- Изменение, фиксация и позиция восприятия. Личное пространство.
- Изменение и фиксация восприятия
- Пространство власти
- Задание
- Урок 2. Позиции восприятия и фрейминг в НЛП
- Позиции восприятия
- Первая позиция восприятия
- Вторая позиция восприятия
- Третья позиция восприятия
- Четвёртая позиция восприятия
- Пятая позиция восприятия
- Фрейминг
- Экологическая рамка
- Рамка результата
- Рамка отката
- Контрастная рамка
- Рамка «Как если бы»
- Системная рамка
- Рамка переговоров
- Рамки решения проблем
- Стремиться к результату
- Вопрос «Как», а не «Почему»
- Возможность, а не необходимость
- Применять обратную связь
- Оставаться любопытным, а не предугадывать
- Коротко о рефрейминге
- Проверьте свои знания
Изменение, фиксация и позиция восприятия. Личное пространство.
Позиция восприятия является вторым параметром, определяющим картину мира и возможность внесения в него изменений. С первым параметром — уровнем восприятия — мы познакомились на прошлой лекции. Оба этих параметра обуславливают положение центра внимания, через который как через кабель, идет сигнал от окружающего мира, сигнал, преобразующийся в картину мира.
Люди живут в мире, имеющем информационную природу, в мире сигналов. Каждый объект этого мира, в конечном счете, есть информация. Поясним это на примере. Если отключить антенну от телевизора и подключить её к осциллографу, то можно увидеть весь спектр частот сигнала — множество синусоид, сложенных между собой и образующих сам сигнал. Но на экране телевизора мы видим картинку. Что же это на самом деле — сигналы (информация) или целый мир? И то и другое, но на разных уровнях. На ментальном плане наш мир выглядит как набор чисел, несколько ниже — как набор сигналов. Противоречия здесь нет. Подобно тому, как телевизор преобразовывает набор сигналов в картинку, люди имеют аппарат для преобразования набора сигналов в трехмерную картину мира. Для преобразования тех же сигналов в картины большей мерности необходима другая настройка этого аппарата, который называется центром внимания или точкой сборки. Речь здесь идёт о первом параметре настройки центра внимания — уровне восприятия.
В примере с телевизором, картинки, вообще говоря, не существует, на самом деле — она всего лишь результат преобразования сигнала. Тот же самый сигнал может быть преобразован и иным способом, при этом получится другая картинка. Мир вокруг нас — это тоже результат преобразования множества сигналов нашим центром внимания в целостную трехмерную картину.
Но в каком случае появляется свобода в способе построения картинки по исходному сигналу ? Эта свобода (одновременно множество возможных способов преобразования сигнала) появляется, когда сигнал имеет сильную шумовую составляющую. Такой сигнал можно интерпретировать как полезный сигнал плюс шум. И выбор полезного сигнала в этом случае становится далеко не однозначен. Это, по сути, означает, что мир вокруг нас может быть неоднозначен.
Второй параметр центра внимания, позиция восприятия, как раз отражает наличие шума в исходном сигнале. В модели конструирования окружающей реальности мы проводили аналогию позиции восприятия с неточной настройкой радиоприемника на волну станции.
Волной радиостанции в этом случае является договор — некоторое обобщенное мнение людей о том, каким должен быть мир вокруг, что может происходить вокруг, а что не может. Позиция восприятия большинства людей соответствует частоте радиостанции с небольшим, но одинаковым для всех людей отклонением. Договор находится между порядком — наилучшей слышимостью сигнала и хаосом — сплошными помехами, из которых можно выделить практически любой сигнал.
При изменении позиции восприятия мир вокруг меняется незначительно, но существенно меняются его законы. Так, например, смещение вашей позиции восприятия в сторону хаоса (относительно договора) даст вам возможность стать свидетелями самых невероятных событий — каждый день можно видеть НЛО и находить на дороге пачки денег. В мирах близких к хаосу возможны невероятные события разного рода.
В мирах близких к порядку (закону) наоборот возможны лишь те события, которые соответствуют физическим законам, без каких-либо исключений. Там практически нет преступности, которая есть тоже нарушение закона, там не происходит случайностей и всё подчинено общей закономерности. Там невозможна Магия.
