Способы измерения величины объема

Объем тела, его измерение.

Объем– это положительная скалярная величина, характеризующая размер геометрического тела.

Объемом тела называется положительная скалярная величина, определенная для каждого геометрического тела так, что:

1. равные тела имеют равные объемы;2. если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме их объемов.

Будем объем тела Q обозначать V(Q).Чтобы измерить объем тела, нужно выбрать единицу объема. Таковой является куб со стороной, равной единице длины, его объем равен е3. Измерение объема состоит в сравнении объема данного тела с объемом единичного куба. Результатом этого сравнения является такое число х такое, что V(Q) = х ∙ е3, которое называют численным значением объема при данной единице объема.Свойства численных значений объема1. Если тела равны, то равны и численные значения их объемов:

Q1 = Q2 V(Q1) = V(Q2). 2. Если тело Q состоит из тел Q1, Q2,…, Qn, то численное значение объема тела равно сумме численных значений объемов этих тел. 3. При замене единицы измерения объема численное значение объема увеличивается (уменьшается) во столько раз, во сколько раз уменьшается (увеличивается) единица объема. Выразим, например, 9 дм3 в кубических сантиметрах. Известно, что 1 дм3 = 1000 см3, и, следовательно, 9 дм3 = 9 ∙ 1 дм3 = 9 ∙ (1000 см3) = (9 ∙ 1000) ∙ см3 = = 9000 см3.

Для измерения объемов площадей используют стандартные единицы площади: м3, дм3, см3, мм3. Основная единица измерения объема – кубический метр. Соотношения между единицами объема: 10-9 км3 = 1м3 = 103дм3 = 106 см3 = 109 мм3. В начальной школе рассматривается объем прямоугольного параллелепипеда. Рассмотрим случай, когда длина, ширина и высота выражены натуральными числами. Если стороны основания равны а и b, то на это основание можно уложить а ∙ b единичных кубиков. Так как в высоту укладывается с таких слоев, то объем параллелепипеда вычисляется по формуле V = а ∙ b∙ с. Таким образом объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений. В начальной школе изучается также такая величина, как емкость. Она рассматривается как объем сыпучих и жидких тел. Единица измерения емкости – литр. 1 л = 1 дм3. Измерить объемы тел более трудно, чем площадь фигур. Приведем несколько способов измерения объемов. 1. Правило Архимеда. Объем воды, вытесненной телом при погружении, равен объему этого тела. 2. Косвенный способ измерения объема. · Посредством измерения длин сторон и других отрезков и нахождения площади с помощью формул. · Нахождение объем через массу и плотность тела. 3. Метод дополнения (разбиения).

4. Объем (емкость) сосудов – с помощью наполнения.

Масса, ее измерения.

Определение. Массой тела называется положительная ве­личина, определенная для каждой фигуры так, что: 1) масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах; 2) масса складывается, когда тела соединяются вместе: масса нескольких тел, взятых вместе, равна сумме их масс. Измерение массы производится с помощью весов. Выбираем тело е, масса которого принимается за единицу. Предполагается, что можно взять и доли этой массы. Например, если за единицу массы взят килограмм, то в процессе измерения можно использовать и такую его долю, как грамм: 1 г = 1/1000 кг. На одну чашку весов кладут тело, массу которого измеряют, а на другую – тела, выбранные в качестве единицы массы, т.е. гири. Этих гирь должно быть столько, чтобы они уравновесили первую чашку весов. В результате взвешивания получается численное значение массы данного тела при выбранной единице массы. Это значение приближенное. Например, если масса тела равна 5 кг 350 г, то число 5350 следует рассматривать как приближенное значение массы данного тела (при единице массы – грамм). Для численных значение массы справедливы все утверждения, сформулированные для длины, т.е. сравнение масс, действия над ними сводятся к сравнению и действиям над числовыми значениями масс (при одной и той же единице массы). Основная единица массы – килограмм. Из этой основной единицы образуются другие единицы массы: грамм, тонна и др.

