Способы измерения линейной скорости
Рассмотрим наиболее распространенные методы измерения линейных
скоростей движущихся твердых тел: аэрометрический, компенсационный, термодинамический, турбинный, корреляционный, допплеровский, электромагнитный, инерциальный и др.
Аэрометрический метод (схема 1 в табл. 1) основан на измерении скоростного (динамического) напора, функционально связанного со скоростью тела, движущегося в воздушной среде.
Скоростной наборкак разность полного
и статического дельта рст давлений, измеряемых трубками 2 и 1, равен для дозвуковых скоростей
(1)
где к — показатель адиабаты,— скорость звука,
— ускорение силы
тяжести, R — газовая постоянная; T 1 — абсолютная температура
Аэрометрический измеритель скорости:
1 — приемник статического давления;
2 — приемник полного давления; 3 — трубопроводы; 4 — корпус; 5 — манометрическая коробка; 6 — стрелка
Манометрический измеритель скорости 1 — турбинка; 2 — пневмореле; 3 — электродвигатель
Термодинамический измеритель скорости
1 — открытая термопара; 2 экранированная термопара; 3 — сумматор; 4 — делитель
Корреляционный измеритель скорости:
БРЗ — блок регулируемой задержки, реализующий функции
1 и
2 — приемные элементы; О — излучатель; 3 — умножитель;— фильтр; Ус — усилитель; ИО — исполнительный орган; 4 — движущийся объект
Доплеровский измеритель скорости:
а — схема однолучевого измерителя; б — сплошной спектр отраженного сигнала; в — схема че- тырехлучевого измерителя; W — путевая скорость; в — угол сноса
Турбинный измеритель скорости
а — тангенциальная турбинка; б — аксиальная турбинка
Инерциальный измеритель скорости
V — ускорение; V — скорость; к1 и к2 — коэффициент усиления; g ускорение силы тяжести; R — радиус Земли; z — сигнал внешней навигационной информации
Решая уравнение (1) относительно скорости, найдем
Из выражения (2) видно, что для измерения скорости u движения тела (например, летательного аппарата) в воздухе необходимо измерять скоростной напор дельта р, статическое давление дельта рст и температуру T 1 воздуха.
Приборы, построенные на аэрометрическом методе, позволяют измерять скорость с погрешностью, не превышающей 2—3 %.
Компенсационный метод основан на автоматическом уравновешивании полного давления
(3)
давлением рк, развиваемым воздушным компрессором (схема 2 в табл. 1):
(4)
где k i — постоянный коэффициент; ю — частота вращения компрессора.
Давления рп и рк уравновешиваются в манометрическом реле 2 с двумя полостями, в одну из которых поступает полное давление рп, а во вторую — давление рк, создаваемое компрессором. Замыкание цепи двигателя 3, приводящего во вращение компрессор, происходит тогда, когда давление р п больше рк. При этом мембрана реле прогибается влево. Если рп рк, контакты реле размыкаются, и частота вращения ю начинает уменьшаться. При замыкании и размыкании контактов частота вращения омега поддерживается такой, при которой рп = рк. Следовательно, из выражений (3) и (4) получим
Реализация компенсационного метода сложна вследствие наличия вращающихся частей в приборе.
Термодинамический метод основан на измерении температуры заторможенного потока.
При полном торможении потока
(6)
где— число M полета; Т — истинная температура воздуха.
При неполном торможении
(7)
где r — коэффициент торможения ( r r 1 и r 2, то сигналы преобразователей будут
(8)
где S — чувствительность преобразователей.
Разделив сигналы U 1 на U 2 и решив относительно, найдем
(9)
где.
По этой формуле, зная коэффициенты торможения r 1 и r 2 и отношение сигналов можно определить число M полета.
Если взять разность сигналов U 1 на U 2 и воспользоваться выражением
для скорости звука, то можно получить вместо (9) выражение
(10)
Для реализации термодинамического метода необходимы малоинерционные измерители температуры. Погрешности приборов по этому методу обусловлены непостоянством параметров
В турбинном методе используется кинетическая энергия воздушного или водного потока для вращения тангенциальной или аксиальной турбинки (схема 6 в табл. 1). Пример тангенциальной турбинки в виде крестовины с ковшами на концах показан на схеме 6, а.
