- 7 хитрых приемов, которые помогут изменить поведение любого человека
- Психологические приемы воздействия на поведение людей
- 1. Вдохновлять других.
- 2. Замечать перемены.
- 3. Обозначать ясную цель.
- 4. Ставить под сомнение стандартные подходы.
- 5. Вызывать доверие к своим суждениям.
- 6. Быть мужественным.
- 7. Ставить перемены приоритетом.
- Как изменить поведение любого человека: 7 бесценных приемов
- Как изменить поведение любого человека: 7 бесценных приемов
- Стремитесь к осознанию
- Стремитесь к получению положительного опыта
- Приведите в норму психоэмоциональное состояние
- Какую модель поведения вы изменяете?
- Любитель (Amateur)
- Эксперт (Expert)
- Наркоман (Addict)
- Завсегдатай (Habitué)
- Найдите способ избавляться от негатива
- Что такое темперамент?
- Зачем знать тип темперамента?
- Изучайте психологию
- Делайте все наоборот
- Как изменить поведение любого человека: 7 бесценных приемов
- Слушайте других
- Советы психологов по смене характера
- Занимайтесь любимым делом
7 хитрых приемов, которые помогут изменить поведение любого человека
Как успешно и эффективно проводить перемены в любом коллективе? Как мотивировать людей к действию и не бояться нового? Практические советы, которые работают не только на работе, но и в других аспектах жизни.
Как поступают и как не поступают успешные лидеры, под воздействием которых меняются их коллеги? Те из вас, кто пытались изменить поведение коллег на работе, знают не понаслышке, что это чрезвычайно трудно. Довольно часто подобные усилия дают прямо противоположный эффект — сводят на нет эффективность работы или заставляют человека быть более упрямым и несговорчивым. Однако, существуют особые подходы, которые оказываются эффективнее остальных.
Психологические приемы воздействия на поведение людей
Был поставлен своеобразный эксперимент. Специалисты изучили базу данных на 2852 персоны — непосредственных подчиненных у 559 начальников. Подчиненные давали оценку своим менеджерам по 50-ти параметрам, в том числе по их успешности в проведении реформ и новшеств — в тех аспектах, которые демонстрируют, насколько менеджер может направить коллектив в направлении, куда движется фирма/кампания.
Затем был проведен анализ, у кого вышел самый высокий и самый низкий рейтинг по данной позиции, и было сделано сравнение их по других параметрам.
В результате обнаружилось, что определенное поведение не совсем способствует тому, чтобы суметь изменить других.
Вот чего делать не целесообразно:
- Быть приятными и мягкими. В сфере перемен у приятных администраторов результаты не ахти. Доброжелательные, позитивные взаимоотношения с подчиненными – это не совсем то, что требуется для эффективного проведения перемен.
- «Бомбить» людей нескончаемыми просьбами, рекомендациями и советами. Львиную долю опрошенных это очень раздражает, а не подталкивает к новым шагам.
Следующим шагом был анализ типов поведения, реально коррелирующих со способностью лидера внедрять перемены в работе.
Обнаружились 7 типов поведения, которые действительно стимулируют других меняться. Они выстроены в списке от самых значительных до менее решающих.
1. Вдохновлять других.
Существует 2 часто встречающихся подхода, к которым мы прибегаем, когда стремимся мотивировать кого-то к переменам. Условно это «толкай» и «тяни». Кто-то интуитивно старается подталкивать сотрудников, прямо твердя им, что необходимо поменяться, и даже грозя конкретными последствиями. Уже упоминалось, что подход «толкай» не слишком результативен.
Альтернативный вариант — «тяни». Как его применить? Есть различные способы. Например, сотрудничать с человеком, ставя ему цель на перспективу, изыскивать альтернативные варианты достижения цели, анализировать мнения специалистов о том, какими способами эффективнее и быстрее двигаться вперед. Данный подход работает, когда менеджер сперва определяет, чего пытается добиться сотрудник, а потом выстраивает связь между целью и переменами, которых стремится достичь. Лидеры, способные вдохновлять, осознают необходимость укрепления эмоциональной связи с коллегами. Они стремятся пробудить стремление, а не страх.
2. Замечать перемены.
