Способы изменения границ государства

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в пункт 2 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения

2. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Источник

Способы изменения границ государства

Границы стран мира носят ярко выраженный исторический характер, особенно глубокие изменения в государственных территориях и границах произошли в ХХ веке.
Различают две группы таких изменений — качественные и количественные. Первые из них связаны с созданием новых суверенных государств, введением нового государственного устройства, сменой характера социальных отношений, политического режима т.д. Примеры. Деколонизация стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании; образование суверенных государств в результате распада СССР, СФРЮ, ЧССР; изменение формы государственного устройства (Комдбоджа: монархия-республика-монархия, Афганистан и Иран: монархия-республика, Бельгия: унитарное государство-федеративное).
Суть второй группы — количественных, или линейных, изменений — заключается в территориальных приобретениях или потерях вследствие военных действий или осуществленных мирными, невоенными путями. Они разнообразны.
Выделяются следующие формы (виды):
1. Передача всех суверенных прав над определенной территорией одним государством другому:
— по соглашению между ними (цессия)- Бутан-Индия;
— в форме равнозначного обмена территориями (Польша и СССР);
— дара (Крым);
— купли-продажи (Аляска, Луизиана).
2. Искусственное или естественное приращение сухопутной территории государства (аккреция) — Нидерланды, Япония, Сингапур
3. Территориальные изменения по решению арбитража или Международного суда (адьюдикация) — передача арбитражем в 1968 г. спорного района Кашмира Индии и Пакистану.
4. Процесс объединения стран (Германия, Танзания, ОАЭ, Йеменская ар­абская республика, Вьетнам)
5. Добровольный выход определенных территорий из состава государства (Финляндия из РСФСР, Сингапур из Малайзии)
6. Добровольное вступление одной страны в состав другого государства (Тыва, Сикким-1975)
7. Насильственный захват, оккупация «чужих» территорий (Израилем территорий соседних арабских государств, СССР 1/10 части Финляндии) (Голубчик, 1998).

Источник

Способы изменения границ государства

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ, от 31.05.1999 N 105-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

Читайте также:  Перемешивание мешалки способы перемешивания

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исключен. — Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Исключен. — Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.

Источник

Способы изменения государственной территории и границ.

Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:

1. орографические — проводятся с учетом рельефа местности;

2. геометрические — устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;

3. астрономические — устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах — по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.

Морские границы государства — внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы — боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые;

2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;

3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы.

Государственная граница устанавливается путем:

Демаркации — уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов. Редемаркация — проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;

Делимитации — установления границы между государствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:

порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;

ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.

Вопрос 70. Состав населения в международном праве.

Одним из ключевых материальных компонентов государства как основного субъекта международного права является наличие населения. Под населением в международном праве понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории соответствующего государства. Правовое положение указанных лиц, подпадающих под законодательную, судебную, исполнительную юрисдикцию государства, на территории которого они проживают, не идентично.

В связи с этим выделяют следующие их категории: граждане данного государства; иностранцы (граждане других государств) и лица без гражданства (не являющиеся гражданами ни одного государства). Среди населения могут быть лица с двойным или множественным гражданством, т.е. имеющие гражданство данного государства и гражданство одного или нескольких других государств.

В принципе правовое положение населения определяется внутренним правом соответствующего государства с учетом его международных обязательств. Например, в соответствии со ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. каждое участвующее в пакте государство «обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте» и, если это уже не предусмотрено национальным законодательством, каждое участвующее в Пакте государство обязуется предпринять соответствующие шаги для принятия таких законодательных или других мер, которые окажутся необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте.

Обязательство, содержащееся в данной статье Пакта, касается мирного времени и распространяется на все население страны, за исключением незаконно находящихся на ее территории лиц.

Одним из важнейших для государства является его обязательство защищать свое население не только в мирное, но и в военное время. Международное сообщество готово оказать государству помощь в обеспечении такой защиты. Так, в п. 138-140 Итогового документа Всемирного саммита 2005 г. зафиксировано намерение государств взять обязательство в случае необходимости оказывать помощь государствам в повышении их возможностей защищать свое население от последствий конфликтных ситуаций (геноцида, военных преступлений, этнических чисток, преступлений против человечности и т.д.).

