- «Как считают и измеряют время» (интегрированное занятие по познавательному развитию) план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- План-конспект занятия по познавательной деятельности «Как считают и измеряют время» (старшая группа)
- Ход образовательной деятельности:
- Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию «Кто и как измеряет время. Разные виды часов».
- Ход НОД
«Как считают и измеряют время» (интегрированное занятие по познавательному развитию)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста представления о времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_schitayut_i_izmeryayut_vremya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как считают и измеряют время»
(интегрированное занятие по познавательному развитию
для детей старшей группы)
Цель: создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста представления о времени.
- Вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
- Закрепить счет в пределах второго десятка, названия и последовательность дней недели.
- Активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные, огненные часы).
- Развивать творчество детей через составление фантастических рассказов.
- Развивать логическое мышление, память, воображение.
Материалы: часы настенные, песочные, будильник, наручные, модель солнечных часов, водяных, циферблат с подвижными стрелками.
Педагог: Дети, отгадайте загадку:
Рта нет, а скажу –
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
— Хорошо. А вот еще одна.
Мы день не спим, мы ночь не спим.
И день и ночь стучим, стучим.
Педагог: Как вы думаете, зачем людям нужны часы?
— Что делают часы, для чего их создали?
— А что это такое, время?
— Как вы думаете, когда появилось время?
— Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед.
Само слова «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что вы слышите в этом слове? Повторите его.
— В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Ведь проходит лето, проходит осень. И эта осень – новая, а вовсе не та, что была в прошлом году. А день сегодня тот же, что был вчера? Нет, конечно. Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний: какой был день недели вчера, что читали перед сном вчера, и что будем делать сегодня…
— Время не возвращается, а идет вперед и только вперед. Давайте поиграем в словесную игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник.
— Сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру и будем часами. Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим: «тик-так». А сейчас наши руки-стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте. (Дети делают произвольные движения руками). Нас отремонтировали. Мы снова – часы. (Дети наклоняются и произносят: «тик-так»). Посмотрите на циферблат и покажите руками, как стрелками: левая – минутная, правая – часовая. Который сейчас час. (Педагог переводит стрелки на 3, 6, 9, 12 часов, следит, чтобы движения рук были только по часовой стрелке). Люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет?
Педагог: Правильно, но часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. А какие же они были, ребята?
— Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко – значит пора вставать, и так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на то, что тень движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вместо циферблата расчерченная круглая площадка под открытым небом с 12 делениями, каждое деление – 1 час. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонна. Вместо самих стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, как часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?
Дети: Нет солнца – нет тени.
Педагог: Правильно. Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро!» Но хотя и кричит петух в одно и тоже время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать.
— А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Но водяные часы также оказались неудобными – требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Как вы думаете, работали ли водяные часы ночью или в ненастный день?
— Да, такие часы работали не только в солнечные день, но и в ненастье, и ночью.
Педагог проводит вместе с детьми опыт с водяными часами.
— «Течет время» и в песочных часах. Вернее не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла (показывает детям). Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается (педагог показывает). Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках и санаториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
Дети рассматривают песочные часы.
— Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка сверху до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосочками. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов, потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит время не только течет, но еще и «сгорает».
Педагог демонстрирует горящую свечу.
— А какие часы существуют сейчас?
Дети отвечают, например: часы, показывающие только время; часы, дающие и сигнал – это часы с боем, будильники и даже говорящие; электронные, работающие без пружинки (на батарейках), и даже без стрелок – светящиеся цифры в окошке сами вспыхивают.
Рассматривают настенные часы, будильник, наручные часы и т.д.
— Пофантазируйте и придумайте рассказ о том, какие часы изобретут люди в будущем. Из какого материала их сделают? Какой формы? При помощи чего они будут работать? (Солнечные элементы, батарейки, другие механизмы).
Дети отвечают, составляют свои рассказы.
Заключительная часть. Рефлексия.
— Что интересного вы узнали о времени?
