Способы измерения знания отношения

Измерение знания потребителя. Отношение, его свойства и функции

Исследование структуры ассоциативной сети важно для понимания то­го, что и в каком порядке можно «извлечь» из памяти и активизировать для получения желаемой реакции. Подобные исследования проводятся с помо­щью опроса. Производители, представляющие на рынке одну торговую мар­ку, создают ассоциативную сеть вокруг этой марки. Продавцы, которые пред­лагают на рынке множество торговых марок одновременно, могут строить ас­социативные сети как вокруг атрибутов, например, располагая торговые мар­ки в порядке увеличения функций, или вокруг торговых марок, представляя все атрибуты одной, а затем переходя к другой.

Приобретение и использование товара связано не только с формирова­нием знания потребителя, но и с его измерением. Измерение знания потреби­теля ведется различными способами. Для специалистов по маркетингу важны такие способы измерения знания как оценка объективного знания и оценка субъективного знания. При оценке объективного знания выясняется фактиче­ское содержание памяти человека. Субъективное знание связано с оценкой восприятия потребителями собственного знания, т.е. то, как потребители оце­нивают самих себя по степени знания о каком — либо товаре

Оценка знания потребителя используется при планировании маркетин­говых мероприятий, в первую очередь, кампаний по продвижению товаров, а также при прогнозировании поведения потребителей, их склонности к вос­приятию новой информации.

8.4. Отношение, его свойства и функции:

Производителям важно иметь представление о том, что знают и чего не знают потребители об их торговых марках. Но известность торговой марки еще не означает благоприятного отношения к ней потребителей. Поэтому не менее важная информация о том, что нравится, и что не нравится потребите­лям, т.е. каково их отношение к торговой марке.

Отношение — устойчивая, сохраняющаяся на протяжении длительного времени приобретенная предрасположенность реагировать на объекты среды.

Отношения играют значительную роль в формировании поведения по­требителя. Принимая решение о покупке того или иного товара, выбирая ма­газин, потребители основываются на своих предпочтениях.

Выявление и оценка отношения потребителей используются специали­стами по маркетингу для определения эффективности маркетинговых меро­приятий, в частности, рекламных кампаний еще до начала их реализации. Представление об отношениях можно использовать как один из критериев сегментирования рынка и выбора целевых потребителей. Нередко производи­тели проводят сегментирование рынка в зависимости от положительного, не­гативного или нейтрального отношения к товару.

Свойства отношения Отношение может изменяться по нескольким направлениям:

— валентность (направление отношения — позитивное, негативное, нейтраль­ное);

— интенсивность — потребители могут позитивно относиться к маркам двух соков — «Любимый сад» и «Я», но одной марке отдавать больше предпочте­ний, чем другой;

— сопротивляемость — способность отношения меняться. Степень сопротив­ляемости может изменяться от низкой до высокой. Измеряя сопротивляе­мость, можно прогнозировать потенциальные изменения в спросе и в покупа­тельском поведении;

— постоянство — способность отношений не ослабевать с течением времени. Для укрепления благосклонного отношения к торговой марке необходима разработка маркетинговых мероприятий, в частности, в области маркетинго­вых коммуникаций, направленных на его поддержание;

— уверенность потребителя в правильности своего отношения к торговой мар­ке. Отношения, характеризующиеся большей уверенностью, являются более устойчивыми. Степень уверенности потребителя влияет на его покупатель­ское поведение.

Функциональная теория отношений была разработана Д. Катцом. Со­гласно данной теории, отношения существуют, потому что они выполняют для личности определенные функции. Выделяют следующие функции отно­шения.

Утилитарная функция отношения помогает потребителям приспосаб­ливаться к внешнему окружению. Потребители, имеющие положительный опыт первой покупки в супермаркете «Командор», вероятно в целом будут позитивно относиться к тому, чтобы прийти за покупками в этот супермаркет снова.

Функция выражения ценности. Во многих случаях потребительское от­ношение дает представление о персональных ценностях. Последние находят выражение в потребительском поведении. Нередко потребители формируют отношение к товару не из-за его целевых выгод, а потому, что товар характе­ризует потребителя как личность. Если для определенного типа мужчин пер­сональной ценностью является сила, то наиболее благоприятные отношения у них будут складываться к товарам, помогающим им почувствовать себя силь­ными, например, мотоцикл.

Функция самозащиты. Отношение, выполняющее функцию самозащи­ты, формируется для защиты потребителей как от внешних угроз, так и от внутренних чувств. Например, в 1950 — х годах домохозяйки противились ис­пользованию растворимого кофе, поскольку это угрожало их имиджу «спо­собных и талантливых создателей очага».

