Конспект урока «Измерение массы тела разными способами»
план-конспект урока по физике (8 класс)
Конструирование урока по ФГОС. Открытый проектный урок «Измерение массы тела разными способами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_izmerenie_massy_tela_raznymi_sposobami_8_kl.docx | 834.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Измерение массы тела разными способами»
Учитель: Филиппова А.П.
Цель урока : создать условия для практического применения знания о массе тела.
- Образовательные: подвести учащихся к практическому умению для определения массы тела разными способами.
- Развивающие: способствовать формированию умения закреплять знания на основе расширения способа действий.
- Воспитательные: формировать работу в группах.
Тип урока : урок отработки умений и рефлексии.
Техническое обеспечение урока : презентация «Как измерить массу тела».
- Актуализация знаний.
- Целеполагание.
- Реализация проекта. Выполнение исследовательской работы.
- Рефлексия.
- Итог урока.
- Задание на дом.
- Что вы видите на картине? Что такое взаимодействие тел?
- Какой буквой обозначается масса тела?
- Какая единица массы в СИ?
- Каким прибором можно измерить массу тела?
Измерить физическую величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу. Все измерения можно разбить на два типа: прямые и косвенные.
Прямые — это измерения, при которых искомое значение физической величины находят непосредственно из опытных данных.
Косвенные — это измерения, при которых значение величины определяют на основании известной зависимости между искомой величиной и величинами, значения которых находят прямыми измерениями.
На уроках физики в 7 классе вы выполняли лабораторную работу «Измерение массы тела на рычажных весах», где научились пользоваться рычажными весами и определять массу тел прямым способом. Можно ли измерить массу тела другими способами?
- — оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют.
- — для всех тел характерно свойство по-разному менять свою скорость при взаимодействии тел. Это свойство называется инертностью.
- — масса тела – это физическая величина, которая является мерой инертности тела.
- — обозначение массы тела – m.
- [m]=кг
- — массу тела измеряют весами.
Предположения о цели и задачах урока.
Измерение массы тела весами это прямое измерение. А есть ли другие способы измерения массы тела? Массу тела можно определить косвенно. По какой формуле определяют массу тела?
Например: m=ρV , зная плотность вещества из таблицы, измерив объем тела можно определить массу тела.
Формулируют цели урока и ставят задачи.
Тема урока: Измерение массы тела разными способами.
Цель урока: Научиться определять массу тела разными способами.
1. Экспериментально доказать различные способы определения массы тела.
- Систематизировать полученные знания.
Этап реализации проекта
Организация групповой работы. Раздача заданий 5 группам.
- Задание 1 группе. Измерение массы тела на рычажных весах.
- Задание 2 группе. Измерение массы тела на рычажных весах.
- Задание 3 группе. Определение массы тела с помощью мензурки.
- Задание 4 группе. Определение массы тела с помощью динамометра.
- Задание 5 группе. Определение массы тела с помощью рычага.
Работа по группам. Выполнение исследовательской работы.
Выступление учащихся по результатам своих работ в группах.
Оценивание выступлений учащимися другой группы.
Вернемся к задачам нашего урока. Удалось ли решить их? Добились ли мы своей цели?
Снова формулируют задачи урока, делают выводы о выполнении. Подводят итог.
Задание 1 группе.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Приборы и материалы: весы с разновесами, алюминиевый цилиндр.
- Перед тем, как производить взвешивание необходимо весы уравновесить, если они не уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить, например, полоски бумаги.
- Взвешиваемое тело обычно кладут на левую чашку весов, а гири на правую.
- Взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты во избежание порчи весов.
- Не следует взвешивать тела большей массы, чем указанная на весах предельная нагрузка.
- На чашки весов не следует класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.
- С разновесом нужно обращаться очень аккуратно: упавшую гирьку бывает найти очень сложно. Мелкие разновесы нужно брать только пинцетом.
Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, равную или немного большую, чем масса взвешиваемого тела (массу оценивают на глаз с последующей проверкой). При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и приходится взвешивание начинать сначала. Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в пенал, если же не перетянет — оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т. д. пока будет достигнуто равновесие.
Добившись равновесия, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Потом переносят гири с чашки весов в пенал. Проверяют, все ли гири положены в пенал, находится ли каждая из них на предназначенном для неё месте. Только после этого пенал закрывают.
При выполнении лабораторных работ в школе используется тип весов — учебные весы. Как устроены учебные весы? Главной частью весов является коромысло. К середине коромысла прикреплена стрелка-указатель, которая движется вправо или влево. К концам коромысла подвешены чашки.
Учебные весы с набором гирь.
- Придерживаясь правила взвешивания измерьте массу алюминиевого цилиндра.
- Результаты запишите в таблицу:
- Сделайте вывод.
- Оформите отчет:
- Состав группы (фамилия, имя участников группы).
- Распределение работы (фото работы группы).
- Объясните правило взвешивания на весах.
- Покажите результат работы.
- Сделайте вывод.
Дополнительное задание: Как правильно выбрать кухонные весы. Подготовить сообщение.
- Самооценивание:
- У
- У
- У
- У
- У
- У
Задание 2 группе.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Приборы и материалы: весы с разновесами, алюминиевый цилиндр.
- Перед тем, как производить взвешивание необходимо весы уравновесить, если они не уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить, например, полоски бумаги.
- Взвешиваемое тело обычно кладут на левую чашку весов, а гири на правую.
- Взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты во избежание порчи весов.
- Не следует взвешивать тела большей массы, чем указанная на весах предельная нагрузка.
- На чашки весов не следует класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.
- С разновесом нужно обращаться очень аккуратно: упавшую гирьку бывает найти очень сложно. Мелкие разновесы нужно брать только пинцетом.
Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, равную или немного большую, чем масса взвешиваемого тела (массу оценивают на глаз с последующей проверкой). При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и приходится взвешивание начинать сначала. Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в пенал, если же не перетянет — оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т. д. пока будет достигнуто равновесие.
Добившись равновесия, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Потом переносят гири с чашки весов в пенал. Проверяют, все ли гири положены в пенал, находится ли каждая из них на предназначенном для неё месте. Только после этого пенал закрывают.
При выполнении лабораторных работ в школе используется тип весов — учебные весы. Как устроены учебные весы? Главной частью весов является коромысло. К середине коромысла прикреплена стрелка-указатель, которая движется вправо или влево. К концам коромысла подвешены чашки.
- Придерживаясь правила взвешивания измерьте массу алюминиевого цилиндра.
- Результаты запишите в таблицу:
- Сделайте вывод.
- Оформите отчет:
- Состав группы (фамилия, имя участников группы).
- Распределение работы (фото работы группы).
- Объясните правило взвешивания на весах.
- Покажите результат работы.
- Сделайте вывод.
Дополнительное задание: Как правильно выбрать напольные весы. Подготовить сообщение.
Источник
Конспект урока «Масса тела»
Базовое образование : учитель математики.
Тема урока : Масса тела. Единицы массы
Тип урока: изучение и закрепление нового материала
Общеобразовательные – Формирование понятия “Массы” по обобщенному плану, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся, заложить основы для дальнейшего изучения темы “Плотность”, в процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала, формирование основ экологической культуры.
Развивающие – Развить мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные – развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.
Реализуемые технологии : технология критического мышления, диалоговая технология, «синквейн», технология эврестического обучения, технология самопроверки.
Учебно методический комплекс
Перышкин А.В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012
Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов).
Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).
Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
Предметные и метапредметные результаты : знать понятия «масса», «взаимодействие» , «инертность», знать единицы измерения массы тел, знать способы измерения массы тел: взаисодействие, взвешивание; формирование умений различать факты, гипотезы; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Обоснование предложенных технологий:
Главная цель физики- научить ребят логически думать и анализировать свою деятельность. Для ее реализации наиболее подходит технология критического мышления. На данном уроке учащиеся решают жизненные задачи и пытаются обосновать их с помощью физического аппарата. При выполнении задания «изобрази ситуацию» ребята через технологию эврестического обучения пытаются с помощью пантомимы показать жизненные ситуации, на основе которых решаются задачи. В задании «объясни другу» реализуется диалоговая технология. Она помогает ребятам научиться слышать и слушать друг друга. В конце урока используется технология самопроверки: учащимся предлагается пойти тест с последущей самопроверкой. Для подведения итога урока используется технология «синквейн».
Оборудование и материалы к уроку:
ПК, мультимедийный проектор, экран.
Компьютерная презентация “Масса. Единицы измерения массы. Измерение массы тела на рычажных весах”.
Компьютерная программа “Масса”.
Демонстрационные весы, наборы гирь разной массы.
1 этап. Организационный
Объявление темы урока: “Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела”. Формулировка целей и задач урока.
Домашнее задание: §19,20, упр.6 (1,3).
Радость видеть и понимать –
есть самый прекрасный дар природы.
Обсуждение эпиграфа к уроку
2 этап. Актуализация знаний
Привести примеры, когда скорость тела меняется под действием на него других тел;
Как двигалось бы тело, если бы на него не действовали другие тела?
Что называется инерцией?
Какое движение называют движением по инерции? Привести примеры.
Отрывок из романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: «Когда кончился бензин, автомобиль вынужден был остановиться… А после этого еще болтают об инерции, господа. Ну не смешно ли?» Противоречит ли история, рассказанная полковником Циллергутом, представлению об инерции? Почему автомобиль все-таки остановился? Какое тело подействовало на него?
Куда падает споткнувшийся человек? Почему? Какая часть тела человека сохраняет свою скорость, а какая изменяет ее?
Куда падает поскользнувшийся человек? Почему? Какая часть тела человека сохраняет свою скорость, а какая изменяет ее?
— автобус резко тронулся с места;
— автобус едет равномерно и прямолинейно;
— впереди неожиданное препятствие, автобус резко тормозит;
— на большой скорости поворачивает направо; налево.
Объясни своему другу
а) Объяснить вытряхивание пыли из половика с точки зрения физики.
б) Почему перед крутым поворотом ставят знак ограничения скорости?
а) Объяснить способ насаживания молотка на рукоятку.
б) Заяц, убегая от волка, сильно петляет. Какое явление физики использует заяц для сохранения своей жизни? Объяснить.
3 этап. Мотивационный. Постановка проблемы
Демонстрация опыта с двумя тележками, показывающая, что в результате взаимодействия скорости тел изменяются, и у разных тел они изменяются по-разному.
Подкатим тележки друг к другу, согнув пластинки, и перевяжем их тонкой нитью. Если её пережечь, пластинки начнут распрямляться, отталкивая друг друга. При этом тележки разъедутся в стороны, приобретя некоторые скорости. Говорят, что произошло взаимодействие тележек.
Если масса гирь на правой тележке мала, то за время взаимодействия она приобретёт большую скорость, чем тележка с телом. И наоборот: при избыточной массе гирь скорость тележки с ними будет меньше, чем скорость тележки с телом.
Действие тел друг на друга называют взаимодействием .
Человек прыгнул с лодки, значит, он приобрел скорость. Но лодка тоже изменила свою скорость – она отплыла назад.
При стрельбе из пушки и пушка, и снаряд приобретают скорости: снаряд летит вперед, пушка откатывается назад.
Проведение опыта со столкновением тележек.
1). Взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей.
2). Скорости, приобретенные телами после взаимодействия, зависят от их массы.
3). По взаимодействию тел можно судить об их массе.
4 этап. Теоретический
Введение понятия массы, как меры инертности, название основной единицы измерения массы, объяснение, что такое эталон массы.
Взаимодействие . Согласно явлению инерции, тело само не может изменить скорость своего движения.
Для изменения скорости тела на него необходимо подействовать другим телом.
