ГДЗ учебник по физике 7 класс Перышкин. №4 Измерение объема тела. Номер №1
Цель работы:
Научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и материалы:
Измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки.
Указания к работе:
1 . Определите цену деления мензурки.
2 . Налейте в мензурки столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объём.
3 . Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку (рис. 201 ), и снова измерьте объём жидкости.
4 . Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.
5 . Результаты измерений запишите в таблицу 9 .
Дополнительное задание.
Если тело неправильной формы не входить в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда (рис. 202 ). Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погружённого в жидкость тела.
Таблица 9 .
рис. 201
рис. 202
Решение
Объём тела неправильной формы точно измерить с помощью измерительных приборов нельзя. Поэтому для измерения объема воспользуемся мензуркой. Тело, полностью погружённое в жидкость, вытесняет объём жидкости, который равен объёму самого тела. Воспользуемся этим законом и найдем объёмы некоторых тел следующим образом. Нальем достаточное количество воды в мензурку, а затем погрузим полностью туда наше тело. Разница между первоначальным объёмом и объёмом жидкости, в которое погружено тело, равна объёму этого тела.
$V = V_ <2>— V_<1>$ , где $V_<2>$ − объём воды и тела, $V_<1>$ − начальный объём воды в мензурке.
- Прежде чем проводить измерения физической величины с помощью измерительного прибора нужно определите цену деления его шкалы.
Для определения цены деления необходимо взять 2 соседних числа, найти их разницу (от большего отнять меньшее), а затем разделить полученное число на количество маленьких штрихов между этими числами.
На шкале цилиндра возьмём, к примеру, числа 20 и 30 .
Таким образом, цена каждого деления будет равна
$\frac<30 - 20><2>= \frac<10><2>$ = 5 мл. - В мензурку нальём столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду. Начальный объём воды равен 70 $см^<3>$ .
- Опустим тело, объём которого надо измерить (шарик, брусок, цилиндр), в воду, удерживая его за нитку, и снова измерим объём жидкости.
Вычисления.
$V_ <бр>= 95 — 70 = 25 см^<3>$
$V_ <ц>= 85 — 65 = 20 см^<3>$
$V_ <ш>= 75 — 60 = 15 см^<3>$ - Результаты измерений запишем в таблицу 9 .
№ опыта | Название тела | Начальный объём воды в мензурке $V_<1>, см^<3>$ | Объём воды и тела $V_<2>, см^<3>$ | Объём тела V, $см^<3>$ $V = V_<2>-V <1>$ |
---|---|---|---|---|
1 | Брусок | 70 | 95 | 25 |
2 | Цилиндр | 65 | 85 | 20 |
3 | Шарик | 60 | 75 | 15 |
Вывод. В ходе лабораторной работы мы научились измерять объёмы тел с помощью измерительного цилиндра и выяснили, что объём тел равен разнице объёма воды, в которое погружено тело, и первоначального объёма воды.
Источник
Измерение объема тела
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
План-конспект урока физики по теме:
Измерение объема тела
Класс: 7
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Форма урока: Урок-практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmerenie_obema_tel.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока физики по теме:
Измерение объема тела
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Форма урока : Урок-практикум.
- повторить материал по теме «Плотность вещества», «Масса тел»;
- обеспечить усвоение учащимися знаний о физических величинах: масса, объем, плотность тел и их единицах измерения;
- выработать навыки определения объема тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки);
- научить, практически использовать полученные знания;
- формировать умение наблюдать и делать выводы;
- развивать умение работать в группах;
- активизировать мышление школьников;
- способствовать осознанному усвоению материала;
- развивать умение рационально планировать свою деятельность;
— формировать умение применять приемы сравнения ;
- развивать аккуратность в оформлении работ и содержании рабочего места;
- формировать познавательный интерес к предмету.
Оборудование : измерительный цилиндр (мензурка); отливной стакан; пустой сосуд; тела правильной и неправильной формы небольшого объема (гайки, кусочки металла, фигурки из пластилина и т.д.); нитки.
Методы: беседа, практическая работа в парах и группах по 4 человека
I. Организационная часть (2 мин)
На предыдущих уроках мы познакомились с такими физическими величинами, как плотность тела, его объём, масса. Узнали, что все эти величины зависят от агрегатного состояния тел.
Задачи сегодняшнего урока:
- научиться определять объем тела правильной формы с помощью измерительного цилиндра;
- научиться определять, объем тела неправильной формы с помощью отливного стакана и мензурки.
II . Актуализация знаний учащихся (4 мин)
На доске: слева под номерами серия вопросов (общего характера для повторения); в центре «окно» (нарисованный квадрат) с помещенной какой-либо буквой; справа столбиком ряд цифр, около которых написаны ответы.
Задание: за 3-4 минуты дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем так, чтобы они начинались на указанную в «окне» букву.
Выбрана буква «М». Ниже приведены вопросы и ответы.
1) Физическая величина.
3) Физическое тело.
5) Природное явление.
7) Раздел физики.
8) Единица измерения.
9) Профессия, имеющая отношение к физике.
