Способы изменения поведения людей

Способы изменения поведения

В социальной психологии выделяют два способа изменения поведения. Первый способ означает добровольное принятие установок, ценностей, норм других людей. Поведение человека меняется благодаря тому, что установки других становятся его собственными. Второй способ реализуется через давление, принуждение, тогда происходит подчинение авторитету или большинству, имеет место конформизм. Первый способ приводит к истинной адаптации, добровольному изменению личностных установок и, соответственно, поведения. Второй способ означает лжеадаптацию, так как изменение поведения поверхностно и не связано с преобразованием сущности человека.

Изменение установок человека в процессе социальной адаптации происходит при условии нормативного или информационного влияния. Влияние, которое приводит к изменению личной установки, называется личным принятием (внутреннее согласие). Влияние, которое изменяет наблюдаемое поведение в нужном направлении, но которое не обязательно приводит к изменению личной установки, называется публичной уступчивостью. Социальные психологи договорись о том, что если изменение стабильно наблюдается и в отсутствии принуждающего агента (агента влияния), то можно говорить о принятии новой нормы человеком, свидетельствующей о социальной приспособленности к новым обстоятельствам. Если же соответствующее поведение является только реакцией на конкретное социальное давление, не исключено, что это всего лишь уступчивость, то есть внешне демонстрируемая адаптация [100, с. 18–19].

Информационное влияние (истинное влияние) приводит к личному принятию норм (интериоризации), долговременному изменению установки. Люди оказывают влияние на других, поскольку они обладают информацией о реальности. Люди информативны для человека в той мере, в какой он воспринимает их как похожих на него, знающих, заслуживающих доверия, надежных. Информационное влияние протекает в процессе социального сравнения, мотивом которого является желание любого индивида быть адекватным социальной реальности, корректным в своих суждениях, убедиться в их субъективной валидности, доверять информации окружающих. Дж. Тернер описывает каузальную структуру информационного влияния следующим образом:

1. Неоднозначность (неопределенность) объективного стимула, его сложность или многокомпонентность, а также трудности, связанные с непосредственным оцениванием объективной реальности, приводят к субъективной неуверенности и к потребности в информации, которая повышала бы объективность оценки и уверенность индивида.

2. Неуверенность создает социальную зависимость (зависимость от других, связанную с потребностью в получении валидной информации и адаптации к окружающим людям).

3. Информационная зависимость приводит к влиянию: индивид проявляет конформность по отношению к реакциям других, то есть адаптируется к их поведению.

4. Потребность иметь правильное представление о реальности приводит к формированию общих социальных норм и групповой структуры, то есть взаимной адаптации членов группы друг к другу.

Нормативное влияние – это уступчивость, проявляющаяся во внешней конформности, которая вовсе не обязательно является личным принятием. Нормативное влияние означает групповое давление, основанное на праве других награждать или наказывать. Подверженность индивида нормативному влиянию основано на социально мотивированном желании принятия, одобрения, взаимного доверия и избегания отвержения, враждебности, недоверия, остракизма. Человек может подчиниться нормативному влиянию и адаптироваться в группе, поскольку ему небезразлична реакция группы на его поступки. Это «конформность» в виде рабского подчинения групповому давлению, в таком поведении больше тактического и инструментального, нежели иррационального и эмоционального. По мнению Тернера, каузальная структура этого феномена такова:

1. Власть членов группы, дающая право награждать или наказывать, принимать в группу или отвергать, порождает у индивида потребность в социальном одобрении и боязнь оказаться не таким, как они.

2. Членами группы часто создаются таким условия, при которых каждый может быть идентифицирован как девиант и признан ответственным за любое проявление неконформности.

3. Человек будет стремиться оправдать ожидания «власть имущих» или подчиняться другим формам группового давления, проявляя конформность к групповым нормам.

4. Зависимость одних людей от других наделяет вторых властью и дает им право контролировать внешнее поведение первых. Влияние этих людей основано не на адекватности их поведения, а на соотношении власти и стремлении быть социально принятым, адаптированным в обществе [100, с. 60–61].