Частота вращения турбинки пропорциональна скорости движения
(11)
где— радиус турбинки,
— коэффициенты
сопротивления верхнего и нижнего полушарий.
Соотношение типа (11) справедливо также для аксиальной турбины.
Приборы с ЧЭ в виде аксиальной турбинки находят широкое применение при измерении скорости морских кораблей. Измеренная скорость v после интегрирования дает путь, пройденный судном.
В корреляционном методе измерения информации о скорости извлекается из реализаций случайных функций, отображающих движение объекта. В этих методах используются корреляционные связи между реализациями случайных функций, а измеряемые величины определяются путем отыскания экстремумов корреляционных функций.
Корреляционные методы находят применение при измерении скоростей прокатываемых полос, в ткацком производстве, производстве бумаги, а также при измерении скоростей самолетов, кораблей.
Для пояснения идеи корреляционного метода обратимся к схеме 4 в табл. 1. Источник излучения (электромагнитного, акустического) посылает сигналы на движущийся объект (ленту) 4 или движущийся объект посылает сигналы на Землю. Приемники излучения 1 и 2 воспринимают сигналы
иодинаковые по форме, но сдвинутые во времени на вели
чинугде 2 l — расстояние между приемниками, v — относительная скорость. Сигналы
детектируются (если необходимо) и поступают в кор
ректор, содержащий блок регулируемой задержки БРЗ, умножитель 3 и фильтр
В БРЗ сигнал f ( t ) преобразуется в разность и поступает на умножитель, где перемножается на сигнал
После прохождения этими сигналами усредняющего фильтра
в кото
ром приближенно реализуются операции определения корреляционных функций Rff , получим
где Т — время корреляции.
Разностный сигналусиливается в усилителе Ус и поступает на исполнительный орган ИО, изменяющий задержку
до тех пор, пока AR не обратится в нуль. При этом
Отсюда скорость можно определить при
известных l и т из соотношения
(13)
Вид корреляционных функций Rff зависит от характера подстилающей поверхности. Если поверхностью является жидкость, то сходство сигналов уменьшается и корреляционная функция становится расплывчатой. Однако это мало сказывается на точности, так как нулевая точка корреляционной функции остается неизменной.
Корреляционные измерители скорости кораблей или подводных лодок строятся по тому же принципу, только в качестве излучателей и приемников ультразвуковых сигналов применяются пьезоэлектрические или магнитост — рикционные приборы.
Если на один из относительно движущихся объектов установить источник излучения (электромагнитного или акустического), а на второй — приемник, то частота принятого сигнала изменится на величину пропорциональную относительной скорости. Явление изменения (сдвига) частоты называется эффектом Доплера и широко применяется для измерения скорости.
Доплеровский метод измерения скорости реализуется в различных ва-
риантах, два из которых рассмотрим детально.
Предположим, что на объекте, движущимся со скоростью W в воздушной или водной среде, установлена приемо-передающая система (точка А на схеме 5, а в табл. 1). Сигнал (электромагнитный в воздухе и ультразвуковой в воде) частотой f i , излучаемый передатчиком, попадая в точку В на подстилающей поверхности, частично отражается и принимается на борту. Частота отраженного сигнала равна— длина волны;
у — угол наклона луча.
Поскольку луч имеет конечный телесный угол, то отраженный сигнал состоит из компонент, частоты которых лежат вблизи частоты
(схема 5, б в табл. 1). Очевидно, из сплошного спектра необходимо выделить сигнал с частотой f 1, что осуществляется с помощью специальных схем.
Неточная фильтрация сигнала и крены объекта (самолета, корабля) приводят к погрешностям метода. Так, например, прии крене 1° по
грешность скорости составляет 4,7%.
Для уменьшения погрешности применяют следующие способы компенсации: стабилизацию антенны по отношению к вертикали места; аналитический учет поправок по измеренным продольным и поперечным кренам; многолучевые системы. Первые два способа не обеспечивают высокой точности. Третий способ, реализуемый так, что два луча располагаются симметрично относительно вертикали, позволяют снизить погрешность измерения скорости при крене 1° до 0,1 %.
