- Экспонометрия. Способы определения экспозиции
- Определение экспозиции
- Экспозиция по яркости
- Схемы расположения серой карты при замере экспозиции по яркости
- Экспозиция по освещенности
- Расположение экспонометра при замере экспозиции по освещенности
- Экспозиция в фотоаппарате
- Области замера экспозиции в современных камерах
- Оценочный замер
- Центрально-взвешенный замер
- Точечный замер экспозиции
- Закон обратных квадратов
- Фотоэкспонометры. Способы применения.
- Измерение яркости.
- Измерение освещенности.
Экспонометрия. Способы определения экспозиции
Экспонометрия – раздел фотографии, изучающий вопросы определения условий экспонирования светочувствительного материала при съемке или копировании, обеспечивающих наилучшее качество получаемого изображения.
Экспозиция (Н) – это величина, выражающая количество энергии светового излучения, воздействующего на светочувствительный материал. Значение энергии выражается произведением освещенности (Е) на продолжительность действия света (t):
,
Определение экспозиции – важный и ответственный момент съемки. От экспозиции, сообщенной фотоматериалу, зависит качество снимка. Светочувствительный материал способен правильно передавать лишь ограниченный интервал экспозиций (яркостей объекта). Недостаточная экспозиция (недодержка) приводит к потере деталей в светлых участках негатива (в тенях), избыточная экспозиция (передержка), наоборот, – к плохой их проработке в темных участках (светах).
Величина экспозиции (значение выдержки и диафрагмы) при съемке зависит:
от светочувствительности фотоматериала. Так, с увеличением светочувствительности фотоматериала уменьшается количество света, необходимого для получения изображения оптимальной плотности;
от освещенности. При высоких освещенностях съемку производят на низкочувствительные материалы, а при низких – на высокочувствительные;
от яркости (коэффициента отражения поверхности) объекта. Объекты светлой тональности (с большой яркостью) фотографируют при меньших экспозициях, а темной (с малой яркостью) – при больших;
от масштаба изображения. При сокращении расстояния до объекта уменьшается площадь входящего в кадр пространства и, соответственно, количество отражаемого света. Это неизбежно влечет необходимость увеличения экспозиции, особенно при макросъемке.
В практике фотографии используют различные способы определения экспозиции.
Табличный способ определения экспозиции. Продолжительность экспонирования при съемке в дневное время определяют следующие факторы: яркостные свойства объекта (жанр съемки), географическая широта места съемки, время года и час дня, состояние погоды (солнечно, облачно и пр.), светочувствительность негативного фотоматериала, светосила объектива при данном значении диафрагмы, кратность светофильтра и др. Все данные об условиях съемки сведены в специальные таблицы, а нахождение необходимой выдержки основано на субъективной оценке разных факторов. Поэтому погрешности данного способа очень велики.
Экспонометрический способ определения экспозиции. Для определения экспозиционных величин (выдержки и диафрагмы) здесь служит специальный прибор (приспособление) экспонометр. По принципу действия они подразделяются на табличные, оптические (визуальные) и фотоэлектрические.
Наиболее приемлемы при съемке фотоэлектрические экспонометры (рис. 66). Они наиболее совершенны и широко применяются в при работе, как в фотолабораториях, фотопавильонах, так и на местности.
Принцип действия фотоэлектрических экспонометров основан на измерении световой энергии с помощью селеновых фотоэлементов, фотодиодов или фоторезисторов.
Непосредственно световые величины они не измеряют, а создаваемый данными светоприемниками фототок используется для отклонения стрелки магнитоэлектрического гальванометра прибора или включения сигнального светодиода. Наиболее распространены в практике отечественные фотоэкспонометры типа «Ленинград» и «Свердловск» (рис. 64). Малый диаметр светоприемника позволяет применять их для определения экспозиции через окуляры зеркальных фотокамер, микроскопов и других оптических приборов (с учетом поправок, определяемых пробной съемкой).
Для ввода значения светочувствительности фотоматериала и определения экспозиционных параметров фотоэкспонометры снабжены специальным приспособлением – калькулятором. Калькулятор состоит из наружного подвижного диска со шкалой выдержек, внутреннего неподвижного диска со шкалой светочувствительности фотоматериала в единицах ГОСТа (ASA) и градусах DIN, шкалы диафрагм. Шкала выдержек имеет четыре сектора различной окраски, выделяющих часы, минуты, секунды и доли секунд.
Экспонометрические измерения для определения экспозиционных чисел проводят по яркости объекта или его освещенности. Для определения яркости светоприемник экспонометра от точки съемки направляют в сторону объекта. Можно измерять яркость всего объекта (интегральную яркость) и какой-либо его детали (локальная яркость) (рис. 65 а, в). Для измерения последней светоприемник экспонометра приближают к объекту на расстояние, примерно равное диаметру замеряемой площади.
Измерение освещенности (чаще в фотопавильонах) производят с установленным перед приемником света молочным фильтром. Экспонометр от объекта направляют на источник света (солнце, осветитель и т. п.) (рис. 65 б).