Множество практических управленческих советов направлены именно на то, как эффективнее решать проблемы. Но существует более важный шаг — это способность распознавать проблемы, — то есть ситуации, где требуются перемены, — и предсказывать вероятные ловушки в них.
3. Обозначать ясную цель.
Фермер, прокладывающий идеально прямые борозды, выбирает определенную точку на расстоянии и упрямо перемещается в ее направлении. Перемены только тогда результативны, когда все смотрят на одну и ту же цель. И самые результативные дискуссии о внедряемых переменах — это те, которые вначале обсуждают стратегию, которой данная цель служит.
4. Ставить под сомнение стандартные подходы.
Успешные проекты перемен нередко требуют от лидеров не использовать стандартные подходы, а искать возможность лавирования вокруг традиционных практик, даже если они стали классическими. Лидеры, которые бросают смелый вызов традициям, готовы усомниться даже в аксиомах.
5. Вызывать доверие к своим суждениям.
Толковые, грамотные лидеры принимают решения обдуманно, взвешенно, проанализировав данные из разных источников и узнав мнение специалистов, у которых будут расхождения в оценке проблемы. Они отдают себе отчет, что, когда вы просите у других совета, это свидетельствует именно об уверенности и силе, а не о вашей слабости.
6. Быть мужественным.
Любая новая программа, которую вы внедряете как руководитель, любой новый сотрудник, любая новая стратегия процессах, любая реорганизация, любая сказанная речь, любое решение и любая инвестиция требует определенной доли мужества от руководителя.
Практика свидетельствует, что то, что делают лидеры в большинстве своем — и, главное, проекты перемен — требуют от них решения существовать в дискомфорте.
7. Ставить перемены приоритетом.
Замереть, остановиться, находиться в состоянии покоя — это не требует никаких усилий. Это происходит естественно, само собой. И некоторые проекты перемен терпят крах именно потому, что они становятся только одним из десятков приоритетов. А чтобы перемены произошли, необходимо отодвинуть все остальные конкурирующие приоритеты и акцентировать все внимание на одном — программе желаемых перемен. Целесообразно каждый день уделять внимание данной программе, отслеживать ее результаты и поощрять успехи.
Если вы научитесь успешно внедрять перемены на практике, это даст результаты во всех сферах вашей жизни, и на работе, и дома.опубликовано econet.ru.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Как изменить поведение любого человека: 7 бесценных приемов
Исследование: что делают и чего не делают успешные лидеры, под влиянием которых меняются их коллеги.
Что делают и чего не делают успешные лидеры, под влиянием которых меняются их коллеги, рассказывают Джек Зенгер и Джозеф Фолкман из консалтинговой фирмы Zenger/Folkman в своей статье для HBR.
Когда-нибудь пытались изменить поведение людей, окружающих вас на работе? Это бывает ужасно утомительно. Очень часто такие усилия дают противоположный результат — подрывают эффективность работы или заставляют человека еще больше упереться. Но есть подходы, которые работают эффективнее других.
Мы изучили базу данных на 2852 человека — непосредственных подчиненных 559 руководителей. Подчиненные оценили своих менеджеров по пяти десяткам параметров, в том числе по их эффективности в проведении перемен — в том, насколько менеджер способен направить людей в том направлении, в каком хочет двинуться организация. Потом мы проанализировали тех, у кого получился самый высокий и самый низкий рейтинг по этому параметру, и сравнили их по других параметрам.
Мы обнаружили, что некоторое поведение не слишком помогает изменить других. Например, вот чего делать не стоит:
Быть милыми и приятными. Простите, но по части перемен у приятных людей получается слабо. Было бы здорово, если бы все, что требовалось для перемен — это теплые, позитивные отношения с людьми. Увы, это не так.
Забрасывать людей бесконечными просьбами, предложениями и советами. Большинство опрошенных это чрезвычайно раздражает, а не побуждает меняться. (Но именно этот подход многие применяют поначалу, хотя успехов он не приносит.)
Затем мы проанализировали типы поведения, которые действительно коррелируют со способностью лидера проводить в жизнь перемены. Мы нашли семь таких, которые точно помогают другим меняться. Вот они — от самых значимых до менее значимых.
