Способы изображения неровностей земной поверхности 5 класс конспект урока лобжанидзе

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

География, 5 класс, раздел «Географические модели Земли»

Скачать:

Вложение Размер
izobrazhenie_nerovnostey_zemnoy_poverhnosti_na_planah_i_kartah.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

«Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»

  1. Организационный этап (написание даты, темы, заполнение журнала и учета посещаемости).
  2. Этап проверки домашнего задания
  1. Выберите и подчеркните из предлагаемых пар масштабов более крупные:

а) 1 : 10 000 1 : 5 000

б) 1 : 5 000 1 : 1 000

в) 1 : 2 500 1 : 25 000

г) 1 : 25 000 1 : 12 500

д) 1 : 50 000 1 : 100 000

  1. Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1 см 5 км; (1:5)

б) в 1 м 250 км; (1:250)

в) в 1 см 500 км. (1:500)

  1. Если отрезок длинной 1 см на глобусе отображает расстояние на местности, равное 500 км, то численный масштаб этого глобуса:

в) 1 : 50 000 000.

  1. Этап усвоения новых знаний

Земная поверхность никогда не бывает ровной. Разные ее участки находятся на разной высоте. На физических картах имеются отметки высот и глубин . Отметки высот обозначают точками, возле которых проставлены числа, а отметки глубин – только числами. Они показывают высоту и глубину земной поверхности в метрах по отношению к уровню Мирового океана .

  1. Обратитесь на стр. 55-56 скажите: Дайте определения «абсолютной» и «относительной высот».
  2. Используя физическую карту полушарий, определите высоту наивысших вершин:

— Кавказа – гора Эльбрус 5642 м;

— Гималаев – гора Джомолунгма 8848 м.

3) Используя физическую карту полушарий, определите преобладающую глубину:

— Индийского океана 8047 м;

— Средиземного моря 1438 м.

Существует еще один способ изображения неровностей поверхности – горизонтали – линии на планах и картах, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой .

— Обратитесь к стр. 57 и определите какими цветами должен быть окрашен рисунок? (снизу вверх: темно-зеленый (- 0 – 0), зеленый (0 – 200), светло-коричневый (200 – 500), коричневый (500 – 1000), темно-коричневый (1000 – 1000 +).

4. Этап информации о домашнем задании, выставление оценок учащимся .

Домашнее задание: изучение § 15, стр. 57 ответить на вопросы, принести транспортир.

Источник

Урок по географии на тему «Способы изображения неровностей земной поверхности» (5 класс)

Выбранный для просмотра документ ИК Способы изображения неровностей земной поверхности.docx

Тема урока Способы изображения неровностей земной поверхности

1.Дайте определение (Учебник, п. 13 стр.38)

2. Нарисуйте холм, выполните задание:

1.Определим абсолютную высоту холма

2. Определите относительную высоту холма

3.Дайте определение «Изображение высоты на плане и карте»:

4.Изобразите холм в тетради, подпишите высоту горизонталей, обозначьте бергштрихи

5.Выполните задания по карте (Атлас стр.3)

1) Через какое количество метров проведены горизонтали на топографической карте ?

2) Назовите величину горизонтали, с самым высоким значением абсолютной высоты на данной топографической карте, указав единицу измерения (м).

3) Представьте, что Вы прошли от реки Талица до огородов, слева по течению или в сторону жилой зоны ?

4) На какой высоте находится школа?

5) Самое низкое место на этой топографической карте (указать единицы измерения высоты, м):

Мне было интересно…………

Мне было трудно…………

Тема урока Способы изображения неровностей земной поверхности

1.Дайте определение (Учебник, п. 13 стр.38)

2. Нарисуйте холм, выполните задание:

1.Определим абсолютную высоту холма

2. Определите относительную высоту холма

3.Дайте определение «Изображение высоты на плане и карте»:

4.Изобразите холм в тетради, подпишите высоту горизонталей, обозначьте бергштрихи

5.Выполните задания по карте (Атлас стр.3)

1) Через какое количество метров проведены горизонтали на топографической карте ?

