Измерение рыночной власти и концентрации рынка
Когда у фирм разные функции издержек, их объем производства и предельные издержки в условиях равновесия различны. Эта асимметрия требует более глубокого подхода к измерению рыночной власти и концентрации рынка, отличного от того, который мы использовали до этого. Даже если цена у всех фирм одна и та же (как в случае с однородной продукцией), разные предельные издержки означают неодинаковую разницу между издержками и ценой у разных фирм. Какова же в таком случае рыночная власть на рынке в целом? Кроме того, если фирмы отличаются по размеру, то только количество фирм не лучший параметр для измерения концентрации рынка. Три фирмы одинакового размера и три фирмы, у одной из которых 98 % рынка, а у двух других по 1 %, совсем не одно и то же.
Что касается рыночной власти, мы обобщим подходы, использовавшиеся раньше. Для измерения рыночной власти прибегнем к индексу Лернера, определяемому как средневзвешенная величина разниц между ценой и предельными издержками каждой фирмы, где весами являются рыночные доли фирм:
где s, — рыночная доля фирмы і. Очевидно, что если все фирмы имеют одинаковые предельные издержки, то индексу Лернера соответствует, как говорилось ранее, просто (общая) разница между ценой и издержками, определяемая фирмами.
Концентрацию рынка можно измерять различными способами. Наиболее распространенный из них — расчет коэффициента Ст, т.е. суммы долей рынка крупнейших т фирм. Например,
где фирмы упорядочены в зависимости от их доли рынка (Фирма 1 — самая крупная и т.д.).
Альтернативный показатель концентрации рынка — индекс Херфиндаля, рассчитываемый по формуле
Значение Я колеблется от нуля (минимальная концентрация) до единицы (максимальная концентрация, т.е. монополия). Иногда значение Я умножают на 10 ООО и, таким образом, оно колеблется от нуля до 10 ООО.
Как мы убедимся дальше и в упражнении 9.4, индекс Херфиндаля больше подходит для измерения концентрации рынка. Однако его сложнее рассчитывать: необходимо иметь сведения о рыночной доле всех фирм, тогда как в случае с С4 нужно знать только рыночную долю четырех крупнейших фирм».
Концентрация рынка и рыночная власть
Рассмотрим общую модель Курно с п фирмами, каждая из которых имеет функцию издержек С,(ft). Очевидно, что
где є— ценовая эластичность спроса, а значение L и Нмы уже определили. Этот показатель важен тем, что он обобщает вывод о том, что чем выше концентрация (Я), тем выше степень рыночной власти (L). Это позволяет дать ответы на вопросы, подобные следующему:
Рассмотрим два рынка с идентичным спросом. На одном из них действуют две фирмы с равными долями, на другом — одна фирма, на долю которой приходится 70 % рынка, и две малые фирмы, на которые приходится по 15 % рынка. При условии, что оба рынка находятся в состоянии равновесия Курно, на каком из них большая степень рыночной власти?
Исходя из формулы (9.1) это рынок с большей концентрацией, измеряемой индексом Херфиндаля. В данном конкретном случае на первом рынке Я = 10 000(0,52 + 0,52) = = 5 000, тогда как на втором Я= 10 000(0,72 + 0,152 + 0,152) = 5 350. Другими словами, рыночная власть выше на втором рынке (несмотря на то что п больше); однако разница все же незначительна.
Источник
Источники и причины рыночной власти, измерение рыночной власти
1. Туризм является мощной мировой индустрией. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест, обеспечении занятости. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, то есть выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
Значение туризма, как источника валютных поступлений и расширения международных контактов, постоянно растет.
Размер и степень влияния международного туризма в мире можно оценить по следующим показателям. В 1950 г. число международных туристов в мире составило 25 млн. человек, в 1996г. — 592 млн. человек, а поступления от международного туризма достигли 423 млн. USD. По прогнозам ВТО, к 2010 г. количество поездок составит 937 млн., а поступления от туризма возрастут до 1,1 трлн. USD.