1. Вдохновлять других. Есть два распространенных подхода, к которым большинство из нас прибегают, когда пытаются мотивировать других на перемены. Назовем их «толкай» и «тяни». Некоторые люди интуитивно подталкивают других, твердо говоря им, что нужно поменяться, часто напоминая им об этом и иногда грозя определенными последствиями. Мы уже отмечали, что классический подход «толкай» работает не очень-то хорошо.
Альтернативный подход — «тяни». Его можно применить разными способами. В том числе работать с человеком, задавая ему цель на будущее, изучать альтернативные способы достижения цели, собирать мнения других о том, какими методами лучше двигаться дальше. Этот подход лучше всего работает, когда вы сначала определяете, чего пытается добиться человек, а затем выстраиваете связь между этой целью и переменами, которые вы предлагаете. Вдохновляющие лидеры понимают необходимость установления эмоциональной связи с коллегами. Они хотят пробудить стремление, а не страх. Еще один подход — это наладить убедительную рациональную связь с человеком, объяснить ему логику перемен.
2. Замечать перемены. Масса управленческих советов посвящены тому, как лучше решать проблемы. Но есть еще более важный шаг — способность распознавать проблемы — ситуации, где нужны перемены, — и предугадывать возможные ловушки в них.
Например, в одной компании, с которой мы работали, часто было слышно, как людей хвалят за их героические навыки в области кризис-менеджмента — за то, что они спасали проекты на грани провала или обеспечивали поставку задержавшегося продукта вовремя. Новая руководительница увидела в этом серьезную проблему. Она правильно поняла, что это не признак хорошей работы, а симптом нарушенных процессов.
3. Обозначать ясную цель. Фермер, который пытается прокладывать прямые борозды, выбирает точку на расстоянии и постоянно движется в ее направлении. Перемены приносят результат, когда все смотрят на одну и ту же цель. Поэтому самые продуктивные дискуссии о предлагаемых переменах — те, что начинаются со стратегии, которой эта цель служит.
4. Подвергать сомнению стандартные подходы. Успешные проекты перемен часто требуют от лидеров бросать вызов стандартным подходам и находить возможность маневра вокруг старых практик и правил — даже если это священные коровы. Лидеры, которым перемены удаются, готовы усомниться даже в правилах, отлитых в граните.
5. Вызывать доверие к своим суждениям. Это предполагает улучшение как своих доводов, так и впечатлений окружающих о них. Хорошие лидеры принимают решения внимательно, собрав данные из разных источников и опросив тех людей, у которых точно будут разные мнения о проблеме. Они понимают, что когда ты просишь у других совета, это свидетельство твоей уверенности и силы, а не слабости. Если другие не доверяют вашему суждению, то будет трудно добиться от них перемен, которых вы ждете.
6. Иметь мужество. Аристотель говорил: «В этом мире ничего не добьешься без мужества. Это величайшее качество ума после чести». Каждая новая программа, которую вы начинаете как руководитель, каждый новый нанятый сотрудник, каждая перемена в процессах, каждая идея нового продукта, каждая реорганизация, каждая ваша речь, каждая неприятная обратная связь и каждая инвестиция требует мужества.
Мы часто слышим, как люди говорят: «Ох, мне это как-то некомфортно делать». По нашим наблюдениям, в значительной степени то, что делают лидеры — и особенно проекты перемен — требуют готовности жить в дискомфорте.
7. Сделать перемены приоритетом. Один из законов термодинамики — тело, находящееся в покое, склонно оставаться в покое. Затормозить, остановиться, остаться в покое — это не требует усилий. Это происходит очень естественно. И многие проекты перемен неудачны, потому что они становятся лишь одним из сотни приоритетов. А чтобы перемены состоялись, нужно расчистить все остальные конкурирующие приоритеты и пролить свет на один-единственный — программу перемен. Нужно ежедневно уделять внимание этой программе, отслеживать ее успехи и поощрять других.
Если вы научитесь добиваться перемен, это принесет пользу во всех аспектах вашей жизни, и в бизнесе, и дома. И это поможет вам изменить себя.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Источник
Как изменить поведение любого человека: 7 бесценных приемов
Главное отличие характера от темперамента в том, что характер является набором приобретенных качеств, а темперамент – врожденных. Кроме того, темперамент не поддается оценочным суждениям (хороший, плохой и т. д.).
