Способы изображения неровностей земной поверхности урок

География. 5 класс

Конспект урока

География, 5 класс

Урок 09. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению земной поверхности на плане и карте, тому как изображают на плане местности и карте холмы, овраги, горы

Относительная высота, Абсолютная высота, горизонтали

Относительная высота –это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.

Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана).

Горизонтали – линии на плане (карте), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, горы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?

Вот об этом и пойдет речь.

Тема нашего урока: Способы изображения неровностей земной поверхности.

На уроке мы узнали, что неровности земной поверхности на плане или карте изображают горизонталями. На планах и картах обозначают абсолютную и относительную высоту. Относительная высота – это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.

Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана). Абсолютная высота территории, находящейся выше уровня моря, — положительная, а ниже — отрицательная. Высоты и глубины также изображаются на картах с помощью послойной окраски, то есть цветом: зелёным и коричневым — для суши, голубым и синим — для водных объектов, причём разной яркости. Внизу карты имеется специальная шкала, в которой каждый цвет соответствует высоте или глубине. Она называется шкалой высот и глубин.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Восстановление последовательности элементов вертикальное;

Текст вопроса: Перед вами список высочайших вершин гор России. Выстройте их по высоте снизу-вверх, начиная с названия вершины, имеющей наименьшую высоту.

Источник

Конструкт урока географии на тему «Способы изображения неровностей земной поверхности» (5 класс)

«Способы изображения неровностей земной поверхности»

Конструкт урока географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода.

Учитель: Ольга Валерьевна Валова

Тема урока: «Способы изображения неровностей земной поверхности»

Тип урока: «открытие» нового знания

Учебник: «География. Планета Земля 5-6 классы», автор: А.А. Лобжанидзе. М: Просвещение»,2014.

Обучающие: сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах; познакомить учащихся с понятиями «абсолютная высота», «относительная высота», «бергштрихи», «горизонтали»; научить определять абсолютную высоту.

Воспитательные: повысить интерес к изучению предмета география, формирование научного мировоззрения.

Развивающие: развитие географического мышления, умения применять новые учебные знания при решении проблемной ситуации.

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Решать практические задачи по оп­ ределению абсолютной и относитель­ ной высоты, превышения точек от­ носительно друг друга.

умение организовать свою деятельность, определять ее цель и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.

учащиеся должны осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Формы работы с учащимися: коллективная, в парах, индивидуальная

Оборудование: ПК, проектор, ИД, флипчарт, учебник

Структура и ход урока

Приветствие учеников, создание доброжелательной, благоприятной атмосферы в классе.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Р. Саморегуляция, способность к волевому усилию.

Л. Знание моральных норм.

Карточки с текстом:

«От реки мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его, и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к дому лесника – цели нашего пути.»

Учащиеся получают карточки с заданиями, которое выполняют в тетради, один ученик выполняет у доски.

Задние: в карточке выделить слова, которые возможно заменить условными знаками, зарисовать пять из них.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

Л. Осмысление задания

Создание проблемной ситуации

Вы решили купить дом на берегу реки. Есть информация, что вовремя половодья (весеннего таяния снега), вода поднимается на несколько метров до точки 2 метра.

— Затопит ли дом, который вы решили купить?

— Почему мы не можем точно ответить на вопрос?

— Определите задачу на сегодняшний урок

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Мы не знаем, на какой высоте находится дом

Научиться определять высоту местности

П. Постановка и формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование.

Л. Мотивация учения.

К. Планирование учебного сотрудничества.

«Открытие» нового знания

(решение проблемной ситуации)

Нам необходимо определиться, как мы будем называть все неровности земной поверхности.

— формирование нового понятия «рельеф»

Все неровности земной поверхности имеют определенную высоту.

Какая высота холма будет точной?

Существует два понятия: абсолютная и относительная высота.

Найдите определения понятий в учебнике, параграф 13 и запишите их в тетрадь.

— Работая в паре с соседом по парте, сравните эти понятия и найдите главное отличие между ними.

Уровень моря – это сколько?

— Абсолютная высота на картах и планах показана цифрой, найдите на карте абсолютную высоту горы Эверест и высоту Мертвого моря.

— С помощью чего показывается рельеф на карте?

— в учебнике найдите определение «Горизонталь», запишите его в тетрадь.

— Какую информацию мы можем найти в легенде карты о горизонталях?

Просмотр ролика «Построение неровностей земной поверхности с помощью горизонталей»

— Чем будет отличаться на карте холм и впадина?

— Формирование понятия «Бергштрих»

— учащиеся выдвигаю свои версии, для обозначения определения.