Объектно-оценочная функция. Отношение, реализующее объектно- оценочную функцию, помогает потребителям упорядочить, структурировать их восприятие внешнего мира. Она необходима, когда потребители выбирают или сравнивают товары. Объектно-оценочная функция помогает потребите­лям более эффективно «обходиться» с объектами во внешнем окружении.

Отношение может выполнять больше, чем одну функцию, однако в большинстве случаев какая-то одна функция может быть доминирующей. Понимание того, какая функция отношения для потребителей является доми­нирующей, может использоваться для разработки маркетинговых коммуни­каций, направленных на привлечение покупателей различных сегментов.

Источник

Взаимосвязь компонентов отношения и их измерение. Изменение отношения

Все три компонента отношения — когнитивный, аффективный и пове­денческий не являются независимыми один от другого. Существует сильная тенденция к их взаимной согласованности.

Общая оценка объекта определяется мнениями, чувствами и намере­ниями потребителя. Необходимость выделения этих трех компонент из цело­го отношения и анализа их взаимосвязей и взаимозависимостей обусловлена исследовательскими целями. Изменение когнитивного и аффективного ком­понентов отношения ведут к изменению поведенческого компонента отноше­ния потребителя к товару. Поэтому изучение только одного из трех состав­ляющих отношения может привести к неверным выводам. Более того, даже точные оценки одного из компонент не могут являться основанием для про­гнозирования покупательского поведения.

Однако согласованность компонентов отношения не является абсолют­ной. Потребителю может нравиться компьютер марки Toshiba, но он может не иметь компьютера этой марки или он покупает компьютер другой марки. На реальное покупательское поведение влияют не только отношения потре­бителей, но и другие факторы, определяющие их поведение, например, отсут­ствие способности покупки, наличие конкурирующей потребности.

Использование компонентов отношения предполагает их измерение. Для измерения когнитивного компонента специалисты по маркетингу часто используют семантическую дифференциальную шкалу, которая обеспечивает многомерную оценку объекта.

При измерении аффективного компонента широко используется шкала Р. Лайкерта, которая предлагает респондентам указать степень своего согла­сия или несогласия с рядом утверждений, касающихся отношения к объекту.

Поведенческий компонент отношения измеряется оценкой вариантов поведения потребителей. При этом могут использоваться как одномерные, так и многомерные шкалы. Вопросы могут быть, например: «Собираетесь ли вы покупать кофе «Moccona»?, «Насколько вероятно, что вы купите кофе «Moccona»?

8.7. Изменение отношения:

Отношение к товару специалисты по маркетингу могут формировать, изменяя один или несколько компонентов отношения с учетом их взаимосвя­зи.

Изменение когнитивного компонента отношения

Изменение когнитивного компонента может осуществляться по сле­дующим направлениям: 1) изменение мнений; 2) изменение значимости атри­бутов; 3) изменение идеальных значений атрибутов.

Изменение мнений, если они неточны, происходит путем информирова­ния, направленного на приведение существующих мнений в соответствие с реальностью. Например, мнение относительно цены определенной торговой марки, калорийности и других атрибутов.

Другой способ предусматривает изменение мнений потребителя в от­ношении выгод, которые он извлечет при потреблении товара. Например, с помощью рекламы продавцы пытаются убедить потребителя в том, что при­обретаемый ими товар «самый долговечный» или «самый надежный».

Изменение значимости атрибутов товара направлено на переоценку их роли при формировании общей оценки товара. В зависимости от того, как воспринимается торговая марка, может потребоваться увеличение или уменьшение значимости ее атрибутов. Так, если продавец стремится конку­рировать на основе вкусовых характеристик товара, то при продвижении то­вара он подчеркивает это отличие.

Изменить значимость атрибута можно добавлением нового атрибута, на который до сих пор конкуренты не обращали внимания. Производитель мо­жет попытаться сделать значимым новый атрибут, добавив его к традицион­ному набору атрибутов своего товара. Например, добавлением витаминов в молоко или клетчатки в хлеб.

Изменение идеальных значений атрибутов заключается в смене пред­ставления потребителей об атрибутах идеального товара. Например, пониже­ние сладости в соке можно представить как более полезное для здоровья и привлечь тех, кто ведет здоровый образ жизни.

Изменение аффективного компонента отношения Многие производители стремятся формировать благоприятное отноше­ние к товару, не воздействуя при этом прямо на когнитивный и поведенче­ский компоненты. Симпатии к товару могут вызывать такие маркетинговые стимулы как красивая упаковка, положительные новости, эмоциональна рек­лама, привлекательная презентация. Специалисты по маркетингу для воздей­ствия на формирование благожелательного отношения к товару используют классическое обусловливание, чувства, возникающие при просмотре рекла­мы, прямую экспозицию, настроение.