Читайте также:  Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса

В международном праве существует множество вопросов, касающихся населения, которые регулируются на основе международных договоров: о гражданстве; о правовом положении бипатридов (лиц с двойным гражданством) и апатридов (лиц без гражданства); о правовом положении иностранцев; о праве убежища; о нелегальных мигрантах; о статусе вынужденных мигрантов и др.

Источник

Основания для изменения государственных границ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ –это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТЕРРИТОРИЙ

В соответствии с существующим правовым режимом вся территория Земли подразделяется на следующие категории:

1) территории государств — это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств;

2) территории с международным режимом — это территории, кото­рые не входят в состав государственной территории: эта территории, находя­щиеся в общем пользовании государств, где действуют общепризнанные принципы и нормы международного права ; это: открытое море, Международный район морского дна — морское дно и его не­дра за пределами исключительных экономических зон и континенталь­ного шельфа прибрежных государств; воздушное пространство за преде­лами государственных территорий; Антарктика; космическое простран­ство, Луна и другие небесные тела;

3) территории со смешанным режимом — это территории, на кото­рых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств: прилежащие и исключительные экономические зоны, континентальный шельф прибрежных государств, международные реки, международные проливы и между­народные каналы;

4) территории с особым международным режимом — это демилитаризованные и нейтрализованные зоны , безъядерные зоны и зона мира.

В состав государственной территории входят: 1) сухопутная Тв пределах государственных границ, острова, анклавы, полуанклавы и анклавы открытого моря;

2) водная территория,включающая в себя реки, каналы, водохранилища, озера, внутренние морские воды и территориальное море;

3) воздушная территория,включая все воздушное пространство над сухопутной и водной территор. государства;

4) недра,расположенные под сухопутной и водной тер. государства.

Анклав, полуанклав, анклав открытого моря.

Анклав— часть государственной территории, отделенная от основной территории территориями других государств. Примеры: анклав ФРГ в Швейцарии—город Бюзинген, анклав Италии в Швейцарии- город Кампионе де Италия; во Франции анклав Испании -город Пливия, в Нидерландах два анклава Бельгии (Барле-Нассау и Барле–Хорты), а на территории Бельгии есть нидерландский анклав.

Полуанклав- часть государственной территории, отделенная от основной территории территориями других государств, доступ к которой возможен как по суше, так и со стороны моря. Примеры: Аляска, Калининград, полуанклавы Испании в Марокко-города Сеута и Мелилья.

Анклав открытого моря— часть государственной территории, находящаяся в исключительной экономической зоне другого государства. Примеры: в Мексиканском заливе находятся а.о.м. США, Мексики и Кубы; в Баренцевом море есть а.о.м. США и РФ.

Понятие и примеры условной территории гос-в. К условной Т г-а относятся: военные суда( морские, воздушные), космические объекты, подводные кабели и трубопроводы, проложенные по морскому дну; полярные научные станции, помещения дипломатических представительств и консульств, искусственные острова и сооружения.

Территориальное верховенство народа и государства предусматри­вает

1) право народа на самоопределение. Каждый народ свободно определяет политич., эконом. и социальную системы, устанавливает свой политический статус;

2 )исключительную и полную власть государства в пределах государственной территории, исключающую власть любого другого государства ;

3) принятие законов и правил, регулирующих режим государственной территории и отдельных ее составных частей, вопросы гражданства, места жительства, перемещения, въезда и выезда из страны и других прав и свобод человека;

4) невмешательство во внутренние дела государства со стороны других г-в,

5) неприкосновенность государственной территории, исключающую действия других государств против территориальной целостности государства, приме­нение силы или угрозы силой, а также любую военную оккупацию в нарушение международного права;

6) неотъемлемое право государства всеми имеющимися законными средствами защищать неприкосновенность государственной территории государственных границ, целостность государства, а также жизнь, имущество, честь и достоинство граждан и иные неимущественные права физических и юридических лиц.

Международное право признает правомерными следующие способы изменения государственных границ.

1)Продажа территории. История богата примерами продажи тории. В 1803 г. император Франции Наполеон продал США Луизиану за 600 млн. франц. франков(75 млн.долларов); в 1818 г. США купили у Испании штат Флорида, в 1848 г. у Мексики -штаты Калифорния, Невада, Юта, Аризона и Нью -Мехико за 18250000 долларов в 1916 г.- США у Дании купили датскую группу Антильских островов за 25 млн.долларов:; в 1867 г. русский император Александр II продал США Аляску за 7млн.200 тыс. руб. золотом(около 11 млн. руб.); в 1947 г. Финляндия продала СССР 176 тыс.кв. км своей территорий за 700 млн. финских марок.

