Способы изложения теоретической информации

Способы изложения информации

Лекция № 2.

Структурно-тематическая организация научного текста: его логическая схема и композиция

1. Логическая схема и композиция научного текста

2. Способы изложения информации

3. Стилевые черты научной речи и средства их создания.

4. Рекомендации для формирования собственного научного стиля.

I. Логическая схема и композиция научного текста.

Логичность научной речи ярко проявляется в организации текста. В научной и учебно-научной литературе, главная цель которой заключается в передаче объективных знаний об окружающей действительности, последовательном раскрытии системы понятий. Существуют устойчивые закономерности в характере и способах предъявления этих понятий, раскрытии их существенных сторон, связей друг с другом, что определяет логико-смысловую специфику научных и учебно-научных текстов и относительную жесткость в расположении их компонентов.

Для научного текста характерна стройная композиция. В каждом тексте присутствуют заголовок, введение, основная часть, заключение. Введение должно быть кратким, точным. В нем обосновывается выбор темы, называются цель, задачи, методы, материал исследования. Основная часть крупного текста (монографии, дипломной и курсовой работы) членится на главы и параграфы в соответствии с задачами. В небольшой статье и тезисах части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац (Н.В. Орлова. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей. 2-е изд., перер и доп. – Омск: «Вариант-Омск», 2014. — 56с.).

Научные тексты (тексты собственно научного подстиля) отражают путь мышления. Этапы, или фазы, мышления – проблемная ситуация, гипотеза, доказательство, вывод. Эти структурные элементы, и именно в такой последовательности, выражаются в научном тексте независимо от индивидуальной манеры письма:

1) проблема – вопрос, требующий разрешения. Проблема возникает тогда, когда о предмете исследования что-то известно, поэтому проблема – противоречие между знанием и незнанием.

2) далее выдвигается гипотеза.

3) этап доказательства, где гипотеза превращается в научную теорию или теоретическое положение. Аргументация считается научной, если она основана на достаточном фактическом материале и адекватных методах и методиках анализа.

4) вывод содержит аналитическую оценку результатов.

Таким образом, в научном тексте есть некая основная мысль, которая выражается в нем несколько раз (в виде гипотезы, аргументов, выводов). Но это не простое повторение. М.Н. Кожина указывает, что специфическим способом развертывания научного текста являются так называемые развернутые вариативные повторы, когда центральный в концепции автора тезис многократно повторяется, семантически углубляясь и развиваясь. Такова логическая схема научного текста.

Способы изложения информации

В научном стиле речи большую роль играет способ изложения информации. Информация может быть изложена (передана, представлена) следующими способами — это описание, определение (дефиниция), повествование, инструкция (правило), рассуждение и доказательство. Каждый из этих способов имеет четкую структуру построения текста.

Описание – это способ изложения, цель которого – информировать об объекте, о процессах и явлениях.

«А вместе съ темъ усложняется и процессъ ассимиляцiи. Расчленяя его, мы должны будемъ взаимовлiянiя различныхъ этническихъ группъ представить въ слѣдующей схемѣ: 1) взаимная ассимиляцiя туземныхъ племенъ; 2) ассимиляцiя послѣднихъ съ кореннымъ русскимъ населенiемъ; 3) ассимиляцiя коренныхъ сибиряковъ и переселенцевъ; 4) ассимиляцiя въ средѣ переселенцевъ, представляющихъ не менѣе пестрый составъ. Но ассимилированiе – слишкомъ узкое понятiе и оно не можетъ съ достаточной полнотой охарактеризовать тѣ измѣненiя, какiя происходятъ въ обликѣ даннаго племени» (Очерк А. Е. Новоселова «Задачи сибирской этнографiи» (август 1915 г.)).

Читайте также:  Способы выполнения арифметических действий

Определение (формулировка) – это максимально краткое описание, цель которого – назвать главные и отличительные признаки объекта; текст определения обычно представляет собой одно, как правило, сложное предложение.

Время (tempus)–«грамматическая категория глагола, являющаяся специфическим языковым отражением объективного времени и служащая для темпоральной (временной) локализации события или состояния, о котором говорится в предложении» (ЛЭС, 1990. С. 89).

Инструкция– это описание, цель которого – дать правила, определяющие обязательную последовательность действий при выполнении определенной работы, руководство к действию. Текст-инструкция оформляется повторением одной и той же синтаксической конструкции.