Читайте также:  Способ несения службы пограничного наряда

Изменение поведенческого компонента отношения Поведенческий компонент связан с определенными действиями потре­бителей по отношению к объекту. Изменение поведения потребителей может происходить без изменения когнитивного и аффективного компонентов от­ношения. При инструментальном обусловливании основной задачей специа­листов по маркетингу является побуждение потребителей к покупке или по­треблению товара и подкрепление этого поведения. Для стимулирования та­кого поведения используются бесплатные образцы, купоны, возврат части цены.

Подходы к формированию поведенческого компонента используются при сегментации рынка и разработке инструментов комплекса маркетинга.

1. Опишите сущность понятия «знание».

2. Охарактеризуйте типы знания на основе психологического подхода.

3. Опишите типы потребительского знания.

4. Назовите типы информации, которые включает знание о товаре.

5. Охарактеризуйте информацию, которую включает знание о месте и време­ни покупки.

6. Охарактеризуйте информацию, которую включает знание об использова­нии товара.

7. Укажите структуру и организацию знания согласно концепции ассоциатив­ной сети.

8. Охарактеризуйте типы ассоциативных сетей.

9. Назовите способы измерения знания.

10. Опишите сущность отношения.

11. Охарактеризуйте свойства отношения.

12. Опишите функции отношения.

13. Назовите компоненты отношения.

14. Охарактеризуйте познавательный компонент.

15. Опишите аффективный компонент.

16. Охарактеризуйте поведенческий компонент.

17. Укажите отличия модели М. Фишбейна и модели идеальной точки.

18. Опишите направления изменения компонентов отношения.

19. Охарактеризуйте способы измерения компонентов отношения.

20. Опишите взаимосвязь компонентов отношения.

1. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Эко­номиста, 2006.

2. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб. — метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.

3. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 2-е евр. изд. /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг: пер. с англ. М.; СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 2001.

4. Статт Д. Психология потребителя / Д. Статт: пер. с англ. — СПб.: Питер,

5. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 — е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.

6. Hawkins, D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.

7. Hoyer, W. D., MacInnis D. J. Consumer behavior. Houghton Mifflin Company,

Источник

3. Социальные классы и поведение потребителей 19

Название 3. Социальные классы и поведение потребителей 19
страница 6/11
Дата публикации 03.02.2014
Размер 1.87 Mb.
Тип Контрольные вопросы

zadocs.ru > Культура > Контрольные вопросы

Тема 8. Знание и отношение

Задачи: сформировать знания в области модели обработки информации потребителем, факторов, влияющих на процесс обработки информации, под­ходов и методов обучения потребителей, основных характеристик обучения.

^ 8.1. Содержание знания потребителя

Воздействие на знание потребителей — это обычная цель маркетинга. Ведь продать незнакомый продукт, особенно когда у потребителей есть воз­можность выбрать уже известную марку, очень тяжело

Исследование и формирование знания потребителя о товаре являются важнейшими маркетинговыми задачами. Продавцы должны понимать, каки­ми знаниями обладают или не обладают потребители. Для этого им необхо­димо собирать и анализировать информацию о содержании знания потреби­теля. От знания потребителя зависит выбор того, что он покупает, по какой цене, где и когда.

Знание можно определить как информацию, хранящуюся в памяти В анализе потребительского знания к наиболее важным относятся сле­дующие вопросы:

  • содержание знания;
  • организация информации в памяти;
  • измерение знания.

Содержание знания потребителя можно разделить на две составляющие

  • декларативное и процедурное. Декларативное знание — это субъективные факты, известные человеку, например, информация о том, что покупаемый автомобиль состоит из мотора, руля, колес, корпуса и т.д. Процедурное зна­ние — это владение информацией о том, как обеспечить совместную работу всех этих устройств для решения определенной задачи, например, поездки в другой город.

Часть информации, которая касается действий потребителей на рынке, называется потребительским знанием.

В практическом маркетинге анализируются следующие типы потреби­тельского знания: знание о товаре, знание о покупке (месте и времени), зна­ние об использовании товара.

Знание о товаре Знание о товаре включает различные типы информации:

  • осведомленность о существовании товарной категории и торговых марок в данной товарной категории;
  • терминология;
  • характеристики товара.

Для принятия маркетинговых решений первостепенное значение имеет знание потребителя о существовании товарной категории и марок в данной товарной категории, а также знание о марках — конкурентах. Эту информа­цию можно получить с помощью анализа осведомленности потребителей о торговой марке, ее имидже и цене товара.