Читайте также:  Способ секреции молочной железы

— записывают его в тетради.

— одни ученики предполагают, что точной высотой холма будет высота «а», другие «б».

Абсолютная высота – высота точки земной поверхности над уровнем моря.

Относительная высота – превышение одной точки земной поверхности над другой.

Учащиеся находят отличие:

« превышение над уровнем моря »

— уровень моря – 0 метров.

Учащиеся работают с картой атласа

Учащиеся отвечают: цветом и линиями.

Работа с учебником, запись определения в тетради.

Учащиеся работают с легендой топографической карты.

— Учащиеся отмечают наличие черточек на горизонталях, направленных в разные стороны на холме и впадине.

— Учащиеся записывают понятие в тетрадь.

П. Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; выведение следствий.

Р. Прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

К. Инициативное сотрудничество; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

— Какую задачу мы ставили на урок?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

— Какой проблемный вопрос мы поставили в начале урока?

— Как мы можем ответить на вопрос урока?

— Как вы оцените свою работу на уроке?

— научиться определять высоту местности.

— дети формулируют тему урока.

— учащиеся вспоминают проблемный вопрос.

— учащиеся отвечают на проблемный вопрос.

— Учащиеся, активно работавшие на уроке, проводят самооценку по известному алгоритму.

Л . Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

П. 13, прочитать, проанализировать шкалу глубин и высот на физической карте полушарий

Записывают домашнее задание в дневник

Р. Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 803 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 197 человек из 61 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 609 человек из 78 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-029484

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока географии на тему: Способы изображения неровностей земной поверхности (5 класс)

Епанова Марина Николаевна, учитель географии

Технологическая карта УМК « Полярная звезда» Просвещение

Тема урока: Способы изображения неровностей земной поверхности на плане и карте

Тип урока : комбинированный, ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний на прошедших уроках и в начальной школе.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в парах

создать условия для формирования представлений о способах изображения неровностей земной поверхности

формировать умения в определении абсолютных и относительных высот

создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;

продолжить работу над развитием устной монологической речи;

создать условия для развития творческих способностей.

способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;

способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

способствовать воспитанию потребности в взаимовыручке, помощи однокласснику при затруднениях.

ОБЖ в общении с посторонними

Оборудование и оснащение урока:

Технические СО: компьютер, мультимедийное оборудование, экран;

таблица для составления рассказа по топографическим знакам (у учащегося и на электронном носителе – слайде)

памятки ученику: при работе с географической картой и планом, алгоритм определения азимута индивидуальные и на слайде (индивидуальные – на каждой парте и в электронном виде)

контурные карты; атласы

карточки-задания для групповой практической работы-игры;

Планируемые образовательные результаты:

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте са мые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

Решать практические задачи по оп ределению абсолютной и относитель ной высоты, превышения точек от носительно друг друга, знать топографические знаки.

Регулятивные: Развитие навыков практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях. Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: формирование умений применять на практике теоретические знания, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества со сверстниками владение устной речью, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

1. обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке;
2. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Читайте также:  Какими способами можно увеличить скорость химических реакций

Приветствие учащихся, создаёт благоприятную атмосферу

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Посмотрите, у нас гости. Улыбнитесь им и начнём работать.

Проверьте все ли есть у вас на столах. учебник, тетрадь, атлас, ручка, линейка,

Я желаю вам хорошо поработать. Успехов вам .

Настраиваются на работу на уроке.

выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;

определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления;

создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;

развитие пространственных представлений.

И фиксация затруднений в деятельности

Цель:Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

1.Проговаривание слов по теме «план и карта»

-Вспомните что такое:

2. Проверка умения находить азимут, направление, и расстояние

-Ребята, сегодня к нам за помощью обратилась одна девочка. Её мама отправила к бабушке, а она плохо

Кто встретился ей в лесу?

Чем закончилась встреча

Что вы посоветуете ей взять с собой?

У вас на столах есть план местности действия этой сказки .

Заполните таблицу Маршрутного листа

Проверим по слайду. Молодцы, Замечательно

Путь Красной Шапочки

Пункт 2 (промежуточный)

Пункт 3 (промежуточный)

3 Проверка знания топографических знаков

А сможите ли вы помочь разобраться с условными знаками.

Прочитайте текст и вместо выделенных слов зарисуйте условные знаки прямо на листочках.

Один у доски пишет в строчку

Красная Шапочка пошла к бабушке по просёлочной дороге . Она пересекла луг , фруктовый сад , спустилась к реке , по деревянному мосту переправилась на другой берег, обошла болото , на лугу собирала цветы, напилась воды из родника и тихонько направлялась к дому бабушки .

