Способы измерения базы автомобиля

Идентификационные признаки транспортных средств, отображающиеся в следах шин

Транспортные средства обладают определенным комплексом признаков, которые характеризуют их типы, виды модели и кон­кретные экземпляры. Часть отображается в следах шин. Такими признаками являются: колея передних и задних колес, база, коли­чество колес, модель шины.

Колея — расстояние между колесами одной оси (не следует пу­тать колею автомобиля, как одного из его важнейших признаков, с колеей на дороге в виде раскатанного колесами, углубленного в виде канавки следа) (рис. 4). По следам ее величина определяется расстоянием между одноименными (правыми или левыми) боковы­ми границами следов. У транспорта, имеющего спаренные колеса на задней оси, колея соответствует расстоянию между серединами левой и правой пары колес или боковыми границами следов наруж­ного колеса правой пары и внутреннего левой пары или наоборот.

Рис. 6. Определение базы трехосного автомобиля

Рис. 5. Определение базы двухосного автомобиля

При прямолинейном движении транспортного средства следы передних колес частично или полностью перекрываются следами задних колес, поэтому колею передних колес можно измерить лишь по следам, образованным на повороте. Измерение колеи следует производить строго по перпендикуляру к продольным осевым ли­ниям следов, на участке выхода из поворота (объезда) на прямую, где она в меньшей степени подвергается искажению. Ввиду того, что у автомашин разных марок ширина колеи различается всего на десятки миллиметров, измерение должно быть тщательным и точ­ным и проведено в двух, а лучше в трех разных местах.

Рис. 4. Определение ширины колеи транспортного средства

База — расстояние между передней и задней осями автомоби­ля. У трехосных автомобилей различают так называемую базу те­лежки, т. е. расстояние между средней и задней осями. В этом слу­чае базой автомобиля будет расстояние между передней осью и серединой базы тележки (рис. 5, 6).

База определяется по следам, образованным при стоянке авто­мобиля (остановка, буксование) или при развороте с применением заднего хода.

При стоянке автомобиля образуются следы в виде вмятин в грунте, проталин в снегу, осыпавшихся с колес частиц грунта. Се­редины этих следов соединяют прямыми линиями, которые соот­ветствуют расположению осей. Затем с середины линии передней оси проводят перпендикуляр на линию задней оси. Длина перпен­дикуляра и будет базой.

По следам разворота база определяется так: прямой линией со­единяют окончания следов колес одной и другой оси, образовав­шихся при остановке автомобиля. Расстояние между этими линия­ми соответствует базе транспортного средства (рис. 7).

Рис. 7. Определение колеи и базы автомобиля по следам разворота

с применением заднего хода.

Лп — линия передней оси (колея передних колес); Лз — линия задней оси (колея задних колес); Б — база автомобиля

База транспортных средств — величина постоянная, в процессе эксплуатации не изменяется за исключением некоторых моделей тракторов: ДТ-20, ДТ-30.

Описанные способы определения колеи и базы автомобиля воз­никают лишь при наличии на месте происшествия следов его стоянки или разворота. Однако наиболее часто на местах происшествий ос­таются следы поворота в виде четырех дуг различного радиуса.

Существующая методика определения общих признаков по ука­занным следам не нашла широкого практического применения, так как предполагает использование довольно громоздкого математи­ческого аппарата. На факультете экспертов-криминалистов ВА МВД России создан простой способ определения колеи и базы автомобиля по следам поворота, не требующий проведения слож­ных вычислительных операций при незначительном количестве из­мерений и геометрических построений.

Читайте также:  Системы физической защиты способы

Данный способ основан на том, что расстояние между центрами проекций переднего и заднего одноименных колес равно базе ав­томобиля и при его поворотах остается неизменным.

Методика определения колеи и базы автомобиля по следам по­ворота содержит следующие этапы (рис. 8).

Рис. 8. Определение колеи и базы автомобиля по следам поворота

1. Проводится линия задней оси, на которой лежит центр пово­
рота автомобиля, для чего восстанавливается перпендикуляр к
любой произвольно взятой хорде.

2. В точках пересечения построенной линии с наружными (или
внутренними) краями следов задних колес строятся касательные к
следам, которые являются перпендикулярами к указанной линии.
Касательные проводятся до пересечения с внешними (или внут­
ренними) краями следов передних колес ъ О2), и эти точки со­
единяются между собой.