— Ребята, а вам какие часы больше понравились? Объясните свой выбор.
Источник
План-конспект занятия по познавательной деятельности «Как считают и измеряют время» (старшая группа)
Татьяна Логвиненко
План-конспект занятия по познавательной деятельности «Как считают и измеряют время» (старшая группа)
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
1. Вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
2. Закрепить названия и последовательность дней недели.
3. Активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные, огненные часы).
4. Развивать творчество детей через составление фантастических рассказов.
Предварительная работа: чтение художественных произведений, просмотр познавательных фильмов, экскурсии, изготовление альбома «Как считают и измеряют время«, оформление «Волшебной лаборатории»
Материалы: часы настенные, песочные, будильник, наручные, модель солнечных часов, водяных, альбом с иллюстрациями.
Ход образовательной деятельности:
Восп. : Дети,отгадайте загадку: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу –
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать?
Восп. : Как вы думаете, зачем людям нужны часы (ответы детей)
Что делают часы, для чего их создали (ответы детей)
А что это такое время (ответы детей)
Как вы думаете, когда появилось время (ответы детей)
— Правильно, время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперёд. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Повторите его. Что вы слышите в этом слове?
Правильно,в этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Ведь проходит лето, проходит и осень. И эта осень – новая, не та, что была в прошлом году. А день сегодня такой же, как был вчера? Нет, конечно.Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний: какой был день недели вчера, какие занятия, что читали перед сном вчера, и что будем делать сегодня… (ответы детей)
— Время не возвращается, а идёт вперёд и только вперёд. Давайте поиграем в игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его соседей. Например, понедельник,его соседи: воскресенье и вторник.
Игра «Назови соседей»
Восп. Люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает точное время. Что это за предмет?
Восп. : Правильно, но часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. А какие же они были, ребята? (ответы детей)
— Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.Это вы знаете: вставало солнышко – значит, пора вставать, и так до вечера. И вдруг, человек обратил внимание на то, что тень движется за солнцем. Смотрел человек,как тень бегает по кругу и придумал часы: вместо циферблата расчерченная круглая площадка под открытым небом с 12 делениями, каждое деление 1 час. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек и колонна. Вместо самих стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, как часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться этими часами человек мог не всегда. Как вы думаете, почему?
Дети: нет солнца, нет тени.
Восп. : Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями, и, взлетев на забор,кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро!» Но, хотя и кричит петух всегда в одно и тоже время,и с ним оплошности случались: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.
-А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и длинный стеклянный сосуд с дыркой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны отметки-чёрточки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, как в сосуд налили воду. Но водяные часы также оказались неудобными – требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Как вы думаете, работали водяные часы днём, ночью или в ненастный день? (ответы детей)
— Да, такие часы работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и ночью.
Проводится опыт с водяными часами.
Восп. Течёт время и в песочных часах. Вернее, не время течёт, а песок, по которому его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Пересыпался песок, значит прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счёт времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
Рассматривание песочных часов.
— Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка сверху донизу разрисована, как зебра, чёрно-белыми полосочками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают и полосочки. Сколько полосочек исчезло, столько прошло и часов, потому-что каждую свечу делили на 24 части. Выходит время не только течёт, но и «сгорает».
Демонстрация горящей свечи.
Восп. Мы с вами посмотрели как работают древние часы. Давайте немного отдохнём и поиграем.
Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»
Восп. А какие часы существуют сейчас?
Дети отвечают,например: часы, показывающие только время; часы, дающие и сигнал – это часы с боем, будильники и, даже, говорящие; электронные, работающие на батарейках, и, даже, без стрелок – со светящимися цифрами в окошке и т. д.
Рассматривание современных часов: настенных, будильника, наручных часов, иллюстраций с изображением напольных и башенных часов (работа в волшебной лаборатории).
— Пофантазируйте и придумайте рассказ о том, какие часы изобретут в будущем. Из какого материала их сделают? Какой они будут формы? При помощи чего они будут работать? (рассказы детей).