Источник

Измерение объема. Единицы объема

Разделы: Физика

Демонстрационный виртуальный эксперимент впервые предоставляет ученику реальную возможность зрительно познакомиться с изучаемым физическим явлением и выяснить устройство и принцип действия приборов, машин и различных устройств. Здесь ещё нет элементов исследования, изменения параметров физических величин, моделирования различных ситуаций – это всё будет потом, в других видах физического виртуального эксперимента. А сейчас надо увлечь ученика, или, говоря высоким стилем, усилить его мотивацию. В связи с этим к демонстрационным программам предъявляются серьёзные требования: они должны быть педагогически целесообразными, выразительными, интересными и доступными как для слабых, так и для сильных учащихся. Соответствующие программы позволяют демонстрировать различные физические явления, выяснять устройство и принцип действия приборов, машин и различных устройств. Они помогают ученику сделать первый шаг в изучении того или иного физического явления или физического прибора.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: выяснить способы измерения объемов тел, изучить приборы для измерения объемов тел, открыть возможности измерения для решения задач.

Задачи по воспитанию и развитию учащихся:

  • способствовать развитию аналитического мышления учащихся, а также развитию их познавательного интереса к изучению физики;
  • создать условия для воспитания грамотности устной речи и информационной культуры.
  • Оборудование: IBM PC – 10 шт. (компьютерный класс), мультимедийный проектор; оборудование для эксперимента: мензурки, бруски разных размеров, вода, прибор Архимеда.

    Методическое обеспечение: 1) презентация, 2) флэш-анимации “Правила измерений”, “Определение цены деления мензурки”, “Измерение объемов неправильной формы”; 3) карточки-конспекты; 4) карточки с условиями качественных задач; 5) карточки, предназначенные для самоконтроля учеников; 6) карточки с домашним заданием.

    I. Организационно-мотивационный этап.

    Чему бы ты не учился, ты учишься для себя. (Гай Петроний)

    Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. (Монтескьё)

    Учитель спрашивает мнение учащихся о высказываниях философов. Спрашивает: какое отношение имеют данные высказывания к нашему уроку? Затем сообщает, что на уроке их ждёт много нового.

    Читайте также:  Способы как сделать динамик

    II. Актуализация опорных знаний. Приложение 1.

    2) Групповая работа. Игра “Сгруппируй приборы измерения”.

    На карточках различные приборы. Приложение 2. Ученики сортируют их по группам.

    Учитель. На сколько групп вы разделили приборы измерений? Правильно, три. Скажите, для измерения какой физической величины необходимы приборы каждой группы?

    Ученики. Линейки и мерные ленты для измерения длины, термометры для измерения температуры, мензурки, пробирки для измерения объема.

    Учитель. Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными способами измерения объемов тел, а также с единицами объема.

    III. Изучение нового материала. Измерение объема. Единицы объема.

    1) Измерение объема прямоугольного параллелепипеда.

    Величина части пространства, занимаемого геометрическим телом, называется объемом этого тела.

    Английские меры объема

    Бушель — 36,4 дм 3

    Галлон — 4,5 дм 3

    Баррель (сухой) — 115,628 дм 3

    Баррель (нефтяной) — 158,988 дм 3

    Английский баррель для сыпучих веществ — 163,65 дм 3

    Русские меры объема

    Бочка — 490 дм 3

    Штоф — 1,23 дм 3 = 10 чарок

    Чарка — 0,123 дм 3 =0,1 штофа= 2 шкалика

    Шкалик — 0,06 дм 3 = 0,5 чарки

    ! Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений.

    V = abc (1 способ)

    ! 2) Основная единица измерения объема – метр кубический.

    Дольные единицы м 3 :

    1 м 3 = 1000 дм 3 =1000000 см 3 = 1000000000 мм 3

    1 м 3 = 10 3 дм 3 =10 6 см 3 = 10 9 мм 3

    1 л = 1 дм 3 = 0,001 м 3

    1 см 3 = 0,001 дм 3 = 0,000001 м 3 = 10 -6 м 3

    1 мм 3 = 0,001 см 3 = 0,000001 дм 3 = 0,000000001 м 3 = 10 -9 м 3

    Приложение 3. Измерение объема. Единицы объема. (Карточка для учащихся)

    3) Приборы для измерения объема. Правила измерений.

    б) мерные пробирки;

    в) мерные емкости и др.

    3) Определение цены деления шкального прибора. Виртуальная демонстрация. Приложение 4.

    4) Правила измерений. Виртуальная демонстрация. Приложение 5.

    V. Закрепление нового материала. Практическая работа. Приложение 6.

    Практическая работа разбита на 2 варианта и 3 уровня: – 1-ый уровень, – 2-ой уровень, – 3-ий уровень. Первые 2 задания ученики выполняют по карточкам-рисункам, а третье задание выполняют на компьютерах с помощью анимационной модели (Приложение 7).

