Тема 2. Изложение
Изложение – это представление выбранной оратором информации, которая выражает концепцию речи. Здесь очень важно соблюдение меры, то есть нужно сделать такое представление материала, которое бы не включало ничего лишнего, при этом давало объем информации, необходимый для слушателя.
В судебном красноречии изложение включает в себя описание материалов дела. В иных случаях к выбору излагаемого материала не предъявляется жестких требований и ограничений. В классической риторике существуют два способа изложения материала: естественный и искусственный. Первый способ соответствует естественному порядку элементов повествования. Так, изложенный ход событий выглядит естественно, в полной мере жизненным, т. е. предыдущие события являются причиной следующих и так далее. Таким образом, линейная манера повествования «идет как жизнь» и, начинаясь от истоков, движется к своему естественному логическому завершению.
Внимание в линейном повествовании уделяется непосредственно событиям и фактам. Автор не анализирует, а только констатирует происходящее. Этот тип изложения характерен для деловой документации исторических и ряда других научных описаний. Потому он получил название исторического (хронологического) метода.
Особенностью данного способа является следующее: чем больше описательности, тем меньше личности автора проявляется в тексте.
Использование оратором подобного изложения очень хорошо воспринимается аудиторией, изложение течет легко, содержание его прозрачно и хорошо запоминается слушателями. Оратору также легко дается рассказывание – будто «движение по течению».
Однако в удобстве такого изложения кроется опасность усыпить, расслабить слушателей – они перестают активно воспринимать информацию, отказываются от размышлений. А поэтому положительного результата в достижении целей речи может и не получиться, ведь у оратора диалог с аудиторией отсутствовал.
Иным способом изложения является формирование фабульно-интригующего текста. Оратор группирует факты не хронологически, а по степени важности и интересности. Перестановка частей в рассказе активизируют слушателей. Аудитория вынуждена следить за речью, чтобы не упустить моменты сюжетного скачка. Для такого способа изложения основополагающими являются интрига и фабула – именно они, меняя естественный ход повествования, делают его «искусственным». В таком выступлении события могут подаваться вне зависимости от хронологии и последовательности, разделяться на эпизоды, объединяться, идти параллельно, повествование может начинаться с конца событий, а заканчиваться их началом – главное, чтобы поддерживался интерес у аудитории.
Такой способ повествование требует от оратора большего мастерства и большей подготовки. Более того, необходимо решать задачу, каким образом наиболее эффективно сгруппировать материал.
Фабульное изложение также требует большей подготовленности аудитории, поскольку в таком изложении логика повествования не так очевидна. Кроме того, аудитория должна быть внимательной, чтобы следить за ходом мысли оратора.
Фабульно-интригующий способ содержит в своем арсенале несколько методов: дедуктивный, индуктивный, аналоговый, стадийный, концентрический.
Дедуктивный (лат. deductio – выведение) – последовательное развертывание сообщения и движение повествования от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Примером использования дедуктивного метода являются статьи любой энциклопедии, многих словарей и учебников.
Дедуктивная методика ведёт от результата к причине этого результата. Тем самым она заинтересовывает слушателей, держит их в напряжении, провоцирует на самостоятельный поиск причин.
Индуктивный (лат. induction – возбуждение) – ход мысли и изложения идет от конкретного к общему. Этот метод противоположен дедуктивному изложению.
В классической риторике он получил название «предсказание основ». Речь начинается с приведения отдельного факта в расчете на то, что слушатель заинтересуется и будет внимательно ждать продолжения.
Сначала индуктивный метод активизирует у слушателей конкретно-чувственное восприятие, а уже в дальнейшем задействуется их способность к умозаключениям.
Такой метод изложения наиболее широко применяется в младшей и средней школе, его доля в образовании высшего уровня уменьшается.
Метод аналогии(греч. аnalogia – похожесть, подобие, соответствие) – фактически вариант индуктивного метода. Это также речь, ведущая от частного к общему. Он заключается в сопоставлении различных объектов, фактов и др. с целью нахождении в них подобия.
На основе подобия подается новый материал, при этом он сравнивается с уже известным. В риторике метод аналогии применяется при описании ярких, знаменательных событий, чтобы рассказ о них (с использованием сопоставимых по значимости примеров) производил сильное впечатление.
На языковом уровне метод аналогии «порождает» такие высказывания, как черный PR, красная угроза, акулы бизнеса, коричневая чума.
