Способы изменения внутренней энергии задания

Урок физики в 8-м классе по теме: «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Комбинированный урок физики.

Скачать:

Вложение Размер
urok_fiziki_v_8_klasse.docx 57.11 КБ
urok_fiziki_v_8_klasse.pptx 824.57 КБ
urok_2.zip 397.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8-м классе по теме: «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

  • Формирование понятия «внутренняя энергия тела» на основе МКТ строения вещества.
  • Ознакомление со способами изменения внутренней энергии тела.
  • Формирование понятия «теплопередача» и умения применять знания МКТ строения вещества при объяснении тепловых явлений.
  • Развитие интереса к физике через демонстрацию интересных примеров проявления тепловых явлений в природе и технике.
  • Обоснование необходимости изучения тепловых явлений для применения этих знаний в быту.
  • Развитие информационно – коммуникативных компетенций учащихся.

Тип урока. Комбинированный урок.

Вид урока. Урок — презентация

Форма проведения урока. Интерактивная беседа, демонстрационный эксперимент, рассказ, самостоятельная работа

Формы работы учащихся. Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Оборудование: электронная презентация «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии», компьютер, проектор.

Организационный момент. Добрый день! Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом энергии, узнаем от чего она зависит и как ее можно изменить.

  • Повторение опорных понятий: энергия, кинетическая и потенциальная энергия, механическая работа.

Изучение нового материала.

Учитель . Кроме упомянутых понятий следует вспомнить и то, что два типа механической энергии могут превращаться (переходить) друг в друга, например, при падении тела . Рассмотрим свободно падающий шарик. Очевидно, что при падении его высота над поверхностью уменьшается, а скорость увеличивается, это означает, что уменьшается его потенциальная энергия, а кинетическая увеличивается. Следует понимать, что эти два процесса не происходят отдельно, они взаимосвязаны, и говорят, что потенциальная энергия переходит в кинетическую .

Чтобы понять, что же такое внутренняя энергия тела, необходимо ответить на следующий вопрос, из чего состоят все тела?

Ученики . Тела состоят из частиц, которые непрерывно хаотически движутся и взаимодействуют друг с другом.

Учитель . А если они движутся и взаимодействуют, то они обладают кинетической и потенциальной энергией, которые и составляют внутреннюю энергию.

Ученики. Получается, что у всех тел внутренняя энергия одинаковая, а значит и температура должна быть одинаковой. А это не так.

Учитель. Конечно не так. Тела обладают различной внутренней энергией, и мы постараемся выяснить, от чего зависит и от чего не зависит внутренняя энергия тела.

Кинетическая энергия движения частиц и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела .

Внутреннюю энергию обозначают и измеряется она, как и все другие виды энергии, в Дж (джоулях).

Следовательно, имеем формулу для внутренней энергии тела: . Где под понимается кинетическая энергия частиц тела, а под – их потенциальная энергия.

Вспомним предыдущий урок, на нем мы говорили о том, что движение частиц тела характеризует его температура, с другой стороны, внутренняя энергия тела связана с характером (активностью) движения частиц. Следовательно, внутренняя энергия и температура – взаимосвязанные понятия. При повышении температуры тела его внутренняя энергия тоже повышается, при понижении – уменьшается.

Мы выяснили, что внутренняя энергия тела может изменяться. Рассмотрим способы изменения внутренней энергии тела.

Вы уже знакомы с понятием механическая работа тела, она связана с перемещением тела при приложении к нему определенной силы. Если совершается механическая работа, то меняется энергия тела, аналогичное можно утверждать конкретно про внутреннюю энергию тела. Это удобно изобразить на схеме:

Учитель .Сспособ увеличения внутренней энергии тела при трении был известен людям с глубокой древности. Именно таким способом люди добывали огонь. Работая в мастерских, например, обтачивая детали напильником, что можно пронаблюдать ? ( Детали нагревались ). Когда человеку холодно, он начинает непроизвольно дрожать. Как вы думаете, почему? ( При дрожи происходят мышечные сокращения. За счет работы мышц внутренняя энергия тела увеличивается, становится теплее ). Какой можно сделать вывод из сказанного?