Правило по образованию сравнительная степень (gradus comparatīvus). Сравнительная степень образуется от основы genetīvus singulāris при помощи суффикса -ior- для имён мужского и женского рода, ius- для имён среднего рода, при этом форма nominatīvus singulāris имеет нулевое окончание и изменяется как существительные III согласного склонения.

Повествование– это способ изложения, цель которого – представить объект в развитии. Повествование характеризуется строгой последовательностью и логичностью.

«Едва ли еще въ какой другой области положительныхъ наукъ объектъ изученiя столь непостояненъ, какъ то можно видѣть въ этнографiи. Въ самомъ дѣлѣ, возьмемъ ли мы геологiю, бiологiю, химiю и т. п., мы всюду находимъ положенiя, вытекающiя изъ самой природы предмета, которыя выполняя законъ мiровой эволюцiи, все же постоянны настолько, что не лишаютъ изслѣдователя возможности получить полную картину въ любой моментъ» (Очерк А. Е. Новоселова «Задачи сибирской этнографiи» (авг. 1915).

Рассуждение– это способ изложения, цель которого – показать процесс получения нового знания о любых объектах действительности и сообщить само это знание (как результат) путем логического вывода. Предметом изложения при рассуждении выступает процесс получения знания.

«Ив. Як. Словцовъ, въ сочиненiи «Путевыя записки изъ поѣздки въ Кокчетавскiй уѣздъ Аккмолинской области въ 1878 г.» сравниваетъ напластованiе при берегахъ Ишима и Иртыша…и находитъ полное тождество «какъ въ залеганiи, такъ и въ составѣ пластовъ…», таким образом «Въ обвалахъ береговъ Иртыша около Омска…лежитъ сероватожелтый суглинокъ, зключабщiй въ себе органическiе остатки…(Записки Зап.-Сиб. Отдѣла, кн. 3).

Доказательство– это особый способ изложения материала, посредством которого подтверждается (или опровергается) истинность знаний. «Даже при бѣгломъ знакомствѣ съ повседневными проявленiями общественной жизни страны мы на каждомъ шагу наталкиваемся на тотъ или другой фактъ, краснорѣчиво свидѣтельствующiй о коренной реорганизацiи поколѣнiями налаженнаго уклада…многогранный процессъ ассимилированiя находится въ полномъ расцвѣтѣ. … задача настоящей статьи – не разобраться въ немъ, а только отмѣтить тѣ главныя вѣхи, по которымъ онъ (процессъ ассимилированiя) идетъ и на которыхъ неизбѣжно придется остановиться этнографу-изслѣдователю» (Очерк А. Е. Новоселова «Задачи сибирской этнографiи» (август 1915 г.)).

3. Стилевые черты научной речи и средства их создания

Композиционная стройность научного жанра обусловлено абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, Сфера научного общения требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. Поэтому общими стилевыми чертами являются:

обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общегопонятия или абстрактного предмета. Язык науки – проявление групповой речевой деятельности, т.е ничего не пишется от своего имени. По сути, вы продолжаете чьи-то исследование, придерживается чьей-то точке зрения. Поэтому отвлеченно-обобщенныйхарактер речи проявляется в отборе лексического материала(существительные преобладают над глаголами, используютсяобщенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения Известно, что … Данной проблемой занимались такие ученые как …;пассивные конструкции: Нами было изучено…).

Читайте также:  Способы уравнения окислительно восстановительных реакций

логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения. Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля.

Источник

Лекция 18. Изучение теоретического учебного материала

К приемам устного изложения теоретического содержания учебного исторического материала относятся: объяснение, рассуждение, сравнительная и обобщающая характеристи­ка. Объяснение — прием монологического, целостного, аргументированного изложения суще­ственных признаков исторических событий, явлений, процессов, причинно-следственных связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Объяснение подводит школь­ников к усвоению понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, к осознанию целей, мотивов и результатов деятельности людей в прошлом, к анализу и оценке культурно-исторического наследия, к формированию собственных идей и убеждений. В объ­яснении присутствуют два компонента: то, что объясняется, и то, чем аргументируются вы­двинутые положения. Достоинствами данного приема являются: полное, обстоятельное, ло­гически целостное и последовательное изложение теоретических сведений на доступном для учащихся с разными познавательными возможностями уровне; компактный и экономичный до времени способ передачи сложной и объемной учебной информации; демонстрация учи­телем примеров связного, логически структурированного монолога. К недостаткам относит­ся: изложение теоретических сведений как результат заранее проделанной мыслительной ра­боты; ограничение познавательной самостоятельности школьников; объяснение не формиру­ет критического мышления и снижает интерес к предмету. При объяснении учебного мате­риала используются все виды таблиц, исторические карты, логические схемы, опорные кон­спекты.