Социальная взаимозависимость является базовым процессом, лежащим в основе общественных и групповых взаимоотношений. Как информационное, так и нормативное влияние отражают социальную зависимость индивида от других членов общества, необходимость адаптироваться к социальным установкам, ценностям, нормам.

Кроме того, социальная адаптация отражает уровень освоения человеком технологии профессиональной деятельности. Адаптированный человек не только четко представляет себе результат будущей деятельности, обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками, соблюдает очередность операций, но и затрачивает оптимальное количество физических и интеллектуальных усилий для решения поставленной задачи.

Читайте также:  Способы укладки напольной плитки под дерево

В социальной психологии выделяют два вида адаптации:

Профессиональная адаптация – это определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса и отношения к избранной специальности.

Социально-психологическая адаптация – это включение работника в систему взаимоотношений, характеризующих конкретную группу. Социально-психологическая и профессиональная адаптации неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга. Исследования показывают, что скорость и качество усвоения профессиональных знаний и навыков обусловлены особенностями социально-психологической адаптации в организации.

Результатом эффективного протекания процесса адаптации является формирование такого группового состояния, как сплоченность. Если же процесс адаптации затруднен, проходит сложно и болезненно, то группа отличается конфликтностью и не способна достигнуть состояния сплоченности прежде, чем не разрешит свои внутригрупповые конфликты.

Состояние, являющееся результатом процесса адаптации, является групповая сплоченность.

Источник

Как изменить поведение любого человека: 7 бесценных приемов

Исследование: что делают и чего не делают успешные лидеры, под влиянием которых меняются их коллеги.

Что делают и чего не делают успешные лидеры, под влиянием которых меняются их коллеги, рассказывают Джек Зенгер и Джозеф Фолкман из консалтинговой фирмы Zenger/Folkman в своей статье для HBR.

Когда-нибудь пытались изменить поведение людей, окружающих вас на работе? Это бывает ужасно утомительно. Очень часто такие усилия дают противоположный результат — подрывают эффективность работы или заставляют человека еще больше упереться. Но есть подходы, которые работают эффективнее других.

Мы изучили базу данных на 2852 человека — непосредственных подчиненных 559 руководителей. Подчиненные оценили своих менеджеров по пяти десяткам параметров, в том числе по их эффективности в проведении перемен — в том, насколько менеджер способен направить людей в том направлении, в каком хочет двинуться организация. Потом мы проанализировали тех, у кого получился самый высокий и самый низкий рейтинг по этому параметру, и сравнили их по других параметрам.

Мы обнаружили, что некоторое поведение не слишком помогает изменить других. Например, вот чего делать не стоит:

Быть милыми и приятными. Простите, но по части перемен у приятных людей получается слабо. Было бы здорово, если бы все, что требовалось для перемен — это теплые, позитивные отношения с людьми. Увы, это не так.

Забрасывать людей бесконечными просьбами, предложениями и советами. Большинство опрошенных это чрезвычайно раздражает, а не побуждает меняться. (Но именно этот подход многие применяют поначалу, хотя успехов он не приносит.)

Затем мы проанализировали типы поведения, которые действительно коррелируют со способностью лидера проводить в жизнь перемены. Мы нашли семь таких, которые точно помогают другим меняться. Вот они — от самых значимых до менее значимых.

1. Вдохновлять других. Есть два распространенных подхода, к которым большинство из нас прибегают, когда пытаются мотивировать других на перемены. Назовем их «толкай» и «тяни». Некоторые люди интуитивно подталкивают других, твердо говоря им, что нужно поменяться, часто напоминая им об этом и иногда грозя определенными последствиями. Мы уже отмечали, что классический подход «толкай» работает не очень-то хорошо.

