- Научная электронная библиотека
- 2.1. Оценка физического развития
- Способы измерения показателей физического развития
- жБЛФПТЩ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ
- хУМПЧЙС РТПЧЕДЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК
- нЕФПДЩ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙЪНЕТЕОЙК
- йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ (ДМЙОЩ ФЕМБ)
- йЪНЕТЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЧЕУБ)
- йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ
- йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ
- йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС
- нЕФПДЩ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
- гЕОФЙМШОЩК НЕФПД
- нЕФПД рПМС вТПЛБ
- йОДЕЛУ лЕФМЕ
- чЕУ ФЕМБ Й ФЙР ФЕМПУМПЦЕОЙС
Научная электронная библиотека
Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,
2.1. Оценка физического развития
Физическое развитие, обусловленное ростовыми и дифференцировочными процессами, является критерием оценки состояния здоровья растущего организма, поэтому отклонение от физиологической траектории развития основных показателей физического развития может служить признаком неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды (Сетко Н.П., Булычева Е.В., 2008). Многочисленными исследователями доказан научный факт тесной взаимосвязи между физическим развитием и критическими факторами среды обитания, при условии их постоянного, комплексного и интенсивного воздействия, что характерно для образовательной среды (Анторопова М.В. с соавт., 1999; Ковалева Г.А., Лукьянов А.В., 2001; Максимова Т.М., Белов В.Б., Лукшина Н.П., 2004; Кучма В.Р., 2005; Денисов А.П., Спинов В.И., Стороженко А.Е., 2008). Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние. В связи с этим, антропометрические данные могут быть использованы в качестве индикаторов оценки здоровья и диагностических критериев при распознавании различных отклонений.
В настоящее время под физическим развитием рассматривается комплекс морфофункциональных особенностей организма, характеризующий определенный этап биологического развития (Кучма В.Р., 2003).
Основными показателями физического развития являются соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы), соматоскопические (жироотложение степень развития подкожно-жировой клетчатки, распределение; степень развития мускулатуры, половое развитие) и физиометрические (жизненная емкость легких, артериальное давление, мышечная сила рук).
При измерении показателей физического развития необходимо соблюдать следующие правила:
1. Измерения должны проводиться на обнаженных детях в утренние часы в комфортных условиях.
2. Для измерения должны использоваться только общепринятый инструментарий с высокой точностью измерения.
3. Необходимо соблюдать основные правила техники измерения.
На протяжении всей истории оценки физического развития специалистами проводилось отдельное измерение всех показателей, на основании чего центильным методом «вручную» давалось заключение об уровне развития и степени гармоничности физического развития. Для того чтобы правильно пользоваться центильными таблицами, необходимо определить точный возраст ребенка и отнести его к соответствующей возрастной группе. Существенно облегчает данную задачу предложенная А.А. Барановым и Л.А. Щеплягиной (2006) специальная таблица для установления календарного возраста (табл. 1).
Определение календарного возраста на момент обследования
При ее использовании из года обследования нужно вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц рождения) и вертикальной (месяц обследования) строк.
Пример: Ребенок родился 12.05.2000 г., обследование проводилось 17.02.2008 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 8 лет. На пересечении горизонтальной (V) и вертикальной (II) строк таблицы находим цифру «–3», значит, до 8 лет недостает 3 месяцев (12 – 3 = 11) – возраст ребенка на момент обследования 7 лет 11 месяцев.
После определения точного возраста детей и подростков проводят возрастную группировку (табл. 2).
7 лет 5 мес. 29 дн.
8 лет 5 мес. 29 дн.
9 лет 5 мес. 29 дн.
10 лет 5 мес. 29 дн.
11 лет 5 мес. 29 дн.
12 лет 5 мес. 29 дн.
13 лет 5 мес. 29 дн.
14 лет 5 мес. 29 дн.
15 лет 5 мес. 29 дн.
16 лет 5 мес. 29 дн.
17 лет 5 мес. 29 дн.
Сущность центильного метода заключается в распределении показателей физического развития, функционального состояния основных систем организма по так называемым центильным коридорам. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда, который охватывает весь диапазон колебаний признака. Указанный ряд делят на 100 интервалов, попадание в которые имеют равные вероятности, размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли, или процента (центиля), детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до
75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена семью фиксированными центилями: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями (табл. 3) образуются 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров).
Центильная вероятность (центили)
Выделяют семь неодинаковых по величине центильных интервалов (коридоров).
«Коридор» 1 очень низких величин встречается у здоровых детей редко, лишь в 3 % случаев. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и по показаниям обследование.
«Коридор» 2 (3–10-й центиль) – интервал низких величин, встречается у 7 % здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья.
«Коридор» 3 (10–25-й центиль) – интервал величин ниже среднего, свойственных для 15 % детей и подростков.
«Коридор» 4 (25–75-й центиль) – интервал средних величин, свойственных 50 % здоровых детей.
«Коридор» 5 (75–90-й центиль) – интервал величин выше среднего, свойственных 15 % детей.
«Коридор» 6 (90–97-й центиль) – интервал высоких величин, встречается у 7 % здоровых детей.
«Коридор» 7 (от 97-го центиля) – интервал очень высоких величин, свойственных не более 3 % детей и подростков.
Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным.
Гармоничное физическое развитие в зависимости от оценки показателей подразделяется на следующие уровни: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое, очень низкое.
При дисгармоничности физического развития необходимо установить за счет какого показателя. Так, если значения массы тела находится в четвертом коридоре, а рост в седьмом, то дисгармоничность обусловлена очень высоким ростом; если рост находиться в 5 коридоре, а масса тела в 7, то дисгармоничность обусловлена очень высокой массой тела.
Дети с дисгармоничным физическим развитием относятся к группе риска и должны быть обследованы педиатром для выяснения и коррекции причин отклонений. Дети с резко дисгармоничным физическим развитием нуждаются в консультации эндокринолога.
Безусловно, в условиях массовых скриннинговых профилактических осмотров метод приобретает особую трудоёмкость в хронологическом плане и риска ошибок вследствие человеческого фактора. В связи с этим, в настоящее время появились ряд аппаратно-программных комплексов, позволяющих на основании показателей физического развития, измеренных приборами, входящих в комплекс, автоматически дать заключение о степени развития и гармоничности физического развития.