Зато в мирах близких к хаосу возможно практически все. Если к хаосу совсем близко, то любое магическое воздействие просто обречено на успех.
Важно понимать, что всё это один и тот же мир, меняя позицию восприятия, человек ни куда не перемещается, также как и при изменении уровня восприятия, он остаётся в том же самом мире. При изменении позиции восприятия меняются лишь законы мира и вероятности отдельных событий.
Договор — это позиция восприятия большинства. Существуют люди и различные места, способные принудительно изменять позицию восприятия. Так, все великие религии — христианство, мусульманство, иудаизм — двигают позицию восприятия в сторону закона. Этим и объясняется то, что зачастую поход в церковь может спасти от некоторых магических шалостей. Малые религии очень часто двигают позицию восприятия в сторону хаоса. Этому особенно способствуют жертвоприношения и варварские ритуалы.
Даже если человек научится менять уровень и позицию восприятия это не сделает его Магом. Когда мы рассматривали уровень восприятия и уровень сознания, разница между ними не была четко выделена. Разница состоит как раз в способности фиксировать уровень восприятия.
Изменение и фиксация восприятия
Уровень и позиция восприятия определяют окружающий мир, в котором находится каждый конкретный человек. Под действием различных факторов эти параметры могут меняться. Например, после разговора с человеком, имеющим более высокий уровень (восприятия), ваш уровень возрастет, а его — понизится. Действие этого механизма напоминает установление общего уровня воды в сообщающихся сосудах. Люди взаимодействуют и влияют на сознание друг друга, это называется в Магии сонастройкой. При этом, договор конкретных людей, общающихся между собой, уже несколько отличается от договора всех остальных, поскольку все люди разные.
И результат сонастройки достаточно хорошо виден. Наверняка, вам встречались люди, после общения с которыми мир вокруг кажется совсем другим. Это как раз последствия взаимного воздействия. Изменение уровня и позиции восприятия сохраняется не долго — всё возвращается в исходное состояние или состояние, весьма близкое к исходному. Почему же нельзя просто пообщавшись с Магом стать Магом самому ? Можно лишь в течение этого общения. Всё дело в том, что изменения происходящие в вашем сознании (изменение уровня и позиции восприятия) достаточно быстро исчезнут — всё вернётся в исходное состояние.
Способность «удерживать» параметры восприятия в заданных пределах называется в Магии фиксацией восприятия. Если человек имеет сильную фиксацию восприятия, то легко убеждает других в своей правоте, поскольку все вокруг легко изменяют свое восприятие и видят мир также как он. Такие люди являются лидерами. Маги имеют очень сильную фиксацию восприятия, но способны легко её снимать для его изменения.
Фиксация восприятия — это не что иное, как опыт функционирования с данными параметрами. Т.е. если вы привыкли жить с таким восприятием окружающего мира, то умеете его фиксировать. Почему после разговора с Магом, не произошло фиксации восприятия ? По тому, что организм и сознание Мага работают в особом режиме, совершенно несвойственном остальным людям и совершенно непривычном им. Поэтому, сознание таких людей очень быстро перестраивается, возвращаясь к привычной жизни и привычному восприятию мира. И «привычность» восприятия определяет опыт жизни в таком состоянии, вера в то, что оно истинное.
Христиане верят в то, что все вокруг должны соблюдать заповеди Христа. И ничего не происходит. Но если бы они верили в то, что все действительно их соблюдают, лишь изредка отклоняясь с «истинного» пути, то их мир выглядел бы именно так. Войны религий в наше время идут именно за это — как все люди должны видеть мир. Если бы, скажем, христианство заняло главенствующую позицию, то иерархи церкви очень быстро привили бы населению Земли именно такую позицию восприятия и обрели бы тем самым неограниченное могущество, изменив сам договор этого мира.
Итак, жизненный опыт может продуцировать веру. Если вы каждый день ездите на трамвае, то, соответственно, верите в то, что они ездят. Но вера может быть и не связана с опытом, как, например, в религиях. Вера является способом изменения уровня и позиции восприятия и способом весьма эффективным.
