Способы измерения величины детьми
Ориентировка малышей одновременно на несколько разных размеров формирует у них способность анализировать, находить сходства и отличия. Дети сравнивают коробки, одинаковые по длине, но разные по ширине и высоте. При этом они отмечают, что красная коробка шире, чем синяя, но синяя ниже, чем красная. Вместе с тем красная коробка уже, чем зеленая, но выше ее. Зеленая и синяя коробки одинаковые по длине и ширине, но разные по высоте. Воспитатель постоянно обращает внимание своих учеников на точное использование ими терминологии.
Такие упражнения повышают интерес к этим знаниям, уточняют их, совершенствуют навыки в сравнении предметов по величине.
§ 5. Методика обучения детей измерению
Измерение — один из видов математической деятельности. С помощью измерения определяется непрерывная величина: масса, объем, протяженность. В истории развития человеческого общества счет и измерение были, конечно, самыми первыми видами математической деятельности, тесно связанными с элементарными потребностями человека, и прежде всего с определением площадей земельных участков, вместимости сосудов и др.
Основной момент в обучении измерению — ознакомление детей с мерой. Введение измерения в Программу воспитания в детском саду решает две задачи: познакомить детей с мерой и научить измерять, сравнивать предметы по величине, а также показать детям зависимость между величиной предмета, мерой и результатом измерения — количеством отмериваний. Это и подводит детей к пониманию функции — основного понятия математики. Понимание функции (зависимости) между величиной, мерой и результатом измерения способствует развитию аналитико-синтетической деятельности ребенка. Сенсорное восприятие, на которое опирается ознакомление детей с величиной предмета, тесно переплетается с развитием у них мышления.
Значение измерения детерминировано потребностью в простейших измерениях, которая возникает у малышей в практических делах (сделать одинаковые по длине и ширине грядки, встать друг за другом по росту, определить, чья постройка оказалась выше, кто прыгнул дальше и т. д.). Научившись правильно измерять на занятиях по математике, дети смогут свои умения использовать в процессе труда, на занятиях по аппликации, конструированию и т. д. Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Решение простейших глазомерных задач дает возможность точнее оценивать величину предмета (длину, ширину, толщину и т. д.). Измерение углубляет понятие о числе как отношении.
Источник
Проект «Измерение величин в подготовительной группе»
Людмила Черепова
Проект «Измерение величин в подготовительной группе»
Проект «Измерение величин в подготовительной группе».
Познавательно – исследовательская деятельность развивает у ребёнка умственные способности, самостоятельность мышления, мыслительные операции.
Наши дети в подготовительной группе стали старше, но по – прежнему ведущим видом деятельность для них остаётся игра. И считаем, что эффективность обучения возрастает с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Наша задача — обеспечить ребёнку получить необходимый ему опыт в рамках экспериментальной проектной деятельности.
Тема «Величина» по нашему мнению является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность, которая формирует проектно – исследовательские умения и навыки, стимулирует познавательную активность, любознательность, самостоятельность в анализе полученных результатов. Развивается глазомер. Вследствие этого у них расширяются представления об относительности размера, способах его измерения.
Поэтому мы в группе организовали совместный познавательно – исследовательский проект по развитию математических представлений на тему «Измерение величин».
Убедили родителей, что дети хотели бы видеть своих мам и пап помощниками в данном проекте.
Донесли до родителей, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, т. е. переходить от действия с конкретными предметами к действию с числами и абстрактным понятием «Величина». Что такой переход требует развитой умственной деятельности ребёнка.
В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети не просто знакомились с разными видами измерения, но путём экспериментирования самостоятельно добывали ответы на многие вопросы. Дети чувствовали свою причастность к открытиям.
Участие в совместном познавательно – исследовательском проекте по математическим представлениям на тему: «Измерение величин» сформировало положительное отношение детей к умению экспериментировать, сомневаться и искать правильное решение, рассуждать, думать, делать выводы. Подвели детей к пониманию, что самыми точными способами количественных отношений является счёт предметов и измерение величин. Навыки счёта и измерение становятся у детей достаточно прочными и осознанными.
Название проекта:
«Измерение величин в подготовительной группе»
Продолжительность проекта: средней продолжительности-
Вид проекта: Познавательно — исследовательский.
Составитель проекта: воспитатель – Черепова Людмила Ивановна
Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели
Цели проекта:
Формировать навыки измерения величин с помощью условной мерки.
Вовлекать детей и родителей в познавательно – исследовательскую проектную деятельность.
Задачи проекта:
Развивать у детей интерес к измерению величин.
Обучать измерению линейных величин с помощью условной мерки
Определять объём жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.