При замерах освещенностей плоскостей, например при репродукционной съемке, молочный фильтр располагают в непосредственной близости от плоскости и обязательно параллельно ей, направляя экспонометр в сторону объектива.
Источник
Определение экспозиции
Для точного определения экспозиции в арсенале фотографа есть специальные приборы, их называют экспонометрами. Современные камеры все до единой оснащены встроенным экспонометром. Экспонометры измеряют силу света не в люксах, а в привычных для фотографов значениях выдержки и диафрагмы.
Но до измерения количества света, которое попадет на пленку или матрицу, экспонометр следует запрограммировать. Программирование экспонометра осуществляется величиной, которая называется светочувствительность. Светочувствительность пленки или матрицы – способны определенным образом регистрировать световое излучение.
Измеряется светочувствительность в единицах ISO. В большинстве случаев ряд единиц ISO следующий: 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400 ISO. Каждое последующее число вдвое больше предыдущего, то есть пленка (или параметр для матрицы) со значением 400 ISO вдвое чувствительнее к свету, чем 200 ISO.
Существует два способа определения экспозиции: экспозиция по яркости и экспозиция по освещенности.
Экспозиция по яркости
Представьте себе такую картину: черная ворона сидит на белой скамейке. Время 12 часов дня. Ворона и белая скамейка освещены одинаково. Но их яркость, как и других объектов в кадре разная. Ворона отражает меньше всего света, а белая скамейка больше всего. Если мы будем определять экспозицию по яркости объектов съемки, то она получится разная. Определяя экспозицию по вороне, мы получим серую ворону и полное отсутствие деталей в области белой скамейки. Определяя экспозицию по скамейке, мы получим серую скамью и полное отсутствие деталей на вороне.
Так работают практически все экспонометры, особенно важно это для тех кто пользуется встроенным в камеру экспонометром.
Для того что бы избежать подобных проблем, в процессе замера экспозиции по яркости применяют стандартную серую карту (есть множество фирм, которые выпускают их).
Эталонная серая карта отражает 18% попавшего на нее света. Когда в поле зрения экспонометра попадают объекты разной яркости, он усредняет яркость объектов, сводя все к серой карте, если вы снимаете, что-либо темное на чем-либо светлом, то вы получаете серый по тону снимок.
Схемы расположения серой карты при замере экспозиции по яркости
Экспозиция по освещенности
В случае замера по освещенности, экспонометр с белой полусферой (или саму камеру со встроенным экспонометром) помещают близко к объекту съемки, и располагают под определенными углами по отношению к источнику света и направлению съемки. Такой вид замера в основном используют при студийной съемке или при создании натюрмортов.
При съемке пейзажей этот вид замера часто приносит неудовлетворительные результаты. Так как большинство объектов пейзажа более темные, чем серая карта.
Так бывает при съемке леса летом или если на снимке преобладают теневые области. Зимой применять замер по освещенности гораздо легче.
Профессиональные экспонометры позволяют производить замер не только по средним тонам (серой карте), но и по светам и теням. Если открыть диафрагму на одну ступень, количество света, который попадет на матрицу или пленку, увеличиться вдвое. Соответственно выдержку надо уменьшить вдвое. В фотографии это называется законом взаимозаменяемости.
Выбор пары «диафрагма-выдержка» при неизменных условиях освещенности уже не техническая задача, а творческая. Например в случае с портретом на фоне растительности. Если кусты на заднем плане будут резкими, то они будут отвлекать зрителя от изображенного объекта. Эту проблему можно решить путем открытия диафрагмы, за счет чего уменьшится глубина резкости, и кусты на заднем плане перестанут быть резкими (размоются).
Если нужно снять группу людей, стоящих в несколько рядов, то диафрагму следует закрыть, для достижения большей (нужной) глубины резкости. Выдержка при этом будет более длинная.
Расположение экспонометра при замере экспозиции по освещенности
Экспозиция в фотоаппарате
В случае определения экспозиции встроенным в камеру экспонометром, помните о конструктивных особенностях встроенного экспонометра. Они могут замерять экспозицию по различным областям по всему полю видоискателя, по центральной области и по точечной области в центр видоискателя.
Пожалуйста, не путайте области определения экспозиции с областями (точками) автофокуса. Правильный расчет экспозиции – залог хорошего качество снимка.
Самый простой способ определить наилучшую экспозицию – это сделать снимки с разным значением выдержки или диафрагмы. Один – чуть темнее, второй чуть светлее и третий средний, после чего выбрать наиболее удачный.
Области замера экспозиции в современных камерах
В современных камерах свет оценивается группой светочувствительных датчиков, объединенных в матрицу. Свет проходит через объектив, попадает на матрицу и формирует на ней изображение кадра в миниатюре.
