Лекция 18. Изучение теоретического учебного материала
К приемам устного изложения теоретического содержания учебного исторического материала относятся: объяснение, рассуждение, сравнительная и обобщающая характеристика. Объяснение — прием монологического, целостного, аргументированного изложения существенных признаков исторических событий, явлений, процессов, причинно-следственных связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Объяснение подводит школьников к усвоению понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, к осознанию целей, мотивов и результатов деятельности людей в прошлом, к анализу и оценке культурно-исторического наследия, к формированию собственных идей и убеждений. В объяснении присутствуют два компонента: то, что объясняется, и то, чем аргументируются выдвинутые положения. Достоинствами данного приема являются: полное, обстоятельное, логически целостное и последовательное изложение теоретических сведений на доступном для учащихся с разными познавательными возможностями уровне; компактный и экономичный до времени способ передачи сложной и объемной учебной информации; демонстрация учителем примеров связного, логически структурированного монолога. К недостаткам относится: изложение теоретических сведений как результат заранее проделанной мыслительной работы; ограничение познавательной самостоятельности школьников; объяснение не формирует критического мышления и снижает интерес к предмету. При объяснении учебного материала используются все виды таблиц, исторические карты, логические схемы, опорные конспекты.
Рассуждение — прием монологического изложения теоретических сведений, представленный логической цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы. Использование данного приема помогает обучать школьников умениям анализа, сравнения, типологизации, обобщения и др. из которых складывается рассуждающее изложение. Рассуждение активизирует внимание и мышление учащихся постановкой оригинальных вопросов, предложением не одного, а нескольких вероятных ответов, сопоставлением альтернативных вариантов, вытекающих из факта следствий, выдвижением собственных версий и оценок. Из всех средств обучения лучше других сочетается с логическими схемами,
Сравнительная характеристика — прием анализа, сопоставления и обобщения по содержательным линиям сущности двух и более однородных исторических фактов. Начиная сравнение, следует выделять существенные сопоставимые признаки исторических объектов; затем сравнивать выделенные признаки; в итоге — сделать вывод. Вместе с приемом используются такие средства обучения, как сравнительные таблицы, учебные памятки.
Обобщающая характеристика — прием краткого, сжатого перечисления существенных признаков, причинно-следственных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и законов общественного развития. Она применяется при индуктивном и дедуктивном изложении фактов, понятий, связей и признаков. Обобщающие характеристики можно разделить на: 1) обобщающие характеристики с выводами-перечислениями главных исторических фактов; 2) обобщающие характеристики аналитического плана, выделяющие существенные признаки факта, изложенного приемом объяснения, аналитического описания или образной характеристики; 3) обобщающие характер; стики с оценочными выводами.
На преобразующем уровне познавательной деятельности школьники могут теоретические сведения, представленные в условно-графическом виде, излагать с помощью охарактеризованных выше приемов в развернутой словесной форме. А тексты перерабатывать в адекватные темам планы и таблицы.
Смысловой план — перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста. План бывает простым и развернутым. Основные правила составлена планов: прочитав название темы плана, отобрать из текста только тот материал, который раскрывает ее; составить смысловой план; еще раз проверить, отражает ли он суть фактов, и: причины и следствия.
Стереотипный план — преобразование однородных исторических фактов с целью вы явления их единичных, особенных и общих признаков. Вводится в среднем звене общеобразовательной школы. Школьники получают возможность актуализировать, систематизирован и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостные представления о прошлом, осознавая закономерности исторического развития общества г оценивая уникальность и своеобразие каждого отдельного факта истории. Смысловой план вырабатывает примерный алгоритм проведения ученических исследований, необходимый в старших классах для самостоятельного изучения теоретических вопросов. Работа над стереотипным планом проходит в два этапа: 1) составление простого плана; 2) составление развернутого плана.
Тезисный план — отражение существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих аналогов. Цель составления — актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Тезисный план может быть простым и развернутым, переходя в форму тезисных записей, сохраняющий стиль первоисточников.