Читайте также:  Способы повысить нижнее давление

2) Обмен территориями. В 1878 г. Россия обменяла область Добруджи на Южную Бессарабию, которая принадлежала Румынии. В 1951 СССР и Польша обменялись равноценными участками территор., в 1954 г. наша страна осуществила обмен территориями с Ираном.

3) Восстановление исторических прав на территориюв соответ. с решениями международных конференций. После Второй миров войны по решению Ялтинской конференции союзных держав Советскому Союзу была возвращена южная часть остров Сахалин, который был отторгнут у России в результате русско-японской войны 1904-1905

4) Санкция за агрессию (адъюдикация).Этот способ изменения государственных границ был применен союзными державами в 1945 г. за развязывание и ведение Германией агрессивной с ее стороны Второй мировой войны. По решению Потсдамской конференции у Германии отторгнута Пруссия, две трети которой отошли к Польше и треть — к СССР. На том же основании Япония была лишена прав на ряд территорий, в том числе Курильские острова (по решению Ялтинской конференции); по Мирному Договору с Италией 1947 г. Югославии были переданы остров Пелагоза и npилегающие островки, Греции — Додеканезские острова.

5) На основании плебисцита или референдума На основании волеизъявления населения в 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР в единое немецкое государство ФРГ, тогда же изошло объединение ЙАР и НДРЙ в единую Йеменскую Республику, 1965 г. Сингапур вышел из федерации Малайзии и образовал самостоятельное государство — член ООН,

Понятие государственной границы.Легальное закрепление понятия государственной границы по­лучило в ст. 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г\ «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. 30 июня 2003 г.): «Государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), то есть пространственный предел действия государственного суверенитета».

Различают границы орографические, геометрически и астрономические.

Под орографической границейпонимают линию, проведен с учетом рельефа местности (речное русло, горный водораздел: и т. д.).

Под геометрической границейпонимают прямую линию, к- рая устанавливается от одной до другой точки без учета рельефа местности.

В практике чаще встречаются комбинированные границы.

Астрономической границей называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

СССР имел до Второй моровой войны такую астрономиче­скую границу с Японией на Сахалине, которая проходила по 50-й параллели северной широты. Астрономические границы, напри­мер, имеют Филиппины.

Способы установления гос-х границ.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке путем делимитации и демаркации границ.

Делимитациейназывается словесное описание в международном договоре общего на­правления прохождения гос-й границы и отображение ее на картах, схемах, планах. Демаркациейназывается обозначение линии г. границы на мест­ности путем установления специальных пограничных знаков. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специ­альные пограничные знаки и составляются документы о демарка­ции.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в ко­торых указываются места постановки пограничных знаков, опи­сывается линия границы. К этим же документам относятся круп­номасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время ли­нии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Водная границаможет проходить:

на озере— по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной гра­ницы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов;

на судоходной реке— по главному фарватеру или по тальвегу — линии наи­больших глубин. Если Г.Г. проходит по горной реке, то сопредельные гос-а вправе выбрать один из вариантов- либо граница меняется вместе с изменением русла, либо остается неподвижной. Установ­ление подвижной границы на пограничных реках было предусмотрено в договорах СССР с Венгрией, Польшей, Румынией, Финляндией.

на несудоходной реке— как правило, по середине реки или ее глав­ного рукава;

на водохранилищах, гидроузлах и других искусственных сооруже­ниях — по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором,

. на море— по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством (в России государственная граница на море проходит на расстоянии 12 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря) или согла­шениями с сопредельными государствами. Такие соглашения заключены, например, с Норвегией и Финляндией.

Воздушная граница(боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и вод­ной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, меж­дународным правом не установлен. По утверждающемуся в международ­ной практике мнению высотный предел воздушного пространства со­ставляет примерно 100-110 км от поверхности Земли.

Существует также понятие « гос. граница в недрах»-это чисто научная пока категория, предполагается , что она проходит на глубине 10- 12-15 км и связано это с современными возможностями бурильной техники.

Источник

Оцените статью
Разные способы