3. Колея задних колес измеряется вдоль линии задней оси.

1 См.: Ярмак В. А. и др. Метод косвенного определения общих признаков авто­мобиля по следам поворота // Экспертная практика. М., 1992. Вып. 34.

4. Через середину отрезка, характеризующего колею задней оси,
проводится перпендикуляр к линии задней оси до пересечения в
точке Оп с линией СЦОг.

5. Через точку Оп проводится линия, параллельная линии зад­
ней оси до пересечения с внешним или внутренним краями следов
передних колес. Расстояние между этими точками характеризует
колею передних колес.

База определяется как полусумма расстояний между линией задней оси с точками пересечения внешней (А) и внутренней (В) касательных со следами передних колес: Б=А+В/2. База автомоби­ля может быть также определена как расстояние между линией задней оси и точкой Оп.

Количество колес устанавливается по их следам, образован­ным на стоянке (углубления, проталина), крутом повороте или при развороте с применением заднего хода.

В некоторых случаях автомобили, имеющие спаренные колеса
на задней оси, по различным причинам временно могут эксплуати­
роваться с одинарными колесами, что не соответствует полному
комплекту колес. Этот временный признак автомобиля может быть
использован для его розыска. •

Модель шины. В целях ее определения нужно изучить строение J отобразившегося в следе рисунка протектора, измерить ширину и ; шаг беговой дорожки шины и ее наружный диаметр.

Рисунок протектора характеризуется формой и размерами его элементов, их количеством и расположением относительно сред­ней линии шины и друг друга.

Ширину беговой дорожки измеряют в следе. Для этого отыски­вают такой участок следа, в котором она отобразилась полностью. О полноте объемного следа можно судить при наличии вертикаль­ных боковых стенок, являющихся его границами. Ширина дна сле­да, измеренная по перпендикуляру к продольной оси следа, будет | шириной беговой дорожки. В поверхностных следах при отображе­нии изолированных выступов (грунтозацепов), расположенных вдоль боковых границ протектора, ширина беговой дорожки изме­ряется между данными выступами.

Для определения наружного диаметра в следе шины отыскива­ют два оставленных друг за другом отпечатка какой-либо одной : особенности (разрыв, заплата и т. д.). Расстояние между этими от­печатками равно окружности колеса с шиной. Разделив длину ок­ружности колеса на 3,14, получим наружный диаметр шины.

Читайте также:  Anskin modeling mask collagen способ применения

Эти данные сопоставляют с данными, содержащимися в альбо­мах, каталогах или справочниках, на основании чего устанавливают модель (модели) шин, образовавших след.

Вышеописанные признаки дают возможность установить тип, вид, модель транспортного средства, т. е. его групповую принадлежность.

Для установления конкретного транспортного средства по сле­дам шин в последних необходимо отыскать индивидуальные при­знаки шины, оставившей след.

Такими признаками могут быть: неравномерный износ протекто­ра шины, наличие, форма, размеры и месторасположение заплат, части другого рисунка протектора, использованного при ремонте шины, трещины, разрывы, выкрашенности резины, а также призна­ки средств противоскольжения — форма, размеры трапов или звеньев и особенности их рельефа. К этой группе относится и такой временный признак, как отпечаток постороннего предмета, за­стрявшего между шинами спаренных колес или внедрившегося в рельефный рисунок протектора или в резину шины (камень, шлак, кусок железа и др.).

Разумеется, идентификационная значимость подобных призна­ков уступает признакам, отображающим детали шины, но в сово­купности с ними повышает идентификационную значимость следов шин в целом.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Измерение следов транспортных средств

Путем измерения устанавливаются размеры и расположение следов по отношению к неподвижным ориентирам (нанесенной осевой и разделительной полосам, краям дороги, бордюрному камню тротуара, столбам на обочине и т.д.

При осмотре следов транспортных средств измеряются:

1.Ширина колеи, оставленная колесами, гусеницами, полозьями.
2. Ширина беговой части протекторов колес, гусениц, полозьев.
3. База автотранспортного средства.
4. Длина окружности шины (колеса).
5. Длина следов торможения.
6. Длина и ширина следов пролившейся жидкости, нанесенной грязи или иного вещества.