Преобразованию учебной информации на теоретическом уровне способствуют разнообразные текстовые таблицы. В основе работы над ними лежат приемы анализа, обобщения, систематизации исторического материала и составления смысловых и тезисных планов. Сравнительно-обобщающая таблица является материализованным итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения результатов. Таблица включает графы: объекты сравнения, линии сравнения, сравниваемые факты, результаты сравнения, обобщение результатов сравнения. Конкретизирующие таблицы способствуют лучшему усвоению понятий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и опираются на умения составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы. Содержание и количество граф зависит от темы и проблематики таблицы. Завершающим этапом составления таблиц обязательно должно быть формулирование вывода. Овладению приемом формулирования выводов помогают учебные памятки.
Важным средством изучения теоретического материала является беседа. Повтори-тельно-обобщающая беседа призвана поднять на более высокий уровень изученный материал. Аналитическая беседа используется при изучении нового материала, выявлении его сущности и значения. Эвристическая беседа включает проблемные, творческие вопросы.
Источник
Методы изложения материала
Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях, когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису или когда оратор заранее знает, что его тезис будет встречен «в штыки». Аргументы располагаются от слабого к сильному по возрастающей.
Дедуктивный метод –изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера, когда аудитория относится к тезису благожелательно. При этом аргументы могут располагаться по убывающей: от сильного к слабому. Или по возрастающей от слабого к сильному и снова к слабому.
Метод аналогии – сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной.
Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения — убедительными. Особенно это касается аргументирующей речи, которая является самой сложной для разработки.
Источник
Приёмы и средства изучения теоретического материала.
Теоретический материал может излагаться в виде:
*Объяснения –монологическое, целостное, аргументированное изложение существенных признаков исторических событий, явлений процессов, причинно-следствен. Связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Объяснение подводит школьников к усвоению понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, к осознанию целей, мотивов и результатов деятельности людей в прошлом, к анализу и оценке культ.-ист. Наследия, к формированию собственных идей и убеждений. О. самый компактный и самый экономичный по времени способ передачи сложной и объёмной информации. Самый распространённый приём обучения истории.
*Рассуждение – приём монологического изложения теоретических сведений, представленный логической цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы. Р. обучает школьников приёмам анализа, сравнения, типологизации, обобщения. Способствует активизации внимания и мышления учащихся постановкой оригинальных вопросов, предложением не одного, а нескольких вероятных ответов, вытекающих из факта следствия, выдвижением собственных версий и оценок.
*Обобщающая характеристика – приём краткого, сжатого, простого перечисления существенных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и законов общественного развития.
По содержанию и направленности содерж.В них выводов обобщ. Хар. Можно условно разделить на:
1)Обобщ. Хар. С выводами-перечислениями главных исторических фактов.
2)Об. Хар. Аналитического плана, выделяющие существенные признаки факта, изложенного прежде приёмом объяснения, аналитического описания или образной характеристики.
3)Обоб. Хар. С оценочными выводами, которые могут следовать за этими же приёмами или опережать их, и содержать суждения об ист. Роли и значении характериз. Событий, явлений, процессов.
*Различные Бесседы.
Можно использовать в работелогические схемы, графики, диаграммы, карты, схемы и таблицы.