Альтернативный подход — «тяни». Его можно применить разными способами. В том числе работать с человеком, задавая ему цель на будущее, изучать альтернативные способы достижения цели, собирать мнения других о том, какими методами лучше двигаться дальше. Этот подход лучше всего работает, когда вы сначала определяете, чего пытается добиться человек, а затем выстраиваете связь между этой целью и переменами, которые вы предлагаете. Вдохновляющие лидеры понимают необходимость установления эмоциональной связи с коллегами. Они хотят пробудить стремление, а не страх. Еще один подход — это наладить убедительную рациональную связь с человеком, объяснить ему логику перемен.

2. Замечать перемены. Масса управленческих советов посвящены тому, как лучше решать проблемы. Но есть еще более важный шаг — способность распознавать проблемы — ситуации, где нужны перемены, — и предугадывать возможные ловушки в них.

Например, в одной компании, с которой мы работали, часто было слышно, как людей хвалят за их героические навыки в области кризис-менеджмента — за то, что они спасали проекты на грани провала или обеспечивали поставку задержавшегося продукта вовремя. Новая руководительница увидела в этом серьезную проблему. Она правильно поняла, что это не признак хорошей работы, а симптом нарушенных процессов.

3. Обозначать ясную цель. Фермер, который пытается прокладывать прямые борозды, выбирает точку на расстоянии и постоянно движется в ее направлении. Перемены приносят результат, когда все смотрят на одну и ту же цель. Поэтому самые продуктивные дискуссии о предлагаемых переменах — те, что начинаются со стратегии, которой эта цель служит.

4. Подвергать сомнению стандартные подходы. Успешные проекты перемен часто требуют от лидеров бросать вызов стандартным подходам и находить возможность маневра вокруг старых практик и правил — даже если это священные коровы. Лидеры, которым перемены удаются, готовы усомниться даже в правилах, отлитых в граните.

Читайте также:  Способы добычи полезных ископаемых открытый способ закрытый способ

5. Вызывать доверие к своим суждениям. Это предполагает улучшение как своих доводов, так и впечатлений окружающих о них. Хорошие лидеры принимают решения внимательно, собрав данные из разных источников и опросив тех людей, у которых точно будут разные мнения о проблеме. Они понимают, что когда ты просишь у других совета, это свидетельство твоей уверенности и силы, а не слабости. Если другие не доверяют вашему суждению, то будет трудно добиться от них перемен, которых вы ждете.

6. Иметь мужество. Аристотель говорил: «В этом мире ничего не добьешься без мужества. Это величайшее качество ума после чести». Каждая новая программа, которую вы начинаете как руководитель, каждый новый нанятый сотрудник, каждая перемена в процессах, каждая идея нового продукта, каждая реорганизация, каждая ваша речь, каждая неприятная обратная связь и каждая инвестиция требует мужества.

Мы часто слышим, как люди говорят: «Ох, мне это как-то некомфортно делать». По нашим наблюдениям, в значительной степени то, что делают лидеры — и особенно проекты перемен — требуют готовности жить в дискомфорте.

7. Сделать перемены приоритетом. Один из законов термодинамики — тело, находящееся в покое, склонно оставаться в покое. Затормозить, остановиться, остаться в покое — это не требует усилий. Это происходит очень естественно. И многие проекты перемен неудачны, потому что они становятся лишь одним из сотни приоритетов. А чтобы перемены состоялись, нужно расчистить все остальные конкурирующие приоритеты и пролить свет на один-единственный — программу перемен. Нужно ежедневно уделять внимание этой программе, отслеживать ее успехи и поощрять других.

Если вы научитесь добиваться перемен, это принесет пользу во всех аспектах вашей жизни, и в бизнесе, и дома. И это поможет вам изменить себя.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Источник

Как изменить свои привычки: матрица моделей поведения человека

В течение последнего десятилетия представители разнообразных научных направлений проявляют недюжинный интерес к тому, как работает мозг человека. Геймификация, психология влияния, психология эмоций, нейромаркетинг и множество других технологий предлагает все новые и новые способы воздействия на поведение человека.

