- Законное снижение налогов: 15 способов
- 1. Применение специальных налоговых режимов
- 2. Специальные территории, предоставляющие налоговые льготы
- 3. Взаимодействие с иностранным капиталом
- 4. Изменение географии бизнеса
- 5. Использование льгот
- 6. Корпоративные процедуры
- 7. Профессиональные посредники
- 8. НДС
- 9. Не только сколько, но и когда
- 10. Паевые инвестиционные фонды
- 11. Настройка прямых и косвенных расходов
- 12. Рассрочка
- 13. Пени вместо кредита
- 14. Зарплатные налоги и сборы
- 15. Имущественные налоги
- Резюме
- Позитивные и негативные изменения в налогообложении в 2021 году и рекомендации по подготовке к изменениям в налоговом законодательстве
- Позитивные и негативные изменения в налогообложении в 2021 году и рекомендации по подготовке к изменениям в налоговом законодательстве
- Негативные изменения в законодательстве
- Положительные изменения налогового законодательства
- Новые виды рисков
- Рекомендации по подготовке к изменениям в налоговом законодательстве
Законное снижение налогов: 15 способов
Несмотря на повсеместные и возрастающие риски бизнеса в части налогового администрирования, в основном связанные с признанием получения необоснованной налоговой выгоды, законное снижение налоговой нагрузки должно оставаться для бизнеса одной из приоритетных задач. Но важно понимать, что задача по повышению налоговой эффективности может быть успешно реализована исключительно в условиях, когда вопрос налоговой безопасности бизнесом решен и находится в режиме мониторинга.
1. Применение специальных налоговых режимов
Вместе с тем важно обратить внимание на необходимость осмысленного и мотивированного применения данного рода оптимизации. Налоговые органы в 2017-2018 гг. вернулись к активному мониторингу деловой цели применения специальных режимов, доказыванию искусственного «дробления» бизнеса. Так, одним из негативных для налогоплательщиков стало дело Бунеева С.П. (Определение Конституционного Суда № 1440-О от 04.07.2017 г.), дополнительно подтвердившее вернувшийся интерес налоговых органов к «дроблению» бизнеса.
Закрепило результат подробное письмо ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.
Как следствие, перед внедрением какого-либо специального режима (особенно в отношении уже функционирующего бизнеса) необходимо оценить наличие деловой цели, а также сопутствующих налоговых рисков, в том числе на основании указанной правоприменительной практики.
2. Специальные территории, предоставляющие налоговые льготы
Похожие льготы также предлагают различные региональные инвестиционные программы взамен на гарантированные инвестиции в соответствующем регионе. Как и в случае с технопарками, важно помнить, что предоставление льгот происходит при соблюдении налогоплательщиками ряда требований (ограничения по видам деятельности, обеспечение определенного объема инвестиций, достижение определенных показателей, ведение научных разработок и их коммерческая эксплуатация). Если условия не будут выполнены, компания будет лишена льгот, а налоги за соответствующий налоговый период – пересчитаны.
В целях развития определенных регионов вводятся особые и специальные экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ). Также в настоящее время обсуждается создание так называемой «офшорной» зоны на территории Республики Крым. По предварительным оценкам, из-за отсутствия единого понимания механизма реализации подобного инструмента в ближайшее время такой режим введен не будет.
3. Взаимодействие с иностранным капиталом
Применение подобных структур должно быть оценено предварительно и весьма скрупулезно на предмет всех последующих операций и их налоговых последствий. Целесообразность применения таких структур также должна быть оценена на предмет применимых налоговых рисков, а также на предмет необходимости соблюдения требований о контролируемых иностранных компаниях, международном автоматическом обмене финансовой информацией, трансфертном ценообразовании, правиле «тонкой капитализации» и иных правилах, направленных на предотвращение размывания налоговой базы.
4. Изменение географии бизнеса
Здесь же следует отметить использование региональных льгот в части налога на имущество организаций. Отдельно стоит напомнить, что, начиная с 2019 года, такие льготы применимы только в отношении недвижимого имущества, поскольку именно оно будет признаваться объектом налогообложения.
