- Презентация по математике «Измерения без линейки»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Исследовательская работа по теме «Без мерной линейки или измерение голыми руками»
- За свою историю человечество придумало огромное количество единиц измерения, и у каждого народа они были свои собственные.
- Старинные русские меры длины
Презентация по математике «Измерения без линейки»
Выбранный для просмотра документ Анотаци.docx
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
« Средняя общеобразовательная школа города Перевоза»
Аннотация к презентации
«Измерение без линейки»
ученица 5 «Б» класса
г. Перевоз 2014г.
Тема: «Измерение без линейки»
Цель данной работы: Ознакомление со способами измерения длины без применения линейки.
изучить возможные способы;
описать эти способы;
изучить на практике;
Презентация работает в автоматическом режиме, содержащийся в ней материал позволит расширить кругозор детей и может быть использован в ходе изучения способов измерения предметов на уроках математики, физики, информатики, а также использован для проведения внеклассных мероприятий .
1 слайд – Титульный лист
2 слайд – Информация об участнике
3 слайд – Тема работы
4 слайд – Цель работы
5 слайд –Задачи работы
6-7 слайд- Введение
8-12 слайд- 5 способов измерений без линейки
14 слайд- Высказывание
15 слайд- Литература
Выбранный для просмотра документ Измерения без линейки..ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация по математике Тема: «Измерение без линейки» Подготовила: ученица 5 «б» класса Большакова Дарья Проверила: учитель математики Клеменьтева М.Н. г. Перевоз 2014г Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя общеобразовательная школа г.Перевоза»
Немного о себе Меня зовут Даша. Живу в городе Перевоз. Мне 11 лет. Я учусь в 5 классе. Я люблю читать книги и делать разные необычные поделки. С удовольствием занимаюсь в музыкальной школе. Из школьных уроков я больше всего люблю математику, поэтому мне и захотелось создать презентацию на тему «Измерение без линейки».
Тема Измерение без линейки.
Цель: Ознакомление со способами измерения длины без применения линейки.
Задачи: изучить возможные способы; описать эти способы; изучить на практике; сформулировать вывод.
Иногда нам необходимо что-либо измерить, но под рукой может не оказаться линейки. Что же тогда предпринять? В этом случае нам пригодятся некоторые хитрости, которые известны людям, знакомым с математикой. Естественно, что предмет нашего измерения не будет слишком большого размера.
Известно ли вам, что существует несколько способов измерения длины без мерной линейки: шагами, с помощью «четвертей», «голыми руками», с помощью тетрадного листа и самых обычных монет?
1 способ А как же измерить длинные расстояния , например во время пеших прогулок? Просто шагами! Для этого нам необходимо знать длину своего шага и уметь считать шаги. Всем известно, что при обычной ходьбе мы делаем шаги приблизительно одной длины, и если знать среднюю длину шагов, то мы с небольшой погрешностью сможем измерить нужное расстояние. Запомни простое правило: длина среднего шага взрослого человека равна половине расстояния от его глаз до ступней!
2 способ Предметы средней величины мы можем измерить так: натянув веревку или палку от конца протянутой в сторону руки до противоположного плеча – получим приблизительную длину метра (для взрослого мужчины). Другой способ получить примерную длину метра – это отложить по прямой линии шесть «четвертей», т.е. возьмём 6 расстояний между концами большого и указательного пальцев, расставленных как можно шире.
3 способ Измерение мелких предметов «голыми руками». Для этого вам просто нужно знать ширину своей ладони, расстояние между концами большого и указательного пальцев, расстояние между указательным и средним пальцами. (Не забудьте, что измерение это достаточно приблизительное). На этом способе измерения основана и английская система мер (фут и дюйм). Запомним, что длина каждой фаланги пальца и есть дюйм (английский – 25,4мм). Фут равен 12 дюймам.
4 способ Лист обычной тетради в клетку заменит вам примитивную линейку. Помните, что размер каждой из клеточек – 5 мм.
5 способ Монеты — самые простые помощники при измерении. Запомните, что 5 российских рублей имеют диаметр 25 мм, 50 копеек – 20 мм. Запомнив, что положенные рядом две пятирублевые монеты дают 50 мм, вы всегда сможете получить масштаб из 1см, отмерив расстояние монетами на полоске бумаги и сложив её 5 раз.
Рассмотрев вышеизложенное, вы поймёте, что благодаря хитрости и находчивости вы и без мерной линейки сможете произвести измерения, вполне пригодные для практики.