Осведомленность о товаре является не только предпосылкой для его рассмотрения потребителями в качестве варианта (альтернативы), но и осно­вой для выбора. Потребители нередко выбирают известную им торговую марку, даже зная, что у нее нет особых преимуществ в сравнении с другими, неизвестными.

Исследование осведомленности о торговой марке можно проводить ме­тодом опроса. Открытый тип вопроса предлагает указать все известные им торговые марки товара определенной категории. В закрытом вопросе приво­дится перечень марок товара, и респондентов просят отметить те, которые им известны. Марки, известные потребителю составляют набор знакомых марок.

Респондентов можно также попросить уточнить уровень знакомства с марками, используя шкалу с тремя или пятью градациями, либо задать усло­вие, ограничивающее число марок определенной ситуацией использования, например, какие марки товара больше всего подойдут для тех, кто идет на свидание). Можно задавать и более глубокие вопросы. Например, респонден­тов просят назвать одну из торговых марок кетчупа. Торговые марки, чаще всего, называемые первыми, являются наиболее известными.

Анализ имиджа торговой марки предполагает выявление ее ассоциации или связи с той информацией, которая хранится в памяти потребителей. Каж­дый товар, входящий в набор знакомых марок потребителя вызывает у него определенные ассоциации. Например, торговые марки дорогих автомобилей ассоциируются с престижем. Для создания стойких ассоциаций используются символы, образы людей, слоганы. Ассоциации выявляются путем опроса по­требителей:

Анализ имиджа торговой марки можно вести с помощью метода семан­тического дифференциала. Данный метод широко используется при сопос­тавлении имиджей конкурирующих торговых марок.

Знание потребителем цены продукта является также значимой инфор­мацией для маркетинговых решений. Для специалистов по маркетингу важно знает ли потребитель об абсолютной цене продукта, а также и об относитель­ной цене, т.е. цене в сравнении с марками — конкурентами.

При слабой информированности потребителей о ценовом предложении производителя снижается эффективность конкурентных мероприятий по це­не, поскольку потребители не знают о ценовых скидках и не реагируют на них. Хорошая осведомленность потребителей о ценах конкурентов приводит к повышению эффективности мероприятий по снижению цен марок — конку­рентов.

Знание о месте и времени покупки

Знание потребителя о времени и месте покупки оказывает большое влияние на решение о приобретении товара. Покупки товаров могут совер­шаться разными способами. Например, мебель можно купить в розничном магазине, заказать по каталогу, через Интернет и т.д. При этом каналы рас­пределения нередко конкурируют между собой.

Место покупки — это не только конкретный магазин, но и расположение товаров внутри магазина. Потребители должны ориентироваться внутри ма­газина. Имеющаяся внутри магазина информация помогает потребителям при поиске продуктов, а также часто приводит к незапланированным покупкам.

Знание времени покупки, т.е. когда следует совершать покупку — еще одна составляющая знания о покупке. Знание потребителя о том, когда поку­пать, оказывает большое влияние на покупательское поведение при приобре­тении товаров. Например, к зиме снижается спрос на одежду, обувь весенне- летнего ассортимента, строительные материалы. Зная о предстоящем сниже­нии цен, многие потребители откладывают покупки до определенного време­ни.

Знание об использовании товара

Знание об использовании включает информацию о том, как использо­вать товар и что для этого необходимо.

Специалисты по маркетингу должны стремиться распространять ин­формацию о самом товаре и о том, как его использовать. Недостаток инфор­мированности потребителей уменьшает вероятность покупки товара, по­скольку они не знают как с товаром обращаться. Препятствие к снижению покупки также возникает, когда потребители обладают неполной информаци­ей о различных способах или ситуациях, в которых может использоваться то­вар.

Однако в случае, если недостаток знания об использовании и не влияет на приобретение товара, он все равно может значительно снижать степень удовлетворения покупкой и наносить ущерб покупателю и производителю.

^ 8.2. Организация знания потребителя

Информация, хранящаяся в памяти, имеет определенную структуру и организацию. Концепция ассоциативной сети рассматривает информацию, хранящуюся в памяти как набор узлов (понятий) и связей между ними (ассо­циаций). Ассоциативные сети существуют для различных объектов — матери­альных продуктов, услуг, организаций, городов, стран, животных. Для това­ров ассоциативные сети рассматриваются на уровне класса товаров (компью­тер), вида товаров (персональный компьютер), торговой марки (Toshiba).

Связь между узлами ассоциативной сети представляет собой мнение, например, «Персональный компьютер — простой в обращении». Толщина ли­нии может отражать силу ассоциации, или связи двух узлов (понятий), а ве­личина самого узла — его значимость для потребителя. Мнения меняются в зависимости от силы ассоциации между узлами.