В качестве инструментария оценки физического развития нами рекомендуется использовать Комплекс медицинский диагностический «Здоровый ребенок» ОАО «Тулиновский приборостроительный завод» «ТВЕС». КМД «Здоровый ребенок» предназначен для автоматизированного ведения мониторинга физического развития и физической подготовки детей до 18 лет. Это компьютерная система, состоящая из электронных приборов: весы, ростомер, рулетка, динамометр, калипер, тонометр, компьютер, термопринтер. Комплекс дает возможность ведения базы данных как на индивидуальном уровне по каждому ребенку, так и обобщение результатов коллектива (класса, группы и т.п.). КМД автоматически накапливает показания вышеуказанных приборов, сравнивает их с заложенными в его память медицинскими нормами и печатает на специальной липкой этикетке заключение о физическом развитии ребенка, для удобства внесения данных в паспорт здоровья школьника. Так же комплекс оценивает физическую подготовленность, делит осбледуемых детей и подростков по физкультурным группам. КМД при введении в программное обеспечение вручную патологии школьников по МКБ 10 (Международная классификация болезней) может оценить комплексное состояние здоровья ребенка или подростка, которое формируется в специальном отчете с возможностью вывода его на печать в формате А4, в котором же программа распределяет детей и подростков по группам здоровья. Помимо этого комплекс формирует статистические отчеты в начале и конце учебного года. Если говорить о здоровье конкретного ребенка, то на протяжении всего периода обучения комплекс выдает динамику его развития в цифрах и в графиках. Согласно опыту сотрудников кафедры гигиены и эпидемиологии при проведении оценки физического здоровья на КМД, нужно отметить, что с технической стороны обслуживание комплекса и работа на нем не вызывает трудностей. Он экономит занимаемую площадь, время проведения осмотра, освобождает от ручной записи данных. Комплекс комплектуется компьютером, поэтому особенно удобен при эксплуатации, так как не требует никаких программных и системных настроек. Компьютер уже встроен в корпус комплекса, подключен к приборам функционально и программно проверен.
Источник
Способы измерения показателей физического развития
1.1 жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ
рТЙ ЧЪЗМСДЕ ОБ ФПЗП ЙМЙ ЙОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, НЩ ЪБДБЕН УЕВЕ ЧПРТПУ: «рПЮЕНХ МАДЙ ПФМЙЮБАФУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ? у ЮЕН ЬФП УЧСЪБОП?» й ДЕМП ОЕ ФПМШЛП Ч ФПН, ЮФП НЩ ТБЪОЩЕ РП ИБТБЛФЕТХ, РП ЧПУРТЙСФЙА НЙТБ, ОП ЙОФЕТЕУОП Й ФП, РПЮЕНХ НЩ ФБЛ ПФМЙЮБЕНУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ЧОЕЫОЕ.
цЙЪОШ ЮЕМПЧЕЛБ — ЬФП ОЕРТЕТЩЧОЩК РТПГЕУУ ТБЪЧЙФЙС, Ч ЛПФПТПН РПУМЕДПЧБФЕМШОП РТПИПДСФ УМЕДХАЭЙЕ ЬФБРЩ: УПЪТЕЧБОЙЕ, ЪТЕМЩК ЧПЪТБУФ, УФБТЕОЙЕ. тПУФ Й ТБЪЧЙФЙЕ — ЬФП ДЧЕ ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩЕ Й ЧЪБЙНППВХУМПЧМЕООЩЕ УФПТПОЩ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ РТПГЕУУБ. тПУФ — ЬФП ЛПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС, УЧСЪБООЩЕ У ХЧЕМЙЮЕОЙЕН ТБЪНЕТПЧ ЛМЕФПЛ, НБУУЩ ЛБЛ ПФДЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ Й ФЛБОЕК, ФБЛ Й ЧУЕЗП ПТЗБОЙЪНБ. тБЪЧЙФЙЕ — ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС, ДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧЛБ ФЛБОЕК Й ПТЗБОПЧ Й ЙИ ЖХОЛГЙПОБМШОПЕ УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕ. тПУФ Й ТБЪЧЙФЙЕ РТПФЕЛБАФ ОЕТБЧОПНЕТОП.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПТЗБОЙЪНБ РПДЮЙОСЕФУС ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОБН Й ПФТБЦБЕФ ПВЭЙЕ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ТПУФБ Й ТБЪЧЙФЙС. рПДЮЙОССУШ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОПНЕТОПУФСН, ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ВПМШЫПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ ЖБЛФПТПЧ Й ПФТБЦБЕФ ОЕ ФПМШЛП ОБУМЕДУФЧЕООХА РТЕДТБУРПМПЦЕООПУФШ, ОП Й ЧМЙСОЙЕ ОБ ПТЗБОЙЪН ЧУЕИ УТЕДПЧЩИ ЖБЛФПТПЧ.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПУФБЕФУС ПДОЙН ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЪДПТПЧШС Й ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, РПЬФПНХ РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ ЕЗП, ВХДЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ЪДПТП-ЧПЗП РПЛПМЕОЙС.
пУПВЕООПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС РТПЗТБННЙТХАФУС ОБ ЗЕОЕФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ, РПЬФПНХ ДЕФЙ РПИПЦЙ ОБ ТПДЙФЕМЕК. оБУМЕДУФЧЕООБС РТПЗТБННБ РЕТЕДБЕФУС ЙЪ РПЛПМЕОЙС Ч РПЛПМЕОЙЕ, Й Х ПДОЙИ МАДЕК ОЕ ЙЪНЕОСЕФУС, Б Х ДТХЗЙИ УПЧЕТЫЕОУФЧХЕФУС. оЕПВИПДЙНП РПНОЙФШ, ЮФП ОБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ НОПЦЕУФЧП ЧОЕЫОЙИ Й ЧОХФТЕООЙИ ЖБЛФПТПЧ, ЬФП НБФЕТЙБМШОП-ВЩФПЧЩЕ ХУМПЧЙС, ОБГЙПОБМШОЩЕ Й ТЕЗЙПОБМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ХЛМБДБ Й УФЙМС ЦЙЪОЙ, ЬЛПМПЗЙЮЕУЛБС ПВУФБОПЧЛБ, УПУФПСОЙЕ РЙФБОЙС, ОБМЙЮЙЕ ЙМЙ ПФУХФУФЧЙЕ ВПМЕЪОЕК.
