Способы измерения риска ликвидности

Понимание риска ликвидности

До глобального финансового кризиса (GFC) риск ликвидности не был вполе зрениявсех.Финансовые модели обычно не учитывают риск ликвидности.Но GFC подтолкнул к обновлению понимания риска ликвидности.  Одной из причин был консенсус в отношении того, что кризис включал в себя набег на недепозитарийную теневую банковскую систему – поставщиков краткосрочного финансирования, особенно на рынке репо – систематически отозвал ликвидность. Они сделали это косвенно, но бесспорно, увеличив количество побочных стрижек.

После GFC все основные финансовые институты и правительства остро осознают риск того, что изъятие ликвидности может стать неприятным соучастником в передаче потрясений через систему или даже усугубить заражение.

Ключевые выводы

  • Ликвидность – это то, насколько легко актив или ценную бумагу можно купить или продать на рынке и конвертировать в наличные.
  • Существует два различных типа риска ликвидности: риск ликвидности финансирования и риск рыночной ликвидности.
  • Риск ликвидности, связанный с финансированием или денежным потоком, является главной заботой корпоративного казначея, который спрашивает, может ли фирма финансировать свои обязательства.
  • Риск ликвидности рынка или актива – это неликвидность актива или невозможность легко выйти из позиции.
  • Самая популярная и грубая мера ликвидности – это спрэд между покупателем и покупателем. Низкий или узкий спред между покупателем и покупателем считается узким и обычно отражает более ликвидный рынок.

Что такое риск ликвидности?

Ликвидность – это термин, используемый для обозначения того, насколько легко актив или ценную бумагу можно купить или продать на рынке. Он в основном описывает, как быстро что-то можно конвертировать в наличные. Есть два разных типа риска ликвидности. Первый – это риск ликвидности финансирования или денежных потоков, а второй – риск рыночной ликвидности, также называемый риском актива / продукта.

Риск ликвидности финансирования

Риск ликвидности, связанный с финансированием или денежным потоком, является главной заботой корпоративного казначея, который спрашивает, может ли фирма финансировать свои обязательства. Классическим индикатором риска ликвидности финансирования является коэффициент текущей ликвидности (текущие активы / текущие обязательства) или, если на то пошло, коэффициент быстрой ликвидности. Кредитная линия будет классическим mitigant.

Риск рыночной ликвидности

Риск рыночной ликвидности или ликвидности активов – это неликвидность активов. Это неспособность легко выйти из позиции. Например, мы можем владеть недвижимостью, но из-за плохой рыночной конъюнктуры она может быть продана в ближайшее время только по пожарной цене. Актив, безусловно, имеет ценность, но, поскольку покупатели временно исчезли, ценность не может быть реализована.

Рассмотрим его виртуальную противоположность – казначейские облигации США.Действительно, казначейские облигации США считаются почти безрисковыми, поскольку немногие предполагают, что правительство США объявит дефолт.Но, кроме того, эта облигация имеет чрезвычайно низкий риск ликвидности.Его владелец может легко выйти из позиции по преобладающей рыночной цене.  Небольшие позиции в акциях S&P 500 также ликвидны. С ними можно быстро выйти по рыночной цене. Но позиции во многих других классах активов, особенно в альтернативных активах, не могут быть легко закрыты. Фактически, мы могли бы даже определить альтернативные активы как активы с высоким риском ликвидности.

Риск рыночной ликвидности может зависеть от следующих факторов:

  • Микроструктура рынка. Такие биржи, как товарные фьючерсы, как правило, являются развитыми рынками, но многие внебиржевые (OTC) рынки являются узкими.
  • Тип актива. Простые активы более ликвидны, чем сложные. Например, во время кризиса CDO в квадрате – CDO 2 представляют собой структурированные облигации, обеспеченные траншами CDO – стали особенно неликвидными из-за своей сложности.
  • Замена. Если позицию можно легко заменить другим инструментом, затраты на замену будут низкими, а ликвидность, как правило, выше.
  • Временной горизонт. Если у продавца есть срочность, это увеличивает риск ликвидности. Если продавец терпелив, риск ликвидности не представляет угрозы.