А. Маркушевич «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
Литература Н. Павлова, «Измерение предметов»,М. Просвещение, 2011г. Г. Перельман, М. АСТ, 2008г. Н.Я Виленкин, М. Мнемозина 2011г.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Сейчас обучается 296 человек из 69 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 607 человек из 76 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
« Средняя общеобразовательная школа города Перевоза»
Аннотация к презентации
«Измерение без линейки»
ученица 5 «Б» класса
г. Перевоз 2014г.
Тема: «Измерение без линейки»
Цель данной работы: Ознакомление со способами измерения длины без применения линейки.
Задачи:
изучить возможные способы;
описать эти способы;
изучить на практике;
Презентация работает в автоматическом режиме, содержащийся в ней материал позволит расширить кругозор детей и может быть использован в ходе изучения способов измерения предметов на уроках математики, физики, информатики, а также использован для проведения внеклассных мероприятий .
1 слайд – Титульный лист
2 слайд – Информация об участнике
3 слайд – Тема работы
4 слайд – Цель работы
5 слайд –Задачи работы
6-7 слайд- Введение
8-12 слайд- 5 способов измерений без линейки
14 слайд- Высказывание
15 слайд- Литература
Номер материала: 142273
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Исследовательская работа по теме «Без мерной линейки или измерение голыми руками»
Городской научно-практический марафон
«Шажок в науку. Юниор»
Без мерной линейки или
измерение голыми руками
ученица 4 «А» класса
Кислова Вера Александровна
учитель начальных классов
2.1 Старинные русские меры длины…………………………….…4
Современный мир невозможно представить без измерительных приборов. Не только люди различных специальностей используют их в работе, но и каждый из нас ежедневно пользоваться ими. Это и часы, по которым мы узнаем, когда нам вставать утром в школу или когда начнется любимая передача по телевизору; и термометр, на который каждый посмотрит, выходя на улицу; это и счетчики воды, и уровень заряда батареи в телефоне и многие другие.
В нашей жизни бывают такие ситуации: надо измерить что-нибудь, а под рукой, как назло, нет ни линейки, ни рулетки. Что же делать в этом случае? Ответ один: у нас есть руки и ноги и предметы, окружающие нас в повседневной жизни!
Еще в давние времена люди поняли, что хотя все мы и разные, но в среднем некоторые части тела у всех нас достаточно близки по размерам. В этом и состоит актуальность моего исследования.
Проблема: можно ли измерить длину различных величин без измерительных приборов, пользуясь только размерами своего тела и предметами, которые нас окружают?
Цель работы: выяснить, можно ли измерить длину различных величин без измерительных приборов, пользуясь только размерами своего тела и окружающими нас предметами;
обосновать важность измерения разных величин без измерительных приборов.
изучить сведения из книг о старинных мерах длины, связанных с размерами тела;
проверить величины старинных русских мер для взрослого человека;
провести измерения без линейки;
провести опрос среди одноклассников;
Объект исследования: мебель в квартире, рост человека, измерение длины беговой дорожки на школьном стадионе, высоты школьных принадлежностей.
Предмет исследования: измерение заданного пути, старинные русские меры длины.
сбор и анализ информации;
наблюдение измерения без помощи приборов;
«Наука начинается там, где начинают измерять.
Точная наука немыслима без меры»
Д.И.Менделеев
Гипотеза: каждый человек может воспользоваться размерами частей своего тела для измерения необходимой величины и подручные предметы, если нет под рукой линейки.
С давних времен людям необходимо было измерять длину того или иного предмета для того, чтобы изготовить простейшие орудия труда, построить себе дом или рассчитать время пути.
За свою историю человечество придумало огромное количество единиц измерения, и у каждого народа они были свои собственные.
Старинные русские меры длины
Древнерусская система мер длины включала в себя в основном величины, связанные с размером различных частей тела: сажень, локоть, пядь, аршин, вершок.
Существует несколько способов измерения длины без мерной линейки: (приложение 1)
с помощью «четвертей»
с помощью тетрадного листа
самых обычных монет
А как же измерить длинные расстояния, например во время пеших прогулок?
Для этого нам необходимо знать длину своего шага и уметь считать шаги.
Всем известно, что при обычной ходьбе мы делаем шаги приблизительно одной длины, и если знать среднюю длину шагов, то мы с небольшой погрешностью сможем измерить нужное расстояние.
1 исследование : Мне стало интересно, какое расстояние мы пробегаем на уроках физкультуры на школьном стадионе. Я прошла этот путь и посчитала свои шаги ( 536 шагов). Длина шага 45см. Вычислим расстояние в см 45* 536= 24120см=241м 20см (длина дорожки 250м)
2 исследование: Я прошла путь от дома до школы самостоятельно, считая свои шаги. Получилось расстояние от школы до моего дома — 620 шагов.