    Пример практического задания.

    Уровень 2. Вариант 2

      Определите объем жидкостей в мензурках 1, 2 и 3.

    Определите объем тела неправильной формы.

  • * Определите объем шара. (Виртуальная лаборатория)
  • 1. Как называется прибор, изображенный на рисунке?

    • колба,
    • мензурка,
    • Архимедова колба,
    • отливной сосуд.

    2. Определите цену деления мензурки.

    Определите объем налитой жидкости.

    3. Площадь листа жести равна 90 см 2 . Выразите её в дм 2 и м 2 .

    4. В канистру налито 5 л бензина. Выразите данный объем в дм 3 и м 3 .

    5. Рассчитайте количество кирпичей, которое пошло на строительство стены высотой 2,4 м, шириной 40 см и длиной 50 дм, если объем одного кирпича равен 2400 см 3 .

    Ответы: 1) в, г; 2) 5 мл, 15 мл; 3) 90 см 2 = 0,9 дм 2 = 0,009 м 3 ; 4) 5 л = 5 дм 3 = 0,005 м 3 ; 5) 24 дм · 4 дм · 50 дм / 2,4 дм 3 = 2000 шт.

    VII. Домашнее задание.

    Параграф 11, упражнение 7, задания на карточках по вариантам (Приложение 9). По желанию учащихся можно выполнить виртуальную лабораторную работу “Измерение объема тела с помощью мерного цилиндра и отливного сосуда”.

    Пример задания на карточке.

    Задание: определите цену деления мензурки, объем тела.

    VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.

    Учитель. Ребята! Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили в начале урока? (Эпиграф, цели урока). Как вы считаете? Научились ли Вы чему-нибудь на уроке? Что нового узнали? Что вас заинтересовало? Что еще нужно повторить на следующем уроке? О чем вы сможете рассказать своему близкому другу после сегодняшнего урока? Кто работал на уроке лучше всех? Кого Вы считаете еще нужно отметить за хорошую работу на уроке?

    Выставление отметок учащимися своим одноклассникам.

    До встречи на следующем уроке!

    Приложение 11. Презентация к уроку.

  • Дидактический материал по физике: 7-8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.
  • Физика. 7 класс. Карточки-задания/ Егорова Л.П., Семенихина З.И. – ОДО “Аверсэв”, 2008. – 64 с.: ил.
  • Физика: учеб. Пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Л.А. Исаченкова, И.Э. Слесарь. – Минск: Нар. Асвета, 2010. – 120 с.: ил.
  • Пигалицын Л.В. Виртуальный физический эксперимент: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010. – 76 с.
  • Источник

    Физика

    Именная карта банка для детей
    с крутым дизайном, +200 бонусов

    Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

    План урока:

    Измерить – значит, сравнить

    На помощь человеку приходят числа, используя которые можно было сравнить предметы по величине. Так в одном известном мультфильме длину удава измеряли в «попугаях», сравнивая величину удава с длиной попугая.

    Из мультфильма «38 попугаев».

    Длина удава 38 «попугаев». Понятно, что удав в 38 раз длиннее попугая. Но попугаи бывают разными. Если взять другого попугая, тот же удав будет, например, 45 «попугаев». Что делать?

    Нужно найти тело, принимаемое за единицу измерения, с которой сравниваются другие тела.

    В практической деятельности человеку приходится часто измерять длину, массу и время. В разных странах вводились разные единицы измерения этих величин. Существовали такие единицы, как «лошадиная сила», локоть, бочка. Но ведь и локоть, и бочка могут быть разными, поэтому о точности выполнения работы говорилось приблизительно.

    Сравнивать нужно только однородные физические величины. Длину тела нужно сравнивать с длиной другого тела, а массу тела – только с массой другого тела, принятого за единицу измерения. Так массу удава из мультфильма можно было сравнить с массой обезьянки. Удав имеет массу 195 «обезьянок». Что бы это значило?

    Выход был найден, когда ввели систему единиц СИ. Чтобы измерить любую величину, нужно сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу. Как же выбирают эти единицы?