Камера анализирует освещенность датчиков матрицы разными способами, которые получили следующие названия:
Оценочный замер
Считывает показания освещенности со всех датчиков матрицы. Камера распознает разнообразные варианты освещенности и вносит в экспозицию соответствующие поправки. Оценочный замер считает центральной зоной кадра активную точку фокусировки, на ней и основываются вычисления композиции.
При ручной фокусировке общий замер основывается на центральной части кадра. В некоторых камерах система замера учитывает вертикальное положение камеры и соответствующим образом пересчитывает замер.
Центрально-взвешенный замер
Этот способ замера в чем-то схож с общим: информация об освещении собирается со всех светочувствительных датчиков, но преимущество в определении экспозиции отдается центральной группе. Область замера составляет примерно 30% площади кадра.
Точечный замер экспозиции
В этом случае экспозиция оценивается по небольшому участку в центре кадра. Около 8-10% от площади кадра. Такой вид замера очень полезен при сложных условиях освещения (к примеру в темном помещении, где основной объект съемки находится в луче света), а так же для оценки разности освещения в разных частях кадра.
В случае больших перепадов яркости между объектом съемки и фоном, а также отдельными яркими источниками типа фонарей или солнца следует пользоваться только точечным замеров, установив ручной режим.
Закон обратных квадратов
Если один объект съемки расположен вдвое дальше от источника света, чем другой, то он освещен в четыре раза меньше. Если один объект расположен втрое ближе, чем другой, то он освещен в девять раз больше. То есть освещенность распределяется обратно пропорционально квадрату расстояния. Этот закон желательно запомнить и учитывать при съемке.
Источник
Фотоэкспонометры. Способы применения.
В предыдущем материале рассмотрены принципы работ фотоэкспонометров, теперь перейдем непосредственно к их использованию.
Существует два метода измерений с помощью внешних фотоэкспонометров – измерение яркости и измерение освещенности..
Измерение яркости.
Основным принципом работы встроенных экспонометров является определение экспозиции путем измерения яркости объекта съемки или измерение по отраженному свету. В этом случае экспонометр направляется от фотоаппарата в сторону объекта и воспринимает отраженный от него свет. Однако отражательная способность разных частей объекта различна, зависит как от материала поверхности, так и от направления освещения ( освещена ли данная сторона или находится в тени ). Для ярких объектов и для темных экспонометр выдаст разную экспозицию. При съемке с выбранной экспозицией на фотоматериале они отобразятся с одинаковой плотностью ( степенью почернения ). Таким образом, светлый объект отобразится с недодержкой, а темный с передержкой. Это приводит к ошибкам в определении правильной экспозиции. Для коррекции измерений все экспонометры при измерении по яркости настроены на некоторый усредненный коэффициент отражения поверхности объекта, равный 18%, что соответствует серому цвету и положению на характеристической кривой в средней части линейного участка. Правильную экспозицию при измерениях яркости можно получить используя специальные серые карты, которые служат эталоном такой отражательной способности. Измерения производят направляя экспонометр на поверхность этой карты при данном освещении.
➡ Вы прямо сейчас узнайте, что это
за такие «ЗОЛОТЫЕ» 9 профессий.
➡ Вы поймете, как Вам за 1 неделю начать
зарабатывать по московским меркам, не
выходя из Вашего дома. Удаленно и без
вложений.
Измерение яркости является основным методом работы многих внешних экспонометров (например экспонометра «Ленинград»). При этом они производят интегральный замер яркости в пределах угла восприятия, который обычно составляет 30 – 40° , что примерно соответствует углу зрения нормальных объективов. Производя измерения яркости объектов с большим контрастом, например при съемке пейзажа, нужно учитывать, что яркость неба значительно выше, чем поверхности земли и она будет вносить больший вклад в результат измерения. Для выборочного измерения яркости разных частей объекта, нужно приблизить экспонометр непосредственно к объекту так, чтобы эта часть полностью заполняла поле зрения фотоэлемента, что не всегда бывает возможным.
Измерение освещенности.
Второй принцип измерения – измерение освещенности (или падающего света ) свободен от этого недостатка. При измерении определяется интенсивность освещения, падающего на объект съемки, от которого зависит освещенность объекта. Экспонометр направляется от объекта съемки в сторону фотоаппарата на источник освещения. Особенно это удобно, когда источников несколько ( в случае павильонной съемки ) и необходимо оценить освещение от каждого источника в отдельности, чтобы правильно сбалансировать яркость каждого осветителя. Этот метод измерения наиболее точен, т.к. не зависит от степени отражения света от поверхности объекта. Сложность в данном случае состоит в том, что экспонометр нужно располагать непосредственно у объекта. Поэтому он и применяется чаще всего при съемке в студии ( обычно при портретной съемке ).
Большинство внешних экспонометров для такого измерения оснащаются специальным фильтром молочного цвета с калиброванным коэффициентом светопропускания. (у «Ленинграда» белая крышка надевается на окно экспонометра). Часто такая крышка изготавливается полусферической формы для увеличения угла восприятия до 180°.
Источник