Темперамент является базой для формирования характера, но его влияние не столь сильно, чтобы однозначно определить психологический портрет человека. Приобретенные свойства личности определяются следующими факторами:
- окружение – конкретные люди, среди которых человек растет, живет, с которыми пребывает в постоянном прямом контакте;
- культура – культурный код дает представление о положительных и отрицательных свойствах личности, к которым человек невольно начинает стремиться (или избегать), чтобы заработать уважение в социуме;
- жизненный опыт – характер человека, которого часто обманывали, приобретает черту недоверчивости: бедному свойственна бережливость, разочаровавшемуся в людях – стремление к уединенности и т. д.
Характер, в отличие от темперамента, не имеет четкой классификации, но можно выделить основные группы черт, поддающихся описанию и оценке:
- Отношение к людям.
- Отношение к себе.
- Отношение к труду.
- Отношение к вещам.
В каждой группе можно выделить как положительные, так и отрицательные черты. Например, исполнительность, безответственность – отношение к труду; неряшливость, педантичность – отношение к вещам и т. д. Эти черты не могут быть врожденными, но являются следствием положительного или отрицательного примера, хорошего или плохого воспитания/образования. Они способны изменяться в течение жизни в процессе работы над собой.
Стремитесь к осознанию
Ни один нормальный человек не хочет специально совершать плохие поступки или вести себя неподобающе. Причиной такого поведения всегда является неосознанность. Даже человек, который говорит сам себе «я хочу избавиться от чрезмерной подозрительности», не может этого сделать в критический момент, потому что возникающее чувство кажется ему естественным. Поэтому, помимо осознания проблемы в целом, важно научиться распознавать ее симптомы в момент их проявления.
Здесь вам пригодится помощь близких. Установите кодовое слово, например, «чердак». Каждый раз, когда вы начинаете перегибать палку, близкий человек произносит слово «чердак» – вы получаете сигнал, что пора сбавить обороты.
Стремитесь к получению положительного опыта
Негативный опыт – причина и оправдание большинства дурных черт характера. Вспомните сакраментальную фразу из х/ф «Бумер»: «Не мы такие – жизнь такая». Иногда обстоятельства действительно вынуждают действовать без оглядки на этику. Но такие действия носят эпизодический характер, помогают, а не мешают жить, и желание изменить свой характер в лучшую сторону точно не вызывают. Другое дело, когда полученный однажды негативный опыт формирует модель поведения на всю оставшуюся жизнь, независимо от того, насколько это поведение адекватно.
Положительный опыт постепенно разрушает последствия негативного, т. к. подсознание под его воздействием меняет установки.
Приведите в норму психоэмоциональное состояние
Речь идет о чисто медицинской стороне человеческой неуравновешенности. Излишняя нервная чувствительность может и не являться причиной дурного характера, но очков в борьбе за улучшение личностных качеств она вам точно не прибавит. Чтобы лучше справляться со стрессом, рекомендуется избавиться от вредных привычек, уделить внимание питанию, режиму дня, физической активности и полноценному отдыху. Все это не сделает вас приятным собеседником, но поможет начать тренировать самоконтроль и, в конечном счете, поменять характер.
Какую модель поведения вы изменяете?
Как изменить привычки, используя матрицу моделей поведения? Представьте, что вы хотите изменить какие-то особенности поведения вашего клиента. Сперва нужно понять, с какой моделью поведения вам придется иметь дело, а уже потом подобрать соответствующие техники и приемы.
Итак, рассмотрим каждую из моделей поведения более подробно.
Любитель (Amateur)
Нир Эяль называет Любителями людей, чьи поступки направлены на быстрое получение удовольствия при относительно низких затратах силы воли. Привычки Любителей практически полностью повторяют поступки, которые являются частью ежедневного распорядка большинства из нас: утренний душ, завтрак, прогулка, проверка почты и т. д.
Для изменения привычек Любителей подойдут стандартные методы воздействия на поведение человека. Речь идет о различного рода внешних раздражителях. Это может быть будильник, звуковое напоминание или даже конкретный объект, например, стратегически правильно расположенная зубная нить.
Через некоторое время, когда у человека появляется новая привычка, необходимость использовать внешние триггеры отпадает.