Обратите внимание на общую черту обоих типов риска ликвидности: в некотором смысле они оба связаны с тем, что на это не хватает времени. Неликвидность – это обычно проблема, которую можно решить, потратив больше времени.

Показатели риска рыночной ликвидности

Согласно приведенному выше рисунку, существует как минимум три точки зрения на рыночную ликвидность.Самая популярная и грубая мера – это спред между ценой покупки и продажи.  Это также называется шириной. Низкий или узкий спред между спросом и предложением считается узким и, как правило, отражает более ликвидный рынок.

Глубина относится к способности рынка поглотить продажу или выход из позиции. Например, индивидуальный инвестор, который продает акции Apple, вряд ли институциональный инвестор, продающий большой пакет акций компании с небольшой капитализацией, вероятно, вызовет падение цены. Наконец, устойчивость относится к способности рынка оправиться от временно неверных цен.

  • Спред спроса и предложения измеряет ликвидность в ценовом измерении и является характеристикой рынка, а не продавцом или его позицией. Финансовые модели, которые включают поправку на спред между ценой покупки и продажи с учетом внешней ликвидности и являются моделями внешней ликвидности.
  • Размер позиции относительно рынка – это характеристика продавца. Модели, использующие этот показатель ликвидности в количественном измерении, обычно известны как модели эндогенной ликвидности.
  • Устойчивость измеряет ликвидность во временном измерении, и в настоящее время такие модели встречаются редко.
Читайте также:  Пять способов разрешения конфликтов таблица

С одной стороны, высокая рыночная ликвидность будет характеризоваться тем, что владелец небольшой позиции по сравнению с глубоким рынком, который выходит на узкий спред между спросом и предложением, и очень устойчивый рынок.

Краткий обзор

Низкий или узкий спред между спросом и предложением считается узким и, как правило, отражает более ликвидный рынок.

А как насчет объема?

Объем торгов является популярным показателем ликвидности, но теперь считается ошибочным индикатором. Большой объем торгов не обязательно означает высокую ликвидность. Flash Crash 6 мая 2010 года, доказал это с болезненными, конкретными примерами.

Включение риска ликвидности

В случае экзогенного риска ликвидности один из подходов заключается в использовании спреда между спросом и предложением для непосредственной корректировки показателя. Обратите внимание: модели риска отличаются от моделей оценки, и этот метод предполагает наличие наблюдаемых цен покупки и продажи.

Давайте проиллюстрируем это с помощью стоимости под риском (VAR). Предположим, что дневная волатильность позиции в размере 1 000 000 долларов США составляет 1,0%. Позиция имеет положительную ожидаемую доходность, также называемую дрейфом, но поскольку наш горизонт дневной, мы снижаем нашу крошечную дневную ожидаемую доходность до нуля. Это обычная практика. Итак, пусть ожидаемая дневная доходность равна нулю. Если доходность распределяется нормально, то одностороннее отклонение при 5,0% составляет 1,65. То есть 5% -ный левый хвост нормального распределения составляет 1,65 стандартного отклонения слева от среднего. В Excel мы получаем этот результат с = NORM. S. INV (5%) = -1,645.

Значение риска 95% (VAR) определяется следующим образом:

1000000 долларов США * 1,0% волатильности * 1,65 = 16 500 долларов США

Исходя из этих предположений, мы можем сказать, что «только 1/20 дня (5% случаев) мы ожидаем, что ежедневный убыток превысит 16 500 долларов». Но это не поправка на ликвидность.

