Способы изложения теоретического материала

Лекция 18. Изучение теоретического учебного материала

К приемам устного изложения теоретического содержания учебного исторического материала относятся: объяснение, рассуждение, сравнительная и обобщающая характеристи­ка. Объяснение — прием монологического, целостного, аргументированного изложения суще­ственных признаков исторических событий, явлений, процессов, причинно-следственных связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Объяснение подводит школь­ников к усвоению понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, к осознанию целей, мотивов и результатов деятельности людей в прошлом, к анализу и оценке культурно-исторического наследия, к формированию собственных идей и убеждений. В объ­яснении присутствуют два компонента: то, что объясняется, и то, чем аргументируются вы­двинутые положения. Достоинствами данного приема являются: полное, обстоятельное, ло­гически целостное и последовательное изложение теоретических сведений на доступном для учащихся с разными познавательными возможностями уровне; компактный и экономичный до времени способ передачи сложной и объемной учебной информации; демонстрация учи­телем примеров связного, логически структурированного монолога. К недостаткам относит­ся: изложение теоретических сведений как результат заранее проделанной мыслительной ра­боты; ограничение познавательной самостоятельности школьников; объяснение не формиру­ет критического мышления и снижает интерес к предмету. При объяснении учебного мате­риала используются все виды таблиц, исторические карты, логические схемы, опорные кон­спекты.

Рассуждение — прием монологического изложения теоретических сведений, пред­ставленный логической цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы. Ис­пользование данного приема помогает обучать школьников умениям анализа, сравнения, типологизации, обобщения и др. из которых складывается рассуждающее изложение. Рассуж­дение активизирует внимание и мышление учащихся постановкой оригинальных вопросов, предложением не одного, а нескольких вероятных ответов, сопоставлением альтернативных вариантов, вытекающих из факта следствий, выдвижением собственных версий и оценок. Из всех средств обучения лучше других сочетается с логическими схемами,

Сравнительная характеристика — прием анализа, сопоставления и обобщения по со­держательным линиям сущности двух и более однородных исторических фактов. Начиная сравнение, следует выделять существенные сопоставимые признаки исторических объектов; затем сравнивать выделенные признаки; в итоге — сделать вывод. Вместе с приемом исполь­зуются такие средства обучения, как сравнительные таблицы, учебные памятки.

Обобщающая характеристика — прием краткого, сжатого перечисления существен­ных признаков, причинно-следственных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и законов общественного развития. Она применя­ется при индуктивном и дедуктивном изложении фактов, понятий, связей и признаков. Обобщающие характеристики можно разделить на: 1) обобщающие характеристики с выво­дами-перечислениями главных исторических фактов; 2) обобщающие характеристики анали­тического плана, выделяющие существенные признаки факта, изложенного приемом объяснения, аналитического описания или образной характеристики; 3) обобщающие характер; стики с оценочными выводами.

На преобразующем уровне познавательной деятельности школьники могут теоретические сведения, представленные в условно-графическом виде, излагать с помощью охарактеризованных выше приемов в развернутой словесной форме. А тексты перерабатывать в адекватные темам планы и таблицы.

Смысловой план — перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста. План бывает простым и развернутым. Основные правила составлена планов: прочитав название темы плана, отобрать из текста только тот материал, который раскрывает ее; составить смысловой план; еще раз проверить, отражает ли он суть фактов, и: причины и следствия.

Стереотипный план — преобразование однородных исторических фактов с целью вы явления их единичных, особенных и общих признаков. Вводится в среднем звене общеобразовательной школы. Школьники получают возможность актуализировать, систематизирован и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостные представления о прошлом, осознавая закономерности исторического развития общества г оценивая уникальность и своеобразие каждого отдельного факта истории. Смысловой план вырабатывает примерный алгоритм проведения ученических исследований, необходимый в старших классах для самостоятельного изучения теоретических вопросов. Работа над стерео­типным планом проходит в два этапа: 1) составление простого плана; 2) составление развер­нутого плана.

Читайте также:  Правовой конфликт способы разрешения

Тезисный план — отражение существенных сторон, признаков, причин, следствий еди­ничных фактов, не имеющих аналогов. Цель составления — актуализация уникальности, не­повторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Те­зисный план может быть простым и развернутым, переходя в форму тезисных записей, со­храняющий стиль первоисточников.

