Площадь фигуры. Способы измерения площадей фигур. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Нахождение площади прямоугольника
Читайте также:
|
|
F Дано:
F – данный прямоугольник
a,b – длины его сторон.
Доказать: S(F) = ab
1. Пусть a и b – натуральные числа. Тогда прямоугольник F можно разбить на единичные квадраты: F = E+E+E…+E. Всего их ab, так как имеем b рядов, в каждом из которых a квадратов. Отсюда S(F)=S(E)+S(E)…+S(E) = abS(E) =ab
Для приближенного измерения площадей плоских фигур можно использовать различные приборы, в частности, палетку. Палетка – это прозрачная пластина, на которой нанесена сеть квадратов. Сторона принимается за1.
Таким образом площадь геометрических фигур можно измерить максимально точно с помощью вычислений, но если фигура произвольна, то ее площадь можно найти только приблизительно.
Математические понятия. Объем и содержание понятия. Определение понятия через род и видовое отличие. Требование к определению понятий
1.Связанные с числами и операциями над ними: число, сложение, слагаемое, больше и др.;
2.Алгебраичкские понятия: выражение, равенство, уравнение и др.;
3.Геометрические понятия: прямая, отрезок, треугольник и т.д.;
4.Понятия, связанные с величинами и их измерением.
Любое математическое понятие характеризуется термином, объемом и содержанием понятия.
Объем понятия – это множество всех объектов, обозначаемых одним термином.
Содержание понятия – это множество всех существенных свойств объекта, отраженных в этом понятии.
Понятия обозначаются строчными буквами латинского алфавита: a, b, c, …, z. Их объемы обозначаются соответственно: A, B, C, …, Z.
Если А с В (А = В), то говорят, что понятие а – видовое по отношению к понятию b, а понятие b – родовое по отношению к понятию а.
Если А = В, то говорят, что понятия а и b тождественны (а ≡ b) («равносторонний треугольник» и «равноугольный треугольник»).
В отношении «прямая» и «отрезок» можно сказать, что они находятся в отношении целого и части: отрезок – часть прямой, а не ее вид.
Определением обычно называют предложение, разъясняющее суть нового термина (или обозначения). а b
Определения, имеющие такую структуру называются явными.
Определяемое понятие Родовое понятие + Видовое отличие
Пример: квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.
Также выделяют неявные понятия, в их структуре нельзя выделить определяемое и определяющее понятия. Среди них различают контекстуальные и остенсивные.
Контекстуальные определения – содержание нового понятия раскрывается через отрывок текста, через контекст, через анализ конкретной ситуации, описывающей смысл вводимого понятия.
Остенсивные определения – это определения путем показа. Они используются для введения термина путем демонстрации объектов, которые этим термином обозначаются.
Существенное свойство – свойство, присущее этому объекту и без него он не может существовать.
Между объемом и содержанием существует взаимосвязь: если увеличивается объем понятия, то уменьшается его содержание, и наоборот.
Генетические понятия – показ пути зарождения.
Пример: конус – это тело, образованное путем вращения прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов.
Индуктивное понятие – определения но основе формулы.
Пример: арифметическая прогрессия – это последовательность чисел, в которой каждый последующий элемент получается путем прибавления одного и того же числа к предыдущему.
Требования к определению понятия:
* определение должно быть соразмерным
* в определении не должно быть порочного круга
* определение должно быть ясным
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 203 ; Нарушение авторских прав
Источник
Тема урока «Площадь фигуры. Единицы площади». 2-й класс
Класс: 2
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (573 кБ)
Цель: познакомиться с понятием площадь фигуры.
Задачи:
- учить находить площадь фигуры с помощью мерки – квадратного сантиметра. Начать систематизировать представления о способах сравнения и измерения площадей; закреплять навыки счёта в пределах 100;
- развивать внимание, логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять ошибки;
- воспитывать интерес к изучению математики.
Оборудование: презентация, модели: квадратные сантиметры, квадратные дециметры, квадратные метры.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивирование к учебной деятельности. |
1. Организационный момент.
Очень рада видеть вас!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Проверяют свою готовность к уроку.
Устный счёт.
2) Решите задачу.
В аллее 28 каштанов, а ясеней в 4 раза меньше. Сколько ясеней растёт в аллее?
