- Как появился и как может измениться налог на прибыль, и что сейчас надо про это знать
- Историческая справка
- В современной России
- Законное снижение налогов: 15 способов
- 1. Применение специальных налоговых режимов
- 2. Специальные территории, предоставляющие налоговые льготы
- 3. Взаимодействие с иностранным капиталом
- 4. Изменение географии бизнеса
- 5. Использование льгот
- 6. Корпоративные процедуры
- 7. Профессиональные посредники
- 8. НДС
- 9. Не только сколько, но и когда
- 10. Паевые инвестиционные фонды
- 11. Настройка прямых и косвенных расходов
- 12. Рассрочка
- 13. Пени вместо кредита
- 14. Зарплатные налоги и сборы
- 15. Имущественные налоги
- Резюме
- Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года
- Итоги 2019 – 2020 годов
- Борьба с пандемией
- Стимулирование инвестиционной активности
- Налоговая политика в 2021 – 2023 годах
- Структурный маневр в налоговой системе
- Снижение ставки страховых взносов для субъектов МСП.
- Повышение эффективности льгот при добыче нефти.
- Повышение справедливости распределения природной ренты.
- Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов.
- Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса
- Системные меры повышения инвестиционной активности
- Деофшоризация российской экономики
- Налоговое администрирование
- Цифровая трансформация
Как появился и как может измениться налог на прибыль, и что сейчас надо про это знать
В мае этого года Михаил Мишустин предложил ввести прогрессивную налоговую ставку для компаний, которые выводят дивиденды, а также проценты и роялти из России.
А 9 июня 2021 года замглавы Минфина Алексей Сазанов в интервью Forbes говорил о налоге на прибыль и возможности введения повышенной ставки: «Сейчас обсуждается идея введения повышенной ставки налога на прибыль организаций в том случае, если объем дивидендных выплат превышает разумные значения. Мы пока только на этапе проработки концепции». Минфин рассматривает возможность повышения налоговой ставки до 25-30%.
Историческая справка
Начнем с небольшого экскурса в историю.
Налог на прибыль организаций — это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. В современном налоговом законодательстве России ему уделяется особое значение. В Налоговом кодексе налогу на прибыль посвящена глава 25, которая так и называется «Налог на прибыль организаций». Глава введена в НК РФ с 1.01.2002 года.
В период возрастания влияния Московского княжества пополнение казны шло за счёт больших поборов с городов. Из разных населенных пунктов в Москву ехали челобитчики с жалобами на высокие налоги. По историческим свидетельствам известно, что челобитчики просили в слёзных жалобах великого князя, позже царя, восстановить справедливость. Часто царь жестоко наказывал жалобщиков для устрашения остальных подданных. Считается, что именно в те времена и появилось знаменитая фраза «Москва слезам не верит».
Первое упоминание в истории Российского государства прототипа налога на прибыль относится к XVII веку, только в тот период налог не имел конкретного названия или определения. В основном этот налог платили городские жители, представители торговли и ремесленного класса.
После появления купеческих гильдий по указу Петра I все купцы стали облагаться единым 40-алтынным подушным окладом и отдельными дополнительными сборами с определенных видов промысла. Но Екатерина II полностью отменила все предыдущие налоги и сборы, касающиеся купеческого сословия. Она провела реформу, по которой купечество было разделено на три гильдии пропорционально размеру капитала. Для купцов был установлен гильдейский сбор от величины капитала в размере 1%.
В начале XIX века после промышленного переворота формируется новый класс предпринимателей. В 1863 году принимается положение «О пошлинах за право торговли и других промыслов». В соответствии с этим документом, все предприниматели были обязаны приобретать свидетельства на право торговли для осуществления своей торговой или промышленной деятельности. Именно это свидетельство позволяло государству взимать налоги, предъявлять требования к предпринимателям и, контролировать их. Однако надзор над торговлей был очень слабым, предприниматели уже тогда ухитрялись уходить от налогов, например, приобретая торговое свидетельство более низкого разряда. Формально торговец имел необходимый документ, но платил за него гораздо меньше.