5. Использование льгот
Вместе с тем и классическим льготам (применение пониженной ставки, амортизационная премия, льготы в отношении доходов, имущества, не подлежащего налогообложению) налогоплательщики незаслуженно уделяют недостаточно внимания, тогда как это возможность уменьшить налоговую нагрузку, не выискивая пробелы в законодательстве и судебных решениях, а руководствуясь четким указанием закона.
Основной причиной неприменения льгот является: а) незнание закона; б) страх перед отказом контролирующими органами в последующем применении таких льгот. Следует отметить, что обе причины при должном подходе легко устранимы.
6. Корпоративные процедуры
Также в результате корпоративных процедур налогоплательщик может получить убытки, которые впоследствии сможет использовать для целей налогообложения. Однако, как и в случае с передачей активов, налогоплательщик не вправе использовать реорганизацию с единственной целью получить налоговую экономию.
7. Профессиональные посредники
Здесь же следует отметить незаслуженно редко используемое (в основном ввиду сложностей учета) простое товарищество, которое может быть весьма эффективно для определенных проектов. Так, большим преимуществом при отсутствии необходимости регистрировать отдельное юридическое лицо является возможность «делить» в простом товариществе не только расходы, но и прибыль. Как следствие, отсутствуют риски по признанию в учете расходов на выплату доли прибыли другим товарищам.
8. НДС
9. Не только сколько, но и когда
10. Паевые инвестиционные фонды
11. Настройка прямых и косвенных расходов
12. Рассрочка
13. Пени вместо кредита
14. Зарплатные налоги и сборы
Также стоит учитывать, что некоторые расходы компании не подлежат зарплатному налогообложению либо в силу прямого указания закона (компенсации и материальная помощь, расходы, связанные с увольнением и переводами сотрудников) либо, наоборот, в силу того, что законом не отнесены к доходам работника, хотя и представляют для последних определенную ценность (аренда авто, страхование, корпоративный фитнес, ученический договор).
15. Имущественные налоги
До 2018 г. удобным инструментом налоговой оптимизации был лизинг. Однако начиная с 2019 года, когда налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество, актуальность лизинга уменьшится, но не исчезнет вовсе, так как лизинг недвижимого имущества также возможен. Целесообразность данного инструмента заключается в возможности списания в расходы стоимости лизингового платежа, не увеличивая таким образом стоимость основного средства, списываемого через амортизационные отчисления. На практике возможны споры с налоговыми органами в части распределения лизингового платежа на платеж за пользование предметом лизинга и его выкупной стоимостью.
Резюме
Причем, принятие решения всегда требует взвешенного подхода, учитывающего все аспекты бизнеса – от технического внедрения и документооборота, обсчета финансовой модели и рентабельности, выверки юридических и иных сопутствующих рисков реализации решения внутри компании и при взаимодействии вовне, в том числе с контролирующими органами, до стратегического планирования и моделирования бизнеса в долгосрочной перспективе.
Источник
Позитивные и негативные изменения в налогообложении в 2021 году и рекомендации по подготовке к изменениям в налоговом законодательстве
Позитивные и негативные изменения в налогообложении в 2021 году и рекомендации по подготовке к изменениям в налоговом законодательстве
Традиционно каждый новый год начинается с изменений в налогообложении. Есть положительные и отрицательные изменения, которые необходимо учитывать в налоговом планировании. В 2021 году необходимо учитывать следующие поправки в законодательстве.
Негативные изменения в законодательстве
1. Порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями
В Налоговом кодексе будет закреплен порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями при применении разных ставок налога на прибыль, который сейчас рекомендует Минфин (письмо от 14.05.2020 № 03-03- 07/39124).
Для исчисления авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения, налоговая база определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
При этом пунктом 2 статьи 274 НК РФ установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Проблемы заключаются в отсутствии четкой методики распределения прибыли между обособленными структурными подразделениями, а мы понимаем, что нет четкости регулирования, там могут быть злоупотребления проверяющих и следовательно, штрафные санкции.