Вычислим расстояние в см 45*620=27900см =279м )
2 способ Измерение мелких предметов «голыми руками».
На Руси пользовались старинными мерами длины. Я тоже воспользовалась этими величинами. (приложение 1) Для этого вам просто нужно знать ширину своей ладони (моя — 7,5 см). Не забудьте, что измерение это достаточно приблизительное.
Я измерила свою пядь (15 см) – это расстояние между концами большого и указательного пальцев , вершок (4 см) – это длина основной фаланги указательного пальца , дюйм (2 см)- это мера равная длине верхней фаланги большого пальца . С помощью этих величин я измерила высоту тетради, длину учебника, длину крышки стола. Затем проверила эти длины линейкой. А так же я измеряла дома высоту корзины, рост человека, высоту портфеля. (приложение 2)
Полученные результаты показывают, что у детей эта величина непостоянна. С возрастом она увеличивается, так как растет ребенок. А вот у взрослых она практически одинакова и приблизительно равна старинной мере пяди –19 см.
Лист обычной тетради в клетку заменит вам примитивную линейку.
Длина крышки стола 7 листов бумаги – это 34*7=238 клеток, размер каждой из клеточек – 5мм, значит длина крышки стола 2клетки=1см, 238клеток : 2= 119см =1м 19см (по линейке-120см)
Монеты — самые простые помощники при измерении. Запомните, что 5 российских рублей имеют диаметр 25 мм, 50 копеек – 20 мм. Запомнив, что положенные рядом две пятирублевые монеты дают 50 мм, вы всегда сможете получить масштаб из 1см, отмерив расстояние монетами на полоске бумаги и сложив её 5 раз.
Опрос моих одноклассников содержал следующие вопросы: (приложение 3)
Какими приборами вы пользуетесь для измерения длины предметов?
Какие старинные единицы измерения длины вам знакомы?
Как измерить предмет без специальных приборов?
Как измерить расстояние от школы до дома без измерительных приборов?
Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся не были знакомы с подобным способом измерения, но с интересом с помощью своих рук находили различные величины (длину стола, размеры учебников и тетрадей). Больше половины ребят посчитали, что линейкой измерять все же удобнее. Но практически все признались в том, что, если у них не будет мерной линейки под рукой, они воспользуются таким способом.
Таким образом, я сделала выводы о том, что благодаря изучению старинных мер длины, связанных с размерами тела можно проводить измерения предметов и расстояний без линейки, используя размеры своего тела и предметы, окружающие нас в повседневной жизни.
Измерение является одним из важнейших дел в современной жизни. Первые единицы для измерения величин были не слишком точными и большинство из них забыты и вышли из употребления. Но всё же я считаю, что мы должны знать историю своей страны. Многие народы наряду с единицами международной системы мер продолжают использовать и свои собственные. Почему же мы так легко отказываемся от своей системы мер, тем более, что она может выручить нас, когда нет измерительных приборов под рукой. Согласитесь, как удобно всегда при себе иметь свой собственный «метр».
Моя гипотеза, что любой человек может использовать размеры своего тела и окружающие его предметы для измерения, подтвердилась. Дети растут и изменяются, поэтому периодически им требуется заново снимать мерки, а вот взрослый человек по необходимости вполне может использовать свои руки и ноги.
Проведенная работа мне была интересна. Я познакомилась со старинными русскими единицами измерения и уверена, что эта информация пригодится мне в жизни. Мои одноклассники меня в этом поддержали.
Материалы данного проекта можно использовать в обычной жизни, во внеурочной деятельности, на занятиях математического кружка или при подготовке к олимпиадам и конкурсам, так как там встречаются задачи со старинными мерами длины.
Список использованной литературы и интернет — ресурсов:
old . iro . yar . ru / resource / distant / math / metrol _3. htm [текст ]
Карпушина Н.М. Рукотворные мерки // Математика в школе. — 2008.- №7. – 49-61 с.
Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 1997,1999.
Пядь — одна из самых старинных мер длины: от древнерусского слова пясть — кулак или пять — кисть руки. Пядь — это расстояние между вытянутыми пальцами руки.
Пядь малая — расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Длина малой пяди равна примерно 19 см.
Пядь большая — расстояние между кончиками большого и среднего пальцев, её длина 22-23 см.
Четверть – расстояние от кончика большого до конника указательного пальца
Ладонь — мера длины, равная ширине ладони. Она составляла 10 см16 мм . В Древней Руси ладонью измеряли небольшие предметы, а в английских повестях нередко можно встретить описание того, как крестьянин или любитель лошадей определяли высоту лошади числом ладоней.