В основе каждого из этих методов лежит одна и та же цель — изменение привычек. Проблема заключается вот в чем: до сих пор невероятное количество методов, которые якобы могут изменить поведение человека, были чем-то вроде «сборной солянки» теорий и гипотез, сделанных когда-то именитыми учеными и исследователями.

Посвященные данной тематике книги и научные статьи не объясняют ровным счетом ничего, поскольку описанные там идеи иногда не просто внутренне противоречивы, но и взаимоисключащи.

Ученые позиционируют свои методики как панацею. Например, некоторые из них уверены в том, что, например, зарабатывание знаков отличия и постепенный переход от одного уровня сложности к другому поможет людям, больным ожирением, стать стройными. Но это практически невозможно.

Другие заявляют, что для того, чтобы достичь успеха, нужно ставить перед собой конкретные цели и задать себе дедлайны. Но и это не всегда помогает.

Данная статья поможет вам выбрать наиболее эффективный метод изменения привычек для определенной модели поведения человека.

Содержание

Матрица моделей поведения

Чтобы разобраться во всех вышеупомянутых технологиях и научиться правильно их использовать в реальной жизни, Нир Эяль (Nir Eyal), психолог, писатель и консультант, разработал матрицу моделей поведения человека, каждой из которых соответствуют определенные методы изменения привычек.

Для построения матрицы были использованы следующие критерии: степень самообладания (низкая или высокая) и непроизвольная реакция (для облегчения боли или поиска наслаждения) человека на происходящие с ним события.

Какую модель поведения вы изменяете?

Как изменить привычки, используя матрицу моделей поведения? Представьте, что вы хотите изменить какие-то особенности поведения вашего клиента. Сперва нужно понять, с какой моделью поведения вам придется иметь дело, а уже потом подобрать соответствующие техники и приемы.

Итак, рассмотрим каждую из моделей поведения более подробно.

1. Любитель (Amateur)

Нир Эяль называет Любителями людей, чьи поступки направлены на быстрое получение удовольствия при относительно низких затратах силы воли. Привычки Любителей практически полностью повторяют поступки, которые являются частью ежедневного распорядка большинства из нас: утренний душ, завтрак, прогулка, проверка почты и т. д.

Для изменения привычек Любителей подойдут стандартные методы воздействия на поведение человека. Речь идет о различного рода внешних раздражителях. Это может быть будильник, звуковое напоминание или даже конкретный объект, например, стратегически правильно расположенная зубная нить. 🙂

Читайте также:  Недемократический способ принятия конституции

Через некоторое время, когда у человека появляется новая привычка, необходимость использовать внешние триггеры отпадает.

Нужно отметить, что модель «Любитель» является отправной точкой для формирования оставшихся типов поведения: Любитель может с легкостью превратиться как в Эксперта или Завсегдатая, так и в Зависимого (Наркомана).

Например, человек, не имеющий опыта работы с компьютером, сначала изучает самые простые алгоритмы и комбинации (Любитель), а со временем, прилагая все больше и больше усилий, совершенствует свои навыки до уровня Эксперта. Но в то же самое время у бывшего Любителя может развиться нездоровое пристрастие к компьютерным играм, и он очень быстро превратится в Зависимого.

Модель изменения поведения Любителя включает в себя следующие методы:

  1. Метод детских шагов (небольшие действия, способствующее достижению поставленных целей).
  2. Планирование и контроль.
  3. Использование внешних триггеров.

2. Эксперт (Expert)

Модель поведения «Эксперт» требует от человека высокой степени самоконтроля. Все действия Эксперта доведены практически до автоматизма. Данная модель поведения присуща профессиональным теннисистам, шахматистам, компьютерным инженерам, высококвалифицированным хирургам, музыкантам и т. д.

Чтобы стать Экспертом, необходима усердная длительная практика. Человек должен приучить свои тело и разум молниеносно реагировать на происходящие события и принимать быстрые взвешенные решения. Чтобы приобрести навыки, необходимые для выполнения поставленных заданий на уровне Эксперта, нужно ставить перед собой конкретные цели и определять сроки их достижения.