2) Назовите величину горизонтали, с самым высоким значением абсолютной высоты на данной топографической карте, указав единицу измерения (м).

3) Представьте, что Вы прошли от реки Талица до огородов, слева по течению или в сторону жилой зоны ?

4) На какой высоте находится школа?

5) Самое низкое место на этой топографической карте (указать единицы измерения высоты, м):

Мне было интересно…………

Мне было трудно………

Выбранный для просмотра документ ТКУ Способы изображения неровностей земной поверхности.docx

Технологическая карта урока

Сформировать представление о способах изображения рельефа на планах местности.

Образовательные: ознакомить обучающихся с понятиями абсолютной и относительной высоты, бергштрихи , горизонтали. Научить определять абсолютную высоту и находить относительную.

Развивающие: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении практических задач.

Воспитательная: Воспитывать толерантность, умение работать в группе.

Поисковый, познавательный, исследовательский

Формы организации ПДУ

Учебник, тетрадь, карта полушарий, атлас, проектор, презентация, контурные карты

П: умение отвечать на проблемные вопросы, формулировать выводы.

Л: умение проявлять интерес к новому содержанию и осознание необходимости использования изученного материала в повседневной жизни.

2.Целеполагание и мотивация

1.Какую тему мы с вами изучаем на уроках географии?

2.Какая тема была у нас на прошлом уроке?

Послушайте рассказ и выполните задания, Однажды мальчик Вова с родителями отправились на выходные за город на пикник. По дороге они увидели красивую рощу. Здесь было очень тихо. Не слышно было рокота машин. Родители стали разводить костёр, а Вова отправился на прогулку и увидел невысокий холм, взобравшись на который он смог увидеть реку Мальчику так понравилась и роща и вид с холма, и он решил сделать ее план, чтобы рассказать об этом месте своим друзьям и привести их сюда. Но, к сожалению, у него ничего не получилось. Вова знал все условные знаки, но не мог понять, как нарисовать холм на листе бумаги. О чем не знал Вова?

3. Предположите тему нашего урока сегодня.

4.Какую цель мы с вами поставим?

5. Где вам могут пригодиться знания, полученные при изученные данной темы?

Отвечают на вопросы, определяют тему урока, формулируют задачи урока.

Тест «Условные знаки»

П: умение ориентироваться в знакомой информации, давать определения понятий, отвечать на вопросы.

К: умение слушать товарищей.

Р: умение оценивать ответы одноклассников.

4.Изучение нового материала

Рельеф – это все неровности земной поверхности.

– Представьте, что Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров до уровня 2 метра. Зальет ли дом, который вам предложили купить? (Слайд 4)

– Почему вы не можете дать точный ответ? (Не знаете на какой высоте находится домик по отношению к реке.)

Решить эту задачу нам поможет нивелир (слайд 5) .

– Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом (слайд 6).

– Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу (слайд 6).

Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте 3 метров.

Теперь мы можем ответить на вопрос:

– Зальет ли домик при половодье? (Нет.)

– Мы нашли высоту домика относительно реки. Прочтите следующие определение и, подумайте какую высоту мы с Вами нашли – относительную или абсолютную?

Относительная высота – это превышение одной точки над другой (слайд 7 ) .

Запишите в тетради это определение

– Итак, у западного склона относительная высота 3 м, а у восточного – 2 м. Так какая же все-таки высота этого холла? Мы должны знать еще и о втором типе высоты – абсолютной высоте

Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря .

Запишите в тетради это определение

В России абсолютные высоты точек земной поверхности отсчитывают от среднемноголетнего уровня Балтийского моря, определенного от нуля футштока в Кронштадте

Кон – Чего не хватает на нашем рисунке? (Уровня мирового океана)

– Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы.

– Взгляните на топографическую карту ) , как изображается там высота местности? (Точками отметок высот).