Ученики . Внутренняя энергия тела изменяется при совершении работы. Если тело само совершает работу, его внутренняя энергия уменьшается, а если над ним совершают работу, то его внутренняя энергия увеличивается.

Учитель . В технике, промышленности, повседневной практике мы постоянно встречаемся с изменением внутренней энергии тела при совершении работы: нагревание тел при ковке, при ударе; совершение работы сжатым воздухом или паром .

Давайте немного отдохнем, а заодно узнаем некоторые интересные факты из истории тепловых явлений (двое учащихся выступают с короткими сообщениями, приготовленными заранее).

Сообщение 1 . Как устраивались чудеса.

Древнегреческий механик Герон Александрийский, изобретатель фонтана, носящего его имя, оставил нам описание двух остроумных способов, с помощью которых египетские жрецы обманывали народ, внушая ему веру в чудеса.
На рисунке 1 вы видите пустотелый металлический жертвенник, а под ним скрытый в подземелье механизм, приводящий в движение двери храма. Жертвенник стоял снаружи его. Когда разводят огонь, воздух внутри жертвенника вследствие нагревания сильнее давит на воду в сосуде, скрытом под полом; из сосуда вода вытесняется по трубке и выливается в ведро, которое, опускаясь, приводит в действие механизм, вращающий двери (рис. 2). Изумленные зрители, ничего не подозревающие о скрытой под полом установке, видят перед собой “чудо”: как только на жертвеннике запылает огонь, двери храма, “внемля молитвам жреца”, растворяются словно сами собой.

Разоблачение “чуда” египетских жрецов: двери храма открываются действием жертвенного огня.

Сообщение 2. Как устраивались чудеса.

Другое мнимое чудо, устраивавшееся жрецами, изображено на рис. 3. Когда на жертвеннике запылает пламя, воздух, расширяясь, выводит масло из нижнего резервуара в трубки, скрытые внутри фигур жрецов, и тогда масло чудесным образом само подливается в огонь. Но стоило жрецу, заведующему этим жертвенником, незаметно вынуть пробку из крышки резервуара — и излияние масла прекращалось (потому что избыток воздуха свободно выходил через отверстие); к этой уловке жрецы прибегали тогда, когда приношение молящихся было слишком скудно.

Учитель. Как всем нам знакомо утреннее чаепитие! Так приятно заварить чай, насыпать в чашку сахарку и пить понемножечку, маленькой ложечкой. Только одно плохо — уж больно ложка горячая! Что же произошло с ложкой? Почему повысилась ее температура? Почему увеличилась ее внутренняя энергия? Мы работу над ней совершали?

Ученики . Нет, не совершали.

Учитель . Давайте выясним, почему произошло изменение внутренней энергии.

Вначале температура воды выше, чем температура ложки, а следовательно и скорость молекул воды больше. Это значит, что молекулы воды обладают большей кинетической энергией, чем частицы металла, из которого сделана ложка. При столкновении с частицами металла молекулы воды передают им часть своей энергии, и кинетическая энергия частиц металла увеличивается, а кинетическая энергия молекул воды уменьшается. Такой способ изменения внутренней энергии тел называется теплопередачей . В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с этим явлением. Например, в воде, при лежании на земле или в снегу организм охлаждается, что может привести к простудным заболеваниям или обморожениям. В сильный мороз утки охотно лезут в воду. Как вы думаете, почему? ( В сильный мороз температура воды значительно выше температуры окружающего воздуха, поэтому в воде птица будет охлаждаться меньше, чем на воздухе ).Теплопередача осуществляется несколькими способами, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Таким образом, возможны два способа изменения внутренней энергии. Какие?

Ученики . Совершение работы и теплопередача.

Закрепление изученного материала. Теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили новый материал сегодняшнего урока . Я буду задавать вопросы, а вы попробуете на них ответить.