Предположим, что позиция находится в одной акции, где цена продажи составляет 20,40 доллара, а цена предложения – 19,60 доллара, а средняя цена составляет 20 долларов. В процентном отношении спред (%) составляет:

(20,40 долл. США – 19,60 долл. США) ÷ 20 долл. США = 4,0%

Полный спред представляет собой стоимость поездки туда и обратно: покупка и продажа акций. Но поскольку нас интересует только стоимость ликвидности, если нам нужно выйти из позиции (продать), корректировка ликвидности состоит из добавления половины (0,5) спреда. В случае VaR мы имеем:

  • Стоимость ликвидности (LC) = 0,5 x спред
  • VaR с поправкой на ликвидность (LVaR) = позиция ($) * [-дрейф (%) + волатильность * отклонение + LC], или
  • VaR с поправкой на ликвидность (LVaR) = позиция ($) * [-дрейф (%) + волатильность * отклонение + 0,5 * спред].

В нашем примере

LVaR = 1 000 000 долларов США * [-0% + 1,0% * 1,65 + 0,5 * 4,0%] = 36 500 долларов США

Таким образом, корректировка ликвидности увеличивает VaR на половину спреда (1 000 000 долларов США * 2% = + 20 000 долларов США).

Риск ликвидности можно разделить на риск фондирования (денежный поток) или рыночный (актив) риск ликвидности. Ликвидность финансирования имеет тенденцию проявляться в виде кредитного риска, или невозможность финансировать обязательства приводит к дефолту. Риск рыночной ликвидности проявляется в виде рыночного риска или невозможности продать актив, который снижает его рыночную цену или, что еще хуже, делает рыночную цену не поддающейся расшифровке. Риск рыночной ликвидности – это проблема, создаваемая взаимодействием продавца и покупателей на рынке. Если позиция продавца велика по отношению к рынку, это называется риском эндогенной ликвидности (особенность продавца). Если рынок отозвал покупателей, это называется риском экзогенной ликвидности – характеристика рынка, которая представляет собой скопление покупателей – типичным показателем здесь является аномально широкий спред между покупателями и покупателями.

Распространенный способ включения риска рыночной ликвидности в модель финансового риска (не обязательно в модель оценки) – это скорректировать или «наложить штраф» на меру путем добавления / вычитания половины спреда между ценой покупки и продажи.

Источник

Расчет ликвидности — как определить платежеспособность бизнеса

Ликвидность — это способность актива быстро превращаться в деньги без потери стоимости. Чем проще продать имущество, тем оно ликвиднее.

Ликвидность денег считается абсолютной. Но если речь идет о валюте, то ее ликвидность разной. Доллары и евро почти везде можно обменять на национальную валюту, а панамские бальбоа вряд ли будут востребованы в российской глубинке.

Такая же ситуация с недвижимостью. Продажа по рыночной цене квартиры в хорошем районе будет быстрее, чем продажа дома в деревне без электричества и коммуникаций.

Компания обладает разными активами, с разной скоростью реализации. Активы компании могут быть оборотными и внеоборотными.

Оборотные активы — это активы, которые используются в течение короткого срока, до 12 месяцев, и меняют свою форму в течение производственного цикла.
Они включают:

  • деньги на счетах, вкладах и в кассе;
  • дебиторская задолженность — то, что компании должны клиенты;
  • сырье, материалы;
  • выданные займы на срок до года.

Внеоборотные средства используются больше года, сохраняют форму в течение производственного цикла и переносят стоимость на готовую продукцию постепенно, с помощью амортизации .
К ним относятся:

  • недвижимость;
  • транспорт;
  • оборудование;
  • нематериальные активы (активы, не имеющие физической формы — сайт, патенты, программное обеспечение).
Читайте также:  Нормандский способ закрытия петель

Оборотные средства легче продать, они обладают большей ликвидностью, чем внеоборотные.

Существуют и неликвидные, труднореализуемые активы: запасы с истекшим сроком хранения или испорченные, готовая продукция, потерявшая актуальность, просроченная дебиторская задолженность. Это замороженные деньги, которые превращаются в убытки. Поэтому важно постоянно контролировать, ликвидны активы, которые вложения в деньги.

Ликвидность компании

Понятие ликвидности компании говорит о способности бизнеса погасить обязательства перед кредиторами и контрагентами, используя свое имущество. Ликвидность компании — это ее платежеспособность и финансовая устойчивость.