    Наиболее распространено измерение длины, размеров пройденного пути, расстояния. Все эти величины измеряются в метрах. Один метр получили следующим образом. Взяли одну сорока миллионную часть меридиана, который проходит через столицу Франции – Париж. Длину этой части и приняли за 1 метр. На стержне, изготовленном из иридия и платины, нанесли два деления, расстояние между которыми равно одному метру. Такой сплав меньше всего подвержен температурному влиянию, которое может изменить длину тела. Это стержень и есть эталон длины, с которым сравнивают единицу длины во многих странах мира. Метровые линейки – это многочисленные копии эталона, которыми как раз и можно пользоваться.

    Читайте также:  Обучение способам самостоятельной деятельности

    Эталон длины

    Первый эталон метра был изготовлен из латуни в 1795 г. С 1960 г. используется изготовленный с помощью электронных технологий эталон из сплава иридия и платины.

    Существует и эталон массы, равный одному килограмму. Он также изготовлен из сплава иридия и платины.

    Эталоны длины и массы хранятся в г. Севр, вблизи Парижа, где располагается Международная палата мер и весов. В 1960 году метр начали сравнивать с величинами, относящимися к разделу «Световые явления». Подробности о свете изучаются в старших классах.

    Со светом связана и единица времени – 1 секунда. А до 1960 года (год введения СИ) за основу подсчета времени брали время оборота Земли вокруг Солнца – 1 год, который по календарю состоит из 12 месяцев. Месяцы делятся на сутки – время полного оборота Земли вокруг своей оси, сутки — 24 часа, в каждом из которых 60 минут. А одна шестидесятая часть минуты и есть одна секунда.

    Время «хранят» при помощи очень точных часов – устройств, предназначенных для измерения времени. Действие любых часов основано на повторяющихся процессах – колебаниях. Чем меньше период (время одного полного колебания), тем часы более точные.

    При изучении быстро протекающих процессов требуется измерять миллиардные и еще более мелкие доли секунды. Для этого служат атомные часы.

    Ученик седьмого класса, конечно же, умеет измерять длину и время, массу продуктов определяют продавцы с помощью весов.

    По мере изучения физики будет идти знакомство с различными физическими величинами, способами и приборами их измерения. А сейчас надо знать:

    • чтобы измерить физическую величину, ее надо сравнить с однородной величиной, принятой за единицу;
    • за основу физических величин берутся эталонные значения, то есть образец сравнения.
    • для всех величин существуют свои способы, устройства и единицы измерения.

    Числа «карлики» и числа «великаны»

    Солнечная система. Лапка мухи под микроскопом.

    Чтобы достать до Альфа Центавры, звезды, ближайшей к Солнечной системе, надо со скоростью света (300 000 км/с) лететь четыре года. Расстояния до небесных тел огромны.

    Если определить расстояние от Земли до Солнца, то оно выразится числом 150 000 000 000 м. А бывают числа с еще большим количеством нулей. Масса Земли в килограммах выражается числом с 24 нулями. Такие числа называют «гигантами». Их записывать и использовать очень неудобно.

    Существует способ краткой записи больших чисел в виде степени. Например, 1 000 000 = 10 6 . 10 – основание, а 6 – показатель степени.

    Используя этот способ, расстояние от нашей планеты до Солнца запишется так:

    150 000 000 000 = 15 ∙ 10 10 м – это промежуток называется астрономической единицей (1 а.е.) и служит единицей сравнения в Солнечной системе.

    До Альфа-Центавры расстояние в 270 000 а.е., или 4 световых года. Световой год – это тоже астрономическая единица измерения расстояния. Астрономия – наука о космосе и космических телах. (1 св. год = 9,46 ∙ 10 15 м = 68 000а.е.).

    Фото двойной звезды Альфа созвездия Центавра. (Источник)

    Большие числа записываются при помощи кратных приставок. Например, километр – это тысяча метров, килограмм – тысяча граммов. Приставка «кило» обозначает «тысяча». Есть и другие приставки, которые обозначают умножение величины на число, кратное десяти. Примеры и форма записи даны в таблице кратных приставок.

    Используя эти приставки можно записывать очень большие числа.

    1 а.е. = 150 000 000 000 м = 150 ∙ 10 9 м = 150Гм;

    1 св. год = 9 460 000 000 000 м = 9,46 ∙ 10 12 м = 9,46 Тм;

    А теперь о числах – «карликах». Если сделать попытку измерить толщину одного листа книги, то сразу это не получится. Надо действовать по простому плану:

    • отобрать в книге некоторое число страниц N (N = 100, например);
    • измерить толщину L этих страниц (пусть L = 11 мм);
    • найти толщину одной страницы d по формуле d = L/N.

