Конспект НОД по математике «Измерение» в старшей группе
Атрохова Диана
Конспект НОД по математике «Измерение» в старшей группе
Цель: Ознакомление детей с разными измерительными инструментами.
1.Образовательные: -Учить измерять: рост, глубину и обхват.
— Учить использовать навыки измерения на практической деятельности. -Сформировать представления об алгоритме операции измерения, инструмента или прибора для измерения.
-Формировать первичные навыки работы получения информации из разных источников (вербальные и невербальные)
2.Развивающие: -Развивать умение использовать навыки измерения в практической деятельности
— Развивать детскую инициативу.
3.Воспитательные: -Воспитывать взаимопомощь.
-Воспитывать интерес к получению новых знаний.
Словарная работа: Складной метр, гибкий сантиметр.
Интеграция в целостный образовательный процесс: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
II. Организационно — деятельностный компонент
1.Раздаточный: пазлы с изображением весов.
2.Вспомогательный: разные измерительные инструменты, картинки с изображением инструментов.
Подготовка к НОД: воспитатель готовит вспомогательное оборудование, раскладывает раздаточный материал, дети расставляют стулья.
Формы организации НОД: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; игровые методы;наглядные методы: показ, демонстрация; практические методы.
III.Эмоционально — мотивационнй компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент).
IV.Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного материала, оценка участия и достижений детей в НОД.
Список используемой литературы:
1. Программа «Радуга». Авторы программы «Радуга»: Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик, В. В. Гербова. Научный руководитель Т. Н. Доронова
2. ФГОС дошкольного образования;
3. Развитие математических представлений дошкольников по образовательной программе «радуга» Е. В. Соловьёва
Этапы реализации содержания НОД
Структурный компонент Действия воспитателя Действия детей
I. Эмоционально — мотивационный компонент
I.Вводная часть: (мотивация, установка на предстоящую деятельность)
5 минут Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришёл учёный, который обращается к нам за помощью. Он не может открыть свой сундук сокровищ. Поможем учёному?
Как вы думаете, что в этом сундуке?
Мне сказали, что это сундук знаний о прошлом.
Предполагаемые ответы детей
II. Организационно-деятельностный компонент
Ребята, а как вы думаете, как и чем в старину измеряли предметы, ткани и многое другое?
Давайте отправимся в прошлое и узнаем. Но чтобы туда попасть нужно закрыть глаза,повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова:
«Вокруг себя обернись и в прошлое очутись!»
Девушка: «Здравствуйте ребята. Я хочу вам немного рассказать и показать старинные единицы измерения длины. В древности для измерения длин людьми использовались такие измерительные приборы, которые всегда были при себе. Это было очень удобно и практично. Посмотрите, изначально для измерения длины пользовались ладонями, шагом и саженью. Сажень- это расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Ну а самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)
Воспитатель: Спасибо красная девица за такую информацию. А нам пора возвращаться. Закрываем глаза,поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:
Вокруг себя обернись и в настоящее опять очутись!
В нашем сундуке есть знания о будущем.
Ребята, а как вы думаете, что можно измерить этими единицами?
Этими единицами можно измерить: длину, высоту, ширину.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
Замечательно, какие молодцы. Но мы забыли про сундук, а не пора ли нам его открыть?
Ребята, Сундук даёт знания только тогда, когда всё мирно. Если вы будете ссориться волшебный сундук закроется.
Ух ты, смотрите, что это?
Ребята, это измерительные инструменты.
Выберите по 1 картинке. Кто выбрал картинку с гибким сантиметром, тот проходит в лабораторию №1 они будут измерять ткань.
Кто выбрал картинку с деревянным метром, те буду измерять длину и ширину стола и проходят в лабораторию №2
А кто выбрал складной метр, те будут измерять свой рост они направляются в лабораторию «3
В лабораториях находятся определённое время, как вы увидите сигнал нужно будет покинуть помещение.
Ребята, лабораториями можно будет меняться, для этого нужно подойти к своему другу и вежливо его попросить поменяться.
(Дети измеряют в лабораториях)
Предполагаемые ответы детей
2 минуты Наш профессор предлагает нам создать кольцо знаний. Для этого каждый берёт по одной полосе бумаги и склеивает её вместе с друзьями.
Вот такое огромное у нас получилось кольцо!
Ребята, о чем вы сегодня расскажете мамам?
Чему вы научились?
Предполагаемые ответы детей
Конспект НОД «Измерение объёма жидких веществ» Конспект НОД: «Измерение объёма жидких веществ». Цель: Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов.
Конспект НОД по ФЭМП «Измерение жидкости» Конспект НОД по ФЭМП на тему «Измерение жидкости» Цель: формирование представлений о способах измерения жидких веществ; о значении измерительной.
Конспект НОД «Измерение длины» по математике с использованием проблемно-игровой ситуации в подготовительной группе Тема: Измерение длины Цель: обучение детей разным способам измерения длины. Задачи: Обучающие: — познакомить с разными способами измерения.
Конспект НОД по математике в старшей группе «Счет в пределах 10» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе Цель: развитие у детей интереса к самостоятельному.
Конспект НОД по математике в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме.
Конспект НОД по математике в старшей группе по ФГОС Конспект нод по математике в старшей группе по ФГОС. Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке.