Платежеспособность — достаточность возможностей для покрытия обязательств, ее оценивают по балансу.

Ликвидной компании одобрят кредит, отгрузят товар с пост-оплатой, она более привлекательна для агентов. Если же у компании имущество низколиквидное и нет денег, кредиторы понимают, что есть риск потерять свои средства.

Оценка ликвидности по балансу

Ликвидность баланса — способность быстро погасить долги бизнеса за счет его активов, срок реализации которого соответствует сроку гашения. Расчет ликвидности предполагает сопоставление групп активов и пассивов.

Пассивы — это средства, на которые они финансируются. Они включают:

  • кредиторскую задолженность — то, что компания должна поставщикам;
  • задолженность по дивидендам перед собственниками;
  • краткосрочные и долгосрочные кредиты;
  • собственный капитал;
  • доходы будущих периодов — поступления за услуги, которые будут оказаны в будущем, но оплата за них уже получена, например, арендные платежи за следующий год;
  • резервы для будущих платежей.

Активы группируют по скорости реализации. А пассивы — по срочности оплаты.
Группы активов и пассивов сопоставляются между собой. Подразумеваются, самые ликвидные активы больше высокой высокой срочности, быстрореализуемые обязательства умеренной срочности и так далее.
Это говорит о том, что компания платежеспособная.

Группа и скорость реализации Что входит Нормальное
соотношение
Группа пассивов и срочность оплаты Что входит
А1, самые ликвидные наличные деньги;
деньги на расчетном счету;
вклады на срок до 1 года;
П1, высокая срочность погашения кредиторская задолженность;
А2, быстрореализуемые краткосрочная дебиторская задолженность; П2, умеренная срочность погашения кредиты со сроком погашения до 1 года;
долги по дивидендам;
А3, медленно реализуемые запасы;
долгосрочная дебиторская задолженность;
П3, низкая срочность погашения (больше года) долгосрочные кредиты;
А4, труднореализуемые основные средства;
нематериальные активы;
П4, постоянные собственный капитал;
доходы будущих периодов;
резервы для будущих платежей;

Последнее соотношение А4 ≤ П4 выполняется автоматически, если все предыдущие неравенства верны. Если соотношения соблюдаются, баланс ликвиден, у компании достаточно ресурсов, чтобы расплатиться с кредиторами .

Ликвидность баланса может быть неполной — какие-то неравенства выполняются, а какие-то нет. В этом случае, нужно обратить внимание, какой период погашения долгов компании проблемный:

А1 ≤ П1 — у компании недостаточно средств для погашения самых срочных обязательств;
А2 ≤ П2 — предприятие не может погасить кредиты сроком до одного года за счет быстрореализуемых активов;
А3 ≤ П3 — недостаточно медленно реализуемых активов для погашения долгосрочных кредитов.

Сопоставление активов групп А1 и А2 с пассивами групп П1 и П2 говорит о текущем , рассматриваемом периоде — до года. Сопоставление групп А3 и А4 с группами П3 и П4 — о ликвидности в будущем будущем.

Рассмотрим расчет ликвидности баланса на примере. В сервисе ПланФакт баланс формируется автоматически, поэтому можно своевременно отслеживать динамику показателей.

А1 = 165 901 (руб.)
П1 = 0 (руб.)
А1 ≥ П1 — у компании достаточно денег для погашения кредиторской задолженности.

А2 = 188 334 (руб.)
П2 = 3 000 000 (руб.)
А2 ≤ П2 — компании не хватает денег для погашения краткосрочных обязательств.

А3 = 1 780 000 (руб.)
П3 = 19 331,4 (руб.)
А3 ≥ П3 — у компании достаточно средств для погашения долгосрочных обязательств.

А4 = 1 000 000 (руб.)
П4 = 114 903 (руб.)
А4 ≥ П4 — баланс компании неликвиден.