Дидактические пособия по теме «Часы, время» Работая над созданием мини-музея «Измерений» по теме «Часы, время», была создана презентация «Этапы развития часов». С целью закрепления.
Мини-музей «Время» мини-музеи в группах нашего детского сада позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты.
Источник
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию «Кто и как измеряет время. Разные виды часов».
Алла Тимошенко
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию «Кто и как измеряет время. Разные виды часов».
Цель: вызвать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
Закреплять умение ориентироваться во времени по часам, закреплять и расширять знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Закреплять знания дошкольников о последовательности дней недели,месяцев, времен года. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Обогащать словарь за счет слов часовщик, циферблат, солнечные,песочные, огненные.
Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Оборудование: модель цветок-годовик, кусочки хлеба, картинки из пособия «части суток» ,мяч, письмо –приглашение, шляпа, модель часов,живые часы (петух-игрушка) модель деревни, модель водяных, огненных, солнечных, песочных часов, иллюстрации механических часов, волшебное покрывало, цифры от 1-12 для игры,часы.
Ход НОД
Кто день не спит?
А все стучит, стучит?
И стук у них все в такт да в такт-
Тик-так, тик-так (часы).
Где расположены часы в группе (мини- музей)
Какие здесь часы, чем они похожи? Зачем людям нужны часы?
Часы это специальный прибор, который нужен чтобы измерять время. Что вы знаете о времени? (время движется в одну сторону, у него нет начала и конца, оно не может вернутся назад).
Время было всегда, нас не было, а время бежало вперед. Слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя», повторите, что вы слышите в этом слове? А слышится нам 2 слова время и вертемя. Время вертится, движется, бежит. Прошли о дни сутки, другие, третьи, четвертые, пятые, шестые, седьмые. Что это значит? (прошла неделя). А сколько дней в недели?
Словесная игра «Назови соседей»
Число 7 наши предки считали волшебным, счастливым, поэтому объединили в неделю 7 дней, чтобы счастливое число всегда было с нами Вспомните название сказок где встречаем число 7?
4 недели объединяются в месяцы. Сколько месяцев в году? Сколько времен года сменяется за год? Какое время года сейчас на улице наступило?
Игра собери «цветок – годовик»(возьмите по лепестку и называя месяц соберите цветок-годовик).
Скажите, а время следы оставляет? Попробуем их поискать. Ребята, вы же были маленькими? Я тоже была маленькая,но время прошло, да я стала взрослая, а с вами что произошло? вы тоже выросли. Вспомните как мы сажали весной семена цветов, поливали их. Что было потом.? Появились росточки,пришло лето он зацвел. Прошло время наступила осень, что случилось с цветочком? Где же он теперь? Время прошло. Сажали весной потом было лето, осень. Посмотрите этот кусочек хлеба я купила сегодня,потрогайте его. Какой он? А второй я купила 7 дней назад в прошлый понедельник. Что с ним произошло? (подсох стал сухариком). Значит время оставляет свои следы А время можно посчитать? Что мы считаем,говоря о времени? (секунды, минуты часы, дни, месяцы). Это все частички времени. Из каких частей состоят сутки? Зачем нам их знать? (соблюдать режим дня). Что происходит когда кончаются одни сутки?
Из каких частей состоят сутки? Что происходит когда заканчиваются одни сутки.
Д /и «Что сначала, что потом» (дети расставляют иллюстрации по частям суток).
Рано утром солнышко всходит высоко
Вечером заходит глубоко,
Днем путешествует по небу.
Гладит ласково листочки и цветы.
Золотит нам щечки и носы.
День прошел и с неба на покой
Солнце шар садится за горой.
Послушайте как стало тихо в группе даже не слышно тиканье часов. А часы почему-то остановились, что же произошло. А что же будет, если все часы остановятся?
Сегодня я получила письмо, прочитаем его.
«Ребята, приглашаю вас совершить путешествие в прошлое часов. Часовщик»
Кто такой часовщик?
