Способы изменения государственной территории примеры

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в пункт 2 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения

2. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Источник

Способы изменения государственной территории примеры

Границы стран мира носят ярко выраженный исторический характер, особенно глубокие изменения в государственных территориях и границах произошли в ХХ веке.
Различают две группы таких изменений — качественные и количественные. Первые из них связаны с созданием новых суверенных государств, введением нового государственного устройства, сменой характера социальных отношений, политического режима т.д. Примеры. Деколонизация стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании; образование суверенных государств в результате распада СССР, СФРЮ, ЧССР; изменение формы государственного устройства (Комдбоджа: монархия-республика-монархия, Афганистан и Иран: монархия-республика, Бельгия: унитарное государство-федеративное).
Суть второй группы — количественных, или линейных, изменений — заключается в территориальных приобретениях или потерях вследствие военных действий или осуществленных мирными, невоенными путями. Они разнообразны.
Выделяются следующие формы (виды):
1. Передача всех суверенных прав над определенной территорией одним государством другому:
— по соглашению между ними (цессия)- Бутан-Индия;
— в форме равнозначного обмена территориями (Польша и СССР);
— дара (Крым);
— купли-продажи (Аляска, Луизиана).
2. Искусственное или естественное приращение сухопутной территории государства (аккреция) — Нидерланды, Япония, Сингапур
3. Территориальные изменения по решению арбитража или Международного суда (адьюдикация) — передача арбитражем в 1968 г. спорного района Кашмира Индии и Пакистану.
4. Процесс объединения стран (Германия, Танзания, ОАЭ, Йеменская ар­абская республика, Вьетнам)
5. Добровольный выход определенных территорий из состава государства (Финляндия из РСФСР, Сингапур из Малайзии)
6. Добровольное вступление одной страны в состав другого государства (Тыва, Сикким-1975)
7. Насильственный захват, оккупация «чужих» территорий (Израилем территорий соседних арабских государств, СССР 1/10 части Финляндии) (Голубчик, 1998).

Читайте также:  Способ разделения смесей с помощью делительной воронки называется

Источник

Правовые основания и способы изменения государственной территории

Основания изменения госу­дарственной территории:

1) осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые. С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе. При осуществлении самоопределения возможно применение некоторых второстепенных принципов в качестве вспомогательных, например географических принципов.

2) обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств

3) передача небольших и незаселенных участков (цессия) за компенсацию.

Изменение государственной территории может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права.

Правовым основанием такого изменения становится международный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. При этом изменение территории государств не может противоречить нормам международного права.

Предпосылки для передачи той или иной территории от одного государства к другому:

1. Способность передавать и приобретать территорию. Только суверенное государство вправе передавать и приобретать территорию.

2. Наличие правового титула на территорию.

Учитывая принципы мирного разрешения международных споров и неприменения силы (угрозы силой) в международных отношениях , единственным способом изменения территории государства является международный договор, двусторонний или многосторонний.

Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это понятно,

поскольку государственная территория не является собственностью

правительства, а достоянием всего данного государства.

28.Государственные границы: понятие, виды, значение

Государственной границей считаются линия и прохо­дящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяю­щие государственную территорию от территории, на кото­рую суверенитет государства не распространяется.

Границы госу­дарственной территории:

Сухопутные границы устанавли­ваются на основе договоров между сопредельными госу­дарствами и согласно этим договорам отмечаются на мест­ности. Существует три типа сухопутных границ:

1) орографические — проводятся с учетом рельефа местности;

2) геометрические — устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;

3) астрономические — устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, грани­цы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению при­брежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах — по прямой, соединяющей вы­ходы сухопутной границы государств к берегам водоема. Морские границы государства — внешние пределы его территориального моря или линии разграничения терри­тории морей смежных или противолежащих государств.

Читайте также:  Как добывается руда открытым способом

Воздушные границы — боковые (вертикальная плос­кость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плос­кость, лежащая на высоте около 100 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сло­жившиеся границы», признанные сопредельными госу­дарствами в результате длительного их соблюдения.

· демаркация — уточнения сопредельными государства­ми линии границы, которая была или могла быть измене­на в результате природных или исторических факторов.

· редемаркация — проверка ранее демаркированной грани­цы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;

· делимитации — установления границы между государ­ствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и неруши­мости границ, их охраны внутренним законодательством и межд. договорами сопредельных государств устанав­ливается специальный пограничный режим, который предусматривает

порядок охраны и пересечения государственной гра­ницы на суше, на море и в воздухе;

ведение сельскохозяйственной, промысловой, произ­водственной, транспортной и иной деятельности в рай­оне государственной границы.

Значение границ обусловлено тем, что они определяют пределы территории государств, Границы определяют пределы территориальной юрисдикции.

Источник

Способы изменения государственной территории и границ.

Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:

1. орографические — проводятся с учетом рельефа местности;

2. геометрические — устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;

3. астрономические — устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах — по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.

Морские границы государства — внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы — боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые;

2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;

Читайте также:  Крутые способы завязывания шнурков

3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы.

Государственная граница устанавливается путем:

Демаркации — уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов. Редемаркация — проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;

Делимитации — установления границы между государствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:

порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;

ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.

Вопрос 70. Состав населения в международном праве.

Одним из ключевых материальных компонентов государства как основного субъекта международного права является наличие населения. Под населением в международном праве понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории соответствующего государства. Правовое положение указанных лиц, подпадающих под законодательную, судебную, исполнительную юрисдикцию государства, на территории которого они проживают, не идентично.

В связи с этим выделяют следующие их категории: граждане данного государства; иностранцы (граждане других государств) и лица без гражданства (не являющиеся гражданами ни одного государства). Среди населения могут быть лица с двойным или множественным гражданством, т.е. имеющие гражданство данного государства и гражданство одного или нескольких других государств.

В принципе правовое положение населения определяется внутренним правом соответствующего государства с учетом его международных обязательств. Например, в соответствии со ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. каждое участвующее в пакте государство «обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте» и, если это уже не предусмотрено национальным законодательством, каждое участвующее в Пакте государство обязуется предпринять соответствующие шаги для принятия таких законодательных или других мер, которые окажутся необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте.

Обязательство, содержащееся в данной статье Пакта, касается мирного времени и распространяется на все население страны, за исключением незаконно находящихся на ее территории лиц.

Одним из важнейших для государства является его обязательство защищать свое население не только в мирное, но и в военное время. Международное сообщество готово оказать государству помощь в обеспечении такой защиты. Так, в п. 138-140 Итогового документа Всемирного саммита 2005 г. зафиксировано намерение государств взять обязательство в случае необходимости оказывать помощь государствам в повышении их возможностей защищать свое население от последствий конфликтных ситуаций (геноцида, военных преступлений, этнических чисток, преступлений против человечности и т.д.).

В международном праве существует множество вопросов, касающихся населения, которые регулируются на основе международных договоров: о гражданстве; о правовом положении бипатридов (лиц с двойным гражданством) и апатридов (лиц без гражданства); о правовом положении иностранцев; о праве убежища; о нелегальных мигрантах; о статусе вынужденных мигрантов и др.

Источник

Оцените статью
Разные способы