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ ЫЙТПЛП ЧЧПДЙФУС ЛХМШФ ЪДПТПЧШС. пО ЧУСЮЕУЛЙ НПТБМШОП Й НБФЕТЙБМШОП РППЭТСЕФУС ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ УФТХЛФХТБНЙ, ПФЧЕФУФЧЕООЩНЙ ЪБ УПИТБОЕОЙЕ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЪДПТПЧШС, Б ЬФП Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ УРПУПВУФЧХЕФ ЖПТНЙТПЧБОЙА РПФТЕВОПУФЙ Ч ЪДПТПЧПН ФЕМЕ. дБООБС ЙДЕС ОЕ ОПЧБ, ЕЭЕ Ч ДТЕЧОЕН НЙТЕ ЙНЕМ НЕУФП ЛХМШФ ЪДПТПЧПЗП ФЕМБ. рТЙНЕТПН ФПНХ УМХЦЙФ дТЕЧОСС зТЕГЙС Й ЕЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ОБУМЕДЙЕ, ЛПФПТПЕ ДПЫМП ДП ОБЫЙИ ДОЕК.
рПЪОБЛПНЙЧЫЙУШ У ОЙЦЕЙЪМПЦЕООЩН НБФЕТЙБМПН НПЦОП ВХДЕФ УХДЙФШ П УППФЧЕФУФЧЙЙ ЙУУМЕДХЕНЩИ РБТБНЕФТПЧ ЧПЪТБУФОЩН Й ТЕЗЙПОБМШОЩН ОПТНБФЙЧБН, ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ПГЕОЙФШ ЧЛМБД ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ Ч ПУПВЕООПУФЙ ФЕМПУМПЦЕОЙС.
жБЛФПТЩ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ
оЕРТЕТЩЧОП РТПФЕЛБАЭЙЕ РТПГЕУУЩ ПВНЕОБ ЧЕЭЕУФЧ Й ЬОЕТЗЙЙ Ч ПТЗБОЙЪНЕ ЮЕМПЧЕЛБ, ПРТЕДЕМСАФ ПУПВЕООПУФЙ ЕЗП ТБЪЧЙФЙС. фЕНРЩ ЙЪНЕОЕОЙК НБУУЩ, ТПУФБ, ПЛТХЦОПУФЕК ФЕМБ Ч ТБЪМЙЮОЩЕ РЕТЙПДЩ ЦЙЪОЙ ОЕ ПДЙОБЛПЧЩ. пВ ЬФПН НПЦЕФ УХДЙФШ ЛБЦДЩК ЙЪ чБУ, ЕУМЙ ЧУРПНОЙФ УЧПЕ ТБЪЧЙФЙЕ Ч ДПЫЛПМШОПН Й ЫЛПМШОПН ЧПЪТБУФЕ. пФМЙЮЙФЕМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЙНЕАФУС Х АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ, МАДЕК Ч ЪТЕМПН ЧПЪТБУФЕ Й РПЦЙМПН.
тПУФ, НБУУБ, РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ Ч ХЧЕМЙЮЕОЙЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ, ЕЗП РТПРПТГЙЙ ЪБРТПЗТБННЙТПЧБОЩ ОБУМЕДУФЧЕООЩНЙ НЕИБОЙЪНБНЙ Й РТЙ ПРФЙНБМШОЩИ ХУМПЧЙСИ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ ЙДХФ Ч ПРТЕДЕМЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ. пДОБЛП, ОЕЛПФПТЩЕ ЖБЛФПТЩ НПЗХФ ОЕ ФПМШЛП ОБТХЫЙФШ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ТБЪЧЙФЙС, ОП Й ЧЩЪЧБФШ ОЕПВТБФЙНЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС.л ОЙН ПФОПУСФ:
чОЕЫОЙЕ | чОХФТЕООЙЕ |
ОЕВМБЗПРТЙСФОПЕ ЧОХФТЙХФТПВОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ; УПГЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС; ОЕТБГЙПОБМШОПЕ РЙФБОЙЕ; НБМПРПДЧЙЦОЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ; ЧТЕДОЩЕ РТЙЧЩЮЛЙ; ТЕЦЙН ФТХДБ Й ПФДЩИБ; ЬЛПМПЗЙЮЕУЙК ЖБЛФПТ; | ОБУМЕДУФЧЕООПУФШ; ОБМЙЮЙЕ ЪБВПМЕЧБОЙК; |
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ — ЬФП РТПГЕУУ ЛПМЙЮЕУФЧЕООПЗП Й ЛБЮЕУФЧЕООПЗП ЙЪНЕОЕОЙС ЧУЕИ РПЛБЪБФЕМЕК ПТЗБОЙЪНБ ЮЕМПЧЕЛБ Ч РТПГЕУУЕ ЕЗП ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ.
пУОПЧЩ УПЧТЕНЕООЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ (antropos-ЮЕМПЧЕЛ, metria-ЙЪНЕТЕОЙЕ) НЕФПДПЧ ЙУУМЕДПЧБОЙС ЪБМПЦЕОЩ Ч РТПЫМПН ЧЕЛЕ, ЛПЗДБ ВЩМЙ ;ЙУБОЩ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЙЪНЕОЮЙЧПУФЙ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК.
йУУМЕДХС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ (ТПУФ ЙМЙ ДМЙОХ ФЕМБ, ЧЕУ ЙМЙ НБУУХ ФЕМБ, ПЛТХЦОПУФЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ), НПЦОП ОБЗМСДОП Й РТПУФП ПГЕОЙФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ.
пВЭЕЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ЖЙЪЙЮЕУЛПН ТБЪЧЙФЙЙ РПМХЮБАФ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ФТЕИ ПУОПЧОЩИ ЙЪНЕТЕОЙК:
— ПРТЕДЕМСС ДМЙОХ ФЕМБ;
— НБУУХ ФЕМБ;
— ПВИЧБФ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ.
