Способы изображения характера печорина

Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию? Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой н (ЕГЭ по литературе)

Характер героя отображается в его словах, таким образом диалоги и монологи помогают нам глубже понять мир персонажей.Например, сам же Печорин в приведённом тексте объясняет, почему у него такой характер: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились» . Но ещё более точный метод характеристики героя-его действия, ибо они отображают то, чем на самом деле является герой, а не что он о себе думает. Так Печорин похитил девушку «с глазами как у горной серны» против её воли, разбил сердце Мери. и при этом сам страдает .Это характеризует его как «страдающего эгоиста».

Очень хорошо раскрыты характеры героев в диалогах в произведении Фонвизина «Недоросль», их нелюбовь к образованию: «. дверь прилагательна. » потому что «. прилагается. » к дверному проёму(Митрофанушка), «Отроду ничего не читывал-Бог меня избавил этой скуки»! (Скотин). Действия героев тоже не самые лицеприятные:Скотин планирует свадьбу с Софьей ради того, чтобы получить ещё больше свиней в свой пользование, Простакова же даже пытается организовать похищении Софьи, чтобы выдать её замуж за Митрофана.Этими героями управляет жажда наживы. В произведении Грибоедова «Горе от ума» Фамусов открыто говорит: «Ну как не порадеть родному человечку», подтверждая, что Чацкий не зря возмущался «кумавством». О низости души свидетельствуют и действия Молчалина: он играл с чувствами Софьи, любил её «по должности», чтобы она помогла ему продвинуться по карьерной лестнице.

Лермонтов хотел показывать в своём произведении все пороки современного ему общества, что он и сделал в Печорине. Однако, писатель, используя антитезы, подчёркивает, что Лермонтов стал таким не по своей воле, а из-за воздействия на него общества: » глубоко чувствовал добро и зло, никто его «не ласкал, все оскорбляли» и герой стал злопамятен, Печорин был «готов любить весь мир «, его не поняли и он научился ненавидеть .Даже сам главный герой считает себя «нравственным калекой» . Таким образом, главной задачей писателя было не только расписать все пороки общества, но и разобраться, почему они возникли.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Каковы основные способы изображения характера героя в романе Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию? (ЕГЭ по литературе)

«Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман в русской литературе. М. Ю. Лермонтов изобразил «портрет» поколения, вобравшего в себя всевозможные пороки «в полном их развитии». Среди особенностей изображения характера «героя времени» наиболее значимыми являются столкновение Печорина с разными людьми, на фоне которых персонаж возвышен и исключителен, и попытка поэта понять сложное устройство человеческой души, мятежной и бунтарской. Кроме того яркой особенностью является окружающая действительность героя, время, в которое происходит действие произведения. Обозначение времени даёт нам полное представление о молодых людях тех лет, не знающих куда применить свои богатые душевные силы.

Так, продолжателем традиций Лермонтова в проникновении во внутреннее состояния героя становится

М. Достоевский со своим романом о «мести и печали» «Преступление и наказание». «Бывший студент» Родион Раскольников, совершивший преступление против человечности и испытавший сильное духовное и нравственное потрясение от краха своей теории, на протяжении всего произведения сталкивается с разными людьми, встречи с которыми вызывают большие переживания и даже мучения. Причем герой, подобно Печорину, чувствует своё несравненное превосходство над многими персонажами романа: будь то распутный Свидригайлов или эгоистичный Лужин. Такой литературный приём как сновидение помогает писателю показать истинную, сожалеющую сущность героя, не способного на убийство. Многосторонний анализ поведения «убивца» даёт читателю понять, что преступление явилось «необходимостью» в таком сокрушающем социальном устройстве. Тут прослеживается ещё одно существенное сходство Раскольникова с Печориным: герой Достоевского являет собой также «героя времени». Но, тут появляется и различие: Родин остро протестует против несовершенства мира и невозможности реализоваться.

Читайте также:  Турка для кофе способ приготовления

Также, И. С. Тургенев со своим романом «Отцы и дети» являлся продолжателем лермонтовской традиции. Главный герой произведения — Евгений базаров — является «нигилистом» — человеком, не признающим никаких принципов и не преклоняющимся ни перед какими авторитетами. Как и Печорин, и Раскольников, Базаров — «герой времени». Разночинец-демократ, утверждающий связь каждого человека с простым народом («дед землю пахал»), «порядочный химик» и «ботаник», рассматривающий любовь исключительно с физиологической точки зрения, терпит поражение в столкновении с самой жизнью. Как и Печорин, Базаров возвышен над многими героями произведения: «аристократишкой» Павлом Петровичем, романтиком Николаем Петровичем, «либеральным баричем» и «нежной душой» Аркадием Кирсановым и глупыми «двойниками» — Кукшиной и Ситниковым. С течением повествования нам представляется разный Базаров: надменный и жалекий, храбрый и робкий. Динамику его сложного устройства души

Тургенев показывает через испытание любовью, которое выводит Базарова из его равновесия и и становится причиной его кризиса. Оба героя трагически умирают, тем самым терпят поражение в схватке с жизненным устройством.