Складывающаяся налоговая система имела бессвязный и несистематический характер, тяжесть налогового бремени была мало соизмерима с возможностями налогоплательщиков.
Министерство финансов во главе с С.Ю.Витте в 1898 году приняло решение разработать новую систему налогов, и в следующем году появилось положение «О государственном промысловом налоге». Промысловый налог имел сложную структуру и состоял из двух налогов: основного и дополнительного. Этот налог просуществовал вплоть до революции 1917 года.
Советская власть практически ликвидировала существовавшую налоговую систему. В первые годы советской власти были введены ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т. п. Но в 1921 году восстановили часть дореволюционных налогов, в том числе и промысловый. Прямые налоги составили основу налоговой системы и обеспечивали треть всех поступлений в бюджет.
Реформы 1930-1932 гг. положили конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий было введено два принципиально новых налога: налог с оборота и отчисления от прибыли. Система акцизов была полностью упразднена. Для кооперативных предприятий были введены налог с оборота и подоходный налог.
Однако советская налоговая система стала еще сложнее с введением огромного количества налоговых ставок: в середине 1933 года их было более 400, а в 1937 году стало уже 1109.
В конце 70-х годов финансовая система СССР от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий. Отчисления в бюджет происходили в форме нормативных методов распределения прибыли.
Обратный процесс перехода от механизма распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом к налоговой системе проходил в период с 1984 по 1990 год. А с 1990 г. началось полномасштабное восстановление налоговой системы. Основы формирования современного налога на прибыль организаций были заложены именно в этот период.
С 1 января 1991 года вступил в силу закон СССР N 1560-1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который комплексно регулировал налогообложение предприятий. Этот закон фактически утратил силу на территории России в связи с принятием Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Результатом принятия этих законов стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Однако постоянные изменения законодательных норм влекли за собой изменения ставок по этому налогу.
Завершающим этапом формирования налоговой системы в России стало введение Налогового кодекса в 1998 году. Принятие кодекса позволило систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную и единую систему.
В современной России
Появление налога на прибыль — это результат естественного развития налоговых правоотношений и повышения финансовой грамотности законодательной власти в России.
В 1995–2001 годах базовая ставка налога составляла 35 % и была выше для банков, страховщиков и др.
В 2002 году была принята 25 глава НК РФ «Налог на прибыль организаций» и налог принял ту форму, в которой мы знаем его сейчас.
В 2002–2008 годах была установлена унифицированная ставка налога в 24%.
С 2009 года ставка по налогу на прибыль была снижена до 20 процентов, из которых 2% зачислялось в федеральный бюджет и 18% — в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).
В соответствии с той же статьей 284 НК РФ установлено, что с 2017 по 2024 год в федеральный бюджет будет зачисляться несколько больше — 3%, а в бюджет субъекта РФ — 17%. Ставка налога при этом не изменяется.
Таким образом, на протяжении всей истории России прибыль предприятий, так или иначе, подлежала обложению налогами и сборами, а поступления от них всегда составляли существенную часть доходов государственного бюджета, несмотря на все изменения в законодательстве.
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.
Источник
Законное снижение налогов: 15 способов
Несмотря на повсеместные и возрастающие риски бизнеса в части налогового администрирования, в основном связанные с признанием получения необоснованной налоговой выгоды, законное снижение налоговой нагрузки должно оставаться для бизнеса одной из приоритетных задач. Но важно понимать, что задача по повышению налоговой эффективности может быть успешно реализована исключительно в условиях, когда вопрос налоговой безопасности бизнесом решен и находится в режиме мониторинга.