Волк побежал коротким путём. Его дорога шла по смешанному лесу , с лева от него находился крутой обрыв , затем он спустился на дно глубокой ямы . Волку пришлось перепрыгивать глубокий овраг , проходить через карьер . Пробиваясь сквозь заросли деревьев, поднялся на высокий холм , с которого было видно дом бабушки.

Справились? Что помешало? Что вы не знаете?

План местности= это чертёж, небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками

Азимут это угол, между направлением на север и направлением на любой обьект по ходу часовой стрелки

Масштаб плана или карты –это величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности

Волк пошёл короткой дорогой , а Красная Шапка Длинной

Компас, план местности

способы изображения неровностей

Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)

Содержание этапа учебного занятия:

Сообщение темы учебного занятия.

Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

ІІІ. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1 « Ассоциативный ряд»

Представте, что это вы оказались на месте Красной шапочки, Это вы могли заблудиться. Что вы чувствуете оказавшись в данной ситуации

Есть ли выход из данного положения?

Учащиеся высказывают свои суждения и чувства в предложенной ситуации

Получение новых знаний и закрепление

А как вы думаете, все ли условные знаки вы узнали на прошлом уроке?

Что вы затрудняетесь изображать?

Знаете ли вы, как изображаются неровности земной поверхности на плане и карте?

Что необходимо будет изучить на уроке?

1. озвучивание темы урока.

Попробуйте сами назвать тему урока

«Способы изображения неровностей земной поверхности на плане и карте»

2. постановка целей:

Сегодня мы учимся:

-изображать неровности земной поверхности;

-даём понятия: абсолютной и относительной высоты, горизонтали, Берг- штрихи, изобаты, шкала глубин и высот.

-слушать друг друга и учителя,

Отвечают, что неровности земной поверхности на плане и карте?

Выводы и понятия записать в тетрадях.

Выводы и запись понятий в тетрадях (Горизонталь, Берг-штрих, изобаты)

Делают записи в тетрадь;

Выстраивают совместно с учителем закономерность отображения высот и глубин на картах.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

Создать условия для формирования представлений о способах изображения неровностей земной поверхности

Создать условия для формирования умения определять относительную и абсолютную высоту местностина плане и карте.

4.Этап изучения нового материала

1. Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности

Представьте себе, что вы покупаете дом на берегу Волги. Но один из берегов Волги весной может подтапливаться водой. Но какой именно он не знает. Что же нам делать? Как выяснить на каком берегу нам покупать дом?

Рисунок на доске:

-Почему вы не можете сказать сразу: затопит или нет? (не знаете высоту берега)

В этом нам с вами может помочь инструмент – нивелир. (демонстрация прибора)

Давайте попробуем определить высоту берегов Волги по схеме. Какова же высота берегов Волги? Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли относительную высоту склона.

Прочтите в учебнике стр. 56 что такое относительная высота (относительную — превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

Посмотрите на рисунок,

ребята измерили высоту холма с помощью невелира (раздаточный материал). Какие результаты у них получились? Кто же из ребят прав? Давайте прочитаем на странице 55 определение абсолютной высоты. Что нам нехватает на нашем рисунке что бы правильно ответить на вопрос «Кто из ребят прав»?

Работа в группах. Определение точек высот.

1. Какова абсолютная высота холма?

2. Какова относительная высота относительно восточной подошвы?

3. Относительно западной подошвы ?

Посмотрите внимательно на карту 6 что за круговые линии нанесены на карту? (горизонтали – линии на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.)

-Давайте теперь определим какой склон круче восточный или западный ? как это сделать? (Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.)

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

На доске изображения холма и ямы:

-Чем отличаются эти рисунки?

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Читайте также:  Импульсный способ представления сигналов информации

Доказывают свою точку зрения

Знакомятся с прибором определения высоты склона – невелиром. Записывают определение в тетрадь.

Читают определение в учебнике. Определяют относительную высоту

Находят в учебнике определение абсолютной высоты.

Работают с раздаточным материалом. Определяют высоты и отвечают на поставленные вопросы.

Сталкиваются с проблемой. Находят пути решения проблемы. Знакомятся с понятием горизонтали.

Отвечают на поставленный вопрос.

Учатся читать карты по горизонталям, послойной окраске, бергштрихам.

V. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.

Отработать алгоритм применения приёмаопределения высоты и глубины.

Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.

5 Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполнение задания с презентации

Организует деятельность по применению новых знаний.

Рассматривают фрагмент карты и вписывают слова

Выполняют данное задание , сомостоятельно с взаимопроверкой

VI. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.