Использование метода аналогии ведет к созданию гибкого и универсального изложения, фактически развернутой метафоры, где любой объект рассматривается как похожий на некоторые другие.
Стадийный метод(гр. Stadia – ступень, уровень) – это постепенное движение текстового сообщения, от тезиса к тезису, от факта к факту, подчиненное логике изложения. Этот метод возможно использовать только в линейном построении сообщения, то есть нарушить хронологию, забежать вперед или вспомнить предыдущее невозможно. Стадия в данном случае мыслится как некая отдельная глава в композиции речи, она может содержать несколько фактов или описаний.
Данный способ изложения труден и неудобен в случае, когда оратор планирует дополнения или возращение к предыдущему – можно запутать себя и аудиторию.
Концентрический метод используется при возникновении необходимости всесторонне рассмотреть заявленную проблему. В центр внимания помещается проблема и рассматривается со всех сторон, приводятся различные мнения, группируются необходимые данные и факты. Структура такого изложения напоминает серию колец, входящих одно в одно, а в центре – главная проблема, к которой, словно по спирали, приближается оратор.
Концентрический метод диктует необходимость постоянно возвращаться к центральной проблеме, однако в разных контекстах, с разных позиций. Проблема раскрывается полностью, во всех своих гранях. Можно сказать, что если метод хронологии – это движения по вертикали, то концентрический метод раскрывает новые горизонты.
Подобный метод изложения применяют в научно-учебном и научно-популярном стилях. Однако концентрический метод хорош и для публицистики, и для политических дебатов.
Аргументация по аналогии также относится к логическим операциям. В основе аналогии лежит сравнение по критериям похожести и подобия. Эти операции также являются языковыми, поскольку все стилистические приемы, такие, как тропы и фигуры – это разновидности аналогии.
Аргументация по аналогии может быть двух типов: физической и метафизической. Физическая аналогия – это результат наблюдения за окружающим миром и конкретно-чувственный опыт говорящего.
Этот тип аргументации основан на очевидности, ведь и коллективный слушатель имеет точно такие же органы зрения, слуха, обоняния и т.д. Никому не придется доказывать, что в морозы – холодно, а дождь – это вода.
Результатом формирования представлений об абстракциях и логических умозаключениях становится метафизическая аналогия. Существование метафизической аналогии нередко подвергали сомнению и философы, и филологи. Однако в классической риторике подобный вид аналогии связан с теоретизированием, выявлением и называнием абстракций науки и человеческого бытия вообще.
Аналогия также делится на пропорциональную и атрибутивную.
Пропорциональная аналогия возможна при условии равноправия объектов сопоставления и при наличии у них общих и различающих признаков: алмаз – бриллиант, гражданский брак – официальный брак.
Атрибутивная аналогия использует приём перенесения примет одного объекта на другой. По аналогии одному объекту присваиваются признаки другого: яхонтовый перстень – яхонтовые глаза, жемчужное ожерелье – жемчужная улыбка.
Аргументы по уровню ситуативности делятся на прямые и опосредованные. Среди опосредованных мы выделим:
1. Аргумент к событиям. Сравнивается сила и важность определенных событий
2. Аргумент к месту, обстоятельствам, ситуации. Это апелляция к ситуации, в которой определенное речевое действие уместно или неуместно. Например: Сейчас не время и не место говорить об этом.
3. Аргумент к публике. Достаточно распространенный вид аргумента в суде или на переговорах. Например: Все мы когда-то проходили через это!
4. Аргумент к личности и авторитету – обращение к авторитету кого-либо. Например: Вы как специалист в этой области должны понимать это.
5. Аргумент ко времени и событиям – обращение ко времени, когда данный объект или события были возможны или наоборот. Например, еще сто лет назад об этом нельзя было и думать.
6. Аргумент к сильному и богатому. Например, наш сосед смог добиться этого.
7. Аргумент к противоположному – следует делать и говорить хуже, чтобы люди научились ценить лучшее. Это убеждение угрозами, материальным наказанием, дисциплинарными мерами.
При моделировании речи существует опасность употребить чрезмерную аргументацию. Среди большой цепи аргументов и ссылок могут встретиться противоречивые или не соответствующие задаче и цели высказывания. Например: Тезис справедливость восторжествует аргументируется серией посылок – справедливость победит, пересилит, перейдет в закон, уничтожит зло, обогатит духовно, уничтожит несправедливость, воспитает личность и обогатит государство – трудно не запутаться в этой цепи аргументов. Справедливость уничтожит зло или обогатит государство?