Кредиторской задолженности у компании нет, поэтому первое неравенство выполняется. Дебиторская задолженность значительно ниже краткосрочных обязательств. У компании проблемы с текущей ликвидностью.
В долгосрочной перспективе — более года, ситуация лучше. Объем запасов значительно больше долгосрочных обязательств.

Чистый оборотный капитал — разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Показывает, какая часть оборотных средств свободна от обязательств, характеризует платежеспособность компании на срок до года.

Чистый оборотный капитал = 2 134 235 — 3 000 000 = — 865 765 (руб.)

Компания не способна погасить текущие обязательства.

«Я считаю, что в ежедневной работе в большинстве случаев показатели (коэффициенты) не имеют большой важности. Расчет ликвидности нужен только при подготовке документов для банков при оформлении кредитов или других банковских продуктов.
Основное внимание всегда уделялось планированию денежных средств, работе с дебиторской задолженностью и оптимизации денежных потоков»

Расчет коэффициентов ликвидности

Коэффициенты ликвидности отражают способность бизнеса расплатиться с имеющимися долгами, используя собственные средства. Такая оценка помогает контрагентам понять перспективы сотрудничества и оценить возможные риски.

Коэффициент текущей ликвидности

Чем выше этот показатель, тем лучше. Это значит, что компания может оплачивать свои долги за счет оборотных активов, не продавая имущество — недвижимость и оборудование.

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

  • 0-1,5 — низкая ликвидность, высокие риски;
  • 1,5-2,5 — нормальное значение;
  • > 2,5 — высокая ликвидность, но использование активов неэффективно.

Рассчитаем коэффициент для компании из примера:

Коэффициент текущей ликвидности = 2 134 235 / 3 000 000 = 0,71

Значение коэффициента ниже нормы, текущая ликвидность низкая. Это подтверждает вывод, полученный при анализе с помощью абсолютных показателей.

Читайте также:  Страновой риск способы снижения

Коэффициент быстрой ликвидности

Отражает способность компании оплатить свои долги, если возникнут сложности в работе. В нем не учитываются запасы сырья, как в предыдущем показателе, так как их срочная продажа может привести к убыткам.

Коэффициент быстрой ликвидности = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Остаток денежных средств) / Краткосрочные обязательства

  • 0-0,8 — высокие риски;
  • 0,8-1,0 — норма;
  • > 1,0 — высокая ликвидность, но использование активов неэффективно.

Коэффициент быстрой ликвидности = (188 334 + 0 + 165 901) / 3 000 000 = 0,12

Значение коэффициента низкое, это говорит о высоких рисках для компании из примера.

Коэффициент абсолютной ликвидности

Показывает, какая часть обязательств может быть погашена немедленно, поэтому в нем не фигурирует дебиторская задолженность, не нужно ждать ее погашения от клиентом.

Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства

  • 0-0,2 — высокие риски;
  • 0,2-0,5 — нормальное значение;
  • > 0,5 — высокая ликвидность, но использование активов неэффективно.

Коэффициент абсолютной ликвидности = (188 334 + 0) / 3 000 000 = 0,06

Денег на счетах и в кассе хватает для погашения только 6% краткосрочных обязательств.

Расчет ликвидности показал, что компания неплатежеспособна.

Взаимосвязь коэффициентов ликвидности

Элементы для расчета Коэффициент текущей ликвидности
включает в расчет
Коэффициент быстрой ликвидности
включает в расчет
Коэффициент абсолютной ликвидности
включает в расчет
Запасы
Дебиторская задолженность сроком до года
Краткосрочные вложения
Деньги
Краткосрочные обязательства
Оптимальное значение 1,5-2,5 0,8-1,0 0,2-0,5

Показатели ликвидности отражают, какая доля обязательств может быть закрыта с помощью использования денег на счетах и кассе, получения денег от дебиторов, реализации запасов. Для некоторых сфер норма показателей может отличаться.