1. Применение специальных налоговых режимов
Вместе с тем важно обратить внимание на необходимость осмысленного и мотивированного применения данного рода оптимизации. Налоговые органы в 2017-2018 гг. вернулись к активному мониторингу деловой цели применения специальных режимов, доказыванию искусственного «дробления» бизнеса. Так, одним из негативных для налогоплательщиков стало дело Бунеева С.П. (Определение Конституционного Суда № 1440-О от 04.07.2017 г.), дополнительно подтвердившее вернувшийся интерес налоговых органов к «дроблению» бизнеса.
Закрепило результат подробное письмо ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.
Как следствие, перед внедрением какого-либо специального режима (особенно в отношении уже функционирующего бизнеса) необходимо оценить наличие деловой цели, а также сопутствующих налоговых рисков, в том числе на основании указанной правоприменительной практики.
2. Специальные территории, предоставляющие налоговые льготы
Похожие льготы также предлагают различные региональные инвестиционные программы взамен на гарантированные инвестиции в соответствующем регионе. Как и в случае с технопарками, важно помнить, что предоставление льгот происходит при соблюдении налогоплательщиками ряда требований (ограничения по видам деятельности, обеспечение определенного объема инвестиций, достижение определенных показателей, ведение научных разработок и их коммерческая эксплуатация). Если условия не будут выполнены, компания будет лишена льгот, а налоги за соответствующий налоговый период – пересчитаны.
В целях развития определенных регионов вводятся особые и специальные экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ). Также в настоящее время обсуждается создание так называемой «офшорной» зоны на территории Республики Крым. По предварительным оценкам, из-за отсутствия единого понимания механизма реализации подобного инструмента в ближайшее время такой режим введен не будет.
3. Взаимодействие с иностранным капиталом
Применение подобных структур должно быть оценено предварительно и весьма скрупулезно на предмет всех последующих операций и их налоговых последствий. Целесообразность применения таких структур также должна быть оценена на предмет применимых налоговых рисков, а также на предмет необходимости соблюдения требований о контролируемых иностранных компаниях, международном автоматическом обмене финансовой информацией, трансфертном ценообразовании, правиле «тонкой капитализации» и иных правилах, направленных на предотвращение размывания налоговой базы.
4. Изменение географии бизнеса
Здесь же следует отметить использование региональных льгот в части налога на имущество организаций. Отдельно стоит напомнить, что, начиная с 2019 года, такие льготы применимы только в отношении недвижимого имущества, поскольку именно оно будет признаваться объектом налогообложения.
5. Использование льгот
Вместе с тем и классическим льготам (применение пониженной ставки, амортизационная премия, льготы в отношении доходов, имущества, не подлежащего налогообложению) налогоплательщики незаслуженно уделяют недостаточно внимания, тогда как это возможность уменьшить налоговую нагрузку, не выискивая пробелы в законодательстве и судебных решениях, а руководствуясь четким указанием закона.
Основной причиной неприменения льгот является: а) незнание закона; б) страх перед отказом контролирующими органами в последующем применении таких льгот. Следует отметить, что обе причины при должном подходе легко устранимы.
6. Корпоративные процедуры
Также в результате корпоративных процедур налогоплательщик может получить убытки, которые впоследствии сможет использовать для целей налогообложения. Однако, как и в случае с передачей активов, налогоплательщик не вправе использовать реорганизацию с единственной целью получить налоговую экономию.
7. Профессиональные посредники
Здесь же следует отметить незаслуженно редко используемое (в основном ввиду сложностей учета) простое товарищество, которое может быть весьма эффективно для определенных проектов. Так, большим преимуществом при отсутствии необходимости регистрировать отдельное юридическое лицо является возможность «делить» в простом товариществе не только расходы, но и прибыль. Как следствие, отсутствуют риски по признанию в учете расходов на выплату доли прибыли другим товарищам.