Источник
Урок 3. Ораторские приемы
Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями.
Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.
Содержание:
Еще Аристотель замечал, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей. Это доказывает, что само содержание речи и ее смысл не будут раскрыты полностью без учета особенностей зрительского восприятия. Чтобы лучше донести информацию до слушателей, сделать ее более понятной и хорошо организованной, используйте следующие приемы и правила риторики.
Пример, подобность и сравнение
Сравнение, наверное, является основным, самым базовым приемом ораторского искусства. Важнейшее правило риторики гласит, что все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь. Такой прием звучит особенно выигрышно в тех случаях, когда вы хотите донести до слушателя числовую информацию.
Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору». Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 миллионов тонн нефти.
Зато мы все знаем, как выглядит поезд, и примерно представляем себе длину окружности Земли, а значит, знаем, что это — очень много нефти. Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные и мысленно соотнести их со знакомыми им величинами, сделать абстрактные цифры осязаемыми.
Кроме обычного сравнения существуют также его отдельные формы, такие как образ и метафора. В отличие от привычного сопоставления двух вещей в речи, эти ораторские приемы имеют творческий оттенок. Как правило, образы не создаются нами искусственно. Они приходят, когда мы наблюдаем за окружающим миром и строим ассоциации.
Если же вы хотите украсить свою речь образами, но испытываете определенные трудности в продуцировании нужной образности, рекомендуем вам ознакомиться со специальным уроком на нашем сайте, направленным на развитие ассоциативного мышления, а также потренироваться разгадывать друдлы.
В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления. Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями.
Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха (переименование). Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно — понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет.
Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу. Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.
Повтор
В одном из уроков по развитию памяти на нашем сайте, есть целый раздел, посвященный повторению, потому что повторение – это важнейший принцип запоминания информации. В ораторском мастерстве используется повтор, который глубже закрепляет в сознании аудитории основную мысль выступления, повышает убедительность речи оратора, вызывает у слушателей воспоминание, помогает правильно организовать речь, представить новую информацию как уже знакомую. Так что если вы хотите, чтобы ваши слушатели хорошо запомнили необходимую информацию, повторяйте ее и получите нужный эффект.
Однако следует учитывать, что обыкновенное дословное повторение материала эффективно только в определенных обстоятельствах, в большинстве случаев повторы становятся действенным приемом оратора исключительно при умелом их оформлении в речи. Можно выделить следующие виды повторов:
✔ | Дословный повтор. Этот вид используется достаточно редко: только при дословном цитировании, или для намеренного акцента на конкретной фразе, особенно на восклицании. Например, Мартин Лютер Кинг практически в каждом предложении своей знаменитой речи восклицал: “I have а dream!”. Кроме того, как в прозаической, так и в поэтической речи часто используется прием, близкий к дословному повтору, анафора. Суть анафоры заключается в повторении сходных звуков, слов или групп слов в начале отдельных фраз. Анафора также играет большую роль в формировании четкого устоявшегося образа высказанной идеи в сознании слушателей. |
✔ | Варьируемый повтор. Чаще для повторения важных мыслей в ораторской речи используется варьируемый повтор, то есть возвращение к уже сказанному ранее в ином словесном оформлении, выражение одной и той же мысли другими словами. Смысловое содержание повтора в этом случае будет преподноситься слушателям с разными оттенками, что сделает идею более яркой и выразительной. |
✔ | Расширенный повтор (разъяснение или рекурсия) – повтор уже произнесенной мысли с включением в нее новых слов для развития основных идей и образов вашего выступления. Если выражение мысли, выбранное вами первоначально, не кажется вам достаточно убедительным, к нему стоит вернуться по ходу выступления и дополнить его, пояснить. Однако лучше не злоупотреблять этим приемом, так как излишне часто повторяемые ваши слова и идеи могут показаться слушателям навязчивыми, утомительными (вспомните знаменитое шутливое стихотворение «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака или песню Александра Пушного «Ночной дозор» с бесконечным количеством расширенных повторов). Постарайтесь использовать больше емких и кратких образов вместо частых повторений с подробными разъяснениями. |
✔ | Частичный повтор и рафинирование (обобщение) используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Данный прием особенно подходит для обучающих выступлений (лекций), когда лектору необходимо периодически подытоживать полученные ранее выводы. |
Однако весь арсенал этими приемами не исчерпывается.