Познакомить детей с примерным измерением массы предметов с помощью весов
Уметь выделять объект измерения и мерку.
Понимать, что результат пересчёта зависит от величины мерки.
Начинать считать по заданной мерке, когда за единицу принимаем не 1, а несколько предметов.
Вести исследовательскую деятельность по делению предметов на 2-3-4-5 и т. д. равных частей.
Уметь называть части делимого (шестая, половина, треть и т. д.).
Обучать измерению линейных величин линейкой и определять результаты измерения в сантиметрах.
Учить измерять меркой, как дальнейшее раскрытие значения общепринятых мер измерения, с которыми знакомятся в школе.
Развивать интеллектуальную компетентность, способность к практическим и умственным исследованиям.
Развивать речевое планирование.
Воспитывать умение передавать впечатления и навыки в самостоятельной и творческой деятельности.
Мотивировать родителей исследовательской деятельностью.
Способствовать сотрудничеству педагогов, детей и родителей;
Развивать связную речь детей, активизировать и обогащать словарь детей;
Совершенствовать стиль партнерских отношений, стимулировать самостоятельность;
Организация совместной детско – родительской деятельности
Укреплять познавательный интерес к развитию математических представлений
Величина становится объектом элементарных математических действий.
Сформированы предпосылки к представлению о измерении величин условной меркой.
Вовлечены родители к участию в проектной деятельности;
Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;
Дети ориентированы на использование в повседневной жизни накопленных наблюдений, знаний впечатлений.
Дата Содержание работы Участники
Сентябрь Вхождение в проблемную ситуацию по усвоению материала «Для чего нужно измерение?».
Подбор и изучение материала для исследовательской деятельности.
Дискуссия с родителями «Величина, как объект элементарных математических действий»
Беседы с детьми и родителями по вовлечению в развёрнутый процесс исследования по измерению.
Проведение родительского собрания «Обучение измерению, как путь к общепринятым мерам измерения»
Рекомендации: «Способ измерения величин меркой».
Дискуссия с детьми: «О значении измерения величин, есть углублённое понятие числа, как ступенька к подготовке к школе».
Подбор литературы. Чтение и изучение литературы. Сбор информации.
Рекомендации: «Усвоение конкретных характеристик величин»
Консультации на тему: «Подбери мерку», «Передай ребёнку опыт измерения объёма жидких и сыпучих тел с помощью мерки».
Памятки «Помоги ребёнку овладеть навыками деления предметов на равные части»
Подбор дидактического и раздаточного материала
Формирование коллекций мерок
Подбор и использование предметов, принадлежностей,
оборудования для исследовательской деятельности.
Родители Педагоги. Дети.
Основной этап Сентябрь
Ноябрь Введение детей в познавательно – исследовательскую деятельность.
Экспериментирование по исследовательской деятельности: «Что значит длиннее, короче, шире, толще, тоньше, выше, ниже».
ООД – Конструирование «Дом» — по заданным меркам.
Досуг – «Виды измерения в прошлые века (пядь, сажень, локоть….)»
Реализация исследовательской деятельности в самостоятельных действиях, играх «Лего, постройки из конструктора, работа с бумагой»
Экспериментирование путей измерения «Поставим книги в полки».
Памятки «Мерка, как единица измерения»
Творческая деятельность «Подберём по видам измерения мерку» (верёвка, тесьма, полоска, палка, лента, банка, стакан, ложка и пр.).
ООД –Подвести к работе с линейкой при линейном измерении.
Исследовательская деятельность – «Как переставить тумбочку в нишу? Какие линейные измерения будем проводить и с помощью какой мерки?
Создание проблемной ситуации, заставляющую прибегнуть к измерению высоты, длины, ширины.
Правила по исследованию детей измерению линейных величин «Начни с конца, клади прямо, отмечай и отсчитывай меткой. Результат покажи цифрой».
Проблемная ситуация – Можно ли линейной меркой измерить объём?
Опыты по способам определения объёма жидких и сыпучих тел.
Исследовательская деятельность – определи с помощью мерки «в каком графине больше воды?»
Советы по выполнению измерения объёма – мерку заполнять до краёв.
Советы – Обозначай мерку меткой или точно считай.
Творческая деятельность – изготовление мерок для измерения линейных предметов и изготовление эквивалентных меток для отсчёта.
Исследовательская деятельность – Выбери мерки, которыми измеряют разные величины.
Исследовательская деятельность- Измерь шагами размер ковра. Почему разное количество получается в результате измерения.
ООД: Что служит меркой объёма. Подбери мерку и измерь объём гороха в банках.
Самостоятельная деятельность – Я сам создаю линейную мерку, по ней создаю конструкцию.