8. НДС
9. Не только сколько, но и когда
10. Паевые инвестиционные фонды
11. Настройка прямых и косвенных расходов
12. Рассрочка
13. Пени вместо кредита
14. Зарплатные налоги и сборы
Также стоит учитывать, что некоторые расходы компании не подлежат зарплатному налогообложению либо в силу прямого указания закона (компенсации и материальная помощь, расходы, связанные с увольнением и переводами сотрудников) либо, наоборот, в силу того, что законом не отнесены к доходам работника, хотя и представляют для последних определенную ценность (аренда авто, страхование, корпоративный фитнес, ученический договор).
15. Имущественные налоги
До 2018 г. удобным инструментом налоговой оптимизации был лизинг. Однако начиная с 2019 года, когда налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество, актуальность лизинга уменьшится, но не исчезнет вовсе, так как лизинг недвижимого имущества также возможен. Целесообразность данного инструмента заключается в возможности списания в расходы стоимости лизингового платежа, не увеличивая таким образом стоимость основного средства, списываемого через амортизационные отчисления. На практике возможны споры с налоговыми органами в части распределения лизингового платежа на платеж за пользование предметом лизинга и его выкупной стоимостью.
Резюме
Причем, принятие решения всегда требует взвешенного подхода, учитывающего все аспекты бизнеса – от технического внедрения и документооборота, обсчета финансовой модели и рентабельности, выверки юридических и иных сопутствующих рисков реализации решения внутри компании и при взаимодействии вовне, в том числе с контролирующими органами, до стратегического планирования и моделирования бизнеса в долгосрочной перспективе.
Источник
Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года
Автор: Спицына Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – Основные направления).
В этом документе подводятся итоги работы за 2019 – 2020 годы, а также намечаются ориентиры в области налоговой политики на ближайшие три года. Кроме того, определяются актуальные вопросы налогообложения на перспективу. Подробности – в нашем материале.
Итоги 2019 – 2020 годов
Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
Борьба с пандемией
В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:
острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;
вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.
Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. Укрепление системы здравоохранения.
2. Поддержка доходов граждан.
3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.
4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.
5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.
Стимулирование инвестиционной активности
В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:
1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).
2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:
инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;
предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;
упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;
усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.
3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.
4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.
5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:
для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;
для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;
для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).
Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.
Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:
расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);
формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;
повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;
создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.
Налоговая политика в 2021 – 2023 годах
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
Структурный маневр в налоговой системе
Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:
повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;
повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;
снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).
Снижение ставки страховых взносов для субъектов МСП.
Предусматривается снижение ставки страховых взносов для субъектов МСП с 30 до 15% в отношении заработной платы работников в части превышения МРОТ. Это эквивалентно снижению налоговой нагрузки по налогам на труд на 30%, а общей налоговой нагрузки с добавленной стоимости – почти на 11%.
Помимо сопутствующего столь значимому снижению налоговой нагрузки повышения привлекательности ведения бизнеса и «высвобождения» финансового ресурса для развития, это создает благоприятные условия для обеления сферы МСП за счет снижения «налоговых издержек выхода из тени». Так, по оценкам на основе существующей дифференциации в уровнях оплаты труда между субъектами МСП и крупными предприятиями объем «серых зарплат» в секторе МСП может достигать 5 трлн руб. в год.
Повышение эффективности льгот при добыче нефти.
Повышение эффективности льгот при добыче нефти включает:
отмену льгот по добыче с выработанныхучастков недр с предоставлением права перехода соответствующих участков в режим НДД (3-й тип);
отмену льгот по добыче и экспорту вязкой и сверхвязкойнефти и льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр («бывших» гринфилдов);
предоставление новых льгот в целях развития добычи на отдельных месторождениях (с заключением инвестиционных соглашений).
Повышение справедливости распределения природной ренты.
Планируется повышение ставок НДПИ при добыче отдельных твердых полезных ископаемых, где уровень распределяемой в пользу граждан (бюджета) ресурсной ренты ниже аналогичных уровней в других странах или по другим твердым полезным ископаемым в РФ.
Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов.
Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов включает:
повышение ставки налога на прибыль с выплат доходов (в виде процентов и дивидендов) в офшорные юрисдикции до 15% с соответствующим пересмотром условий соглашений об избежании двойного налогообложения с «транзитными юрисдикциями» (в том числе с Кипром, Мальтой, Люксембургом, Нидерландами);
налогообложение пассивных доходов обеспеченных граждан – установление налога на процентный доход в размере 13% для граждан, чей объем сбережений в банковских вкладах и долговых ценных бумагах превышает 1 млн руб.
Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса
По мнению разработчиков Основных направлений, задача диверсификации российской экономики и повышения экономической активности населения тесно связана с целью увеличения числа занятых в сфере МСП.
В части налоговых мер поддержки субъектов МСП предусматриваются:
снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;
расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим в виде уплаты ЕНВД, что должно обеспечить, по мнению Минфина, комфортный переход индивидуальных предпринимателей с уплаты ЕНВД на ПСНО;
продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению);
исключение обязанности представления налоговой декларациидля налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ.
Системные меры повышения инвестиционной активности
Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:
введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;
переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;
уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;
повышение эффективности деятельности институтов развития;
реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.
Деофшоризация российской экономики
Продолжится деофшоризация российской экономики, которая предусматривает:
пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы с использованием «транзитных юрисдикции»;
введение права уплачивать НДФЛ в отношении доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере (5 млн руб.; без декларирования таких доходов)в целях упрощения администрирования и привлечения в РФ налоговых резидентов из числа лиц с высокими доходами;
пресечение злоупотреблений по применению налоговых льгот международными холдинговыми компаниями, осуществляющими деятельность в рамках САР;
сокращение возможности уклонения в сфере международного налогообложения – развитие концепции фактического права на доход, формирование правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций, уточнение перечня доходов от источников в РФ и другие меры по совершенствованию законодательства;
приведение законодательства о международном автоматическом обмене информацией в полное соответствие Единому стандарту отчетности ОЭСР (Common Reporting Standard) и повышение эффективности обмена финансовыми данными (в том числе посредством совершенствования порядка взаимодействия компетентных органов);
урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом.
Налоговое администрирование
Формирование справедливых конкурентных условий планируется осуществлять посредством повышения качества налогового администрирования, а именно путем:
развития налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг;
введения института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и прочих параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
включения контроля за применением ККТв систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельной формы государственного контроля);
определения закрытого перечня случаев (критериев) непредставления налоговой декларации в целях пресечения злоупотреблений по неисполнению обязанностей по уплате налоговых платежей и защиты прав добросовестных налогоплательщиков;
введения обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации;
развитие электронного документооборота в налоговой сфере;
увеличение срока хранения документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, с четырех до пяти лет, в целях удовлетворения требований международных стандартов прозрачности и обмена информацией.
Цифровая трансформация
В целях более активного использования преимуществ новых технологических решений, достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферыпланируется реализация комплекса мер, направленного на обеспечение цифровой трансформации, а именно расширение налоговых льготв целях создания условий для опережающего развития отечественных высокотехнологичных компаний и повышения привлекательности российской юрисдикции для IT-бизнеса, в том числе:
снижение размера ставки страховых взносов с 14 до 7,6% (снижение эффективной ставки в 2 раза примерно до 5%);
снижение налога на прибыль до 3%;
отмена льготы НДС при продаже иностранного программного обеспечения.
Кроме того, планируется в том числе переход на исключительно электронный способ сдачи и хранения организациями документов первичной отчетности и подтверждающих документов исполнения государственных и муниципальных контрактов.
Меры налоговой политики по видам налогов до 2023 года
Актуальные вопросы налогообложения на перспективу
Налог на прибыль организаций
Усовершенствование порядка налогообложения прибыли инвестиционных товариществ в части сокращения количества формируемых налоговых баз с обеспечением единого подхода к их формированию;
конкретизация норм, касающихся налогового учета расходов на модернизацию амортизируемого имущества, с целью исключения возможности их различного толкования и сокращения соответствующих налоговых споров
Снятие ограничений, предусмотренных для применения холдингового режима налогообложения, в части уменьшения минимальной доли владения капиталом компаний, выплачивающих дивиденды, а также уточнения нормы об освобождении продажи акций российских организаций (уменьшение минимально установленного срока владения с пяти до трех лет);
смягчение политики учета расходов страхования при налогообложении – отказ от закрытого перечня видов страхования;
продление действия нормы, ограничивающей уменьшение налоговой базы текущего периода на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах
Налог на доходы физических лиц
Установление налога на выплаты процентных доходов по вкладам и ценным бумагам граждан в размере 13 % для граждан, чей общий объем банковских вкладов и инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн руб.;
установление с 1 января 2021 года налоговой ставки по НДФЛ в размере 15 % в отношении доходов (включая дивиденды и проценты) физических лиц, превышающих 5 млн руб. за налоговый период;
упрощение порядка получения отдельных налоговых вычетов по НДФЛ – отказ от представления налогоплательщиком налоговой декларации и пакета подтверждающих документов, автоматизация процедуры обработки документов налоговым органом;
отмена обязанности представления налоговых деклараций формы 3-НДФЛ в случае реализации имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии превышения сумм налоговых вычетов при продаже имущества над соответствующими доходами
Имущественные налоги
Отмена декларации по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
изменение порядка исчисления транспортного налога в отношении уничтоженных транспортных средств;
распространение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам ветеранам боевых действия;
возложение обязанности по предоставлению в налоговые органы сведений о статусе земельного участка, изъятого из оборота и ограниченного в обороте, на уполномоченные органы, в которых предусмотрена военная служба;
исключение положений гл. 32 НК РФ о применении инвентаризационной стоимости для целей исчисления налога на имущество физических лиц
Отказ от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной налоговой ставки налога на имущество организаций;
определение оптимального размера предельной налоговой ставки, обеспечивающего, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, а с другой стороны – соблюдение интересов бюджетов субъектов РФ
Налог на добычу полезных ископаемых
Повышение эффективности предоставления льгот по НДПИ, в том числе по выработанным месторождениям;
совершенствование налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, в том числе изменение подходов к налогообложению многокомпонентных комплексных руд
Акцизы
Повышение ставки акциза на табачную продукцию
Специальные налоговые режимы
Уточнение порядка исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в случае, когда одним из субъектов РФ установлена пониженная налоговая ставка;
исключение обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ;
включение дополнительных позиций в перечень видов деятельности, в отношении которых применяется ПСН, для которых в настоящее время уплачивается ЕНВД;
продление до 2024 года права субъекта РФ вводить налоговые каникулы в виде нулевой налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей
Страховые взносы
Синхронизация перечня выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ;
ограничение случаев, при которых у плательщиков страховых взносов, являющихся участниками проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», возникает обязанность по восстановлению и уплате страховых взносов в связи с утратой соответствующего статуса;
уточнение порядка исчисления и уплаты страховых взносов с сумм вознаграждений членам совета МКД, в случае если в МКД не создано ТСЖ либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом
Налог на добавленную стоимость
Возложение обязанности уплаты НДС за иностранную организацию российским покупателем – налоговым агентом, за исключением случаев оказания услуг в электронной форме либо ситуаций, когда иностранная организация состоит на учете в налоговых органах в силу наличия представительства (филиала) и товары реализуются (работы выполняются, услуги оказываются) через такие обособленные подразделения;
изменение порядка определения места реализации работ (услуг) и установление его во всех случаях по принципу страны нахождения покупателя;
добровольная постановка на учет для иностранных поставщиков с использованием НДС-офиса при осуществлении любых видов деятельности (реализации в адрес российских покупателей)
Источник