Рассуждение — прием монологического изложения теоретических сведений, пред­ставленный логической цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы. Ис­пользование данного приема помогает обучать школьников умениям анализа, сравнения, типологизации, обобщения и др. из которых складывается рассуждающее изложение. Рассуж­дение активизирует внимание и мышление учащихся постановкой оригинальных вопросов, предложением не одного, а нескольких вероятных ответов, сопоставлением альтернативных вариантов, вытекающих из факта следствий, выдвижением собственных версий и оценок. Из всех средств обучения лучше других сочетается с логическими схемами,

Сравнительная характеристика — прием анализа, сопоставления и обобщения по со­держательным линиям сущности двух и более однородных исторических фактов. Начиная сравнение, следует выделять существенные сопоставимые признаки исторических объектов; затем сравнивать выделенные признаки; в итоге — сделать вывод. Вместе с приемом исполь­зуются такие средства обучения, как сравнительные таблицы, учебные памятки.

Читайте также:  Способ сварки миг маг

Обобщающая характеристика — прием краткого, сжатого перечисления существен­ных признаков, причинно-следственных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и законов общественного развития. Она применя­ется при индуктивном и дедуктивном изложении фактов, понятий, связей и признаков. Обобщающие характеристики можно разделить на: 1) обобщающие характеристики с выво­дами-перечислениями главных исторических фактов; 2) обобщающие характеристики анали­тического плана, выделяющие существенные признаки факта, изложенного приемом объяснения, аналитического описания или образной характеристики; 3) обобщающие характер; стики с оценочными выводами.

На преобразующем уровне познавательной деятельности школьники могут теоретические сведения, представленные в условно-графическом виде, излагать с помощью охарактеризованных выше приемов в развернутой словесной форме. А тексты перерабатывать в адекватные темам планы и таблицы.

Смысловой план — перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста. План бывает простым и развернутым. Основные правила составлена планов: прочитав название темы плана, отобрать из текста только тот материал, который раскрывает ее; составить смысловой план; еще раз проверить, отражает ли он суть фактов, и: причины и следствия.

Стереотипный план — преобразование однородных исторических фактов с целью вы явления их единичных, особенных и общих признаков. Вводится в среднем звене общеобразовательной школы. Школьники получают возможность актуализировать, систематизирован и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостные представления о прошлом, осознавая закономерности исторического развития общества г оценивая уникальность и своеобразие каждого отдельного факта истории. Смысловой план вырабатывает примерный алгоритм проведения ученических исследований, необходимый в старших классах для самостоятельного изучения теоретических вопросов. Работа над стерео­типным планом проходит в два этапа: 1) составление простого плана; 2) составление развер­нутого плана.

Тезисный план — отражение существенных сторон, признаков, причин, следствий еди­ничных фактов, не имеющих аналогов. Цель составления — актуализация уникальности, не­повторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Те­зисный план может быть простым и развернутым, переходя в форму тезисных записей, со­храняющий стиль первоисточников.

Преобразованию учебной информации на теоретическом уровне способствуют разно­образные текстовые таблицы. В основе работы над ними лежат приемы анализа, обобщения, систематизации исторического материала и составления смысловых и тезисных планов. Сравнительно-обобщающая таблица является материализованным итогом анализа и сопос­тавления сравниваемых фактов и обобщения результатов. Таблица включает графы: объекты сравнения, линии сравнения, сравниваемые факты, результаты сравнения, обобщение ре­зультатов сравнения. Конкретизирующие таблицы способствуют лучшему усвоению поня­тий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и опираются на умения составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы. Содержание и количество граф зависит от темы и проблематики таблицы. Завершающим этапом составле­ния таблиц обязательно должно быть формулирование вывода. Овладению приемом форму­лирования выводов помогают учебные памятки.

Важным средством изучения теоретического материала является беседа. Повтори-тельно-обобщающая беседа призвана поднять на более высокий уровень изученный матери­ал. Аналитическая беседа используется при изучении нового материала, выявлении его сущ­ности и значения. Эвристическая беседа включает проблемные, творческие вопросы.

Источник

Оцените статью
Разные способы