Нужно отметить, что модель «Любитель» является отправной точкой для формирования оставшихся типов поведения: Любитель может с легкостью превратиться как в Эксперта или Завсегдатая, так и в Зависимого (Наркомана).
Например, человек, не имеющий опыта работы с компьютером, сначала изучает самые простые алгоритмы и комбинации (Любитель), а со временем, прилагая все больше и больше усилий, совершенствует свои навыки до уровня Эксперта. Но в то же самое время у бывшего Любителя может развиться нездоровое пристрастие к компьютерным играм, и он очень быстро превратится в Зависимого.
Модель изменения поведения Любителя включает в себя следующие методы:
- Метод детских шагов (небольшие действия, способствующее достижению поставленных целей).
- Планирование и контроль.
- Использование внешних триггеров.
- Требование неукоснительно следовать инструкциям.
- Соревнование.
- Чувство вины и наказание.
- Как выработать новую привычку? Стратегия из 5 шагов
Эксперт (Expert)
Модель поведения «Эксперт» требует от человека высокой степени самоконтроля. Все действия Эксперта доведены практически до автоматизма. Данная модель поведения присуща профессиональным теннисистам, шахматистам, компьютерным инженерам, высококвалифицированным хирургам, музыкантам и т. д.
Чтобы стать Экспертом, необходима усердная длительная практика. Человек должен приучить свои тело и разум молниеносно реагировать на происходящие события и принимать быстрые взвешенные решения. Чтобы приобрести навыки, необходимые для выполнения поставленных заданий на уровне Эксперта, нужно ставить перед собой конкретные цели и определять сроки их достижения.
Поскольку для развития профессиональных навыков требуется высокий степень самоконтроля, переход от модели поведения «Любитель» до модели «Эксперт» чаще всего происходит при наличии внешних мотиваторов. В данном случае самое сильное влияние на человека будут оказывать тренер, начальник или даже один из членов семьи.
Методы развития привычек, присущих модели поведения «Эксперт»:
- «Осознанная практика».
- Наставничество.
- Анализ ошибок.
- Конкуренция.
- Развитие профессиональных навыков на уровне «мышечной памяти».
- Совершенствование навыков, которые уже не требуют от человека предельной концентрации и внимания.
- Психология продуктивности — как сделать больше в короткие сроки?
Наркоман (Addict)
Чтобы вновь испытать состояние блаженства, Наркоман должен вдохнуть, проглотить или вколоть препарат, развивающий наркотическую зависимость. Зачастую в погоне за очередной дозой удовольствия наркоманы не гнушаются прибегать к самым бесчеловечным методам.
Многие исследования процесса привыкания к наркотическим веществам показали, что при виде наркотика мозг зависимого человека подвергается сильному стрессу. Поэтому нездоровая модель поведения становится единственно возможным способом избавиться от подобного рода переживаний.
Поскольку употребление наркотических препаратов разрушает как психическое, так и физическое здоровье человека, внешний вид и поведение «опытного» наркомана имеют несколько видимых признаков: отрешенный взгляд, невнятная речь, плохая координация движений, повышенная раздражительность и грубость.
Изменить модель поведения наркомана можно только в том случае, если он сам этого хочет. Без осознания человеком серьезности данной проблемы и желания от нее избавиться ни один из перечисленных ниже методов не принесет никакого результата.
Методы изменения поведения наркоманов:
- Постепенное уменьшение дозы принимаемого препарата (детоксикация организма).
- Участие в социальных проектах, посещение собраний анонимных наркоманов.
- Заместительная поддерживающая терапия (форма медицинской помощи, основанная на применении подобного или идентичного вещества при лечении зависимости).
- Постановка строгих целей и определение сроков выполнения поставленных заданий.
- Наказание.
- Напоминание больному о его текущем состоянии.
- Область наилучшего восприятия, или Как технологии влияют на мотивацию?
Завсегдатай (Habitué)
Несмотря на то, что слово «привычка» чаще всего имеет негативную коннотацию, у модели «Завсегдатай» несколько другой оттенок.