2. Вводятся новые виды налоговых проверок: оперативные проверки, которые касаются кассовой дисциплины
Оперативные проверки – это разновидность налоговых проверок, целью которых является проверка правильности и полноты фиксации расчетов, совершаемых с применением ККТ. В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет.
Понятно, что любые налоговые проверки имеют целью доначисление налогов, а следовательно, налогоплательщики столкнутся с новыми видами рисков. Кроме того, доначисления возможны не только в периоде совершения ошибки или нарушения кассовой дисциплины, а и за прошедшие годы. То есть налоговый орган будет проводят допрос например, бывших сотрудников доначислять налоги за прошлые периоды.
Также к негативным последствиям можно отнести рост штрафных санкций. Контролеры планируют штрафовать за фиксацию мнимого или притворного расчета. Эти понятия предлагают закрепить в НК РФ. Размер штрафа:
- для ИП — 50% от суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 10 тыс. руб.;
- для организации — сумма зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 тыс. руб.
Крупный штраф планируют установить за отсутствие в фискальном документе наименования маркированного товара или указание такого наименования в искаженном виде:
- с ИП хотят взыскивать 50 тыс. руб.,
- с организации — 100 тыс. руб.
3. Отмена ЕНВД
Отменяется ЕНВД, По умолчанию с 01.01.2021 компании и ИП переведут на общий режим налогообложения: организации должны будут платить НДС и налог на прибыль, а ИП — НДС и НДФЛ (Информация ФНС).
Под отмену ЕНВД подпадают микро и малые предприятия, индивидуальные предприниматели, реализующие социально значимые товары и услуги: небольшие розничные магазины, ветеринарные клиники, кафе и рестораны, гостиницы, бытовые услуги.
В результате отмены единого налога на вмененный доход перед предпринимателями встанет выбор: сменить режим налогообложения на ОСН, УСН, патентную систему, либо перейти в категорию самозанятых, либо закрыть предприятие и выйти на биржу труда или уйти в тень.
Каждый из приведенных вариантов может привести к тому, что бюджет может не получить тех средств, на которые рассчитывает Правительство РФ (около 60 млрд. руб), а последствия такой отмены будут намного более жесткими: около 1,1 млн. предприятий, находящихся на ЕНВД могут закрыться, в результате чего 1,7 млн. чел. станут безработными.
Положительные изменения налогового законодательства
1. Переходная «упрощенка»
Переходная «упрощенка» была запланирована в Основных направлениях развития налогообложения в 2020 году.
С 1 января 2021 года вступают в силу новые изменения, касающиеся УСН. Федеральным законом «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса РФ и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» № 266-ФЗ от 31 июля 2020 года были введены переходные положения для тех, кто в течение года все-таки превысил лимиты по доходам и (или) численности работников.
Если по итогам отчетного периода доходы налогоплательщика превысили 200 миллионов рублей и (или) средняя численность его работников превысила ограничение более чем на 30 (если быть точнее, то более чем на 130) человек, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенки с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения. Это нововведение позволит налогоплательщикам удержаться на УСН, а не вылететь сразу.
Плюсом является возможность применять все-таки пониженные ставки налога. Налоговая ставка для налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов, увеличивается с 6 до 8 процентов, а для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения является «доходы минус расходы», — с 15 до 20 процентов.
2. Установление налоговых льгот для IT компаний
В настоящее время за рубежом активно развиваются новые технологии, и для того, чтобы развивать их на уровне иностранных государств необходимо предоставить какие-то преференции именно нашим компаниям.
Пакет преференций включает 2 предложения.
Во-первых, бессрочно снизить тариф страховых взносов с 14% до 7,6%.
Во-вторых, бессрочно уменьшить ставку налога на прибыль с 20% до 3%. Закон с этими и другими поправками уже принят и вступит в силу 1 января 2021 года.
На рынке появится очень много компаний, между которыми развернется борьба за тендеры и заказы. Основным конкурентным преимуществом при равном качестве услуг станет именно их низкая стоимость. На коне окажется тот, кто сможет быть наиболее гибким в плане формирования цены.