Колея – это расстояние между средними линиями следов, оставленных правым и левым колесами, находящимися на одной оси, гусениц или полозьев (см. рис.).

Если следы оставлены спаренными колесами, колея соответствует расстоянию между серединами промежутков следов левой и правой пары колес (см. рис.).

Измерения производятся многократно с точностью до 1 мм.

Ширина следов – расстояние между боковыми границами следа, оставленного любым одиночным колесом; ширина следа обычно соответствует ширине беговой дорожки колеса.

База автомобиля – это расстояние между передней и задней осями в двухосном автомобиле (см. рис.).

У трехосных автомобилей различают базу тележки — расстояние между средней и задней осями. Общая база в трехосном автомобиле – это расстояние между передней осью и линией, проходящей через середину базы тележки (см. рис.).

Базу автомобиля можно измерить только на месте стоянки транспортного средства или при развороте с применением заднего хода. Для этого изучаются следы на месте стоянки (например, проталины в снегу, углубления в грунте, осыпавшиеся с колес на асфальт частицы грязи, песок, мелкие камни и т.д.) или разворота.

Читайте также:  Способы снизить транспортный налог

Измерение базы по следам, образованным во время стоянки транспорта:
Середины следов колес, которые расположены на одной оси, соединяют прямыми линиями; эти линии будут соответствовать положению осей. Затем с середины линии передней оси проводят перпендикуляр на линию задней оси. Длина перпендикуляра и будет базой.

Измерение базы по следам, образованным при развороте с применением заднего хода:

Положение передней и задней осей соответствуют линии, которыми соединяют границы (начало-окончание) следов колес, находящихся на одной оси (см. рис.).

Длина окружности шины (колеса) – это расстояние между двумя последовательными отпечатками одной и той же особенности или между окрашенными отпечатками одного и того же участка шины (например, отпечатки, образованные после переезда пятна смазки, лужицы крови и т.д.). Разделив длину окружности на 3,14, определяется диаметр колеса с шиной.

Тормозной путь – длина следа торможения – это расстояние, которое проходит транспортное средство от начала торможения до полной остановки. По длине тормозного пути, воспользовавшись таблицами, можно определить скорость движения транспортного средства.

4.Признаки направления движения колесного транспорта:

1. В следах шин повышенной проходимости вершины углов рисунка направлены, как правило, в сторону, обратную направлению движения (см. рис.).

2. Следы, образовавшиеся за счет воды и грязи после переезда лужи, располагаются в сторону движения (см. рис.).

3. Капли жидкости (воды, масла), стекающие при движении, вытянутыми концами обращены в сторону движения (см. рис.)

4. Концы сломанных при переезде палок и веток обращены в сторону движения (см. рис.) .

5. Около камня, вдавленного в грунт транспортным средством, образуется зазор со стороны, обратной направлению движения (см. рис.).

6. Пыль и сухой снег, поднятые при движении транспорта, оседают веерообразно, раскрытая сторона «веера» обращена в сторону, противоположную движению (см. рис.) .

7. Пологие стороны ступенек, образующихся в следах колес на рыхлом грунте, обращены в сторону движения транспорта (см. рис.).

8. Трава приминается колесами движущегося поступательно транспорта в сторону направления движения, буксующего автотранспорта — в сторону, обратную направлению движения.

* Примеры определения направления транспортного средства по его следам

При движении транспортных средств на дороге происходят различные материально-фиксированные изменения, по которым можно судить о направлении движения транспорта. Определение направления движения транспорта производится по признакам в следах колес и по другим признакам на дороге. Рисунок протектора шин повышенной проходимости состоит из грунтозацепов, сходящихся под углом посредине беговой дорожки. На правильно установленной шине этот угол раскрыт в сторону движения. При пробуксовке колес выброс грунта из-под них происходит в сторону, противоположную движению. Глубина следа при этом уменьшается в сторону движения. В сторону направления движения обращены отпечатки колес при переезде через лужи, стебли кустарника или травы, концы переломанных при переезде колесами веток, пологие стороны уступов на дне объемных следов, сужения пятен от падающих капель масла (рис )

Рис. Примеры определения направления транспортного средства по его следам:
а — след протектора; б — форма пятен;
в — направление выброса шины масла грунта и уменьшение глубины следа при движении ТС

Дата добавления: 2015-06-30 ; просмотров: 2164 ; Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью
Разные способы