Данный тип поведения может оказывать как полезное, так и пагубное влияние: все зависит лишь от того, о каких привычках мы говорим. Например, привычка бегать по утрам расценивается большинством из нас как полезная. Особенность поведения Завсегдатая заключается в том, что он относится к этому ритуалу как к своей обязанности, тогда как Любитель бегает в свое удовольствие.
Обратите внимание на то, что некоторые приемы, используемые в отношении моделей поведения «Любитель» и «Эксперт», являются неэффективными для моделей «Наркоман» и «Завсегдатай». Например, «метод кнута и пряника», мотивирующий Любителя и Эксперта двигаться к своей цели, возымеет противоположный эффект в случае Завсегдатая или Наркомана.
Чтобы изменить привычки Завсегдатая, необходимо использовать методы, нивелирующие ощущение дискомфорта, которое может возникнуть в случае невыполнения желаний человека. К их числу относятся:
- Повышение эмоционально-волевой устойчивости.
- Повышение болевого порога.
- Занятия спортом.
- Медитация.
- Самопринятие (удовлетворенность человеком его нынешним уровнем индивидуального развития).
- Оценивание полученных результатов.
- Поощрение и наказание.
Найдите способ избавляться от негатива
Причиной плохого характера у многих людей становится привычка выплескивать негативные эмоции на окружающих. В некоторой степени такое поведение свойственно всем, поэтому мы понимаем, например, что злому начальнику лучше не попадаться на глаза, а обращаться с просьбами бесполезно. Если же человек ведет себя так все время, а не только в тяжелые дни, значит, он быстрее других накапливает негатив и нуждается в способе от него избавляться. Таких способов обычно два:
- Спорт или другие тяжелые физические нагрузки.
- Медитативные расслабляющие практики.
К последним относится не только классическая медитация, но и действия, требующие филигранности исполнения и внимательности к деталям. Популярные варианты – оригами, китайская чайная церемония.
Что такое темперамент?
Для удобства, психологи обобщили индивидуальные особенности психики на 4 группы. Они называются темпераментом и предсказывают поведение человека в различных ситуациях. Главные отличия среди типов характера – степени подвижности, впечатлительности, силы и длительности переживаний. Делят их на четыре вида:
- холерик – остро реагирует на даже самые незначительные события;
- сангвиник – менее впечатлительный и более уравновешенный;
- меланхолик –чувствительный, обладает малой подвижностью;
- флегматик– спокойный, уравновешенный тип.
Самый благоприятный тип с устойчивыми реакциями – сангвиник. На пару с холериками, они – экстраверты, их внимание устремлено к окружающему миру. Меланхолики и флегматики – интроверты, всецело поглощенные своими переживаниями. При этом флегматики отличаются более устойчивыми реакциями нервной системой, а самыми слабыми среди всех являются меланхолики.
Зачем знать тип темперамента?
При выборе профессии психические задатки играют решающую роль. Один будет в восторге от скучной и монотонной работы, другому нужна вечная конкурентная борьба, а третий не может без ежедневного общения с людьми.
Неправильно оценив преимущества и недостатки своей психики, человек подбирает неподходящую работу. Спустя годы это приводит к депрессии, профессиональному выгоранию.
Важно знать различия темпераментов и при работе с другими людьми, в частности при воспитании детей. Психика ребенка – хрупкий механизм, которому с легкостью можно навредить, выбрав неправильный подход. Часто родители-холерики давят на ребенка-меланхолика или флегматика. Упрекают его в медлительности, рассеянности, лени. Хотя на самом деле он просто отличается от них меньшей подвижностью. То же работает и в отношениях начальник-подчиненный, учитель-ученик, между половыми партнерами.
Базовые знания в различиях между разными типами характеров помогут налаживать контакты с окружением, чаще добиваться своего, найти работу по душе.
Изучайте психологию
Психология – это ключ к пониманию мышления других людей. По умолчанию люди не бывают ни плохими, ни хорошими. Все их качества и поступки имеют внутренний смысл, который редко лежит на поверхности. Соответственно, если вас раздражает какое-то качество в окружающих людях, есть смысл попытаться понять его природу. Для этого не обязательно читать умные книги и ходить на лекции выдающихся психоаналитиков, достаточно заняться актерским мастерством. Примеряя на себя сильный характер другого человека, актер учится его понимать. Чем больше ролей и персонажей, тем больше жизненный опыт и лучше умение разбираться в людях.