65 Основные приемы изложения главных исторических фактов При изучении главных исторических фактов используются приемы повествования и описания. Остановимся в начале на приемах повествования. Приемы повествования. При подготовке к уроку учитель решает, каким будет способ изложения учебного материала. Выбор определяется задачами, которые ставит учитель, составом учеников и их подготовленностью. Он зависит также от содержания фактов и наглядных средств обучения. На уроке возможно сочетание различных способов или приемов изложения. Один из приемов изложения — повествование. В преподавании истории это сжатое сообщение или рассказ об исторических событиях. Одно из требований к рассказу — отражение в нем конкретной исторической характеристики времени, пространства, людей, что способствует развитию у учащихся представления о специфичности каждого исторического факта по сравнению с другими. Сюжетный повествовательный рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как правило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка — кульминация — развязка. Такой рассказ применяется при изложении наиболее крупных событий, например: восстание Спартака. В него включаются яркие эпизоды, детали исторических событий, характеристики их участников. По ходу рассказа учитель привлекает учебные событийные картины, аппликации, схемы военных действий. Сюжет рассказа может быть правдивым, реалистическим, возможен частичный вымысел. Форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека называется персонификацией (олицетворением). В ее основе — придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках. Сюжетное повествование выступает как способ объяснения сложных исторических явлений. Чтобы разъяснить их, учитель вводит прием персонификации. Свой рассказ учитель дополняет рисунками и надписями, фрагментами сюжетного диафильма. Другая форма сюжетного повествования — драматизация. Здесь повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытающихся разрешить конфликтную ситуацию. В ходе диалога раскрывается сущность типичного социального явления. Часто учащиеся бывают участниками этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется то, что выявлено при активном личном участии. Мини-постановки успешно применяются в современной школе, например при изучении законов Хаммурапи . Образное повествование. В отличие от сюжетного повествования, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содержит больше теоретических сведений и передает главные исторические факты в спокойной бесконфликтной форме. Такой прием чаще всего применяется для изложения явлений и процессов экономической жизни общества. Причем сочетается он, как правило, с графической наглядностью, например схемой «Древнерусская феодальная вотчина». Возможно также применение педагогических рисунков, аппликаций <-возникновение средневекового города), учебных типологических картин («В мастерской средневекового оружейника»). Включение в рассказ такой наглядности создает образные представления об изучаемом явлении, что помогает ученикам выявить его существенные черты. Конспективное повествование и информативное сообщение учитель использует на уроках при изложении неглавных фактов. Для конспективного повествования характерно лишенное образности перечисление фактов, их пространственных, временных и количественных характеристик. Такое краткое освещение фактов без их анализа необходимо для установления связей между основными фактами, для создания целостного представления о событиях. При помощи карт, схем, графиков конспективно излагаются события политической жизни, военной истории, народных восстаний. Информативное сообщение применяют для перечисления фактов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с другом и с главным фактом урока. По ходу изложения ученики составляют календари событий. Приемы описания. Картинное описание. Описание позволяет раскрыть существенные черты, детали, признаки или состояния. В нем есть объект, но нет развития сюжета. Описание бывает картинным и аналитическим. Картинным описанием называется прием устного изложения материала, когда с помощью слова в эмоционально-художественной форме создаются образы того или иного факта, т.е. происходит образное воспроизведение фактов в виде целостных картин. Этот вид описания применяется для воссоздания картин природы, быта людей,’ географической среды, а также типичных явлений культурной, общественной, хозяйственной жизни. Прием описания позволяет использовать документальные фотографии местности, материалы реконструкции исторических памятников, локальные схемы, документы, художественно-историческую литературу.
Аналитическое описание Это прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения; передаются внешние признаки создаваемых целостных образов, показывается взаимодействие их существенных сторон, составных частей. Применяется он при описании орудий труда, оружия, памятников архитектуры, военных и хозяйственных объектов, а также при разъяснении устройства государства, его военной организации. Рассказ сочетаете» с меловыми рисунками, схемами и чертежами, с демонстрацией макетов и моделей, с применением кодоскопа.
Образная характеристика — разновидность описания. Образной называют характеристику типичных представителей общества конкретного периода: купца, помещика, рабочего, фабриканта. Часто образная характеристика сочетается с заданиями для учащихся. Характеристика исторической личности дается на уроках истории наряду с образной характеристикой. Для этого есть специальные памятки. Вот одна из них:
1.Обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черты лица, манеру держаться, говорить, одеваться).
2.Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим).
3.Приведите наиболее яркие и важные факты из жизни.
4.Сделайте вывод о вкладе личности в историю.
Для характеристики типичных черт выдающихся исторических личностей (политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) привлекается документальный материал, портреты, фотографии, художественная литература.
Часто факты, помогающие охарактеризовать личность, учитель берет из научной или художественной литературы. Например, книга А.З. Манфреда помогает дать характеристику Наполеону Бонапарту.
Источник