Сделай те выводы

Чем занимались на уроке

РЕБЯТА, КАКОЙ СОВЕТ ВЫ ДАДИТЕ Красной Шапке, чтоб она без приключений добралась до бабушки?

Правильно нельзя разговаривать с незнакомцами на улице, это может привести к печальным последствиям.

Что нового вы узнали? Какие термины?

Эти знания пригодятся вам в жизни?

Людям каких профессий необходимо уметь «читать» карты?

А теперь сможете показать путь Волка с помощью условных знаков?

Кто считает что запомнил материал на 5,4,3

Проверим на следующем уроке

Строить план местности

Не разговаривать с Волком

Относительная и абсолютная высота
горизонталь

Определять высоту местности

Отличать холм от впадины,

Геолог, военный, лётчик, строитель,

Составить рассказ с применением условных знаков (по желанию)

Спасибо за урок. Всего оброго До свидания

Епанова Марина Николаевна, учитель географии.

Технологическая карта УМК « Полярная звезда» Просвещение

Тема урока: Способы изображения неровностей земной поверхности на плане и карте

1 Организационный момент

Приветствует, создаёт благоприятную обстановку

Настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: настрой на урок

И фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний.

1. Задаёт вопросы на повторение терминов

2. Проверяет практические навыки

Проверка умения находить азимут, направление, и расстояние

Заполните таблицу Маршрутного листа

Обсуждает правильность заданий

3 Проверка знания топографических знаков

Отвечают на вопросы. Выполняют задания

Определяют направление, азимут и расстояние.

Учатся установлению пространственных соотношений между объектами на схеме

Один ученик пишет у доски

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Использование обратной связи, умение слушать и оценивать соседа

Развитие речи, пространственной ориентации,

Умение сопоставлять объекты с топографическими знаками

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Выявление места и причины затруднения.

1 « Ассоциативный ряд»

Представте, что это вы оказались на месте Красной шапочки, Это вы могли заблудиться.

Что вы чувствуете оказавшись в данной ситуации

Есть ли выход из данного положения?

А как вы думаете, все ли условные знаки вы узнали на прошлом уроке?

Что вы затрудняетесь изображать?

Знаете ли вы, как изображаются неровности земной поверхности на плане и карте?

Что необходимо будет изучить на уроке?

1. озвучивание темы урока.

Попробуйте сами назвать тему урока

«Способы изображения неровностей земной поверхности на плане и карте»

2. постановка целей:

Сегодня мы учимся:

-изображать неровности земной поверхности;

-даём понятия: абсолютной и относительной высоты, горизонтали, Берг- штрихи, изобаты, шкала глубин и высот.

-слушать друг друга и учителя,

Учащиеся высказывают свои суждения и чувства в предложенной ситуации

Отвечают, что неровности земной поверхности на плане и карте?

Выводы и понятия записать в тетрадях.

Выводы и понятия записать в тетрадях.

Выводы и запись понятий в тетрадях (Горизонталь, Берг-штрих, изобаты)

Делают записи в тетрадь;

Выстраивают совместно с учителем закономерность отображения высот и глубин на картах.

Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.

включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Опора на опыт, знания учащихся.

Развитие монологической речи .

4.Этап изучения нового материала

Получение новых знаний и закрепление

1. Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности

Представьте себе, что вы покупаете дом на берегу Волги. Но один из берегов Волги весной может подтапливаться водой. Но какой именно он не знает. Что же нам делать? Как выяснить на каком берегу нам покупать дом?

Рисунок на доске:

-Почему вы не можете сказать сразу: затопит или нет? (не знаете высоту берега)

В этом нам с вами может помочь инструмент – нивелир. (демонстрация прибора)

Давайте попробуем определить высоту берегов Волги по схеме. Какова же высота берегов Волги? Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли относительную высоту склона.

Прочтите в учебнике стр. 56 что такое относительная высота (относительную — превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

Посмотрите на рисунок,

ребята измерили высоту холма с помощью невелира (раздаточный материал). Какие результаты у них получились? Кто же из ребят прав?

Давайте прочитаем на странице 55 определение абсолютной высоты. Что нам нехватает на нашем рисунке что бы правильно ответить на вопрос «Кто из ребят прав»?

Работа в группах. Определение точек высот.

1. Какова абсолютная высота холма?

2. Какова относительная высота относительно восточной подошвы?

3. Относительно западной подошвы ?

Посмотрите внимательно на карту 6 что за круговые линии нанесены на карту? (горизонтали – линии на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.)

-Давайте теперь определим какой склон круче восточный или западный ? как это сделать? (Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.)

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

На доске изображения холма и ямы:

-Чем отличаются эти рисунки?

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Источник

Оцените статью
Разные способы