Другие приемы
Здесь рассмотрим целый комплекс разных приемов.
Иносказание
Иносказание (аллегория) – это воплощение явления (идеи, мыслей) в наглядном образе. Например, в речи «I have a dream» Мартин Лютер Кинг приводит такую аллегорию:
«Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».
Образ детей разных рас и разного пола, взявшихся за руки является отражением идеи толерантности и равноправия. Иносказания можно очень эффективно использовать для иллюстрации абстрактных понятий, таких как дружба, равноправие, любовь, верность, чтобы усилить восприятие ключевых идей речи. Аллегория – это достаточно сложный прием в риторике и требует если не особого мастерства оратора, то уж наверняка хорошей подготовки.
Призыв
Призыв также является распространенным ораторским приемом и заключается в обращении к слушателям напрямую с воззванием к какому-либо действию. Использование призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации.
Этим ораторским приемом стоит пользоваться осторожно и не слишком часто. Прием обязательно сработает в аудитории, где публика достаточно благосклонна и внимательна к оратору. Мы, например, призываем вас, наших читателей, которые тратят по несколько часов в день на работу за компьютером, попробовать, хотя бы 20 минут ежедневно уделять саморазвитию, изучая материалы на сайте 4brain.ru, и тогда уже через месяц вы сможете почувствовать прогресс.
Хиазм
Перекрещивание (хиазм) – это прием, помогающий емко и красиво выразить вашу мысль крестообразным изменением последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф. Кеннеди на инаугурации: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны». Также известен хиазм в стихотворении Лермонтова «Одиночество»:
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Перекрещивание повышает убедительность и выразительность вашей речи. Именно хиазмы часто используют в качестве цитат высказываний знаменитых ораторов.
Цитирование
Если вы считаете, что ваши аргументы недостаточно убедительны, или вы еще не заполучили доверие публики, то уместным будет подкрепить свое выступление цитатами признанных лидеров. К примеру, во времена Советского Союза, ораторы часто использовали цитаты Владимира Ленина, чей авторитет был беспрекословен.
Однако важно цитировать правильно, желательно дословно, чтобы не исказить мысль первоисточника. Если же цитата большая или сложная для восприятия, ее можно сделать короче и проще, рассказав своими словами (это называется парафраза). О том, как лучше запоминать цитаты, читайте в одном из следующих уроков.
Цепь – часто применяемое средство удержания внимания слушателей. В речевой цепи полный смысл первого звена идеи становится ясным и законченным только в связи с другими звеньями, вплоть до последнего звена в цепи. Приведем в пример один очень интересный тост, который построен на данном приеме: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет… Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной».
Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного.
Антитеза
Антитеза (противопоставление) – это стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Иногда, чтобы усилить восприятие свойства какого-то предмета или явления, достаточно привести какой-то контрастный, полярный пример, такой как «Для одних людей саморазвитие ничто, а для других – все».
Намек
Использование этого риторического приема оправдано, если у вас достаточно искушенные слушатели, которые, несомненно, смогут понять, на что вы намекаете. Также намек удобно применять, если вы по тем или иным причинам не можете или не хотите напрямую выразить свою мысль. Вот один из примеров намека: Барак Обама, обладатель одной очень крупной премии, никак не может остановить военное вмешательство США в дела других государств.
В данном случае намек заключается в том, что Нобелевская премия МИРА, которая, как известно, была присуждена американскому президенту, не соответствует действительному положению вещей: военные действия не были прекращены, а значит, мир не был достигнут. Чтобы избежать прямого обвинения Барака Обамы в невыполнении обещанных миротворческих мер напрямую, в данной фразе был использован намек на «одну очень крупную премию».
Гипербола
Проще говоря, это преувеличение. Данный прием ораторского мастерства резонно использовать только в том случае, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально, чересчур пафосно.
Гипербола направлена на то, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли. Например, фраза «нужно быть полным дураком, чтобы так считать», имею целью отбить у слушателей всякое желание соглашаться с приведенной оратором сомнительной точкой зрения, то есть автоматически заставить аудиторию поддержать мнение говорящего.
Вставка
Вставкой называется специальное замечание, которое делается, на первый взгляд, мимоходом. Тем не менее, такие замечания могут придавать сильный оттенок сказанному и изменять восприятие слушателей в нужную сторону. Например, для того, чтобы приобщить публику к важной проблеме, о которой ведется речь, можно всего лишь вставить в вашу речь простую и понятную всем фразу: «но не мне вам это говорить…»
Так высказывание «сегодня в нашей стране мы часто сталкиваемся с коррупцией, но не мне вам об этом говорить…» не оставит в вашей аудитории людей, равнодушных к поднятой вами проблеме, привлечет к ней самое пристальное внимание слушателей.