Ребята. Я кажется догадываюсь так вот почему наши часы остановились. Хотите узнать как люди жили давным – давно когда часов еще не было, как они измеряли время, для этого отправимся в гости к часовщику. «1-2-3 в прошлое загляни» (воспитатель одевается часовщиком)
Я – часовщик и мы с вами в прошлом часов.
А мы оказались в деревне, только где же часы? Раньше в деревне люди узнавали время по живым часам.
Какие это живые часы, где они? В деревне есть часы, громкие, они живые, ходят без завода, птичьего они рода.
Кто по утрам будит людей? Как он кричит по утрам? Кто про петушка помнит стихотворение, расскажите?
А точное время можно по таким часам определить?
А если он ночью с жердочки упадет и закричит во все горло, или испугается лисы?
Люди всегда хотели как можно точнее измерить время и решили придумать другие часы.
«Лаборатория времени»
Давным- давно люди узнавали время по солнцу. Встало солнце пора вставать. И так до самого вечера пока не зайдет. Человек заметил солнце по небу идет, а тень от дерева за солнцем тянется, по земле движется. Так солнце подсказало, что можно сделать солнечные часы. Это были первые часы. (показ. картинку). Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась-1 часу. Солнце вставало и тень от столба медленно двигалась по кругу. Это были Солнечные часы.
Удобны ли такие часы? (всегда нужно к ним бежать чтобы узнать время). В пасмурный день время не определишь –нет тени.
Им на смену пришли Водяные часы. Вода по капля переливалась из одного сосуда в другой,и по тому, сколько воды вытекало по делениям определяли сколько времени прошло.
Эти часы показывали время днем, ночью, пасмурным днем?
Удобны ли эти часы (доливать воду нужно).Потом человек придумал Огненные часы.
Свечку разрисовали полосками-делениями. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают и полоски. Сколько полосок исчезло, столько времени прошло.
А где часы могли работать? (в доме где нет ветра).
Они были опасны почему? (пожар).
Потом придумал человек Песочные часы. 2 стеклянных сосуда соединены в месте,внутри песок. Когда часы работают песок из верхнего сосуда пересыпается в нижний. Песок пересыпался, время прошло. Часы переворачивают и счет времени продолжается.
Удобны ли такие часы? (надо переворачивать).Песочными часами до сих пор пользуются врачи, назначая процедуры. Часы рассчитаны на 1мин, 3 мин,5мин. 1мин – это много или мало?
Игра-опыт: Молчанка (дети молчат 1 мин).
Со временем люди придумали новые приборы для измерения времени (появляются механические часы). Внутри была пружинка, колесики. Колесики вертелись, и стрелки двигались и показывали время. Часы стали необходимы каждому. Существует много разных видов часов.
Рассматривание иллюстраций часов.
Игра с мячом «Какие бывают часы»
В каких электроприборах есть часы? Что есть общего у часов?
Дидактическая игра : «Ходят стрелочки по кругу».
Ваше время истекло! Ваше время истекло! (голос за ширмой).
Ребята, вам пора возвращаться в детский сад, а мне заняться ремонтом часов. 1-2-3-4-5 в сад вернемся мы опять.
Вот мы и вернулись в детский сад. У кого мы побывали в гостях? Что нового вы узнали? Посмотрите, наши часы снова тикают, отсчитывают время, видимо не зря они остановились.
Ведут часы секундам счет,
ведут минутам счет,
часы того не подведут,
кто время бережет.
Недаром часам дано волшебное слово Тик -Так, что напоминает стук сердца, и это важно, как сердце отвечают часы за ритмы нашей жизни.
Мини-музей «Время» мини-музеи в группах нашего детского сада позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты.
Презентация для педагогов «Мини-музей «Часы» в подготовительной к школе группе» Презентация составлена для педагогов дошкольного учреждения и представляет собой обобщенный опыт работы при создании мини-музея «Часы» в.
Источник