Делайте все наоборот
Этот способ часто используют импульсивные и конфликтные люди, чтобы держать себя в руках. Суть способа – воспринимать свои желания и побуждения как стимул к прямо противоположным действиям. Если вы на рациональном уровне признали и смирились с мыслью, что ваш характер далек от идеала, начните менять его на практике самым радикальным образом. Поможет в этом сила воли. Например, хочется накричать на подчиненного или члена семьи, чтобы навязать свою волю, – это сигнал, что нужно улыбнуться и уступить. Хочется доказать, что вы правы, – это сигнал, что нужно успокоиться и сделать выбор в пользу компромисса.
Как изменить поведение любого человека: 7 бесценных приемов
Что делают и чего не делают успешные лидеры, под влиянием которых меняются их коллеги, рассказывают Джек Зенгер и Джозеф Фолкман из консалтинговой фирмы Zenger/Folkman в своей статье для HBR.
Когда-нибудь пытались изменить поведение людей, окружающих вас на работе? Это бывает ужасно утомительно. Очень часто такие усилия дают противоположный результат — подрывают эффективность работы или заставляют человека еще больше упереться. Но есть подходы, которые работают эффективнее других.
Мы изучили базу данных на 2852 человека — непосредственных подчиненных 559 руководителей. Подчиненные оценили своих менеджеров по пяти десяткам параметров, в том числе по их эффективности в проведении перемен — в том, насколько менеджер способен направить людей в том направлении, в каком хочет двинуться организация. Потом мы проанализировали тех, у кого получился самый высокий и самый низкий рейтинг по этому параметру, и сравнили их по других параметрам.
Мы обнаружили, что некоторое поведение не слишком помогает изменить других. Например, вот чего делать не стоит:
Быть милыми и приятными. Простите, но по части перемен у приятных людей получается слабо. Было бы здорово, если бы все, что требовалось для перемен — это теплые, позитивные отношения с людьми. Увы, это не так.
Забрасывать людей бесконечными просьбами, предложениями и советами. Большинство опрошенных это чрезвычайно раздражает, а не побуждает меняться. (Но именно этот подход многие применяют поначалу, хотя успехов он не приносит.)
Затем мы проанализировали типы поведения, которые действительно коррелируют со способностью лидера проводить в жизнь перемены. Мы нашли семь таких, которые точно помогают другим меняться. Вот они — от самых значимых до менее значимых.
1. Вдохновлять других. Есть два распространенных подхода, к которым большинство из нас прибегают, когда пытаются мотивировать других на перемены. Назовем их «толкай» и «тяни». Некоторые люди интуитивно подталкивают других, твердо говоря им, что нужно поменяться, часто напоминая им об этом и иногда грозя определенными последствиями. Мы уже отмечали, что классический подход «толкай» работает не очень-то хорошо.
Альтернативный подход — «тяни». Его можно применить разными способами. В том числе работать с человеком, задавая ему цель на будущее, изучать альтернативные способы достижения цели, собирать мнения других о том, какими методами лучше двигаться дальше. Этот подход лучше всего работает, когда вы сначала определяете, чего пытается добиться человек, а затем выстраиваете связь между этой целью и переменами, которые вы предлагаете. Вдохновляющие лидеры понимают необходимость установления эмоциональной связи с коллегами. Они хотят пробудить стремление, а не страх. Еще один подход — это наладить убедительную рациональную связь с человеком, объяснить ему логику перемен.
2. Замечать перемены. Масса управленческих советов посвящены тому, как лучше решать проблемы. Но есть еще более важный шаг — способность распознавать проблемы — ситуации, где нужны перемены, — и предугадывать возможные ловушки в них.
Например, в одной компании, с которой мы работали, часто было слышно, как людей хвалят за их героические навыки в области кризис-менеджмента — за то, что они спасали проекты на грани провала или обеспечивали поставку задержавшегося продукта вовремя. Новая руководительница увидела в этом серьезную проблему. Она правильно поняла, что это не признак хорошей работы, а симптом нарушенных процессов.