Уже достаточно долго я разъясняю вам основы Магии, представляя тем самым возможность изменить параметры восприятия, когда это потребуется в практиках. Без теоретической базы любое обучение Магии бессмысленно — результата не будет, поскольку при изменении параметров восприятия сознанию просто не за что зацепиться. Без теории обучение будет, подобно религии, базироваться исключительно на вере в правоту Учителя. Так можно учить нескольких учеников, но не сто.
Вернемся к фиксации. Человек пообщался с Магом и приблизился к его состоянию сознания, состоянию, диктуемому особым способом восприятия. И в этом состоянии он делает некое магическое действие и у него всё получается. Но со временем, когда параметры восприятия стали прежними, повторить полученный результат не удается. Однако опыт не прошел бесследно, опыт продуцирует веру в то, что это возможно. Имея веру, гораздо легче вернуться в то состояние и сделать всё снова, опять достигнув результата.
Вера — это не только механизм изменения восприятия, но и механизм фиксации такого восприятия. Например, фиксация уровня восприятия производит изменение уровня сознания, которое сохраняется. Христианские святые, достигшие уровня Магов, часто видят различные феномены связанные с религией. Явления ангелов, сцены евангелия и пр. — всё это результат измененного состояния сознания, которое вошло таковое состояние благодаря сильной вере. Вера — это инструмент Мага. Маг способен заставить себя поверить во все что угодно. И это позволяет ему производить совершенно необъяснимые феномены.
Вера является лишь одним из способов изменения восприятия, самым важным и удобным в использовании. Сталкинг (в терминологии К.Кастанеды) — другой способ, связанный с изменением восприятия при взаимодействиях с объектами — людьми, местами Силы, артефактами. Третий способ изменения восприятия — снови?дение, связанный с изменением восприятия при взаимодействии с информационными потоками Гения Земли, об этом способе мы будем говорить отдельно.
Пространство власти
Пространство власти (зона власти, зона личной силы) — это та часть пространства вокруг человека, в которой он имеет власть над миром. У большинства обычных людей это пространство гораздо меньше объема, занимаемого физическим телом — они не могут влиять даже на него.
Маги, наоборот, имеют значительное пространство власти, в котором всё подвержено их воле. Поэтому, Маги являются сами мерой того, что с ними происходит и ответственны за все ситуация, происходящие вокруг них.
Пространство власти имеет плотность и зависит от фиксации восприятия. Чем сильнее фиксация восприятия, тем на большее пространство можно влиять. Можно сказать, что пространство власти у каждого человека бесконечно, но «плотность» его на незначительном удалении уже столь мала, что не представляет ни какого практического интереса.
Чем сильнее человек способен фиксировать свое восприятие, тем на большее количество людей он может повлиять. Это связано с тем, что такой фиксации оказывают постоянное сопротивление окружающие люди — все они видят мир по-своему и подсознательно не хотят ничего менять. Поэтому, чтобы произвести необходимые изменения их восприятия необходимо сильно фиксироваться в нужной позиции. При этом взаимодействие идёт по принципу соударяющихся шаров — массивный шар сдвинется незначительно при соударении с легким шаром, который, после такого соударения существенно изменит свое положение. Чем слабее человек фиксирован — тем легче оказать на него воздействие.
На следующем занятии мы познакомимся с основами Магии Стихий.
Задание
Эту неделю вы будете упражняться в наблюдении изменений восприятия и в развитии собственной веры.
1. Заведите себе магическую тетрадь (или блокнот), в которую будете записывать свои наблюдения. После любых взаимодействий с людьми отслеживайте, какие изменения произошли в окружающем мире — что изменилось в вашем восприятии. Проехали в автобусе — что изменилось ? Поговорили с приятелем — что изменилось ? и т.д. Обязательно (!) кратко записывайте результаты — дата, событие, что изменилось. Делайте это постоянно, хотя бы в течение этой недели. К концу недели просмотрите свои записи — теперь вы знаете, как воздействуют на вас знакомые люди и происходящие события. Это скоро пригодится. 2. Учитесь верить в то, во что требуется. Это довольно сложно, но достижимо. Вера — это не ваши убеждения, а ваш инструмент — помните это. Для начала поверьте в то, что Земля плоская. Потом в то, что она круглая.