Определим абсолютную высоту холма (159,3м)

Относительная высота относительно зсеверной подошвы (159,3-127=32,3м)

Относительно восточной подошвы (159,3-140=19,3м)

Абсолютная высота – измеряется относительно моря.

Относительная высота – относительно его подошвы.

Итак, подводим итог, чем отличается абсолютная и относительная высота.

Абсолютная высота измеряется относительно уровня.

Относительная высота холма измеряется относительно его подошвы.

– Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? (Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы).

– Как вы определяете абсолютную высоту? (По отметкам высот на карте).

– Определите абсолютную высоту точки А на слайде 12.

– Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту заполнять отметками высот, а можно показать с помощью горизонталейлиний на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой над уровнем моря (т.е. с одинаковой абсолютной высотой).

Запишите в тетради это определение

– Горизонтали на топографической карте проводят через 1,5,10,15,25,50 метров.

– Представьте, что вы пошли на экскурсию с классом.

– Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (Линии )

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

Если сечение 1м, то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.

Если сечение 5м, то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.

Физминутка. Гимнастика для глаз : Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд — влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

Немного отдохнули, продолжаем дальше.

– Как же нам определить, по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

Используя слайд 14 определите, какой склон круче. (Круче северный склон, т.к. расстояние между горизонталями минимально)

Внимание на слайд 8 .

– Чем отличаются эти два изображения? (На каждом из них есть черточки, которые расположены по разному)

Эти черточки называются бергштрихами.(Слайд 8)

Это короткие линии, которые показывают направление склонов.

Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

Запишите это определение в тетрадь

Бергштрихичерточки у горизонталей, показывающие направление вниз по склону.

По слайду 14 определим:

1) Какая форма рельефа изображена на рисунке и что об этом свидетельствует?

( Седловина или два холма, берг-штрихи показаны наружу).

2) Через сколько метров проведены горизонтали? (через 5 м)

3) Какова максимальная высота этой формы рельефа? (17 метров).

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа

Источник

Конспект урока по географии на тему «Способы изображения земной поверхности» (5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 76»

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ»

Учебник «География. Землеведение».

Автор: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким . 5-6 класс,

Жидкова Мария Евгеньевна

МНБОУ «Лицей № 76»

Конспект урока по теме : «Способы изображения земной поверхности».

Цель урока: обобщить и проверить усвоения учениками знаний, умений и навыков по теме «Изображение земной поверхности».

· применять знания учащимися при работе с картами и планом;

  • развивать логическое мышление;
  • распознавать различные виды изображения земной поверхности;
  • анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;

Тип урока: Обобщение знаний

Формы работы учащихся : индивидуальная, коллективная.

Оборудование: ноутбук, программа zoom , глобусы, карта полушарий, атласы, презентация, видеоматериал.

Учитель приветствует учеников, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Для того чтобы вспомнить о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке, я предлагаю вам отгадать загадки:

Объемная карта с осью внутри,
Его в географии можно найти.
Крути Ты, как хочешь шар голубой,
Знакомься с любой неизвестной страной. (Глобус)

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах! ( Атлас )

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. ( Географическая карта)

Ребята, что объединяет все эти слова? Изображение земли!

Поэтому тема сегодняшнего урока «Способы изображения земной поверхности».

Цель урока: обобщить и применить усвоенные учениками знания, умения и навыки по теме «Изображение земной поверхности».

Постановка проблемной ситуации.

— Представьте такую ситуацию. Мы с вами отправляемся в поход. Что нам необходимо с собой взять? (еду, спички, компас).

— Зачем нам компас? Как им пользоваться?

— Что делать, если компас забыли? Как ориентироваться в лесу?

— Скажите, а что еще бы нам очень пригодилось в походе, кроме компаса для лучшего ориентирования на местности? (карта)

— А почему не глобус? Он ведь больше похож на нашу планету? Или аэрофотоснимок местности?