Ответы учеников разнообразны:
1) Физическая величина – Масса;
2) Ученый — Максвелл;
3) Физическое тело – Маятник;
4) Вещество – Медь;
5) Природное явление – Молния;
6) Прибор – Метроном;
7) Раздел физики – Механика;
8) Единица измерения – Метр;
9) Профессия, имеющая отношение к физике – Музыкант.
III. Работа в парах. (25 мин.)
Учащиеся выполняют лабораторную работу «Измерение объема тела», пользуясь инструктивной карточкой.
Сначала ребята выполняют практическую работу по карточке №1
Определение объема тела правильной формы :
- определите цену деления мензурки.
- налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было поместить в воду и измерьте ее объем;
- опустите тело, объем которого надо измерить, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости в мензурке.
- проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющими у вас телами.
- результаты измерений запишите в таблицу:
Расчет объема тела правильной формы
Начальный объем жидкости в мензурке
Объем жидкости и тела V 2 , см 3
В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см 3
Затем учащиеся выполняют практическую работу по карточке №2:
Определение объема тела неправильной формы:
- определите цену деления мензурки.
- в отливной стакан налейте воды до отверстия отливной трубки.
- измерьте объем воды в отливном стакане с помощью мензурки, это будет объем V 1 , см 3 .
- погружайте тело неправильной формы в отливной стакан. При погружении часть воды выльется из стакана.
- измерьте вылившую воду с помощью мензурке. Это будет объем жидкости и тела V 2 , см 3 .
- результатом измерений объема тела будет вычисление объема тела неправильной форме по формуле: V= V 2 — V 1
- результат вычисления запишите в таблицу №1.
Расчет объема тела неправильной формы
Начальный объем жидкости в мензурке
Объем вылившейся жидкости V 2 , см 3
В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см 3
В процессе выполнения практической работы по «Измерению объема тела» разных форм. Учащиеся получили индивидуальные результаты, характерны только для их пары. Т.к. тела были различны как по форме, так и по составу; объем воды в мензурках был различен.
Результаты некоторых измерений приведены в таблице №2
Результаты измерений объема тел различной формы
Начальный объем жидкости в мензурке
Объем жидкости и тела V 2 , см 3
тела правильной формы
тела неправильной формы
Выводы по лабораторной работе : в ходе выполнения работы, мы научились определять объем тел различной формы с помощью мензурки и вытесненной жидкости. В работе была учтена погрешность измерительного прибора (мензурки).
Работа в группах (7 мин)
Класс разделяется на три группы (по рядам сидячих мест). В тетрадях для лабораторных работ выполняют решение одной задачи.
Каждой группе предлагается по одной расчетной задачи. Содержание задач представлено на слайдах, и воспроизведены с помощью проектора на экран.
Задачи взяты из задачника Г. Остера.
Задача для группы №1.
Печальный дядя Боря захотел сам сварить себе суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости . Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать – 0,001м 3 . Масса этой гадости – 1 кг 300 г. Вычисли плотность дядибориной гадости.
Задача для команды №2.
В цирке клоун одной левой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в 100 раз меньше. Объём этой гири 0,2 м 3 . Вычисли плотность цирковой гири.
Задача для команды №3.
В те редкие дни, когда мама загоняет среднеупитанного и плотного Петю в наполненную до краёв ванну, на пол выливается 30000 см 3 воды. Масса Пети 30 кг. Определите среднюю плотность Пети.
Решение задач были представлены следующие:
Решение задачи №1:
Дано: СИ Решение:
V супа = 0,001 м 3 плотность вещества найдем по формуле:
m = 1 кг 300 г ρ = m/V,
где m — масса «супа»,
ρ-? V – объем «супа».
Следовательно, подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность супа, сваренного д.Борей:
ρ = 1,3 кг/ 0,001 м 3 = 1300 кг/ м 3
Ответ: ρ = 1300 кг/м 3
Полученный ответ подразумевает следующее: получилось, что 1 м 3 этого «супа» будем иметь массу 1300 кг.
Решение задачи №2:
Плотность гири найдем по формуле:
где m — масса гири,
m истинного значения гири будет равно:
подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность:
ρ=5кг/0,2м 3 = 25 кг/м 3
ответ: ρ=25 кг/м 3
Полученный ответ подразумевает следующее: получилось, что 1 м 3 этой гири будем иметь массу 25 кг.
Решение задачи №3:
Плотность Пети найдем по формуле:
где m — масса Пети,
V – объем вылившейся воды, это и будет объем Пети.
Переведем объем воды в систему СИ используя метод пропорций:
1м 3 =1000000см 3
х м 3 =30000 см 3 _
подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность:
ρ ср = 30кг/0,03м 3 = 1000 кг/м 3
ответ: ρ ср = 1000 кг/м 3
Итог урока: (2 мин)
Ребята сдают тетради с выполненной лабораторной работой.
Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание отсутствует, т.к. ребята хорошо потрудились на уроке, успев выполнить все предлагаемые задания.
Клявлинской СОШ №2______________ Л.Н.Харымова
Анализ урока физики в 7 классе.