Сходите в церковь, перед входом, поверьте в сказку христиан, зайдите туда и постойте несколько минут, веруя. Выйдите из церкви — перестаньте верить. Отследите изменения, которые произошли в окружающем мире, в том, как вы его стали воспринимать — есть остаточное изменение восприятия, которое скоро пройдет.
Источник
Урок 2. Позиции восприятия и фрейминг в НЛП
Взаимодействуя с людьми в своей обычной жизни, мы всегда каким-то способом стараемся донести до них информацию, а сами воспринимаем информацию, переданную нам. Причём, когда мы что-то говорим другому, мы стараемся сделать это так, чтобы он понял нас максимально точно и прочувствовал наш посыл. А когда мы сами являемся «воспринимателями», то наше видение предмета зависит от того, с какой точки зрения мы на него смотрим.
Так как же сделать так, чтобы наше общение с другими людьми стало максимально эффективным? Что можно сделать, чтобы окружающие люди всегда точно понимали нас, а мы их? И с помощью чего мы можем повлиять на свои реакции и своё поведение? Чтобы ответить на эти и другие не менее интересные вопросы, нам следует познакомиться с такими техниками нейролингвистического программирования, как позиции восприятия и фрейминг. И именно им и посвящён этот урок.
Содержание:
Из данного занятия вы узнаете, что представляют собой эти две техники. Изучив первую из них, вы научитесь использовать в своей жизни пять разных позиций восприятия и представления явлений реальности, что углубит ваше понимание происходящих событий и поможет использовать их с максимальной выгодой для себя. Вторая техника научит вас оформлению своих мыслей в специальные рамки. А эта способность, несомненно, улучшит ваши навыки общения с другими людьми и понимание их психологии. Урок снабжён наглядными примерами и объяснениями, что делает возможным научиться применять полученные знания на практике.
Позиции восприятия
Позициями восприятия называются определённые положения воспринимающего человека относительно того, что он воспринимает.
Проще говоря, это точки зрения, на основании которых человек воспринимает какие-либо ситуации в жизни, и связанные с этими ситуациями состояния. Ведь далеко не секрет, что для того, чтобы что-то увидеть, на это необходимо посмотреть, акцентировав на этом своё внимание. Но главным вопросом здесь является то, откуда смотрит человек, какую позицию занимает, т.к. от этого зависит то, как именно видит человек то, на что смотрит.
Изменяя свои позиции восприятия, становится возможным воспринимать происходящее под другим углом. А осознание и понимание того, что основой любых наших действий являются разные позиции, предоставляет уникальную возможность управлять своими психическими состояниями, а также улучшать способность к пониманию других людей и общение с ними.
Всего в НЛП существует пять позиций восприятия: три основных и две дополнительных. Они так и называются: первая, вторая, третья, четвёртая и пятая позиции. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Первая позиция восприятия
Первая позиция восприятия – это позиция «Я». Т.е. это такая позиция, когда человек смотрит на всё своим собственным взглядом и ассоциирует это со своим внутренним миром. Находясь в первой позиции, человек не берёт во внимание точки зрения и мнения окружающих.
Вторая позиция восприятия
Вторая позиция восприятия характеризуется тем, что человек ставит себя на место другого человека и воспринимает ситуацию с его позиции и точки зрения. Он прикладывает усилия к тому, чтобы почувствовать что-либо именно так, как это будет чувствовать другой человек. Такая позиция очень эффективна, когда требуется оценить самого себя в глазах окружающих или проявить гибкость в какой-то непростой ситуации.
Третья позиция восприятия
Третья позиция восприятия подразумевает полное абстрагирование человека от того процесса, в который он вовлечён. Человек наблюдает за происходящим как бы со стороны. Данная позиция хороша тем, что даёт возможность вести себя и оценивать ситуацию максимально объективно.
Четвёртая позиция восприятия
Четвёртая позиция восприятия является одной из дополнительных позиций в НЛП. Её основой служит взгляд человека на что-либо с точки зрения той системы, частью которой он является в данный момент. Это может быть какая-то группа людей, организация или просто пара.