Локоть — это расстояние от конца вытянутого среднего пальца до локтевого сустава. Эта длина колебалась от 38 до 46 см.
Сажень – изначально это расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках. Ее длина 2 м 13 см.
Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» — доставать до чего-либо, хватать, достигать. Впервые она встречается в летописи с XI века, составленной киевским монахом Нестором.
По документам средневековой Руси существовали сажени: косая, прямая, простая, дворовая и лавочная, маховая, великая, печатная.
Косая сажень , она же великая — расстояние от пальцев ноги с развёрнутым вбок носком до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали. Ее длина 248 см 9 мм (по другим исследованиям — 244 см)
Малая сажень — расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола, ее длина 142 см 4 мм
Маховая сажень , она же народная — расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых (размахнутых) рук. Такая сажень равна 178 см. В таких маховых саженях, которые легко отсчитывать, выражена, например, высота колокольни Иван Великий в Кремле.
В XV-XVII вв. появились новые меры длины — аршин , с течением времени вытеснивший локоть, и вершок .
Вершок — мера длины, равная длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от слова «верх» в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». Длина вершка составляет примерно 4 см 4 мм.
При использовании вершков для измерения роста людей результаты выражались особым образом. В этих случаях в вершках указывался не собственно рост, а только то, насколько он превосходил два аршина. Поэтому для получения истинного роста к значению, выраженному в вершках, следует прибавлять два аршина.
Аршин — это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. В аршине 71 см 12 мм. Аршин — одна из основных русских мер длины использовалась с XVI в. Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран.
Купцы привозили невиданные ткани. Тончайшие китайские шелка. Сделанную из настоящих золотых и серебреных нитей тяжёлую индийскую парчу. Бархат и тафту, затканную цветами и драконами, — из Персии. Купцы привозили ткани, и их приходилось отмерять. Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Название аршин происходит от персидского слова «арш» — локоть.
Дюйм – мера равная длине верхней фаланги большого пальца. В России=2см54мм.
Измерение величин без линейки
Я измерила свою пядь (15 см), вершок (4 см), дюйм (2 см). С помощью этих величин я измерила длину тетради, длину учебника, длину стола, высоту корзины, портфеля и высоту человека. Затем проверила эти длины линейкой.
Измерение длин некоторых предметов
Измеряемая величина без линейки, перевод в современные единицы реальный размер.
Длина тетради: 1 пядь + 1 вершок + половина дюйма
Высота учебника: 1 пядь + 1 вершок + 1 дюйм
Длина стола: 7 пядей 3 вершка
105 + 12 = 117 см
Высота корзины: 3 пяди +1 вершок
Высота портфеля: 2 пяди +2 вершка
30см + 4см = 38см
Высота человека: 11пядей + 1 четверть
165см + 16см =181см
Анкетирование учеников 3А класса
Сбор яблок. На расстоянии аршина одно от другого лежат в ряд 100 яблок. Перед первым яблоком стоит корзина, также на расстоянии 1 аршина от него. Спрашивается: какой путь совершит тот, кто возьмется собрать все эти яблоки так, чтобы брать их последовательно одно за другим и каждое отдельно носить в корзину, которая все время стоит на одном и том же месте?
Название: Арифметика
Автор: Магницкий Л.Ф.
2. Длинная борода. Борода у человека растет, удлиняясь в неделю на 1/5 дюйма. Предположим, что борода растет с постоянной скоростью на протяжении всей жизни человека. Какой длины достигла бы борода у мужчины, который не брился в течение 30 лет?
3. Собака никогда не догонит старика (софизм). ( Русский вариант задачи об Ахиллесе и черепахе ).
Собака бежит в 10 раз скорее старика, который находится впереди нее на 100 саженей. Спрашивается, когда собака догонит старика? Приводим такое рассуждение: когда собака пробежит 100 саженей, старик будет находиться впереди нее на 10 саженей. Когда она пробежит и эти 10 саженей, то все-таки не догонит старика, который за это время успеет переместиться на 1 сажень. Тогда собака, чтобы догнать старика, должна будет пробежать 1 сажень, но старик, в свою очередь, переместится на 0,1 сажени и т.д.
4. Покупка сукна. Куплено сукна полторажды полтретья аршина. Заплачено полчетвертажды полпята рубля. Спрашивается, сколько должно заплатить за полсемажды полдевята аршина того же сукна?
5. Когда они встретятся! Идет один человек в другой город и проходит в день по 40 верст, а другой человек идет навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?
Источник