По данным ВТО, вклад туризма в мировую экономику составляет 10,9% мирового ВВП. К обслуживанию такого количества перемещающихся по всему миру людей привлекается еще большее количество специалистов многих смежных с туризмом отраслей, которые и составляют суть индустрии и инфраструктуры туризма. В туризме занято 130 млн. человек (каждый 15-й).
Анализ доходности от туризма приводит к интересным сравнениям. Так, на каждого жителя США приходится в два раза больше туристов, чем на россиянина, а при равных примерно ценах на туристское обслуживание — доходность от туристской отрасли в США в 5 раз выше. Возможно, есть чему поучиться. Из 250 тыс. жителей курорта Санкт-Петербург (Флорида, США) 60 тыс. заняты в сфере туризма и обслуживают 5 млн. туристов ежегодно. Еще более парадоксально это положение в Андорре, где вся страна (50 тыс. жителей) работает на туризм, все жители стелют постели, готовят еду, поют и пляшут с утра до вечера на потребу туристу, продают им товары. Последнее весьма привлекательно для туристов, поскольку Андорра является зоной беспошлинной торговли. Других видов деятельности в карликовой стране, расположенной в узкой горной долине, нет или они не имеют значительного веса в экономике государства.
Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом товаров и сырья. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.
Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Невидимый экспорт — это доходы от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок.
Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и невидимого) и полной стоимостью импорта (видимого и невидимого) называется платежным балансом. Платежный баланс может быть положительным и отрицательным. Все страны мира стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.
Десять стран с положительным сальдо туристского баланса: Испания, Италия, США, Франция, Турция, Мексика, Греция, Португалия, Австрия, Венгрия.
Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает скромное место на международном туристическом рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока.
2. Рыночная власть означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и продаж. Цена, прибыль и объем – вот объекты рыночной власти.
Степень монополизации рынка достаточно полно определяет уровень рыночной власти отдельных фирм. На рынках совершенной конкуренции ни одна фирма в отрасли не обладает рыночной властью, так как не может оказать влияние на уровень цены.
Наиболее сильно рыночная власть проявляется в чистой монополии, а характер возникновения чистой монополии выступает источником и причиной рыночной власти.
Основными источниками и причинами рыночной власти вступают:
1) Эффект масштаба производства. Эффективное и малозатратное производство с использованием современных технологий в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Такая ситуация
возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом.
Такой капитал достаточно сложно получить новому производителю, а без него невозможно приобрести технологии и оборудование, сопоставимое с действующей крупной фирмой. Поэтому здесь возникают финансовые барьеры, равносильные запретительным.
2) Естественная монополия. В этих отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция либо затруднена, либо просто невозможна. Этим отраслям государством предоставляется исключительные привилегии, к ним относятся, например, отрасли общественного пользования – энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, транспорт и т.п. В обмен на предоставленные
исключительные права быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля над ценой.
3) Административные барьеры: лицензии и патенты. Вступление в отрасль может быть ограниченно государством путем выдачи лицензий, например телевизионные компании, компании производящие крепкие алкогольные напитки и государственная монополия на их продажу. Выдача патентов на изобретение дает право изобретателю исключительное право контролировать продукт или технологию от незаконного захвата конкурирующими фирмами, которые не несли расходов труда и капитала на его разработку. Патенты обеспечивают также изобретателя монопольным положением на время действия патента. Так патентный контроль сыграл серьезную роль в становлении таких крупнейших корпораций как «Ксерокс», «Поларойд», «Дженерал моторс».
Однако чистая монополия встречается достаточно редко. Как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами (олигополия), либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию (монополистическая конкуренция).
В этих случаях рыночная власть зависит от следующих факторов:
Источник
63. Рыночная власть и ее измерение.
Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
Власть монополий и монопсоний — это две формы рыночной власти.
Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена
превышает предельные издержки.
Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену. Чистая монопсония — тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на рынках факторов производства. Например, три крупные автомобилестроительные компании в США обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей.
Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть
монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что
производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский
излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того
чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно
устанавливать и регулировать цены.
Как единственный производитель товара монополист находится в
уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не
приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену,
захватят большую часть рынка.
полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для
Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и
фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным
издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные
издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является
величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные
Мы можем использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера: L = (P — MC)/P.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1.
Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше
Так или иначе при определении рыночной власти фирмы учитывается превышение цены на продукцию над предельными издержками производства.
Источник
Измерение рыночной власти и концентрации рынка
Когда у фирм разные функции издержек, их объем производства и предельные издержки в условиях равновесия различны. Эта асимметрия требует более глубокого подхода к измерению рыночной власти и концентрации рынка, отличного от того, который мы использовали до этого. Даже если цена у всех фирм одна и та же (как в случае с однородной продукцией), разные предельные издержки означают неодинаковую разницу между издержками и ценой у разных фирм. Какова же в таком случае рыночная власть на рынке в целом? Кроме того, если фирмы отличаются по размеру, то только количество фирм не лучший параметр для измерения концентрации рынка. Три фирмы одинакового размера и три фирмы, у одной из которых 98 % рынка, а у двух других по 1 %, совсем не одно и то же.
Что касается рыночной власти, мы обобщим подходы, использовавшиеся раньше. Для измерения рыночной власти прибегнем к индексу Лернера, определяемому как средневзвешенная величина разниц между ценой и предельными издержками каждой фирмы, где весами являются рыночные доли фирм:
где s, — рыночная доля фирмы і. Очевидно, что если все фирмы имеют одинаковые предельные издержки, то индексу Лернера соответствует, как говорилось ранее, просто (общая) разница между ценой и издержками, определяемая фирмами.
Концентрацию рынка можно измерять различными способами. Наиболее распространенный из них — расчет коэффициента Ст, т.е. суммы долей рынка крупнейших т фирм. Например,
где фирмы упорядочены в зависимости от их доли рынка (Фирма 1 — самая крупная и т.д.).
Альтернативный показатель концентрации рынка — индекс Херфиндаля, рассчитываемый по формуле
Значение Я колеблется от нуля (минимальная концентрация) до единицы (максимальная концентрация, т.е. монополия). Иногда значение Я умножают на 10 ООО и, таким образом, оно колеблется от нуля до 10 ООО.
Как мы убедимся дальше и в упражнении 9.4, индекс Херфиндаля больше подходит для измерения концентрации рынка. Однако его сложнее рассчитывать: необходимо иметь сведения о рыночной доле всех фирм, тогда как в случае с С4 нужно знать только рыночную долю четырех крупнейших фирм».
Концентрация рынка и рыночная власть
Рассмотрим общую модель Курно с п фирмами, каждая из которых имеет функцию издержек С,(ft). Очевидно, что
где є— ценовая эластичность спроса, а значение L и Нмы уже определили. Этот показатель важен тем, что он обобщает вывод о том, что чем выше концентрация (Я), тем выше степень рыночной власти (L). Это позволяет дать ответы на вопросы, подобные следующему:
Рассмотрим два рынка с идентичным спросом. На одном из них действуют две фирмы с равными долями, на другом — одна фирма, на долю которой приходится 70 % рынка, и две малые фирмы, на которые приходится по 15 % рынка. При условии, что оба рынка находятся в состоянии равновесия Курно, на каком из них большая степень рыночной власти?
Исходя из формулы (9.1) это рынок с большей концентрацией, измеряемой индексом Херфиндаля. В данном конкретном случае на первом рынке Я = 10 000(0,52 + 0,52) = = 5 000, тогда как на втором Я= 10 000(0,72 + 0,152 + 0,152) = 5 350. Другими словами, рыночная власть выше на втором рынке (несмотря на то что п больше); однако разница все же незначительна.
Источник