Пятая позиция восприятия
Пятая позиция восприятия ещё называется позицией Ангела. Здесь человек воспринимает окружающих и происходящее с точки зрения того, кто приносит в мир всеобщее благо. В данной позиции особо выражена духовность и участие в жизни других людей и забота о них. Основной предпосылкой является ощущение удовлетворённой потребности в самореализации и вопрос принесения личной пользы.
Важно понимать, что ни одна из описанных выше позиций не является лучше или хуже другой. Они все имеют большое значение в процессе общения и жизнедеятельности. На самом деле все эти позиции мы рефлекторно меняем ежедневно, но очень важно научиться менять их осознанно и тогда, когда это необходимо. Если мы сумеем развить в себе такую способность, то сможем научиться быстрее и правильнее реагировать на происходящие на нашем пути события, гораздо лучше понимать тех, кто находится рядом с нами и улучшить своё общение с ними, а также узнаем, что же такое на самом деле свобода выбора.
Следующей серьёзной темой, которую мы рассмотрим в представленном уроке, является не менее важное явление, оказывающее огромнейшее влияние на общение людей и их жизнь в целом. Это явление называется «фрейминг».
Фрейминг
Фрейминг в НЛП – это особая концепция, применяющаяся для создания определённого фокуса восприятия какого-либо явления.
Понятие «фрейминг» происходит от английского слова «frame», что в переводе означает «рамка». И рамкой в НЛП является такой контекст рассмотрения какого-либо явления, при помощи которого можно изменять оттенок его восприятия. Ведь, если разобраться, можно прийти к выводу, что информация сама по себе не имеет значения как такового.
Значение имеет именно тот контекст, в котором она понимается. Здесь можно привести аналогию с изобразительным искусством: чтобы выделить картину и придать ей определённый образ, её обязательно помещают в рамку. Вот и в жизни любому опыту требуется рамка для надлежащего понимания и определения его значения.
Как правило, рамки устанавливаются посредством использования вопросов о том, что произошло и что человек чувствует в связи с этим, как реагирует на это. Именно вопросы представляют собой проверку предположений касаемо какого-то явления.
Самих же рамок в НЛП используется всего семь.
Экологическая рамка
Экологическая рамка основывается на долгосрочных последствиях и подразумевает под собой оценку влияния событий за пределами устанавливаемых временных и пространственных границ. Человек, выстраивающий экологическую рамку, задумывается о том, какое влияние определённое событие может оказать на близких ему людей и его интересы, а также какие это событие будет иметь последствия и соответствуют ли они его приоритетам.
Рамка результата
Когда человек использует эту рамку, он оценивает события на основании того, насколько они приближают его к желаемому результату.
Рамка отката
Откатом называется установка определённой точки отсчёта на основе сказанного другим человеком, а также «сонастройка» с ним через голос и язык тела. Проще говоря, откат – это процесс следования за другим человеком. В общении человек подбирает те слова, которые будут наиболее точно отражать его мысли. И что-то сказанное одним человеком, для второго может иметь совершенно другое значение.
Контрастная рамка
Основой контрастной рамки являются различия, с помощью которых можно попытаться определить другие различия. Так, человек может взять определённую ситуацию, особенностей которой не знает, и сравнить её с подобной ситуацией, особенности которой ему хорошо известны. Определённые им различия могут быть применены в качестве условий к первой ситуации.
Рамка «Как если бы»
Рамка «Как если бы» подразумевает оценку событий посредством предположения того, что они уже произошли. Через такие предположения достигается возможность найти и оценить новые особенности ситуации.
Системная рамка
Системой является группа связанных между собой и оказывающих влияние друг на друга элементов. Используя эту рамку, человек даёт оценку событиям, исходя из их взаимосвязи.
Рамка переговоров
Создавая данную рамку, человек оценивает события исходя из того, сможет ли он достичь согласия. Причём, под согласием имеется в виду результат переговоров, в которых человеку доступны определённые ресурсы, а самого согласия можно достичь.
В процесс решения различных вопросов и проблем, человек всегда применяет какую-то из рамок. Но вот какую именно рамку он применяет, зависит от того, как он смотрит на проблему. И, исходя из этого, рамка может, как упростить процесс решения проблемы или достижения цели, так и усложнить его.
Рамки решения проблем
В НЛП существует пять основных рамок, которые способствую поиску верных решений.