— Затрудняетесь ответить? Давайте разберемся в этом вопросе.

Тема нашего урока «Способы Изображения земной поверхности», мы с вами рассмотрели основные понятия и разные виды земной поверхности.

Ваша задача сейчас состоит в том, чтобы сравнить между собой разные виды изображения земной поверхности по предложенному плану, а потом мы попробуем определить, какой вид изображения в какой жизненной ситуации нам поможет. Для этого, посмотрим небольшое видео о способах изображения земли, чтоб актуализировать ваши знания. ВИДЕО

— Ваша задача ответить на вопросы, представленные в таблице

Объекты более похожи на их реальное изображение, на местности

Можно узнать названия городов, реки и т.д.

Можно определить тип леса, луга, дорог, мостов

Изображены все объекты, видимые сверху

Изображены только важные объекты

Объекты изображены условными знаками

Можно точно измерить расстояния

Выполняется форму и с поверхности Земли

Не видно форму и размеры участка

Ближние предметы заслоняют дальние

Не сохраняются размеры предметов

Выполняется с самолета

Показывает местность сверху

Можно определить расположение объектов, их форму и размеры

Подробность изображения невелика

Показывает местность сверху

Все предметы изображены с помощью условных знаков с пояснениями

Дает много информации, по нему удобно изучать территорию

Размеры изображаемой территории невелики

Показывает всю поверхность Земли или ее большие части

Все объекты изображены с помощью условных знаков

Изображены только самые большие объекты

Точно передает форму и расположение объектов

Не имеет искажений

Объекты показаны с помощью условных знаков

Изображены только крупные объекты

Вывод по таблице (сравнение ): план местности отличается от аэрофотоснимка, тем, что местность на плане изображена с помощью условных знаков, в уменьшенном виде. Отличие карты и глобуса от аэрофотоснимка в обобщении изображенных объектов.

Учитель ставит проблемную задачу: для чего нужны планы местности?

Человек использует планы местности в своей деятельности: строительстве, сельском хозяйстве и т.д. что можно узнать по плану местности?

При помощи плана можно научиться простейшим умениям делать топографическую съёмку, , ориентироваться на местности. Составить план местности (иначе говоря, произвести съёмку местности) — это значит изобразить эту территорию на чертеже в выбранном масштабе при помощи условных знаков.

С помощью чего мы можем прочитать план местности?

Что бы прочитать план местности, необходимо знать легенду.

Легенда карты – это изображение всех условных знаков, которые использованы на данном плане или карте, с объяснением их значений.

Но чтобы правильно ориентироваться на местности, необходимо знать условные знаки! Условные знаки – это символы, обозначающие различные объекты.

С помощью условных знаков можно узнать характеристики географического объекта, определить его положение относительно других объектов.

Используют условные знаки. Находят информацию и передают своими словами содержание. Делают выводы.

Давайте посмотрим на план местности, который находится у вас в атласе: стр. 16-17.

С этими условными знаками мы уже познакомились на прошлом уроке. Сейчас давайте вспомним, что обозначает каждый из знаков.

Задание : С помощью атласа на стр. 16-17 определите, что обозначает каждый условный знак:

1.кустарник 2.овраг 3.фруктовый сад 4.болото 5. тропинка в лесу

А. Б. В. Г. Д.

Зная условные знаки можно даже составлять рассказы-путешествия.

Ребята, попробуйте прочитать рассказ, в котором слова, заменены условными знаками:

Сделайте вывод по уроку. Поставить оценки:

– Чему мы научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

И так, теперь мы с вами знаем не только основные способы изображения земли, но и умеем читать план местности и составлять рассказы, используя условные знаки.

Домашнее задание: § 10 прочитать. Ответить на вопросы на стр. 52 (устно)

Дополнительно: Составить рассказ, используя условные знаки, не менее 10-15 символов.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Корейская косметика маска для лица с пузырьками способ применения
Оцените статью
Разные способы