3. Обозначать ясную цель. Фермер, который пытается прокладывать прямые борозды, выбирает точку на расстоянии и постоянно движется в ее направлении. Перемены приносят результат, когда все смотрят на одну и ту же цель. Поэтому самые продуктивные дискуссии о предлагаемых переменах — те, что начинаются со стратегии, которой эта цель служит.
4. Подвергать сомнению стандартные подходы. Успешные проекты перемен часто требуют от лидеров бросать вызов стандартным подходам и находить возможность маневра вокруг старых практик и правил — даже если это священные коровы. Лидеры, которым перемены удаются, готовы усомниться даже в правилах, отлитых в граните.
5. Вызывать доверие к своим суждениям. Это предполагает улучшение как своих доводов, так и впечатлений окружающих о них. Хорошие лидеры принимают решения внимательно, собрав данные из разных источников и опросив тех людей, у которых точно будут разные мнения о проблеме. Они понимают, что когда ты просишь у других совета, это свидетельство твоей уверенности и силы, а не слабости. Если другие не доверяют вашему суждению, то будет трудно добиться от них перемен, которых вы ждете.
6. Иметь мужество. Аристотель говорил: «В этом мире ничего не добьешься без мужества. Это величайшее качество ума после чести». Каждая новая программа, которую вы начинаете как руководитель, каждый новый нанятый сотрудник, каждая перемена в процессах, каждая идея нового продукта, каждая реорганизация, каждая ваша речь, каждая неприятная обратная связь и каждая инвестиция требует мужества.
Мы часто слышим, как люди говорят: «Ох, мне это как-то некомфортно делать». По нашим наблюдениям, в значительной степени то, что делают лидеры — и особенно проекты перемен — требуют готовности жить в дискомфорте.
7. Сделать перемены приоритетом. Один из законов термодинамики — тело, находящееся в покое, склонно оставаться в покое. Затормозить, остановиться, остаться в покое — это не требует усилий. Это происходит очень естественно. И многие проекты перемен неудачны, потому что они становятся лишь одним из сотни приоритетов. А чтобы перемены состоялись, нужно расчистить все остальные конкурирующие приоритеты и пролить свет на один-единственный — программу перемен. Нужно ежедневно уделять внимание этой программе, отслеживать ее успехи и поощрять других.
Если вы научитесь добиваться перемен, это принесет пользу во всех аспектах вашей жизни, и в бизнесе, и дома. И это поможет вам изменить себя.
Слушайте других
Изменить и закалить характер возможно только через принятие того факта, что с ним у вас не все в порядке. Другими словами, то, что вы считаете правильным, не всегда является таковым и нуждается в пересмотре критериев «правильности». Слушая, что говорят окружающие, обращая внимание на то, как вас воспринимают, как оценивают ваши поступки, можно наметить ориентиры для работы над собой. Это не значит, что нужно отказаться от собственного мнения, однако есть смысл начать оценивать скептически некоторые вещи, которые раньше казались непреложными.
Советы психологов по смене характера
Психологи сходятся во мнении, что важным этапом смены своих качеств является перемена внешняя. Вы должны сменить место работы, попасть в окружение людей, которые вас не знают. Там вы сможете проявить другие свои качества, не вызвав осуждения. Также важно понимать, для чего вы меняете себя. Изменения должны быть полезны именно вам. Тогда вы сумеете себя правильно мотивировать. Чтобы изменить себя, нужно найти веские основания и истинное желание.
- Смените обстановку, место работы или заведите новых друзей.
- Мотивируйте себя.
- Начните делать то, что поможет выработать нужные качества: спорт, новое хобби или что-то еще.
А еще смотрите фильмы, где у героев проявляется нужная вам черта. Учитесь у них. Пробуйте подражать.
Занимайтесь любимым делом
Характер заметно портится от нереализованности, когда человек мечтает об одном, а жизнь заставляет его делать совершенно другое. Такое положение вещей никому не в диковинку. Многие люди нормально уживаются с ним всю жизнь, но на некоторых оно оказывает опасное деструктивное воздействие, разрушая саму структуру личности. Если это ваш случай, рассмотрите пути реализации своих стремлений с помощью хобби, которое не помешает основному занятию и укладу жизни. Или же меняйте все до основания, не оглядываясь на прошлое: иногда психическое здоровье и гармония с самим собой важнее любых материальных благ.
Источник