2. Постановка проблемы.
– Что их объединяет? (Это многоугольники, стороны которых равны 2 см.)
– Как найти периметр каждого многоугольника?
2 + 2 + 2 = 6 (см) 2 + 2 +2 + 2 = 8 (см).
2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10 (см).
– Как найти площадь этих фигур?
– Какие трудности у вас возникли?
– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют площадью фигуры.
Фиксируют затруднение.
Говорят, что треугольник имеет меньшую площадь, четырёхугольник.
— Площадь какой фигуры больше?
Площадь – свойство фигуры, занимать место на плоскости.
Площадь – это внутренняя часть фигуры.
— Площадь квадрата больше, чем площадь круга?
— Площадь какой фигуры больше красной или жёлтой?
— Сможем ли мы сравнить площади фигур наложением?
— Наложить мы не сможем эти фигуры, но можем разделить на квадраты и узнать, сколько квадратов занимают фигуры.
Площадь фигуры можно измерять и другими мерками.
Сравните жёлтый и красный прямоугольники по количеству квадратов.
— Сколько квадратов в первом прямоугольнике, во втором?
— Почему так получилось?
Чтобы этого не было вводятся специальные размеры квадратов. Длина стороны квадрата 1 см.
Треугольник занимает меньше места.
Площадь четырёхугольника больше, чем площадь треугольника. Это видно на глаз.
Площадь квадрата больше, чем площадь круга. Проверим способом наложения.
Площадь двух кругов одинаковая.
Сравнивают прямоугольники по количеству квадратов.
Т.к. фигуры разбиты на квадраты разных размеров.
Работа в парах.
Фигуры у всех разные, но что у них одинаковое?
-Образуйте фигуры, площадь которой 5 кв. см. (4 кв.см) Назовите площадь.
Чтение правила по учебнику стр. 27.
(Квадратным сантиметром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 см.)
– Сформулируйте определение квадратного метра.
– Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – это единицы площади.
Их обозначают так: см 2 , дм 2 , м 2 .
– Рассмотрите вырезанные из бумаги квадраты площадью 1 дм 2 , 1 см 2 и 1 м 2 .
– Сравните попарно площади этих квадратов.
– В квадрате площадью 1 дм 2 может уместиться ровно 100 квадратов площадью 1 см 2 , а в квадрате площадью 1 м 2 – ровно 100 квадратов площадью 1 дм 2 .
Работают в парах. У учащихся модели 1кв. см.
У наших фигур одинаковые площади.
Читают определение квадратного дециметра, формулируют определение квадратного сантиметра, метра.
Сравнивают попарно площади этих квадратов, накладывая меньший квадрат на больший.
1) Площадь одного такого квадрата называют квадратным сантиметром. Пишут: 1 см 2 .
2) Прямоугольник на рисунке состоит из 3 полос, каждая из которых разбита на 5 квадратов со стороной 1 см.
2) Весь прямоугольник состоит из 5 * 3 = 15 таких квадратов, и его площадь равна 15 см 2 .
- 1 группа. Квадратной единицей называют не квадрат, а его (площадь).
- 2 группа. Квадратным сантиметром называют площадь квадрата с длиной стороны (1 см).
- 3 группа. Квадратным дециметром называют площадь квадрата с длиной стороны (1 дм).
- 4 группа. Квадратным метром называют площадь квадрата с длиной стороны (1 м).
Работа в печатной тетради № 2.
Напиши площадь данных фигур.
Устанавливают взаимосвязь между изученными единицами площади: 1 дм 2 = 100см 2 .
Записывают площадь фигур.
1. Единицы измерения площади:
а) см
б) кв.см
в) кг
2. Площадь – это .
а) сумма длин всех сторон
б) внутренняя часть фигуры
в) всё, что находится вокруг фигуры Что нового узнали на уроке?
– Назовите единицы измерения площади фигуры.
Пригодится ли вам в жизни умение находить площадь фигур?
— Где и зачем?
Выбирают правильное утверждение.
— Что не получилось? Почему?
Литература.
- В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
- Костицын В.Н. Моделирование на уроках геометрии: теория и методические рекомендации. – М.: Владос, 2000.
- Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений . С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., М. : Просвещение, 2011.
Источник