    Получится d = 0,11 мм = 0, 00011 м. Это число очень маленькое.

    Такой способ измерения малых величин называется методом рядов. Он достаточно прост.

    Размеры пшена. Толщина проволоки.

    Но существуют и гораздо меньшие величины. Маленькие числа, так называемые «карлики», также записывают при помощи степеней или дольных приставок. (С приставками деци, санти, милли знакомятся еще в начальной школе).

    Число меньше единицы, поэтому показатель степени – отрицательное число. Оно показывает количество цифр после запятой. Например, 0, 00011 м = 11 ∙ 10 -5 м.

    Число 0,00000625 можно записать по-разному, применяя степень:

    625 ∙ 10 -8 , 62,5 ∙ 10 -7 , 6,25 ∙ 10 -6 и т. д.

    Очень маленькие числа по-другому можно записывать, используя таблицу дольных приставок.

    Например, при изготовлении сверхточных приборов (телескопов, микроскопов и др.), детали ошлифовываются до очень гладкой поверхности. Неровности должны быть меньше 2,5 ∙ 10 -6 м или 2,5 мкм.

    Большие и маленькие числа помогают человеку в различных отраслях деятельности: в науке, промышленности, медицине и т.д.

    Как измерить длину. Погрешности измерений

    На практике измерить длину отрезка достаточно просто:

    • Приложить линейку к отрезку.
    • Совместить ноль с началом отрезка.
    • Определить число, соответствующее концу отрезка.
    • Записать результат измерения.

    В приведенном примере длина отрезка 9,9 см. Как точен этот результат? Он точен до 1 мм, так как на линейке нет меньших делений. Не надо путать значения слов «штрих» и «деление».

    Численное значение самого маленького деления шкалы прибора называется ценой деления.

    Чтобы определить цену деления прибора (например, линейки), нужно взять любые два рядом стоящие числа и их разность поделить на число делений между ними (т.е. промежутков между штрихами).

    Читайте также:  Каштаны способ приготовления жареные

    Цена деления линейки = (7 см – 6 см)/10 = 0,1 см = 1 мм.

    И чтобы начать измерение, прежде всего надо найти цену деления прибора, который используется в данном случае. Любое измерение дает некоторую погрешность, зависящую от качества прибора. Поэтому ее называют погрешностью прибора.

    Шкалы различных приборов. (Источник)

    Известно, что измерить какую-то величину – это значит сравнить ее с эталоном. На практике пользуются не эталонами, а специальными приборами (линейка, часы и др.), которые являются копиями с эталонов, изготовленными с определенной точностью. Абсолютно точных измерений не бывает. При использовании линейки допускается погрешность отсчета, которая равна половине цены деления прибора (0,5 мм). Сумма погрешностей прибора и отсчета называется абсолютной погрешностью. Она равна цене деления прибора.

    Абсолютная погрешность обозначается значком Δ (дельта). Для школьной линейки Δ = 1 мм. Δ показывает, на сколько совершается ошибка при использовании того или иного прибора. Для более точных измерений используется штангенциркуль. В устройстве штангенциркуля заложено две шкалы, неподвижная (Δ = 1 мм) и подвижная (Δ = 0,1 мм).

    А вот при помощи микрометра, где используется не перемещение шкалы, а ее вращение измерить длину можно с точностью до 0,01 мм. Но это еще не предел. В очень точных технологиях определяются размеры с точностью до 10 -7 м, в научных разработках точность возрастает во много раз. Но для этого нужны сверхточные приборы.

    На практике, используя приборы, необходимо учитывать качество измерения. Величина, которая помогает это учесть, называется относительной погрешностью σ (сигма) и выражается в процентах.

    σ = Δ / L ( L – измеренная величина)

    Пример: Требуется замерить длину L отрезка различными приборами: 1) линейкой, 2) штангенциркулем и 3) микрометром. Длина отрезка получилась 55 мм. Какова относительная погрешность этих трех измерений?

    1) Δ1 = 1 мм, L = 55 ± 1 мм, σ1 = 1 мм / 55 мм ≈ 0,018 (1,8%);

    2) Δ2 = 0,1 мм, L = 55 ± 0,1 мм, σ2 = 0,1 мм / 55мм ≈ 0,0018 (0,18);

    3) Δ3 = 0,01 мм, L = 55 ± 0,01 мм, σ3 = 0,01 мм / 55мм ≈ 0,00018 (0,018%).

