Способы изменения государственных границ таблица

Содержание
  1. Способы изменения государственных границ таблица
  2. Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы
  3. Информация об изменениях:
  4. Информация об изменениях:
  5. Способы изменения государственных границ таблица
  6. География. 10 класс
  7. § 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
  8. Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе.
  9. Понятие государственной границы
  10. Режим государственной границы определяется:
  11. Принципы установления государственных границ:
  12. Способы изменения государственной границы:
  13. Делимитация и демаркация границ
  14. Российское законодательство о государственной границе
  15. Принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы ( ст. 2 ФЗ):
  16. Режим государственной границы РФ включает правила:
  17. Постановления Пленумов ВС РФ

Способы изменения государственных границ таблица

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ, от 31.05.1999 N 105-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исключен. — Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Исключен. — Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.

Источник

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в пункт 2 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения

2. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Читайте также:  Реальный способ заработка денег

Источник

Способы изменения государственных границ таблица

Границы стран мира носят ярко выраженный исторический характер, особенно глубокие изменения в государственных территориях и границах произошли в ХХ веке.
Различают две группы таких изменений — качественные и количественные. Первые из них связаны с созданием новых суверенных государств, введением нового государственного устройства, сменой характера социальных отношений, политического режима т.д. Примеры. Деколонизация стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании; образование суверенных государств в результате распада СССР, СФРЮ, ЧССР; изменение формы государственного устройства (Комдбоджа: монархия-республика-монархия, Афганистан и Иран: монархия-республика, Бельгия: унитарное государство-федеративное).
Суть второй группы — количественных, или линейных, изменений — заключается в территориальных приобретениях или потерях вследствие военных действий или осуществленных мирными, невоенными путями. Они разнообразны.
Выделяются следующие формы (виды):
1. Передача всех суверенных прав над определенной территорией одним государством другому:
— по соглашению между ними (цессия)- Бутан-Индия;
— в форме равнозначного обмена территориями (Польша и СССР);
— дара (Крым);
— купли-продажи (Аляска, Луизиана).
2. Искусственное или естественное приращение сухопутной территории государства (аккреция) — Нидерланды, Япония, Сингапур
3. Территориальные изменения по решению арбитража или Международного суда (адьюдикация) — передача арбитражем в 1968 г. спорного района Кашмира Индии и Пакистану.
4. Процесс объединения стран (Германия, Танзания, ОАЭ, Йеменская ар­абская республика, Вьетнам)
5. Добровольный выход определенных территорий из состава государства (Финляндия из РСФСР, Сингапур из Малайзии)
6. Добровольное вступление одной страны в состав другого государства (Тыва, Сикким-1975)
7. Насильственный захват, оккупация «чужих» территорий (Израилем территорий соседних арабских государств, СССР 1/10 части Финляндии) (Голубчик, 1998).

Источник

География. 10 класс

§ 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Объекты и основные направления политической географии. Политическая география является одним из важных направлений социально-экономической географии и находится на стыке наук. Поэтому ряд учёных отводит ей самостоятельную роль в географии.

Зародившись в конце XVIII в. как естественная наука, политическая география изучала деление мира на государства, их территорию, взаимное расположение, границы и объясняла политические процессы характером природных условий и ландшафтов.

Клуб знатоков-экономикогеографов. Известный французский просветитель Шарль Луи Монтескьё считал форму государственного правления и устройства функцией климата и размеров страны. Обширные империи обусловливают деспотическое правление. Учёный объяснял это так — для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удалённость места, куда рассылаются приказания, уравновешивалась быстротой их выполнения. Поэтому маленькие государства по своей природе должны быть республиками, а большие — подчиняться монарху. Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающая преимущества республиканского правления с силой монархии. Такой формой Монтескьё считал федерацию — пространственно единый союз республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры без утери демократии.

Прав ли был Монтескьё? Аргументируйте свои мнения «за» и «против».

Благодаря работам немецкого географа Ф. Ратцеля (рис. 22), в конце ХIХ в. особенности политического устройства, внутренней и внешней политики разных государств начинают изучать с учётом географического положения, географических условий и культурно-исторических особенностей.

Впоследствии, когда стали принимать во внимание пространственные и региональные особенности развития мира, представления о предмете политической географии значительно расширились.

Политическая география — особая географическая наука, которая изучает пространственную организацию политической жизни общества и территориальные сочетания политических сил.

С развитием науки расширился перечень объектов политической географии (рис. 23).

Основной задачей политической географии является характеристика общей пространственной картины политической жизни страны и совокупности факторов, которые её обусловливают.

Большое количество объектов послужило формированию нескольких самостоятельных научных направлений. Каждое из них динамично развивается в настоящее время (рис. 24).

Источник

Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе.

Понятие государственной границы

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: « Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.

  • орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности — речное русло, горный водораздел и т.д.);
  • геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
  • комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Режим государственной границы определяется:

  1. международными договорами сопредельных государств;
  2. законодательством каждого государства.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных гра­ниц, а значит и принадлежности государственной территории путём под­писания соответствующего международного договора.

Принципы установления государственных границ:

  1. Принцип нерушимости государственной границы сформировался по­сле окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств при­знать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.
  2. Принцип неприкосновенности территории государства означает за­прет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:
    • соблюдать существующие границы;
    • не допускать необоснованного, т.е. произвольного перемещения границы (пограничных столбов и др. знаков);
    • не допускать случаев незаконного пересечения государственной границы вне установленных пунктов пропуска или без соответствующих разрешений.

См. также Постановление Правительства РФ от 22.02.2020 N 201 «О порядке применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве»

В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

Способы изменения государственной границы:

  1. Сделка о продаже территории.
  2. Компенсация за передаваемую территорию.
  3. Обмен территориями.
  4. Восстановление исторических прав на территорию.
  5. В порядке наказания государства за агрессию.

В контексте перечисленных способов интересна правовая оценка присоединения к Российской Федерации Крыма.

Делимитация и демаркация границ

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Российское законодательство о государственной границе

Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ , утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы ( ст. 2 ФЗ):

  1. обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
  2. взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
  3. взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
  4. мирное разрешение пограничных вопросов.

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается ( ст. 5 ФЗ):

  • на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море — по внешней границе территориального моря РФ;
  • на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях , проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Режим государственной границы РФ включает правила:

  1. содержания Государственной границы;
  2. пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  3. перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
  4. пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  5. ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  6. разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).

Постановления Пленумов ВС РФ

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 года № 21 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 2011, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2020 года № 42 » О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 года № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 50 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с рассмотрением судами административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции»

Источник

Читайте также:  Педагогическая технология цель содержание средства способы
Оцените статью
Разные способы