Мнения или предположения потребителя можно объединить в структу­ры более высокого уровня: схемы и сценарии. Последние можно рассматри­вать как два типа ассоциативной сети.

Схема это структура, которая представляет собой знание потребителя о данном объекте или поведении. Это статический тип ассоциативной сети. Например, схема для вида товара — банан может включать следующие ассо­циации: желтый, продолговатый, мягкий, содержащий калий, становится ко­ричневым, когда стареет.

Сценарий форма схемы, содержащая в себе знание о последователь­ности действий. Это динамический тип ассоциативной сети. У большинства потребителей есть сценарии. Например, существуют сценарии покупки одеж­ды, ресторанных и гостиничных услуг, открытия банковских счетов, получе­ния выписанного врачом лекарства. Сценарий «как ухаживать за розами» со­стоит из следующей последовательности действий: нужно раскрыть целло­фан, взять ножницы, наполнить вазу водой, затем обрезать стебли роз под во­дой и привести цветы в порядок. Такие знания помогают потребителю осуще­ствлять свои действия с меньшими затратами.

Специалисты по маркетингу стремятся к формированию коммуникаци­онных программ, создавая новые или расширяя существующие ассоциатив­ные сети таким образом, чтобы они были направлены на активизацию поку­пательского поведения.

Информация, хранящаяся в памяти потребителей, может быть органи­зована вокруг торговой марки, а может — вокруг атрибутов товара. В послед­нем случае центральным узлом сети является некий атрибут товара, напри­мер, «престижный» компьютер, окружающие его узлы — различные марки престижных компьютеров.

^ 8.3. Измерение знания потребителя

Исследование структуры ассоциативной сети важно для понимания то­го, что и в каком порядке можно «извлечь» из памяти и активизировать для получения желаемой реакции. Подобные исследования проводятся с помо­щью опроса. Производители, представляющие на рынке одну торговую мар­ку, создают ассоциативную сеть вокруг этой марки. Продавцы, которые пред­лагают на рынке множество торговых марок одновременно, могут строить ас­социативные сети как вокруг атрибутов, например, располагая торговые мар­ки в порядке увеличения функций, или вокруг торговых марок, представляя все атрибуты одной, а затем переходя к другой.

Приобретение и использование товара связано не только с формирова­нием знания потребителя, но и с его измерением. Измерение знания потреби­теля ведется различными способами. Для специалистов по маркетингу важны такие способы измерения знания как оценка объективного знания и оценка субъективного знания. При оценке объективного знания выясняется фактиче­ское содержание памяти человека. Субъективное знание связано с оценкой восприятия потребителями собственного знания, т.е. то, как потребители оце­нивают самих себя по степени знания о каком — либо товаре

Оценка знания потребителя используется при планировании маркетин­говых мероприятий, в первую очередь, кампаний по продвижению товаров, а также при прогнозировании поведения потребителей, их склонности к вос­приятию новой информации.

^ 8.4. Отношение, его свойства и функции

Производителям важно иметь представление о том, что знают и чего не знают потребители об их торговых марках. Но известность торговой марки еще не означает благоприятного отношения к ней потребителей. Поэтому не менее важная информация о том, что нравится, и что не нравится потребите­лям, т.е. каково их отношение к торговой марке.

Отношение устойчивая, сохраняющаяся на протяжении длительного времени приобретенная предрасположенность реагировать на объекты среды.

Отношения играют значительную роль в формировании поведения по­требителя. Принимая решение о покупке того или иного товара, выбирая ма­газин, потребители основываются на своих предпочтениях.

Выявление и оценка отношения потребителей используются специали­стами по маркетингу для определения эффективности маркетинговых меро­приятий, в частности, рекламных кампаний еще до начала их реализации. Представление об отношениях можно использовать как один из критериев сегментирования рынка и выбора целевых потребителей. Нередко производи­тели проводят сегментирование рынка в зависимости от положительного, не­гативного или нейтрального отношения к товару.

Свойства отношения Отношение может изменяться по нескольким направлениям:

  • валентность (направление отношения — позитивное, негативное, нейтраль­ное);
  • интенсивность — потребители могут позитивно относиться к маркам двух соков — «Любимый сад» и «Я», но одной марке отдавать больше предпочте­ний, чем другой;
  • сопротивляемость — способность отношения меняться. Степень сопротив­ляемости может изменяться от низкой до высокой. Измеряя сопротивляе­мость, можно прогнозировать потенциальные изменения в спросе и в покупа­тельском поведении;
  • постоянство — способность отношений не ослабевать с течением времени. Для укрепления благосклонного отношения к торговой марке необходима разработка маркетинговых мероприятий, в частности, в области маркетинго­вых коммуникаций, направленных на его поддержание;
  • уверенность потребителя в правильности своего отношения к торговой мар­ке. Отношения, характеризующиеся большей уверенностью, являются более устойчивыми. Степень уверенности потребителя влияет на его покупатель­ское поведение.