Стремиться к результату
Посылка этой рамки исходит из того, что для решения проблемы человек должен осознать четыре важных пункта:
1 | Своё положение в настоящий момент. |
2 | Результат, которого нужно достичь. |
3 | Что необходимо для достижения требуемого результата, какие ресурсы. |
4 | Дальнейший план действий, которые нужны для того, чтобы сократить промежуток между настоящим положением и желаемым. |
ВОПРОСЫ в рамке результата: «Каково моё настоящее положение?», «Чего именно я хочу?», «Какими способами я могу достичь того, что мне нужно?» и т.п.
Вопрос «Как», а не «Почему»
Применяя данную рамку для осознания проблемы и её точного понимания необходимо определить её взаимосвязь с настоящим. Почему данная проблема не может разрешиться без вашего участия? И здесь вопрос «Как» гораздо эффективнее вопроса «Почему», т.к. вопрос «Как» может вскрыть саму суть проблемы, а вопрос «Почему» лишь определяет возможные причины и выносит суждения, что, по сути, ничего не меняет.
ВОПРОСЫ в рамке вопроса «Как»: «Каким образом сложилась данная ситуация?», «Как моё нынешнее положение влияет на эту ситуацию?», «Как можно решить эту проблему?» и т.д.
Возможность, а не необходимость
Для решения проблем с применением этой рамки следует определять результаты, исходя из того, что именно вы можете сделать, а не из того, что вы сделать что-то должны или не можете. Это автоматически ставит вас в позицию победителя и того, кто управляет обстоятельствами, а не в позицию проигравшего, которым обстоятельства управляют сами.
ВОПРОСЫ в рамке возможности: «Что я могу сделать?», «Как я могу решить данную проблему?», «Что нужно сделать, чтобы решить проблему стало возможным?» и т.п.
Применять обратную связь
Всегда следует помнить о том, что любые ваши действия влияют на расстояние между настоящим состоянием и желаемым. Поэтому, необходимо всегда отслеживать своё продвижение для уверенности в том, что расстояние сокращается, а не увеличивается. И сделать это можно лишь при помощи обратной связи, качество которой находится в зависимости от того, что именно вы измеряете, как вы это делаете и насколько верны ваши расчёты.
Если обратная связь показывает, что расстояние, о котором мы говорили выше, увеличилось и вы поняли, что находитесь не на верном пути, это тоже результат и ценная информация, точно так же, как и та, которая показывает правильность пути.
ВОПРОСЫ в рамке обратной связи: «Что говорит мне сейчас обратная связь?», «Каков мой результат на данный момент?», «Как я могу изменить свои действия на основе того, что знаю?» и т.п.
Оставаться любопытным, а не предугадывать
Действия в рамке любопытства способствуют тому, что человек всегда остаётся максимально открытым для того, чтобы увидеть новые возможности и сделать новый выбор. А если человек старается всё предугадать и постоянно строит предположения, он, тем самым, сам ограничивает круг решений, которые можно принять и, соответственно, влияет на результат. Здесь полезно вспомнить поговорку, которую применяют в жизни многие успешные люди. Она говорит о том, что, постоянно продолжая делать одни и те же действия, не стоит надеяться на получение нового результата.
ВОПРОСЫ в рамке любопытства: «Какие еще могут быть способы решения этой проблемы?», «Что, кроме этого, я могу сделать, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию?», «Что бы ещё придумать, чтобы разобраться с данным вопросом?» и т.п.
И в заключение раздела о фрейминге следует сказать, что вообще НЛП отталкивается от идеи о том, что всякое человеческое поведение имеет направленность. Любой человек всегда находится в процессе стремления к чему-то, достижения чего-либо. Он может даже не осознавать своих целей в полной мере, но, в любом случае, его действия на что-то направлены. И понимание этого позволяет нам научиться разделять само поведение человека и истинные его намерения. А намерения, в свою очередь, напрямую связаны с ценностями человека, ведь человек, как правило, всегда старается достичь того, что для него важно.