В реализуемых доплеровских измерителях скорости и угла сноса применяется четырехлучевая антенна (схема 5, в в табл. 1). В такой системе четыре антенны посылают сигналы в области 1, 2, 3, 4 на подстилающей поверхности, при этом поочередно работают два канала (1 — 3 и 2 — 4), сумма сдвигов доплеровских частот которых равна
где угол в указан на схеме 5, в.
Складывая и вычитая сигналыполучим
где
Из двух уравнений (15) можно определить путевую скорость Wи угол сноса ,бетта. Если антенную систему повернуть на угол сноса в, то биссектриса угла 2 в антенной системы совпадает с вектором путевой скорости, а угол сноса будет равен нулю. Очевидно в этом случа
(16)
Второе из этих соотношений является сигналом рассогласования, который используется в схемах автоматического определения величин W и в.
Средние квадратические погрешности доплеровских измерителей составляют по скорости, по углу сноса
Рассмотренные методы пригодны для измерения относительных скоростей. Инерциальный метод, основанный на измерении ускорений и однократном интегрировании полученных сигналов, позволяет измерять абсолютные скорости. В табл. 1 (схема 7) дана структурная схема, реализующая метод. Акселерометр, измеряющий ускорение v , устанавливается на горизонтальной гироплатформе. Автоматическая коррекция гироплатформы осуществляется по сигналам акселерометра (звенья k 2 / p и g на схеме 7), в результате чего платформа всегда остается горизонтальной. Звено —отображает
переносное движение объекта. Сигнал скорости и получается на выходе звена Rk 2, где R — радиус Земли, а коэффициенты k 1 и k 2 удовлетворяют условию компенсации , . Если это условие выполняется, то система, оставаясь невозмущаемой, становится колебательной (она совершает незатухающие колебания).
Для демпфирования колебаний инерциального измерителя скорости (и
координат) его обычно комплексируют с доплеровским измерителем скорости. На схеме 7 показан сигнал z , получаемый с доплеровской системы. Он обычно берется в виде
(17)
где е — постоянный коэффициент;— инерциальная и доплеровская ско
рости; R — радиус Земли.
Комплексирование инерциального метода с доплеровским позволяет измерять путевую скорость с высокой точностью при стабильности показаний.
Рассмотренные схемы реализуют аналоговые способы измерения скорости. Цифровое измерение скорости можно осуществить с помощью импульсного преобразователя перемещений (ИПП), превращающего аналоговые сигналы в импульсы в виде постоянных отрезков пути (кванты пути As ), и соответствующей обработки сигналов. Если число квантов As за время At равно ni , то скорость будет
(18)
где At — время между очередными квантами; fi — частота генерирования квантов.
Частота fi измеряется посредством образцового генератора, частота импульсов которого f Обеспечивая соотношениепутем сравнения сигналов ИПП и образцового генератора, выражение (18) можно представить в виде
(19)
где n — число импульсов образцового генератора за время At .
Относительная погрешность цифрового измерения скорости при пренебрежении погрешностями образцового генератора в соответствии с (18) и (19) будет
Реализация зависимостей (18) и (19) показана на схеме, приведенной на
Рисунок 1 — Структурная схема цифрового прибора для измерения скорости
рисунке 1. На вход системы подается последовательность прямоугольных импульсов от ИПП. В формирователе 1 образуются короткие импульсы 2, которые поступают в интерфейс 3. Счетчик 7, генератор образцовых сигналов 5 и программный двигатель частоты 6 с коэффициентами деления m образуют схему цифрового измерения времени At между импульсами 2. Значение этого времени после преобразования в схеме управления 4 поступает через адресный регистр 8 в блок постоянной памяти 9, в котором находятся закодированные величины, обратные интервалу времени At . В микропроцессор 11 подаются сигналы At через выходной регистр 10 и сигналы As , где определяется значение измеряемой скорости. Результаты измерения отображаются в цифровом виде на дисплее 12.
В целях повышения точности измерения частота генератора образцовых сигналов f должна быть такой, чтобы за время At число импульсов было достаточно большим.
Рассмотренный метод цифрового измерения скорости пригоден для любых процессов.
Источник