Функции отношения

Функциональная теория отношений была разработана Д. Катцом. Со­гласно данной теории, отношения существуют, потому что они выполняют для личности определенные функции. Выделяют следующие функции отно­шения.

Утилитарная функция отношения помогает потребителям приспосаб­ливаться к внешнему окружению. Потребители, имеющие положительный опыт первой покупки в супермаркете «Командор», вероятно в целом будут позитивно относиться к тому, чтобы прийти за покупками в этот супермаркет снова.

Функция выражения ценности. Во многих случаях потребительское от­ношение дает представление о персональных ценностях. Последние находят выражение в потребительском поведении. Нередко потребители формируют отношение к товару не из-за его целевых выгод, а потому, что товар характе­ризует потребителя как личность. Если для определенного типа мужчин пер­сональной ценностью является сила, то наиболее благоприятные отношения у них будут складываться к товарам, помогающим им почувствовать себя силь­ными, например, мотоцикл.

Функция самозащиты. Отношение, выполняющее функцию самозащи­ты, формируется для защиты потребителей как от внешних угроз, так и от внутренних чувств. Например, в 1950 — х годах домохозяйки противились ис­пользованию растворимого кофе, поскольку это угрожало их имиджу «спо­собных и талантливых создателей очага».

Объектно-оценочная функция. Отношение, реализующее объектно- оценочную функцию, помогает потребителям упорядочить, структурировать их восприятие внешнего мира. Она необходима, когда потребители выбирают или сравнивают товары. Объектно-оценочная функция помогает потребите­лям более эффективно «обходиться» с объектами во внешнем окружении.

Отношение может выполнять больше, чем одну функцию, однако в большинстве случаев какая-то одна функция может быть доминирующей. Понимание того, какая функция отношения для потребителей является доми­нирующей, может использоваться для разработки маркетинговых коммуни­каций, направленных на привлечение покупателей различных сегментов.

^ 8.5. Компоненты отношения

Большинство исследователей согласны с тем, что отношение содержит три активных компонента: когнитивный, аффективный, поведенческий.

Когнитивный компонент Когнитивный компонент представляет собой знания или убеждения по­требителя относительно объекта отношения (например, «Мерседес — пре­стижный автомобиль»).

Для производителя важно знать, положительно или отрицательно на­строены потребители по отношению к их товарам, но не меньшее значение имеет понимание причин такого отношения.

Исследования сложной природы большинства отношений привели в 1970-х гг. к разработке ряда мультиатрибутивных моделей, которые в основ­ном связаны с когнитивным компонентом, т.е. мнением в отношении какого — либо объекта. Данные модели основаны на концепции товара как совокупно­сти атрибутов (свойств).

В мультиатрибутивных моделях определяются три элемента:

  • атрибуты. Они являются характеристиками объекта отношения. Рассматри­ваются те атрибуты, которые определяются потребителем;
  • мнения (убеждения) потребителей. Они включают в себя ассоциации между объектом отношения и различными его атрибутами.
  • важность атрибута. Отражает относительный приоритет атрибута для по­требителя. Объект отношения рассматривается как имеющий различные ат­рибуты. Некоторые из них являются более важными, другие — менее.

Наиболее распространенной мультиатрибутивной моделью отношений является модель М. Фишбейна, названная в честь ее создателя. Она имеет следующий вид:

где А) — отношение потребителя к торговой марке ) 1 — атрибут или характеристика товара; ) — торговая марка;

— относительная важность (оценка) данного атрибута; Ху — сила мнения (убеждения) потребителя в том, что торговая марка ) обладает атрибутом 1;

п — количество атрибутов, выделяемых потребителями. Общее отношение (А)) к торговой марке получается как сумма произве­дений мнений об атрибутах объекта на оценочное значение этих атрибутов.

Модель М. Фишбейна уделяет особое внимание когнитивному аспекту установок, делая упор на убеждениях потребителей о товаре, пытаясь объе­динить эти убеждения с интенсивностью чувств, возникающих у потребителя при оценке продукта.