Вместе с тем, важно помнить, что подобные преференции будут предоставлены не всем компаниям, необходимо соответствовать целому ряду критериев:
1) Получать не менее 90% дохода от следующих видов деятельности:
- разработка и продажа программного обеспечения и баз данных (далее по тексту — ПО);
- установка, тестирование, адаптация, модификация, сопровождение ПО (далее по тексту — обслуживание ПО).
2) Иметь не менее 7 человек наемных работников.
3) Получить аккредитацию в Минкомсвязи.
3. Сохранение пониженных тарифов страховых взносов в 2021 году
В 2020 году в связи с коронавирусом были установлены пониженные тарифы страховых взносов. Такие тарифы были приняты в качестве меры поддержки малого и среднего бизнеса.
С 1 апреля 2020 года установлены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов — субъектов МСП, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода:
- на обязательное пенсионное страхование:
- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0,0 процента;
- на обязательное медицинское страхование — 5,0 процента.
В отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, в размере меньшем или равном величины МРОТ, страховые взносы исчисляются по общим тарифам.
В 2020 году заработная плата составляла 12 130 рублей.
МРОТ при новой методике расчета Минтруда РФ, учитывающей среднедушевой доход, увеличится в 2021 году до 12 792 рублей, прожиточный минимум для трудоспособного населения — до 12 702 рублей.
4. Применение механизма прямых выплат
Министерство труда и социальной защиты РФ хочет распространить механизм «прямых выплат» для больничных и пособий в связи с материнством во всех регионах страны с 1 января 2021 года.
Законодательством предусмотрен поэтапный переход до 31 декабря 2020 года большинства субъектов. Сейчас для этих выплат в ряде регионов используется «зачетный» принцип, когда работодатель платит работникам эти пособия за свой счет, а в дальнейшем сумма страховых отчислений в ФСС РФ уменьшается пропорционально произведенным работникам выплатам. С 1 января 2021 года все субъекты РФ перейдут на новый механизм выплат страхового обеспечения.
5. Продлили налоговые каникулы для ИП до конца 2023 года
ИП на УСН и патенте смогут воспользоваться нулевой ставкой, если впервые зарегистрировались, вели бизнес в производственной, социальной, научной сфере либо оказывали бытовые услуги населению.
Субъекты РФ вправе устанавливать налоговые ставки 0% по УСН и ПСН для впервые зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Новые виды рисков
Существуют и новые виды рисков.
1. Возобновление налоговых проверок
Дефицит федерального бюджета РФ в 2020 г. по оценке Минфина составит 4,72 трлн руб. или 4,4% ВВП. Об этом журналистам сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.
По его словам, доходы бюджета РФ в 2020 г. составят 17,84 трлн руб., а расходы — 22,56 трлн. руб. При этом ненефтегазовый дефицит бюджета оценивается в 9,84 трлн руб., или 9,2% ВВП.
Такие негативные последствия вызывают дополнительные проверки, и понятно, что целью проверки налоговой является доначисление налогов.
Напомним, что налоговый орган возобновил налоговые проверки.
ФНС возобновила выездные налоговые проверки организаций и ИП, изменив при этом порядок их проведения с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки.
В соответствии с приказом ФНС от 09.07.2020 № БС-7-2/437@ налоговикам разрешается возобновить следующие мероприятия налогового контроля:
- проверка территорий (помещений) налогоплательщиков;
- осуществление допросов;
- проведение осмотров;
- вызовов в налоговый орган;
- организация выемок, проведение инвентаризаций и т.п.
2. Появление новых видов проверок
Новые виды налогового контроля также имеют негативные последствия, поскольку будет оказываться давление на бизнес, и без того пострадавший от коронавируса. В НК РФ хотят включить раздел об оперативном контроле. Налоговики будут следить за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки.
Оперативный контроль собираются проводить в двух формах:
Оперативные проверки предлагают проводить по месту фактического осуществления деятельности организациями и ИП. К таким проверкам налоговики смогут привлекать ФСБ.
По общему правилу можно будет проконтролировать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Рекомендации по подготовке к изменениям в налоговом законодательстве
Рекомендации можно разделить в зависимости от видов уплачиваемых налогов.