Преобразованию учебной информации на теоретическом уровне способствуют разно­образные текстовые таблицы. В основе работы над ними лежат приемы анализа, обобщения, систематизации исторического материала и составления смысловых и тезисных планов. Сравнительно-обобщающая таблица является материализованным итогом анализа и сопос­тавления сравниваемых фактов и обобщения результатов. Таблица включает графы: объекты сравнения, линии сравнения, сравниваемые факты, результаты сравнения, обобщение ре­зультатов сравнения. Конкретизирующие таблицы способствуют лучшему усвоению поня­тий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и опираются на умения составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы. Содержание и количество граф зависит от темы и проблематики таблицы. Завершающим этапом составле­ния таблиц обязательно должно быть формулирование вывода. Овладению приемом форму­лирования выводов помогают учебные памятки.

Важным средством изучения теоретического материала является беседа. Повтори-тельно-обобщающая беседа призвана поднять на более высокий уровень изученный матери­ал. Аналитическая беседа используется при изучении нового материала, выявлении его сущ­ности и значения. Эвристическая беседа включает проблемные, творческие вопросы.

Источник

Методы изложения материала

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях, когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису или когда оратор заранее знает, что его тезис будет встречен «в штыки». Аргументы располагаются от слабого к сильному по возрастающей.

Дедуктивный метод –изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера, когда аудитория относится к тезису благожелательно. При этом аргументы могут располагаться по убывающей: от сильного к слабому. Или по возрастающей от слабого к сильному и снова к слабому.

Метод аналогии – сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения — убедительными. Особенно это касается аргументирующей речи, которая является самой сложной для разработки.

Читайте также:  Способы работы с массивом

Источник

Приёмы и средства изучения теоретического материала.

Теоретический материал может излагаться в виде:

*Объяснения –монологическое, целостное, аргументированное изложение существенных признаков исторических событий, явлений процессов, причинно-следствен. Связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Объяснение подводит школьников к усвоению понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, к осознанию целей, мотивов и результатов деятельности людей в прошлом, к анализу и оценке культ.-ист. Наследия, к формированию собственных идей и убеждений. О. самый компактный и самый экономичный по времени способ передачи сложной и объёмной информации. Самый распространённый приём обучения истории.

*Рассуждение – приём монологического изложения теоретических сведений, представленный логической цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы. Р. обучает школьников приёмам анализа, сравнения, типологизации, обобщения. Способствует активизации внимания и мышления учащихся постановкой оригинальных вопросов, предложением не одного, а нескольких вероятных ответов, вытекающих из факта следствия, выдвижением собственных версий и оценок.

*Обобщающая характеристика – приём краткого, сжатого, простого перечисления существенных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и законов общественного развития.

По содержанию и направленности содерж.В них выводов обобщ. Хар. Можно условно разделить на:

1)Обобщ. Хар. С выводами-перечислениями главных исторических фактов.

2)Об. Хар. Аналитического плана, выделяющие существенные признаки факта, изложенного прежде приёмом объяснения, аналитического описания или образной характеристики.

3)Обоб. Хар. С оценочными выводами, которые могут следовать за этими же приёмами или опережать их, и содержать суждения об ист. Роли и значении характериз. Событий, явлений, процессов.

*Различные Бесседы.

Можно использовать в работелогические схемы, графики, диаграммы, карты, схемы и таблицы.