Конспект НОД по математике в старшей группе «Цветик-семицветик» Конспект НОД «Познавательное развитие» по математике в старшей группе тема «Цветик – семицветик». Цель: продолжать формировать элементарные.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе (измерение объёма) «Спешим на помощь Золушке» Г. Кемерово, МАДОУ №214 «Центр развития ребенка» Воспитатель высшей категории Коновалова Наталья Борисовна Конспект по ФЭМП старшей группе.
Конспект НОД по математике в старшей группе «Луч и отрезок» Тема: «Луч и отрезок». Цель: Познакомить детей с лучом и отрезком,закрепить состав числа 7и знания числового ряда, продолжать работу по.
Занятие по математике в подготовительной группе «Измерение объема сыпучих тел» Занятие по математике в подготовительной группе. Тема: Измерение объема сыпучих тел. Цель: обучение измерению с помощью условной мерки.
Источник
Содержание представлений о размерах предметов и их измерении, формируемых в дошкольном возрасте
Анна Шорина
Содержание представлений о размерах предметов и их измерении, формируемых в дошкольном возрасте
Содержание представлений о размерах предметов и их измерении, формируемых в дошкольном возрасте
Измерительная деятельность связана с целым рядом важнейших математических понятий. Остановимся более подробно на их характеристике. Так как в процессе измерения сравниваются величины, то в начале рассмотрим содержание понятия «величина».
Величина – одно из основных математических понятий возникшее в древности, и в процессе длительного развития подвергшееся ряду обобщений. Длина, площадь, объем, масса, скорость и многое другое – все это величины.
Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений. [22]
Дошкольники постоянно сталкиваются с такими сторонами действительности, которые могут служить для формирования представленияо некоторых конкретных величинах: длине, ширине, высоте.
Формирование у дошкольников представлений о размерах предполагает развитие умений ориентироваться в пространственных признаках предметов.Они носят достаточно конкретный характер: умение показывать, называть длину, ширину, высоту предметов, определять их размер в целом. Такое представление о величине является первоначальным и связано с созданием чувственной основы для формирования в последующем научного понятия.
Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость – основное свойство величины.Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые подвергают различные качества, в том числе длину, ширину, высоту. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. При этом размер воспринимаемого предмета сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов.
Величина характеризуется также изменчивостью. Например, изменение длины данного стола изменяет лишь его размер, но не меняет его содержания и качества — стол остается столом.
Третье свойство величины – относительность. Один и тот же предмет может быть определен как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается.
Сравниваемость, изменчивость, относительность – эти основные свойства величины могут быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме, в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты.
Измерение может быть как непосредственным и простым сопоставлением единицы измерения и измеряемого, так и более или менее опосредованным.
Измерениевключает в себя две логические операции: первая – это процесс разделения, который позволяет ребенку понять, что целое можно раздробить на части; вторая – это операция замещения, состоящая в соединении отдельных частей (представленных числом мерок).
Сущность измерения состоит в количественном дроблении измеряемых объектов и установлении величины данного объекта по отношению к принятой мере. Посредством операции измерения устанавливается численное отношение между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения, масштабом или эталоном.
Использование условных мерок делает измерение доступным. В быту часто измеряют длину комнаты шагами, количество крупы в пакете стаканами. Условная мерка подбирается с учетом особенностей измеряемого объекта. Старшие дошкольники могут понять, что между условной меркой и измеряемымобъектом есть нечто общее: мерка должна соответствовать измеряемому объекту, быть одного и того же рода с ним. Однородность является необходимым условием для осуществления самого процесса измерения.
Измерение объектов условными мерками не является подлинно математической операцией в силу нескольких причин.Одна из них уже известна: единица измерения выбирается произвольно, в зависимости от ситуации и конкретных условий.Другая причина тесно связана с первой: при измерении условной меркой оценка величины носит менее точный характер, чем при измерении общепринятыми единицами. Например, с помощью условной мерки – шага – выясняется, что длина дорожки равняется 10 шагам, как правило, разная и, повторив измерение, можно получить другой результат.
Ни сам процесс измерения условной меркой, ни способ действия не противоречат сущности операции измерения. В ходе ее требуется конкретно определить, что выступает в качестве объекта измерения: длина, ширина, высота; произвести операцию измерения, действуя меркой по определенным правилам, осмыслить результат как отношение измеряемого объекта к мерке. Измерение условными мерками основывается на сочетании практических действий с умственными, из которых складываются соответствующие навыки. Измерительная деятельность тесно связана со счетом. Недостаточная координация движений, неумение согласовывать их со счетом являются причинами ошибок детей в процессе измерительной деятельности. Однако в условиях обучения они усваивают приемы измерения, приходят к пониманию сущности этой деятельности в конкретной форме.
Старшие дошкольники овладевают несколькими видами измерения условной меркой. К первому виду следует отнести линейное измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов. Существуют и другие виды измерения – определение с помощью условной мерки объема сыпучих и жидких веществ, массы предметов и др.
Применение мерок придает точность установленным в процессе измерения отношениям равенства – неравенства, части – целого, позволяет полнее и глубже выявить их свойства.
Измерение условными мерками дает возможность познакомить дошкольников с некоторыми простейшими видами функциональной зависимости. [8]
Все представления, которые формируются у детей в процессе измерения, тесно связаны между собой. Измерение наполняет их конкретным содержанием, помогая овладеть математическими понятиями.
Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье. Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.
Значение формирования измерительной деятельности у дошкольников Значение формирования измерительной деятельности у дошкольников Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного.
Источник