Если вы обращаете внимание на что-то в себе или другом человеке, что вызывает у вас неприязнь, задумайтесь о том, на что может быть направлено данное поведение, каковы ваши или его истинные намерения, чего вы сами или этот другой человек пытаетесь достичь. Такая практика способствует более глубокому пониманию себя и окружающих, а также позволяет не быть привязанным к какому-либо конкретному поведению и образу действий.
ВОПРОСЫ для определения истинных намерений: «Чего вы хотите добиться таким поведением?», «Что даёт вам данная манера вести себя?», «Почему я веду себя в данный момент именно так, а не иначе?», «Что я получу через такое поведение?» и т.п.
Говоря о фрейминге и его особенностях, не будет лишним отметить, что одним из самых распространённых видов фрейминга считаются так называемые «фокусы языка», основанные одним из первых разработчиков НЛП Робертом Дилтсом. Пытаясь дать различные интерпретации одним и тем же явлениям, он отыскал не менее 14 вариантов изменения фокуса восприятия.
Ознакомиться с этими фокусами мы предлагаем вам вот по этой ссылке.
Конечно, разбираясь в том, что такое фрейминг, изучая его черты и особенности, применяя на практике и используя в своей повседневной жизни, мы можем обратить внимание на то, что человек способен не только воспринимать информацию и события с определённой позиции или преподносить её, оформляя в соответствующую рамку. Он может также изменять и способ восприятия информации или событий, тем самым, меняя и значение этой информации или события.
В НЛП этому процессу уделено не меньше внимания. Сам же такой процесс изменения значения информации и её восприятия называется «рефреймингом». Подробно данная тема будет рассмотрена нами в Уроке 5, но, учитывая, что рефрейминг имеет непосредственное отношение к фреймингу, о нём необходимо сказать несколько слов.
Коротко о рефрейминге
Рефреймингом называются используемые в НЛП методы переосмысления и преобразования механизмов, на которых основано восприятие, мышление и поведение человека, для того, чтобы предотвратить возникновение определённых психических шаблонов.
Проще говоря, рефрейминг – это, если привести аналогию с картинами, помещение картины в новую рамку, т.е. придание ситуациям и явлениям нового контекста. Прекрасными примерами рефрейминга являются анекдоты, метафоры, сказки, в которых одно и то же может быть понято совершенно по-разному.
Основных видов рефрейминга всего два:
Контекстный рефрейминг. В этом методе рефрейминга используются сравнительные обобщения. Применительно к разным явлениям, например, одно и то же поведение может быть, как вредным, так и полезным. И если изменить контекст, в котором передаётся сообщение, то изменится и его восприятие.
Помимо основных видов, существуют также:
- Рефрейминг убеждений – используется для изменения у человека убеждений, которые его ограничивают.
- Шестиэтапный рефрейминг – НЛП-шаблон, основывающийся на том, что всякое поведение человека бессознательно, т.е. не контролируется сознательно. Этот вид рефрейминга особо эффективен в вопросах, касающихся негативных и вредных привычек, психологических блокировок, физических проявлениях психических нарушений и т.п., т.к. всё это может быть преобразовано посредством шестиэтапного рефрейминга, поиском положительного намерения и нового способа его удовлетворения.
Как уже было упомянуто, теме рефрейминга посвящён наш раздел с техниками НЛП, и для того, чтобы с ним ознакомиться, перейдите по этой ссылке.
Резюмируя всё вышеизложенное и подводя общий итог темам позиций восприятия и фрейминга, следует сказать, что оба эти уникальных процесса, если они тщательно изучаются и систематически применяются на практике, могут повысить эффективность вашего общения и способность к пониманию окружающих до такого уровня, который вы и представить себе не могли.
Использование позиций восприятия и фрейминга в повседневной жизни заметно улучшит многие качества вашей личности и свойства психики, а сами же вы станете человеком, которого можно будет с уверенностью назвать мастером общения.
Смотря телепередачи или кинофильмы, обращайте внимание на то, как ведут себя их герои, какие позиции занимают, какие фреймы используют и чем всё это выделяется на фоне остального. И самое главное – старайтесь в каждый момент времени отслеживать особенности своего поведения, своих реакций и шаблонов. Это будет вашим главным инструментом в деле овладения навыками эффективного общения и воздействия на людей и самого себя.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
В следующем уроке мы поговорим о репрезентации.
Источник