Данная модель оказала большое влияние на маркетинг и улучшение ре­зультатов прогнозирования поведения потребителей. Однако модель М. Фишбейна имеет ряд недостатков:

  • с помощью модели нельзя объяснить иррациональное поведение потребите­ля, например, в следующем случае: «Зачем я выписываю журнал, если я ни разу его не прочитал?»;
  • не существует прямой зависимости между формированием когнитивного отношения, затем аффективного и далее переходом к намерению и реализа­цией поведения;
  • модель М. Фишбейна является компенсационной, т.е. низкие показатели по одним атрибутам компенсируются более высокими значениями по другим. Потребитель может столкнуться с абсолютным ограничением по цене. В по­добной ситуации оценка уже не имеет компенсационного характера, посколь­ку один атрибут доминирует над другими.

В мультиатрибутивной модели идеальной точки, предложенной Дж. Ф. Энджелом, Р.Д. Блэкуэллом и П.У. Миниардом, вводится «идеальное» значе­ние атрибута 1. Данная модель позволяет получить информацию как об «иде­альной» марке, так и о мнениях потребителей по поводу существующих тор­говых марок. Отклонения от «идеальной» точки ухудшают отношение потре­бителя.

Модель идеальной точки выглядит следующим образом:

где II — «идеальный» уровень обладания торговой марки атрибутом 1.

Согласно модели идеальной точки, чем ближе фактический и «идеаль­ный» уровни обладания торговой марки атрибутами, тем благоприятнее к ней отношение потребителей. В отличие от модели М. Фишбейна, в которой, чем больше значение, тем лучше, в данной модели предпочтение отдается наи­меньшим результатам. Наилучшее значение отношения, которое может иметь торговая марка, равно нулю.

Важная особенность модели идеальной точки заключается в том, что она позволяет получить информацию, как об «идеальной марке», так и о взглядах потребителей на реально существующие торговые марки.

Преимущества многофакторных моделей состоят в том, что они: — способствуют более глубокому пониманию отношений потребителей, при­чин, которые стоят за выбором потребителей, чем измерения тенденций пове­дения, поэтому с их помощью можно прогнозировать поведение потребите­лей;

  • обеспечивают информацию, необходимую для сегментирования;
  • позволяют сравнивать отношения к конкурентам;
  • позволяет сравнивать отношения к конкурирующим торговым маркам по различным показателям. Результаты сравнения можно использовать в рек­ламных кампаниях;
  • используются при разработке новых товаров, предлагая рынку, в большей степени приближенные к идеалу.

Когда отношение хотя бы частично основано на чувствах, рассмотрение одного лишь познавательного компонента приведет к неполному пониманию влиятельных факторов

Отношение потребителей формируется не только с помощью когнитив­ного компонента, но и зависит от аффективной составляющей.

Аффективный компонент отражает чувства (позитивные или негатив­ные), которые испытывает потребитель к объекту отношения (например, «Мне нравится автомобиль Мерседес»). Он связан с эмоциями, которые вы­зывает объект в целом или его атрибуты: выглядит он привлекательно, или нет, нравится или не нравится.

Аффективная реакция на товары может меняться в зависимости от си­туации. Чувства могут предварять познавательный процесс и влиять на него. Так, приятная музыка в магазине стимулирует позитивную эмоциональную реакцию на представленные в нем товары. Первая эмоциональная реакция потребителей, как позитивная, так и негативная (без какой — либо когнитив­ной основы) нередко влияет на последующее поведение в отношении товара.

Поведенческий компонент связан с действиями или намерениями к объекту отношения (например, «Мне бы хотелось купить новый «Мерседес»). Он отражает вероятное поведение потребителя в отношении к конкретным атрибутам или объекту в целом, например, приобрести товар или отказаться от него, рекомендовать торговую марку друзьям или нет.

^ 8.6. Взаимосвязь компонентов отношения и их измерение

Все три компонента отношения — когнитивный, аффективный и пове­денческий не являются независимыми один от другого. Существует сильная тенденция к их взаимной согласованности.

Общая оценка объекта определяется мнениями, чувствами и намере­ниями потребителя. Необходимость выделения этих трех компонент из цело­го отношения и анализа их взаимосвязей и взаимозависимостей обусловлена исследовательскими целями. Изменение когнитивного и аффективного ком­понентов отношения ведут к изменению поведенческого компонента отноше­ния потребителя к товару. Поэтому изучение только одного из трех состав­ляющих отношения может привести к неверным выводам. Более того, даже точные оценки одного из компонент не могут являться основанием для про­гнозирования покупательского поведения.

Однако согласованность компонентов отношения не является абсолют­ной. Потребителю может нравиться компьютер марки Toshiba, но он может не иметь компьютера этой марки или он покупает компьютер другой марки. На реальное покупательское поведение влияют не только отношения потре­бителей, но и другие факторы, определяющие их поведение, например, отсут­ствие способности покупки, наличие конкурирующей потребности.

Использование компонентов отношения предполагает их измерение. Для измерения когнитивного компонента специалисты по маркетингу часто используют семантическую дифференциальную шкалу, которая обеспечивает многомерную оценку объекта.