    Как видно, более точный прибор (микрометр) дает меньший процент ошибки.

    Для каждого конкретного измерения в технике, практической деятельности человека и в науке существует своя точность измерения, в соответствии с которой применяются измерительные приборы.

    Площадь и ее измерение

    С измерением длин очень тесно связано измерение площадей. Из математики известны формулы площадей квадрата и прямоугольника. У квадрата все стороны равны, поэтому достаточно измерить одну сторону, а у прямоугольника противоположные стороны равны, поэтому надо знать длину и ширину. Площадь обозначается буквой S, и формулы для расчета площадей следующие:

    Sкв = a 2 , Sпр = а ∙ в. Единицей измерения площади является квадратный метр (м 2 ).

    Для измерения малых площадей применяются см 2 и мм 2 , а большие площади – в км 2 . В сельском хозяйстве для измерения земельных участков используют внесистемные единицы: гектар (га) – для больших, ар (а) или «сотка» — для небольших (приусадебных или дачных) участков земли. 1га = 10 000 м 2 , 1 а = 100 м 2 .

    Очень часто на практике имеют дело с различными кругами. Это может быть цирковая арена, крышка стола, разрез ствола дерева. Формула нахождения площади круга: S = πR 2 . (π (пи) – это бесконечная дробь ≈ 3,14 подробно изучается в курсе алгебры).

    Арена цирка. Круглый стол. Спил дерева.

    А как определить площадь, ограниченную произвольной кривой линией? Такая площадь может быть у озера, полянки в лесу, листочка с дерева.

    Существует правило нахождения площади тел произвольной формы:

    • Разбить всю поверхность на равные квадраты с известной площадью.
    • Подсчитать количество целых квадратов.
    • Подсчитать число нецелых квадратов и поделить это число на два. (Это будет примерное количество целых квадратов).
    • Сложить результаты пунктов 2 и 3.
    • Умножить площадь одного квадрата на общее число целых квадратов.

    Площадь больших территорий изображают в условном масштабе или фотографируют, применяют прием разбиения на квадраты и находят площадь фотографии. Используя масштаб вычисляют реальную площадь поверхности.

    Довольно часто площадь приходится находить в географии. Каждое государство, область, город имеют свои площади. В строительстве – любое здание имеет площадь, которую необходимо знать строителям. В сельском хозяйстве ведется постоянный учет площадей для посевных культур.

    Измерение объема. Мензурка

    При измерении пространства нужно перейти к трем измерениям, так как представление о пространстве дает объем. Известны формулы объемов параллелепипеда, куба, шара, цилиндра.

    Объем любого тела измеряется в кубических метрах (есть кратные и дольные единицы). Из математики известны формулы объемов:

    Vпар = а ∙ в ∙ с (произведение длины, ширины и высоты),

    Vк = а 3 (а — ребро куба),

    Vцил = π ∙ r 2 ∙ h (r — радиус основания, h – высота цилиндра),

    Vш = 4/3 π ∙ R 3 (R – радиус шара).

    О вычислении объемов более сложной, но правильной, формы рассказывается в старших классах. А как определить объем, например, камня, форма которого может быть самой различной? Для измерения объемов таких тел используется специальный и очень простой прибор, который называется мензурка (или измерительный цилиндр). Это стеклянный сосуд с делениями. При помощи этого цилиндра легко найти объемы сыпучих тел и жидкостей. Для этого достаточно их засыпать вещество или налить в мензурку жидкость и, зная цену деления, определить объем.

    На мензурке обычно ставится единица измерения в миллилитрах. Литр – это широко применяемая единица объема, равная одной тысячной кубического метра. 1 мл = 1 см 3 = 10 -6 м 3 .

    Определить объем камня или любого другого тела неправильной формы с помощью мензурки можно при условии, что тело имеет размеры, позволяющие опустить его в мензурку.

    Налить в мензурку воду и зафиксировать ее объем. Прикрепить тело неправильной формы к нити. Осторожно опустить полностью в воду. Уровень воды поднимется ровно на столько, чему равен объем тела.

    Пользуясь измерительным цилиндром, нельзя забывать, что это прибор, имеющий шкалу, а значит, результат получится с погрешностью.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы