Способы изменения конституции великобритании

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Порядок внесения изменений и дополнений в зарубежные конституции.

Изменение конституций может осуществляться:

1) «гибкие» конституции – изменяются и дополняются в том же порядке что и обычные законы страны (парламент, 51%);

2) «жёсткие» конституции:

а) квалифицированное (³∕5, ⅔, ¾) большинство состава парламента;

б) квалифицированное (³∕5, ⅔, ¾) большинство состава специально созванного (избранного) учредительного представительного органа;

в) проведение всенародного референдума.

Отмена конституций может быть:

  1. легитимной – осуществляется на законной основе:

а) путем принятия обычных законов («гибкая» конституция);

б) путем принятия в особом порядке новой конституции и отмены старой

(«жёсткая» конституция; референдум, ³∕5, ⅔, ¾, …).

  1. нелегитимной – осуществляется незаконным образом в нарушение установленного правового порядка:

б) военно-полицейский переворот.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции зарубежных стран подразделяются на две группы.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50% кворума + 1) большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции устанавливается в самом основном законе особая процедура. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Иными словами, как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции учредительной власти, а она функционирует в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. При изменении гибкой конституции каждый последующий закон содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения ранее не регулировавшие, либо регулировавшиеся обычным правом. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.

Почти всегда в новые конституции включаются нормы, запрещающие пересматривать некоторые положения (в ряде стран – республиканскую форму правления, в Португалии – право на демократическую оппозицию, в Германии – принципы правового, демократического и федеративного государства, в Мавритании – принципы многопартийности). В некоторых странах (Греция, Румыния) неизменными объявлены целые разделы конституции. Нередко запрещается изменение конституции в период чрезвычайного положения (например, в Испании), иногда – в течение определенного срока после ее принятия (в Бразилии, Греции, Португалии – 5 лет). В иных же странах в конституциях, согласно установленным ими правилам, некоторые положения могут изменяться упрощенным образом, без квалифицированного большинства (Индия и др.).

В большинстве случаев конституционные поправки не подлежат вето главы государства (его требованию вторично рассмотреть закон) и должны быть опубликованы, но в некоторых странах вето главы государства распространяется и на законы о поправках (Индия, Нидерланды, Пакистан), хотя на практике не применяется.

При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст.

Источник

Порядок изменения конституции великобритании

Основы конституционного права Великобритании


Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, иногда по имени основной части — Англией) — развитое капиталистическое государство. По размерам территории оно в 40 раз меньше США (78-е место в мире), а по населению — в 5 раз (63 млн человек).

По индексу развития человеческого потенциала Великобритания занимает 28-е место в мире.

Великобритания возглавляет Британское Содружество (Commonwealth), в которое входит более 40 государств, преимущественно небольших (страны, освободившиеся от британской колониальной зависимости). Структура конституции. Конституция Великобритании — комбинированная. В Великобритании нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны.

Юридическая конституция Великобритании включает самые разные источники, число которых невозможно установить точно: ни в законодательстве, ни в доктрине не выработано критериев, по которым тот или иной источник права следует относить к составным частям конституции.

Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента (например, поиски бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты — спикера — на его почетное место), а иногда весьма принципиальные (неприменение монархом его права вето, создание кабинета министров и др.). Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев (главной их частью является королевская прерогатива), доктринальных источников. Статут — акт (закон), принимаемый обеими палатами Парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписываемый главой государства — монархом.

Читайте также:  Аудит учета способов начисления амортизации основных средств

Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе.

Конституция Великобритании

Эта статья является частью серии статей по теме:

  1. Спикер:
  2. Вопросы Премьер-министра
  3. Лорд-спикер: Френсис Д’Суца
  4. :
    • Лорд-спикер: Френсис Д’Суца
    • Спикер:
    • Вопросы Премьер-министра
  1. :
  2. : Джордж Осборн
  3. :
  4. :
  5. Лорд-председатель : Ник Клегг
    • :
    • :
    • Лорд-председатель : Ник Клегг
    • : Джордж Осборн
    • :
    • и министр юстиции:
    • Министр внутренних дел: Тереза Мэй
  6. Министр внутренних дел: Тереза Мэй
  7. и министр юстиции:
  1. Государственная гражданская служба
  1. Лидер оппозиции:
  2. Официальная оппозиция
    • Лидер оппозиции:
  1. Суды Англии и Уэльса
  2. Суды Великобритании
    • Суды Англии и Уэльса
    • Суды Северной Ирландии
    • Суды Шотландии
  3. Суды Шотландии
  4. Суды Северной Ирландии
    • , , , 2011
      • Исполнительная власть Северной Ирландии
  1. Исполнительная власть Северной Ирландии
  2. Исполнительная власть Шотландии
  3. , , , 2011
    • Исполнительная власть Северной Ирландии
    • Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
      • Исполнительная власть Шотландии
  4. Резервные вопросы
  5. Правительство ассамблеи Уэльса
    • Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
      • Правительство ассамблеи Уэльса
  6. Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
    • Исполнительная власть Шотландии
  7. Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
    • Правительство ассамблеи Уэльса
  8. Английские региональные ассамблеи
  1. Местное правительство
  2. Власти Большого Лондона
  1. Международные отношения
  2. Выборы: — —
  3. Права человека
  4. Конституция

Конститу́ция Великобрита́нии — это совокупность , и , которые определяют порядок формирования и полномочия органов , принципы взаимоотношений между собой, а также государственных органов и .

Конспект для сдачи экзамена Конституционное право зарубежных стран — файл 1.doc

(1036 kb.) 1036kb.16.11.2011 07:37 Загрузка.

11 Реклама MarketGid: Загрузка.

^ В отличие от других стран, где действующая писаная кон­ституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конститу­ционным и всем остальным правом нет. Традиционно к предмету конституционного права относят: институт главы , его полномочия и прерогативы; порядок организации и деятельности законодательной власти: вза­имоотношения палат, полномочия и привилегии членов парламен­та; статуе министров и государственных служащих; взаимоотно­шения центрального правительства и местных органов власти; полномочия в области заключения международных договоров (1геа1у такт§ ро\уег); гражданство; гражданские свободы и их пределы; избирательные права; публичные финансы; общую систему су­дов, сроки полномочий и иммунитеты судей; вооруженные силы и контроль за ними. В Соединенном Королевстве в связи с отсутствием кодифика­ций или официальных систематизацийищва юристы испытыва­ют определенные трудности с разграничением отраслей права.

Ос­новным критерием разграничения отраслей права, например кон­ституционного и административного, является, по мнению И. Дженнингса, их предмет регулирования1.

Применительно к адми­нистративному праву предметом регулирования является все, что связано с деятельностью публичной администрации (риЪИс аапп-Ш8т.гат.юп).

Однако при отсутствии писаной конституции и коди­фицированного права в стране вопрос разграничения конституци­онного и административного права — это, скорее, вопрос убеж­дения, чем четкой дефиниции. Тем не менее, точное значение термина «административное право» можно найти в законе2. ^ Существует абстрактный и конкретный смысл понятия «кон­ституция».

В абстрактном значении конституция — это сово­купность законов, прецедентов и конституционных соглашений, которые определяют: порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государствен­ных органов между собой и государственных органов и граждан.

Конституционное право в Великобритании (стр.

Особенности конституционного права В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет.

В Соединенном Королевстве в связи с отсутствием кодификаций или официальных систематизации права юристы испытывают определенные трудности с разграничением отраслей права.

В конкретном значении конституция — это конкретный юридический документ или система правовых актов, в которых наиболее важные правовые положения, составляющие предмет конституционного регулирования, приняты в соответствии со специальной процедурой. В Великобритании нет конституции в данном конкретном смысле, а действует конституция в абстрактном значении этого понятия. Характерные черты конституции: 1) Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

2) Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции: Статутное право (statutelaw); Общее право (commonlaw); Конституционные соглашения (constitutionalconventions).

Соответственно, источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения. Общее влияние на формирование этих источников оказывали и оказывают труды авторитетных юристов.

Особенности принятия, изменения и пересмотра конституций в зарубежных странах (стр.

Двойные процедуры изменения конституций предусмотрены основными законами Италии, Индии, Японии и некоторых других стран. В ст. 138 Итальянской конституции сказано:

«Законы, изменяющие Конституцию, и другие конституционные законы принимаются каждой из палат после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором 45 голосовании»

Таким образом, речь идет о двух процедурах изменения конституции — чисто парламентской и смешанной, допускающей возможность обращения к избирательному корпусу. Конституция Индии в качестве основной предусматривает чисто парламентскую процедуру изменения основного закона (ст.368).

Читайте также:  Способы обработки пчел щавелевой кислотой

Однако в тех случаях, когда поправка затрагивает исполнительную власть Союза, судебную власть Союза, высшие суды штатов, отношения между Союзом и штатами, правовое положение штатов и самою ст. 368, поправка должна быть ратифицирована легислатурами не менее половины штатов.

В некоторых странах (ФРГ, Греция) применяется чисто парламентская процедура изменения конституции. Основной закон ФРГ может быть изменен только законом, который должен быть принят большинством двух третей голосов бундестага и бундесрата (ст. 79). Отмена конституций, лишь в случае, если речь идет о жесткой конституции.

Чаще всего конституции отменяются в результате революций.

Также может отменяться в предусмотренном его же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Нередко конституции предусматривают более сложный порядок для полной конституционной реформы по сравнению с частичной.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы.

Виды зарубежных конституций по порядку изменения и отмены (стр. 1 из 2)

Виды конституций по порядку изменения и отмены План: Введение Писаные и неписаные конституции Гибкие конституции Жесткие конституции Неоднократное ужесточение Конституции смешанного типа Неизменяемые нормы Инкорпорация поправок в текст конституции Обычный порядок отмены конституции Чрезвычайный порядок отмены конституции Заключение.

Список использованной литературы: По способу изменения и внесения поправок конституции делятся на две группы: жесткие и гибкие. Эти два понятия теснейшим образом связаны с классификацией конституций на писанные и неписанные. Деление конституций на писаные и неписаные достаточно условно, но оно сложилось традиционно.

Отмена конституции — это несколько иная процедура, чем ее изменение. Речь пойдет об жестких конституциях, ибо в случае гибких какой-либо проблемы не существует.

Выделяют два способа отмены конституции: обычный и чрезвычайный. Писаные конституции имеют конкретную юридическую форму.

Такая конституция — это определенным образом кодифицированный сборник норм, который имеет четкую структуру, название, принимается в установленном законом порядке.

Считается, что есть три страны, в которых действует неписаная конституция: Великобритания, Новая Зеландия и Израиль. Великобритания имеет неписаную конституцию очень длительное время.

Авторы теории неписаной конституции — это прежде всего британские государствоведы, которые, возможно, ввели такой термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции. Практически все писаные конституции являются жесткими.

Общая характеристика Конституции Великобритании: особенности, характерные черты, внесение изменений и поправок

От других стран, в которых предмет конституционного права четко определяется в писаной конституции, Великобританию отличает отсутствие строгого научного разграничения между конституционным правом и остальными отраслями права.

В Великобритании общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права упорядоченны несколько иными юридическими средствами, чем в других странах. Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует. В стране действует неписаная конституция.

Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. В оценке конституции Великобритании выделяют два подхода:

  1. 2. в отечественной же литературе ученые высказывают мнение о том, что она имеет смешанную форму, так как состоит и из писанных, и из неписаных источников права, при этом считается, что писаную часть британской конституции составляют не только источники статутного права, но также судебные прецеденты, так как решения судов записываются на бумаге, также как и доктрины ученых.
  2. 1. британские специалисты конституционного права характеризуют ее как неписанную, подчеркивая главную специфику данного документа — наличие в ней устных источников права, при чем к писаным относят только акты Парламента — статуты;

Конституция Великобритании охватывает практически необозримое число источников, которые образуют четыре группы: 1) статуты; 2) судебные прецеденты; 3) конституционные обычаи (конституционное соглашение); 4) доктрины. Статутное право составляют статуты — акты Парламента и акты делегированного законодательства, имеющие конституционное значение.

Статуты являются главной частью конституции. Условно можно выделить три группы статутов:

  1. 1. правовые акты, принятые до ХХ века, которые до сих сохраняют свое значение. Важнейшими из них являются: Великая хартия вольностей 1215 г.; Хабеас корпус акт 1679 г.; Билль о правах 1689 г.; Акт о союзе с Шотландией 1706 г.; Акт о престолонаслидии 1701 г.

Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах

Стр 1 из 3 Принятие конституции. Одним из наиболее демократичных спосо­бов принятия конституции считается принятие ее специально избран­ным для этой цели учредительным собранием.

В отличие от парламента это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции. Учредительным собранием (с разными названиями) приняты конституции Туниса 1956г., Намибии 1990г., Болгарии 1991 г. и др. Учредительное собрание нередко продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента.

Читайте также:  Способы проявления общественного мнения

Некоторые конституции приняты парламентами, провозгласивши­ми себя для этой цели учредительными собраниями (в Шри-Ланке.,Танзании., Нидерландах., Бразилии.). Парламентами без переиме­нования их в учредительные собрания приняты конституции Китая 1982 г., Грузии 1995 г., Украины 1996 г., Польши 1997 г. В отдельных странах конституции приняты над парламентскими органами, составной частью к-рых иногда были, а иногда и не были парламенты (например, Народным консультативным конгрессом в Индонезии., Великой джиргой в Афганистане в., Великим народным хуралом в Монголии .).

Конституции нередко принимаются путем референдума- общего­сударственного голосования из-бирателей (Франция 1958 г., Египет 1971 г., , Белоруссия 1996 г.

и др.). Референдум — демократический институт, но на нем избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он конституцию; предложить же какие-то поправки он не может.

Однако без предварительного обсуждения проекта населением или хотя бы в парламенте гражданину очень нелегко разобраться в таком сложном документе, как конституция.В некоторых странах конституции были приняты фактически воен­ными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданско­му правлению. Военные советы в качестве последней инстанции утвер­дили принятые консультативными учредительными собраниями ко-нсти­туции, иногда внося в них существенные поправки (Турция в 1982 г., Нигерия в 1989 г.).

Конституция Великобритании (стр.

Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской Конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта, действующего в качестве Конституций.

Особенности Конституции относятся к ее форме, но не касаются содержания, ее сущности. По форме британская Конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она слагается из двух частей — писаной и неписаной.

Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтому конституционное законодательство не отличается каким-либо особым своеобразием в этом плане от других отраслей права. Внешне конституционное законодательство представляется не очень четким, определенным.

Британскую Конституцию часто называют неписаной, имея в виду то обстоятельство, что она никогда не была «записана» в едином акте.

Писаная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.

Писаная часть включает в себя статутное право, т.

е. принятые в различные годы и даже эпохи акты парламента (законы), регулирующие вопросы конституционного характера (но ни один из этих законов не является основным законом), и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, также носящие конституционный характер.

Хотя судебные решения объективно существуют в писаной форме, т.

е. зафиксированы на бумаге, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. Выражение «писаный закон» означает закон, формально принятый парламентом, независимо от того, зафиксирован он на бумаге или нет, а термин «неписаное право» употребляется в отношении актов, не принимавшихся парламентом ‘.

Судебные решения составляют систему «общего права»; они затрагивают главным образом права и свободы граждан.

Отсутствие единого акта о правах и свободах, о необходимости которого много лет говорится в различного рода научных изданиях, ведет к необходимости судебного толкования существующих законов и норм обычного права. Прецеденты регулируют также отношения между различными государственными органами.

Конституция Великобритании

Иностранное конституционное право (Под ред.

проф. В.В. Маклакова) Маклаков Вячеслав Викторович Британский конституционализм представляет собой весьма своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, англо-саксонская правовая система, монархическая форма правления — все это делает фактическую и юридическую конституцию Великобритании уникальной.

Эта страна по сей день не имеет в качестве основного закона единого писаного нормативного правового акта.Более внимательное ознакомление с британским опытом конституционного развития позволяет заключить, что ничего парадоксального в этом нет.Возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет в качестве прочного и надежного фундамента общее право и высокую правовую культуру. Поэтому в данной стране в отличие от большинства других несколько столетий не возникало необходимости в принятии единого статута.Особенности конституции Великобритании характеризуются прежде всего спецификой ее формы. Британская доктрина конституционализма относит к писаным только акты, исходящие от парламента, т.

е. статуты. Судебные же прецеденты, как и конституционные обычаи, английские ученые относят к неписаной части права. включает практически необозримое число конкретных источников. Их можно классифицировать, разделив на 4 группы: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи и доктринальные источники.Статутное право образуют акты парламентов, принятые с 1215 г.

по вопросам конституционного права.

Отсчет ведется с даты принятия Великой хартии вольностей. В настоящее время, однако, имеет значение не буквальное содержание этого документа феодальной эпохи, а его расширительное толкование юристами, позволяющее, в частности, вывести правила о недопустимости наказания граждан без судебного разбирательства и т.

Источник

Оцените статью
Разные способы