ФИО учителя : Костина О.В.
Количество учащихся: 19 человек.
Дата посещения урока: 12 декабря 2006г
Цель посещения: Изучить соответствие содержания урока его целям и задачам, взаимодействие учителя и учащихся на уроке .
Тип урока : Урок применения знаний и умений .
Форма урока: урок-практикум
Тема урока: «Измерение объема тела»
Структурные элементы урока
Соответствие целям и задачам урока
1. Постановка образовательных целей урока.
Образовательные цели урока:
- повторить материал по теме ««Плотность вещества», «Масса тел»;
- обеспечить усвоение учащимися знаний об физических величинах: масса, объем, плотность тел и их единицах измерения;
- научить, практически использовать полученные знания;
- выработать навыки определения объема тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки);
Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. Неоднократно на уроке происходило закрепление знаний по изученному материалу. Ответы ребят были грамотные. При демонстрации на доске мини игры «Думай быстро» ребята повторили опорные понятия; повторение материала происходило в ходе выполнения работы по измерению объема тел правильной и неправильной формы.
При проведении лабораторных работ на практике закрепляются теоретические знания по теме и навыки работы с физическими приборами. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Учитель вначале урока четко сформулировал целевые ориентиры урока.
2. Постановка развивающих целей.
Развивающие цели урока:
— формировать умение наблюдать и делать выводы;
— развивать умение работать в группах;
- активизировать мышление школьников;
- способствовать осознанному усвоению материала;
- развивать умение рационально планировать свою деятельность;
- формировать умение применять приемы сравнения.
Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. При проведении практической части урока происходит развитие способности наблюдать и на этой основе обобщить знания и сделать выводы (активизирует мышление школьника). Работа в парах и четверках формирует умение работать в группах разной численности и состава, формирует нацеленность на общий результат. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Лабораторная работа, заполнение таблиц учит ребят планировать срою работу.
3. Постановка воспитательных целей урока.
Воспитательные цели урока:
- развивать аккуратность в оформлении работ и содержании рабочего места;
- формировать познавательный интерес к предмету.
Цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока:
Урок проводится с постоянной вовлеченностью каждого ученика в процесс получения знаний. Содержит задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. На протяжении всего урока – практикума прослеживается отчетливая целенаправленность. Такая форма урока способствует формированию познавательного интереса к предмету.
— Учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, т. к. они работают в группе с общими познавательными целями .
4. Форма организации учебной деятельности
На уроке происходит чередование различных форм учебной деятельности. На этапе актуализации знаний – фронтальный опрос. Следующие этапы урока включают, в основном, групповую работу. В ходе урока учитель работает со всем классом, эффективно добиваясь поставленных целей.
5. Методы организации деятельности учащихся на уроке
Основной метод организации деятельности учащихся на уроке практический, он способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.
В начале урока учителем дается мотивация деятельности учащихся по применению полученных знаний в ходе данного урока.
6.Средства обучения, применяемые на уроке
В качестве средств обучения применяются физические приборы. Рациональному использованию времени на уроке способствует готовый раздаточный материал (на каждую парту). Учитель для большей наглядности использует слайды с задачами для закрепления.
7. Применение технологии обучения
Урок проводится в нестандартной форме урока – практикума и содержит задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Задания, применяемые учителем на уроке, использование информационных технологий, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.
8. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ
Материал урока соответствует программе курса «Физики 7-9 класс» для общеобразовательных учреждений. Программа подготовлена авторским коллективом Е.М. Гутник, А.В. Перышкин, М.: «Дрофа», 2001 г., рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по физики к уровню подготовки выпускников основной школы ученики в ходе урока повторяют материал по теме «Плотность вещества», «Масса тела». Знания и умения, которые показали учащиеся на уроке, соответствуют требованиям к физической подготовке учащихся основной школы: у учащихся хорошо сформировано понимание «тело», «вещество»; хорошо владеют практическими приемами: работой с мензурками и телами различных форма; сформированы навыки сравнения;
хорошо сформирована физическая речь учащихся.
9. Рациональная организация труда учащихся
Выдержано время, отведенное на проведение урока. Урок достаточно содержателен и насыщен. Выполнена работа, запланированная учителем, на 40 минут.
10.Стиль отношения учителя с учащимися.
Взаимоотношения учителя с учащимися выстроены на основе взаимного уважения. В ходе данного урока наблюдается особая активность учащихся, чувствуется их заинтересованность в успешном результате.
11. Результаты познавательной деятельности на уроке.
На учебном занятии были созданы условия для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных способностей. Класс работал активно. Вместе с учителем ребята обобщали материал, делали выводы, работали самостоятельно и в группах, учились самоконтролю и взаимоконтролю. На данном уроке все учащиеся получили положительные оценки за выполнение лабораторной части урока; поставлены оценки «5» за устные ответы. Все без исключения учащиеся активно добывали знания, а не являлись пассивными слушателями.
По учебно-воспитательной работе_________ С.В. Миханьков
Клявлинской СОШ №2_____________ Л.Н.Харымова
Источник