластинке изображение объекта под своим углом зрения (см. рисунок ниже).

    На рисунке показаны изображения куба, которые могут получиться с помощью интегрального растра на светочувствительной пластине. Проявив светочувствительную пластинку? мы получим объемное изображение объекта, которое можно рассматривать, поворачивая пластинку под разными углами в различных направлениях.

    Но пока интегральная фотография, по всей видимости, существует только в теории. Однолинзовый объектив не дает качественного изображения объекта. Хорошие объективы состоят из нескольких линз. Например, дорогой фотообъектив «Canon» состоит из 24 линз. Сложно представить себе интегральный фоторастр, состоящий из огромного количества микрообъективов, являющихся набором нескольких микролинз. Поэтому интегральные фотографии мы увидим еще очень нескоро.

    • В начало страницы

    Метод «параллакса»

    Метод «параллакса» заключается в следующем. Мы смотрим на изображение левым глазом без светофильтра, а правым — сквозь плотный светофильтр, в результате чего глаз воспринимает изображение с некоторой временной задержкой относительного левого. Можно увидеть объемными только движущиеся картинки, при этом два соседних кадра должны представлять собой стереопару.

    Быстроменяющиеся картинки

    Существует еще один способ получить объемное изображение, описанный Я. И. Перельманом в книге «Занимательная физика». Картинки для левого и правого глаз быстро сменяют друг друга и возникает иллюзия объема.

    Источник

    Правила передачи объема

    Портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»

    Свет в живописи и его влияние на художественное произведение

    Правила передачи объема

    Одна из ключевых задач художника – правильно передать объем содержимого картины. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты, знание которых поможет быстрее найти способ сделать тот или иной объект объемным. Ну а дальше – практика, практика и еще раз практика. Только натренированные глаз и рука позволяют уверенно изображать трехмерные объекты на плоскости.

    Понятие объема

    В изобразительном искусстве под объемом понимают иллюзорную передачу пространственных характеристик предметов при помощи конструктивных и перспективных построений, а также художественных приемов. Проще говоря, чтобы сделать объект трехмерным, необходимо показать его форму в пространстве и прорисовать светотени. Расположение и размеры светотеневого рисунка в свою очередь зависят от силы и направления источника света.

    Начинающие художники часто допускают одну и ту же ошибку: они изображают только те части предметов, которые обращены к ним и не уделяют внимание другим участкам. Связано это с тем, что новички не имеют представления о внутренней конструкции изображаемых объектов. В результате их произведения получаются плоскими и безжизненными. Необходимо вспомнить, по каким параметрам мы определяем, что предмет объемный. Это длина, ширина и высота. А значит нужно так располагать объекты, чтобы зритель видел все эти три параметра.

    Как превратить плоскость в объем?

    Приступая к рисованию предмета с натуры, нужно научиться видеть его внутреннюю конструкцию. Самый простой способ – представить объект прозрачным. Под конструкцией мы подразумеваем каркас, который удерживает все части изображаемого предмета. Например, конструкция куба – это 8 узловых точек, хотя каркас можно сделать и более сложным, добавив дополнительные секции.

    Тренировка разбивания геометрических фигур на отдельные фрагменты, помогает представлять сложные объекты как совокупность простых связанных друг с другом частей.

    Следует понимать, что основа предметов простой конфигурации – одна геометрическая фигура, а сложные состоят из нескольких. И чем сложнее объект, тем больше он может иметь составных частей. Подобные геометрические схемы помогают рисовать людей, но, прежде чем приступать к портретам, необходимо изучить анатомию.

    Правилам конструктивного и перспективного рисования объемных предметов с помощью линий много внимания уделяется на уроках по рисунку. Необходимо понимать, что создание любого художественного произведения начинается с композиции , одна из задач которой – правильное соотношение размеров, пропорций и конфигураций, что напрямую влияет на объем. Об одном из методов построения конструкции речь идет в видео , которое демонстрирует этап обучения технологии оптических просветов. Обратите также внимание, как при помощи светотени, получаются сложнейшие складки одежды. А теперь непосредственно о светотеневом рисунке.

    Понятие светотени

    Любой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.

    Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:

    • блика;
    • света;
    • падающей и собственной тени;
    • полутона;
    • рефлекса.

    Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.

    На приведенном выше рисунке светотень изображена с помощью штриховки – классического метода, которому обучают в художественных школах. Однако штриховка не является естественной для глаза формой передачи объема, поэтому на наших занятиях по рисунку мы ее заменяем тонированием с помощью графитового порошка. Работа ведется «от пятна», линии и переходы получаются мягкими и естественными. Подробности см. в видео .

    Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения. Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.

    Передача объема по технике Старых мастеров

    В живописи есть прием под названием «кьяроскуро», суть которого заключается в том, чтобы противопоставить свет тени – создать резкий тоновый контраст. Этим методом часто пользовался известный итальянский художник Караваджо, делая освещенные участки очень яркими, а теневые – практически черными. Кьяроскуро хорошо использовать в процессе обучения, создавая искусственную подсветку предмета одним источником света. Конструкция светотени при направленном световом потоке видна намного лучше, чем при рассеянном.

    Однако самым естественным способом передачи объема является техника Старых мастеров, при которой изображение как бы выводится наружу из глубины полотна. В технологии оптических просветов, в основе которой лежит методика художников эпохи Возрождения, для отображения трехмерного пространства, объемных предметов и мягкого светотеневого рисунка используется поэтапная система. Она включает в себя подготовку полотна, работу оптическими смесями, имприматуру и лессировки. Объем закладывается при обработке поверхности наждачной бумагой, а затем происходит тонкая доводка вышеперечисленными инструментами. Больше о технологии оптических просветов можно узнать из нашей книги, скачать которую можно здесь .

    Источник

    Читайте также:  Паутинник желтый способ приготовления
    Оцените статью
    Разные способы