Поскольку для развития профессиональных навыков требуется высокий степень самоконтроля, переход от модели поведения «Любитель» до модели «Эксперт» чаще всего происходит при наличии внешних мотиваторов. В данном случае самое сильное влияние на человека будут оказывать тренер, начальник или даже один из членов семьи.

Методы развития привычек, присущих модели поведения «Эксперт»:

  1. «Осознанная практика».
  2. Наставничество.
  3. Анализ ошибок.
  4. Конкуренция.
  1. Развитие профессиональных навыков на уровне «мышечной памяти».
  2. Совершенствование навыков, которые уже не требуют от человека предельной концентрации и внимания.
  • Психология продуктивности — как сделать больше в короткие сроки?

3. Наркоман (Addict)

Чтобы вновь испытать состояние блаженства, Наркоман должен вдохнуть, проглотить или вколоть препарат, развивающий наркотическую зависимость. Зачастую в погоне за очередной дозой удовольствия наркоманы не гнушаются прибегать к самым бесчеловечным методам.

Многие исследования процесса привыкания к наркотическим веществам показали, что при виде наркотика мозг зависимого человека подвергается сильному стрессу. Поэтому нездоровая модель поведения становится единственно возможным способом избавиться от подобного рода переживаний.

Поскольку употребление наркотических препаратов разрушает как психическое, так и физическое здоровье человека, внешний вид и поведение «опытного» наркомана имеют несколько видимых признаков: отрешенный взгляд, невнятная речь, плохая координация движений, повышенная раздражительность и грубость.

Изменить модель поведения наркомана можно только в том случае, если он сам этого хочет. Без осознания человеком серьезности данной проблемы и желания от нее избавиться ни один из перечисленных ниже методов не принесет никакого результата.

Методы изменения поведения наркоманов:

  1. Постепенное уменьшение дозы принимаемого препарата (детоксикация организма).
  2. Участие в социальных проектах, посещение собраний анонимных наркоманов.
  3. Заместительная поддерживающая терапия (форма медицинской помощи, основанная на применении подобного или идентичного вещества при лечении зависимости).
  4. Постановка строгих целей и определение сроков выполнения поставленных заданий.

4. Завсегдатай (Habitué)

Несмотря на то, что слово «привычка» чаще всего имеет негативную коннотацию, у модели «Завсегдатай» несколько другой оттенок.

Данный тип поведения может оказывать как полезное, так и пагубное влияние: все зависит лишь от того, о каких привычках мы говорим. Например, привычка бегать по утрам расценивается большинством из нас как полезная. Особенность поведения Завсегдатая заключается в том, что он относится к этому ритуалу как к своей обязанности, тогда как Любитель бегает в свое удовольствие.

Обратите внимание на то, что некоторые приемы, используемые в отношении моделей поведения «Любитель» и «Эксперт», являются неэффективными для моделей «Наркоман» и «Завсегдатай». Например, «метод кнута и пряника», мотивирующий Любителя и Эксперта двигаться к своей цели, возымеет противоположный эффект в случае Завсегдатая или Наркомана.

Чтобы изменить привычки Завсегдатая, необходимо использовать методы, нивелирующие ощущение дискомфорта, которое может возникнуть в случае невыполнения желаний человека. К их числу относятся:

  1. Повышение эмоционально-волевой устойчивости.
  2. Повышение болевого порога.
  3. Занятия спортом.
  4. Медитация.
  5. Самопринятие (удовлетворенность человеком его нынешним уровнем индивидуального развития).
  1. Оценивание полученных результатов.
  2. Поощрение и наказание.

Вместо заключения

Несмотря на то, что Нир Эяль использовал всего два критерия для классификации моделей поведения человека, разработанная им матрица является уникальным инструментом, которая может быть полезной не только для психологов, но и для маркетологов. 🙂

Источник

Оцените статью
Разные способы