хУМПЧЙС РТПЧЕДЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК
бОФТПРПНЕФТЙА РТПЧПДСФ У РПНПЭША ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ Й ПФТЕЗХМЙТПЧБООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ Й Ф.Д. чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЙЪЧПДЙФШ Ч РЕТЧПК РПМПЧЙОЕ ДОС, ОБФПЭБЛ, МЙВП ЮЕТЕЪ 2-3 ЮБУБ РПУМЕ БДЩ, ПВУМЕДХЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ. еУМЙ ЦЕ ЙЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФУС ЧП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ, ЦЕМБФЕМШОП ЪБОСФШ ЗПТЙЪПОФБМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ ОБ 10-15 НЙОХФ.
дМС ПВЯЕЛФЙЧОПУФЙ РПУМЕДХАЭЕК ПГЕОЛЙ ОЕПВИПДЙНП УПВМАДБФШ ФТЕВПЧБОЙС Л РТБЧЙМБН ЙЪНЕТЕОЙС. бОБМЙЪ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК — ЧБЦОЕКЫЙК ЬМЕНЕОФ ЙУУМЕДПЧБОЙС УППФЧЕФУФЧЙС ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС ЧПЪТБУФОЩН ОПТНБФЙЧБН.
чЩСЧМЕООЩЕ ПФЛМПОЕОЙС НПЗХФ СЧМСФШУС ЖБЛФПТБНЙ ТЙУЛБ ЙМЙ РТЙЪОБЛБНЙ ОЕЛПФПТЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. рПЬФПНХ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ ЙЪНЕТЕОЙК, НПЦЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ХУФБОПЧЛЙ ОБ ЪДПТПЧЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ.
оЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ НЕФПДЙЛЙ ЙЪНЕТЕОЙС ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП ЙУУМЕДХЕНЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЧЕМЙЮЙО.
нЕФПДЩ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙЪНЕТЕОЙК
йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ (ДМЙОЩ ФЕМБ)
йЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФ РТЙ РПНПЭЙ ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ (ЛЙУФЕЧПЗП Й УФБОПЧПЗП).
чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЧПДЙФШ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ОБФП-ЭБЛ Й РПУМЕ ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПФРТБЧМЕОЙК. йЪНЕТСЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ МЙЫШ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ.
йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ — РТПЙЪЧПДЙФУС Ч РПМПЦЕОЙЙ УФПС РТЙ РПНПЭЙ ТПУФПНЕТБ. пВУМЕДХЕНЩК УФБОПЧЙФУС ОБ РМПЭБДЛХ ТПУФПНЕТБ, УРЙОПК Л ЧЕТФЙЛБМШОПК УФПКЛЕ, ЧЩРТСНЙЧЫЙУШ, РТЙЛБУБСУШ Л УФПКЛЕ ЪБФЩМЛПН, НЕЦМПРБФПЮОПК ПВМБУФША, СЗПДЙГБНЙ Й РСФЛБНЙ. уЛПМШЪСЭБС ЗПТЙЪПОФБМШОБС РМБОЛБ РТЙЛМБДЩЧБЕФУС Л ЗПМПЧЕ ВЕЪ ОБДБЧМЙЧБОЙС.
пЮЕОШ ЧБЦОП РТПЧПДЙФШ ЙЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ФБЛ ЛБЛ Л ЧЕЮЕТХ ТПУФ ЮЕМПЧЕЛБ УФБОПЧЙФУС НЕОШЫЕ ОБ 1-2 УН. рТЙЮЙОПК ЬФПНХ СЧМСЕФУС ЕУФЕУФЧЕООБС ХУФБМПУФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ДОС, УОЙЦЕОЙЕ НЩЫЕЮОПЗП ФПОХУБ, ХРМПЭЕОЙЕ НЕЦРПЪЧПОПЮОЩИ ИТСЭЕЧЩИ ДЙУЛПЧ Й УЧПДБ УФПРЩ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РТСНПИПЦДЕОЙС. тПУФ НПЦЕФ ЪОБЮЙФЕМШОП ЧБТШЙТПЧБФШУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ, ЧОХФТЙХФТПВОПЗП ТБЪЧЙФЙС Й ПФ ОБМЙЮЙС ЪБВПМЕЧБОЙК.
оБ ТПУФ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙЕ ЖБЛФПТЩ, РПМПЧЩЕ ТБЪМЙЮЙС, ЧПЪТБУФ, УПУФПСОЙЕ ЪДПТПЧШС Й Ф.Д. дМЙОБ ФЕМБ НПЦЕФ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ЧПЪТБУФХ, ОП НПЦЕФ Й ЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБФШУС ПФ ЧПЪТБУФОПК ОПТНЩ, РТЙ ЬФПН НБМЩК ТПУФ ОБЪЩЧБАФ ОБОЙЪНПН, Б ЧЩУПЛЙК ЗЙЗБОФЙЪНПН. у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ТПУФБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 154,0 159,3 | 158,0 163,0 | 162,2 168,1 | 169,8 174,7 | 177,4 181,2 | 182,0 185,1 | 185,0 187,9 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 151,7 154,2 | 155,0 157,3 | 158,3 161,2 | 163,7 165,6 | 169,0 170,0 | 172,0 173,1 | 174,1 175,5 |
йЪНЕТЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЧЕУБ)
у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ЧЕУБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ, РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 41,2 46,4 | 45,4 50,5 | 51,8 56,8 | 58,8 63,7 | 65,9 70.6 | 73,0 78,0 | 82,5 86.2 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 42,4 45,2 | 46,8 48,4 | 51,0 52,4 | 56,0 57,2 | 61,0 62,0 | 66,2 68,0 | 76,1 79,0 |
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ РТПЙЪЧПДСФ ЮЕТЕЪ ОБЙВПМЕЕ ЧЩУФХРБАЭЙЕ ФПЮЛЙ ЪБФЩМПЮОПЗП ВХЗТБ Й ОБДВТПЧОЩЕ ДХЗЙ. уППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЧПЪТБУФХ ТБЪНЕТЩ ЗПМПЧЩ НПЦОП ОБКФЙ Ч ФБВМЙГБИ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 52,4 52,5 | 53,4 53,5 | 54,4 54,6 | 56,2 56,3 | 57,9 58,0 | 59,0 59,1 | 60,1 60,2 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 50,9 51,0 | 51,7 51,8 | 52,3 52,4 | 53,8 53,9 | 55,3 55,4 | 56,0 56,1 | 56,9 57,0 |
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ РТПЧПДСФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: Ч РПМПЦЕОЙЙ УФПС, ТХЛЙ ПРХЭЕОЩ, РТЙ НБЛУЙНБМШОПН ЧДПИЕ, РПМОПН ЧЩДПИЕ Й УРПЛПКОПН ДЩИБОЙЙ. уБОФЙНЕФТПЧХА МЕОФХ ОБЛМБДЩЧБАФ ЗПТЙЪПОФБМШОП, УЪБДЙ РПД ХЗМБНЙ МПРБФПЛ, УРЕТЕДЙ РП ПЛПМПУПУЛПЧЩН ЛТХЦЛБН, Б Х ДЕЧХЫЕЛ РПД НПМПЮОЩНЙ ЦЕМЕЪБНЙ.
чПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ХЛБЪБОЩ Ч ФБВМЙГБИ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 73,3 77,0 | 76,1 80,1 | 80,0 82,9 | 84,9 87,6 | 89,9 92,2 | 93,6 95,5 | 97,0 98,4 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 73,0 75,4 | 75,9 78,0 | 78,8 80,7 | 83,0 84,7 | 87,1 88,0 | 90,6 91,1 | 93,9 94,6 |
тБЪОЙГБ ЧЕМЙЮЙЙ ПЛТХЦОПУФЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩУПФЕ ЧДПИБ Й ЧЩДПИБ ПФТБЦБЕФ РПДЧЙЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ, ЛПФПТХА РТБЧЙМШОЕЕ ОБЪЩЧБФШ ЬЛУЛХТУЙЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ЧП ЧТЕНС ДЩИБОЙС. жПТНХМБ ТБУЮЕФБ ЬФПЗП РПЛБЪБФЕМС РТЙЧЕДЕОБ ОЙЦЕ.
ьЛУЛХТУЙС ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ | = | пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧДПИЕ | — | пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩДПИЕ |
еУМЙ РПМХЮЕООЩК ТЕЪХМШФБФ ТБЧЕО 4 УН Й НЕОЕЕ, ЕЗП ТБУГЕОЙЧБАФ ЛБЛ ОЙЪЛЙК. еУМЙ ПО ТБЧЕО 5 — 9 УН — УТЕДОЙН, Б ЕУМЙ 10 УН Й ВПМЕЕ -ЧЩУПЛЙН.
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС РТПЧПДСФ Ч УБНПН ХЪЛПН НЕУФЕ МХЮЕЪБРСУФОПЗП УХУФБЧБ. рПМХЮЕООБС ЧЕМЙЮЙОБ ДБЕФ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ФЙРЕ ФЕМПУМПЦЕОЙС. фБЛ, ЕУМЙ Х ЦЕОЭЙО ПЛТХЦОПУФШ ЪБРСУФШС НЕОЕЕ 14 УН, НПЦОП ЗПЧПТЙФШ П ИТХРЛПН ФЕМПУМПЦЕОЙЙ, ЕУМЙ ПФ 14 ДП 16,5 УН — П УТЕДОЕН, Б ЕУМЙ УЧЩЫЕ 16,5 УН — П РМПФОПН. х НХЦЮЙО ПЛТХЦОПУФШ ЪБРСУФШС НЕОЕЕ 16,5 УН УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ИТХРЛПН ФЕМПУМПЦЕОЙЙ, ПФ 16,5 ДП 18 УН — П УТЕДОЕН, УЧЩЫЕ 18 УН — П РМПФОПН.
рТЕДУФБЧМЕОЙЕ П УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФСИ ЙУРЩФХЕНПЗП НПЦОП РПМХЮЙФШ У РПНПЭША ДЙОБНПНЕФТЙЙ. йУРПМШЪХЕФУС ДМС ЬФПЗП РТЙВПТ ДЙОБНПНЕФТ, ЙЪНЕТСАЭЙК УЙМХ УЦБФЙС НЩЫГ ТХЛЙ.
йУРЩФХЕНЩК НБЛУЙНБМШОП УЦЙНБЕФ ДЙОБНПНЕФТ РТБЧПК, ЪБФЕН МЕЧПК ТХЛПК. тХЛБ ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩФСОХФБ Ч УФПТПОХ, Й РПДОСФБ ДП ХТПЧОС РМЕЮ. йЪНЕТЕОЙЕ РТПЧПДСФ 2-3 ТБЪБ Й ЪБРЙУЩЧБАФ ОБЙВПМШЫХА ГЙЖТХ. фПЮОПУФШ ЙЪНЕТЕОЙС +\- 2 ЛЙМПЗТБННБ. уП УТЕДОЙНЙ ЧПЪТБУФОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФЕК АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ НПЦОП РПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГЕ.
уТЕДОЙЕ ЧПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ДЙОБНПНЕФТЙЙ (ЛЗ).