Творческая деятельность – зарисуем мерки.
Эксперимент — Результат пересчёта зависит от величины мерки?
Дидактическая игра: «Определи предмет по параметрам: длиннее, короче, уже, шире, выше ниже, толще, тоньше, больше, меньше».
ООД – Находим приёмы деления объёмных и плоскостных предметов на 2, 3, 4, 5, 6 и т. д. равных частей (путём сгибания, разрезания или измерения условной меркой).
Проблемная ситуация. Найти части делимого и назвать части деления: шестая, половина, треть и т. д.).
Дидактическая игра на части «Танграм»
ООД –«Что такое линейка – приём измерения».
Творческое воображение – Какое морское животное длиннее дельфин или тюлень, кит или морская корова? — развиваем глазомер.
Исследовательская деятельность – Проверь размер животных при помощи измерения линейкой.
ООД «Что такое весы? Виды весов. Познакомься с примерным измерением массы предметов при помощи весов.
Исследовательская деятельность «Измерь массу, покажи результат».
С/р. игра «Магазин» задействовать для игры весы — качели.
Игровая мотивация –Измеряем, сравниваем, считаем.
Совместный досуг по созданию и оформлению дидактических игр на тему «Измерение».
Совместное участие по оформлению альбома фотографиями и рисунками по измерению в группе идома.
Самостоятельная деятельность в повседневной жизни на применение навыков по измерению величин.
Итоговый этап Создать коллекцию линейных мерок.
Создание альбома детского рисунка – единицы измерения объёма.
Создание фотоальбома – измеряю в саду и дома.
Отчёт с презентацией.
Повторное анкетирование родителей.
Итоговый досуг по математике на измерение величин.
Анкета для родителей :
«Измерение величин в подготовительной группе»
Мы рады сообщить, что в нашей группе состоится совместный познавательно – исследовательский проект по развитию навыков математических представлений на тему: «Измерение величин»
Ваши дети хотели бы вас, уважаемые родители, видеть помощниками в данном проекте
1 – Согласны ли вы участвовать в совместном детско – родительском проекте по развитию математических представлений на тему «Измерение величин»?
2 – Необходимо ли уделять особое отношение развитию у детей умения ориентироваться в математических зависимостях между величинами?
3 – Считаете ли вы, что измерение величины есть объект элементарных математических представлений?
4 – Согласны ли вы, что измерение величины – это совокупность действий, выполняемых с помощью средств измерений (либо сравнения с эталоном — мерой?
5 – Готовы ли помочь ребёнку провести измерение физической величины опытным путём, при помощью различных средств измерений – мерок?
6 – При измерении разных величин какие предметы для вас будут предпочтительнее служить мерками: тесьма, лента, палка, кусок верёвки, картонная полоска, банка, стакан, ложка, весы, гири и прочее?
7 – Измерение величин, это есть углублённое понятие числа, как ступенька в подготовке к школе?
8 – Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры?
9 – Готовы ли вы передать ребёнку опыт измерения объёма жидких и сыпучих тел с помощью мерки?
10 – Готовы ли вы помочь ребёнку овладеть навыками деления предметов на равные части?
11 – Считаете ли вы, что у вас найдётся время и желание найти взаимопонимание с ребёнком по участию в экспериментировании в познавательно – исследовательском проекте? Аргументируйте свой ответ.
Исследовательский проект в подготовительной группе. Исследовательский проект «Поездка вАфрику на поезде» в подготовительной школе. Этапы выполнения исследовательского проекта 1 этап:.
Измерение с помощью условной мерки Задачи: Учить определять объем сыпучих тел с помощью условной мерки. Измерять длину с помощью условной мерки. Материал: миска с рисом (не.
Конспект НОД «Измерение предметов» Конспект НОД «Измерение предметов» «Введение в математику» образовательная область «Познание» подготовительная к школе группа Воспитатель.
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Измерение температуры» Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии» «Измерение.
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Измерение жидких веществ с помощью условной меры» МБДОУ детский сад «Звездочка» Павловский район Конспект занятия По теме: «Измерение жидких веществ с помощью условной меры»..
Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины» Тема: «Измерение длины». Цель: Познакомить с элементарными способами измерения. Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение» .
Математический кейс. Подготовительная группа. Тема: «Измерение длины». Подготовительная группа Тема: «Измерение длины» Программное содержание: Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной.
Модель занятия по ФЭМП «Число 16. Измерение линейкой. Определение времени по часам. Установление связей и зависимостей» Программное содержание: Знакомить детей с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 16; измерять линейкой.
Проект во второй младшей группе «В стране величин» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 127 г. Липецка Педагогический проект на тему: «В стране величин».
Источник