При измерении аффективного компонента широко используется шкала Р. Лайкерта, которая предлагает респондентам указать степень своего согла­сия или несогласия с рядом утверждений, касающихся отношения к объекту.

Поведенческий компонент отношения измеряется оценкой вариантов поведения потребителей. При этом могут использоваться как одномерные, так и многомерные шкалы. Вопросы могут быть, например: «Собираетесь ли вы покупать кофе «Moccona»?, «Насколько вероятно, что вы купите кофе «Moccona»?

^ 8.7. Изменение отношения

Отношение к товару специалисты по маркетингу могут формировать, изменяя один или несколько компонентов отношения с учетом их взаимосвя­зи.

Изменение когнитивного компонента отношения

Изменение когнитивного компонента может осуществляться по сле­дующим направлениям: 1) изменение мнений; 2) изменение значимости атри­бутов; 3) изменение идеальных значений атрибутов.

Изменение мнений, если они неточны, происходит путем информирова­ния, направленного на приведение существующих мнений в соответствие с реальностью. Например, мнение относительно цены определенной торговой марки, калорийности и других атрибутов.

Другой способ предусматривает изменение мнений потребителя в от­ношении выгод, которые он извлечет при потреблении товара. Например, с помощью рекламы продавцы пытаются убедить потребителя в том, что при­обретаемый ими товар «самый долговечный» или «самый надежный».

Изменение значимости атрибутов товара направлено на переоценку их роли при формировании общей оценки товара. В зависимости от того, как воспринимается торговая марка, может потребоваться увеличение или уменьшение значимости ее атрибутов. Так, если продавец стремится конку­рировать на основе вкусовых характеристик товара, то при продвижении то­вара он подчеркивает это отличие.

Изменить значимость атрибута можно добавлением нового атрибута, на который до сих пор конкуренты не обращали внимания. Производитель мо­жет попытаться сделать значимым новый атрибут, добавив его к традицион­ному набору атрибутов своего товара. Например, добавлением витаминов в молоко или клетчатки в хлеб.

Изменение идеальных значений атрибутов заключается в смене пред­ставления потребителей об атрибутах идеального товара. Например, пониже­ние сладости в соке можно представить как более полезное для здоровья и привлечь тех, кто ведет здоровый образ жизни.

Изменение аффективного компонента отношения Многие производители стремятся формировать благоприятное отноше­ние к товару, не воздействуя при этом прямо на когнитивный и поведенче­ский компоненты. Симпатии к товару могут вызывать такие маркетинговые стимулы как красивая упаковка, положительные новости, эмоциональна рек­лама, привлекательная презентация. Специалисты по маркетингу для воздей­ствия на формирование благожелательного отношения к товару используют классическое обусловливание, чувства, возникающие при просмотре рекла­мы, прямую экспозицию, настроение.

Изменение поведенческого компонента отношения Поведенческий компонент связан с определенными действиями потре­бителей по отношению к объекту. Изменение поведения потребителей может происходить без изменения когнитивного и аффективного компонентов от­ношения. При инструментальном обусловливании основной задачей специа­листов по маркетингу является побуждение потребителей к покупке или по­треблению товара и подкрепление этого поведения. Для стимулирования та­кого поведения используются бесплатные образцы, купоны, возврат части цены.

Подходы к формированию поведенческого компонента используются при сегментации рынка и разработке инструментов комплекса маркетинга.

Контрольные вопросы

    1. Опишите сущность понятия «знание».
    2. Охарактеризуйте типы знания на основе психологического подхода.
    3. Опишите типы потребительского знания.
    4. Назовите типы информации, которые включает знание о товаре.
    5. Охарактеризуйте информацию, которую включает знание о месте и време­ни покупки.
    6. Охарактеризуйте информацию, которую включает знание об использова­нии товара.
    7. Укажите структуру и организацию знания согласно концепции ассоциатив­ной сети.
    8. Охарактеризуйте типы ассоциативных сетей.
    9. Назовите способы измерения знания.
    10. Опишите сущность отношения.
    11. Охарактеризуйте свойства отношения.
    12. Опишите функции отношения.
    13. Назовите компоненты отношения.
    14. Охарактеризуйте познавательный компонент.
    15. Опишите аффективный компонент.
    16. Охарактеризуйте поведенческий компонент.
    17. Укажите отличия модели М. Фишбейна и модели идеальной точки.
    18. Опишите направления изменения компонентов отношения.
    19. Охарактеризуйте способы измерения компонентов отношения.
    20. Опишите взаимосвязь компонентов отношения.

Список литературы

Оцените статью
Разные способы