Вопрос 1 . В один стакан налита холодная вода, в другой – столько же кипятка. В каком стакане вода обладает большей внутренней энергией? (Во втором, т.к. ее температура выше) .

Вопрос 2. Два медных бруска имеют одинаковую температуру, но масса одного 1 кг, а другого – 0,5 кг. Какой из двух данных брусков обладает большей внутренней энергией? (Первый, т.к. его масса больше) .

Вопрос 3. Молоток нагревается, когда им бьют, например, по наковальне, и когда он лежит на солнце в жаркий летний день. Назовите способы изменения внутренней энергии молотка в обоих случаях. (В первом случае совершение работы, а во втором — теплопередача) .

Вопрос 4 . В металлическую кружку налита вода. Какое из перечисленных ниже действий приводит к изменению внутренней энергии воды? (1, 3)

  1. Нагревание воды на горячей плите.
  2. Совершение работы над водой, приведение ее в поступательное движение вместе с кружкой.
  3. Совершение работы над водой перемешиванием ее миксером.

Учитель . А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. (Учащиеся делятся на 6 групп, и дальнейшая работа будет осуществляться в группах ). Перед вами лежит листок с тремя заданиями.

Задание 1. Что является причиной изменения внутренней энергии тел в приведенных ниже явлениях:

  1. нагревание воды кипятильником;
  2. охлаждение продуктов, положенных в холодильник;
  3. возгорание спички при чирканье ею о коробок;
  4. сильное нагревание и сгорание искусственных спутников земли при вхождении их в нижние плотные слои атмосферы;
  5. если быстро изгибать проволоку в одном и том же месте то в одну, то в другую сторону, то это место сильно нагревается;
  6. приготовление пищи;
  7. если быстро скользить вниз по шесту или канату, можно обжечь руки;
  8. нагревание воды в бассейне в жаркий летний день;
  9. при забивании гвоздя его шляпка нагревается;
  10. спичка вспыхивает при внесении ее в пламя свечи.

Задание 2. Приведите примеры изменения внутренней энергии тела в процессе совершения работы при: трении, ударе, сжатии.

Источник

Урок Решение задач по теме «Внутренняя энергия и способы её изменения»

Решение задач по теме «Внутренняя энергия и способы её изменения»

Цель : научить учащихся решать качественные задачи по теме.

Закрепление и расширение содержания следующих понятий: внутренняя энергия, количество теплоты, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение.

Развитие логического мышления учащихся, аналитико-синтетических мыслительных операций в процессе решения задач.

Воспитание чувства коллективизма, ответственности за других одноклассников, умения вести себя в игре, отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению другого.

Форма проведения: игра «Что, где, когда?»

Объявление темы и цели урока. Ознакомление с правилами игры. (1-2 мин)

Разбор качественных задач по теме в игровой форме. (20 мин)

Подведение итогов. (3-4 мин)

Подсчитываются баллы, набранные каждой командой. Выигрывает команда, набравшая больше всех баллов. Среди остальных команд распределяются места. С учётом этих мест за урок выставляются отметки.

ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК

Все участники команды-победительницы получают пятёрки за урок.

Участники команды, занявшей II место, – четвёрки. По мнению капитана команды одному или двум наиболее активным ученикам можно поставить пятёрки.

Все участники команды, занявшей III место, получают четвёрки.

В командах, не занявших призовых мест, капитан может выделить одного или двух игроков, которые давали правильные ответы по ходу урока и поощрить их оценкой, если таковые имеются.

После урока капитаны команд подходят к учителю, называют ему фамилии учащихся, членов команд, и учитель выставляет отметки за урок в журнал.

Тексты задач к уроку

После обработки на точильном станке зубило становится горячим. Зубило, вытянутое из горна, тоже горячее. Одинакова ли причина повышения температуры зубил?

Нет, неодинаковая. В первом случае температура зубила повышается за счёт увеличения его внутренней энергии способом совершения над ним работы, а во втором случае – способом теплопередачи.