65 Основные приемы изложения главных исторических фактов При изучении главных исторических фактов используются приемы повествования и описания. Остановимся в начале на прие­мах повествования. Приемы повествования. При подготовке к уроку учитель решает, ка­ким будет способ изложения учебного материала. Выбор опреде­ляется задачами, которые ставит учитель, составом учеников и их подготовленностью. Он зависит также от содержания фактов и наглядных средств обучения. На уроке возможно сочетание раз­личных способов или приемов изложения. Один из приемов изложения — повествование. В преподавании истории это сжатое сообщение или рассказ об исторических собы­тиях. Одно из требований к рассказу — отражение в нем конкрет­ной исторической характеристики времени, пространства, людей, что способствует развитию у учащихся представления о специ­фичности каждого исторического факта по сравнению с другими. Сюжетный повествовательный рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный историчес­кий сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исто­рические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захваты­вающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как пра­вило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка — куль­минация — развязка. Такой рассказ применяется при изложении наиболее крупных событий, например: восстание Спартака. В него включаются яркие эпизоды, детали исторических событий, харак­теристики их участников. По ходу рассказа учитель привлекает учебные событийные картины, аппликации, схемы военных дей­ствий. Сюжет рассказа может быть правдивым, реалистическим, воз­можен частичный вымысел. Форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека называется персонификацией (олицетворением). В ее основе — придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, по­ступках. Сюжетное повествование выступает как способ объяс­нения сложных исторических явлений. Чтобы разъяснить их, учитель вводит прием персонификации. Свой рассказ учитель дополняет рисунками и надписями, фраг­ментами сюжетного диафильма. Другая форма сюжетного повествования — драматизация. Здесь повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытаю­щихся разрешить конфликтную ситуацию. В ходе диалога рас­крывается сущность типичного социального явления. Часто уча­щиеся бывают участниками этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется то, что выявлено при активном личном участии. Мини-постановки успешно применяются в современной шко­ле, например при изучении законов Хаммурапи . Образное повествование. В отличие от сюжетного повествова­ния, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содер­жит больше теоретических сведений и передает главные исто­рические факты в спокойной бесконфликтной форме. Такой прием чаще всего применяется для изложения явлений и процессов экономической жизни общества. Причем сочетается он, как правило, с графической наглядностью, например схемой «Древнерусская феодальная вотчина». Возможно также применение педагогических рисунков, аппли­каций <-возникновение средневекового города), учебных типологи­ческих картин («В мастерской средневекового оружейника»). Вклю­чение в рассказ такой наглядности создает образные представления об изучаемом явлении, что помогает ученикам выявить его суще­ственные черты. Конспективное повествование и информативное сообщение учитель использует на уроках при изложении неглавных фактов. Для конспективного повествования характерно лишенное образ­ности перечисление фактов, их пространственных, временных и количественных характеристик. Такое краткое освещение фактов без их анализа необходимо для установления связей между основ­ными фактами, для создания целостного представления о событи­ях. При помощи карт, схем, графиков конспективно излагаются события политической жизни, военной истории, народных восста­ний. Информативное сообщение применяют для перечисления фак­тов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с дру­гом и с главным фактом урока. По ходу изложения ученики со­ставляют календари событий. Приемы описания. Картинное описание. Описание позволяет раскрыть существен­ные черты, детали, признаки или состояния. В нем есть объект, но нет развития сюжета. Описание бывает картинным и аналитичес­ким. Картинным описанием называется прием устного изложения материала, когда с помощью слова в эмоционально-художествен­ной форме создаются образы того или иного факта, т.е. происхо­дит образное воспроизведение фактов в виде целостных картин. Этот вид описания применяется для воссоздания картин природы, быта людей,’ географической среды, а также типичных явлений культурной, общественной, хозяйственной жизни. Прием описания позволяет использовать документальные фо­тографии местности, материалы реконструкции исторических па­мятников, локальные схемы, документы, художественно-исто­рическую литературу.

Читайте также:  Макароны с сыром способ приготовления

Аналитическое описание Это прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения; передаются внешние признаки создаваемых целостных образов, показывается взаимодействие их существенных сторон, составных частей. При­меняется он при описании орудий труда, оружия, памятников архитектуры, военных и хозяйственных объектов, а также при разъяснении устройства государства, его военной организации. Рассказ сочетаете» с меловыми рисунками, схемами и чертежами, с демонстрацией макетов и моделей, с применением кодоскопа.

Образная характеристика — разновидность описания. Об­разной называют характеристику типичных представителей обще­ства конкретного периода: купца, помещика, рабочего, фабрикан­та. Часто образная характеристика сочетается с заданиями для учащихся. Характеристика исторической личности дается на уроках истории наряду с образной характеристикой. Для этого есть спе­циальные памятки. Вот одна из них:

1.Обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черты лица, ма­неру держаться, говорить, одеваться).

2.Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отно­шение к окружающим).

3.Приведите наиболее яркие и важные факты из жизни.

4.Сделайте вывод о вкладе личности в историю.

Для характеристики типичных черт выдающихся исторических личностей (политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) привлекается документальный материал, портреты, фотографии, художественная литература.

Часто факты, помогающие охарактеризовать личность, учитель берет из научной или художественной литературы. Например, книга А.З. Манфреда помогает дать характеристику Наполеону Бонапарту.

Источник

Оцените статью
Разные способы