Таким образом, и Лермонтов, и Достоевский, и Тургенев смогли в полной мере отразить в своих произведениях сложное устройство души человеческой, многогранность которой не знает разумных границ.

Источник

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Образ Печорина занимает особое место в литературе XIX века. Это сложный персонаж, который вызывает у читателя противоречивые эмоции. В школьную программу входит сочинение по «Герою нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Развернутая характеристика Печорина важна для того, чтобы понять и проанализировать это выдающееся произведение.

Образ Печорина: характеристика, цитаты

Действие романа происходит в 30-е годы XIX века. Это период политической реакции, которая наступила в России после подавления восстания декабристов. Создавая сочинение «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил собирательный портрет молодых людей с общими чертами характера.

Эти «герои нашего времени» впоследствии не раз будут появляться в литературных произведениях. Им свойственно:

  1. Хорошее образование и положение в обществе.
  2. Склонность к критическому мышлению, скептицизм, отрицание традиционных ценностей.
  3. Ощущение потерянности, невозможности реализоваться в общественной и профессиональной деятельности.
  4. Чувство неудовлетворенности жизнью, склонность к эпатажному поведению.
  5. Пренебрежение общественными нормами и чувство собственного превосходства.

Для подобных персонажей в литературе подобрали термин «лишние люди». Они не вписываются в объективную реальность и прожигают жизнь, изнемогая то от скуки, то от тоски по несбыточному. При этом на ходу умудряются ломать судьбы окружающих в силу эгоизма и чрезмерной концентрации на собственной персоне.

Ярким представителем этого типажа является пушкинский Евгений Онегин, параллель с образом которого ощущаются в романе Лермонтова. Но если Онегин после всего содеянного явно терзается, вызывая долю сочувствия, то совсем иная реакция возникает при взгляде на образ Печорина. Сочинение Лермонтова по сей день вызывает неоднозначную оценку читателей и самые разные отзывы критиков.

Сравнивая Онегина и образ Печорина, кратко и емко высказался критик Николай Гаврилович Чернышевский:

Печорин — человек совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно очень сильная, жаждущая страсти; воля у него действительно твердая, способная к энергической деятельности, но он заботился только лично о самом себе. Никакие общие вопросы его не занимали.

Фото: wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — сочинение на злобу дня. Образ Печорина в романе, словно кривое зеркало, в утрированной форме отражает пороки, свойственные современникам писателя. Но для таких персонажей, как Печорин, характеристика не может быть однозначной.

Роман написан в необычной форме. Он состоит из нескольких частей, которые изложены с нарушением хронологической последовательности. Таким образом автор постепенно раскрывает многогранный и сложный образ Печорина. Кратко изложенная структура романа выглядит так:

  • «Бэла». Читатель узнает историю из жизни Печорина, рассказанную бывшим сослуживцем. Первое впечатление о персонаже складывается как о жестоком и эгоистичном человеке, из-за прихоти которого произошла трагедия.
  • «Максим Максимыч». В этой части герой появляется лично и своим поведением демонстрирует пренебрежительное отношение к окружающим. Он отказывается встретиться со старым другом-сослуживцем и уделить ему внимание, чем сильно расстраивает пожилого человека, умеющего видеть в нем доброе.
  • «Тамань». Показан небольшой эпизод, во время которого Печорин вновь рушит жизнь людей, рядом с которыми случайно оказался. Хотя речь идет о контрабандистах, в этот раз он искренне сожалеет о причиненных неприятностях.
  • «Княжна Мэри». Здесь в полной мере раскрывается темная сторона персонажа. В силу нездорового честолюбия Печорин играет чувствами других людей и создает конфликтную ситуацию. В итоге вновь кровавая развязка — на дуэли он убивает друга, параллельно разрушив семью бывшей возлюбленной.
  • «Фаталист». В финальной части краеугольным камнем становится философский вопрос о роли выбора и том, насколько человек в силах повлиять на свою судьбу.
Читайте также:  Способы избавления от бытовых отходов

Если оценивать лишь внешнюю сторону, анализ Печорина и его поступков приведет к выводу о том, что это жестокий, беспринципный, лишенный чувств и совести человек. Но этот образ намного сложнее, что блестяще изобразил Лермонтов.

Фото: wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе лирико-психологический роман. В нем через призму рефлексий и самоанализа героя раскрываются черты, свойственные человеческой натуре вне зависимости от времени.

Портрет Печорина формируется постепенно, частично складываясь из того, что говорят другие герои:

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; … Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.

Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…

Неоднозначную натуру хорошо описывают цитаты, в которых Печорин сам рассказывает о себе и своем прошлом:

Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать.

Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца, его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить по дороге: авось, кто-нибудь поднимет!

Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины.

Фото: wikimedia.org: UGC

Краски в описание Печорина привносят детали. Благодаря им становится ясно, что за нарочитым цинизмом и жестокостью скрываются истинные чувства, которые ранят героя. Он находит спасение от внутренней пустоты и боли в саморазрушении, при этом не оставляя камня на камне от жизни тех, кого встречает на пути.

Одним их первых положительные черты в этом сложном и поначалу отталкивающем образе разглядел критик Белинский. Проводя анализ Печорина, он нашел подтверждение внутреннего благородства героя и силы его характера. Неблаговидные поступки он объяснил особенностями эпохи и жизненными обстоятельствами.

Читайте также:  Способ введения вакцины акдс тест

Анализируя образ Печорина в романе «Герой нашего времени», важно уделить внимание внутренним мотивам героя и тому, как беспристрастно он сам себя оценивает. Его нарочитое безразличие к чувствам других отчасти является защитным барьером и попыткой сбежать от своих страхов и демонов, спрятавшись за ледяной маской сарказма.

Сочинение на тему: «Образ Печорина»

Предлагаем изучить сочинение на тему «Образ Печорина», в основе которого характеристика главного героя:

«Герой нашего времени» — одно из главных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. В нем автор поднимает вопросы, актуальные для поколения мрачного десятилетия — периода после восстания декабристов. Это время породило так называемых «лишних людей», которые не нашли свое призвание и не смогли реализоваться в жизни.

Выстроив повествование в нелинейной структуре, автор постепенно раскрывает многогранную личность главного героя. Уделяя значительное внимание эмоциональной стороне и размышлениям персонажа, Лермонтов создал первый в русской прозе психологический роман.

Главный герой — Григорий Печорин — разочарованный в жизни, циничный молодой дворянин. Он живет одним днем, искушая судьбу и пробуя себя на прочность. Но ничто не приносит радости и не увлекает по-настоящему — жизнь протекает в хандре и тягостных мыслях.

Фото: wikimedia.org: UGC

Печорин живет без любви и стремлений, ему наскучил мир. На все и всех он смотрит с презрением, а в первую очередь — на самого себя. Печорин уверен, что его жизнь не имеет смысла и ценности, а смерть ни для кого не станет утратой.

Состояние героя — результат разбитых надежд и неоправданных стремлений. О его прошлом практически ничего не известно, но в ходе романа картина постепенно вырисовывается. В юности Печорин, подобно многим молодым людям своего времени, был увлечен прогрессивными идеями и хотел бороться за свои идеалы.

Но, столкнувшись с действительностью и осознав, насколько наивны и бесполезны любые попытки изменить мировой порядок, он сломался. Хрупкий внутренний мир идеалиста не выдержал столкновения с реальностью, а болезненный конфликт породил апатию.

Порой активная натура, не терпящая бездействия, прорывается наружу. Печорин словно пытается догнать жизнь и ухватить удачу за хвост в надежде вновь испытать сильные чувства и разнообразить существование. Но это каждый раз приводит к трагическим последствиям.

Будучи эгоистом, замкнувшимся в круге своих переживаний, он не берет в расчет окружающих и всем приносит беду. По его вине Бэла и Грушницкий погибают, контрабандисты бросают на произвол судьбы слепого мальчишку и старуху, княжна Мэри остается с разбитым сердцем, а у бывшей возлюбленной Веры рушится семейная жизнь.

Лермонтов показывает противоречивость образа Печорина через детали. Когда он смеется — глаза не улыбаются, в одиночку может бесстрашно охотится на кабана, но пугается звука хлопнувшей двери.

В отношениях с женщинами Печорин тоже непостоянен. С одной стороны, он добивается расположения дам, только чтобы потешить тщеславие. С другой стороны, когда осознает, насколько ему дорога Вера, мысль о разлуке с ней становится невыносимой.

Печорин не может жить в гармонии с собой и с миром, его метания ни к чему не приводят, он разрушает себя и тех, кто оказывается рядом. «Во мне душа испорчена светом», — объясняет Печорин, подчеркивая пагубное влияние общества и царящих в нем нравов на личность.

Об этом говорит и Михаил Лермонтов, с иронией называя своего персонажа «Героем нашего времени». Но, кроме явно негативных сторон, в образе Печорина показаны черты глубоко несчастного, одинокого человека, утратившего веру и потерявшего жизненные ориентиры.

Нельзя отрицать, что эпоха, общественное устройство и исторические обстоятельства влияют на формирование личности. Но базовые человеческие ценности, вечные вопросы и понятия добра и зла всегда актуальны и лежат в основе литературы и искусства с древних времен. В этом — главная сила и ценность талантливых произведений, к числу которых относится «Герой нашего времени» Лермонтова.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Оцените статью
Разные способы