1. Налог на прибыль
Если у вас имеются обособленные подразделения, то необходимо установить порядок уплаты налога в таких подразделениях. Кроме того, важно внести изменения в учетную политику. В Налоговом кодексе будет закреплен порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями при применении разных ставок налога на прибыль, который сейчас рекомендует Минфин (письмо от 14.05.2020 № 03-03-07/39124).
Для исчисления авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения, налоговая база определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества.
При этом пунктом 2 статьи 274 НК РФ установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Для достаточно крупных компаний появился новый вариант налоговой оптимизации путем выведения IT-подразделений в отдельные компании. В дальнейшем с такими компаниями будут заключаться договоры на обслуживание. Смысл подобной оптимизации состоит в снижении налогообложения за счет льгот, которые с 2021 года обретут компании данной отрасли.
Две категории организаций IT-отрасли смогут применять ставки по налогу на прибыль в размере (п. 4 ст. 1 закона):
- 3% — по налогу в федеральный бюджет;
- 0% — по налогу в региональный бюджет.
Рассмотрим обе категории.
К первой относятся организации, которые:
- осуществляют деятельность в области IT;
- разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи или оказывают услуги, выполняют работы по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;
- устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ и базы данных.
Ко второй категории юрлиц, имеющих право применять пониженные ставки, относятся организации, которые ведут деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной или радиоэлектронной продукции.
2. Налог на добавленную стоимость
Для некоторых категорий налогоплательщиков важно пересмотреть договоры, увеличив ставку НДС, а также внести изменения в планы, поскольку закончит действие освобождение от налогообложения для импортеров и продавцов племенных домашних животных и их эмбрионов по перечням, утв. постановлением Правительства от 20.10.2016 № 1069.
Общая ставка по их реализации и импорту будет 20%, а по отдельным видам домашних животных (перечни из постановления Правительства от 31.12.2004 № 908) — 10%.
Ставка НДС по лизингу племенного скота и птицы с правом выкупа будет 20% вместо 10.
Кроме того, до 20% вырастет ставка НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
Исключениями (со ставкой 0%) останутся перелеты в Крым, Севастополь и обратно; Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно; а также те, маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.
3. Специальные налоговые режимы
Для компаний на специальных налоговых режимов необходимо больше внимания уделить налоговому планированию, поскольку с 2021 года отменяется ЕНВД и вводится «переходная» упрощенка. Режим ЕНВД отменен в России.
Президент подписал закон, которым отменяется ЕНВД. Компании и ИП должны будут покинуть вмененку с 1 января 2021 года. При переходе с ЕНВД на УСН организациям и предпринимателям необходимо представить в налоговые органы следующие документы установленной формы:
- Заявление о снятии с учета как плательщика ЕНВД (приказ ФНС от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941@). Срок подачи — 5 рабочих дней со дня окончания деятельности (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
- Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Форма данного уведомления установлена приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
По умолчанию с 01.01.2021 вас переведут на общий режим налогообложения: организации должны будут платить НДС и налог на прибыль, а ИП — НДС и НДФЛ (Информация ФНС).
Чтобы перейти с 01.01.2021 на УСН «доходы» или «доходы минус расходы», до 31.12.2020 подайте уведомление.
Кроме того, индивидуальные предприниматели могут задуматься о переходе на патент, для того, чтобы понять, что более выгодно, можно воспользоваться калькулятором патента на сайте ИФНС.
ИП, у которых не больше 15 работников и доход не больше 60 млн руб. в год, по некоторым видам деятельности могут перейти на ПСН, а ИП без работников — стать самозанятыми.
Если компания или индивидуальный предприниматель превысили лимит для упрощенной системы налогообложения в связи с отсутствием налогового планирования, то возможно перейти на повышенные тарифы по упрощенке и в следующем периоде более детально спланировать свои доходы или численность для того, чтобы вернуться на упрощенную систему налогообложения.
Налоговая ставка для налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов, увеличивается с 6 до 8 процентов, а для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения является «доходы минус расходы», — с 15 до 20 процентов.
Например: Организация, применяющая УСН с объектом «доходы» превысила лимит в 150 млн рублей в августе 2021 года. За 1 полугодие был доход в размере 143 млн. рублей. С него исчислен налог 8 млн 580 тыс.рублей. За 9 месяцев доход составил 158 млн. рублей. Налог за 9 месяцев составит: (158 000 000 — 143 000 000) х 8% = 1 200 000 плюс ранее рассчитанный налог за 1 полугодие 8 580 000 рублей.
Платить по новым ставкам надо будет начиная с квартала в котором допущено превышение.
4. Страховые взносы
Ежегодно происходит повышение страховых взносов за счет:
- повышения МРОТ;
- повышения предельного значения для начисления страховых взносов.
При этом льготы в части применения пониженных тарифов взносов в 2021 году предусмотрены только для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также для IT-компаний.
Эти изменения мы учитываем при планировании фонда оплаты труда и налогов, которые будут уплачиваться с заработной платы. При планировании нужно учитывать следующее:
Начиная с 01.01.2021 выплаченная сверх МРОТ часть будет облагаться с применением следующих пониженных тарифов:
- на обязательное пенсионное страхование — 10% (как в пределах установленной предельной величины базы, так и сверх нее);
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%;
- на обязательное медицинское страхование — 5%.
Таким образом, в случае непревышения установленной законом предельной величины базы часть заработка в пределах МРОТ облагается взносами на ОПС по тарифу 22%, сверх МРОТ — 10%.
Право на использование пониженных тарифов зависит от наличия сведений о работодателе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — реестр МСП). Плательщики страховых взносов вправе применять указанные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 01.01.2020. В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра.
Также обратите внимание, что надо увеличить зарплаты из-за нового МРОТ — 12 792 руб. Размер МРОТ привязан к прожиточному минимуму трудоспособного населения за II квартал предыдущего года, а минимум подняли.
При планировании фонда заработной платы учитываются и пороговые значения для начисления взносов:
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит индексации с 1 января 2021 г. в 1,059 раз с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 966 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2021 г.;
- на обязательное пенсионное страхование с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2021 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного пунктом 5 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации на 2021 год в размере 2,3, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 465 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2021 г.
- При планировании взносов предпринимателями, важно, что Правительство РФ решило пойти навстречу предпринимателям и не повышать фиксированные взносы в 2021 году. Так, Правительство вводит мораторий на рост взносов ИП. В итоге сумма взносов ИП в ПФР составит в 2021 году 32 448 руб., в ФОМС — 8 426 руб.
5. Налог на доходы физических лиц
В части планирования налога на доходы физических лиц важно обратить внимание именно на работников, которые получают значительные заработные платы. Чаще всего это руководящие сотрудники, топ-менеджеры.
Для них водится новая ставка НДФЛ — 15%. С доходов, которые превышают 5 млн. рублей в год нужно будет платить НДФЛ по повышенной ставке 15%. Доходы до 5 млн. рублей облагаются по ставке 13%.
Увеличить налоговую ставку до 15% планируется с 1 января 2021 года. Процесс администрирования доходов будет в высокой степени автоматизирован и не увеличит нагрузку на налогоплательщиков. Кроме того, он не требует сдачи дополнительной налоговой декларации.
Еще одним негативным изменением являются дополнительные проверки по данному виду налога. С 2021 г. налоговые органы смогут проводить камеральные проверки по НДФЛ в отношении доходов от продажи или в результате дарения недвижимости даже в случае непредставления соответствующим физлицом в установленный срок декларации по данному налогу (п. 1.2 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, налоговое планирование в 2021 году необходимо осуществлять с учетом различных аспектов деятельности организации, наличия или отсутствия льгот по налогам и страховым взносам, а также оценки потенциальных рисков.
Источник журнал «Налоги и право», выпуск ноябрь 2020.
Издательство: ООО «Актуальный менеджмент», под ред. Е.В.Шестаковой.
Приглашаем Вас на обучение по программам:
Задавайте вопросы или делайте предварительную запись на курсы, воспользовавшись формой отправки заявки, и наши специалисты по обучению обязательно Вам перезвонят!
Источник