Ринальд Садыков, генеральный директор Terabit Digital:

«Коэффициент ликвидности является лакмусовой полоской, проявляющей то, насколько правильно мы все делаем с точки зрения финансов и тактических действий.
Когда коэффициент ликвидности становится меньше единицы, это сигнал, что не все хорошо, повод задуматься и принять меры. Необходимо обратить внимание на баланс дебит-кредит, так как мы входим в опасную зону.

Среднерыночной нормой коэффициента ликвидности является показатель в 1-2. Но так как наше агентство занимается IT-разработкой и весь бизнес построен на людях, то для нас коэффициент 1-2 означает наличие критичных рисков. Мы стараемся поддерживать его на уровне от 3 до 6»

На практике может возникнуть ситуация, когда какие-то коэффициенты в норме, а какие-то — нет. В этом случае можно воспользоваться таблицей, чтобы выявить слабые места:

Коэффициент текущей ликвидности норма норма нет
Коэффициент быстрой ликвидности норма нет нет
Коэффициент абсолютной ликвидности нет нет нет
Проблема не хватает денежных средств не хватает денежных средств и дебиторской задолженности не хватает денежных средств, дебиторской задолженности и запасов

Как повысить ликвидность

1. Эффективное управление оборотным капиталом

Оптимизация показателей может происходить за счет наращивания объема денежных средств, дебиторской задолженности и запасов. Важно, чтобы эти статьи росли рационально, исходя из потребностей компании.
Бездумное увеличение оборотного капитала ведет к увеличению коэффициентов при расчете ликвидности, но не говорит об улучшении работы компании и может привести к появлению неликвидных активов и убытков.

2. Увеличивать прибыль компании

Рост прибыли увеличивает собственный капитал, финансирует покупку активов и оборотные средства. Если у компании достаточно собственных средств, ей не нужно брать много кредитов.

3. Сокращать долю дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность может стать «плохой», если недобросовестные клиенты не смогут оплатить свои долги. Но и отказаться от нее нельзя — введение предоплаты может сделать компанию менее привлекательной.
Важно постоянно контролировать размер дебиторской задолженности и ее долю в оборотных активах.

Дмитрий Краснощек, основатель юридической компании «Стратегия»:

«Специфика нашего бизнеса — банкротство, и иногда клиенты, оказавшиеся в трудной ситуации, не могут вовремя рассчитаться. Процессу сбора дебиторской задолженности мы уделяем большее внимание, осуществляем пристальный контроль и постоянный мониторинг. Иначе как раз здесь для нас и возникает риск потери ликвидности: если не платят нам, то тогда не сможем заплатить мы»

4. Снижать или перераспределять кредитную нагрузку

Перекредитование может позволить компании перераспределить обязательства из текущих в долгосрочные, это положительно скажется на текущей ликвидности, но плохо — на перспективе. Для компании из примера это был бы хороший шаг — сокращение текущих обязательств позволит повысить текущую ликвидность и увеличить чистый оборотный капитал.
По этой причине погашение обязательств логично также отнести на более долгий срок, привлечь долгосрочное финансирование.

5. Учет финансовых возможностей при капитальных вложениях

Если капитальные вложения — покупка недвижимости и дорогого оборудования, неоправданны, они могут повлечь потерю ликвидности и неспособность платить по кредитам. Лучше всего, если дорогостоящие вложения финансируются за счет накопленной прибыли или вложений собственников. Компании обычно финансируют выплату кредита за счет оборотных средств, что ведет к уменьшению чистого оборотного капитала и ухудшению ликвидности.

Резюмируем

1. Ликвидность — это скорость превращения активации в деньги.
2. Ликвидность компании — это ее способность погасить обязательства перед кредиторами.
3. Расчет ликвидности предполагает соотнесение групп активов по скорости реализации и групп пассивов по срочности оплаты.
4. Расчет ликвидности показывает перспективы в долгосрочной перспективе.
5. Повышение ликвидности возможно за счет оптимизации оборотных средств, работы с дебиторской задолженностью, увеличения прибыли, перераспределения кредитной нагрузки и учета возможностей компании при долгосрочных вложениях.

Источник

Оцените статью
Разные способы