Риторические вопросы
Задавать вопросы, не требующие ответа, в своей речи следует аккуратно. Важно, чтобы слушатели разделяли вашу позицию по этому вопросу, иначе ответ на этот вопрос может быть не так уж и очевиден, как вам кажется. Например, вопрос «неужели так трудно тратить 20 минут в день на саморазвитие?», не всегда будет однозначно иметь отрицательный ответ, однако это немаловероятно.
Предуведомление
Предуведомление помогает настроить аудиторию на внимательное прослушивание подготовленной вами речи. Важно заставить публику с нетерпением ожидать вашего выступления, с самого начала посеяв интерес к тому, о чем вы собираетесь говорить. Это как трейлер в кино с интересными моментами, после которого зритель остается в предвкушении просмотра фильма целиком.
В данном случае в начале вашей речи выигрышно будет звучать, к примеру, фраза «возможно, вы будете удивлены, тому, о чем я вам сейчас расскажу…». Такое начало заставит аудиторию с любопытством прислушиваться к каждому вашему слову.
Промедление
Промедление можно использовать для разогрева интереса слушателей после поступившего им предуведомления. Так мы еще больше усиливаем любопытство слушателей тем, что не сразу выкладываем все карты на стол. Промедлением оратор обрекает слушателя на томление и тем самым нагнетает напряжение внимания по ходу выступления, чтобы подать публике кульминацию своей речи в наиболее подходящий момент.
Повышение напряжения
Усиление внимания слушателей – это умелое оперирование целым набором сложных приемов, который свидетельствует о высоком уровне ораторского мастерства выступающего. Эффект повышения напряжения обычно достигается с помощью использования в комплексе предуведомления и промедления, а также при помощи аллегорий, намеков и других риторических техник. Повышению напряжения также способствуют повторения.
Неожиданность
Чтобы в нужный момент усилить внимание слушателей, оратор может использовать слова и действия, которых от него никто не ожидает. К примеру, знаменитый Бисмарк застал слушателей врасплох, высказавшись наполовину: «Я тоже за отмену смертной казни», и сделав заметную паузу, продолжил: «Но я за то, чтобы начало положил убийца!». Подобные приемы хороши, когда их используют дозировано и уместно, иначе эффект неожиданности может сгладиться.
И напоследок вкратце рассмотрим фрейминг и софизмы.
Фрейминг
Очень важным в ораторском искусстве является умение по-разному преподносить слушателям один и тот же материал в зависимости от собственных целей и объективных обстоятельств. Одна из наиболее эффективных методик обрамления содержания речи на сегодняшний день – это фрейминг, который, между прочим, известен как важный составляющий элемент нейролингвистического программирования.
Фрейм (англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи.Одной из самых популярных концепций фрейминга, является концепция Роберта Дилтса – «фокусы языка». Автор считает, что любую фразу и мысль можно рассматривать по-разному. Дилтс нашел 14 различных способов изменить фокус восприятия. Подробнее об использовании фрейминга и фокусов языка читайте в одном из уроков по развитию творческого мышления на сайте 4brain.ru.
Софизмы
Софизмы (от греч. «хитрая выдумка, уловка») — это ложные высказывания, которые, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажутся правильными («мнимые доказательства» по Аристотелю). Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики оратором для введения в заблуждение слушателей. Софизмы бывают логические, терминологические, психологические и другие.
Подробнее софизмы как один из приемов ораторского искусства описаны отдельно в специальной статье в разделе «статьи», однако мы не рекомендуем использовать софизмы в своей речи, поскольку прибегать к ним следует только в крайнем случае, когда остальные приемы не действуют. Если вы будете уличены в использовании софизмов, впоследствии вам будет крайне сложно убедить аудиторию в вашей объективности и правоте.
Все перечисленные выше ораторские приемы часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Тем не менее, не стоит применять их слишком кучно, иначе они могут начать работать не на вас, а против вас. Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление материала.
Многие из рассмотренных риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению мы рекомендуем вам сознательно ознакомиться со всеми приемами, чтобы наверняка не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие вашей речи слушателями. А еще рекомендуем пройти кейс про Стива Джобса.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Источник