Спичка загорается при трении её о коробок. Она вспыхивает и при внесении её в пламя свечи. В чём сходство и различие причин, приведших к воспламенению спички в том и другом случае?

Сходство в том, что в том и другом случае увеличивается внутренняя энергия, а значит, и температура спички.

Различие в том, что в первом случае температура спички повышается за счёт увеличения его внутренней энергии способом совершения над ним работы, а во втором случае – способом теплопередачи.

Почему врач, поставив медицинский термометр больному, смотрит его показания через 5-7 минут?

Для того чтобы температура тела больного и температура термометра совпали, необходимо, чтобы между этими двумя телами произошла теплопередача (от тела больного к термометру), а для этого необходимо время.

Почему пила нагревается, если ею пилить длительное время?

Температура пилы повышается за счёт увеличения её внутренней энергии способом совершения над ней работы. Работу совершает сила трения.

На каком физическом явлении основан способ добывания огня трением?

Температура тела, которое загорается, повышается за счёт увеличения его внутренней энергии способом совершения над ним работы. Работу совершает сила трения.

В стакан налит горячий чай. Как осуществить теплообмен между чаем и стенками стакана?

Теплообмен осуществляется способом теплопроводности. Молекулы горячей воды, соприкасаясь со стенками стакана, передают часть своей энергии молекулам стекла, в результате чего их внутренняя энергия увеличивается, и стакан нагревается.

Почему нагретые детали охлаждаются в воде быстрее, чем на воздухе?

Воздух в отличие от воды — плохой проводник теплоты, поэтому он не проводит тепло от деталей.

Зачем канализационные и водопроводные трубы зарывают в землю на значительную глубину?

Земля – плохой проводник теплоты, и она поддерживает температуру воды в трубах, защищая их зимой от замерзания, а летом от нагревания. Кроме того, горячая вода в трубах поднимается вверх по законам конвекции, обогревает жилые помещения и используется для водопроводных целей.

Почему в безветрие пламя свечи устанавливается вертикально?

Тёплый воздух, нагретый от пламени свечи, конвекционным потоком поднимается вверх, и пламя показывает направление движения воздуха (снизу вверх).

Зачем ствол винтовки покрывают деревянной ствольной насадкой?

Часть кинетической энергии пули, пролетающей с огромной скоростью по винтовке, превращается во внутреннюю энергию ствола, с увеличением которой он нагревается. Железо – хороший проводник тепла, и человек, держащий винтовку, может обжечь руки. Деревянная ствольная накладка защищает руки от ожога, так как дерево – плохой проводник теплоты.

В какой обуви зимой больше мёрзнут ноги: в просторной или тесной?

В тесной, так как в ней нет места воздуху, который, являясь плохим проводником теплоты, задерживает тепло от ног в просторной обуви, сохраняя тем самым ноги в тепле.

Почему вы обжигаете губы, когда пьёте чай их металлической кружки, и не обжигаете, если из фарфоровой? (Температура кружек одинакова).

Металлы – хорошие проводники тепла, и человек, пьющий из металлической кружки, может обжечь губы. Фарфор – плохой проводник теплоты, поэтому фарфоровая кружка медленно проводит тепло и защищает губы от ожога.

Почему шерстяная одежда сохраняет теплоту лучше, чем хлопчатобумажная?

Между волокнами шерсти есть много воздуха, а он — плохой проводник теплоты, задерживает тепло и защищает тело от холода.

Объясните, почему батареи центрального отопления ставят обычно под окнами?

Охлаждаясь от окна, воздух в комнате опускается вниз под окно. Нагреваясь от батареи, он тёплыми конвекционными потоками поднимается вверх, а холодный воздух в комнате опускается вниз. Такая циркуляция воздуха происходит непрерывно, нагретые струи воздуха передают энергию холодному воздуху в комнате, нагревая его способом конвекции.

Зачем в верхних и нижних частях корпусов проекционных аппаратов, больших электрических фонарей, киноаппаратов делают отверстия?