чПЪТБУФ (ЗПДЩ) | аОПЫЙ | дЕЧХЫЛЙ |
15 16 17 | 35,34+/-0,69 41,09+/-0,71 44,00+/-0,71 | 22,93+/-0,38 24,24+/-0,41 26,24+/-0,33 |
рПУМЕ РТПЧЕДЕОЙС ДЙОБНПНЕФТЙЙ ТБУУЮЙФЩЧБАФ УЙМПЧПК ЙОДЕЛУ РП ЖПТНХМЕ:
уЙМПЧПК ЙОДЕЛУ = нЩЫЕЮОБС УЙМБ ЧЕДХЭЕК ЛЙУФЙ (ЛЗ) / чЕУ ФЕМБ (ЛЗ)
дМС ПРТЕДЕМЕОЙС УЙМЩ НЩЫГ ТБЪЗЙВБФЕМЕК УРЙОЩ ЙУРПМШЪХАФ УФБОПЧПК ДЙОБНПНЕФТ, ЛПФПТЩК УОБВЦЕО ПРПТОПК РМПЭБДЛПК ДМС ОПЗ. рТЙ ;ЪНЕТЕОЙЙ УФБОПЧПК УЙМЩ ЙУРЩФХЕНЩК ЧУФБЕФ ОБ ПРПТОХА РМПЭБДЛХ. дБМЕЕ ПЗЙВБЕФУС, ВЕТЕФУС ТХЛБНЙ ЪБ ТХЮЛХ ДЙОБНПНЕФТБ Й У НБЛУЙНБМШОЩН .УЙМЙЕН НЕДМЕООП ЧЩРТСНМСЕФУС. йУУМЕДПЧБОЙЕ РПЧФПТСАФ 2-3 ТБЪБ, ПФНЕЮБАФ МХЮЫЙК ТЕЪХМШФБФ. фПЮОПУФШ ЙЪНЕТЕОЙС ТБЧОБ +/- 5 ЛЙМПЗТБНН. ч ФБВМЙГЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ ЛБЮЕУФЧЕООП-ЛПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ ПГЕОЛЙ УФБОПЧПК: УЙМЩ НХЦЮЙО Й ЦЕОЭЙО.
пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ (ЛЗ).
пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ | цЕОЭЙОЩ | нХЦЮЙОЩ |
оЙЪЛБС | нЕОЕЕ 90 | нЕОЕЕ 130 |
оЙЦЕ УТЕДОЕК | 90-119 | 130-159 |
уТЕДОСС | 120-149 | 160-189 |
чЩЫЕ УТЕДОЕК | 150-180 | 190-220 |
чЩУПЛБС | вПМЕЕ 180 | вПМЕЕ 220 |
нЕФПДЩ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
пГЕОЛБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС Ч МАВПН ЧПЪТБУФЕ РТПЙЪЧПДЙФУС РХФЕН УТБЧОЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ УП УТЕДОЙНЙ ТЕЗЙПОБМШОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ ДМС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ЧПЪТБУФБ Й РПМБ.
гЕОФЙМШОЩК НЕФПД
мХЮЫЙК УРПУПВ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС У РПНПЭША ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГ, ПО РТПУФ Ч ТБВПФЕ, ФБЛ ЛБЛ ЙУЛМАЮБАФУС ТБУЮЕФЩ. гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ ЫЙТПЛП РТЙНЕОСЕФУС ЪБ ТХВЕЦПН У ЛПОГБ 70-И ЗПДПЧ XX ЧЕЛБ. чЩЫЕ ВЩМЙ РТЙЧЕДЕОЩ ФБВМЙГЩ ДМС ФБЛЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЛБЛ ТПУФ, ЧЕУ, ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ, ЗТХДЙ.
гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ РПЪЧПМСАФ УТБЧОЙФШ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ЧЕМЙЮЙОЩ УП УФБОДБТФОЩНЙ ФБВМЙЮОЩНЙ, РПМХЮБЕНЩНЙ РТЙ НБУУПЧЩИ ПВУМЕДПЧБОЙСИ. уПУФБЧМСАФ ЬФЙ ФБВМЙГЩ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ДБООЩЕ 100 ЮЕМПЧЕЛ (100%) ПДОПЗП ЧПЪТБУФБ ЧЩУФТБЙЧБАФ Ч РПТСДЛЕ ЧПЪТБУФБОЙС. ъБФЕН РПЛБЪБФЕМЙ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 ПВУМЕДХЕНЩИ ЧОПУСФ Ч ФБВМЙГЩ, Ч ЛПФПТЩИ УПИТБОСАФ ЧЩЫЕХЛБЪБООХА ОХНЕТБГЙА (ЙМЙ РТПГЕОФ, ЙМЙ РЕТГЕОФЙМШ, ЙМЙ РТПУФП ГЕОФЙМШ).
еУМЙ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ УППФЧЕФУФЧХАФ 25 — 75 ГЕОФЙМА, ФП ТБУУНБФТЙЧБЕНЩК РБТБНЕФТ УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЧПЪТБУФОПНХ ХТПЧОА ТБЪЧЙФЙС. еУМЙ ЦЕ РПЛБЪБФЕМШ УППФЧЕФУФЧХЕФ 10 ГЕОФЙМА, ЬФП ЗПЧПТЙФ П ТБЪЧЙФЙЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП; Б ЕУМЙ 3 — П ОЙЪЛПН ТБЪЧЙФЙЙ. еУМЙ РПЛБЪБФЕМШ ЧИПДЙФ Ч РТЕДЕМЩ 90 ГЕОФЙМС, ТБЪЧЙФЙЕ ПГЕОЙЧБАФ ЧЩЫЕ УТЕДОЕЗП; Б ЕУМЙ Ч 97 — ЛБЛ ЧЩУПЛПЕ.
пРТЕДЕМЕОЙЕ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УЮЙФБЕФУС ЗБТНПОЙЮОЩН, ЕУМЙ ЧУЕ ЙУУМЕДХЕНЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ УППФЧЕФУФЧХАФ ПДОПНХ Л ФПНХ ЦЕ ГЕОФЙМШОПН ТСДХ, МЙВП ДПРХУЛБЕФУС ПФЛМПОЕОЙЕ ЙИ НЕЦДХ УПВПК Ч РТЕДЕМБИ УПУЕДОЕЗП ГЕОФЙМС. вПМШЫБС ТБЪОЙГБ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ОЕЗБТНПОЙЮОПН ТБЪЧЙФЙЙ.
бОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛБС ПГЕОЛБ НЕФПДПН ГЕОФЙМЕК РПЮФЙ ЧУЕЗДБ ПЧРБДБЕФ У ПГЕОЛПК УПУФПСОЙС ЪДПТПЧШС Х ДЕФЕК, РПДТПУФЛПЧ Й НПМПДЕЦЙ. ДБООЩК НЕФПД ЙНЕЕФ РТЕЙНХЭЕУФЧБ РЕТЕД ДТХЗЙНЙ, ПО ПВЯЕЛФЙЧЕО, ПТТЕЛФЕО, УПРПУФБЧЙН, РТПУФ Ч ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ Й РПЪЧПМСЕФ УМЕДЙФШ ЪБ .ЙОБНЙЛПК БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ, ХЧЙДЕФШ ЙЪНЕОЕОЙС РПЛБЪБФЕМЕК — ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ. рТЙ ЬФПН УТБЪХ ВХДХФ РПМХЮЕОЩ ДБООЩЕ, БТБЛФЕТЙЪХАЭЙЕ ЛБЮЕУФЧП ТБЪЧЙФЙС (УТЕДОЙК ХТПЧЕОШ, ЧЩЫЕ УТЕДОЕЗП, ЧЩУПЛПЕ, ЙМЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП, ОЙЪЛПЕ).
рТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 181,2 УН, ЧЕУ 70,6 ЛЗ, ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 92,2 УН, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН. чУЕ «БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РБТБНЕФТЩ ОБИПДСФУС Ч ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГБИ Ч РТЕДЕМБИ 75 ГЕОФЙМС, ЮФП УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЗБТНПОЙЮОПНХ ХТПЧОА ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС.
йМЙ ДТХЗПК РТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 187,9 УН (97 ГЕОФЙМШ), НБУУХ 46,4 ЛЗ (3 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН (75 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 80,1 УН (10 ГЕОФЙМШ). йЪ РПУМЕДОЕЗП РТЙНЕТБ ЧЙДОП, ЮФП ТПУФ НПМПДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ЧЩУПЛЙК, НБУУБ ОЙЪЛБС, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЧПЪТБУФОПНХ ХТПЧОА ТБЪЧЙФЙС, Б ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП. жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЕЗБТНПОЙЮОПЕ.
зБТНПОЙЮОПУФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС НПЦОП ПГЕОЙФШ, ЙУРПМШЪХС ДЧХИНЕТОЩК ЛЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ Ч ЛПФПТПН ЙНЕАФУС ЫЛБМЩ ДМЙОЩ Й НБУУЩ ФЕМБ, ОЕПВИПДЙНП МЙЫШ ОБКФЙ НЕУФП РТЕУЕЮЕОЙС ГЕОФЙМШОЩИ ТСДПЧ НБУУЩ Й ДМЙОЩ ФЕМБ.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УЮЙФБЕФУС:
— зБТНПОЙЮОЩН, Й УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ЧПЪТБУФХ — ЕУМЙ ЧУЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ ОБИПДСФУС Ч РТЕДЕМБИ 25 — 75 ГЕОФЙМС.
— зБТНПОЙЮОЩН, ПРЕТЕЦБАЭЙН ЧПЪТБУФ — ЕУМЙ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ УППФЧЕФУФЧХАФ 90 — 97 ГЕОФЙМА.
— зБТНПОЙЮОЩН, ОП У ПФУФБЧБОЙЕН ПФ ЧПЪТБУФОЩИ ОПТНБФЙЧПЧ — ЕУМЙ ДБООЩЕ ПВУМЕДХЕНПЗП ОБИПДСФУС Ч РТЕДЕМБИ 3-10 ГЕОФЙМС. чУЕ ПУФБМШОЩЕ ЧБТЙБОФЩ ЗПЧПТСФ П ОЕЗБТНПОЙЮОПН ТБЪЧЙФЙЙ.
пВМБДБФЕМА МАВПЗП ЧБТЙБОФБ ЧОЕ ГЕОФТБМШОПЗП ЛЧБДТБФБ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ, ОБДМЕЦЙФ ПВУМЕДПЧБФШУС Х ЧТБЮБ У ГЕМША ЧЩСУОЕОЙС РТЙЮЙОЩ ЬФПЗП СЧМЕОЙС.
лЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ (чУРПНПЗБФЕМШОБС ФБВМЙГБ ДМС ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС).
  | рТПГЕОФОЩЕ (гЕОФЙМШОЩЕ) ТСДЩ | |||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||
нБУУБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ | 97% |   |   |   |   |   | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПРЕТЕЦБАЭЕЕ ЧПЪТБУФ | |
90% |   |   |   |   |   | |||
75% |   |   | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ЧПЪТБУФХ |   |   | |||
50% |   |   |   |   | ||||
25% |   |   |   |   | ||||
10% | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЙЦЕ ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН |   |   |   |   |   | ||
3% |   |   |   |   |   | |||
дМЙОБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ |
нЕФПД рПМС вТПЛБ
лТПНЕ ГЕОФЙМШОПЗП УРПУПВБ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС, ТБЪТБВПФБООПЗП МЙЫШ ДМС ДЕФЕК Й НПМПДЕЦЙ ДП 17 МЕФ, УХЭЕУФЧХАФ Й ДТХЗЙЕ. уБНЩН РТЙВМЙЪЙФЕМШОЩН Й УФБТЩН СЧМСЕФУС ТБУЮЕФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ, РТЕДМПЦЕООПК 100 МЕФ ОБЪБД ЖТБОГХЪУЛЙН БОФТПРПМПЗПН рПМЕН вТПЛПН:
йДЕБМШОЩК ЧЕУ (ЛЗ) = ТПУФ (УН) — 100
ьФХ ЖПТНХМБ Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС РТЕПВТБЪПЧБОБ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:
дМС НХЦЮЙО йДЕБМШОЩК ЧЕУ (ЛЗ) = 0,9 (ТПУФ (УН) — 100)
дМС ЦЕОЭЙО йДЕБМШОЩК ЧЕУ (ЛЗ) = 0,85 (ТПУФ (УН) — 100)
жПТНХМБ вТПЛБ ОЕ ХЮЙФЩЧБЕФ ФПЗП, ЮФП Х ЦЕОЭЙО ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЙК УМПК РПДЛПЦОПЗП ЦЙТБ, ЮЕН Х НХЦЮЙО; ЮФП ЧПЪТБУФ ЮЕМПЧЕЛБ ЧОПУЙФ УЧПЙ ЛПТТЕЛФЙЧЩ Ч ТБУЮЕФЩ Й Ф.Д.