В результате взаимодействия оба тела изменяют свою скорость.
Инертность. Грузовой и легковой автомобили двигаются с одинаковой скоростью. Однако их тормозной путь различен. Почему?
Масса характеризует инертные свойства тел.
Говорят, что одно тело тяжелее другого, более инертно (т. е. дольше стремится сохранить свою скорость), одно тело массивнее другого, т. е. имеет большую массу.
Масса – это физическая величина, характеризующая инертность тела. Чем больше масса тела, тем оно более инертно.
Масса – мера инертности тела.
Масса обозначается латинской буквой — m
В системе СИ масса измеряется в килограммах [ m ] = кг
Рассказать про эталон массы
5 этап. Практический. Демонстрация способа взаимодействия измерения массы тела.
Знаете ли вы что…
. инертность железнодорожных составов столь велика, что время торможения поезда достигает 1–2 минут. За это время поезд, скрежеща тормозами, проедет около 1–2 км!
Зная массу одного из тел, можно всегда оценить массу другого:
Если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
Если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей:
6 этап. Закрепление и контроль знаний.
Выразите в килограммах массы тел:
20 г + 500 мг = 20г 500 мг =20,5 г = 0,0205 кг
20 г + 2 г + 500 мг + 200 мг + 10 мг = 22 г 710 мг = 22,71 г = 0,02271 кг
100 г + 50 г + 4 г + 20 мг +10 мг +5 мг = 154г 35 мг = 154,35 г = 0,15435 кг
Из неподвижной лодки, масса которой 80 кг. прыгает на берег мальчик. Масса мальчика 40кг, скорость его при прыжке 2 м/с. Какую скорость приобрела лодка?
Вместо многоточия вставьте подходящие по смыслу слова
1. Взаимодействием называют действие тел …
2. В результате взаимодействия изменяются …
3. У тела большей массы скорость изменяется …, про него говорят, что оно … инертно.
4. Масса характеризует …
5. Единица массы в СИ …
6. Массу тела можно определить …
7. Эталон массы представляет собой …
8. В 1 т содержится … кг.
9. При выстреле из ружья большую скорость получает …, потому что ее масса …
10. Если при взаимодействии друг с другом два тела изменяют свои скорости одинаково, то их массы …
Тестирование с самопроверкой
А) свойство тела Б) физическая величина В) явление
2. Инертность – это
А) свойство тела Б) физическая величина В) явление
3. Масса характеризует
А) гравитационные свойства тела
Б) инертные свойства тела
В) А,Б – все выше перечисленные
4. В системе СИ масса измеряется
А) в тоннах Б) в граммах В) в килограммах Г) в центнерах
5. В какой строке единицы измерения массы записаны в порядке возрастания:
6. Переведите 0, 05 т в кг
А) 5 кг Б) 50 кг В) 0,005 кг Г) 500 кг
7. Переведите 80000г в кг
А) 8 кг Б) 0,008 кг В) 800 кг Г) 80 кг
8. При взаимодействии тел учитываются:
А) гравитационные свойства тела
Б) инертные свойства тела
В) все выше перечисленные
9. При измерении массы на весах учитываются:
А) гравитационные свойства тела
Б) инертные свойства тела
В) все выше перечисленные
10. Для измерения массы используются приборы:
А) кантарь Б) весы В) безмен Г) разновес Д) уровень Е) масс-спектрометр Ж) эталон З) все выше перечисленные
11. Единицами измерения массы являются:
А) пуд Б) фунт В) карат Г) дюйм Д) мг Е) унция Ж) сажень
12. Масса тела зависит от:
А) объема тела Б) количества молекул В) вида вещества Г) температуры вещества Д) массы 1 молекулы Е) скорости тела Ж) от всего перечисленного.
7 этап. Подведение итогов урока. Осуществляется подведение итогов через беседу с учащимися по новому материалу.
Составить синквейн по теме «Масса»
Оценивается их деятельность в ходе урока, комментируется домашнее задание.
Источник