Нагреваясь от работающей аппаратуры, воздух тёплыми конвекционными потоками поднимается вверх через верхние отверстия, а холодный воздух поступает внутрь аппаратуры через нижние отверстия, охлаждая нагретые детали. Такая циркуляция воздуха внутри аппаратуры происходит непрерывно, и холодный воздух, защищает её от перегрева.

Почему в печах с высокими трубами тяга больше, чем с низкими трубами?

Так как разность давлений горячего воздуха внутри трубы и холодного воздуха снаружи будет больше, если труба выше, потому что с высотой температура воздуха понижается. Поэтому чем выше труба, тем больше тяга.

В каком платье меньше жарко: в белом или чёрном? Почему?

Чёрный цвет платья поглощает больше лучей, поэтому чёрное платье сильнее нагревается способом излучения, чем белое, так как белый цвет отражает солнечные лучи, и в белом платье меньше жарко.

Объясните, почему прежде, чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают холодную ложку?

Металлы – хорошие проводники тепла, поэтому ложка «примет» часть количества теплоты от кипятка, тем самым быстро охладив воду. Если этого не сделать, то всё тепло от кипятка будет передаваться стакану, который может сломаться из-за перегрева, особенно, если стекло тонкое.

Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

Чёрный и тёмный цвет снега поглощает больше лучей и быстрее нагревается способом излучения, чем чистый, так как белый цвет отражает солнечные лучи, и скорость нагревания чистого снега уменьшается в сравнении с грязным.

Зачем оболочку стратостата красят серебристой краской?

Так как серебристый цвет отражает солнечные лучи, то скорость нагревания серебристой поверхности уменьшается в сравнении с другими цветами. Этим способом стратостат защищают от нагревания в верхних слоях атмосферы способом излучения.

Какие почвы лучше прогреваются: чернозёмные или подзолистые, более светлые?

Чёрный цвет почвы поглощает больше лучей, поэтому лучше и быстрее нагревается способом излучения, чем подзолистые, более светлые, отражающие часть солнечных лучей от своей поверхности.

Объясните назначение стеклянных рам в парниках.

Стекло пропускает солнечные лучи внутрь парника, а обратно не выпускает, отражая их от своей внутренней поверхности. В результате тепловые лучи, оставшись внутри парника нагревают воздух в нём способом излучения.

Можно ли термос временно использовать как холодильник?

Да, так как устройство термоса исключает все виды теплопередачи внутри него, поэтому он может длительное время поддерживать температуру пищи, помещённой внутри него, как горячей, так и холодной.

Почему в прудах, лунках, на озёрах лёд появляется вначале на поверхности?

Вода не является хорошим проводником тепла, (у неё довольно большая удельная теплоёмкость 4200 Дж/кг С), поэтому в то время, как, соприкасаясь с холодным воздухом, приповерностные слои воды уже остыли до температуры замерзания 0 С, нижние слои остаются ещё достаточно тёплыми, так как вода медленно отдаёт тепло и медленно остывает.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 360 человек из 67 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Решение задач по теме «Внутренняя энергия и способы её изменения»

Цель : научить учащихся решать качественные задачи по теме.

Задачи:

1 Закрепление и расширение содержания следующих понятий: внутренняя энергия, количество теплоты, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение.

Развитие логического мышления учащихся, аналитико-синтетических мыслительных операций в процессе решения задач.

3. Воспитание чувства коллективизма, ответственности за других одноклассников, умения вести себя в игре, отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению другого.

Форма проведения: игра «Что, где, когда?»

I. Объявление темы и цели урока. Ознакомление с правилами игры. (1-2 мин)

II. Разбор качественных задач по теме в игровой форме. (20 мин)

III. Подведение итогов. (3-4 мин)

Подсчитываются баллы, набранные каждой командой. Выигрывает команда, набравшая больше всех баллов. Среди остальных команд распределяются места. С учётом этих мест за урок выставляются отметки.

Номер материала: 149757

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Методы обучения по способу организации занятия
Оцените статью
Разные способы