рП НОЕОЙА НОПЗЙИ ДЙЕФПМПЗПЧ, ТБУЮЕФЩ ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ вТПЛБ НПЗХФ РТЙЧЕУФЙ Л ФПНХ, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ МАДЙ ЧЩУПЛПЗП ТПУФБ ВХДХФ УЮЙФБФШ УЧПК ЧЕУ ОПТНБМШОЩН, ИПФС ОБ УБНПН ДЕМЕ ПОЙ УФТБДБАФ ЙЪВЩФПЮОЩН, Й ОБПВПТПФ, ОЕЛПФПТЩЕ ОЙЪЛПТПУМЩЕ, ЮЕК ЧЕУ Ч ОПТНЕ, УЮЙФБФШ ЕЗП ЙЪВЩФПЮОЩН.
йОДЕЛУ лЕФМЕ
вПМЕЕ БВУФТБЛФОЩН, ОП ФЕН ОЕ НЕОЕЕ ОБДЕЦОЩН РПЛБЪБФЕМЕН ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ЙУРПМШЪХЕНЩН ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ РТЙ ЧЛМАЮЕОЙЙ ДПЗПЧПТБ УФТБИПЧБОЙС, СЧМСЕФУС ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК (ЙОДЕЛУ НБУУЩ), ЙМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ. ч ТБУЮЕФ ЕЗП ЧЧПДСФУС ЧУЕ ФЕ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОЩ Й ЖПТНХМБ ЧЩЗМСДЙФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:
йОДЕЛУ лЕФМЕ | = | чЕУ (ЛЗ) |
тПУФ 2 (Н) |
рТЙНЕТ: ЧЕУ ПВУМЕДХЕНПЗП 67 ЛЗ, Б ЕЗП ТПУФ 1,74 Н. рТПЧЕДС ОЕУМПЦОПЕ ЧЩЮЙУМЕОЙЕ, РПМХЮЙН ТЕЪХМШФБФ 22,01. дМС ЕЗП ПГЕОЛЙ ОЕПВИПДЙНП ЪОБФШ УМЕДХАЭЕЕ. йОДЕЛУ лЕФМЕ ДМС ЦЕОЭЙО Ч ОПТНЕ ДПМЦЕО ВЩФШ ТБЧЕО 19-24, Б ДМС НХЦЮЙО -20-25. еУМЙ ЪОБЮЕОЙС ЙОДЕЛУБ ТБЧОП 26, ЙМЙ РТЕЧЩЫБЕФ ЬФПФ РПЛБЪБФЕМШ, ФП ТЕЮШ ЙДЕФ П ЧТЕДОПН ДМС ПТЗБОЙЪНБ ЙЪВЩФЛЕ ЧЕУБ. пВ ПЦЙТЕОЙЙ I УФ ЗПЧПТСФ, ЕУМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ ТБЧЕО 26-30; II УФ — ЕУМЙ 30-40; III УФ — ЕУМЙ ВПМЕЕ 40. еУМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ ОЙЦЕ ХЛБЪБООЩИ ОПТНБФЙЧПЧ, ФП ЬФП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ДЕЖЙГЙФ ЧЕУБ.
чЕУ ФЕМБ Й ФЙР ФЕМПУМПЦЕОЙС
оЕУПНОЕООП, ЮФП НЕЦДХ ЧЕУПН ФЕМБ Й ФЙРПН ФЕМПУМПЦЕОЙС ЙНЕЕФУС УЧСЪШ, РТЙ ЬФПН ПДОБ Й ФБ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОБ НБУУЩ ФЕМБ Х ИТХРЛПЗП Й РМПФОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, РТЙ ПДЙОБЛПЧПН ТПУФЕ, ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЙИ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ РП ТБЪОПНХ. йДЕБМШОЩК ЧЕУ ЧЪТПУМПЗП ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ ФЕМПУМПЦЕОЙС НПЦОП ХЪОБФШ ЙЪ ФБВМЙГ Й ОПНПЗТБНН, РТЕДМБЗБЕНЩИ Ч ДЙДБЛФЙЮЕУЛПН НБФЕТЙБМЕ ОБ РТБЛФЙЮЕУЛПН ЪБОСФЙЙ. чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ ЛПФПТЩНЙ, ПГЕОЙЧБАФ РТПГЕОФ ПФЛМПОЕОЙС ЧЕУБ ФЕМБ ПФ ЙДЕБМШОПК ЧЕМЙЮЙОЩ. ьФП ДЕМБАФ ОЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕООЩН УРПУПВПН ТБУЮЕФБ ПФЛМПОЕОЙК ПФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ.
пФЛМПОЕОЙЕ ПФ НБУУЩ ФЕМБ
чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ, ПДОЙН ЙЪ РТЕДМПЦЕООЩИ УРПУПВПЧ (ГЕОФЙМШОЩН, НЕФПДПН рПМС вТПЛБ, ОПНПЗТБННБНЙ) ХЪОБАФ, ЛБЛЙН ДПМЦЕО ВЩФШ ЙДЕБМШОЩК ЧЕУ ФЕМБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ, РПМБ, ТПУФБ, ЙМЙ ДТХЗЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК. оП ОЕ ЧУЕЗДБ ТЕБМШОЩК ЧЕУ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЙДЕБМШОПНХ. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЧЩСУОЙФШ ЙНЕЕФУС МЙ ОЕДПУФБФПЛ ЙМЙ ЙЪВЩФПЛ ЧЕУБ ФЕМБ ДПУФБФПЮОП РТПЧЕУФЙ УМЕДХАЭЙК ТБУЮЕФ РП ЖПТНХМЕ:
дЕЖЙГЙФ (ЙЪВЩФПЛ) ЧЕУБ ФЕМБ = йДЕБМШОЩК ЧЕУ — тЕБМШОЩК ЧЕУ
еУМЙ РПМХЮЕООПЕ ЮЙУМП РПМПЦЙФЕМШОПЕ, ФП ЬФП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ДЕЖЙГЙФ НБУУЩ ФЕМБ. б ЕУМЙ РТЙ ЧЩЮЙУМЕОЙЙ РПМХЮБЕФУС ПФТЙГБФЕМШОЩК ТЕЪХМШФБФ, ФП ЬФП ЗПЧПТЙФ ПВ ЙЪВЩФПЮОПК НБУУЕ ФЕМБ.
Источник